Научная статья на тему 'О понятии "учебные достижения студентов" и его связи с другими смежными понятиями'

О понятии "учебные достижения студентов" и его связи с другими смежными понятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / SUCCESS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / SKILLS / ОБУЧЕННОСТЬ / ОБУЧАЕМОСТЬ / УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ / ACQUISITION LEVEL / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / INTELLECTUAL AND SPECIAL SKILLS / PROCIENCY / EDUCABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Байтуголова Жанара Абдылдаевна

Рассматривается проблема исследованности понятия «учебные достижения студентов» в научной литературе. Проанализировано содержание данного понятия и дано освещение с точки зрения успеха обучаемого, положительного результата, общественного признания. Учебные достижения представлены как достигнутый результат обучения, проявление стремления студента к самосовершенствованию, свидетельство продвижения в учебной деятельности. Дана характеристика содержания понятия «учебные достижения студентов», позволяющая найти его связи со смежными с ним понятиями, какими являются понятия «обученность и обучаемость», «виды учебной деятельности», «способность обучаемых», «уровень усвоения», «грамотность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT "STUDENT ACADEMIC ACHIEVEMENTS" AND ITS RELATIONS TO OTHER CONCEPTS

The problem of understanding the concept «student academic achievements» in scientic publications is discussed. The content of the concept is analyzed and viewed in the aspects of learner’s success, positive outcome and public approval. Academic achievements are shown as achieved teaching/learning result, manifestation of student’s urge for self-improvement and evidence of learning advance. The content of «student academic achievements» concept is characterized to reveal its links with allied concepts such as «prociency» and «educability», «types of learning activities», «acquisition level» and «literacy».

Текст научной работы на тему «О понятии "учебные достижения студентов" и его связи с другими смежными понятиями»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

го ю _0 ч с; го

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-8-16

УДК 378.14 ББК 74.480.2

С.К. Калдыбаев

(Международный университет Ататюрк Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика) Ж.А. Байтуголова

(Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика)

О ПОНЯТИИ «УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ» И ЕГО СВЯЗИ С ДРУГИМИ СМЕЖНЫМИ ПОНЯТИЯМИ

Рассматривается проблема исследованности понятия «учебные достижения студентов» в научной литературе. Проанализировано содержание данного понятия и дано освещение с точки зрения успеха обучаемого, положительного результата, общественного признания. Учебные достижения представлены как достигнутый результат обучения, проявление стремления студента к самосовершенствованию, свидетельство продвижения в учебной деятельности. Дана характеристика содержания понятия «учебные достижения студентов», позволяющая найти его связи со смежными с ним понятиями, какими являются понятия «обученность и обучаемость», «виды учебной деятельности», «способность обучаемых», «уровень усвоения», «грамотность».

Ключевые слова: успех, знания, умения и навыки, обученность, обучаемость, уровень усвоения, способность, грамотность, интеллектуальные и специальные умения.

S.K. Kaldybaev

(Ataturk International University, Alatoo, Bishkek, Kyrgyz Republic) Ja.A. Baitugolova

(Naryn State University named after S. Namatov, Naryn city, the Kyrgyz Republic)

ON THE CONCEPT «STUDENT ACADEMIC ACHIEVEMENTS» AND ITS RELATIONS TO OTHER CONCEPTS

The problem of understanding the concept «student academic achievements» in scientific co publications is discussed. The content of the concept is analyzed and viewed in the aspects of learner's success, positive outcome and public approval. Academic achievements are shown % as achieved teaching/learning result, manifestation of student's urge for self-improvement and $ evidence of learning advance. The content of «student academic achievements» concept is characterized to reveal its links with allied concepts such as «proficiency» and «educability», «types of learning activities», «acquisition level» and «literacy».

Keywords: success, knowledge, skills, proficiency, educability, acquisition level, ability, b literacy, intellectual and special skills.

Проблема изучения содержания и структуры понятия «учебные достижения студентов» стала одной из важных областей в педагогике высшей школы. Это связано с тем, что часто данный термин используется и в методической литературе, и в практике оценочной деятельности. Однако редко встречается литература, посвященная специальному исследованию смысла данного понятия.

По нашему мнению, данное понятие носит системообразующий характер, имеет причинную связь со многими составляющими процесса обучения и соотносится с проблемой повышения качества высшего образования.

В литературе понятие «учебные достижения» параллельно используется с понятиями «знания, умения и навыки учащихся», «результат обучения», «обу-ченность» и «обучаемость». Если обратиться к происхождению данного термина, то можно полагать, что он появился в начале ХХ века с появлением теории и практики педагогического тестирования. В это время бурно развивалась технология разработки и применения в образовательном процессе тестов учебных достижений как совокупности заданий, предназначенных для проверки усвоенных знаний, умений и навыков обучающихся по завершению обучения. Возможно, что примерно в те годы начали употреблять термин «учебные достижения». Из определения тестов можно было уловить, что учебные достижения характеризуется как усвоенные знания, умения и навыки обучающихся.

В словаре понятие «достижение» характеризуется как «успех, положительный результат работы» [15]. С этой точки зрения исследователи обозначают смысл учебных достижений как успех обучаемого, достигнутого в результате овладения знанием, умением и навыком по тем или иным учебным предметам. Согласно этому, в некоторых случаях тесты учебных достижений назывались и тестами успешности. Успех также характеризуется как субъектное переживание лич-

ностью радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого [6]. В словаре С.И. Ожегова слово «успех» раскрывается в двух значениях: во-первых, это положительный результат какой-либо деятельности; во-вторых, это общественное признание, одобрение достижений со стороны окружающих или коллектива [9].

Понятие «достижение» широко исследовано и в психологии. Анализ зарубежной литературы показал, что достижение характеризуются как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности. Как отмечает Н.Л. Сабурова, достижения - природная, потенциально заложенная в личности потребность, которая включает в себя стремление человека к положительным эмоциям в учебной деятельности. Стремление личности к достижениям заложено в ней от природы и развивается под влиянием общества [11, с. 57].

В педагогической и методической литературе учебные достижения характеризуются как результат обучения. По мнению ученых, результат является подтверждением прошлых достижений личности, проявлением стремления личности к самосовершенствованию и свидетельствует о ее продвижении в учебной деятельности. А.А. Малыгин в своей работе под учебными достижениями предлагает понимать доступные наблюдению и оцениванию методами теории педагогических измерений индивидуальные результаты обучения студентов (знания, умения, навыки и компетенции), их личностные новообразования и способы учебной деятельности, выраженные количественными и качественными показателями [6].

По мнению В.Е. Мусиной учебные достижения понимаются как процесс и результат развития учащихся через освоение ими социального опыта в учебном процессе (опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности) и становление их готовности к самостоятельной организации своей деятельности [8].

к

I

о

.0

I

ф

ч

о _0

СО

к

CG О

о ф

ш

0 н

1

ф

5

ф *

S

ь

0

ч

ф

_0

1

ю ф

т ^

о с

о

го ш

о ^

о

го ш

<с *

со ф го ю .0 ч с;

го ^

О

Г.А. Касымова учебные достижения учащихся характеризует как совокупность приобретенных конкретных знаний, умений и навыков в результате усвоения того или иного учебного материала [5, с. 9].

Как свидетельствуют исследования, в педагогике не сложилось однозначное определение понятия «учебные достижения». В педагогической практике вузов в качестве учебных достижений обозначились показатели академической успеваемости, отражающие степень освоения студентами учебного материала. Как показывает анализ исследования по данной проблеме, одни исследователи определяют учебные достижения как процесс движения личности в учебной деятельности к поставленной цели и как результат, полученный личностью в итоге этой деятельности. Другие считают учебные достижения как успешно развивающийся процесс, в основе которого лежат познавательные потребности. Третьи видят в учебных достижениях результат, включающий объективную сторону, характеризующую положительный итог учебной деятельности, когда личностью достигнута поставленная учебная цель и субъективную сторону, показывающую изменения, которые произошли в самой личности под влиянием учебного достижения.

Многочисленные исследования [1; 4; 7; 16] показывают, что понятие «учебные достижения студентов» имеет тесные связи с понятиями:

1) обученность и обучаемость;

2) виды учебной деятельности;

3) способность обучаемых;

4) уровень усвоения;

5) грамотность обучаемых.

1. Обученность и обучаемость. Некоторые исследователи в качестве учебных достижений обучаемых предлагают термин «обученность» и «обучаемость». Обученность, как свидетельствуют исследования, одно из существенных качеств студента, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических

задач. Обученность - это способность обучающегося применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определенного темпа деятельности. Она формируется в результате действия над усвоением конкретного учебного материала. И чем больше пройдет через его сознание и практику разнообразного по содержанию и форме учебного материала в изменяющихся ситуациях деятельности, тем эта способность будет богаче умениями, прочнее обобщением и тем мобильнее она будет проявляться в его деятельности.

В состав обученности входят действия различного характера. Репродуктивные действия предполагают осмысленное узнавание изученного материала при его предъявлении преподавателем в готовом виде, решение типовых задач с помощью преподавателя, самостоятельное применение отработанных умений в стандартных ситуациях. Кроме этого, обучающиеся могут осуществить и продуктивные действия: осмысленное применение умений в нестандартных ситуациях, самостоятельный поиск решений на основе ранее освоенных умений; творческие действия, в результате которых создаются оригинальные способы решения задач с привлечением ранее изученного материала. Следовательно, обу-ченности придается тот же смысл, как и учебные достижения студентов.

Для анализа исследованности понятия «учебные достижения студентов» важное значение имеет изученность понятия «обучаемость». Многие исследователи рассматривают понятие обучаемости как восприимчивость к обучению. К обучаемости относят те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости. Среди них выделяются: самостоятельность мышления, экономичность мышления, обобщенность мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, т.е. легкость или трудность приспособления к изменяющимся условиям задач, смысловая память, характер

связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления.

Как отметила Н.А. Менчинская, обу-чаемостьпроявляетсявпроцессеусвоения школьниками понятий и овладения приемами умственной деятельности. «Для того, чтобы повысить обучаемость, - отметила она, - необходима длительная работа педагога, способствующая общему умственному развитию, направленная на формирование приемов умственной деятельности, положительной мотивации учения» [7, с. 35].

2. Виды учебной деятельности. Содержание понятия «учебные достижения студентов» раскрывается и посредством результатов учебной деятельности. Ученые предлагают следующие виды учебной деятельности [8]:

1) специальные умения;

2) умения рационального учебного труда;

3) интеллектуальные умения.

Специальные умения более всего

переплетаются с содержанием учебных предметов, ибо «знания включаются в умения как один из их компонентов, а умения представляют собой знания в действии» [9, с. 56]. В усвоении учебных предметов специальные умения имеют важное значение. Содержание учебного материала составляет основу способов действий. Оперируя знаниями, учащиеся лучше усваивают материал, добиваются систематизации и обобщения. Поэтому сознательное овладение и выработка специальных умений составляют важные условия для учащихся в полноценном усвоении знаний.

Полноценное усвоение знаний предполагает, кроме специальных умений, умения рационального учебного труда. Главный признак этого вида умений - самостоятельная организация обучающимися (самоорганизация, саморегуляция, саморефлексия) действий по овладению учебным материалом, управление своей деятельностью.

В качестве основных видов умений рационального учебного труда можно выделить:

1) использование различных источников знаний для решения познавательных задач и оформление результатов работы;

2) планирование и организацию своей учебной деятельности;

3) контроль за результатами учебной деятельности и корректировочную деятельность;

4) управление своей деятельностью.

В структуре учебной деятельности важное значение имеют интеллектуальные умения. Они способствуют лучшему пониманию смысла усваиваемых знаний. Параллельно со стадиями усвоения знаний происходит и поэтапное формирование интеллектуальных умений. Интеллектуальные умения характеризуются как результат овладения мыслительными операциями. В качестве интеллектуальных выделены следующие умения: сравнение, анализ, синтез, систематизация, обобщение, абстрагирование, классификация и др.

3. В советской педагогике глубоко исследованы понятие «способность обучаемых», которое имеет тесную связь с понятием «учебные достижения студентов».

Одной из важных задач педагогики является формирование способностей обучающихся. Следует различать, что задача формирования умений и навыков обучающихся относится к цели формирования способов их деятельности. А задача формирования способностей обучаемых - к задаче формирования индивидуальных особенностей и качеств человека. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [10]. Успешность выполнения деятельности, действий является важной характеристикой способности. В исследованиях были выявлены следующие особенности способностей [4; 14; 16]:

1) способность характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков,

к

I

о

.0

I

ф

ч

о _0

СО

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CG О

о ф

ш

0 н

1

ф

5

ф *

S

ь

0

ч

ф

_0

1

ю ф

т ^

о с

о

го со

о Ц

о

го

ш

<

£

со <и го ю .0 ч с;

го ^

О

составом и характером умственных действий и операций, сформированных в процессе обучения;

2) способность относится к качеству, к особенности человека и отличается от умений и навыков;

3) формирование и развитие способностей зависят от методов, условий обучения, от активности самих обучаемых;

4) с другой стороны, успешное овладение знаниями, умениями и навыками зависит от способности ученика. Способность обеспечивает не только успешное овладение знаниями, умениями и навыками, но и возможность постановки и успешного решения различных познавательных задач в процессе обучения, а также успешного применения приобретенных умений и навыков в различных областях деятельности;

5) способность обеспечивает прочные и глубокие личностные характеристики. Они потребны не только в стенах школы, но и нужны, и с успехом используются в дальнейшей жизни человека.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Общие способности характеризуют общие качества, особенности личности, которые соответствуют требованиям различных видов деятельности. Зарубежные исследования, касающиеся общих способностей, часто оперируют понятиями интеллекта. Достигнутый учеником общий уровень умственного развития, общие умственные способности характеризуют его интеллектуальные способности. В отличие от него специальные способности характеризуют отдельные качества, особенности в отдельных видах деятельности, например, математические, музыкальные способности и др.

4. Изученность понятия «уровень усвоения». Учебные достижения студентов проявляются в уровнях усвоения, которые характеризуются ступенью и качеством усвоения учебного материа-

ла. По результатам усвоения учебного материала достижения студентов будут различными. Эти особенности были предметом исследования многих ученых различных стран.

В течение долгого времени ученые стран ближнего и дальнего зарубежья посвятили изучению структуры и содержания данного понятия. Начало в постановке проблемы уровней усвоения положено исследованиями американского психолога Б. Блума.

С целью упорядочения мыслительного процесса по усвоению учебного материала Б. Блум выделяет шесть категорий [13]: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Для характеристики данных категорий используются следующие глаголы:

1) знание - воспроизводить, рассказывать, формулировать;

2) понимание - классифицировать, описывать, распознавать, рецензировать;

3) применение - применять, демонстрировать, решать;

4) анализ - вычислять, анализировать, оценивать, критиковать;

5) синтез - составлять, создавать, планировать, формулировать;

6) оценка - оценивать, обсуждать, предсказывать, составлять мнение. Советские педагоги отмечали, что

данную иерархию мышления не следует рассматривать как единственный источник для разработки уровней усвоения. В своей работе В.П. Беспалько выделил четыре уровня [1]:

1) уровень знакомства (ученик владеет знаниями - знакомствами);

2) уровень воспроизведения (ученик владеет знаниями - копиями);

3) уровень умений и навыков (ученик владеет знаниями - умениями);

4) уровень трансформации (ученик владеет знаниями - трансформацией). В.В. Краевский и И.Я. Лернер [2,

с. 180-205] выделили следующие уровни усвоения знаний:

1) уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

2) уровень готовности к применению его в сходных условиях, по образцу;

3) уровень готовности к творческому применению знаний в новых, неожиданных ситуациях.

Российский ученый В.П. Симонов, изучая структуру обученности, выделяет ее уровни [12].

1. Различение (распознавание). Ученик отличает предмет, процесс или явление от других, указывает внешние, поверхностные характеристики, когда ему предъявляют в готовом виде. Этот показатель составляет 4% содержания степени обученности.

2. Запоминание. Ученик может пересказать содержание учебного материала, воспроизвести формулировку того или иного закона, ответить на вопросы только репродуктивного плана. Показатель «запоминание» составляет 12% от степени обученности. Достигший этого показателя обученности ученик считается обученным до 16% (4%+12%).

3. Понимание. Данный показатель предполагает определение существенных признаков и связей изучаемого материала, отграничение их от несущественного. Ученик может анализировать синтезировать, установить на их основе сходство и различие понятий, приводить примеры. Данный показатель составляет 20% от степени обученности, а ученик, достигший этого показателя, может оказаться обученным до 36% (16%+20%).

4. Простейшие умения и навыки. Ученик демонстрирует умение применять полученные знания на практике, решает типовые задачи, вскрывает причинно-следственные связи. Этот показатель составляет 28% от общей степени обу-ченности, а ученик, достигший этого показателя, считается обученным до 64% (36%+28%).

5. Перенос. Ученик на данной ступени обученности умеет творчески применять теоретические знания на практике, часто в новой, нестандартной ситуации, находить новые связи и отношения изучаемого объекта. Этот показатель составляет

36% от всего состава обученности, а ученик, достигший этого уровня, считается обученным полностью, т.е. до 100%. Общая степень обученности: 4%+12%+20%+28%+36%=100%. Впоследствии еще множество исследователей обратились к данному вопросу, анализируя его с различных точек зрения.

5. Соотношение учебных достижений с понятием «грамотность». Раскрывая сущность проблемы учебных достижений, большинство педагогов оперирует понятием «грамотность», которое по-разному определяется в различных исследованиях. Во многих случаях это понятие соприкасается с опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности. В новом словаре русского языка грамотность характеризуется в различных значениях [3]:

1) умение читать и писать;

2) отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка;

3) владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области;

4) образованность, просвещенность.

В советской педагогике разрабатывалась концепция, согласно которой грамотность рассматривалась как одна из уровней или ступеней образованности личности. Образованность обозначается как качество личности, которое проявляется в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

С этой точки зрения формирование знаний не является самоцелью образования. Знания являются средством, необходимым для решения проблем, возникающих в конкретной деятельности. В этом случае степень сложности решаемых проблем определяет уровень образованности человека в данной области деятельности.

Становление образованности рассматривается в рамках следующих уровней: элементарная грамотность - освоение элементарных средств учебно-познава-

к

I

о

.0

I

ф

ч о _0

СО К ш о

о ф

со

0 н

1

ф

5

ф ь

0

ч

ф

_0

1

ю ф

т ^

о с

о

го m

о Ц

о

го

LQ

<с £

со ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ю .0 ч с; го ü

О

тельной деятельности (чтение, письмо, счет); функциональная грамотность -умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний. Названные уровни образованности взаимосвязаны, но в то же время и относительно автономны. На практике известно, что люди, весьма компетентные в какой-то области, могут допускать речевые ошибки и проявлять беспомощность в конкретных жизненных ситуациях.

Поэтому можно считать, что образованность человека характеризует его способность решать значимые для конкретного жизненного этапа задачи или проблемы. При этом предполагается, что обучающийся должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и уметь находить и отбирать необходимую информацию, анализировать собственный практический опыт, т.е. решать задачу или проблему известными ему способами или обращаться за помощью.

Итак, как видно, понятие «учебные достижения обучаемых», несмотря на тесное отношение со многими однородными понятиями, не стало предметом специального изучения. Исследователями не предпринята попытка выделения составляющих элементов и свойств для придания ему вид структурированности. Процесс формирования содержания и структуры данного понятия - действительно, сложный процесс. И на уровне теории педагогики, и на уровне методики обучения учебных предметов данное понятие требует размышлений. Содержание и структура данного понятия должны быть разработаны в контексте, где необходимо учитывать многие переменные, в смысле структуры квалификаций, внешних и внутренних контрольных точек, предшествующего опыта, предметных эталонов, обратной связи от студентов.

Библиографический список:

1. Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., 1970. - 300 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. институтов / под ред. М.Н. Скат-кина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный // [Электронный ресурс]: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-17537.htm.

4. Калдыбаев С.К. Педагогические измерения: Становление и развитие. -Бишкек, 2008. - 208 с.

5. Касымова Г.А. Педагогические условия формирования компетентности оценивания учебных достижений учащихся будущими учителями начальных школ (на кырг. языке): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Бишкек, 2014. - 22 с.

6. Малыгин А.А. Адаптивное тестирование учебных достижений студентов в дистанционном обучении: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011. -183 с.

7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды / под ред. Е.Д. Бо-жович. - М., 2004. - 512 с.

8. Мусина В.Е. Педагогический мониторинг учебных достижений школьников в деятельности учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2009. - 19 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под. ред. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. -1200 с.

10. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 494 с.

11. Сабурова Н.Л. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения начального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009. - 23 с.

12. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. - М.: Высшее образование (Юрайт), 2006. - 324 с.

13. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I. Cognitive Domain. (Ed. By B.S. Bloom). N.Y., 1956

14. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 1941. - 274 с.

15. Толковый словарь Ушакова // [Электронный ресурс]: slovopedia. com/3/196/784497.html

16. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методиче-ский анализ / под ред. А.А. Кузнецова. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

Поступила 01.10.15

Об авторах:

Калдыбаев Салидин Кадыркулович, директор института развития образования и инноваций «Международный университет Ататурк Алатоо» (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Анкара (Горького), д. 1/8), доктор педагогических наук, профессор, kaldibaev@rambler.ru

Байтуголова Жанара Абдылдаевна, старший преподаватель кафедры романо-гер-манских языков Нарынского государственного университета им. С. Нааматова (Кыргызская Республика, г. Нарын, ул. С. Орозбака, д. 25), janara899@gmail.com

Для цитирования: Калдыбаев С.К., Байтуголова Ж.А. О понятии «учебные достижения студентов» и его связи с другими смежными понятиями // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 8-16.

к

References:

1. Bespalko V.P. Programmed learning: Didactic foundations. M., 1970. [in Russian]

2. Secondary school didactics: Some didactic problems. M.: Prosveshchenie, 1982. [in Russian] g

3. Efremova T.F. New dictionary of the Russian language. Explanatory and word building | [electronic resource]: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-17537. £ htm. [in Russian] |

4. Kaldybaev S.K. Educational measurement: Formation and development. Bishkek, 2008. ^ [in Russian] 1

5. Kasymova G.A. Pedagogical conditions of forming the competence of assessing student ii academic achievement by future primary school teachers. Author's transcript. Diss. ... " Cand. Sci. (Education). Bishkek, 2014. [in Kyrgyz] I

6. Malygin A.A. Adaptive testing of student academic achievements in distance learning. Diss. ... Cand. Sci. (Education). M., 2011. [in Russian]

7. Menchinskaia N.A. Problem of child teaching, upbringing and psychological development: selected psychological works. M., 2004. [in Russian]

8. Musina V.E. Pedagogical monitoring of school student academic achievements in teacher's activities. Author's transcript. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Belgorod, 2009. [in Russian]

9. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M: Oniks, Mir i obrazovanie, 2007. [in Russian] I

10. Psychology. Dictionary. Ed. by A.V. Petrovsky. M., 1990. [in Russian] k

11. Saburova N.L. Monitoring of primary school students achievements as a means to improve primary education. Author's transcript. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Novokuznetsk, 2009. [in Russian]

12. Simonov V.P. Pedagogical management: Know-how in education. M.: Vysschee obrazovanie (Yurait), 2006. [in Russian]

13. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I. o Cognitive Domain. (Ed. By B.S. Bloom). N.Y., 1956 o

<D

4 <D _0 X

Ю <D T

14. Teplov B.M. Abilities andgiftedness. M., 1941. [in Russian]

15. Ushakov explanatory dictionary. [electronic resource] : slovopedia.com/3/196/784497.html [in Russian]

16. Requirements to school student knowledge and skills: Didactic and methodological analysis. Ed. By A.A. Kuznetsov. M.: Pedagogika. 1987. [in Russian]

About the authors:

Kaldybaev Salidin Kadyrkulovich, Director, Institute of Education Development and Innovations, Ataturk Alatoo International University, Doctor of Sciences (Education), Professor (1/8, ul. Ankara (Gorkiy), Bishkek, Kyrgyz Republic), kaldibaev@rambler.ru

Baitugolova Janara Abdyldaevna, Senior Lecturer, Department of the Romanic and Germanic Languages, S. Naamatov Naryn State University, (25, Sagynbay Orozbak street, Naryn city, the Kyrgyz Republic), janara899@gmail.com

For citation: Kaldybaev S.K., Baitugolova Ja.A. On the concept «student academic achievements» and its relations to other concepts // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 3. P. 8-16.

CO m

о Ц

о

го

LO

<

£

CD <U ГО Ю _0 Ч

с; го

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.