Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ'

О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
неотложные следственные действия / орган дознания / следователь / возбуждение уголовного дела / незамедлительность / срок / следы преступления / доказательства / urgent investigative actions / body of inquiry / investigator / initiation of criminal proceedings / urgency / term / traces of crime / evidence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Юрьевна Федюкина

На основе норм современного уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, результатов анкетирования сотрудников органов предварительного расследования в статье предложен и обоснован авторский подход к понятию и системе неотложных следственных действий. Выделены признаки неотложных следственных действий, рассмотрены их основные виды, в зависимости от этапов движения уголовного дела, в рамках установленного для них законодателем срока. Затронут вопрос, касающийся причисления следственных действий, производимых до возбуждения уголовного дела, к числу неотложных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОN THE CОNCEPT AND SYSTEM ОF URGENT INVESTIGATIVE ACTIОNS IN MODERN CRIMINAL PROCEEDINGS

The author’s approach to the concept and system of urgent investigative actions is proposed and justified on the basis of the norms of modern criminal procedure legislation, departmental normative legal acts, and the results of a survey of employees of preliminary investigation bodies. Signs of urgent investigative actions are highlighted, their types are considered, depending on the stages of the criminal case, within the time limit set for them by the legislator. The issue concerning the classification of investigative actions performed before the initiation of a criminal case as urgent was raised.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 343.1 ББК 67.411

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-236-239 © А.Ю. Федюкина, 2021

Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс

О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Анна Юрьевна Федюкина,

доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: fedyukina.a@mail.ru

Аннотация. На основе норм современного уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, результатов анкетирования сотрудников органов предварительного расследования в статье предложен и обоснован авторский подход к понятию и системе неотложных следственных действий. Выделены признаки неотложных следственных действий, рассмотрены их основные виды, в зависимости от этапов движения уголовного дела, в рамках установленного для них законодателем срока. Затронут вопрос, касающийся причисления следственных действий, производимых до возбуждения уголовного дела, к числу неотложных.

Ключевые слова: неотложные следственные действия, орган дознания, следователь, возбуждение уголовного дела, незамедлительность, срок, следы преступления, доказательства.

ОN THE INCEPT AND SYSTEM ОF URGENT INVESTIGATIVE ACTWNS IN MODERN CRIMINAL PROCEEDINGS

Anna Y. Fedyukina,

Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Candidate c>f Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The author's approach to the concept and system of urgent investigative actions is proposed and justified on the basis of the norms of modern criminal procedure legislation, departmental normative legal acts, and the results of a survey of employees of preliminary investigation bodies. Signs of urgent investigative actions are highlighted, their types are considered, depending on the stages of the criminal case, within the time limit set for them by the legislator. The issue concerning the classification of investigative actions performed before the initiation of a criminal case as urgent was raised.

Keywords: urgent investigative actions, body of inquiry, investigator, initiation of criminal proceedings, urgency, term, traces of crime, evidence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Федюкина А.Ю. О понятии и системе неотложных следственных действий в современном уголовном процессе. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):236-9.

«Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее» [1, с. 281]. Данное высказывание как нельзя лучше подчеркивает важность института неотложных следственных действий. Соблюдение фактора быстроты и недопустимость утраты доказательств во многих случаях является главным условием успешного раскрытия и расследования преступления.

Институт неотложных следственных действий в российском уголовно-процессуальном законодательстве существует на протяжении не одного деся-

тилетия, претерпевая на этом пути ряд существенных изменений.

Еще в 1960 году Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР содержал перечень неотложных следственных действий, выделяя их, тем самым, из общего круга следственных действий, подчеркивая их роль и значение для первоначального этапа расследования по уголовным делам по которым производство предварительного следствия обязательно.

Так, в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР к числу неотложных следственных действий были от-

236

Вестник экономической безопасности

№ 2 /2021

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

несены: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также мера процессуального принуждения - задержание. В этой же статье советский законодатель относил неотложные следственные действия к разновидности дознания, обязывая должных лиц органов дознания немедленно уведомлять прокурора о начале их производства.

В современный период, к неотложным следственным действиям можно отнести абсолютно любое следственное действие. Этот выбор зависит от субъективного восприятия обстановки происшествия уполномоченным сотрудником органа дознания, от его решения действовать определенным образом в конкретной следственной ситуации и ожидаемых последствий.

Иными словами, органам дознания предоставлено право производить практически все следственные действия в качестве неотложных, которые возможны и целесообразны на первоначальном этапе расследования уголовного дела.

В законе говорится о том, что неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Данное определение наглядно демонстрирует идею законодателя, которая призывает рассматривать неотложные следственные действия в качестве отдельного процессуального института, обособленного от дознания, основной целью которого является оказание содействия органам предварительного следствия в первоначальном сборе следов преступления.

Возникает логичный вопрос: если основным критерием рассматриваемых нами следственных действий является «неотложность», то почему уголовно-процессуальный закон предусматривает их производство только после возбуждения уголовного дела и только должностными лицами органов дознания?

В большинстве случаев, неотложные следственные действия инициируют начало расследования по уголовному делу, которому, в установленном зако-

ном порядке, предшествует предварительная проверка сообщения о преступлении должностными лицами, к компетенции которых уголовное дело может не относиться.

Данное суждение не является голословным, оно подкрепляется положениями ряда ведомственных нормативных правовых актов.

Согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях - должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры: по предотвращению и пресечению преступления; по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования1. Аналогичные требования содержат в себе ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие деятельность органов дознания, на которых, в соответствии с требованиями ст.ст. 40, 157 УПК РФ, возлагается производство неотложных следственных действий2.

По нашему мнению, неотложные следственные действия могут и должны проводиться до возбуждения уголовного дела, и этот факт уже давно «негласно» закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении орган до-

1 О едином учете преступлений (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 № 7339): Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019). Доступ из СПС «Консультант плюс».

2 См.: Об утверждении Инструкции о приеме, регистра-

ции и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях

(Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2006 № 8113): При-

каз Минюста РФ от 11 июля 2006 г. № 250 (ред. от 15.08.2016);

Об утверждении Устава службы на судах Военно-Морского Флота (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2010 №18311): Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2010 г. № 999. Доступ из СПС «Консультант плюс».

знания, следователь и дознаватель вправе производить следственные действия, которые имеют неотложное значение - осмотр места происшествия, осмотр документов и предметов, осмотр трупа, освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования.

Указанные следственные действия направлены на экстренный, оперативный сбор информации, закрепление следов преступления непосредственно после его совершения, в связи с чем, можно констатировать, что именно они имеют «неотложный характер». Их особая значимость среди других следственных действий неоспорима. Расширение процесса доказывания в стадии возбуждения уголовного дела, подчеркивает их важность и в принятии итоговых решений на данной стадии. От того насколько грамотно, четко и быстро будут осуществлены следственные действия проверочного этапа будет зависеть дальнейшая «судьба» уголовного дела.

В отдаленных городах районного значения, поселках, деревнях первыми на место происшествия выезжают именно сотрудники органов дознания, например, в лице участковых уполномоченных полиции, которые незамедлительно проводят следственные действия неотложного характера, по результатам которых уже принимаются соответствующие процессуальные решения.

Ввиду того, что на стадии возбуждения уголовного дела, экстренно, «по горячим следам», собирается важная проверочная информация о событии преступления, мы бы обозначили следственные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, как «проверочные неотложные следственные действия».

Исходя их положений ч. 3 ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия проводятся органами дознания в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, то есть, в достаточно ограниченное время, в течение которого нужно успеть обнаружить, закрепить и зафиксировать важную и необходимую доказательственную информацию по не подследственному делу! В результате чего, перед должностным лицом органа расследования встает проблема выбора необходимого комплекса неотложных следственных действий, которые, во-первых,

238_ - Вестник экономич

уложатся в установленные сроки, во-вторых, принесут положительный результат для дальнейшего расследования.

Постараемся разобраться какие именно неотложные следственные действия можно отнести к данному этапу расследования.

В первую очередь, при принятии решения о производстве то или иного неотложного следственного действия необходимо учитывать фактические и юридические основания необходимые для их производства в совокупности с доказательствами, которые были получены ранее.

Проведенный нами анализ правоприменительной практики показал, что в течение первых 5 суток с момента возбуждения уголовного дела органами дознания производятся такие неотложные следственные действия как личный обыск, допросы потерпевших и свидетелей, допросы подозреваемых, осмотры жилища, осмотры иных помещений, выемки и обыски. И в целом, по данным анкетирования сотрудников органов предварительного следствия Москвы и Московской области, были получены практически аналогичные данные1.

Основное предназначение неотложных следственных действий первых 5 суток неотложного расследования - быстрое получение первичной информации по возбужденному уголовному делу. Поэтому, мы предлагаем именовать эту группу следственных действий - «первоначальные неотложные следственные действия».

По мнению Е.Б. Анисимова: «неотложность некоторых следственных действий может возникнуть не только на начальном этапе расследования, но и в дальнейшем...» [2, с. 212].

Главной целью производства дальнейших неотложных следственных действий является проверка или уточнение доказательств, полученных ранее. Несмотря на то, что, целесообразность их производства возникает далеко не по каждому уголовному делу, существует реальная возможность их осуществления в 10-ти суточных срок после возбуждения уголовного дела, как того требует положение ч. 3 ст. 157 УПК РФ.

1 Данные анкетирования сотрудников органов предварительного следствия, проходивших повышение квалификации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя в 2019 году.

жой безопасности - № 2 / 2021

К ним, например, можно отнести: очную ставку (ст. 192 УПК РФ); следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ); предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ).

При этом, представляется справедливым мнение Е.В. Сопневой, что такие следственные действия как допрос обвиняемого, контроль и запись переговоров, не могут входить в данный перечень, так как требуется достаточно длительное время на их производство [3, с. 32].

Предлагаем именовать данную группу следственных действий - «последующие неотложные следственные действия».

Предложенная нами систематизация неотложных следственных действий является весьма условной, однако, она позволяет заключить, что их эффективность напрямую зависит от правильной последовательности производства, с учетом заложенного на них законом времени, а также квалификации преступления и иных обстоятельств уголовного дела.

Неотложные следственные действия можно рассматривать как форму делегирования полномочий на производство первоначального расследования по не подследственным уголовным делам органом предварительного следствия, органу дознания и наоборот. О чем свидетельствуют нормы п. 8 ст. 5 УПК РФ, ч. 5 ст. 152 УПК РФ и ч. 1 ст. 157 УПК РФ. То есть, по закону устанавливается право и одновременно обязанность дознавателя, ор-

гана дознания, а в некоторых случаях и следователя произвести неотложные следственные действия по не подследственным им уголовным делам, которые ими были возбуждены, с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

На основании вышеизложенного, предлагаем вариант новой редакции п. 19 ст. 5 УПК РФ: «п. 19) неотложные следственные действия - действия, осуществляемые безотлагательно следователем, дознавателем, а также должностными лицами органов дознания до и после возбуждения уголовного дела, не относящегося к их компетенции, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования».

Литература

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 281.

2. Анисимов Е.Б. К вопросу о первоначальных и неотложных следственных действиях при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 1 (14). С. 212.

3. Сопнева Е.В. О неотложных следственных действиях в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. 2008. № 3. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.