Научная статья на тему 'О понятии и проблеме субстанции'

О понятии и проблеме субстанции Текст научной статьи по специальности «Философия»

611
88
Поделиться

Текст научной работы на тему «О понятии и проблеме субстанции»

5) микроорганизмы: С = 1,2512 - 15,951 + 334,75,

6) кислород и микроорганизмы: С = 1,25^ - 22,151 + 340,75.

Погрешность отклонения расчетных значений от натурных данных составила 28% - 42%. Наименьшая погрешность была получена в ходе расчета данной модели с учетом уравнения процесса окисления при температуре 23 °С и кислороде; наибольшая - при температуре 30 °С, кислороде и микроорганизмах.

Построенная математическая модель позволяет рассчитать концентрацию нефтепродуктов при известной начальной концентрации через заданный временной интервал. Данная модель учитывает не только распределение нефтепродуктов, но и их физико-химическое и биоокисление.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Немеровченко Е.В. О самоочищении вод Таганрогского залива от нефтепродуктов //

Материалы IV Международного научно-технического семинара «Практика и перспективы развития институционного партнерства». Донецк, 2003.

2. . ., . .

- // « технологии» «МКХТ-2003»: Сб. науч. трудов. Т. XVII. №14. У78. М. 2003.

О ПОНЯТИИ И ПРОБЛЕМЕ СУБСТАНЦИИ В.В. Богданов

Вопрос о стабильности, устойчивости существования во всех его изменениях в настоящее время в не меньшей степени является проблемой эпохи, нежели в период возникновения проблемы субстанции. Свидетельством этого являются уже не только . , воспроизводят проблему субстанции. Независимо от политической, профессиональ-,

, .

уровни этой достоверности, но сама достоверность в собственном мышлении является последним основанием. Собственное мышление в этом случае выступает как толь, .

Однако мышление является не тем основанием, которое довольствуется суждениями о собственном личном опыте и считает возмутительным ограничением , -

мире, формировать собственное представление. Это мышление не только представ,

предметов в этом мире, лишь бы это изменение мира не посягало на установленные . , , -го исходящее мышление современного человека. Субстанциальное мышление не ограничивается и этой произвольной оценочной или вообще теоретической деятельностью в отношении себя самого. Представляющий субъект с необязательно более высокой формой мышления вполне свободен в том, чтобы представлять и более общее содержание: в чем состоят интересы и назначение общественных групп, партий, сословий и всего государства. Претензия такого самопредставительства может расширяться и далее - для духа нет временных и пространственных границ представлять и реализовывать интересы народов, человечества, цивилизации, почему бы не определять назначение и самой природы. Тогда субъект уже не просто представляет в своем сознании, он самоуполномачивает себя, выступает полномочным представителем , , ,

Известия ТРТУ

«Экология 2004 - море и человек»

, , , -щее согласно собственному представлению о его истине. В таком контексте исследований выражена проблема субстанции.

Исследование понятия субстанции концептуально входит в линию Хайдегге-

- « ». -ным было для такой точки зрения относительно обособить «историю понятия» от « », . для истории философии как «истории проблем» понятие субстанции играет роль средства для прояснения проблемы, т.е. некоторую вспомогательную функцию, то « » -ет смысл только в определенном историко-культурном контексте. «История понятий есть их прояснение призвана следовать движению мысли» (X. Гадамер). В таком исследовании интерес представляет реконструкция и осмысление эволюции понятия в историческом движении философской мысли. Понятие субстанции принадлежит к « » .

. ( ), -стей, отказались и от понятия субстанции, в XX веке аналитическая философия (от

) « », -листы (от Кьеркегора до Сартра) предпочли «эссенции» «экзистенцию». Как произошел этот важный сдвиг в способе философского мышления составляет непосредственную проблему историко-философского исследования в контексте «истории ».

Понятие субстанции, имевшее своим древнегреческим эквивалентом «Иу-рокетепоп», было характерно для всей истории классической новоевропейской фи, , оно имело равную значимость и содержательное наполнение. При анализе исследований обращается внимание на то, что за долгую историю использования этого поня-, , неправомерно вкладывать в содержание метафизических понятий смысл, в котором они используются в других науках. Типичным для существующих работ по проблемам метафизики нового времени является следование за содержанием, развиваемым .

субстанции тем или иным мыслителем, выявляют противоречия и оценивают истинность суждений с точки зрения сложившегося и принимаемого ими как наиболее достоверного понятия субстанции. Интерпретация текстов мыслителей нового вре-, , -( . . , . . , . . , . . , . . , Г.Г. Майорова, В.В. Соколова, АЛ. Субботина, П.Д. Юрченко и др.) и зарубежных (X. Лукас, К. Фишер, И. Вильсон, Р. Кронер, А. Гибсон, Д. Пердь и др.) подразумевает определенную концепцию, которая подтверждается цитированием. Этот подход оценивается как попытка выявить содержание понятия не в его собственном культурологическом и категориальном контексте, а в терминах последующих интеллекту. , , -мавшихся историей понятия, очень ограничен (Н. Гартман, Г. Гадамер, М. Хайдеггер, К. Хайдман, Й. Хессен, В. Штегмайер, М.С. Орынбеков, ВТ. Карпачев, КМ. Саты-, . . ). , -мя мыслители понятию субстанции, разработанность проблемы представляется освещением лишь видимой вершины айсберга.

Метафизика XVII века знаменовала собой зарождение новоевропейского ти, , -го человека как свободную личность, претендующего на статус автономного субъекта всех своих практических предприятий и научно-исследовательских программ. В развивающейся тенденции свободомыслия сама по себе человеческая личность была

осознана в 17 веке в качестве наиболее достоверного субъекта познания, освобождающее само себя мышление приобрело статус субстанции и субъекта.