Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; уголовный процесс
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10063
О ПОНЯТИИ И НЕКОТОРЫХ основных ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТЕРРОРИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ
НГУЕН Дык Чиен, заместитель начальника кафедры общественной безопасности Академии народной безопасности Вьетнама, доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы, правовых актов Социалистической Республики Вьетнам и других государств, а также статистических данных определены основные признаки и характеристики терроризма; на их основе дано определение общего понятия терроризма.
Ключевые слова: терроризм, концепция, преступление, международное право, насилие, наказание.
Annotation. The article is based on the analysis of legal document and legal acts of the Socialist Republic of Vietnam and other states, and statistical data on the main features and characteristics of terrorism. The concept of terrorism is also give on the basis of the reasons in question.
Keywords: terrorism, concept, crime, international law, violence, punishment.
В настоящее время мир развивается очень быстро и, если можно так сказать, «сильно», и многие государства находятся в состоянии интеграции, конкуренции, сотрудничества, формирования и развития отношений между державами и территориями в аспекте заключения двусторонних и многосторонних соглашений в различных областях жизнедеятельности: в экономике, политике, культуре, обороне и т.д. Постепенно это должно привести к формированию «нового мирового порядка». В то же время одновременно с успехом совместного развития и сотрудничества между нациями, этническими группами и территориями продолжают оставаться разногласия, противоречия, приводящие к конфликтам. Разрыв между богатыми и бедными обусловливает нахождение мира в состоянии нестабильности, создавая множество прямых угроз безопасности и странам, и
их населению. И одним из главных вызовов, с которыми сегодня сталкивается мир, является терроризм.
Терроризм — самое опасное явление, существующее в жизни международного сообщества. Эта деятельность, которая стала глобальной проблемой, угрожает стабильной жизни людей, каждой нации, а также сохранению и развитию человеческой цивилизации. Для борьбы с терроризмом необходимо отстаивать принцип международного сотрудничества на основе современной международно-правовой системы, созданных международных антитеррористических организаций, при активном участии которых были приняты международные конвенции о сотрудничестве в решении этого вопроса1.
Терроризм — это негативное социально-политическое явление, которое перешло границы нации, затрагивает многие сферы общественной
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
жизни, и сегодня терроризм стал угрозой миру и международной безопасности. В 90-е годы прошлого столетия было проведено много международных конференций для поиска решений проблем терроризма, но это особенно трудная задача, поскольку продолжают оставаться дискуссионными вопросы о том, что такое терроризм, какова его природа и как с этим бороться.
В настоящее время международное сообщество еще не выработало полное общее определение понятию «терроризм», а только зафиксировало (перечислило) определенные террористические акты и приняло меры для сотрудничества, чтобы бороться с ними.
В русский язык слова «террор» и «терроризм» пришли из французского языка достаточно поздно — лишь в начале XIX в.2. Террор раскрывается как политическая система устрашения, при помощи которой партия или правительство стремятся сохранить власть и влияние или достигнуть определенных целей. А по Дамаскину, терроризм рассматривается как «совокупность преступлений, совершаемых с использованием насилия отдельными лицами и сообществами и направленных на рас-ширение влияния определенных сил в обществе, ликвидацию или подчинение политических оппонентов, захват и установление своей политической власти»3.
В Договоре о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г.4 под терроризмом понимается сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними противоречиями общественного развития различных стран. Терроризм представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональных масштабах5.
Согласно Уголовному кодексу РФ 1996 г. терроризм определен в ст. 205: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений»6 , а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
Во Вьетнаме в исследовании вопросов терроризма участвуют многие организации, уполномоченные государством изучать террористическую деятельность.
По словам Ле Ван Биня7, «Терроризм — это деятельность, осуществляемая отдельным лицом, организацией или страной, направленная против другой страны в форме вооруженного воздействия; терроризм может планироваться отдельным лицом или одной или несколькими организациями и продолжать препятствовать стабильному развитию страны, угрожать безопасности территории, нести угрозу гибели людей и в целом общества; целью терроризма также является формирование подобных организаций и привлечение в них людей для оказания давления на страну, на которую направлена их деятельность».
В Уголовном кодексе Социалистической Республики Вьетнам в соответствии с внесенными в него изменениями и дополнениями положения о терроризме расположены, в частности, в ст. 84 «Терроризм против народного пра-вительства»8.
Данная статья гласит: «1. Те, кто выступают против народного правительства и нарушают жизнь кадров, государственных служащих или граждан, будут приговорены к лишению свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, пожизненному заключению или смерти».
Согласно п. 1 ст. 230а «Терроризм»: «Те, кто стремятся вызвать панику среди населения, нарушают жизнь других людей или разрушают собственность агентств, организаций и отдельных лиц, наказываются тюремным заключением на срок от десяти до двадцати лет, пожизненным заключением или смертным приговором».
В соответствии с положением «Спонсорство терроризма»: «Люди, которые мобилизуют и поддерживают деньги и имущество в любой форме для террористических организаций и отдельных лиц, будут привлечены к тюремному заключению на срок от пяти до десяти лет»9 (п. 1 ст. 230Ь).
Из-за сложности разработки проблемы терроризма во Вьетнаме в Уголовном кодексе 2009 г. отсутствует конкретное определение понятия «терроризм», а в законах перечислены только террористические акты и даны конкретные рамки наказаний за каждое из этих действий. То же самое предусмотрено в законах некоторых других стран.
В настоящее время в рамках ООН и ее организаций-членов (ИКАО, ИМО, МАГАТЭ и др.) было принято 13 многосторонних международ-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
ных договоров по терроризму10. И хотя система международно-правовых документов по терроризму относительно велика, общего определения терроризма до сих пор нет.
Можно сказать, что впервые определение терроризма появилось в многостороннем международном договоре — Женевской конвенции 1937 г.: «Это совершение актов вандализма, опасных действий для многих людей, транспортировка, передача, преднамеренное использование бумаг, поддельных документов, актов убийства глав государств и лидеров других стран»11.
При этом терроризм — это «любое деяние, составляющее преступление в пределах сферы действия и определенных в одном из договоров о борьбе с терроризмом, указанных в Приложении». В оставшихся двух конвенциях содержатся лишь определения конкретных террористических актов в рамках конвенций.
Исходя из вышеуказанных точек зрения на терроризм мы находим, что трудно придумать универсальную концепцию терроризма.
На наш взгляд, «терроризм является опасным актом для общества и сообщества; терроризм — это способ, при помощи которого отдельные лица, группы, организации или партии желают достичь своих целей с применением насилия и систематического насилия».
Из этого понятия можно выделить некоторые характеристики терроризма:
1) поведение, наносящее ущерб жизни, телу, имуществу, или совокупность таких актов;
2) поведение, вызывающее панику и террор среди населения в политических целях;
3) акты осуществляются частными лицами, организациями, партиями или странами;
4) это акт, который нарушает охраняемые законом социальные отношения, особенно социальные отношения в области международной безопасности.
В процессе исследования вопросов борьбы с террористической деятельностью можно увидеть, что терроризм имеет очень много разных проявлений, и было бы неправильно объединять все виды терроризма в общую концепцию, поэтому, чтобы проанализировать и уточнить характеристики, характер и масштабы террористических актов, вьетнамские исследователи разделили терроризм на несколько типов:
Во-первых, государственный терроризм. Это террористический акт, осуществляемый государством, в котором используются инструменты, имеющиеся в распоряжении государства, такие, как правоохранительные органы и правоохрани-
тельные органы на основе легализованных средств.
Во-вторых, терроризм при помощи государства. Это террористический акт внутренней или международной террористической группы, финансируемой национальным правительством.
В-третьих, терроризм националистов.
В-четвертых, идеологический террор (идеологический терроризм / социальный терроризм), при котором террористы используют терроризм для изменения внутренней политики.
В-пятых, терроризм организованных преступников (криминальный терроризм). Эта классификация носит относительный характер, поскольку во многих случаях данные виды терроризма могут быть взаимосвязаны и их трудно четко разграничить.
Борьба с терроризмом сегодня — это уже не отдельная задача страны или группы стран, а глобальная проблема. Являясь членом Организации Объединенных Наций, провозглашая традицию уважения и установления мира во всем мире, Вьетнам, желая внести вклад в стабилизацию международной безопасности, участвовал в большинстве международных договоров Организации Объединенных Наций по борьбе с терро-ризмом12, в том числе в:
■ Конвенции 1963 г. о преступлениях и других деяниях, совершаемых на воздушных судах;
■ Конвенции 1970 г. о наказании за незаконную оккупацию воздушных судов;
■ Конвенции 1971 г. о наказании за незаконные действия против безопасности гражданской авиации;
■ Конвенции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, имеющих право на международную защиту, включая должностных лиц дипломатического корпуса;
■ Протоколе 1988 г. о наказании за незаконные акты насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию;
■ Конвенции 1988 г. о наказании за незаконные действия против безопасности морских круизов;
■ Конвенции 1988 г. о незаконных действиях против безопасности постоянных сооружений на континентальном шельфе;
■ Международной конвенции о наказании за финансирование терроризма 1999 г.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
В последующие годы, после создания Демократической Республики Вьетнам, хотя не было юридического термина «терроризм», наказание за похищение и убийство людей против народного правительства было сформулировано в указах Президента государства. Например, в Указе Президента Демократической Республики Вьетнам № 133-БЬ от 20 января 1953 г. предусматривались наказания для реакционеров13.
Раздел II этого Указа гласит, что акты по ст. 4 «Терроризм» и ст. 5 «Терроризм народа» наказывается смертным приговором.
В постановлении от 30 октября 1967 г. Постоянной комиссии национального собрания о наказании за преступления против революции и объективные террористические акты, как это предусмотрено в ст. 10, следуют санкции по обвинению в «убийстве, избиении людей, причинении травм, захвате заложников, угрозах убийства людей в антиреволюционных целях».
Терроризм имеет некоторые основные харак-теристики14:
■ это одно из преступлений, предусмотренных в главе «Преступления, связанные с посягательством на национальную безопасность», и обязательный признак субъективной стороны — цель: против народного управления;
■ объективные действия этого преступления
проявляются в следующем: посягательство на жизнь или угроза посягательства на жизнь, свободу тела, здоровье или другие действия, угрожающие духу человека; объектом преступления может быть только конкретное лицо, а не имущество или другой объект.
С момента принятия первого Уголовного кодекса (1985) и до принятия Уголовного кодекса в 1999 г., в который были внесены поправки и дополнения в 2009 г., преступления террористической направленности регулируются относительно стабильно: в ст. 78 Уголовного кодекса 1985 г. и в ст. 84 Уголовного кодекса 1999 г.
Во Вьетнаме, несмотря на то, что не было никаких террористических нападений, вызванных международными террористическими организациями, с 2000 г. было совершено четыре террористических нападения, совершенных вьетнамскими беженцами изгнания, реакционерами. Эти лица обнаружены, данные террористические акты исследованы, обработаны. Поэтому обнародование антитеррористических законов в нашей стране действительно необходимо.
12 июня 2013 г. Национальное собрание приняло Закон о предупреждении терроризма и борьбе с ним, состоящий из 8 глав и 51 статьи.
В соответствии с действующем Уголовным кодексом Вьетнама ст. 299 гласит: «Те, кто стремятся вызвать панику среди населения, нарушают жизнь других людей или разрушают имущество учреждений и организаций, будут привлечены к тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет, пожизненному заключению или смертной казни».
Соответствующие наказания следуют за терроризм против народного управления (ст. 113 Уголовного кодекса Вьетнама) и за спонсорство терроризма (ст. 300 Уголовного кодекса Вьетнама15).
Согласно неполным статистическим данным, только с 2001 г. в мире было совершено 5774 террористических акта, в результате которых погибли 48 773 человека, получили ранения 86 045 человек, что привело ко многим другим серьезным последствиям.
Приведенные цифры показывают, какой ущерб и какие травмы террористы нанесли всему миру16. Поэтому участие многих стран и организаций в вопросе сотрудничества, скорейшего совершенствования правовой системы, выработке общих положений о терроризме, единой концепции, характеристик и свойств терроризма и их классификации крайне необходимо. Всем странам требуется прийти к консенсусу в отношении выявления, борьбы и эффективном решении проблем терроризма, в обеспечении стабильной, мирной и развивающейся обстановки во всем мире.
1 Фам Туи Транг. Многосторонние международные договоры о борьбе с терроризмом: Магистр. дис., юрид. факультет. Ханойский нац. ун-т. 2017. C. 1.
2 Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал рос. права. 2010. C. 31—40.
3 Иржанов А.С. О понятии терроризма в международном праве // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 3. C. 58.
4 Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск. 4 июня 1999 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 См.: Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма // http://www.antiterrortoday. com/images/docs/Slovar%20terminov.pdf
Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом...
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
6 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
7 См.: Ле Ван Бинъ. Понятие террора на взгляд исследователей // Наука. Юриспруденция. Т. 27. C. 43—50; Ле Ван Бинъ. Роль ООН в борьбе с терроризмом // Наука. Юриспруденция. Т. 25. C. 246—253.
8 Уголовный кодекс Вьетнама (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2009 г.).
9 УПК СРВ. 2009 г.
10 Ву Нгок Зыонг. О понятии террора в международных конвенциях // Юрид. журнал. 2009. № 11. С. 3.
11 Там же. С. 4.
12 Нгуен Нгок Анъ. Научный комментарий изменений и дополнений, внесенных в некоторые статьи Уголовного кодекса СРВ 1999 г. // Издатель народной полиции. Ханой, 2009. С. 78—80.
13 Там же. C. 79—81.
14 Там же. C. 79—80.
15 Уголовный кодекс Вьетнама. 27.11.2015 г.. (Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама: утв. 3аконом Республики Вьетнам от 25.11.2015 г. № 101/2015/QH13 // URL: http://cyberpedia.su (Дата обращения: 03.05.2017)
16 Электронная газета Народной полиции. (Вьетнам). 2012. 6 ноября.
Библиографический список
1. ASEAN. Конвенция о терроризме. 2007.
2. ООН (1997). Нью-Йоркская конвенция о борьбе с терроризмом с помощью бомб.
3. ООН (1999). Нью-Йоркская конвенция о пресечении актов спонсорства терроризма.
4. ООН (1979). Нью-Йоркская конвенция о похищении заложников.
5. ООН (1973). Нью-Йоркская конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, на которых распространяется международная защита, в том числе дипломатических должностных лиц.
6. ООН (2005). Нью-Йоркская конвенция о предотвращении ядерных террористических актов.
7. Народное собрание (1999, 2009, 2015 гг.). Уголовный кодекс Вьетнама.
8. Народное собрание (2016). Международное договорное право. Ханой.
9. Народное собрание (2013). Закон о предупреждении терроризма и борьбе с ним. Ханой.
10. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
11. Ву Нгок Зыонг. О понятии террора в международных конвенциях // Юрид. журнал. 2009. № 11. С. 3.
12. Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал рос. права. 2010. С. 31—40.
13. Ле Ван Бинь. Понятие террора на взгляд исследователей // Наука. Юриспруденция. Т. 27. С. 43—50.
14. Ле Ван Бинь. Роль ООН в борьбе с терроризмом // Наука. Юриспруденция. Т. 25. С. 246— 253.
15. Нгуен Нгок Ань. Научный комментарий изменений и дополнений, внесенных в некоторые статьи Уголовного кодекса СРВ 1999 г. // Издатель народной полиции. Ханой, 2009. С. 78—80.
16. Терроризм в международном праве // Журнал народной полиции. С. 8.
17. Фам Туи Транг. Многосторонние международные договоры о борьбе с терроризмом: Магистр. дис., юрид. факультет. Ханойский нац. ун-т. 2017.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019