О ПОНЯТИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИИ
ON THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF EMERGENCY
SITUATIONS
УДК 351.862
И.Б. ИЛЬИЧЁВ,
доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
IGOR E. ILICHEV,
Doctor of Technical Sciences, Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: чрезвычайные ситуации как проявление стихии несут в себе негативные последствия как для людей, так и для общества, осложняют нормальное функционирование экономики и власти. При всем многообразии чрезвычайных ситуаций они чрезвычайны только для человека. Только человек становится жертвой чрезвычайных ситуаций. Воспринимаемые человеком как чрезвычайные, ситуации в природе есть не что иное, как естественный процесс ее бытия. Эти ситуации становятся для нас чрезвычайными только потому, что несут угрозу нам, нашей жизни, нашему здоровью и благополучию. Однако человек и сам стал творцом чрезвычайных ситуаций, создавая несовершенные, а порой и просто опасные технологии, яды, вооружения и прочие «достижения прогресса», несущие угрозу самому человеку и окружающей его природной среде. Расширяющееся потребление природных ресурсов превратило человечество в глобальную преобразующую силу.
Цель настоящей работы состоит в исследовании понятия и классификации чрезвычайных ситуаций. Исследование выполнялось на сложившейся к настоящему времени в России соответствующей нормативно-правовой базе и источниках научных публикаций отечественных ученых по указанной проблеме.
Проблема действительно существует. Суть ее - в неоднозначности трактовок базовых терминов, в игнорировании чрезвычайных ситуаций социального характера.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, проблемы, чрезвычайное положение, военное положение, последствия.
Для цитирования: Ильичёв И.Е. О понятии и классификация чрезвычайных ситуаций // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 6-19.
Abstract: Emergency situations as manifestations of elements carry negative consequences both for people and for society, complicating the normal functioning of the economy and government. With all the variety of emergency situations, they are extreme only for humans. Only a person becomes a victim of an emergency. Perceived by man as an emergency in nature is nothing more than a natural process of its being. These situations become extraordinary for us only because they threaten us, our lives, our health and well-being. However, man himself became the creator of emergency situations, creating imperfect, and sometimes even dangerous technologies, poisons, weapons and other "progress" that threaten man himself and the surrounding natural environment.
The purpose of this paper is to study the concept and classification of emergency situations. The study was carried out on the relevant legal framework and sources of scientific publications of Russian scientists on this issue that has developed in Russia to date.
The problem really exists. Its essence is in the ambiguity of interpretations of basic terms, in ignoring social emergencies.
Keywords: emergency situations, concept, state of emergency, martial law, effects.
For citation: Ilichev I.E. On the concept and classification of emergency situations // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 1. P. 6-19.
Нормативное определение понятия чрезвычайных ситуаций дает Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1. Согласно статье 1 указанного закона «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Приведенное определение по своему смыслу является более чем емким. Оно, во-первых, дает представление о причинно-следственных связях, сопутствующих чрезвычайным ситуациям: такие ситуации возникают при аварии, опасном природном явлении, катастрофе,
1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody&nd=102033560.
стихийном или ином бедствии; последствиями таких событий являются человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Увязывая данные события с «определенной территорией», закон устанавливает важное дополнительное измерение этих событий -пространственный фактор.
Количественные параметры чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закрепляет Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 3042.
Постановление Правительства дает классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увязывая такие параметры этих ситуаций, как территория, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, и материальные потери (таблица 1):
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Таблица № 1
Характер ЧС Параметры ЧС
1. локальная - территория не выходит за пределы территории объекта - количество пострадавших не более 10 человек - размер материального ущерба не более 100 тыс. рублей
2. муниципальная - территория не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения - количество пострадавших не более 50 человек - размер материального ущерба не более 5 млн рублей
3. межмуниципальная - территория двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенная территория - количество пострадавших не более 50 человек - размер материального ущерба не более 5 млн рублей
4. региональная - территория одного субъекта РФ - количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек - размер материального ущерба свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей
5. межрегиональная - территория двух и более субъектов РФ - количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек - размер материального ущерба свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей
6. федеральная - количество пострадавших свыше 500 человек - размер материального ущерба свыше 500 млн рублей
Проблемы правоохранительной деятельности 1'20 -
7
Утвержденная Правительством Российской Федерации классификация выглядит слишком формализованной, она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, многообразии их форм, игнорирует чрезвычайные ситуации трансграничного характера и возникающие за пределами территории Российской Федерации, в ликвидации последствий которых России принимать участие приходилось неоднократно, а также предельно острые чрезвычайные ситуации, ведущие к установлению режима чрезвычайного положения.
Утвержденный практически одновременно с Федеральным законом ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий»3 различает чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные).
А.П. Зайцев в составе чрезвычайных ситуаций природного характера выделяет и описывает стихийные бедствия геологического характера, стихийные бедствия метеорологического характера, стихийные бедствия гидрологического характера и массовые заболевания. В чрезвычайных ситуациях техногенного характера автор выделяет аварии на опасных объектах, аварии на транспорте. Отдельно А.П. Зайцев исследует чрезвычайные ситуации экологического характера4.
С.А. Бобок и В.И. Юртушкин5 по генезису классифицируют чрезвычайные ситуации в соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».
Федеральный закон, ГОСТы формулируют сопутствующие проблеме понятия.
Преамбула Федерального закона определяет: а) его предмет, б) сферу регулируемых им общественных отношений, а также в) его назначение, ориентацию, направленность, вектор действия.
Согласно преамбуле:
а) предметом закона является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий». Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 22 декабря 1994 г. № 327 (с изменениями от 31 мая 2000 г.) // URL http://docs. cntd.ru/document/1200001517.
4 Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация: учебное пособие. - Москва: ИЦ -Редакция Военные знания, 2000. - 80 с.
5 Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: за-
щита населения и территорий: учебное пособие для вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». - Москва:
Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 288 с.
б) его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; в качестве субъектов этой деятельности выступают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы, а также само население;
в) закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом «население» закон определяет как граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
В состав территории закон включает, во-первых, все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его часть, во-вторых, объекты производственного и социального назначения, в-третьих, объекты окружающей среды.
Статья 1 Федерального закона формулирует определения семнадцати базовых понятий. Помимо термина «чрезвычайная ситуация» закон дает представление о зоне чрезвычайной ситуации, предупреждении чрезвычайных ситуаций, оповещении населения о чрезвычайных ситуациях, уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию, подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий, другие определения.
Детальную проработку вопросов безопасности в чрезвычайных ситуациях дают государственные стандарты, разрабатываемые Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России». Органом, утверждающим эти стандарты, согласно утвержденному Положению [3] является находящееся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Основополагающим в комплексе таких стандартов является ГОСТ Р 22.0.01-20166.
6 ГОСТ Р 22.0.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 725-ст // URL http://docs.cntd.ru/document/1200136692.
Данный ГОСТ определяет безопасность в чрезвычайных ситуациях как состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
ГОСТ классифицирует стандарты, регламентирующие вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях, в 12 основных и 2 резервные группы. Общая картина выглядит следующим образом:
- группа 0 объединяет основополагающие стандарты и формулирует основные положения безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- группа 1 объединяет стандарты в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- группа 2 объединяет стандарты в области обеспечения безопасности объектов экономики;
- группа 3 объединяет стандарты в области обеспечения безопасности населения;
- группа 4 объединяет стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов;
- группа 5 объединяет стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений;
- группа 6 объединяет стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения;
- группа 7 объединяет стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения;
- группа 8 объединяет стандарты в области проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- группа 9 объединяет стандарты в области технического оснащения спасателей;
- группа 10 объединяет стандарты в области менеджмента риска чрезвычайной ситуации;
- группа 11 объединяет стандарты в области безопасности жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях.
В своей совокупности указанные стандарты позволяют воссоздать достаточно целостную картину спектра возможных чрезвычайных ситуаций, источников угроз их возникновения, правил поведения населения и властных структур в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Как уже отмечалось, ГОСТ Р 22.0.02-947 по характеру источника классифицирует чрезвычайные ситуации на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
7 ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 327 // URL http://docs.cntd.ru/document/1200001517.
Основные термины и определения, касающиеся природных чрезвычайных ситуаций, формулирует ГОСТ Р 22.0.03-978.
ГОСТ определяет природную чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории или акватории, сложившуюся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
По своей сути приведенное определение есть не что иное, как соответствующая формулировка Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 1, абзац 1), адаптированная под природные чрезвычайные ситуации.
Ценность ГОСТа состоит в том, что он формулирует достаточно емкий пакет определений терминов, дополняющий и развивающий понятийный аппарат Федерального закона, тем самым расширяя представление о чрезвычайных ситуациях природного происхождения, формируя целостную картину совокупности соответствующих явлений.
К числу таких понятий следует отнести представления:
- об источнике природной чрезвычайной ситуации как опасном природном явлении или процессе, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
- о поражающем факторе источника природной чрезвычайной ситуации как составляющей опасного природного явления или процесса, вызванной источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемой физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами;
- о поражающем воздействии источника природной чрезвычайной ситуации как негативном влиянии одного или совокупности поражающих факторов источника природной чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую природную среду;
- об опасном природном явлении как событии природного происхождения или результате дея-
8 ГОСТ Р 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16 апреля 1998 г № 122 // URL http://docs.cntd.ru/document/1200001518.
тельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду;
- о стихийном бедствии как разрушительном природном и (или) природно-антропогенном явлении или процессе значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды;
- о природно-техногенной катастрофе как разрушительном процессе, развивающемся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящем к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.
Кроме того, ГОСТ дает представление о зоне природной чрезвычайной ситуации и о зоне вероятной природной чрезвычайной ситуации. Различие терминов состоит в том, что зона природной чрезвычайной ситуации определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов де-факто возникла природная чрезвычайная ситуация, тогда как зона вероятной природной чрезвычайной ситуации - это территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения природной чрезвычайной ситуации.
Вероятностный подход к оценке потенциально опасных ситуаций прослеживается и в других ГОСТах. Необходимость и полезность такого подхода состоит в том, что он лежит в основе не только прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, но и планирования мер, направленных на их предупреждение и ликвидацию последствий таких ситуаций. Тем самым данный подход приобретает несомненно важное методологическое значение для теории и практики защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций вне зависимости от их вида, условий возникновения и масштабов.
Определяя опасное геологическое явление как событие геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду, ГОСТ формулирует пакет понятий, связанных с
сейсмической безопасностью и ее обеспечением: сейсмическое воздействие (по ГОСТ 26883), сейсмоопасная область, сейсмическое районирование, сейсмическая шкала; землетрясение, предвестник землетрясения, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения; вулкан, вулканическое землетрясение, вулканическое извержение, лава, лавовый поток; обвал, оползень, противооползневая защита.
Достаточно невнятно определяя опасное гидрологическое явление как событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду, ГОСТ раскрывает структуру опасных гидрологических явлений, включая в их состав наводнения, половодья, паводки (в т.ч. катастрофические), затор, зажор, подтопление, зону вероятного затопления, затопление, зону вероятного катастрофического затопления, зону катастрофического затопления; сель, селеопасную территорию, противоселевую защиту; лавину, лавиноопасную территорию, противо-лавинную защиту.
Определяя опасные метеорологические явления как природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду, ГОСТ формулирует следующий пакет понятий:
- сильный ветер, вихрь, ураган, циклон, шторм, смерч, шквал;
- продолжительный дождь, гроза, ливень;
- заморозок, гололед, снег, сильный снегопад, град;
- туман, пыльная буря, засуха;
- пожар, природный пожар, ландшафтный пожар, лесной пожар, степной пожар, торфяной пожар;
- зона пожаров, локализация пожара, тушение пожара, ликвидация пожара, государственная лесная охрана.
Источники природных чрезвычайных ситуаций, сопутствующие им поражающие факторы и номенклатуру параметров поражающих воздействий характеризует ГОСТ Р 22.0.06-959.
9 ГОСТ Р 22.0.06.95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 20 июня 1995 года № 308 // URL http://docs.cntd.ru/ document/1200001513.
В качестве источников природных чрезвычайных ситуаций ГОСТ называет и характеризует представляющие опасность геологические процессы, гидрологические и метеорологические явления и процессы.
К представляющим опасность геологическим процессам ГОСТ относит землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, карсто-во-суффозионные процессы, просадки в лессовых грунтах, переработку берегов. Следствием таких процессов, в зависимости от явления, становится смещение горных пород, снежных масс, загрязнение атмосферы, почв, грунтов, гидросферы.
К представляющим опасность гидрологическим явлениям и процессам ГОСТ относит подтопления, русловую эрозию, цунами, штормовой нагон воды, сели, наводнения, половодья, паводки, снежные лавины и т.п. Следствием таких процессов, в зависимости от явления, становится затопление территории, размывание грунтов, загрязнение (засоление) почв, грунтов, коррозия подземных металлических конструкций, загрязнение гидросферы.
К представляющим опасность метеорологическим явлениям и процессам ГОСТ относит:
- сильный ветер, шторм, шквал, ураган, смерчи, вихри, пыльные бури;
- сильные осадки, грозу, град;
- заморозок, сильные снегопады, метели, гололед, туман;
- суховей, засуху.
Негативным следствием таких процессов, в зависимости от вида и интенсивности явления, становятся:
- ветровая (снежная) нагрузка на здания и сооружения, линии электропередач;
- вибрация;
- выдувание (засыпание) верхнего покрова почвы, посевов;
- подтопление (затопление) территории, снежные заносы;
- снижение видимости (помутнение воздуха);
- охлаждение/нагрев почвы, воздуха;
- возникновение электрических разрядов.
В отдельную группу ГОСТ выделяет природные пожары.
Поражающими факторами пожаров, вне зависимости от их видов (ландшафтные, степные, лесные), становятся пламя, нагрев тепловым потоком, тепловой удар, помутнение воздуха, опасные дымы; возникает загрязнение атмосферы, почвы, грунтов, гидросферы.
В качестве объектов, подвергающихся поражающему воздействию источника природной чрезвычайной ситуации, ГОСТ называет население и окружающую среду. В состав элементов
окружающей среды по ГОСТу входят сельскохозяйственные животные и растения, объекты экономики, а также природные объекты.
В составе показателей поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации на население ГОСТ называет:
1) количество погибших, пораженных, пострадавших людей;
2) продолжительность поражающего воздействия, которая может измеряться минутами, часами, сутками;
3) площадь зоны чрезвычайной ситуации в квадратных километрах, гектарах;
4) площадь зоны отселения населения, квадратных километров;
5) затраты на проведение аварийно-спасательных работ, млн руб.;
5) экономический ущерб, млн руб.;
6) социальный ущерб, млн руб.
ГОСТ называет 21 показатель поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации на окружающую среду, указывает, как и в предыдущем случае, единицы их измерения. Указанные показатели могут быть объединены в следующие 4 группы:
1) площадь зоны бедствия (кв. км); площадь земель, частично или полностью исключенных из сельскохозяйственного оборота (кв. км); площадь уничтоженных, пострадавших лесных массивов (кв. км, га); площадь загрязнения опасными веществами почв, грунтов, подземных, поверхностных вод (кв. км, га); площадь радиоактивного загрязнения почв, грунтов, подземных, поверхностных вод (кв. км);
2) продолжительность поражающего воздействия (минут, часов, суток); продолжительность аварийного периода (минут, часов, суток); продолжительность восстановительного периода (суток, месяцев, лет); продолжительность периода восстановления сельскохозяйственных угодий, продуктивности почв (лет); продолжительность периода восстановления лесонасаждений (лет); продолжительность периода (само)очищения загрязненных почв, грунтов, подземных, поверхностных вод (лет); продолжительность периода рекультивации загрязненных участков (месяцев, лет);
3) количество разрушенных, поврежденных объектов; степень повреждения объектов (%); потеря эксплуатационных качеств объектов (%); снижение плодородия земель (%); величина погибшего урожая (т); число пораженных сельскохозяйственных животных; объем загрязненного грунта, почв (т);
4) затраты на рекультивацию загрязненных участков (млн руб).; экономический ущерб (млн руб).
Называя экономический ущерб и социальный ущерб в качестве параметров показателя поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации на население, ГОСТ Р 22.0.06-95, к сожалению, не раскрывает содержания соответствующих понятий и не делает отсылки на иной/иные нормативные правовые акты. Данную ситуацию, учитывая серьезность проблемы (см., например, [4]), невозможно оценить иначе, как методологическую недоработанность указанного ГОСТа.
Основные термины и определения, касающиеся техногенных чрезвычайных ситуаций, формулирует ГОСТ Р 22.0.05-9710.
Определяя техногенную чрезвычайную ситуацию как состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде, а источник техногенной чрезвычайной ситуации как опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация, ГОСТ уточняет: к опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.
ГОСТ по сути является словарем-справочником, раскрывающим смысл соответствующих определений и терминов.
В пределах формулируемых ГОСТом определений и терминов они могут быть объединены в следующие 16 групп:
1) техногенная опасность; потенциально опасный объект; химически опасный объект; радиационно опасный объект; опасный груз; пожаровзрывоопасный объект;
2) поражающий фактор источника техногенной чрезвычайной ситуации; поражающее воздействие источника техногенной чрезвычайной ситуации;
2.1) опасное химическое вещество, предельно допустимая концентрация опасного вещества;
2.2) взрывоопасное вещество, ударная волна взрыва, избыточное давление во фронте ударной волны взрыва;
10 ГОСТ Р 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16 апреля 1998 г. № 122 // URL http:// docs.cntd.ru/document/1200001536.
2.3) радиоактивное загрязнение;
2.3) опасное биологическое вещество;
2.4) пожарная опасность;
3) авария, крупная авария; промышленная авария, проектная промышленная авария, за-проектная промышленная авария, промышленная катастрофа;
3.1) химическая авария, выброс опасного химического вещества, пролив опасных химических веществ;
3.2) биологическая авария;
3.3) дорожно-транспортное происшествие, транспортная авария, крушение поезда, железнодорожная авария;
3.4) авария на магистральном трубопроводе (газопроводе, нефтепроводе, продуктопроводе);
3.5) авария на подземном сооружении;
3.6) радиационная авария;
3.7) пожар, взрыв;
3.8) авиационная катастрофа;
4) зона заражения, зона химического заражения, зона биологического заражения, зона радиоактивного загрязнения;
5) промышленная безопасность в чрезвычайных ситуациях, обеспечение промышленной безопасности в чрезвычайных ситуациях;
5.1) безопасность дорожного движения;
5.2) пожарная безопасность, пожарная безопасность объекта, требование пожарной безопасности, противопожарное мероприятие, противопожарный режим, пожарная охрана;
5.3) режим радиационной защиты, радиационный контроль.
Исследуемый ГОСТ привлекает представления (термины и определения) из иных действующих ГОСТов: ГОСТ Р 22.0.02 (потенциально опасный объект), ГОСТ 12.1.033 (пожар, пожарная безопасность объекта, пожарная опасность, противопожарный режим), ГОСТ 26883 (ударная волна, фронт ударной волны).
В Приложении А ГОСТ приводит необходимую для понимания текста стандарта информацию о федеральном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ [5], а также термины и определения понятий «потенциально опасные химические и биологические вещества», «дозиметрический контроль», «радиометрический контроль», «дорожное движение», «правила дорожного движения».
ГОСТ Р 22.0.07-9511 характеризует источники техногенных чрезвычайных ситуаций, дает
11 ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 561 // URL http:// docs.cntd.ru/document/1200001514.
классификацию и номенклатуру поражающих факторов и их параметров.
По генезису (происхождению) поражающие факторы источников техногенных чрезвычайных ситуаций ГОСТ подразделяет на факторы прямого действия (первичные, непосредственно вызываемые возникновением источника техногенной ситуации) и факторы побочного действия (вторичные, вызываемые изменением объектов окружающей среды первичными поражающими факторами).
По механизму действия ГОСТ выделяет поражающие факторы физического действия (воздушная ударная волна, волна сжатия в грунте, сейсмовзрывная волна, волна прорыва гидротехнических сооружений, обломки или осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение, ионизирующее излучение) и факторы химического действия (токсическое действие опасных химических веществ).
Воздушную ударную волну характеризуют избыточное давление во фронте, длительность и импульс фазы сжатия.
Параметрами волны сжатия в грунте являются максимальное давление, время действия, время нарастания давления до максимального значения.
В качестве параметров сейсмовзрывной волны ГОСТ называет скорость распространения волны, максимальное значение массовой скорости грунта, время нарастания напряжения в волне до максимума.
Волну прорыва гидротехнических сооружений характеризуют скорость и глубина волны прорыва, её температура и время существования.
Параметрами поражающего действия обломков и осколков являются их масса и скорость разлета.
Экстремальный нагрев среды определяется ее температурой, коэффициентом теплоотдачи, временем действия источника экстремальных температур.
Тепловое излучение зависит от его энергии, мощности и времени действия источника теплового излучения.
Поражающее действие ионизирующего излучения определяют активность радионуклида в источнике, плотность радиоактивного загрязнения местности, концентрация радиоактивного загрязнения, концентрация радионуклидов.
Токсическое действие опасного химического вещества определяется его концентрацией в среде, а также плотностью химического заражения местности и объектов.
ГОСТ Р 22.0.08-9612 устанавливает термины и определения основных понятий, относящихся к взрывам как источникам чрезвычайных ситуаций.
Определяя взрыв как процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу, ГОСТ формулирует сопутствующие термины и определения, которые могут быть объединены в шесть групп, в том числе:
1) взрывчатое вещество, промышленное взрывчатое вещество, облако, взрывчатая взвесь угольной пыли, взрывоопасная система;
2) виды взрывов (физический, химический, детонационный, дефлаграционный, сосредоточенный, объемный, пылевоздушной (пылегазо-вой) смеси, аварийный), огненный шар взрыва;
3) детонация, физическая детонация, критическая величина инициирующего взрывного импульса, удельная мощность взрыва, ударная волна;
4) зона концентрации напряжения, температура фазового перехода стали, краткая температура хрупкости стали, хрупкое разрушение, пластическое разрушение, сосуды под высоким давлением (баллоны, резервуары, цистерны, трубопроводы), взрыв сосуда под высоким давлением;
5) взрывоустойчивость, взрывобезопасность;
6) взрывная травма; противовзрывная защи-
Исследуемый ГОСТ содержит отсылки к принятому еще в советские времена, но действующему и ныне ГОСТ 12.1.010-7613 (Взры-вобезопасность. Общие требования), уже цитированному ГОСТ Р 22.0.05-94 (Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения), ГОСТ 26184-8414 (Вещества взрывча-
12 ГОСТ Р 22.0.08-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29 мая 1996 г. № 333. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.
13 ГОСТ 12.1.010-76 Взрывобезопасность. Общие требования. Введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 июня 1976 г. № 1581 // URL http://docs.cntd.ru/document/5200270.
14 ГОСТ 26184-84 Вещества взрывчатые промышленные. Термины и определения. Введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. № 1575 // http://docs.cntd.ru/ document/1200018628.
тые промышленные. Термины и определения), ГОСТ 26883-8615 (Внешние воздействующие факторы. Термины и определения).
Основные термины и определения, касающиеся биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, формулирует ГОСТ 22.0.04.9716.
Определяя биологическую безопасность как состояние защищенности людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды от опасностей, вызванных или вызываемых источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации, а саму биолого-социальную чрезвычайную ситуацию как состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений, ГОСТ формулирует обширный пакет терминов и определений, характеризующих данные чрезвычайные ситуации во всем многообразии их проявлений.
При этом часть терминов дается с отсылкой к иным ГОСТам (энфитотия, болезнь растения, заражение растений, пункт карантинный растений (ПКР) - по ГОСТ 21507-201317; карантинный объект, карантин растений, внутренний карантин растений, внешний карантин растений, Государственная служба по карантину растений - по ГОСТ 2056218).
Формулируемые ГОСТом термины и определения могут быть классифицированы в 10 групп:
15 ГОСТ 26883-86 Внешние воздействующие факторы. Термины и определения. Утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 апреля 1986 г. № 1142// URL http:// docs.cntd.ru/document/1200018628.
16 ГОСТ 22.0.04.97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (Аутентичен ГОСТ Р 22.0.04.95). Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 января 1995 г. № 16. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000.
17 ГОСТ 21507-2013 Защита растений. Термины и определения. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. № 63-П) // URL http://docs.cntd.ru/document/1200111134.
18 ГОСТ 20562-2013 Карантин растений. Термины и определения. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. № 44) // URL http://docs.cntd.ru/document/1200110379.
1) биологическая безопасность, источник биолого-социальной (биосоциальной) чрезвычайной ситуации, обеспечение биологической безопасности;
2) особо опасная инфекция, возбудитель инфекционной болезни, источник возбудителя инфекционной болезни;
3) заболеваемость населения, изоляция инфекционных больных, экстренное извещение об инфекционной болезни;
4) эпидемия, эпидемический очаг, эпидемиологическая обстановка, эпидемиологическая диагностика, эпидемиологический надзор, противоэпидемический режим, ликвидация эпидемического очага;
5) санитарная охрана территории, санитар-но-защитная зона, санитарно-карантинная станция (карантинная станция), санитарно-ка-рантинный пункт (карантинный пункт);
6) санитарно-эпидемиологическая служба, эпидемиологический надзор, центр санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-эпидемиологическая служба в чрезвычайной ситуации, силы санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях;
7) панзоотия, энзоотия, эпифитотия, энфи-тотия, панфитотия, карантин, обсервация;
8) эпизоотия, эпизоотический очаг, эпизоотический процесс, эпизоотическая обстановка, эпизоотологическая карта, противоэпизоотиче-ские мероприятия, экономический ущерб от эпизоотии;
9) безопасность животных, специфическая защита животных, Государственная ветеринарная служба, ветеринарно-санитарный надзор, ветеринарная лаборатория, ветеринарное свидетельство, пограничный контрольный ветеринарный пункт, противочумная система в Российской Федерации;
10) болезнь растения, заражение растений, карантин растений, карантинный объект, карантинный сертификат, внутренний карантин растений, внешний карантин растений, Государственная служба по карантину растений, пункт карантинный растений.
ГОСТ не разграничивает характеризуемые чрезвычайные ситуации на социальные и биологические. Основанием к этому является тот факт, что в условиях чрезвычайной ситуации, хотя и в разной степени, но все-таки нарушаются нормальные условия: а) жизни и деятельности людей; б) существования сельскохозяйственных животных и в) произрастания растений.
Справочное Приложение А содержит термины и определения, необходимые для понимания текста ГОСТа. Их общее количе-
ство 12. В состав этих терминов и определений, в частности, входят:
- патогенные микроорганизмы - микроорганизмы, эволюционно приспособившиеся к па-разитированию в живом организме и способные вызывать инфекционные болезни;
- девастация - уничтожение возбудителя инфекционной болезни;
- дезинфекция - уничтожение или удаление во внешней среде возбудителя инфекционной болезни человека или животного;
- дератизация - истребление грызунов - переносчиков возбудителей инфекционных болезней и др.
Отражая безусловную значимость существующих рисков биологического характера [6], ГОСТ усматривает социальную составляющую в биолого-социальных чрезвычайных ситуациях лишь в возможности массового заражения людей инфекционными болезнями. Именно по этой логике данные ситуации определяются как биолого-социальные, а не социальные или социально-биологические.
Приходится констатировать, что ни федеральный закон, ни ГОСТы не дают исчерпывающей трактовки понятия чрезвычайных ситуаций, трактовки, которая включала бы в себя и чрезвычайные ситуации социального характера. Между тем актуальность решения данного вопроса очевидна: на возможность возникновения таких ситуаций и в современной России указывают научные источники (см., например, [7, 8]), достаточно информированный и авторитетный эксперт [9].
Сами по себе чрезвычайные ситуации социального характера, воспринимаемые глазами спасателя [10, с. 122], достаточно многочисленны: здесь и войны, и вооруженные конфликты, конфликты на национальной почве, а также массовое скопление людей, похищение людей, терроризм, погромы, захват заложников, анонимные телефонные звонки, шантаж, преступность, изнасилование, кражи, мошенничество, азартные игры, опасные и вредные привычки: алкоголизм, табакокурение, наркомания, неформальные объединения, травматизм, большие города, улицы, вокзалы, танцплощадки, парки, казино, задержание и привод в милицию, бродяжничество, «разборки», поездка за границу, угон автомобиля.
Конечно, это специфический взгляд узкого специалиста - спасателя, который любую чужую беду воспринимает как чрезвычайную ситуацию, тем более, если она получает заметное распространение в обществе.
Используя в качестве полезной модели формулировку Федерального закона, опреде-
лим чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, массовых беспорядков или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При этом под массовыми беспорядками, следуя статье 212 Уголовного кодекса Российской Федерации, понимаем насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти.
В МЧС России склонны относить к чрезвычайным ситуациям террористические акты и их последствия. Такая позиция обосновывается наметившейся тенденцией использовать в террористических целях оружие массового поражения - ядерное, химическое и биологическое оружие, применение которого создает обширные очаги поражения (заражения) местности, приводит к массовой гибели людей, наличием на территории Российской Федерации более 3600 химически опасных объектов и более 120 объектов различной ведомственной подчиненности, имеющих в своем распоряжении биологически опасные вещества (возбудители инфекционных заболеваний различных групп патогенности) (см., например, [11]).
ГОСТ Р 22.0.09-9519 описывает чрезвычайные ситуации на акваториях.
Определяя чрезвычайную ситуацию на акватории как состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мореплавания, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, морским (речным) объектам, водной флоре и (или) фауне на море или внутреннем водном бассейне, ГОСТ предлагает различать такие ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (глобальные, национальные, региональные, местные и локальные или частные).
19 ГОСТ Р 22.0.09-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1995 г. № 268 // URL http:// docs.cntd.ru/document/1200001535.
Понятийный аппарат чрезвычайных ситуаций на акваториях ГОСТ объединяет в четыре группы: 1) общие понятия; 2) аварии морских (речных) объектов; 3) силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях; 4) подводные работы особого назначения.
Перечень общих понятий, в свою очередь, может быть систематизирован в следующие подгруппы:
а) морской (речной) объект; опасный (потенциально опасный) морской (речной) объект; аварийный морской (речной) объект;
б) безопасность морского (речного) объекта; безопасность в чрезвычайных ситуациях на акваториях; обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях на акваториях;
в) источник чрезвычайной ситуации на акватории; опасность в чрезвычайной ситуации на акватории; бедствие на акватории;
г) предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предотвращение чрезвычайных ситуаций на акваториях; подготовка к чрезвычайным ситуациям на акваториях; подготовка морского (речного) объекта к чрезвычайным ситуациям на акваториях; технический надзор за морскими (речными) объектами;
д) зона ответственности; поисково-спасательный район; поисково-спасательное обеспечение; подводные работы.
Перечень терминов и определений, характеризующих аварии морских (речных) объектов, может быть систематизирован в следующие подгруппы:
е) непотопляемость морского (речного) объекта; живучесть морского (речного) объекта; по-жаробезопасность морского (речного) объекта; взрыво- и пожаробезопасность морского (речного) объекта;
ж) авария морского (речного) объекта; столкновение морских (речных) объектов; столкновение морского (речного) объекта с преградами; посадка морского (речного) объекта на мель; пожар на морском (речном) объекте; взрыв на морском (речном) объекте; кораблекрушение; затонувший объект;
з) загрязнение водной среды; разлив нефти в водную среду;
и) борьба за живучесть морского (речного) объекта.
Термины и понятия, характеризующие силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях, могут быть систематизированы в следующие подгруппы:
к) силы и средства поиска и спасания на акваториях; ведомственная поисково-спасательная служба на акваториях; водно-спасательное
формирование; поисково-спасательная группа, аварийная партия;
л) спасательное судно; спасательные средства на морских (речных) объектах;
м) система пожарной сигнализации обнаружения пожара; система пожарной сигнализации предупреждения; аварийная радиосвязь; аварийный радиобуй.
Терминология, связанная с осуществлением подводных работ особого назначения, может быть сведена в следующие подгруппы:
н) подводный потенциально опасный объект; реестр подводных потенциально опасных объектов;
о) безопасность подводного потенциально опасного объекта; критерии безопасности подводного потенциально опасного объекта; мониторинг (контроль) подводного потенциально опасного объекта; экспертиза безопасности подводного потенциально опасного объекта; декларация безопасности подводного потенциально опасного объекта;
п) подводные работы особого (специального) назначения; экспертиза безопасности подводных работ особого (специального) назначения; декларация безопасности подводных работ особого (специального) назначения.
Справочное Приложение А формулирует термины и определения, необходимые для понимания текста ГОСТа: акватория, аварийная частота, сигналы бедствия на море, сигнал безопасности, правила предупреждения столкновения судов, индивидуальные, коллективные спасательные средства, внутренние воды Российской Федерации, внутренние морские воды Российской Федерации, территориальные воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, санитарная морская зона Российской Федерации, прилежащая зона, прилежащая зона Российской Федерации.
В обеспечение реализации федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2001 г. № 340-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 22.10.01-2001 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения. Цель стандарта - «создать предпосылки для научно обоснованного и единообразного определения величины ущерба от реализации источника опасности в денежном или натуральном выражении во всех сферах деятельности субъектов гражданского права».
Определяя ущерб как потери некоторого субъекта или группы субъектов, части или
всех своих ценностей, а ценность как имущество, деньги, нематериальные блага, а также их свойства или отношения, ГОСТ в качестве субъектов, которым может быть нанесен ущерб, называет физическое или юридическое лицо, Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное или территориальное образование.
ГОСТ формулирует перечень терминов и определений, которые могут быть объединены в следующие 10 групп:
1) источник опасности, владелец источника опасности;
2) ценность, имущество;
3) ущерб, возможный ущерб, вероятный ущерб, максимально возможный ущерб, предотвращенный ущерб;
4) собственный ущерб, сторонний ущерб, совокупный ущерб;
5) допустимый ущерб физическому лицу, недопустимый ущерб физическому лицу, критический ущерб физическому лицу, катастрофический ущерб физическому лицу;
6) оценка ущерба, дата оценки ущерба;
7) ущерб в натуральных показателях, оценка ущерба в натуральных показателях;
8) стоимость ущерба, стоимостная оценка ущерба;
9) оценщик ущерба, специалист по оценке ущерба, заключение по оценке ущерба;
10) фактический ущерб, средства для возмещения ущерба, необеспеченный ущерб.
Единая межведомственная методика [12] различает следующие виды ущерба: медико-биологический, социально-экономический, социально-политический и экологический.
Медико-биологический ущерб определяется как нанесение вреда жизни и здоровью конкретных людей. Данный вид ущерба проявляется в конкретных нарушениях здоровья людей, приводящих для некоторой их общности (населения страны, общества) к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.
Социально-экономический ущерб (ущерб социально-экономической системе) состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от незаключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.
Под социально-политическим подразумевается ущерб государству.
Экологический ущерб (ущерб природной среде) определяется как ухудшение природной
среды или затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий или затраты на ее реабилитацию.
Итак, характерная особенность чрезвычайных ситуаций состоит в наличии диалектической взаимосвязи между вызовами и угрозами безопасности личности, общества и государства, а также объектам окружающей природной среды и масштабами распространения этих чрезвычайных ситуаций и причиняемого ими ущерба.
Чрезвычайные ситуации, при которых возникает непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, вызывают необходимость введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима, именуемого чрезвычайным положением. Основания и порядок введения чрезвычайного положения регламентируются Федеральным конституционным законом20.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии в соответствии с Федеральным конституционным законом21 на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится особый правовой режим, именуемый военным положением.
Чрезвычайные ситуации, чрезвычайное положение и военное положение качественно представляют собой явления одного ряда, различия между которыми состоят лишь в количественных параметрах возникающих угроз безопасности личности, общества и государства, а также объектам окружающей природной среды и вытекающих из этих угроз последствий.
Завершая выполненный анализ, сформулируем некоторые выводы:
1. Принятие Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработка системы ГОСТов по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях позволили сформировать обширный понятийный аппарат и классифицировать чрезвычайные ситуации по их источникам на природные, техногенные, социально-биологические и военные.
2. Утвержденная Правительством Российской Федерации классификация является слишком формализованной, она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвы-
20 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайным положении».
21 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О военном положении».
чайных ситуаций, многообразии их форм, игнорирует чрезвычайные ситуации трансграничного характера и возникающие за пределами территории Российской Федерации, а также предельно острые чрезвычайные ситуации, ведущие к установлению режима чрезвычайного положения.
3. Базовые характеристики природных, техногенных и социально-биологических чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайные ситуации на акваториях нашли достаточно подробное отражение в соответствующих ГОСТах. Чрезвычайные ситуации в воздушно-космическом пространстве, военные чрезвычайные ситуации соответствующего отражения в ГОСТах не нашли. Не нашли соответствующего отражения в ГОСТах и сугубо социальные, связанные с проблемами современного российского социума (общества), чрезвычайные ситуации. Социальную составляющую в биолого-социальных чрезвычайных ситуациях ГОСТ усматривает лишь в возможности массового заражения людей инфекционными болезнями.
Используя в качестве полезной модели формулировку федерального закона, в целях ее универсализации - дополнения необходимой социальной составляющей, предлагается определить чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, массовых беспорядков или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
4. В исследованных ГОСТах прослеживается вероятностный подход к оценке потенциально
опасных ситуаций. Необходимость и полезность такого подхода состоит в том, что он лежит в основе не только прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, но и планирования мер, направленных на их предупреждение и ликвидацию последствий таких ситуаций. Тем самым данный подход приобретает несомненно важное методологическое значение для теории и практики защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций вне зависимости от их вида, условий возникновения и масштабов.
5. Называя экономический ущерб и социальный ущерб в качестве параметров показателя поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации на население, ГОСТ Р 22.0.06-95, к сожалению, не раскрывает содержания соответствующих понятий и не делает отсылки на иной/иные нормативные правовые акты. Данный факт, учитывая серьезность проблемы, невозможно оценить иначе как методологически недостаточную проработку указанного ГОСТа.
6. В отличие от ГОСТ Р 22.0.02-94 ГОСТ Р 22.0.02-2016 не дает классификации чрезвычайных ситуаций по их генезису. Это, безусловно, снижает методологическую ценность последнего документа.
7. Чрезвычайные ситуации, чрезвычайное положение и военное положение качественно представляют собой явления одного ряда, различия между которыми состоят лишь в количественных параметрах возникающих угроз безопасности личности, общества и государства, а также объектам окружающей природной среды, и вытекающих из этих угроз последствий.
Литература
1. Резанов И.А. Великие катастрофы в истории Земли. - Москва: Наука, 1972. - 162 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва: Айрис-пресс, 2012. - 576 с.
3. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 (ред. от 14.02.2017) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
4. Шмырева М.Б., Киреев Д.Д. Оценка экономического ущерба ЧС природного характера на территории РФ // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 2. С. 335-338.
5. Положение о ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 609 [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
6. Смоленский В.Ю., Удовиченко С.К., Топорков В.П., Кутырев В.В. О рисках возникновения чрезвычайных ситуаций в области биологической безопасности международного значения и их предикторах // Проблемы особо опасных инфекций. 2017. № 3. С. 5-11.
7. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. -Москва: Дрофа, 2007. 288 с.
8. Кропачева А.В. К вопросу о чрезвычайных ситуациях социального характера / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. С. 168-173.
9. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций. Утверждена МЧС России 01.12.2004 [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.
10. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Сов. Кубань, 2002. - 528 с.
11. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / [С.К. Шойгу, В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев и др.]. - Москва: Знание, 1999. - 588 с.
12. Шойгу С.К. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3, вып. 1. С. 304-322.
13. Андреева В.А. Проблемы обеспечения общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 23-25.
14. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. -М.: Дрофа, 2007. - 288 с.
15. Никулина М.А., Колодиев М.Ю. Социальная безопасность в Российской Федерации: критерии, угрозы, направления обеспечения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78). С. 153-157.
16. Яковец Ю.В., Доброхлеб В.Г., Яковец Т.Ю. Социальная безопасность как основа социальной политики РФ // Стратегические приоритеты. 2017. № 2 (14). С. 26-40.
17. Виноградов О.В. Правовые основания, порядок введения и отмены правового режима военного положения в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2009. № 4. С. 57-62.
18. Виноградов О. В. Правовая природа Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 2 (24). С. 45-60.
19. Троянов О.М., Рева Ю.В., Щербаков О.В. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2018. № 2. С. 9-14.
20. Вышинский Д.В., Иванов В.А. Совершенствование организации взаимодействия МЧС России с Минобороны РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2011. № 1. С. 11-16.
= References =
1. Rezanov I.A. Velikie katastrofy v istorii Zemli. - Moskva: Nauka, 1972. - 162 s.
2. Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. - Moskva: Ajris-press, 2012. - 576 s.
3. Polozhenie o Federal'nom agentstve po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 2004 g. № 294 (red. ot 14.02.2017) [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS Konsul'tantPlyus.
4. SHmyreva M.B., Kireev D.D. Ocenka ekonomicheskogo ushcherba CHS prirodnogo haraktera na territorii RF // Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij. 2015. № 2. S. 335-338.
5. Polozhenie o vedenii federal'nogo registra potencial'no opasnyh himicheskih i biologicheskih veshchestv. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 iyulya 2013 g. № 609 [Elektronnyj resurs] - Dostup iz // SPS Konsul'tantPlyus.
6. Smolenskij V.YU., Udovichenko S.K., Toporkov V.P., Kutyrev V.V. O riskah vozniknoveniya chrezvychajnyh situacij v oblasti biologicheskoj bezopasnosti mezhdunarodnogo znacheniya i ih prediktorah // Problemy osobo opasnyh infekcij. 2017. № 3. S. 5-11.
7. Gubanov V.M., Mihajlov L.A., Solomin V.P. CHrezvychajnye situacii social'nogo haraktera i zashchita ot nih. - Moskva: Drofa, 2007. 288 s.
8. Kropacheva A.V. K voprosu o chrezvychajnyh situaciyah social'nogo haraktera / Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava: sbornik statej po materialam ezhegodnoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sorokinskie chteniya). - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2017. S. 168-173.
9. Edinaya mezhvedomstvennaya metodika ocenki ushcherba ot chrezvychajnyh situacij tekhnogennogo, prirodnogo i terroristicheskogo haraktera, a takzhe klassifikacii i ucheta chrezvychajnyh situacij. Utverzhdena MCHS Rossii 01.12.2004 [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS Konsul'tantPlyus.
10. Uchebnik spasatelya / S.K. SHojgu, M.I. Faleev, G.N. Kirillov i dr.; pod obshch. red. YU.L. Vorob'eva. - 2-e izd., pererab. i dop. -Krasnodar: «Sov. Kuban'», 2002. - 528 s.
11. Zashchita naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera / [S.K. SHojgu, V.A. Vladimirov, YU.L. Vorob'ev i dr.]. - Moskva: Znanie, 1999. - 588 s.
12. SHojgu S.K. Istoricheskie aspekty razvitiya sistemy zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij // Strategiya grazhdanskoj zashchity: problemy i issledovaniya. 2013. T. 3, vyp. 1. S. 304-322.
13. Andreeva V.A. Problemy obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti pri chrezvychajnyh situaciyah v sovremennoj Rossii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 61. S. 23-25.
14. Gubanov V.M., Mihajlov L.A., Solomin V.P. CHrezvychajnye situacii social'nogo haraktera i zashchita ot nih. - M.: Drofa, 2007. - 288 s.
15. Nikulina M.A., Kolodiev M.YU. Social'naya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii: kriterii, ugrozy, napravleniya obespecheniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 4 (78). S. 153-157.
16. YAkovec YU.V., Dobrohleb V.G., YAkovec T.YU. Social'naya bezopasnost' kak osnova social'noj politiki RF // Strategicheskie prioritety. 2017. № 2 (14). S. 26-40.
17. Vinogradov O.V. Pravovye osnovaniya, poryadok vvedeniya i otmeny pravovogo rezhima voennogo polozheniya v Rossijskoj Federacii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2009. № 4. S. 57-62.
18. Vinogradov O. V. Pravovaya priroda Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii o vvedenii chrezvychajnogo polozheniya // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2011. № 2 (24). S. 45-60.
19. Troyanov O.M., Reva YU.V., SHCHerbakov O.V. Aktual'nye problemy obespecheniya bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah tekhnogennogo haraktera // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii. 2018. № 2. S. 9-14.
20. Vyshinskij D.V., Ivanov V.A. Sovershenstvovanie organizacii vzaimodejstviya MCHS Rossii s Minoborony RF po preduprezhdeniyu i likvidacii posledstvij CHS, obuslovlennyh terroristicheskimi aktami // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashchity. 2011. № 1. S. 11-16.
(статья сдана в редакцию 22.07.2019)
Проблемы правоохранительной деятельности 1'20 -
19