ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК 351.862-027.21
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ»
С.А. Андреев
Основываясь на обобщении и анализе законодательных актов, государственных стандартов, научных работ и иных источников исследованы логико-смысловые и этимологические аспекты термина «чрезвычайная ситуация». Акцентировано внимание на том, что на сегодняшний день понятие чрезвычайной ситуации связывается в основном с техногенными и природными (в меньшей степени военными) источниками происхождения, что не вполне обосновано. К тому же одной из основных особенностей и одновременно недостатком абсолютного большинства концептуальных подходов к формализации термина «чрезвычайная ситуация» является понимание чрезвычайной ситуации исключительно как совокупности неких обстоятельств или событий, непосредственно не связанных с действием или бездействием людей. В статье определены наиболее распространенные концептуальные подходы к трактовке понятия чрезвычайной ситуации, показаны недостатки этих подходов, по результатам чего сформулированы предложения по усовершенствованию понятия чрезвычайной ситуации.
Ключевые слова: защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация природного характера; чрезвычайная ситуация техногенного характера; социальная чрезвычайная ситуация; гражданская защита; гражданская оборона.
Постановка проблемы. Вопросы защиты населения, территорий, материальных, культурных ценностей и других объектов от аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) играют все более значимую роль в обеспечении устойчивого развития и национальной безопасности государств, а также в поддержании международной и региональной социально-экономической и общественно-политической стабильности.
Вместе с тем, как показывает отечественная и зарубежная практика, сталкиваясь с масштабными ЧС, системы государственного управления развитых зарубежных государств (не говоря уже о
Андреев Сергей Александрович,
кандидат наук государственного управления, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина; e-mail: [email protected]
© Андреев С.А., 2015
развивающихся странах), в частности, системы гражданской обороны и обеспечения гражданской защиты, зачастую не справляются с подобными стресс-тестами.
Учитывая тот факт, что предотвращение возникновения ЧС, реагирование на соответствующие ситуации и ликвидация их последствий представляет собой основное содержание и смысл деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также граждан в сфере гражданской защиты, исследование концептуальных подходов к трактовке понятия «чрезвычайная ситуация» представляется актуальным как с научной, так и с практической точки зрения.
Анализ последних исследований и публикаций. Государственно-управленческие аспекты в сфере защиты населения, территорий, материальных, культурных ценностей и других объектов от ЧС техногенного, природного и иного происхождения являются предметом исследования многих специалистов, в частности: В. Акимова,
Ю. Воробьева, В. Гущина, С. Домбровской, С. Засунько, Л. Жуковой, Н. Клименко, С. Кузниченко, С. Мосова, А. Островерха, В. Петкова, Б. Порфирьева, А. Ромина,
B. Садкового, В. Тищенко, А. Труша, А. Филиппенко, М. Фалеева, В. Федоренко, Г. Федулова, Л. Шевченко.
Теоретико-методологические вопросы, связанные с подходами к трактовке понятия «чрезвычайная ситуация», а также к классификации ЧС, содержатся в работах В. Акимова, Ю. Воробьева, В. Гущина, Л. Жуковой, Н. Клименко, Ю. Корнейчука, А. Кострова,
C. Кузниченко, Б. Порфирьева, Р. Приходько, А. Ткачева, М. Фалеева, В. Федоренко, Г. Федулова, А. Филиппенко, Л. Шевченко, И. Шпилевого и других отечественных и зарубежных ученых.
Не решенные ранее части общей проблемы. Ознакомление с рядом нормативных и доктри-нальных источников научной информации, в которых содержится определение термина «чрезвычайная ситуация», позволяет констатировать отсутствие единых подходов в этом вопросе, равно как и в вопросах классификации ЧС, а также определении границ предметной области, именуемой гражданской защитой.
Не вызывает сомнений тот факт, что активно происходящие в мире в последнее время геополитические, социально-экономические,
этнокультурные и прочие процессы, существенное ухудшение состояния природно-техногенной сферы, распространение нетрадиционных способов и методов ведения военно-политического противоборства должны обусловливать качественные изменения в государственных системах гражданской обороны и обеспечения гражданской защиты, в том числе активизировать выработку новых, модернизированных концептуальных подходов к понимаю сущности ЧС.
Цель статьи - основываясь на обобщении и анализе законодательных актов, государственных
Подходы к трактовке по1
стандартов, научных работ и иных источников исследовать логико-смысловые и этимологические аспекты термина «чрезвычайная ситуация», определить наиболее распространенные концептуальные подходы к трактовке данного понятия, по результатам чего сформулировать предложения по усовершенствованию используемого в украинском законодательстве понятия ЧС.
Изложение основного материала. В соответствии Кодексом гражданской защиты Украины (далее - Кодекс ГЗ Украины) гражданская защита - это функция государства, направленная на защиту населения, территорий, окружающей среды и имущества от чрезвычайных ситуаций путем предотвращения таких ситуаций, ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшим в мирное время и в особый период [12, ч. 1 ст. 4].
Таким образом, логически и лингвистически правильное формулирование понятия ЧС, понимание его сущности и корректное толкование является одним из ключевых условий для формирования адекватного представления о предметной области науки и практики, называемой «гражданская защита», определения объёма полномочий и границ ответственности субъектов обеспечения гражданской защиты, а также для проведения максимально полной и точной классификации ЧС и выработки эффективных механизмов противодействия им.
Кроме того, закрепление в национальном законодательстве научно и юридически обоснованной формулировки понятия ЧС является важной правовой гарантией обеспечения защиты прав и свобод физических и юридических лиц от соответствующих ситуаций, в том числе возможности требования у субъектов властных полномочий обеспечения надлежащего уровня защищенности от угроз, связанных с рисками или фактами возникновения ЧС.
Наиболее распространённые подходы к формулированию понятия «чрезвычайная ситуация», используемые в нормативных и иных источниках научной информации, приведены в Таблице.
Таблица
«чрезвычайная ситуация»
№ п/п Источник Определение понятия ЧС
1. *Закон Украины «О Гражданской обороне Украины» от 03.02.1993 г. № 2974-XII «Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифи-тотией, большим пожаром, применением средств поражения, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям» [21, ст. 1].
2. *Закон Украины «Об аварийно-спасательных службах» от 14.12.1999 № 1281-XIV «Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которое привело (может привести) к гибели людей и/или значительным материальным потерям» [17, ст. 1].
3. *Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 08.06.2000 № 1809-Ш «Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или об 'объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемии, эпизоотии, эпифитотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей и/или значительным материальным потерям» [19, ст.1].
4. Кодекс ГЗ Украины «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, причинению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, осуществлению на ней хозяйственной деятельности» [12, п. 24 ч. 1 ст. 2].
5. *Постановление Кабинета Министров Украины «О Порядке классификации чрезвычайных ситуаций» от 15.07.1998 № 1099 «Чрезвычайная ситуация (ЧС) - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которое привело (может привести) к гибели людей и/или значительным материальным потерям» [20, п. 1].
6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. ГСТУ 3891-99. - [Введен в действие с 2000-01-01]. - К.: Госстандарт Украины, 1999. - 21 с. - (Государственный стандарт Украины). «Чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде» [2, с. 2].
7. * Государственный классификатор Украины. Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций. ГК 019 - 2001. - [Введен в действие с 200203-01]. - К.: Госстандарт Украины. - 2002. - 16 с. «...чрезвычайные ситуации определяются как нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпитафией, большим пожаром, применением средств поражения или другим опасным событием, которые привели к гибели людей и значительным материальным потерям» [6, с. 1].
8. Национальный классификатор. Классификатор чрезвычайных ситуаций. ГК 019: 2010. - [Введен в действие с 2011-01-01]. - К.: Госпо-требстандарт Украины. -2010. -19 с. «Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в частности эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, пожаром, которое привело (может привести) к возникновению большого количества пострадавших, угрозе жизни и здоровью людей, их гибели, значительным материальным потерям, а также к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности» [13, с. 1].
9. Акимов В. А. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации : опасности, угрозы, риски /Акимов В. А., Новиков В. Д., Радаев Н. Н. -М. : ЗАО ФИД «Деловой экспресс", 2001. - 344 с. «Чрезвычайные ситуации - это состояние, при котором в результате негативного воздействия от реализации любой опасности на объекте экономики, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, причиной убытки имуществу населения, экономике и окружающей среде» [1, с. 78].
10. Жукова Л. А. Совершенствование терминологической системы государственного управления в сфере гражданской защиты / Л. А. Жукова //Вестник НАГУ. - 2005. - № 1. - С. 50 - 56. «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенном объекте или территории, сложившаяся в результате опасного техногенного, социального или природного явления, которые могут вызвать или вызвали человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на объекте или территории» [7, с. 51].
11. Клименко Н. Г. Особенности государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций: теоретический и исторический аспекты: дис ... кандидата наук гос. упр. : 25.00.01 / Клименко Наталья Григорьевна. - К., 2008. - 225 с. «Чрезвычайная ситуация - это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, применением средств поражения, террористическим (диверсионный) актом, действиями антиконституционного направления или другими факторами, которые привели (могут привести) к гибели людей, причинение вреда их здоровью, гибели животных и растений, значительный материальный ущерб и (или) могут нанести вред окружающей среде в мирное время или в особый период (или во время боевых действий). Последнее связано с тем, что НС возникают не только в повседневных условиях» [11, с. 57].
12. Порфирьев Б. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях : анализ методологии и проблемы организации / Б. Н. Порфирьев. - М. : Наука, 1991. - 136 с. «Чрезвычайная ситуация - есть внешне неожиданная обстановка, возникшая внезапно и характеризующаяся неопределенностью, ост-роконфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительными социально-экологическими и экономическими потерями (прежде всего человеческими жертвами), необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), значительными человеческими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию различных последствий (разрушений, пожаров и т.п.)» [16, с. 36].
13. Степанов В. Н. Ресурсно-экологическая безопасность и устойчивое развитие / В. Н. Степанов. - Одесса, 1998. - 264 с. «Чрезвычайная ситуация - ситуация на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности» [22, с. 89].
14. Шпилевой И. Н. Государственное регулирование в сфере природно-техногенной безопасности Украины: дис. ... кандидата наук гос. упр. : 25.00.02 / Шпилевой Игорь Николаевич. - К., 2008. - 221 с. «Чрезвычайная ситуация в общем смысле - это любые изменения сочетания (комбинации) условий и обстоятельств жизнедеятельности общества (потенциальные или фактические), которые приводят к человеческим жертвам, материальным потерям и разрушению окружающей среды» [24, с. 20].
15. Эколого-социальные и медико-биологические аспекты чрезвычайных ситуаций / [Ершов А. А., Новиков В. Н., Гринин А. С., Черняев С. И.]. - Калуга: Изд-во Н. Бочкаре-вой, 2001. - 260 с. «Чрезвычайные ситуации - это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или факторов социально-политического характера, при которых наблюдаются различные отклонения происходящих явлений и процессов от нормальных, что оказывает негативное влияние на жизнеобеспечение, экономику, социальную сферу и природную среду» [25, с. 7].
Примечание: нормативно-правовые акты, обозначенные символом «*» на данный момент уже утратили силу, но анализ содержащихся в них определений термина «чрезвычайная ситуация» представляет интерес для достижения цели статьи.
Дефиниция «чрезвычайная ситуация», используемая в Законе Украины «О Гражданской обороне Украины» от 03.02.1993 г. № 2974-ХП по своей сути принципиально ничем не отличается от определения упомянутого термина, закрепленного в действующем на сегодняшний день Кодексе ГЗ Украины, что дает основание констатировать отсутствие за двадцать лет на официальном уровне динамики в этом вопросе.
В абсолютном большинстве отечественных нормативных источников (законах, подзаконных нормативно-правовых актах, государственных стандартах), где употребляется термин «чрезвычайная ситуация», соответствующее понятие трактуется как некая обстановка или событие, характеризующееся нарушением нормальных условий жизнедеятельности людей, вызванное преимущественно, причинами техногенного и природного происхождения (катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифи-тотией), которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, причинению материального ущерба, а также к иным негативным последствиям.
Такой подход, на наш взгляд, весьма ограниченно трактует понятие «чрезвычайная ситуация», связывая возникновение подобных ситуаций исключительно с техногенными и природными (в меньшей степени военными) источниками происхождения, что не вполне обоснованно.
Следует отметить, что еще в 2007 году Клименко Н.Г. в своем диссертационном исследовании акцентировала внимание на несовершенстве упомянутого подхода к трактовке понятия ЧС [11, с. 56-57].
Подобная ситуация объясняется, на наш взгляд, тем обстоятельством, что разработчиками государственных стандартов и законодательных актов в сфере гражданской защиты фактически выступают специалисты системы ГСЧС Украины, в том числе подчиненных ей научно-
исследовательских учреждений, которые используют консервативные подходы при построении терминологической системы в этой области, желая, очевидно, функционально ограничить подведомственную ГСЧС Украины сферу гражданской защиты и сферу юридической ответственности этого центрального органа исполнительной власти исключительно вопросами противодействия ЧС техногенного и природного характера.
В то же время в диссертационных работах, профильных научных статьях, монографиях и других доктринальных источниках по проблематике гражданской защиты семантическое значение термина «чрезвычайная ситуация» справедливо предлагается толковать гораздо шире, не концентрируясь сугубо на природных, техногенных и военных угрозах, опасностях и рисках, способных обусловить возникновение ЧС.
В данном контексте отметим, что в основных специальных законах республик Беларуси, Казахстана, а также Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [9, ст. 1; 8, п. 66 ст. 1; 23, ст. 1] термин «чрезвычайная ситуация» употребляется в качестве синонима термина «чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера».
Анализ определения термина «чрезвычайная ситуация», содержащегося в государственных стандартах Республики Беларусь и Российской Федерации, посвященных терминологии в сфере гражданской защиты, [3, п. 2.1.21; 14, п. 2.1.1.; 15, п. 1], показывает, что понятие ЧС связывается с опасными явлениями техногенного и/или природного происхождения, хотя в то же время в стандартах указывается, что ЧС по характеру источника подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и военные [там же].
После вступления в силу Кодекса ГЗ Украины в предметную сферу науки и практики, именуемую гражданской защитой, вошли все предусмотренные законодательством виды ЧС (природного и
техногенного характера, а также социальные и военные ЧС).
Весьма примечательно, что, например, в Международных стандартах ISO 22320:2011 «Societal security - Emergency management - Requirements for incident response» («Социальная безопасность. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты»), ISO 22300:2012 «Societal security - Terminology» («Социальная безопасность - Терминология») [26; 27], являющихся на сегодняшний день основными международными стандартами в области социальной безопасности и реагирования на инциденты, значение термина «чрезвычайная ситуация» не раскрывается.
Этот термин, хоть и используется в международных стандартах и в законодательстве зарубежных государств, но его использование носит скорее второстепенный, вспомогательный характер, наряду с такими терминами как «стихийное бедствие», «авария», «катастрофа», «кризис», «событие» (в понимании чрезвычайного происшествия - прим. авт.) и другими синонимичными терминами.
Основным же термином в сфере социальной безопасности, то есть в той области науки и практики, которая в развитых зарубежных, в частности европейских, странах включает, в том числе, вопросы менеджмента в условиях угрозы и наступления ЧС, является термин «инцидент», определяемый как «ситуация, которая может произойти, или может привести к сбою, ущербу, чрезвычайной ситуации или кризису» [27, п. 2.1.15].
Необходимо обратить внимание на использованную разработчиками стандарта широкую трактовку термина «инцидент», позволяющую применять его практически в любой сфере общественной деятельности или области государственного управления.
То есть, в отличие от широко распространенного в постсоветских странах, в частности в Украине, подхода к определению понятия ЧС, официальное толкование инцидента не привязывается исключительно к авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и иным опасным событиям, вызванным техногенными, природными, военными факторами.
Одной из основных особенностей и одновременно недостатком абсолютного большинства концептуальных подходов к формализации термина «чрезвычайная ситуация», является, на наш взгляд, понимание ЧС исключительно как совокупности неких обстоятельств или событий, непосредственно не связанных с действием или бездействием людей. Тем самым существенно усложняется возможность квалификации в качестве ЧС многих опасных событий различного характера, которые в большинстве случаев прямо или опосредованно связаны с умышленной или неумышленной противоправной
деятельностью (бездеятельностью) конкретных лиц.
Для перечисленных в Таблице подходов к содержанию понятия ЧС также является характерным его толкование как негативной обстановки, сложившейся вследствие возникновения внезапно случившихся, одномоментных (единовременных) и непредвиденных событий, что не позволяет распространить признаки понятия «чрезвычайная ситуация» на продолжающиеся (длящиеся) отрицательные и опасные тенденции и/или процессы в техногенной, природной, социально-
экономической, общественно-политической, военной и иных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства, которые фактически имеют место.
Например, по данным Госстата Украины, в 1991 году общая численность населения Украины составляла 51944,4 тыс. человек, а размер ВВП на душу населения 3 тыс. карбованцев, что эквивалентно 10031 долларам США (исходя из курса Госбанка СССР в 59,81 руб. за 100 долларов США), в то время как по состоянию на конец 2014 года численность населения Украины - 45426,2 тыс. человек, а размер ВВП на душу населения по состоянию на 2012 год - 30953 гривны, что эквивалентно 3876 долларам США (исходя из официального курса Национального Банка Украины в 799,10 грн. за 100 долларов США) [4; 5] (данные по ВВП приведены по состоянию на 2012 год, поскольку более поздние сведения отсутствуют на официальном сайте Гос-стата Украины - прим. авт.).
Такая катастрофическая динамика соответствующих фундаментальных социально -экономических показателей, по нашему мнению, содержит признаки ЧС социального характера государственного уровня.
Крайне важным моментом при конструировании дефиниции «чрезвычайная ситуация» является, на наш взгляд, необходимость включения в формулировку данного понятия такого аспекта, как легализация ЧС, то есть признание в установленном законом порядке компетентным органом юридического факта ее возникновения. Очевидно, что без соответствующего официального подтверждения само по себе лишь наличие совокупности фактических обстоятельств, свидетельствующих о случившейся ЧС, автоматически не влечет для заинтересованных лиц всей совокупности достаточных правовых последствий (например, возможности получения статуса лица, пострадавшего от ЧС, и использования предусмотренных действующим законодательством и обусловленных этим статусом льгот и компенсаций) и существенно усложняет процесс доказывания указанных обстоятельств.
Опираясь на уже имеющиеся результаты научных исследований понятийно-терминологического аппарата в сфере обеспечения гражданской защиты отечественных и зарубежных специалистов, анализ соответствующих норматив-
но-правовых актов и государственных стандартов по этим вопросам, доктринальных и иных источников, а также учитывая современные прогрессивные тенденции развития государственного управления в упомянутой сфере, представляется целесообразным предложить следующую редакцию понятия ЧС: «Чрезвычайная ситуация - это событие и/или фактическая обстановка, сложившаяся на определенной территории, объекте, затрагивающая жизненно важные интересы физических и/или юридических лиц, общества и государства в целом, в том числе, в техногенной, природной, экономической, политической, военной, социальной, культурной или какой-либо иной сфере (или одновременно в нескольких сферах), вызванная негативным воздействием как единичных, так и длящихся событий и процессов техногенного, природного, экономического, политического, военного и иного характера, а также действием (бездеятельностью) лиц, которая может повлечь или повлекла за собой причинение вреда физическим и/или юридическим лицам, окружающей природной среде, обществу и государству, нарушение условий жизнедеятельности людей и которая должна быть классифицирована и признана в установленном законом порядке в качестве таковой».
Предлагая такую формулировку понятия «чрезвычайная ситуация» сразу же оговоримся, что она носит, скорее, рабочий, проектный характер, хотя бы по той причине, что в данной дефиниции необходимо устранять такую терминологическую проблему как длина понятия.
Совершенно очевидно, что в отличие, например, от получившего распространение в международных стандартах и в зарубежном законодательстве определения термина «инцидент», отличающегося краткостью (но не конкретностью и полнотой - прим. авт.), предложенная трактовка понятия ЧС действительно широка.
Вместе с тем, данная формулировка дефиниции «чрезвычайная ситуация» гораздо более четко, полно и конкретно отражает основные существенные признаки этого специфического явления, с
Библиографический список
1. Акимов В.А. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации : опасности, угрозы, риски / Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. - М. : ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. - 344 с.
2. Безпека у надзвичайних ситуащях. Термши та визначення основних понять. ДСТУ 3891-99. - [Чинний вщ 2000-01-01]. - К. : Держстандарт Украши, 1999. - 21 с. - (Державний стандарт Украши).
3. Государственный стандарт Республики Беларусь «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» СТБ 1429-2003 (ГОСТ Р 22.0.02-94) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.tnpa.by/ViewFileText.php?ürlRid=9739&ürlO nd=%D1 %D2%C1 %201429-2003
4. Державна служба статистики Укра'ши /
лингвистической точки зрения она более корректна, нежели используемое сейчас в Кодексе ГЗ, а также в основных специальных законах по вопросам гражданской защиты стран Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, понятие ЧС, а потому может быть взято за основу при дальнейшей разработке компетентными специалистами государственных стандартов и законодательных актов по вопросам гражданской защиты.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Несмотря на очевидную важность и острую необходимость повышения эффективности и результативности государственного управления в сфере обеспечения гражданской защиты, унификации законодательства в данной области правоотношений, в частности путем приведения украинского законодательства к международным и европейским стандартам в свете активизации интеграционных процессов, следует констатировать отсутствие на сегодняшний день единых подходов к толкованию термина «чрезвычайная ситуация».
Отсутствие единообразия в данном вопросе негативно отражается и на науке, и на управленческой и правоприменительной практике, поскольку создает проблемы для четкого и ясного определения границ предметной области, именуемой «гражданская защита», а также обуславливает возможность своевольного, предвзятого, оценочного и субъективного толкования государственными органами и должностными лицами (как, впрочем, и любыми другими заинтересованным субъектами -прим. авт.) определенных обстоятельств, действий или событий в качестве ЧС.
Учитывая вышеизложенное, перспективными направлениями дальнейших исследований в области обеспечения гражданской защиты представляются исследования понятийно -терминологического аппарата в этой сфере государственного управления, направленные на формирование более качественной терминологической системы, центральным звеном которой будет выступать научно обоснованное понятие ЧС.
References
1. Akymov V.A. Pryrodnbie y tehnogennbie chrezvbichajnbie sytuacyy : opasnosty, ugrozbi, rysky / Akymov V.A., Novykov V.D., Radaev N.N. - M. : ZAO FYD «Delovoj skspress», 2001. - 344 s.
2. Bezpeka u nadzvychajnyh sytuacijah. Terminy ta vyznachennja osnovnyh ponjat'. DSTU 3891-99. -[Chynnyj vid 2000-01-01]. - K. : Derzhstandart Ukrai'ny, 1999. - 21 s. - (Derzhavnyj standart Ukrai'ny).
3. Gosudarstvennbij standart Respublyky Belarus' «Bezopasnost' v chrezvbichajnbih sytuacyjah. Termynbi y opredelenyja osnovnbih ponjatyj» STB 14292003 (GOST R 22.0.02-94) piektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://www.tnpa.by/ViewFileText.php?UrlRid=9739&UrlO nd=%D1 %D2%C1 %201429-2003
4. Derzhavna sluzhba statystyky Ukrai'ny /
Населення та м1гращя / Населення (1990-2014 рр.) [Еле-ктронный ресурс]. - Режим доступа : http://ukrstat.gov.ua/
5. Державна служба статистики Украши / Економ1чна статистика / Нацюнальш рахунки / Валовий внутршнш продукт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ukrstat.gov.ua/
6. Державний класифжатор Украши. Дер-жавний класифжатор надзвичайних ситуацш ДК 019 - 2001. - [Чинний в1д 2002-03-01]. - К. : Держстан-дарт Украïни. - 2002. - 16 с.
7. Жукова Л.А. Удосконалення термшолопчнл системи державного управлшня у сфер1 цившьного захисту / Л. А. Жукова // Вгсник НАДУ. -2005. - № 1. - С. 50 - 56.
8. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» от 11.04.2014 № 188-V ЗРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pavlodar.com/zakon/?all=all&dok=0558
9. Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.05.1998 № 141-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravoby.info/docum09/part30/akt30020.htm
10. 1нформацшна доввдка про НС, як стали-ся на територи Украши протягом 9 мкящв 2014 року [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mns.gov.ua/opinfo/7710.html
11. Клименко Н. Г. Особливоси державного управлшня в умовах надзвичайних ситуацш : теоретич-ний та юторичний аспекти : дис... кандидата наук з держ. упр. : 25.00.01 / Клименко Наталя Григоршна. -К., 2008. - 225 с.
12. Кодекс цившьного захисту Украши ввд 02.10.2012 № 5403-VI // Офщшний вгсник Украши. -2012. - № 89. - Ст. 3589.
13. Нащональний класифжатор. Класифжатор надзвичайних ситуацш. ДК 019:2010. -[чинний вщ 2011-01-01]. - К.: Держспоживстандарт Украши. - 2010. - 19 с.
14. Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения» ГОСТ Р 22.3.08-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://protect.gost.ru
15. Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения» ГОСТ Р 55059-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://protect.gost.ru
16. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях : анализ методологии и проблемы организации / Б. Н. Порфирьев. - М. : Наука, 1991. - 136 с.
17. Про аваршно-рятувальш служби : Закон Украши вщ 14.12.1999 № 1281-XIV // Офщшний вюник Украши. - 2000. - № 1. - Ст. 1.
18. Про едину державну систему запобкання i реагування на надзвичайш ситуацИ техногенного та природного характеру : постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 03.08.1998 № 1198 // Офщшний вюник Украши. - 1998. - № 31. - Ст. 1175.
19. Про захист населення i територш ввд надзвичайних ситуацш техногенного та природного характеру : Закон Украши вщ 08.06.2000 № 1809-III // Вщомост Верховноï Ради Украши. - 2000. - № 40. - Ст. 337.
Naselennja ta migracija / Naselennja (1990-2014 rr.) [Elektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://ukrstat.gov.ua/
5. Derzhavna sluzhba statystyky Ukrai'ny / Ekonomichna statystyka / Nacional'ni rahunky / Valovyj vnutrishnij produkt plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://ukrstat.gov.ua/
6. Derzhavnyj klasyfikator Ukrai'ny. Derzhavnyj klasyfikator nadzvychajnyh sytuacij. DK 019 - 2001. -[Chynnyj vid 2002-03-01]. - K. : Derzhstandart Ukrai'ny. -2002. - 16 s.
7. Zhukova L. A. Udoskonalennja terminologichnoi' systemy derzhavnogo upravlinnja u sferi cyvil'nogo zahystu / L. A. Zhukova // Visnyk NADU. - 2005. - № 1. - S. 50 -56.
8. Zakon Respublyky Kazahstan «O grazhdanskoj zashhyte» ot 11.04.2014 № 188-V ZRK plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://www.pavlodar.com/zakon/?all=all&dok=0558
9. Zakon Respublyky Belarus' «O zashhyte naselenyja y terrytoryj ot chrezvwchajnwh sytuacyj pryrodnogo y tehnogennogo haraktera» ot 05.05.1998 № 141-3 plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://www.pravoby.info/docum09/part30/akt30020.htm
10. Informacijna dovidka pro NS, jaki stalysja na terytorii' Ukrai'ny protjagom 9 misjaciv 2014 roku plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://www.mns.gov.ua/opinfo/7710.html
11. Klymenko N. G. Osoblyvosti derzhavnogo upravlinnja v umovah nadzvychajnyh sytuacij : teoretychnyj ta istorychnyj aspekty : dys... kandydata nauk z derzh. upr. : 25.00.01 / Klymenko Natalja Grygorivna. - K., 2008. - 225 s.
12. Kodeks cyvil'nogo zahystu Ukrai'ny vid
02.10.2012 № 5403-VI // Oficijnyj visnyk Ukrai'ny. - 2012.
- № 89. - St. 3589.
13. Nacional'nyj klasyfikator. Klasyfikator nadzvychajnyh sytuacij. DK 019:2010. - [chynnyj vid 2011-01-01]. - K. : Derzhspozhyvstandart Ukrai'ny. - 2010.
- 19 s.
14. Nacyonal'nwj standart Rossyjskoj Federacyy «Bezopasnost' v chrezvwchajnwh sytuacyjah. Kul'tura bezopasnosty zhyznedejatel'nosty. Termynw y opredelenyja» GOST R 22.3.08-2014 plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://protect.gost.ru
15. Nacyonal'nwj standart Rossyjskoj Federacyy «Bezopasnost' v chrezvwchajnwh sytuacyjah. Menedzhment ryska chrezvwchajnoj sytuacyy. Termynw y opredelenyja» GOST R 55059-2012 plektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://protect.gost.ru
16. Porfyr'ev B.N. Gosudarstvennoe upravlenye v chrezvwchajnwh sytuacyjah : analyz metodologyy y problemw organyzacyy / B. N. Porfyr'ev. - M. : Nauka, 1991. - 136 s.
17. Pro avarijno-rjatuval'ni sluzhby : Zakon Ukrai'ny vid 14.12.1999 № 1281-HIV // Oficijnyj visnyk Ukrai'ny. - 2000. - № 1. - St. 1.
18. Pro jedynu derzhavnu systemu zapobigannja i reaguvannja na nadzvychajni sytuacii' tehnogennogo ta pryrodnogo harakteru : postanova Kabinetu Ministriv Ukrai'ny vid 03.08.1998 № 1198 // Oficijnyj visnyk Ukrai'ny. - 1998. - № 31. - St. 1175.
19. Pro zahyst naselennja i terytorij vid nadzvychajnyh sytuacij tehnogennogo ta pryrodnogo harakteru : Zakon Ukrai'ny vid 08.06.2000 № 1809-III // Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny. - 2000. - № 40. - St.
20. Про порядок класифжацп' надзвичайних ситуацш : постанова Кабшету Míhíctpíb Украши ввд 15.07.1998 № 1099 // Офщшний вюник Украïни. - 1998.
- № 28. - Ст. 1062.
21. Про Цившьну оборону Украши : Закон Украши в1д 03.02.1993 № 2974-XII // Ввдомост BepxoBHOï Ради Украши. - 1993. - № 14. - Ст. 124.
22. Степанов В. Н Ресурсно-экологическая безопасность и устойчивое развитие / В. Н. Степанов. -Одесса, 1998. - 264 с.
23. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/10107960/1/#block_1111#ixzz3OeGBq UJh
24. Шпильовий I. М. Державне регулювання у сфер1 природно-техногенноï безпеки Украши : дис. ... кандидата наук з держ. упр. : 25.00.02 / Шпильовий 1гор Миколайович. - К., 2008. - 221 с.
25. Эколого-социальные и медико-биологические аспекты чрезвычайных ситуаций / [Ершов А. А., Новиков В. Н., Гринин А. С., Черняев С. И.].
- Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2001. - 260 с.
26. International Standard ISO 22320:2011 (en) «Societal security - Emergency management - Requirements for incident response» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.iso.Org/obp/ui/#iso:std:iso:22320:ed-1:v1:en
27. International Standard ISO 22300:2012 (en) «Societal security - Terminology» [Электронный ресурс].
- Режим доступа : https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:22300:ed-1:v1:en
20. Pro porjadok klasyflkacii' nadzvychajnyh sytuacij : postanova Kabinetu Ministriv Ukrai'ny vid 15.07.1998 № 1099 // Oficijnyj visnyk Ukrai'ny. - 1998. -№ 28. - St. 1062.
21. Pro Cyvil'nu oboronu Ukrai'ny : Zakon Ukrai'ny vid 03.02.1993 № 2974-XII // Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny. - 1993. - № 14. - St. 124.
22. Stepanov V. N. Resursno^kologycheskaja bezopasnost' y ustojchyvoe razvytye / V. N. Stepanov. -Odessa, 1998. - 264 s.
23. Federal'nbij zakon «O zashhyte naselenyja y terrytoryj ot chrezvbichajnbih sytuacyj pryrodnogo y tehnogennogo haraktera» ot 21.12.1994 № 68-FZ piektronnbij resurs]. - Rezhym dostupa : http://base.garant.rU/10107960/1/#block_1111#ixzz3OeGBq UJh
24. Shpyl'ovyj I. M. Derzhavne reguljuvannja u sferi pryrodno-tehnogennoi' bezpeky Ukrai'ny : dys. ... kandydata nauk z derzh. upr. : 25.00.02 / Shpyl'ovyj Igor Mykolajovych. - K., 2008. - 221 s.
25. Эkologo-socyaГnыe y medyko-byologycheskye aspektbi chrezvbichajnbih sytuacyj / [Ershov A. A., Novykov V. N., Grynyn A. S., Chernjaev S. Y.]. - Kaluga: Yzd-vo N. Bochkarevoj, 2001. - 260 s.
26. International Standard ISO 22320:2011 (en) «Societal security - Emergency management - Requirements for incident response» plektronnbij resurs]. -Rezhym dostupa : https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:22320:ed-1:v1:en
27. International Standard ISO 22300:2012 (en) «Societal security - Terminology» plektronnbij resurs]. -Rezhym dostupa : https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:22300:ed-1:v1:en
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT «EMERGENCY SITUATION»
Andreev S.A.,
PhD in Public Administration,
National Academy for Public Administration under the President of Ukraine,
Kyiv, Ukraine.
The article is investigated logical, semantic and etymological aspects of the concept «emergency situation» based on the synthesis and analysis of legislative acts, state standards, scientific researches and other sources. A particular focus is on the fact that, currently, the concept of «emergency situation» is associated mainly with man-caused and natural (less the military) sources of origin, that is not fully justified. In addition, one of the main peculiarities and, at the same time, the disadvantage of absolute majority of conceptual approaches to the formalization of the concept «emergency situation» is the understanding of emergency situation only as a set of certain circumstances or events that are not directly related to the action or inaction of people. The article is identified the most common conceptual approaches to the interpretation of the concept «emergency situation», are shown the disadvantages of these approaches, which was resulted in representation of the proposais for improvement the concept of «emergency situation».
Keywords: protection of population and territories from emergency situations; emergency situation; natural emergency situation; man-caused emergency situation; social emergency situation; civil protection; civil defense.