УДК 614.8
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В.А. Владимиров
доктор технических наук главный научный сотрудник ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России. Адрес: Москва, ул. Давыдковская, 7 E-mail: csi430Qmail.ru
М.И. Фалеев
кандидат политических наук начальник центра ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России. Адрес: Москва, ул. Давыдковская, 7 E-mail: csi430Qmail.ru
Аннотация. В статье обоснована необходимость совершенствования нормативной правовой базы в области гражданской обороны, сформулированы предложения по уточнению содержания термина «гражданская оборона». Авторами приведены аргументы о целесообразности уточнения содержания понятия «чрезвычайная ситуация» и применении термина «гражданская защита» вместо «гражданская оборона».
Ключевые слова: гражданская оборона, гражданская защита, чрезвычайная ситуация, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), руководство гражданской обороной, органы управления гражданской обороной, органы обеспечения управления гражданской обороной.
Цитирование: Фалеев М.И., Владимиров В.А. О совершенствовании нормативной правовой базы в области гражданской обороны. 2018. № 3 (38). С. 3-6
Гражданская оборона, решая важнейшую государственную задачу по защите населения и территорий страны от различных опасностей, является составной частью системы национальной безопасности. Одним из главных её достоинств является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. При этом, гражданская оборона:
решая задачи сохранения людских ресурсов и экономического потенциала, играет значимую роль в оборонных функциях государства;
обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в различных условиях, спасая и оказывая помощь поражённым и пострадавшим, монопольно выполняет важнейшую часть социальных функций государства;
повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях военных конфликтов, террористических актов, чрезвычайных ситуаций и пожаров, а в конечном итоге наносимый ущерб, осуществляет значительный объём экономических функций государства и способствует социально-экономическому развитию страны.
В современных достаточно сложных геополитических, природных, экономических и военно-стратегических условиях, актуальность развития гражданской обороны значительно возросла. Чтобы успешно решать существующие и вновь возникающие задачи необходимо совершенствование гражданской обороны, в первую очередь - нормативной правовой базы в области гражданской обороны, являющейся основой её организации, ведения и формирования группировки сил. Прежде всего, речь должна идти об уточнении термина «гражданская оборона».
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» [1] «гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Госсийской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». То есть, гражданская оборона - это единая государственная система, обеспечивающая защиту населения и территорий страны как в военное, так и мирное время. При этом единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданная в соответствии с Федеральным законом «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2] и достаточно успешно функционирующая многие годы, является лишь составной частью гражданской обороны, обеспечивающей выполнение мероприятий по защите населения и территорий страны в мирное время от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, следует заметить, что и само содержание рассматриваемого термина не в полной мере учитывает задачи, решаемые гражданской обороной в современных условиях.
Органы управления, силы и средства гражданской обороны, в т.ч. РСЧС, сегодня активно участвуют в ликвидации последствий террористических актов, вспышек инфекционных заболеваний людей и животных, а при военных конфликтах готовы к защите населения от возможного применения биологического оружия. Вполне очевидно, что эти вопросы также должны быть отражены в содержании термина «гражданская оборона».
Кроме того, содержание термина «гражданская оборона» должно учитывать и необходимость защиты населения от опасностей, возникающих при пожарах, ибо борьба с пожарами в военное время также является задачей гражданской обороны, а на мирное время в РСЧС предусмотрена и работает целая функциональная подсистема «предупреждения и
тушения пожаров».
В свете изложенного, в рамках действующего Федерального закона «О гражданской обороне» представлялось бы целесообразным следующее содержание термина: «гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах, террористических актах, чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера и пожарах». В такой формулировке термин «гражданская оборона» более полно отражает задачи, решаемые гражданской обороной, уточняет её роль в обеспечении национальной безопасности страны. Соответственно такое содержание этого термина более полно определяет и поле деятельности МЧС России.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, гражданская оборона является составной частью системы национальной безопасности страны. Следовательно, в системе гражданской обороны должна использоваться терминология, которая применяется в системе национальной безопасности (национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности) [3].
В свете этого основные термины и понятия гражданской обороны, отвечающие современному характеру её мероприятий, могут быть представлены в следующем виде (таблица 1).
Таблица 1 - Основные термины и понятия в области национальной безопасности и
гражданской обороны
Национальная безопасность (согласно Указу Президента РФ от 31.12.2015 г.№ 683) Гражданская оборона (предложения)
Национальная безопасность состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни. Гражданская оборона защита населения и территорий Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах, террористических актах, чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социапьного характера и пожарах.
Система обеспечения национальной безопасности совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов. Система обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне совокупность осуществляющих реализацию мероприятий в области гражданской обороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и находящихся в их распоряжении инструментов.
Владимиров В.А., Фалеев М.И.
Давно назрел и вопрос уточнения содержания понятия «чрезвычайная ситуация». В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» : «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, аварии (катастрофы) на потенциально опасном объекте, широкого распространения инфекционных болезней людей, сельскохозяйственных животных и растений или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Но ведь аналогичные последствия имеют место и при военных конфликтах, террористических актах и пожарах. В связи с этим предлагается следующая трактовка этого термина: «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате военного конфликта, террористического акта, опасного природного явления, аварии (катастрофы) на потенциально опасном объекте, широкого распространения инфекционных болезней людей, сельскохозяйственных животных и растений, пожара или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Такое содержание термина «чрезвычайная ситуация» позволит определить единый подход к оценке последствий, возникающих при всех этих бедствиях, значительно упрощает изложение большинства терминов и понятий, используемых в области гражданской обороны. Например, термин «гражданская оборона» можно будет трактовать весьма коротко: «гражданская оборона - это защита населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Хотелось бы затронуть и вопрос о возможности использования вместо «гражданская оборона» термина «гражданская защита» при рассмотрении вопросов защиты населения и территорий от различных опасностей [4].
О целесообразности применения термина «гражданская защита» говорят следующие соображения.
Термин «гражданская защита»: достаточно полно соответствует содержанию терминов «противодействие чрезвычайным ситуациям», «защита населения и территорий», «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», «гражданская оборона», «пожарная безопасность» и других;
краток, ёмок, удобен в употреблении, объединяет в себе и заменяет все вышеуказанные термины со всеми смысловыми оттенками и различиями;
более точен, чем термин «гражданская оборона», поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является именно защита, а не такой конфликтный метод активного противодействия, как оборона;
аналогичен названию подобных областей деятельности в других государствах, чем упрощает международное сотрудничество в этой области;
сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне.
Переход к термину «гражданская защита» позволит устранить многие нестыковки в действующих нормативных правовых актах в области гражданской обороны, подчеркнёт гуманитарный характер мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасностей, возникающих при военных конфликтах, обусловит исключение этих мероприятий из элементов оборонного строительства, отнесёт термин «гражданская оборона» к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, упростит вопросы финансирования мероприятий гражданской защиты в целом.
Литература
1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. В. А. Владимиров. «Гражданская защита», Монография, М., МЧС России, 2012, 136 с.
5. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.
ON IMPROVEMENT OF THE NORMATIVE LEGAL FRAMEWORK IN THE
Abstract. The article substantiates the need to improve the regulatory framework in the field of civil defense, formulates proposals for clarifying the meaning of the term "civil defense". The authors give arguments on the expediency of clarifying the content of the concept of "emergency situation"and the application of the term "civil protection "instead of "civil defense". Key words: civil defense, civil protection, emergency situation, unified state system for preventing and eliminating emergencies, civil defense management, civil defense management bodies, civil defense management bodies.
Citation: Vladimirov V.A., Faleev M.I. On the improvement of the regulatory framework in the field of civil defense. 2018. No. 3 (38). pp. 3-6
1. The Federal Law "On Civil Defense"of February 12, 1998 No. 28-FZ.
2. The Federal Law "On Protection of Population and Territories from Emergencies of Natural and Technogenic Character"of December 21, 1994 No. 68-FZ.
3. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security-Strategy of the Russian Federation".
4. Vladimirov. "Civil Protection Monograph, M., EMERCOM of Russia, 2012, 136 p.
5. The Federal Law "On Defense"of May 31, 1996 No. 61-FZ.
FIELD OF CIVIL DEFENSE
Victor VLADIMIROV
Doctor of Technical Sciences
Chief Researcher
FKIJ CSI GZ MOE of Russia.
Address: Moscow, st. Davydkovskaya, 7
E-mail: csi430Qmail.ru
Mikhail FALEEV
Candidate of Political Science Chief
FKIJ CSI GZ MOE of Russia. Address: Moscow, st. Davydkovskaya, 7 E-mail: csi430Qmail.ru
References