8.2. О ПОНЯТИИ ГЛАСНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Сыпачев А. Ю., адъюнкт Тюменский ЮИ МВД РФ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел представляет собой исключительно важный как оперативно-розыскной, так и социально-психологический феномен.
В оперативно-розыскном аспекте содействие граждан - это весьма важное обстоятельство, способствующее быстрому предотвращению и полному раскрытию преступлений с наименьшей затратой сил и средств. Оно способствует так же розыску скрывшихся преступников, без вести пропавших и, в конечном счете, делает оперативно-розыскную деятельность более эффективной.
Как отмечает А. Г. Маркушин, содействие дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Граждане, оказывающие помощь в изучении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках при совершении преступлений и т.д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы оперативных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить ОРМ одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах1.
В настоящее время российская преступность все более приобретает организованный характер, активно стремится к расширению своих позиции, сфер влияния. В этом развитии она вынуждена отрабатывать формы и методы противодействия правоохранительным мерам органов внутренних дел , безопасности следствия и т.д. Поэтому, как отмечают К. К. Горяинов и О. А. Вагин, одной из насущных задач является своевременное распознание замыслов преступников, пресечение и разоблачение фактов их проникновения, подкупа сотрудников правоохранительной системы2, и в этом смысле лица, содействующие сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел, могут оказать неоценимую помощь.
1 См.: Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. Н. Новгород, 1997. с. 66-67.
2 См.: Горяинов К. К., Вагин О. А. О возможности предоставления иммунитета лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим ОРД // Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации: Материалы научно-практической конференции (29-30 октября 1996 года, г. Руза) - М.: ЮИ МВД России, 1997. С. 84.
Социально-психологическая сущность гласного содействия граждан оперативным подразделения органов внутренних дел заключается в том, что гражданин зачастую подвергая себя или своих близких опасности, оказывает помощь оперативным работникам в предотвращении и раскрытии преступлений. Как представляется, на такой поступок могут пойти и идут в основном те граждане, которые испытывают доверие к органам правопорядка, что в свою очередь способствует успешному проведению оперативно-розыскных мероприятий и в целом совершенствованию оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, значимость содействия граждан сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, очевидна. Однако анализ литературы показал, что среди ученых нет единства мнений, по поводу того, что же собой представляет понятие «содействие».
Следует отметить, что ряд авторов ставят знак равенства между понятиями содействие и сотрудничество, в результате чего на наш взгляд формулируются не совсем верные выводы и предложения.
Если мы обратимся к словарю русского языка, то найдем там следующее определение содействия: «содействие предполагает участие кого-либо в чьих-то делах с целью оказания помощи в какой-нибудь деятельности»3.
Применительно к нашему исследованию это означает - участие лица в делах по предотвращению, раскрытию преступлений, розыску преступников и т.д., с целью оказания помощи сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел в выполнении ими оперативно-розыскных задач. Такое участие может носить кратковременный, и даже разовый характер и не быть связано с совместным выполнением лицами определенной работы.
В свою очередь «сотрудничество» также предполагает причастность отдельных лиц к осуществлению какой-то деятельности, которая, однако, является «общим делом» и выполняется лицами вместе4.
Основываясь на этих исходных положениях, можно сделать вывод, что термины «содействие» и ««сотрудничество» близки по сути, но вместе с тем неоднозначны по своему содержанию. Первый из них является более емким, второй - его составной частью. «Содействие» включает в себя не только «сотрудничество» лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, но и другие формы привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также иные способы их использования в решении оперативнотактических задач. Каждое «сотрудничество» является разновидностью «содействия», но «содействие» может быть оказано и вне рамок «сотрудничества» (анонимное содействие, содействие на основе оперативного контакта и т.д.).
«Содействие» и сотрудничество» различаются между собой одной отличительной чертой: конфиденциальное (негласное) «сотрудничество» всегда осуществляется на контрактной основе, «содействие» же, если оно не является «сотрудничеством», использу-
3 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995. С. 732.
4 Там же. С. 741.
ется без заключения контрактов с лицами, оказывающими его. Следует отметить, что ряд автором не учитывают названное различие, в результате чего формулируется небесспорные, на наш взгляд, положения.
Так, С. С. Малыгин на основе положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает, что запрещается устанавливать конфиденциальное содействие по контракту с отдельными категориями граждан (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.). Иными словами, автор делает правильный вывод о том, что эти лица не могут быть негласными сотрудниками органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность. Но далее он пишет, что «этот запрет не распространяется на установление конфиденциального сотрудничества с представителями указанных категорий лиц на бесконтрактной основе»5.
С. Н. Поправко также допускает возможность осуществления сотрудничества с гражданами без заключения контрактов с ними6. В свою очередь Д. В. Ривман прямо не формулирует такой вывод, но он вытекает из суждений автора7.
Таким образом, анализ приведенных выше и иных подобных точек зрения позволяет заключить, что их авторы, как мы уже отмечали, между понятиями «содействие» лиц органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, и «сотрудничество» граждан с этими органами ставят «знак равенства». Такое отождествление на наш взгляд недопустимо.
Определенная неясность имеется в определении содержания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сути и способов такого содействия. Сопоставление ряда норм Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет прийти к выводу о том, что содействие, согласно этому нормативному правовому акту, выражается в участии лиц в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий. Подобная точка зрения высказана и в ряде опубликованных работ.
Так, А. Ю. Шумилов констатирует, что «законодатель установил два способа содействия: привлечение какого-либо человека для подготовки оперативно-розыскных мероприятий и непосредственное участие лица в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий»8.
Такой точки зрения придерживаются А. В. Федоров и А. В. Шахматов. Авторы отмечают, что «законодательно выделены и закреплены два вида содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность: первый - привлечение к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и второй
- привлечение к проведению оперативно-розыскных
5 Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул, Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. С. 72, 73.
6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: Научно-практический комментарий / Под ред. А. Е. Чечетина. 8-е изд., перераб. и доп. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2003. С. 196, 197.
7 Ривман Д. В. Комментарий к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. С 211-221.
8 Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2003. С. 189; он же. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2004. С. 189.
мероприятий (непосредственное участие в оперативно-розыскных мероприятиях»)9.
Такую же позицию занимает и А. Б. Наумец10. А. Г. Маркушин прямо не формулирует аналогичный вывод по данному вопросу, но он вытекает из его суждений11. Как представляется, такая точка зрения нуждается в определенном уточнении.
Так, В. Г. Бобров справедливо обращает внимание на то, что оперативно-розыскная деятельность не ограничивается проведением лишь оперативно-розыскных мероприятий. В ее содержание входят не только мероприятия, перечисленные в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и многие другие действия, не включенные в их перечень12.
Как представляется, это в полной мере относится и к рассматриваемым нами проблемам содействия.
Следует отметить, что привлечение к содействию граждан - это реализация органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предоставленного им п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона «Об оперативнорозыскной деятельности», права устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие этим органам. Однако если исходить из положений ч. 1 ст. 6 указанного выше Закона само по себе такое привлечение к числу оперативнорозыскных мероприятий не относится. Тем не менее, исключать его из содержания оперативно-розыскной деятельности нельзя.
Несостоятельность позиции, согласно которой содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ограничивается лишь участием лиц в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий, легко установить путем разбора, например, следующей ситуации.
Так, гражданин, не сотрудничавший с оперативными аппаратами органов внутренних дел, случайно узнает о совершенном разбойном нападении, а так же о месте нахождения преступников. Данную информацию он сообщает оперативному работнику органов внутренних дел, в результате чего в этот же день преступники были задержаны.
Возникает вопрос, относится ли сообщение такого лица (не принимавшего участие непосредственно в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий) к оказанию им содействия органам, осуществляющим ОРД? Надо полагать, если эти сведения действительно способствовали достижению указанных целей, то их передачу названным органам,
9 Федоров А. В., Шахматов А. В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С. 12.
10 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности. - М.: Вердикт -1 М, 1997. С. 156.
11 Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность -Необходимость и законность. - Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1995. С. 67-79.
12 Бобров В. Г. О некоторых вопросах законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Десять лет российскому оперативно-розыскному закону): Вневедомственный сборник научных работ / Под ред. А. Ю. Шумилова.
Вып. 5. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2002. С. 43-44; Атмажи-тов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2003. С. 8-10.
основываясь на общем понятии «содействия», следует рассматривать в качестве одного из способов (видов) содействия. При этом на наш взгляд не имеет значения, в силу каких обстоятельств такие сведения стали гражданину известны, способ и мотивы передачи им этой информации и т.д. Как представляется, здесь важно то, что при ее подтверждении она используется для решения задач по с борьбе преступностью.
С учетом сказанного мы считаем, что гласное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, нельзя сводить лишь к их участию в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий. По своему содержанию оно шире и включает в себя не только названные действия, но также иную помощь, которую эти лица оказывают в решении задач оперативнорозыскной деятельности.
На наш взгляд, данное обстоятельство должно быть четко отражено в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» В частности закон официально должен закрепить за гражданами возможность реализовать свое право на оказание ими содействия оперативным подразделениям без их участия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий .
Одним из важных условий гласного содействия является согласие гражданина оказывать его, причем получение такого согласия не должно достигаться путем использования незаконных способов и методов. Оно должно быть добровольным. Добровольность следует понимать, как возможность принять решение при наличии свободы выборы, т.е. принятое решение оказать содействие должно быть выражением собственной воли личности. Это означает, что гражданин действует не в силу принуждения, а свободно, имея возможность выбирать любой вариант поведения.
Учитывая, что гласное содействие граждан протекает в сфере оперативно-розыскной деятельности, то для определения сущности содействия необходимо, рассмотреть, понятие и сущность оперативнорозыскной деятельности.
Так, согласно ст. 1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий и посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств13.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность
- это специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, наделенной на выполнение социально-полезных задач и функций. Она опирается на законодательные и правовые нормы, но не является полностью юридической, ибо по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия.
13 См.: Федеральный закон: Выпуск 21 (288). Об оперативно-розыскной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2005. С.3.
Полномочия оперативных подразделений органов внутренних дел обусловливаются, прежде всего, их уголовно-правовой компетенцией, т.е. перечнем преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных правовыми актами.
Так, в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О милиции» основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, и без вести пропавших граждан14.
Кроме того, если в круг полномочий подразделений уголовного розыска входит предупреждение и раскрытие преступлений против личности, собственности, общественного порядка и ряда других, то уголовноправовая компетенция подразделений по борьбе с преступностью в сфере экономики включает в себя иной перечень преступлений. Своя уголовно-правовая компетенция у подразделений по борьбе с организованной преступностью и борьбе с преступными посягательствами на грузы. Весьма специфичны полномочия службы собственной безопасности, которые обеспечивают защиту личного состава органов внутренних дел от преступных посягательств и, кроме того, наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников ОВД, подозреваемых в противоправной деятельности15.
Тем не менее, при осуществлении оперативнорозыскной деятельности указанные выше подразделения используют не только негласное, но и гласное содействие граждан для достижений целей и задач ОРД, тем самым подчеркивают исключительный характер такой помощи.
Как представляется, также для формулирования сущности гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, необходимо рассмотреть цели и задачи оперативно-розыскной деятельности. К целям относятся защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Содействие отдельных лиц оперативным сотрудникам органов внутренних дел, может использоваться только для решения следующих задач, а именно:
- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а так же выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а так же розыска без вести пропавших.
Следует отметить, что ряд авторов акцентируют внимание на том, что в настоящее время граждане в большинстве случаев не торопятся проявлять активность в раскрытии и расследовании преступлений.
14 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1.
15 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А. Е. Чечетина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 9.
Так, В. А. Булатов отмечает то обстоятельство, что преступник, причиняя вред обществу в целом, затрагивает и интересы каждой личности в отдельности, органы расследования нередко сталкиваются с отказом от дачи показаний, прямой ложью, чаще - с умолчанием, и очень часто с пассивностью в отношении обязанности содействовать16. Нельзя не согласиться с мнением автора, однако, на наш взгляд, наряду с такими факторами как негативное влияние СМИ, правовой нигилизм и т.д., в ряде случаев причиной тому, что граждане не торопятся проявлять активность содействовать, является отсутствие активности у самих оперативных работников, и умение устанавливать с ними доверительные отношения.
Следует отметить, что нерешенными до настоящего времени остаются вопросы коммуникабельности при подготовке сотрудников органов милиции вообще и оперативных аппаратов в частности. Так, Н.С. Железняк справедливо акцентирует внимание на том, что важно это понять и принять в первую очередь тем, кто определяет политику профессионального образования в системе органов внутренних дел. Необходимо заметить, пишет автор, что в полицейской академии США на обучение взаимодействию с населением в процессе первоначальной подготовки приходится 15% всего учебного времени, а при переподготовке удельной вес этой тематики еще больше17.
Лицо, поддерживающее отношения с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из ключевых фигур в работе по борьбе с преступностью. Здесь особо выделяются отношения между оперативно-розыскным органом и гражданами, оказывающими гласное содействие.
Целенаправленное использование лиц по оказанию содействия в борьбе с преступностью составляет основное содержание деятельности сотрудников оперативных подразделений. В этом и выражается одно из направлений специфики деятельности оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Таким образом, гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть охарактеризовано следующими признаками:
1. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям реализуется посредством использования конституционных прав и свобод;
2. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, является социально значимым и необходимым;
3. Гласное содействие имеет нормативный правовой характер. Правовой статус предусмотрен в законах и иных подзаконных актах;
4. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, направлено на решение целей и задач оперативно-розыскной деятельности;
5. Гласное содействие может быть оказано не только отдельными лицами, но и объединениями граждан (юридическими лицами), например, СМИ, частными (детективными) и охранными агентствами и др.;
6. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям с позиций его документального оформления существует в двух формах: содействие на бес-контрактной основе и сотрудничество;
7. Граждане, гласно содействующие оперативным подразделениям, находятся под охраной государства. Их защита должна носить обязательный и гарантированный характер.
На основании вышеуказанных признаков, можно сказать, что гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел - это добровольное, осознанное волевое поведение лица (или группы лиц), основанное на законе и осуществляемое посредством открытой постоянной или разовой помощи, направленной на решение задач оперативно-розыскной деятельности.
Вместе с тем на наш взгляд, несмотря на вышеизложенное, данный вопрос остается достаточно многогранным и требует дополнительного рассмотрения.
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
16 Булатов В. А. Обеспечение следователем прав, законных интересов и безопасности потерпевших и свидетелей: дисс. ... к.ю.н. / В. А. Булатов. Волгоград.1990. С. 121.
17 Железняк Н. С. О некоторых вопросах профессиональной
подготовки сотрудников оперативных аппаратов / Н. С. Железняк // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов научно-
практической конференции. Часть 2. Красноярск: сибирский юридический институт МВД России, 2001. С. 106.