Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
УДХ: 159.9
Ушакова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры физической культуры и здорового образа жизни, Алтайский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected] Наливайко Нина Васильевна, доктор философских наук, профессор, директор НИИ философии образования в НГПУ. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected] Воронцов Павел Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и здорового образа жизни Алтайский государственный медицинский университет.
E-mail: [email protected]
О ПОНИМАНИИ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ, ПЕДАГОГИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНОМ И ФИЗКУЛЬТУРНОМ
АСПЕКТАХ
Аннотация. Здоровье человека как непреходящая ценность с древнейших времен до настоящего времени и в обозримых будущих перспективах, в истории и современности, является важным предметом познания. Но как ни парадоксально, до сих пор отсутствует такое общепринятое понятие здоровья, которое могло бы стать концептуальной основой для практической деятельности по достижению здоровья человека в главных его аспектах -телесном (или соматическом, физическом), психическом, духовно-нравственном, социальном, экологическом. В статье осуществлена попытка определить специфику понимания здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах. Это позволит осуществить интегративный подход к пониманию здоровья и специфику формирования здоровья человека в разных сферах социальной жизни, в том числе, в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: здоровье (разные определения), здоровье и болезнь, норма и патология, аспекты здоровья: медицинский, педагогический, социальный, экологический, физкультурный.
Если мы попытаемся выяснить, что для человека является наиболее важным в жизни, то после некоторого раздумья мы остановимся на здоровье и обратимся к известной фразе: «было бы здоровье - остальное будет», иначе все остальное «хочется - да не можется». Реализация всех остальных индивидуальных и социальных желаний связана с тем потенциалом здоровья, которым обладает личность и который она в состоянии потратить на
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
реализацию любых своих целей - от семейно-бытовых до профессиональных, разнообразных социальных и сугубо личных. Различия в мнениях о роли здоровья в личной жизни чаще имеют возрастной характер. Молодые люди, как правило, мало говорят о здоровье, поскольку еще обладают его значительным генетически данным потенциалом. У взрослого человека с возрастом внимание к проблеме своего здоровья возрастает, поскольку постепенно растрачиваются данные ему изначально жизненные силы, и во всех начинаниях возникает необходимость учитывать возможности собственного здоровья. Напротив, пожилые люди, уже растратившие часть этого жизненного потенциала, здоровью уделяют очень важное значение. Однако во всех случаях здоровье присутствует - или подспудно, как само собой разумеющееся и данное (для большинства молодежи), или как важнейшая основа для всех других видов личной и социальной деятельности (особенно для опытных пожилых людей).
Здоровье человека считалось непреходящей жизненной ценностью с древнейших времен. Еще в общинных формах существования людей очень большое внимание уделялось здоровью жениха и невесты как основателей будущей семьи, продолжателей рода и народа; здоровью взрослых членов семьи для жизнеобеспечения себя и всей общины; здоровой организации жизни всей общины (за счет общинного самоуправления) для выживания данной социальной общности в сложных неоднозначных условиях природы, окружающих общин, социумов. Уже тогда существовали особые люди -шаманы, знахари, целители и пр., умевшие оценивать состояние здоровья людей, воздействовать на него с целью укрепления, лечить болезни.
В социально-государственной жизни возникла и укрепилась особая профессия врачевания и отрасль знания - медицина, главной задачей которой стала борьба с болезнями человека. Естественно, что в каждый исторический период развития врачевания и медицины ставились специфические задачи: вспомним особенности античной медицины (Гален, Гиппократ), арабского Востока (Ибн Сина), средневековой Европы (Парацельс), научной медицины Нового времени, мощный научно-технический прорыв в медицине в периоды научно-технических революций и научно-технического прогресса конца XX -начала XXI веков. Медицинские проблемы также решались с учетом соответствующей социокультурной ситуации. А на рубеже XX-XXI веков проблема здоровья практически и теоретически обострилась во всем мире в связи с нарастанием глобальных кризисных процессов в природе, обществе и в жизни людей.
Поэтому вполне правомерно считается, что и в современном обществе, в первую очередь, медицина стоит на страже здоровья отдельных людей и населения государства в целом - как общественного здравоохранения. Тогда
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
по логике рассуждений можно ожидать, что именно в сфере медицины и здравоохранения должно сформироваться наиболее универсальное, практически действенное понимание здоровья и определение понятия здоровья. «Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [1, с. 3].
Понимание здоровья совершенно необходимо при анализе альтернативных путей жизнедеятельности человека - от его здорового образа жизни и совершенства до нездорового образа жизни и нарастающих патологий в его существовании. Встает ряд теоретических и практических проблем -понимание здоровья и болезни как реальностей; осмысление здорового и нездорового образа жизни; реальные пути формирования и укрепления здорового образа жизни, и т.п.
Если теперь обратиться к важной для нас проблеме физкультуры и спорта, необходимо подчеркнуть, что в области актуальных вопросов физической культуры и спорта - формирования здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительных практик, укрепления здоровья методами физической культуры и спорта и т.д., во многих случаях присутствует ключевое понятие ! здоровье».
Но как ни парадоксально, анализ соответствующей литературы показывает, что до сих пор отсутствует такое общепринятое понятие здоровья, которое могло бы стать концептуальной основой для практической деятельности по достижению здоровья человека в главных его аспектах -физическом, психическом, духовно-нравственном, социальном, экологическом [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
По логике рассуждений, медицина, врачевание, многие века занимающиеся возвращением человека к здоровому состоянию, должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека. Но при ближайшем рассмотрении вопрос не проясняется. А именно, с течением времени медицина накапливает огромное количество знаний о различных болезнях, патологиях человека и именно на них сосредоточивает главное внимание. Здесь прослеживается следующая логика понятий: 1) определение патологии (симптоматика, диагностика), например наглядно прослеживается в работах Новичихиной Е.В. и Ульяновой Н.А. [9,10]; 2) способы и методы лечения; 3) анализ процесса протекания заболевания и его прекращение с помощью лечения; 4) здоровое состояние организма - как закономерный итог лечения, в виде наличия совокупности параметров организма, пришедших к норме (нормальные температура, давление, показатели крови, мочи и т.д.).
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Иными словами, в целом в медицине основным предметом являются патологии и их лечение, а здоровье - лишь некий заключительный момент этого процесса.
В целом медицинские определения здоровья такого рода мы можем обозначить как параметрические - по совокупности нормальных параметров (показателей) состояния организма. Они отражают совокупность частных показателей, но практически не отражают сущности здоровья человека. А главное качество здоровья здесь определяется через антитезу - как отсутствие болезни.
К середине ХХ века была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), как международная организация, лидирующая в области здравоохранения. Был принят устав ВОЗ. В первом пункте Преамбулы к Уставу дано определение здоровья. Устав ВОЗ (и данное определение здоровья) был принят Международной конференцией здравоохранения (Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.); подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступил в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. данное определение здоровья не менялось. Это определение гласит: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ) [11].
На первый взгляд, в данном определении преодолевается параметричность распространенного медицинского понимания здоровья, определение здоровья дается не только через антитезу (как отсутствие болезней и физических дефектов), но и сделана попытка сформулировать сущностный подход к здоровью - как полному многогранному благополучию, т.е. определить его качество (в философском смысле).
Казалось бы, теоретически сделан верный поворот к пониманию сущности здоровья. Однако в данном отношении оказалась представлена не качественная - целостная многогранная характеристика вещи, а ее идеальный образ, практически не достижимый в реальной жизни. Онтология предмета оказалась подменена его идеалом, произошла подмена смыслов. Но такое определение, не содержащее главных признаков предмета, уже не может служить гносеологической основой для познания предмета - здоровья человека.
Кроме того, попытка человека на практике применить данное определение для понимания и оценки собственного состояния здоровья приводит к ряду негативных последствий психологического характера. Подавляющее большинство людей не оценит свое состояние как полное физическое, душевное и социальное благополучие и как отсутствие болезней (вспомним хотя бы регулярные ОРЗ и ОРВИ). Это приводит к отрицательному
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
пониманию собственного здоровья, или к оценке собственного состояния как антитезы - нездоровья или болезни. Такая характеристика спонтанно ухудшает психическое состояние человека, снижает его самооценку, делает его более уязвимым к разнообразным деформирующим и патогенным воздействиям на организм.
Следовательно, широко распространенное медицинское определение здоровья в документах ВОЗ также нельзя считать удовлетворительным.
Приведем еще некоторые определения здоровья преимущественно биомедицинского содержания, которые, на наш взгляд, имеют позитивное гносеологическое значение. Они отражают такие важные характеристики организма, как поддержание гомеостаза, устойчивость к поражающим воздействиям, сохранение жизненного потенциала в настоящее время и в будущем.
«Здоровье человека, - отмечает И.И. Брехман, - это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [2 с. 39].
«Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе... здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономная и культурно очерченная реакция на социально созданную реальность. Она создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях, страданиям и мирному ожиданию смерти» (U. Lulled) [11, с.53].
В. Климова подчеркивает, что нормальное состояние здоровья подразумевает не только его состояние «на сегодняшний день», но и те его скрытые резервы, которые могут понадобиться «на завтра» [4, с.49].
Все приведенные выше определения здоровья являются по своей специфике медицинскими или биомедицинскими.
Однако в жизни людей здоровье рассматривается и в других важных аспектах - наиболее широком социальном, формирующем человека педагогическом, физически преобразующем человека физкультурном. В связи с ограниченностью объема статьи рассмотрим эти аспекты и их соотношение в общих чертах.
Социальное здоровье - это наиболее широкий аспект понимания здоровья человека. Раскрытие смыслов социального здоровья может осуществляться с более частных, социологических позиций и с более общих социально -философских позиций. В первом случае, при социологическом подходе к здоровью также распространено его антитетическое понимание: «Здоровое общество» - это то общество, где минимален уровень «социальных болезней»
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
(И.Н. Гурвич) [3, с.1]. При втором подходе используются более широкие определения, например, следующего вида.
Иванюшкин А.Я. пишет: «Здоровье - это интегративный показатель, включающий в себя биологический уровень - изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимализм адаптации; социальный, где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический -здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье - не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека») [12, с. 31].
По мнению В.П. Казначеева, здоровье отражает совокупность свойств, определяющих возможности участия человека в ноосферных процессах, включающих материальное и духовное производство. Здоровье необходимо рассматривать на индивидуальном, популяционном и глобальном, планетарном уровнях, учитывать как социальные, так и экологические факторы [13].
Социально-философский аспект понимания здоровья включает в себя все остальные аспекты в качестве неотъемлемых частей, но кроме того, добавляет новые качественные характеристики здоровья человека в социуме. Е.В. Романова подчеркивает: «Здоровье человека - это важный ресурс развития личности. К этому вопросу обращаются многие исследователи с различных сторон, исходя из актуальных проблем в обществе» [5, с. 14]. Так, рассмотренный выше медицинский аспект здоровья, где главное внимание уделяется физическому (телесному) и нервно-психическому здоровью человека, можно считать фундаментальным и при оценке социального здоровья.
Но последнее включает в себя и другие стороны здоровья. Так, в непосредственной взаимосвязи медицинского и социального находится такой аспект, как физкультурное здоровье. Его несомненная специфика состоит в том, что у человека путем целенаправленных многократно повторяющихся тренировочно-спортивных видов движений укрепляется тело, психоэмоциональное состояние организма, накапливается физическое и психическое здоровье. А.В. Агабекян, А.В. Блажко и другие специалисты считают, что педагогически выверенное, «физическое воспитание молодежи, посредством которого формируются и психодуховные качества личности, осуществляется в процессе постоянной педагогической организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы... Содержание физической подготовки способствует укреплению наиболее важных видов естественных движений человека, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, передвижения на лыжах» [14, с.160].
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Физкультурный аспект здоровья, в свою очередь, благотворно действует на все стороны социального здоровья. «Спортсменов, защищавших честь Родины на международных соревнованиях в любые времена, несмотря на изменения политики, не покидало чувство патриотизма. С замиранием в сердце, поднимаясь на пьедесталы победы, они ждали, когда зазвучит гимн Родины, честь которой они защищали и защищают всеми силами своего тела, души, духа» [15, с.155]. Асмолова Л.А. и Рахимов А.Р. обосновывают несомненное воздействие физкультурного аспекта также и на формирование духовно-нравственных качеств личности [16].
Социальное здоровье обязательно включает в себя интеллектуальный и духовно-нравственный аспекты. Они определяются совокупным воздействием на человека социальных традиций, нравственных, религиозных, эстетических отношений и других аксиологических социокультурных аспектов общественной жизни.
Фундаментом формирования этой высшей интеллектуально-духовной составляющей бытия человека является педагогическая сфера и педагогический (воспитательно-образовательный) аспект здоровья, поскольку именно в обучении, в образовательных отношениях и воспитательной практике формируются лучшие качества личности. А.Е. Зимбули пишет: «Духовностью, если говорить об этом предельно лаконично, можно называть способность человека и человечества согласованно утверждать высшие ценности культуры... В общем и целом, к задачам духовно-нравственного воспитания следует отнести, прежде всего, обозначение основных ценностных векторов, без ориентации на которые человеческая жизнь просто не состоится: здоровье своё и окружающих, честный труд, сбережение традиций предков, уважение культурных особенностей соседей, познание окружающего мира и самосовершенствование» [17, с.75]. Также неоспоримо, что интеллектуальное здоровье человека невозможно без образования. Именно оно присуще « ...личности, способной не только «тиражировать и копировать» полученные знания, но и создавать и развивать новое знание, способной активно участвовать в жизни общества и изменять его, при этом быть ориентированной на самовоспроизводство, самосохранение и саморазвитие общества как такового» [18, с.125].
Неотъемлемой и важнейшей составляющей социального здоровья является в настоящее время также его экологический аспект. Человечество до сих пор не разработало природосберегающих стратегий научно-технического прогресса в отношениях с биогеоландшафтами планеты. В погоне за сверхприбылями, за счет нарастающего в глобальных масштабах хищнического разрушительного использования ресурсов природы, идет обеспечение неоптимального по сути общества массового потребления. Этот
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
крайне опасный глобальный социальный процесс вызывает, по принципам обратной системной связи, ответную защитную реакцию живой планеты Геи. Результатом «бумеранга» оказывается ослабление экологического здоровья человека в разрушаемой им же природной среде, насыщенной разнообразными социальными отходами. Сегодня под угрозой находится не только экологическое здоровье, но и сама жизнь человека как вида - по его же вине. «Биосфера, способная принять и защитить многочисленные региональные культуры, глобальную высоко интегрированную потребительскую культуру в течение долгого времени не выдержит. Будущее человеческого рода, которое всегда гарантировала природа, в настоящее время зависит от того, что мы, люди, сделаем» - пишет философ Й. Шмайс [8, с. 48].
Именно поэтому экологический аспект социального здоровья человека оказывается столь актуальным в эпоху нарастания глобального катастрофизма.
В заключении данной статьи мы предприняли попытку дать следующее собственное определение понятия здоровья с позиций системной философии, понимания человека как активной (живой) сложной интеллектуальной системы, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей природной и социальной средой.
Здоровье человека - это изначально (генетически) данное, а затем сознательно контролируемое: 1) оптимальное взаимодействие внутренних структур и процессов (функций) организма, его вещественно-энергийной природы; 2) противостояние внешним агрессивным воздействиям; 3) оптимальное взаимодействие с комплементарными системами и средами окружающего мира.
Это общее понятие можно перевести в более частные формы.
Здоровье человека в медицинском аспекте - это, прежде всего, его телесное (или соматическое, физическое) и психическое (подсознательное, психо-эмоциональное и рациональное) здоровье, которое, во-первых, в медицинской практике рассматривается «методом от противного», как борьба с патологиями на пути к выздоровлению и здоровью, и лишь, во-вторых, - как создание здоровых условий существования организма человека (профилактика) и проведение постоянных оздоравливающих организм действий (гигиена).
Здоровье в педагогическом аспекте (валеологический аспект, концептуальная педагогика оздоровления) - это комплекс планомерно выстроенных во времени педагогических знаний о здоровье человека, о путях его поддержания, сохранения, о борьбе с разнообразными патогенными факторами и о разнообразных комплексах оздоравливающих процедур (закаливание организма и т.п.).
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Здоровье человека в социальном аспекте, как органичной части общества - это наиболее общее понятие. В своей основе оно содержит медицинское, педагогическое здоровье, но не сводится только к ним, включая также духовно-нравственное здоровье, идущее от лучших традиций народа, от культуры религии, искусства, нравственности, патриотизма; гражданское (социально-политическое) здоровье с организующей идеей жизни Родины (родной идеологии) и человека в ней; экологическое здоровье, определяемое умением и искусством сохранить и облагородить природную среду Матери-Земли.
Здоровье в физкультурном аспекте представляет собой неотъемлемую часть социального здоровья человека. Физкультурное здоровье - это комплексная деятельность: 1) педагогическая (тренерская) [20, 21], 2) оздоравливающая (восстановительная, медико-профилактическая и гигиеническая [22, с. 83-88], 3) специфически физкультурно-оздоровительная и массово-спортивная, развивающая тело и душу с помощью специальных комплексов двигательной активности. Здоровье в физкультурном аспекте должно выделяться, так как здесь присутствует уникальный специфический метод его формирования - достижение, укрепление и развитие здоровья с помощью особых комплексов физических упражнений и движений в физкультурно-оздоровительных практиках и в разных видах спорта, в результате чего преобразуется не только тело, но и психодуховная сущность человека.
Поскольку статья предназначена для журнала физкультурно-спортивной направленности, в ней мы можем предложить следующее рабочее, более лаконичное, понимание физкультурного здоровья (при этом отметим, что спорт высоких достижений здесь стоит особняком, поскольку в ряде случаев содержит перегрузки с надрывами здоровья, травмами, а порой и с проявлением безнравственных финансовых интересов, нечистоплотной политики и т.п.).
Здоровье в физкультурно-спортивном аспекте - это особая форма достижения, укрепления и развития здоровья с помощью особых видов двигательной активности в физкультурно-оздоровительных практиках и разных видах спорта, благотворно преобразующих тело и душу человека.
В итоге подчеркнем, что понимание здоровья человека в целом и в основных аспектах его жизнедеятельности, в совокупности с аксиологией бытия, в значительной мере, помогает верно определить и на практике сформировать тот высокий потенциал жизненных сил человека, который в итоге позволит ему активно участвовать на протяжении всейжизни в разнообразных видах созидательно-гармонизирующей деятельности человека в мире.
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Библиографический список
1. Молодежь и здоровый образ жизни. - [Электронный ресурс]. - URL: http://data2.lact.ru/f1/s/1/761/basic/1195/471/Molodezh_i_ZOZH.doc (дата обращения: 16.12.2016)
2. Брехман И. И. Валеология / И. И. Брехман. - наука о здоровье. 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
3. Гурвич И. Н. Социальное здоровье / И. Н. Гурвич. - [Электронный ресурс]. - URL: http://deviantology.spb.ru/etc/publications/Gurvich-Sotsialnoe_zdorovye.pdf (дата обращения: 16.12.2016)
4. Климова В. Человек и его здоровье / В. Климова. - М. : Знание, 1990. - 224 с.
5. Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 14-24. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
6. Рассыпнов В. А., Ромашина С. Я., Ушакова Е. В. Философия здоровья как вузовская учебная дисциплина (проблема обоснования) / В. А. Рассыпнов, С. Я. Ромашина, Е. В. Ушакова // Педагог: Теория, методология, практика. Барнаул, 1998. Том 2. - С. 92-101.
7. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Принципы. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.who.int/about/mission/ru/ (дата обращения: 16.12.2016)
8. Шмайс Й. Антипиродная и биофильная культуры в отношениях человека и природы / Й. Шмайс // Сб. науч. трудов Сибирского института знаниеведения. Вып. XII. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2012. - С. 42-48.
9. Новичихина Е. В., Ульянова Н.А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 78-82. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
10. Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний органов чувств среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. -С. 82-88. - [Электронный ресурс]. - URL:
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
11. Lulled U. Limited to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health / U. Lulled. - Harmondsworth: Penguin Books, 1977. - P.53.
12. Иванюшкин А. Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1972. - Т.45. - №4. - С. 29-33.
13. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. - Кострома: Костромской ГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. - 248 с.
14. Агабекян А. В., Блажко А. В., Воронцов П. Г., Иванова В. Н. Специфика физического воспитания российской молодежи в зимних видах спорта / А. В. Агабекян, А. В. Блажко, П. Г. Воронцов, В. Н. Иванова // Философия образования. - 2016. - №5. - С. 157-166.
15. Роганов О. А., Воронцов П. Г., Шебалина Л.Г., Эртель В. А. Патриотизм и развитие волевых качеств молодежи в спортивно-оздоровительной деятельности вуза / О. А. Роганов, П. Г. Воронцов, Л. Г. Шебалина, В. А. Эртель // Философия образования. - 2016. - №6. - С. 151-162.
16. Асмолова Л. А., Рахимов А. Р. Спортивные традиции в нравственном воспитании студенческой молодежи / Л. А. Асмолова, А. Р. Рахимов / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С. 131-136. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 30.11.2016)
17. Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. № 1. - С.71-81. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
18. Петров В. В., Наливайко Н. В. Аксиологические основы развития образования в обществе знания / В. В. Петров, Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2015. - №6. - С. 119-126.
19. Goldsmith Ed. The ecology of health / Ed. Goldsmith // Ecologist. - 1980. - Vol. 10. - №6/7. - Р. 235-245.
20. Белоуско Д. В. Уровни индивидуализации физкультурного воспитания / Д. В. Белоуско / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 19-23. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 30.11.2016)
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
21. Белоуско Д. В. Гуманизации образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Д. В. Белоуско / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 25-37. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 12.11.2016)
22. Гарипова А. З., Умирзаков Ф. А. Гигиенические факторы, как средства укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов / А. З. Гарипова, Ф. А. Умирзаков / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. -С. 83-88. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 30.11.2016)