Научная статья на тему 'Активизация спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактор формирования физической культуры будущей духовной элиты села'

Активизация спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактор формирования физической культуры будущей духовной элиты села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ АГРАРНОГО ВУЗА / ДУХОВНАЯ ЭЛИТА СЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович, Простихина Наталья Михайловна

В статье выделяются организационные условия активизации спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактора формирования физической культуры будущей духовной элиты села: увеличение числа спортивных секций, реализация идеи приоритета массового спорта перед спортом высших достижений при организации спортивной работы в вузе, повышение числа соревнований любительского уровня, увеличение объема теоретической подготовки на тренировочных занятиях, подготовка судей спортивных соревнований из числа студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович, Простихина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактор формирования физической культуры будущей духовной элиты села»

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК 37:796.011.1

Белоуско Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected] Простихина Наталья Михайловна, ассистент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет г. Барнаул, Россия. Email: [email protected]

АКТИВИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕЙ ДУХОВНОЙ ЭЛИТЫ СЕЛА

Аннотация. В статье выделяются организационные условия активизации спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактора формирования физической культуры будущей духовной элиты села: увеличение числа спортивных секций, реализация идеи приоритета массового спорта перед спортом высших достижений при организации спортивной работы в вузе, повышение числа соревнований любительского уровня, увеличение объема теоретической подготовки на тренировочных занятиях, подготовка судей спортивных соревнований из числа студентов. Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, активизация спортивной деятельности, студенты аграрного вуза, духовная элита села.

Развитие физической культуры и спорта в сельской местности выступает в качестве одного из важных направлений реализации государственной политики в сфере культуры, играет большую роль в решении проблемы оздоровления населения страны. Именно село - одна из традиционных основ нашего общества, на сегодняшний день, является наиболее проблемной частью социума. Перманентный отток молодежи, катастрофическая девальвация культурных ценностей, негативные последствия понижения уровня и качества жизни обуславливают необходимость позитивной коррекции культурного пространства села. Немаловажную роль в решении обозначенной проблемы играют физическая культура и спорт.

На наш взгляд наиболее востребованным ресурсом в обеспечении развития физической культуры и спорта в сельской местности является человек. Человек как носитель, созидатель и транслятор культуры [1]. И здесь уместно будет обозначить проблему об уровнях индивидуализации

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

физкультурного воспитания [2]. Физическая культура и спорт не являются чем-то отчужденным от человека, а выступают как часть его индивидуального культурного пространства - физической культуры личности [1]. Именно в ее отсутствии коренится источник проблем в рассматриваемой области. Как может эффективно развиваться физическая культура и спорт, если большая часть общества, включая людей облеченных властью, не имеет глубокой убежденности в необходимости подобных изменений.

Отмеченные обстоятельства дают основание еще раз вслед за ведущими учеными повторить лозунг последних десятилетий - физическая культура для всех и каждого. В данном аспекте основная нагрузка по формированию физической культуры будущих жителей села ложится на высшие учебные заведения и в большей мере на аграрные вузы страны. Эффективность функционирования кафедр физической культуры, количество и продуктивность работы спортивных секций этих вузов определяет уровень физической культуры и способность к ее трансляции будущей социальной элитой села.

Одним из основных способов формирования физической культуры личности в высшем учебном заведении, а также подготовки кадров для развития спорта на селе выступает активизация спортивной деятельности студентов.

Спортивная составляющая выступает неотъемлемой частью процесса физического воспитания в вузе. Деление студентов на основное, специальное и спортивное учебные отделения регламентировано учебной программой и является важным фактором организации учебного процесса. Предлагаемый выбор спортивных секций при обучении в вузе позволяет учитывать предпочтения студентов, мотивировать их к систематическим занятиям физической культурой и спортом. О мотивации студентов к здоровому образу жизни [3], к занятиям физической культурой не раз обозначались преподавателями различных вузов [4].

Активизация спортивной деятельности студентов может быть обеспечена введением следующих организационных условий:

1.Расширение средств физической культуры путем увеличения числа спортивных секций стимулирует у студентов интерес к занятиям, расширяет спортивный кругозор, позволяет лучше ориентироваться в мире физической культуры. Разнообразие видов спорта повышает вероятность каждому студенту находить близкие ему виды физкультурно-спортивной деятельности и показывать в них хорошие результаты. Таким образом, создаются предпосылки для обеспечения ситуации успеха каждому студенту расширяется круг возможностей для его индивидуального приобщения к

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

физкультурно-спортивной деятельности. Проявление компетентности в отдельных способах осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности обуславливает положительную трансформацию я-концепции студента, способствует повышению его самооценки. Помимо формирования физической культуры занимающихся введение данного педагогического условия закладывает плюрализм направлений спортивной работы на селе.

2. Реализация идеи приоритета массового спорта перед спортом высших достижений при организации спортивной работы в вузе.

Согласно обозначенной идее обязательная черта спортивных секций вуза - это их массовость. Особенности массового спорта наиболее созвучны как задачам студенческого спорта, так и путям их достижения. Исследования в области физической культуры, психологии, педагогики позволяют утверждать, что спортивная деятельность обладает огромным потенциалом воздействия на человеческую личность. Однако педагогический потенциал спорта как правило выпадает из поля зрения кафедр физического воспитания, а спортивная деятельность превращается в погоню за результатом ради результата. В таком виде она может выступать в качестве антипедагогичного деструктивного фактора и быть вредна не только для здоровья занимающегося, но и ограничивать динамику его личностного формирования.

3. Повышение числа соревнований любительского уровня.

Спортсмены-новички в возрасте 17-18 лет не могут конкурировать со

своими сверстниками, занимающимися каким-либо видом спорта с детства и имеющими спортивные разряды. Помимо морального неудовлетворения от проигрыша на соревнованиях существует большая вероятность получить травму недостаточно хорошо подготовленному спортсмену. Таким образом, у студентов на раннем этапе освоения вида спорта, наиболее важном в мотивационном плане, ощущается острый дефицит спортивных соревнований - основы спортивной деятельности и генератора продуктивных эмоций. Выходом из положения представляется увеличение числа соревнований среди начинающих спортсменов.

4. Увеличение объема теоретической подготовки на тренировочных занятиях.

Студенты в силу своего ведущего рода деятельности хорошо подготовлены к восприятию теоретического материала, поэтому следует увеличить объем теоретической подготовки, расширить ее содержание такими информационными блоками:

- основы теории и методики спортивной тренировки;

- правила спортивных соревнований;

- анализ техники используемых двигательных действий;

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

- тактика применения технических действий;

- медико-биологические аспекты тренировки и способы восстановления и т.д.

Вышеперечисленные знания обусловливают теоретическую подготовленность любого спортсмена, но мы предлагаем увеличить долю теоретической подготовки и в большей мере опираться на самоподготовку студентов-спортсменов. Самостоятельное воплощение в практику теоретических положений будет способствовать более осмысленному отношению к тренировкам, проявлению творческой позиции и плодотворной рефлексии.

5. Подготовка судей спортивных соревнований из числа студентов.

В силу указанных выше причин студенческая молодежь более осознанно подходит к совершенствованию навыков судейства спортивных соревнований. Известно, что совершенствование в этой области позволяет лучше понять осваиваемый вид спорта, повышает вероятность достижения успеха на тренерском поприще. Следует заметить, что квалифицированные судьи будут чрезвычайно востребованы при организации физкультурно-спортивной работы в сельской местности.

Таким образом, гуманистическая парадигма задает глобальное направление развития физической культуры на селе - целостное формирование человека, ее носителя и транслятора. Именно человек культуры является центральным звеном, во многом определяющим эффективность других факторов развития физической культуры и спорта в сельской местности.

Библиографический список

1. Белоуско Д. В. Гуманизации образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Д. В. Белоуско / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2 (3). - С. 25-37. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 12.11.2016)

2. Белоуско Д. В. Уровни индивидуализации физкультурного воспитания / Д. В. Белоуско / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1 (2). - С. 19-23. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 30.11.2016)

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

3. Шурхавецкая Л. П., Тетранова А. И., Кособукова К. С. Проблема здоровья и здорового образа жизни студентов гуманитарного университета / Л. П. Шурхавецкая, А. И. Тетранова, К. С. Кособукова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С. 60-64. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 17.11.2016)

4. Лобыгина Н. М., Тиканов А. О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Н. М. Лобыгина, А. О. Тиканов, А. Ю. Крыловский / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 65-71. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 17.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.