Научная статья на тему 'О положении женщин или "гендерный вопрос" в Афганистане. Из истории к настоящему'

О положении женщин или "гендерный вопрос" в Афганистане. Из истории к настоящему Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / РЕЛИГИЯ / RELIGION / КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE AND EDUCATION / "АНДЖУМАН-Е ХЕМАЯТ-Е НЕСВАН" / "ANJUMAN-E HEMAYAT-E NESVAN" / "ШУХАДА" / "SHUHADA" / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримжанова Гавхарихушноз Алишер Кизи

В статье приводится краткая история становления прав женщин в Афганистане, поскольку в мире мало стран, где женщины очень сильно ущемлены в своих социальных и экономических правах. Сегодня Афганистан одна из немногих стран, где продолжительность жизни у женщин меньше, чем у мужчин. Рассмотрена роль прогрессивных правителей, таких как эмир Абдурахманхан и эмир Аманулла, общественных деятелей, как Махмуд Тарзи, Сорайя Тарзи, а также по правам женщин, как Симы Самар. Приведены примеры деятельности общественных организаций, таких как Общество защиты женщин انجمن حمایت نسوان («Анджуман-е хемаят-е несван») и Организация «Шухада» ( شهدا ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О положении женщин или "гендерный вопрос" в Афганистане. Из истории к настоящему»

unfortunate children cannot out of the grave. The war is over. As the years passed. People continue to live in again. But the underlyings in this grave stone sacrificed their precious lives in vain.

Reading the stories of Anna Seghers, we can imagine the picture of the bloody battles of the war; seem hatred in our hearts, at the same time, feeling a sense of gratitude as well. After all, we are living in our ancestors dreamed so happy and beautiful days.

References / Список литературы

1. Usmonov К., Sadikov М. "The history of Uzbekistan" "The East" publisher sourse Tashkent, 2003.

2. "The gift of magi" Vakhob Ruzimatov's translation. Tashkent "The young guard" publisher sourse, 1989.

3. SholokhovMikhail. Selected works. Moscow. "Classic literature", 1984.

THE POSITION OF WOMEN OR THE "GENDER QUESTION" IN AFGHANISTAN. FROM HISTORY TO THE PRESENT Karimjanova GA. (Republic of Uzbekistan) Email: Karimjanova537@scientifictext.ru

Karimjanova Gavkharixushnoz Alisher qizi - Graduate Student, DEPARTMENT OF IRANIAN-AFGHAN PHILOLOGY, FACULTY OF ORIENTAL PHILOLOGY, TASHKENT STATE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstact: the article gives a brief history of the formation of women's rights in Afghanistan, as there are few countries in the world where women are greatly affected by their social and economic rights. Today, Afghanistan is one of the few countries where the life expectancy of women is less than that of men. The role of progressive rulers such as Emir Abdurahmankhan and Emir Amanullah, public figures like Mahmud Tarzi, Soraya Tarzi, as well as women's rights as Sima Samar is considered. The activities of public organizations, such as the Women's Protection Society ¿jlj^i ¿uUa. ¿лаЛ ("Anjuman-e Hemayat-e nesvan") and the Shuhada Organization (14"). Keywords: gender, religion, culture and education, "Anjuman-e Hemayat-e nesvan", "Shuhada", organization.

О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИН ИЛИ «ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС» В АФГАНИСТАНЕ. ИЗ ИСТОРИИ К НАСТОЯЩЕМУ Каримжанова Г.А. (Республика Узбекистан)

Каримжанова Гавхарихушноз Алишер кизи - магистрант, кафедра Ирано-афганской филологии, факультет восточной филологии, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводится краткая история становления прав женщин в Афганистане, поскольку в мире мало стран, где женщины очень сильно ущемлены в своих социальных и экономических правах. Сегодня Афганистан - одна из немногих стран, где продолжительность жизни у женщин меньше, чем у мужчин. Рассмотрена роль прогрессивных правителей, таких как эмир Абдурахманхан и эмир Аманулла, общественных деятелей, как Махмуд Тарзи, Сорайя Тарзи, а также по правам женщин, как Симы Самар. Приведены примеры деятельности общественных организаций, таких как Общество защиты женщин (У^\(«Анджуман-е хемаят-е несван») и

Организация «Шухада»

Ключевые слова: гендер, религия, культура и образование, организация, «Анджуман-е хемаят-е несван», «Шухада».

Интерес к ситуации с правами женщин, или как это сейчас называют «тендерный вопрос», впервые возник в Афганистане в 80 годах XIX века, когда эмир Абдурахманхан (1844 - 1901) начал вести политику реформ во всех сферах жизни афганцев. И, конечно, проблему прав афганских женщин он не обошел стороной. Эмир предпринял первые попытки поставить ограничения на насильственные и ранние браки и законодательно закрепить наследственные права женщин. Впоследствии его внук - эмир Амануллахан (1892 - 1929) уже в начале XX века продолжил подобную политику, разрешив женщинам снять паранджу, организовал первые школы для девочек, поддержав идею создания женских организаций в стране и предоставить женщине право самостоятельного выбора супруга. Он создал в 1921 году женский лицей «Исмат» (позже переименованный в «Малалай»), который работал отдельно от общей системы просвещения, под спонсорством жены эмира - Сорайи и ее матери, жены Махмуда Тарзи. На открытии лицея Сорайя говорила о высокой социальной позиции, которую женщины имели в истории ислама. Она выразила надежду, что, получив образование, афганские женщины повысят свой социальный статус и будут играть более значимую роль в обществе, внося большой вклад в развитие здорового и процветающего общества. Усилия Амануллы по созданию системы женского образования были только частью общей программы повышения роли женщин в Афганистане. Когда он пришел к власти, женщины имели ограниченные права. Массовыми были браки с несовершеннолетними, несправедливой была система наследования имущества. Вдова не могла распоряжаться имуществом покойного мужа и не имела права опекать своих детей. Женщина должна была неукоснительно соблюдать ношение чадры. Стремясь поднять социальное сознание женщин, Сорайя в 1924 г. основала первый женский журнал -йЬ"и«Иршад-е несван» («Путеводитель для женщин») [1]. Этот еженедельник издавался женой Махмуда Тарзи. В журнале велись дискуссии по социальным проблемам и о роли женщины в обществе. Несколько афганских женщин опубликовали статьи об исторической роли женщин в исламе и их вкладе в победу в войне за независимость.

В середине 20-х годов прошлого века в Кабуле было создано Общество защиты женщин ¿(^ ^¡¡иа. £>л»л («Анджуман-е хемаят-е несван») во главе с одной из сестер Амануллы -Куброй Джан. В 1928 г. на заключительном этапе своего правления, Аманулла предпринял фронтальную атаку против чадры, которая, как он говорил, «скрывает половину нации».

В конце августа 1928 г. королева Сорайя появилась на публике без чадры, и к октябрю того же года около 100 афганок сбросили чадру [2]. При этом в своей статье, опубликованной 10 октября 1928 г. в газете «Аман-е Афган», Аманулла заявил, что отказ от ношения чадры является делом исключительно добровольным. Два события, неприметных сами по себе, оказали революционизирующее влияние в этой области: в 1927 г. газета «Анис» («Друг») открыла на своих страницах колонку под заголовком «Семейное счастье», и в том же году несколько афганских женщин впервые на аэроплане поднялись в небо Кабула. Однако, с приходом к власти Бачаи Сакао ситуация женщин еще больше прежнего ухудшилась.

В Афганистане, если ты женщина, то ты не можешь влиять на свою судьбу. Здесь женщины не имеют никаких прав. Это можно понять по политике, которую вело правительство «Талибан» в период своего правления. Был установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запрещалось работать вне дома. Девушки могли обучаться только в Балхском университете в Мазари-Шарифе.

Сегодня Афганистан - одна из немногих стран, где продолжительность жизни у женщин меньше, чем у мужчин, и составляет 44 года, что является одним из самых низких показателей в мире. Женщины не имеют права на работу - они должны постоянно находиться у себя дома, работодателям запрещено даже просто разговаривать с ними на эту тему. Женщинам запрещено путешествовать - они не могут покинуть дом в одиночку, без сопровождения ближайшего родственника-мужчины или появляться на глазах у посторонних с открытым лицом. Женщины лишены права на медицинскую помощь: в

56

стране практически не осталось специалистов-гинекологов, поскольку мужчинам запрещено смотреть на женщин, которые не являются их женами. По этой же причине хирургические операции не могут проводиться, если в операционной команде есть хотя бы один мужчина. Женщины лишены права на защиту своих прав - согласно исследованиям юристов, «Талибан» толкует шариат (сборник мусульманских нормативных актов) таким образом, что юридические права женщины примерно наполовину меньше прав мужчины - женщина не может даже самостоятельно обратиться в суд. Женщинам запрещено петь и слушать нерелигиозную музыку, пользоваться косметикой, появляться перед посторонними мужчинами с открытым лицом, носить одежду ярких цветов, носить обувь на высоком каблуке, ездить в частных автомобилях вместе с мужчинами, громко говорить в общественных местах и т.д.

В настоящее время в Афганистане ведет свою деятельность Организация «Шухада» (l-ifr") -старейшая неправительственная организация Афганистана. «Шухада» способствует улучшению благополучия и прогресса Афганистана, при этом уделяет особый акцент на улучшение жизни женщин и детей. Доктор Сима Самар - основательница «Шухады», по специальности врач и защитница прав человека [3]. Она - глава независимой комиссии Афганистана по правам человека и особый репортер ООН по ситуации с правами человека в Судане. Эта организация занимается тем, что обучает молодых женщин и девочек медицинским премудростям, готовит их оказанию медицинской помощи нуждающимся. Основные цели создания организации -улучшение образования и состояния здоровья населения.

В заключение стоит подчеркнуть, что в мире трудно найти какую-либо другую страну чем Афганистан, где женщины были бы настолько ущемлены в своих социальных и экономических правах. Режим талибов фактически вверг Афганистан в пучину средневековья, подчинив все государственное устройство нормам шариата [4]. Женщины были низведены до положения граждан второго сорта, однако и после падения Талибана их положение мало изменилось. История Афганистана неоднократно доказывает, что усилиям по укреплению статуса женщин имманентно присуща угроза обратной реакции. Для достижения в полном объеме целей обеспечения гендерного равенства потребуется серьезная приверженность и политическая воля со стороны национальных и международных заинтересованных организаций. В Афганистане и по сей день осуществляются различные программы, направленные на улучшение положения женщин в этой стране, однако и это оставляет желать лучшего.

Список литературы /References

1. Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. Российская академия наук // Институт востоковедения. М.: «Крафт», 2004. С. 104-110.

2. Революционная Ассоциация Женщин Афганистана (Revolutionary Association of the Woman of Afghanistan. RAWA). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rawa.org./ (дата обращения: 20.02.2017).

3. Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam-today.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).

4. Все об Афганистане. Положение женщин в современном Афганистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/11394.html/ (дата обращения: 25.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.