Научная статья на тему 'Советско-афганские экономические отношения в 20-е гг. Xx в'

Советско-афганские экономические отношения в 20-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДОГОВОР / ТОВАРООБМЕН / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / «НЕТТО-БАЛАНС» / ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / "THE NET BALANCE" / TRADE RELATIONS / ECONOMIC TREATY / EXCHANGE OF GOODS / DUTY RATE / ECONOMIC OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысова Юлия Ивановна

Исследовано становление и развитие экономических отношений СССР и Афганистана в 20-е гг. XX в. Рассмотрено влияние политических процессов, происходивших в мире в начале XX в., на развитие торговых отношений между странами. Дана характеристика экономических, политических и социальных взаимоотношений в этот период. Проведен анализ источников, на основа-нии которых даны характеристики состояния экономических отношений двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET-AFGHAN ECONOMIC RELATIONS IN THE 1920S

The article researches formation and development of the economic relations between the USSR and Afghanistan in 1920s, considering the impact of the political processes of the early 20 th century on the development of the economic relations between countries. The author describes economic, political and social relations of the period, and analyzes the information sources, basing on which the characterization of the economic relation between the two countries is given.

Текст научной работы на тему «Советско-афганские экономические отношения в 20-е гг. Xx в»

УДК 94

Лысова Юлия Ивановна Lysova Yulia Ivanovna

[email protected] [email protected]

СОВЕТСКО-АФГАНСКИЕ SOVIET-AFGHAN

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ECONOMIC RELATIONS

В 20-Е ГГ. XX В. IN THE 1920S

Аннотация:

Исследовано становление и развитие экономических отношений СССР и Афганистана в 20-е гг. XX в. Рассмотрено влияние политических процессов, происходивших в мире в начале XX в., на развитие торговых отношений между странами. Дана характеристика экономических, политических и социальных взаимоотношений в этот период. Проведен анализ источников, на основа-нии которых даны характеристики состояния экономических отношений двух стран.

Ключевые слова:

торговые отношения, экономический договор, товарообмен, таможенный тариф, «нетто-баланс», хозяйственно-экономические обязательства.

Summary:

The article researches formation and development of the economic relations between the USSR and Afghanistan in 1920s, considering the impact of the political processes of the early 20th century on the development of the economic relations between countries. The author describes economic, political and social relations of the period, and analyzes the information sources, basing on which the characterization of the economic relation between the two countries is given.

Keywords:

trade relations, economic treaty, exchange of goods, duty rate, "the net - balance", economic obligations.

Гражданская война в России практически полностью прекратила торговые отношения с Афганистаном. Товарооборот Афганистана через русскую границу составлял лишь 2-3 % всего внешнеторгового оборота. СССР не мог торговать своей продукцией из-за недостатка товаров, а эмир Хабибулла-хан прекратил все официальные торговые каналы из-за негативного отношения к происходящим событиям в Средней Азии. Вступление Амануллы-хана на престол и установление дипломатических отношений не оказали значительного влияния на изменение ситуации. Торговым отношениям все больше придавался контрабандный характер. Придя к власти, новый эмир унаследовал почти пустой монетный двор, а война с Англией еще больше усугубила финансовое положение страны. Однако по мере развития советско-афганских отношений афганское правительство все более убеждалось, что СССР может содействовать в улучшении экономического положения страны. В 1920 г. афганское правительство направило своего представителя в Ташкент с полномочиями от деловых кругов установить торговые отношения с СССР, и уже в августе 1923 г. в Москву выехала группа афганских купцов во главе с председателем акционерного общества «Амание», которое вело торговлю кожами и каракулем [1, с. 92]. Г.В. Чичерин в письме от 17 октября 1923 г. Старку писал: «У меня 13-го сего месяца был афганский посол. Он очень интересовался деятельностью представителей общества «Амание» и просил оказать им всяческое содействие: 1) с целью организации участия Афганистана на выставке, когда она весной снова откроется, и 2) с целью вхождения афганцев в Торговую палату. Я обещал ему всяческое содействие. Этих представителей уже сводят с нашими хозяйственниками. Мы, конечно, горячо приветствуем развитие экономических отношений с Афганистаном» [2, т. 5, с. 485.] К осени 1923 г. торговые отношения начинают принимать черты правильного товарообмена. Изменения происходили и со стороны Афганистана. До 1923-1924 гг. Афганистан почти не производил легальных торговых операций с СССР. Гибель Энвер-паши и разгром Красной Армией многих басмаческих отрядов ускорили сдвиги в позиции афганцев по торговле с СССР.

С 1924 г. на афганской территории стали создаваться первые торговые агентства, стал создаваться аппарат торгового представительства в Кабуле. Отправка в Афганистан первых неофициальных торговых агентов знаменовала резкий поворот в экономической политике СССР. Советское правительство пыталось внедрить некоторые элементы легальной торговли и через них достичь активного баланса торговли с восточными странами. Однако на практике попытка внедрить лицензионную систему больно ударила по афганскому купечеству. Купцы были недовольны таможенной волокитой, задержкой лицензий, жестокими ценовыми лимитами, установленными советскими властями. Попытки советской стороны объяснить введение лицензионного режима на афганской границе тем, что меры безлицензионной торговли в отношении Персии, не дали заметных результатов, и уровень торгового оборота оказался незначительным.

В июле 1924 г. Москва и Кабул начали вести переговоры о заключении торгового договора между странами. Однако скоро стало ясно, что стороны не могут договориться между собой. Афганцы были крайне не довольны тем, что советское правительство пытается вести все торговые операции не через афганских купцов, а через своих торговых агентов.

Развитию советско-афганской торговли содействовала Нижегородская ярмарка, в которой афганские купцы впервые приняли участие в 1925 г. Выезжающим на Нижегородскую ярмарку афганским купцам разрешался неограниченный безлицензионный ввоз в СССР товаров афганского происхождения и такой же вывоз из СССР в Афганистан промышленных товаров, закупленных ими на ярмарке, причем при закупке товаров на ярмарке афганским купца были предоставлены все существующие в СССР льготы по внутренней торговле. Перевозка товаров как на ярмарку, так и обратно по железнодорожным и водным путям происходила по удешевленному тарифу. На самой ярмарке торговля их была освобождена от патентного и уравнительного сборов; кроме того, было возможно сложение таможенной пошлины [3, т. 8, с. 390]. На ярмарку приехали всего 5 афганских купцов фирмы гератского купца Хакимова. А в следующем году на ярмарку приехали афганские купцы, представлявшие 12 фирм Герата, Маймана и Мазари-Шарифа.

Наряду с торговлей Советское государство придавало большое значение и другим формам экономического сотрудничества. Так, 14 августа 1920 г. в Кабул из Москвы прибыл специальный технический отряд с радиостанцией в знак дружбы между государствами. СССР помог Афганистану сделать первые шаги в области авиации. В ноте Махмуду Тарзи от 3 мая 1922 г. «...1 апреля отправлены из Москвы для передачи Афганистану 2 аэроплана системы Ньюпор и в течение апреля высланы все остальные аппараты. Вместе с аэропланами выехал преподавательский состав для организации в Кабуле школы авиации. Во избежание повторения неприятного инцидента, происшедшего с первой партией летчиков, напрасно проехавших от границы до Кабула и обратно, прошу моего уважаемого друга точно сообщить, какое количество летчиков и обслуживающего технического персонала и на каких условиях желательно принять на свою службу Правительству Высокого Афганистана для обеспечения полетов и успешной деятельности школы авиации» [4, т. 5, с. 288]. Советское правительство оказывало посильное содействие Афганистану в развитии земледелия. В 1923 г. в Герате с помощью советских специалистов были оборудованы и вступили в строй две метеорологические станции - одна в Герате, другая в Чильдухтеране [5, т. 4, с. 339].

Однако на развитие торговых и экономических отношений сильно влияли политические процессы, протекавшие в двух странах. В 1921 г., в период волнений в Бухаре, Совет Народных Назиров принял решение о воспрещении всякой торговли через бухарскую границу. Но в итоге это привело к потере Россией и Бухарой афганского рынка. Афганские товары стали уходить в Индию. Контрабанда приобрела огромные масштабы. Уровень экономических отношений заметно падал. Полномочный Представитель РСФСР в Афганистане 3 августа 1921 г. предоставил ноту Министру Иностранных Дел Афганистана Махмуду Тарзи, в которой говорилось о том, что «в целях укрепления дружбы между обоими государствами мое Правительство готово заключить коммерческий договор, который должен базироваться на взаимных интересах обоих государств и при заключении которого должно быть принято во внимание ослабление коммерческих затруднений Афганистана» [6, с. 253].

В 1921 г. был подписан советско-афганский договор, который содержал статью 6. Именно она определяла характер торговых отношений двух стран. Россия соглашалась на свободный и беспошлинный транзит через свою территорию всякого рода грузов, закупленных Афганистаном как в самой России через государственные органы, так и непосредственно за границей. Эта уступка была сделана в политических целях. Вскоре афганцы заявили о намерении поставлять товары из Германии в Афганистан через Петроград. Они просили предоставить им склады для хранения этих товаров. НКИД беспокоился, что Афганистан будет спекулировать этими товарами в России, что могло подорвать монополию внешней торговли. Слабому развитию экспорта в Афганистан в значительной степени мешала неналаженность торгово-договорных отношений. Импорт из Афганистана, прежде включавший в себя скот, хлопок, семена, каракуль и шерсть, в отчетном году сохранил лишь последнюю статью - шерсть, которой было ввезено 2 545 тонн на 1 120 тыс. руб. при общей стоимости импорта, равной 1 314 тыс. руб. Остальные статьи ввоза незначительны [7, т. 7, с. 694]. Советское правительство приложило большие усилия для того, чтобы не только восстановить торговлю с Афганистаном в довоенном объеме, но и превзойти его. Большую роль в этом сыграло открытие в ноябре 1925 г. железнодорожной линии Керки-Термез. Улучшить проникновение советских товаров в восточные районы Афганистана должно было продление пароходной линии по Амударье до Сарая. И в 1924-1925 гг. пароход «Троцкий» давал два полных рейса между Термезом и Сараем. Сарай становился важным центом складирования советских товаров, идущих в восточные районы Афганистана.

В течение 20-х гг. не решенным оставался вопрос о выполнении советской стороной хозяйственно-экономических обстоятельств, взятых при заключении советско-афганского договора 1921 г.

Из 6 советских обязательств был выполнен лишь один. Афганскому правительству было передано 3 тыс. винтовок и патронов к ним. Затем необходимо было решить финансовый вопрос. По договору советское правительство должно было выплатить 4 млн. руб. Афганское правительство считало, что выплаты составили всего 1 250 тыс. руб. Афганское правительство не учитывало военную и другую помощь СССР. Г.В. Чичерин сообщил об этом афганскому послу в Москве Хашим-хану. Хашим-хан выразил удивление. Причиной было то, что Л.Н. Старк при передаче оружия Афганистану не сообщил афганскому правительству об этом условии. Таким образом, выплаты советского правительства носили нерегулярный характер. По условиям договора советское правительство должно было построить телеграфную линию Кушка - Кабул. К 1925 г. линия была доведена до Герата, а в 1927 г. она связала Кушку и Кабул через Герат и Кандагар. Неудачной стала прокладка телеграфного кабеля по дну реки Амударья, река рвала кабель, а ремонт обходился слишком дорого. На территории Афганистана работа шла более удачно. За февраль -март 1928 г. на расстоянии 20 км. от берега Амударьи были установлены столбы и подвешены провода. А к апрелю линия была проведена до Мазари-Шарифа. Советская сторона не смогла реализовать пункты о строительстве в Афганистане завода по производству бездымного пороха и об открытии в Кабуле авиашколы. Советское правительство не смогло выделить нужные средства. Пункт договора о поставке в Афганистан 12 самолетов был выполнен лишь к 1926 г. А в 1927 г. был поставлен вопрос об открытии воздушного сообщения между двумя странами. Кабул первоначально неохотно воспринял это предложение. Однако, когда падишах отправился в длительное заграничное турне и возникла необходимость постоянной связи с эмиром, Кабул пошел на уступки. Соглашение было подписано сроком до 1 января 1929 г. Рейсы совершались два раза в месяц между Ташкентом и Кабулом.

С октября 1925 г. был разрешен свободный (без лицензий) ввоз товаров афганского происхождения: каракуль, мерлушка, шерсть, и существенно снизились пошлины на ввоз фруктов, кожевенного сырья и ковров. Уже к 1927 г. объем советско-афганской торговли в стоимостном выражении как по импорту, так и по экспорту превысил уровень 1913 г. С 1925 по 1926 г. начинает постепенно меняться структура советского экспорта в Афганистан, в нем появляется цемент, электрооборудование, машинное оборудование для заводов, сельскохозяйственные машины.

В 1926 г. советское правительство стало использовать новую систему экономических отношений с Афганистаном. Экономические отношения основывались на так называемом «нетто-балансе» [8, л. 5]. Он означал, что приезжающий на территорию СССР афганский купец, продав свои товары, должен был закупить советских товаров на сумму, равную проданному количеству. Таким образом, была сделана попытка уровнять ввоз и вывоз, но и разрешить проблему постоянной нехватки у советских экономических организаций афганской и индийской валюты для покупки ценного афганского сырья [9, л. 44].

Экономические отношения между двумя странами необходимо было скрепить экономическим договором. Позиции СССР в Афганистане были уже сильно закреплены и требовали юридического оформления. Нотой от 21 октября 1927 г. советское правительство объявило афганскому о готовности начать переговоры. Советскую делегацию возглавил Л.Н. Старк. В нее также вошли торговый представитель СССР в Афганистане Б.В. Лавров, первый секретарь полномочного правительства СССР Э.М. Рикс, экономический консультант делегации И.А. Беляев. Афганскую сторону представлял Абдул Хади-хан Дави [10, p. 96]. К весне 1928 г. основные статьи договора были согласованы, но страны не смогли договориться по поводу транзита афганских товаров через территорию СССР. Таким образом, советско-афганские экономические отношения в 20-е гг. XX в. достигли значительного успеха, но из начавшейся гражданской войны в Афганистане они были отброшены далеко назад, и лишь после прихода к власти Надир-хана были сделаны первые попытки восстановления экономических отношений между двумя странами.

Ссылки:

1. Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений. М., 1988.

2. Документы внешней политики СССР. М., 1961.

3. Документы внешней политики СССР. М., 1963.

4. Документы внешней политики СССР. М., 1961.

5. Документы внешней политики СССР. М., 1960.

6. Там же.

7. Документы внешней политики СССР. М., 1963.

8. Архив внешней политики МИД Российской Федерации. Ф. 071. ОП. 9. ПАП. 134. Д. 36.

9. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф. 62. ОП. 2. Д. 1342.

10. Adamec L.W. Historical and political who is who of Afghanistan. Gras, 1975.

References (transliterated):

1. Teplinskiy L.B. Istoriya sovetsko-afganskikh otnosheniy. M., 1988.

2. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1961.

3. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1963.

4. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1961.

5. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1960.

6. Ibid.

7. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1963.

8. Arkhiv vneshney politiki MID Rossiyskoy Federatsii. F. 071. OP. 9. PAP. 134. D. 36.

9. Rossiyskiy tsentr khraneniya i izucheniya dokumentov noveyshey istorii. F. 62. OP. 2. D. 1342.

10. Adamec L.W. Historical and political who is who of Afghanistan. Gras, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.