монография. Тула: Издательство ТулГУ, 2006; Петухов В. В. Демократия участия и политическая трансформация России М.: Academia, 2007.
5. The Concise Oxford Dictionary of Politics. Lain McLean - editor. Oxford University Press. Oxford. 1996. P. 362.
6. Rose R., Mishler W., Munro N. Russia Transformed: Developing Popular Support for a New Regime. Cambridge, Cambridge University Press,
2006. P. 4.
7. Р. Роуз. Реакция на трансформации: тенденции в российском общественном мнении // Вестник общественного мнения. 2009. №1.
8. Там же.
9. Общественное мнение - 2008. Ежегодник. М., 2008. с. 86.
10. Ekman J. Political Participation and Regime Stability: A Framework for Analyzing Hybrid Regimes//International Political Science Review (2009). Vol. 30. No. 1. Р. 18.
11. Общественное мнение. Ежегодник. 2007. М.: Левада-Центр,
2007. С. 133.
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. «Российская Газета» (Федеральный выпуск) N5038 от 13 ноября 2009 г.
O. Y Kuzin.
Democracy and citizens ’political engagement.
In this article the concept of citizens ’ political engagement is analyzed, and features of Russian political system activity in given sphere are considered.
Key words: political engagement, democracy, political system.
Получено 30.04.2010
УДК 321.02:004.9
А.С. Николаев, аспирант, (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
О ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧАСТИИ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА
Рассматриваются возможности, которые открывают Интернет-решения для обеспечения и развития политического участия граждан. Отмечается влияние Интернет-решений на модель политического участия, приводятся примеры новых технологий, позволяющих повысить осмысленность участия граждан в решении политических вопросов
Ключевые слова: политическое участие, Интернет, технологии
Материальная база участия людей в политике динамично развивается. Особого внимания заслуживают Интернет решения, расширяющие возможности традиционных средств коммуникации.
В реальной политической жизни они занимают уже весьма
достойное место. Но целостного описания в науке им еще нет Поэтому актуальность научного познания способов политического участия через Интернет очень высока.
Такая работа может быть продуктивна только в том случае, если в ней учитывается весь накопленный учеными опыт в области изучения участия граждан в политике. Необходимо поставить способы политического участия через Интернет в рамки уже сложившихся аналитических моделей. Это позволит оценить возможность применения проверенных временем теоретические концепции к анализу интернет решений.
Категория «политическое участие» имеет в политической науке уже более чем полувековую исто рюи Считается, что начало научных исследований в этом направлении было положено в 1963 году в работе Г. Алмонда и С. Вербы «Политическая культура». Здесь политическое участие определялось как один из показателей политической культуры.
К настоящему времени в области исследования политического участия накоплен значительный опыт, но его место в политическом процессе учеными оценивается неоднозначно.
Так, представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, С. Липсет, Б. Барбер) считают политическое участие самым важным рычагом, способным обеспечить социально-политическую стабильность. Другую, но не менее важную роль участию граждан в политике отводят представители теории конфликтов (Л. Козер, Р. Дарендорф). По их мнению, политическое участие - это особый вид управляемого ко нфликта, который ведет к р зр шению сложившихся в обществе противоречий, позволяет осуществить политическое развитие.
Не менее влиятельны в политической науке и взгляды ученых, относящихся к явлению политического участия не как к движущей силе политического про цсса, а ско рее как к его пр дукту. Здесь можно выделить приверженцев теории интеграционизма (П. Сорокин), «Франкфуртской школы» (Г Шиллер, Г. Маркузе, Ч.Р. Миллс) и концепции «публичной сферы» (Ю. Хабермас). По мнению сторонников такого подхода, свобода политического участия граждан в большинстве стран целенаправленно ограничивается, и мало того, действия людей подвергаются манипуляции со стороны крупных субъектов политики. В условиях информационной эпохи рычагом такого управления может быть формирование общественного мнения по средствам СМИ.
В определенной степени разрешить возникший между учеными спор о сущности политического участия можно, если допустить, что существует несколько моделей участия в политической жизни. Чаще всего выделяются следующие модели:
1. Модель демократического участия. В ней гарантируется, что граждане могут оказать реальное воздействие на ход принятия
политических решений. Стимулируется активное участие населения в политической жизни страны.
2. Модель сбалансированного участия. При этой схеме организации политического участия искусственно создается баланс между политическими субъектами и структурами государственной власти.
3. Модель ограниченного политического участия. В этой модели граждане обладают правом выбирать депутатов, но не могут повлиять на ход принятия политического р еления, в том числе отозвать выбр ашого депутата.
4. Мобилизационная модель политического участия. Характеризуется централизованным воздействием на людей с целью активизации политического участия в заданном направлении.
Развертывание одной из возможных схем участия граждан в политической жизни государства зависит от целого ряда факторов: исторических традиций страны, сложившегося политического режима, социально-экономического положения населения, политической образованности граждан, уровня политического процесса, развития средств коммуникации и даже степени развития технологий общения.
Насколько серьезно Интернет как инструментальная база общения может оказать влияние на модель политического участия? Для того чтобы ответить на этот вопрос недостаточно описать преимущества Интернет технологий. Необходимо учесть всю совокупность факторов и их взаимосвязи.
Например, участие в выборах через Интернет технически можно осуществить, но для этого необходимы согласие государственных институтов, определенная нормативная база и т.п. В это же время нельзя забывать, что выборы - сложный процесс, на который оказывает влияние большое количество факторов. Среди них можно выделить: степень подготовки партии (кандидата) к выборам, эффективность проведенной РЯ компании, активность избирателей и многие другие.
Плюс к этому р адом исследователей был отмечен кумулятивный эффект, который оказывают различные формы политического участия друг на друга. Так, Э. Клюенко отмечает: «... ели мы знаем, что индивид -активный член партии, то у нас есть все основания полагать, что он сделал что-нибудь в пользу кандидата от этой партии и, тем более участвовал в голосовании» [4, 61]. Таким образом, для того, чтобы повлиять на модель участия в выборах, Интернет-решения не обязательно должны использоваться именно в этой форме политического участия.
Поэтому, чтобы определить степень влияния интернет технологий на политическое участие в той или иной форме, нужно обозначить и учесть большую совокупность взаимосвязанных факторов.
Наиболее востребован в современной политической науке набор форм «конвенционального» политического участия, предложенный С.
Вербой и Н. Наем. Он включает: 1) регулярное участие в голосовании на президентских выборах; 2) постоянное участие в местных выборах; 3) активное участие в деятельности одной организации; 4) активная деятельность в решении некоторых проблем общности; 5) попытка убедить других в целесообразности участия в голосовании; 6) активная работа хотя бы иногда в пользу тех или иных партий или кандидатов на выборах; 7) контактирование руководства штата или страны по поводу какой-либо проблемы; 8) присутствие хотя бы на одном политическом собрании или съезде за последние три года; 9) контактирование руководства штата или страны по поводу какого-либо вопроса; 10) участие в создании группы или организации для решения некоторых проблем местного значения; 11) денежная поддержка партии или кандидата во время избирательной компании; 12) членство в политическом клубе или организации.
Современные Интернет технологии могут служить в качестве строительного материала для организации одного из видов политического общения, например , политического клуба в сети. Не менее важно, что для каждой конкретной формы политического участия Интернет-решения могут быть задействованы как механизм, способный повлиять на факторы и мотивы общения.
Большинство исследователей считают, что наиболее важным фактором является ощущение гражданами возможности влиять на политические решения. Чтобы такое осознание пришло, необходимо выполнение еще одно важного условия - наличие каналов конвенционального участия населения в решении волнующих их политических вопросов. Поэтому для политического Интернет-ресурса является обязательной связь с р ально й политической силой, а для политического субъекта - обладание еще одним надежным каналом политической коммуникации.
Не менее важный фактор политического участия - наличие необходимой информации о политическом событии. Интернет-технологии позволяют сегодня решить все задачи политического информирования: существуют сайты информационных агентств, на которые информация поступает каждую минуту. В Интернет-блогах и на форумах пользователи могут обсудить и получить интерпретацию полученных сведений от лидеров мнений.
Очень большое влияние на модель политического участия оказывает и политическая образованность граждан. Политические знания позволяют гражданам анализировать поступающую информацию, принимать грамотные политические решения и организовывать свои действия максимально эффективно. Сегодня существует масса образовательных Интернет-порталов. Еще более интересно появление и поддержка некоторыми правительствами создания в рамках реализации
программ электронного государства SAAS приложений, позволяющих гражданам выполнять аналитическую работу над громадными массивами политической информации.
Таким образом, на Интернет можно смотреть как на систему взаимосвязанных средств, которые благодаря своим техническим возможностям могут повлиять на факторы участия в определенном уровне политических отношений.
Эту зависимость можно показать на различных примерах.
Одна из самых долгожданных возможностей в области политического участия - Интернет-голосование на выборах. В России, как и во многих других странах, в этом направлении делаются вполне конкретные шаги. Так 1 марта 2009 года ЦИК представила пример реализации электронной системы голосования. Предполагается, что проголосовать будет можно с помощью компьютера, «инфомата» и даже сотового телефона. И в этот же день жители пяти регионов России смогли опробовать эту систему в качестве эксперимента. Среди принципов, по которым развивается электронное голосование, специалисты ЦИК отмечают: анонимность, корректность (избиратель может проголосовать единожды, и только тот, кто имеет на это пр аю), честность (никто не может ознакомиться с промежуточными результатами голосования), удобство и доступность.
В данном случае перечислены базовые принципы политического волеизъявления, и при нарушении хотя бы одного из них процедура выборов становится бессмысленной. И если раньше их исполнение контролировалось членами избирательной комиссии и наблюдателями, то сейчас такой контроль может быть предоставлен исключительно программному обеспечению, программистам и системным администраторам.
Другими словами, судьба важнейшего политического события, от которого зависит жизнь всей страны, может зависеть от правильности работы программного комплекса. Поэтому его разработка и внедрение -важнейший политический вопрос, который должен получить одобрение политической власти.
На сегодняшний момент система Интернет-голосования представляется очень уязвимой. Так, во время эксперимента на сервер ЦИК было совершено более 270000 нападений. А ведь нападения могут последовать не только на сильно защищенный сервер ЦИК, но и на пользовательский компьютер, сотовый телефон. Специально разработанный вирус может просто не дать человеку проголосовать. Потом, 270000 - это только те попытки хакеров, которые зафиксировал специалисты ЦИК, где гар аггия, что их не было больше, но о ні были успешными? Кроме того, кто предотвратит произвол начальника на работе, котор ьй может потребовать у своих сотр уднико в сото ше телефо ш на
время голосования, проголосовать за них или осуществить контроль над их голосованием? За кажущейся простотой интернет-голосования скрывается большая работа: должна быть создана нормативная база, учитывающая весь спектр возможных преступлений, должны быть отработаны механизмы действий спецслужб во время голосования и т.п.
А что пр шзойдет с моделью политического участия в выбор ас? Ожидается, что активность избирателей повысится. Но каких избирателей? Конечно, которые раньше были пассивны. За кого они будут голосовать, имеют ли они политические убеждения, если раньше им трудно было придти на избирательный участок, или они не считали это нужным? Количество политических сил ведь от способа голосования не зависит. Большинство исследований политического выбора предыдущего периода не учитывали такой фактор политического участия, как интерес или удобство. Какой смысл от такого участия, какой политической силе это выгодно? Ответить на этот вопрос можно, только проделав большую исследовательскую работу.
На этом примере видно, что применение Интернет-решения в сфере политики заставляет внести изменения и во многие другие профессиональные сферы: от исследовательской до силовой.
Одна из наиболее популярных Интернет-технологий - блог, тоже имеет немало перспектив влияния на модель политического участия. Действительно, блог очень удобен для политической работы. В отличие от Интернет-сайта он не требует от своего пользователя каких-либо навыков программирования, вложения денежных средств и т.п. Создать свой блог может каждый пользователь Интернета, зарегистрированный в одной из соответствующих служб. Технически каждый пользователь блога может создать ресурс на политическую тему, но привлечь к своим записям других людей в количестве, значимом для политики, не просто.
Так, уже прошло более года, как существует блог президента РФ Дмитр ш Медведева. По состоянию на 3 декабр я 2 0 0 9х>да количество активных посетителей блога, начиная с 12 января 2008, составило 54109 человек [1]. Это не так много для политики, хотя это число постоянно растет. Но с другой стороны, позволяет ли блог обсудить одну тему большему количеству человек? Технически - да, но практически нить обсуждения довольно быстро теряется, если количество комментариев превышает 10. Можно было бы что-нибудь понять, если бы их было миллион? Президент и даже пресс-служба президента не может выслушать и тем более помочь конкретному человеку. Гр жданин не может почувствовать здесь влияния главного фактора политического участия -возможности оказать реальное воздействие на ход политического процесса.
Однако надо вспомнить, что среди посетителей блога Дмитрия Анатольевича есть журналисты крупных новостных изданий - они черпают здесь информацию для новых материалов, здесь есть активные
блоггеры, лидеры политических мнений и т.п. Поэтому, например, о содержании статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед», опубликованной в его блоге 10 сентября 2009 года, узнали очень многие граждане РФ, через публикации в других блогах, традиционных СМИ и т.п.
Содержание своих и анализ чужих блогов стало для традиционных СМИ нормой - это самый удобный источник свежих новостей, в том числе политических. В спектр их внимания попадают блоги известных политиков, политических партий, политических клубов и даже отдельных людей. Взаимодействие новых фактов и возможностей СМИ зачастую способствуют появлению ярких политических событий. Например, разместив 5 ноября 2009 года на своем сайте несколько видеообращений, никому ранее неизвестный майор Алексей Дымовский уже 7 ноября 2009 года стал известен всем и даже стал думать о политической карьере.
Все меньшую роль в Интернете играет «техническое наполнение». Социальные, в частности политические, потребности преобразуют изначально замкнутые программные решения в саморазвивающиеся средства политического участия. Например, если раньше политические форумы и блоги повторяли возможности всех других, то сегодня в них все больше начинает проявляться своя специфика, обусловленная особенностями политической работы. Из анализа политических сайтов и блогов видно, что их задача не столько создать инфраструктуру удаленного и вневременного общения, сколько обеспечить своевременную поддержку реальным политическим проектам. Общение в «политическом» Интернете имеет конкретное время, конкретное место и конкретную тему.
В качестве примера организации политической блогосферы, можно привести созданный партией «Единая Россия» Интернет-портал er.ru. Как и на многих других интернет сайтах здесь можно создать свою страничку, вести Интернет-дневник, общаться с другими пользователями. Но общение на отвлеченные пусть даже имеющие политический контекст темы представляет мало смысла для реальной политической практики.
Политическая жизнь в этом блоге начинается тогда, когда задействуются инструменты вовлечения людей в процесс политического участия в той или иной форме.
Один из таких инструментов - дежурство на сайте видных представителей политической партии. Через Интернет-блог каждый дежурный получает возможность осуществить участие в политике сразу в нескольких формах. Во-пер ых , как лицо, курир уэщее то или иное направление деятельности партии, он может дать подробную информацию об актуальных политических решениях. Во-вторых, через блог, представитель партии может привлечь людей к поддержке реализации тех или иных программ. В-третьих, задавая тему дискуссии, он получает возможность агрегировать различные предложения участников разговора.
Участвуют в политической жизни и рядовые пользователи сайта,
активно высказывающие свое мнение по актуальным политическим вопросам. Однако такое участие само по себе редко имеет политическое значение. Переход этой формы политического участия в другую или на более высокий уровень, зависит от ряда факторов. Среди них есть и такие, на которые может оказать влияние дальнейшее развитие Интернет технологий.
Совершенствование технологий политического участия - один из перспективных путей развития политической Интернет среды. Ведь осмысленное политическое участие - это трудоемкая работа. Технические средства способны помочь сделать ее более доступной для рядовых граждан. Они позволят повысить не только активность политического участия граждан, но и ее осмысленность.
Сегодня уже разработано много Интернет-решений для планирования, организации и анализа в различных сферах коммерческой деятельности. Но для широкой политической практики они мало подходят. Интернет решения для политической сферы должны иметь возможность работать с большими объемами достоверной и актуальной политической информации, быть доступны всем гражданам и обладать простыми, интуитивно понятными механизмами.
Для создания таких приложений должна быть проведена большая работа, для которой нужна поддержка государства в рамках программ по развитию электронного государства. При реализации этих программ, как отмечает член совета федерации Н.Ф. Поляков, «Главной задачей является смешение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества» [8]. Так в России уже созданы банки правовой информации, ряд статистических показателей предоставляются службой государственной статистики, ряд - различными министерствами, много информации поступает из исследовательских центров. Чтобы использовать все это в политических исследованиях , нужно объединить эти данные в единый ресурс.
Но, чтобы полученная база данных стала уникальным источником знаний для граждан,- нужно построить инфраструктуру удобного анализа и обсуждения, доступного для пользователей. Больше всего для этого подходят SAAS (приложение как услуга) платформы. Решения на основе SAAS перспективны для поддержки политического участия, поскольку: 1)
они могут быть доступны мно им людям через сеть Интер 1ет; 2 ) их обновление происходит на сервере, поэтому все пользователи всегда работают с одинаковым набором средств и данных; 3) не требуется сервисного обслуживания со стороны пользователя.
Другими словами, они доступны для людей так же, как и блоги, но обладают большими возможностями.
Предоставление государственных услуг гражданам на основе технологии SAAS уже началось. Так, в сентябре 2009 года правительство
США запустило web ресурс apps.gov, содержащий большое количество ссылок на SAAS приложения, которые смогут использовать как государственные служащие, так и рядовые граждане. Среди них есть масса полезных для политического анализа программ. Например, data.gov -громадный ресурс доступных данных в удобном формате, regulations.gov -приложение, позволяющее не только посмотреть правительственные постановления, но и высказать по ним свое мнение, которое, как обещается, будет учтено. На базе открытых баз данных может быть построена масса полезных приложений. Например, socrata.com позволяет пользователям построить свои собственные просмотры различных видов данных (в том числе политических), обсудить их и предоставить в своем блоге или на сайте.
Приложения, дающие возможность пользователям делать срез реальных политических данных, анализировать и обсуждать их, необходимы для российского политического Интернета. Многие люди хотят участвовать в политике, но вводятся в заблуждение громадным количеством недостоверной информации. Они не имеют достоверных данных, позволяющих им получить представление о действительности, не могут аргументировано высказывать свою точку зрения, основанную на официальных данных, которые все могут посмотреть и проверить.
Таким образом, существует определенная связь между техническими возможностями Интернет-решений и факторами политического участия. Однако для того, чтобы задействовать механизмы, способные оказать влияние на процесс политического участия, необходимо использование достижений политической науки. Значимое применение Интернет технологий в политике возможно только при решении актуальных политических задач и за счет привлечения реальных политических ресурсов. Дальнейшее развитие Интернет-решений для политики может существенно облегчить выполнение реальной политической деятельности. Это может качественно повлиять на политическое участие, оно может стать более активным и осознанным. Одним из перспективных направлений развития политических Интернет-проектов является создание SAAS приложений, которые позволят планировать политическую деятельность, обеспечить доступ к большим объемам аналитической информации и сделать на их основе интуитивно понятный анализ политической ситуации.
Список литературы
1. Видеоблог Президента России. Сообщения модераторов. URL: http://blog.kremlin.ru/accounts/moderator (дата обращения: 03.12.2009).
2. ИТ-системы правительства США будут работать по модели SaaS
// CNews, 16.09.2009. URL:
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml72009/09/16/362129 (дата
обращения: 09.12.2009).
3. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеренбург: У-Фактория (При участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328с.
4. Клюенко Э. Политическое участие: теория, методология и измерение с применением метода шкалограммирования по Гуттману // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005, № 4, С. 46- 70
5. Кокшарова А. Политическая коммуникация как фактор публичной политики // Власть. 2009, № 7. С. 63- 65.
6. Лебедев П. Проблемы и барьеры развития Рунета: экспертные мнения // Социальная реальность. 2008, №7. С. 5 - 20.
7. Пожитков Н.Ф. «Электронное правительство» - необходимое
условие для цивилизованного общества [Электронный ресурс] //
Аналитический вестник, М: Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 2009, №8. URL:
http://council.gov.ru/files/analitical bulletin/336.zip (дата обращения: 09.12.2009).
8. Полякова В. Интернет как источник новостей: сильные и слабые стороны // Социальная реальность. 2007, №9. C. 27 - 33.
9. Роменков А. Интернет-блог как инструмент политической борьбы // Власть. 2008. № 7. С. 79 - 82.
A. S. Nickolaev.
The political participation in the Internet age.
In the article the author explains opportunities of the Internet for political participation. He notes influence of Internet solutions to the model of political participation and gives examples of such solutions.
Keywords: political participation, internet, technology
Получено 20.03.2010