Научная статья на тему 'О ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТЕРСКОГО ТРЕНИНГА'

О ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТЕРСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / социально-коммуникативные навыки / тренинг / актерский тренинг / упражнение актерского тренинга / communication / social and communication skills / training / actor's training / acting training exercise

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворов Александр Валерьевич

На основе рассмотрения эффективной социальной коммуникации, как полезной для успешной жизни человека в обществе, характеризуются особенности современного межличностного взаимодействия. Выделяются проблемы, естественно возникающие в процессе обыденного и профессионального общения людей. Описывается понятие социально-коммуникативных навыков и аргументируется актуальность целенаправленного их формирования в рамках специального обучения. Рассматривается понятие «тренинг», главное внимание уделяется актерскому тренингу, как групповому методу и одному из средств, содействующему совершенствованию межличностных отношений в ходе социальной коммуникации. Предлагаемый подход к обучению навыкам социальной коммуникации обосновывается анализом актерского тренинга, как явления, впервые предложенного К. С. Станиславским в качестве регулярного процесса совершенствования психофизических навыков артиста, а в дальнейшем развитого и дополненного плеядой его учеников и последователей, известных деятелей театрального искусства. Отмечается, что преимущество предлагаемого подхода в том, что актерский тренинг помогает воспитывать осознанность воспринимаемых и производимых действий, чему обычно человек не уделяет внимания, опираясь в общении на автоматизмы. Указывается, что данный подход предполагает использование специально отобранных из предлагаемых рядом авторов упражнений актёрского тренинга для развития психофизического аппарата и совершенствования социально-коммуникативных навыков «не актеров». Подчеркивается, что при использовании актерского тренинга важная роль отводится значению слова и наличию особого творческого самочувствия участников. Приводится целесообразное разделение процесса актерского тренинга для людей, не связанных с актерской профессией, на несколько этапов, и констатируется его результативность, подтвержденная апробацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPROACH TO TEACHING SOCIAL COMMUNICATION SKILLS USING ACTOR'S TRAINING

Based on the consideration of effective social communication as useful for a successful life of a person in society, the features of modern interpersonal interaction are characterized. The problems that naturally arise in the process of everyday and professional communication of people are highlighted. The concept of social and communicative skills is described and the relevance of their purposeful formation in the framework of special training is argued. The concept of "training" is considered, the main attention is paid to actor's training as a group method and one of the means that contributes to the improvement of interpersonal relations in the course of social communication. The proposed approach to teaching social communication skills is justified by the analysis of actor's training as a phenomenon first proposed by K. S. Stanislavsky as a regular process of improving the psychophysical skills of an actor, and later developed and supplemented by a galaxy of his students and followers, famous figures of theatrical art. It is noted that the advantage of the proposed approach is that the training of acting skills helps to increase awareness of perceived and performed actions that a person usually does not pay attention to, relying on automatism in communication. It is indicated that this approach involves the use of specially selected exercises from the acting training offered by a number of authors to develop the psychophysical apparatus and improve the social and communicative skills of "non-actors". It is emphasized that when using acting training, an important role is given to the great meaning of the word and the presence of a special creative sense of self of the participants. The article provides an appropriate division of the process of acting training for people who are not related to the acting profession into several stages, and states its effectiveness, confirmed by testing.

Текст научной работы на тему «О ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТЕРСКОГО ТРЕНИНГА»

УДК 378.147.88:316.77 UDC 378.147.88:316.77 DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-87-95

Суворов Александр Валерьевич

Магистр театрального искусства, педагог по актерскому мастерству, Студия актерского мастерства при театре «Постскриптум», Россия, 129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 24, тел.: +7 (495) 7406946, e-mail: bizonotavr@yandex.ru

Suvorov Alexander Valeryevich

Master of Theatre Arts, Studio of acting skills at the theater «Postscript»,

Moscow, Russia

О ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТЕРСКОГО ТРЕНИНГА

ON THE APPROACH TO TEACHING SOCIAL COMMUNICATION SKILLS USING ACTOR'S TRAINING

Аннотация

На основе рассмотрения эффективной социальной коммуникации, как полезной для успешной жизни человека в обществе, характеризуются особенности современного межличностного взаимодействия. Выделяются проблемы, естественно возникающие в процессе обыденного и профессионального общения людей. Описывается понятие социально-коммуникативных навыков и аргументируется актуальность целенаправленного их формирования в рамках специального обучения. Рассматривается понятие «тренинг», главное внимание уделяется актерскому тренингу, как групповому методу и одному из средств, содействующему совершенствованию межличностных отношений в ходе социальной коммуникации. Предлагаемый подход к обучению навыкам социальной коммуникации обосновывается анализом актерского тренинга, как явления, впервые предложенного К. С. Станиславским в качестве регулярного процесса совершенствования психофизических навыков артиста, а в дальнейшем развитого и дополненного плеядой его учеников и последователей, известных деятелей театрального искусства. Отмечается, что преимущество предлагаемого подхода в том, что актерский тренинг помогает воспитывать осознанность воспринимаемых и производимых действий, чему обычно человек не уделяет внимания, опираясь в общении на автоматизмы. Указывается, что данный подход предполагает использование специально отобранных из предлагаемых рядом авторов упражнений актёрского тренинга для развития психофизического аппарата и совершенствования социально-коммуникативных навыков «не актеров». Подчеркивается, что при использовании актерского тренинга важная роль отводится значению слова и наличию особого творческого самочувствия участников. Приводится целесообразное разделение процесса актерского тренинга для людей, не связанных с актерской профессией, на несколько этапов, и констатируется его результативность, подтвержденная апробацией.

Abstract

Based on the consideration of effective social communication as useful for a successful life of a person in society, the features of modern interpersonal interaction are characterized. The problems that naturally arise in the process of everyday and professional communication of people are highlighted. The concept of social and communicative skills is described and the relevance of their purposeful formation in the framework of special training is argued. The concept of "training" is considered, the main attention is paid to actor's training as a group method and one of the means that contributes to the improvement of interpersonal relations in the course of social communication. The proposed approach to teaching social communication skills is justified by the analysis of actor's training as a phenomenon first proposed by K. S. Stanislavsky as a

regular process of improving the psychophysical skills of an actor, and later developed and supplemented by a galaxy of his students and followers, famous figures of theatrical art. It is noted that the advantage of the proposed approach is that the training of acting skills helps to increase awareness of perceived and performed actions that a person usually does not pay attention to, relying on automatism in communication. It is indicated that this approach involves the use of specially selected exercises from the acting training offered by a number of authors to develop the psychophysical apparatus and improve the social and communicative skills of "non-actors". It is emphasized that when using acting training, an important role is given to the great meaning of the word and the presence of a special creative sense of self of the participants. The article provides an appropriate division of the process of acting training for people who are not related to the acting profession into several stages, and states its effectiveness, confirmed by testing.

Ключевые слова: коммуникация, социально-коммуникативные навыки, тренинг, актерский тренинг, упражнение актерского тренинга.

Keywords: communication, social and communication skills, training, actor's training, acting training exercise.

Введение

Определенные трудности межличностного взаимодействия, отмечаемые в современном обществе, связаны с тем, что очень часто человеческое общение подменяется формальным информационным обменом. К этому добавляются также возникающие в ходе социальной коммуникации проблемы, обусловленные нарушением логики и последовательности изложения, наличием боязни аудитории и непосредственного визуального контакта с ней, отсутствием способности распознавать эмоциональный посыл собеседника и образно формулировать свои мысли, недостаточностью владения умением удерживать внимание партнера т. д. Перечисленные проблемы убеждают в необходимости поиска путей совершенствования у людей навыков социальной коммуникации, возможно, и в условиях специального обучения.

При этом с очевидностью возникает необходимость обсуждения характеристик общения, как базовой потребности человека, описания особенностей современной межличностной коммуникации, анализа накопленного научного и культурного наследия, служащего теоретической и практической основой для организации соответствующего обучения. На основе такого обсуждения представляется полезным изучить возможность и особенности использования специально разработанного комплекса или отдельных упражнений актерского тренинга в целях развития социально-коммуникативных навыков у людей, не связанных с актерской профессией.

Основная часть

Каждый человек с самого рождения при помощи взрослых учится взаимодействовать с реальностью. Посредством действий и общения происходит социализация личности. Социализацией называется процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, идеологии, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации длится всю жизнь. Даже в настоящее время каждый из нас продолжает с течением жизни усваивать постепенно изменяющиеся нормы поведения в обществе.

Структуры в психике, порожденные принятием каждым человеком общей морали, довлели над его индивидуальным сознанием, над индивидуальным Я, формируя тем самым общее социальное поведение. Эти структуры в теории Фрейда получили название «сверх-Я». В процессе обретения жизненного опыта инстинкты имеют свойство дифференцироваться и усложняться. Человек на сегодняшний день - существо с одной из самых сложных систем инстинктов. Каждый из них служит мощным социальным мотивом. И каждый из них подчинен необходимости интеграции индивида в социум потому, что современный человек зависим от общества и, по сути, является его «продуктом». Самосознание человека

формируется во взаимодействии с себе подобными. Как говорят психологи, «Я» человека состоит из отраженных оценок. В большей степени «Я» это то, как обо мне думают, и то, каким я хочу быть в глазах окружающих.

Американский психолог и философ Уильям Джемс сказал: «Мы не только общественные животные, любящие находиться на виду у окружающих, мы еще от природы предрасположены добиваться, чтобы на нас обращали внимание, и внимание благосклонное, представители нашего вида. Невозможно придумать более дьявольское наказание, чем (будь такая вещь физически возможна) освободить человека от общества так, чтобы в результате прочие члены общества абсолютно перестали его замечать» [Ялом 2000].

Общение является если не базовой, то одной из основных потребностей человека. А навык эффективной коммуникации выступает как наиболее ценный и полезный для обеспечения комфортной, продуктивной и успешной жизни человека в окружающем его обществе.

Коммуникация (лат. соттишсайо) буквально означает «общее» или «разделяемое всеми» - это ведущий к взаимному пониманию процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Он происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния и др. Одной из целей коммуникации является совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. Классифицируя коммуникации, выделяют межличностные коммуникации - осуществляемые с помощью слов и несловесных средств общения между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах. По форме общения различают вербальные и невербальные коммуникации. Вербальные осуществляются с помощью устной речи. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи нее менее всего теряется смысл сообщения. Но для этого необходимо обеспечить высокую степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При невербальной коммуникации сообщения посылаются с помощью жестов, мимики, поз, манер и т. д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в какой их содержание может быть интерпретировано. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

Отмеченное выше служит основой для понимания особенностей межличностной коммуникации в современном обществе.

Альберт Эйнштейн вскоре после Второй мировой войны предрекал, что человечество, пережившее в 1945 г. атомный взрыв, к концу столетия столкнется с не менее шокирующим событием - взрывом информационным. Он не заставил себя ждать, свидетельством тому среди прочих является появление нового коммуникационного чуда - Интернета.

Научно-технический прогресс и социально-психологические изменения в обществе оказали на общение существенное влияние. Мы живем в мире, в котором, с одной стороны, неуклонно возрастает потребность в совершенствовании навыков межличностного общения, с другой стороны, остается все меньше шансов наработать эти навыки естественным путем. Развитие технологий влечет за собой повышенные требования к квалификации работников. Внимание обращается не только на профессиональные навыки, но и на навыки общения, повышающие эффективность сотрудника за счет умения взаимодействовать внутри коллектива. Казалось бы, все ведет к тому, чтобы человек совершенствовался день ото дня во всех направлениях жизнедеятельности, особенно в сфере межличностной коммуникации.

Но и у безусловного прогресса есть обратная сторона. Ведь у каждого индивида существует свой «предел восприятия». В условиях перенасыщенности информационного потока восприятие информации становится не глубоким, поверхностным. Ведь информация сегодня поступает к нам отовсюду, не только при непосредственном общении индивида с индивидом. Бесконечные СМИ, интернет-ресурсы предоставляют нам информацию различного содержания. А её количество не переходит в качественное знание. Как следствие,

обесценивается сама информация. А ведь суть коммуникации заключается в донесении полезной и достоверной информации до оппонента.

Перед обращением к рассмотрению актерского тренинга, как одного из возможных средств, в определенной степени содействующего совершенствованию межличностных отношений в процессе коммуникации, следует определиться с понятием «тренинг» и указать, для чего он предназначен, и каков механизм его действия.

Тренинг (от англ. training) - специальная тренировка, обучение чему-либо; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков [Азимов, Щукин 2009]. Тренинг - интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-тренинг направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта. Распространённые разновидности тренинга: социально-психологический тренинг, тренинг личностного роста, корпоративный тренинг, видеотренинг и др. [Бим-Бад 2002: 291]. Суть тренинга выразил Ю. Н. Емельянов: «Термин «тренинг» ... в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением» [Емельянов 1985: 144]. Ещё более точное определение тренинга приводит С. В. Гиппиус: «Понятие «тренинг» (от английского «воспитывать», «обучать») определено как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических (что очень важно) упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей (что не менее важно) сложности» [Гиппиус 2001: 4].

Рассматривая понятие «тренинг» в историческом разрезе и в контексте данной статьи, нам важно понимать, что, обращая свое внимание на социально-коммуникативную сферу деятельности человека, мы, прежде всего, делаем акцент на тренировке его психофизических качеств личностного характера (Soft skills), минуя область чисто физических тренировок, наработки профессиональных навыков (Hard skills) и корректировки патологий (психиатрических отклонений).

Социально-коммуникативные навыки - навыки общения - личностные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Справедливо предположить, что для эффективности работы над совершенствованием личностных качеств необходима модель социума - группа. Тренинг, как групповой метод работы, позволяет повысить интенсивность и упрочить стойкость возникающих изменений, а также максимально использовать возможности каждого участника. Данное опытное открытие специалистов в области психологии человека мы принимаем как данность и не оспариваем.

Психофизический тренинг это, по нашему глубокому убеждению, еще и плотная самостоятельная работа, связанная с самопознанием, осознанием происходящих внутренних и внешних процессов и самоанализом, преодолением внутренних преград, подготовкой к взаимодействию. Этот момент нам кажется особо важным, поскольку каждый человек обладает своей неповторимой индивидуальностью, присущей только ему, и специфическими особенностями, заложенными природой и приобретенными опытным путем. Но именно через взаимодействие с группой осознание своих особенностей, сильных и слабых сторон происходит наиболее продуктивно.

С таким явлением как актерский тренинг, а точнее «тренинг и муштра», мы впервые сталкиваемся в работе К. С. Станиславского «Работа актера над собой», появившейся на свет в 1938 г. Она в виде намеченной и сформулированной Мастером практической теории -«Системы» - предлагает нам метод воспитания актера в процессе его самопознания и творческом процессе проживания и воплощения роли. Актерский тренинг («тренинг и муштра») в Системе Станиславского рассматривается как непременный и регулярный

процесс развития и совершенствования психофизических навыков, необходимых артисту. В «Работе актера над собой» мы находим массу практических упражнений, направленных на достижение этой цели.

Важной особенностью, которую воспитывает в человеке актерский тренинг, является момент осознанности воспринимаемых и производимых им действий, которому в повседневной жизни человек не уделяет достаточного внимания, опираясь в общении на выработанные автоматизмы. К. С. Станиславский пишет: «Сложенное по отдельным элементам общее сценическое самочувствие оказывается самым простым нормальным человеческим состоянием». Однако: «Самые простые, естественные чувства и переживания превращаются в сложные явления, лишь только мы пытаемся анализировать и выражать их словами. ... Если сознательно вникать в самые привычные ощущения или механические действия, поразишься сложности их и непостижимости того, что мы в жизни совершаем без усилия и часто без сознания. При изучении «системы» и в частности сценического самочувствия происходит то же самое состояние, которое мы разбираем, просто, естественно и хорошо знакомо, но анализ его является сложным» [Станиславский 2011: 271].

Многие упражнения, придуманные и опробованные Константином Сергеевичем, до сих пор не утратили свою эффективность и успешно используются в современном актерском тренинге. Работу над методологией обучения актера, а также развитием, совершенствованием и углублением задач упражнений тренинга продолжили его непосредственные ученики и соратники: Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Г. В. Кристи, В. Э. Мейерхольд, Л. П. Новицкая, М. А. Чехов. В разное время сборники упражнений по актерскому тренингу публикуют также Ю. Л. Альшиц, С. В. Гиппиус, Л. В. Грачева, Е. Гротовский, Ю. А. Кренке, И. М. Рапопорт. Попытки комплексного изучения актерского тренинга, влияния упражнений на психофизику актера в целом и на развитие отдельных качеств описаны в работах М. Б. Александровской, С. В. Гиппиуса, Л. В. Грачевой, В. В. Лисецкого, В. А. Петрова, Н. В. Рождественской.

Упражнения актёрского тренинга, использовавшиеся нами в работе с «не актерами» для развития психофизического аппарата и совершенствования социально-коммуникативных навыков, в большинстве своем представлены в работах трех авторов: С. В. Гиппиуса [Гиппиус 2001], Л. В. Грачевой [Грачева 2003, 2004, 2006] и Ю. Л. Альшица [Альшиц 2010]. Выбор для реализации подходов именно этих специалистов в области актерского тренинга обусловлен еще и тем, что их профессиональная позиция нам близка. Методы их исследований и практической работы, на наш взгляд, являются прямым продолжением идей К. С. Станиславского [Станиславский 1953, 2011, 2013], а также, по нашему мнению, обогащают и дополняют друг друга.

Помимо непосредственного описания упражнений С. В. Гиппиус, Л. В. Грачева приводят научные обоснования эффективности актерского тренинга, объясняя механизмы его воздействия на человеческий организм. Они опирались в этом на свой исследовательский опыт, ссылаясь на «людей науки», которые со временем, по мнению К. С. Станиславского, должны были дать ответы на вопросы, поставленные им в процессе создания «Системы».

Кроме современников К. С. Станиславского (В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова,) С. В. Гиппиус апеллирует к исследованиям и опытам Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, Н. М. Бехтеревой, Л. М. Веккера, Е. Н. Соколова, Б. М. Теплова и др. Л. В. Грачева щедро приводит в качестве доказательной базы свои исследовательские данные, а также ссылается и опирается в своих разработках на труды М. М. Бахтина, В. С. Боблера, Л. М. Веккера, А. Р. Лурия, В. П. Мишина, Л. Г. Охрянской, В. В. Смолянинова, А. А. Ухтомского и др.

Работа Ю. Л. Альшица кажется нам особенно ценной тем, что в упражнениях, предложенных автором, уделяется большое значение работе с внутренней энергией индивида, а также энергетикой пространства. Кроме того, предложенные варианты развития большинства упражнений позволяют не только углубиться в совершенствование

психофизических навыков индивида на пути от простого к сложному, но и стимулируют к созданию новых, а также к открытию практических «полезностей» известных упражнений.

Вначале было слово... К этой истине невольно приходится возвращаться, когда возникает момент недопонимания в общении. Ведь, казалось бы, все «сказано» - что непонятного? Наши Мастера, особенно на первых порах, часто повторяли: слово нужно заслужить. Слово нужно понять, почувствовать, словом нужно научиться пользоваться. Нужно научиться не сорить словами зря. Как это, казалось, сложно, но как просто. Со слова начинается тренинг - важно донести до ученика задачу, словом тренинг закачивается -ученик, уважая слово, вступает в осознанную коммуникацию. Слово заключает в себе не только предметную отнесенность, но и анализ связанного с ним предмета, явления. Чем больше «валентность» слова, тем более оно представляет собой «орудие анализа мира», тем больше его свойство абстрагировать и обобщать, тем выше его категориальное значение [Лурия 1998: 40]. Ведь слово помимо общеизвестного значения всегда имеет индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование всех его значений, выделение системы связей, которая актуальна для произносящего его в данный момент. Слово меняет свое смысловое и системное значение в процессе развития сознания ребенка, подростка и взрослого.

Л. С. Выготский сближал факт развития значения слова с развитием сознания. Слово, а точнее, знаковое выражение смысла является не только провокатором мышления, которое регулирует все действенные процессы в жизни человека, но и определяет комплексное развитие человека как личности, всех его психологических систем, в том числе, по достижению индивидом взрослого, сознательного возраста. «На высоком уровне развития мышления происходит построение образов, которых мы не находим в готовом виде в окружающей действительности. Отсюда становится понятным то сложное отношение, которое существует между деятельностью реалистического мышления и деятельностью воображения в его высших формах и на всех ступенях его развития. Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действительности, которая непосредственно дана в первичном восприятии, возможности все более и более сложных процессов, с помощью которых познание действительности становится более сложным и богатым» [Выготский 1982: 453].

Иначе говоря, плодотворное познание действительности предполагает наличие особого творческого самочувствия, которое призван пробудить в индивиде и впоследствии научить вызывать в себе актерский тренинг. Это так просто сказать: живи здесь и сейчас, позволяй себе быть. Но как же сложно оказывается на практике отпустить себя, поверить в то, что не привыкший к этому организм справится с новой задачей, начать в полной мере доверять своему организму, непосредственности своих реакций и восприятий. Организму, читайте мозгу, привыкшему все структурировать и всему искать оправдание и подтверждение, нужны доказательства того, что новый путь не ошибочен, не приведет к катастрофе. Ведь каждый из нас по опыту знает - устоявшиеся привычки и страхи невероятно сложно преодолеть, заставить себя пройти по другому возможному пути, который может оказаться не только не опасным, но и более продуктивным и целесообразным.

Нам кажется, что доверие к себе нужно заново начинать воспитывать самыми малыми шагами, на уровне базовых, врожденных психофизических процессов, упорно на первых порах занимаясь именно ими. Только устойчиво стоя на этой первой, базовой ступеньке, можно уверенно двигаться дальше.

Опираясь на теоретические и практические выводы, мы пришли к заключению о целесообразности разделить процесс актерского тренинга для людей, не связанных с актерской профессией, на несколько этапов:

1. Терапия «бытового паралича». Диагностика и устранение личностных проблем, мешающих индивидам включиться в активный процесс тренинга.

Упражнения, направленные на вовлечение в работу над собой, устранение физических и психологических барьеров / зажимов, «брони характера».

2. Тренировка («зачистка») природных навыков.

Активные упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, образного мышления, стимуляцию работы подсознания.

3. Освоение базовых актерских техник, необходимых для продуктивного общения. Тренинг активного Действия.

Взаимодействие с партнером, принципы активного действенного общения, постановка целей и задач, работа с пристройками, эмоциональное раскрепощение. Расширение ассоциативного и семантического поля. Работа с импульсным восприятием.

4. Речевая импровизация.

Упражнения на освоение принципов и основ речевой и контактной Импровизации.

5. Этюдная практика (с откатом, по необходимости, к предыдущим ступеням).

Работа, базирующаяся на личностном ситуативном опыте участников группы

(проблемные и критические ситуации, которые хотелось бы «переиграть» или решить по-другому), а также на драматическом материале, адаптированном под современные реалии.

Каждый из разобранных этапов может рассматриваться как самостоятельный курс, преследующий собственные цели, вне единого комплекса упражнений тренинга.

Считаем, что подобранные для использования на практике упражнения должны соответствовать определенным критериям:

- быть понятны (преследовать конкретные цели), стимулируя необходимую для увеличения КПД тренинга самомотивацию;

- развивать сразу несколько качеств индивида, проходящего тренинг;

- носить, по возможности, игровой характер, чтобы обеспечить эффект максимальной вовлеченности.

На основе изложенных выше идей нами получен определенный опыт реализации упражнений актерского тренинга в обучении навыкам социальной коммуникации людей, не связанных с актерской профессией. «Основу апробации, состоявшейся в 2019 г., составил комплекс упражнений по программе «Основы межличностной коммуникации» в группе из двадцати одного человека в рамках курса «Актерское мастерство для жизни» на базе студии ораторского мастерства <^рееЛ'ка». Показателями, опосредованно характеризующими эффективность применения авторской методики и результативность обучения отобранным в состав актерского тренинга упражнениям, выступили служащие сигналами обратной связи положительные оценочные суждения его участников» [Суворов 2020: 345].

Заключение

В процессе развития цивилизации общение между людьми, сохранив свою важность в качестве одной из основных человеческих потребностей, ввиду множества разного рода причин претерпело колоссальные изменения, что с очевидностью объясняет необходимость совершенствования его навыков, в том числе в условиях специального обучения.

Изучение важнейших положений о тренинге вообще и актерском тренинге, в частности, позволяет заключить, что в известных научных трудах и практике талантливых мастеров и педагогов театрального искусства имеются неоспоримые теоретико-практические предпосылки для методических наработок, позволяющих «не актерам» использовать потенциал актерских тренингов для развития своих социально-коммуникативных навыков.

Анализ показал, что актёрский тренинг, который для людей, не связанных с актерской профессией, целесообразно проводить в несколько самостоятельных этапов, позволяет вовлекать в работу весь организм, приводя его в состояние готовности к принятию нового знания, умения, опыта; такое состояние принято называть творческим самочувствием.

Список литературы

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! 2-е изд. М.: ГИТИС, 2010. 253 с.

Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 2002. 527 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. 346 с.

Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003. 163 с.

Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг. Искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. СПб.: Речь, 2004. 120 с.

Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2006. 57 с.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 166 с.

Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 416 с.

Станиславский К. С. Искусство переживания // Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. 783 с.

Станиславский К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013. 496 с.

Станиславский К. С. Работа актера над собой: Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. 3-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2011. 520 с.

Суворов А. В. Об актерском тренинге как инструменте развития социально-коммуникативных навыков // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе = Information systems and communication technologies in the modern educational process, IV Международная науч.-практическая конф. (26-28 ноября, 2020; Пермь): [Материалы]: / науч. редкол. Э. Ф. Сатаев [и др.]. Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2020. С. 341-346.

Ялом Ирвин Д. Групповая психотерапия. Теория и практика [Пер. с англ. Д. Гурьева и др.]. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 576 с.

Теория и практика групповой психотерапии. URL: http://www.libok.net/writer/3943/kniga/11485/yalom_irvin_d/teoriya_ i_praktika_gruppovoy_psihoterapii/read/7 (дата обращения: 08.05.2020).

References

Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow, IKAR, 2009, 448 p. (In Russ.)

Al'shic Yu. L. Trening forever! [Training forever!] 2nd edition. Moscow, GITIS, 2010, 253 p. (In

Russ.)

Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Bol'shaya sovetskaya enciklopediya, 2002, 527 p. (In Russ.)

Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij [Collected works]. In 6, vol. 2. Problems of general psychology. Ed. by V. V. Davydov. Moscow, Pedagogika, 1982, 504 p. (In Russ.)

Gippius S. V. Trening razvitiya kreativnosti. Gimnastika chuvstv [Training for the development of creativity. Gymnastics of the senses]. Saint Petersburg, Rech', 2001, 346 p. (In Russ.)

Gracheva L. V. Akterskij trening: teoriya i praktika. Saint Petersburg, Rech', 2003. 163 p. (In Russ.)

Gracheva L. V. Emocional'nyj trening. Iskusstvo vlastvovat' soboj. Samoindukciya emocij, uprazhneniya akterskogo treninga, issledovaniya [Emotional training. The art of dominating yourself. Self-induction of emotions, acting training exercises, research]. Saint Petersburg, Rech', 2004, 120 p. (In Russ.)

Gracheva L. V. Trening vnutrennej svobody: aktualizaciya tvorcheskogo potenciala [Training of inner freedom: actualization of creative potential]. Saint Petersburg, Rech', 2006, 57 p. (In Russ.)

Emel'yanov Yu. N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie [Active social and psychological training]. Leningrad, LGU, 1985, 166 p. (In Russ.)

Luriya A. R. Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1998, 416 p.

Stanislavskij K. S. Iskusstvo perezhivaniya [The Art of Experiencing]. Stat'i. Rechi. Besedy. Pis'ma. Moscow, Iskusstvo, 1953, 783 p. (In Russ.)

Stanislavskij K. S. Rabota aktera nad soboj. M. A. Chekhov. O tekhnike aktera [The work of the actor on himself. M. A. Chekhov. About the technique of the actor]. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr, 2013, 496 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stanislavskij K. S. Rabota aktera nad soboj: Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploshcheniya. Dnevnik uchenika [The actor's work on himself: Work on himself in the creative process of embodiment. Student's Diary]. 3rd edition, Moscow, LKI, 2011, 520 p. (In Russ.)

Suvorov A. V. Ob akterskom treninge kak instrumente razvitiya social'no-kommunikativnyh navykov [About acting training as a tool for developing social and communication skills] Informacionnye sistemy i kommunikativnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel'nom processe = Information systems and communication technologies in the modern educational process, IV Mezhdunarodnaya nauch.-prakticheskaya konf. (26-28 November; 2020; Perm). nauch. redkol. E. F. Sataev [i dr.]. Perm, IPC «Prokrost», 2020, pp. 341-346. (In Russ.)

Yalom Irvin D. Gruppovaya psihoterapiya. Teoriya i praktika [Group psychotherapy. Theory and practice]. Per. s angl. D. Gur'eva i dr. Moscow, April Press, EKSMO-Press, 2000. 576 p. (In Russ.)

Teoriya i praktika gruppovoj psihoterapii [Theory and practice of group psychotherapy], available at: http://www.libok.net/writer/3943/kniga/11485/yalom_irvin_d/teoriya_i_praktika_gruppovoy_psihoterapii/re ad/7 (accessed: 08 May 2020). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.