Научная статья на тему 'Реализация творческого потенциала актера средствами психофизического тренинга'

Реализация творческого потенциала актера средствами психофизического тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЕРСКАЯ ПСИХОТЕХНИКА / АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ / ВНИМАНИЯ / ВООБРАЖЕНИЯ / ОБРЕТЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ СВОБОДЫ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ «БРОНИ ХАРАКТЕРА» / БАРЬЕРОВ ВОСПРИЯТИЯ-РЕАКТИВНОСТИ / ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ АКТЕРСКОГО ДЕЙСТВОВАНИЯ / СВОБОДЫ ТВОРЧЕСТВА АКТЕРА / ACTOR''S PSYCHOEQUIPMENT / RELEASE FROM «CHARACTER ARMOR» / ACQUISITION OF SKILLS ACTOR''S PERFORMANCE / UPDATING OF CREATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT OF PERCEPTION / ATTENTION / IMAGINATION / FINDING OF MUSCULAR FREEDOM / PERCEPTION REACTIVITY BARRIERS / FREEDOM OF CREATIVITY OF THE ACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князькина Наталья Хуснулловна

В статье представлена некоторая совокупность возможностей освоения творческого потенциала актера средствами психофизического тренинга. Проблемное поле автора характеризуется сочетанием частных психофизических задач и навыков актерского действования. В этом ключе в статье затрагиваются следующие основные проблемы: актуализация творческого потенциала, тренинг профессиональных навыков, развитие восприятия, внимания, воображения; обретение мышечной свободы; освобождение от «брони характера», барьеров восприятия-реактивности, овладение навыками актерского действования, достижение актером полной свободы творчества. Автором получены следующие научно-практические результаты: образцы упражнений по психофизическому тренингу актеров в четырехступенчатой методике психофизического тренинга актеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of creative potential of an actor by means of psychophysical training

In the article some set of possibilities of development of creative potential of the actor is presented by means of psychophysical training. The problem field of the author is characterized by a combination of private psychophysical tasks and skills of an actor's performance. In this way in the article the following main issues are touched: updating of creative potential, training of professional skills, development of perception, attention, imagination; finding of muscular freedom; release from «character armor», perception reactivity barriers, mastering by skills of an actor's performance, achievement by the actor full freedom of creativity. The author received the following scientific and practical results: models of exercises on psychophysical training of actors in a four-stage technique of psychophysical training of actors.

Текст научной работы на тему «Реализация творческого потенциала актера средствами психофизического тренинга»

КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело», проректор по внеучебной работе и социальным вопросам.

ЮМАЕВ Егор Александрович, старший преподаватель кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2013 г.

© О. П. Кузнецова, Е. А. Юмаев

УДК 792 Н. Х. КНЯЗЬКИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РЕАЛИЗАЦИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АКТЕРА СРЕДСТВАМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В статье представлена некоторая совокупность возможностей освоения творческого потенциала актера средствами психофизического тренинга. Проблемное поле автора характеризуется сочетанием частных психофизических задач и навыков актерского действования. В этом ключе в статье затрагиваются следующие основные проблемы: актуализация творческого потенциала, тренинг профессиональных навыков, развитие восприятия, внимания, воображения; обретение мышечной свободы; освобождение от «брони характера», барьеров восприятия-реактивности, овладение навыками актерского действования, достижение актером полной свободы творчества. Автором получены следующие научно-практические результаты: образцы упражнений по психофизическому тренингу актеров в четырехступенчатой методике психофизического тренинга актеров.

Ключевые слова: актерская психотехника, актуализация творческого потенциала; развитие восприятия, внимания, воображения; обретение мышечной свободы; освобождение от «брони характера», барьеров восприятия-реактивности; приобретение навыков актерского действования, свободы творчества актера.

Понятие «тренинг» в переводе с английского означает тренировка, специальный тренировочный режим и определено в словаре русского языка, как процесс обучения, приобретения навыков в каком-либо умении [1, с. 404]. На наш взгляд, театральный тренинг можно определить как процесс совершенствования организма актера, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей сложности.

Принимая данное определение во внимание, отметим, что не может быть профессионального обогащения актерской психотехники без освоения разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. Актеру практически не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных человеческих реакций.

В этой связи театральный педагог С. Гиппиус считает, что в процессе выполнения тренинга происходит настройка отдельных струн актерского инструмента, отдельных психофизических проявлений, таких как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании, в выработке навыков и умений

сознательно пользоваться в сценическом действии теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий. Автор убежден, что «тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актера...» [2, с. 290]. Полагаем, что при выполнении упражнений тренинга организм ученика настраивается на сознательное извлечение элементов актерской техники.

Исследователь в области разработки тренинга внутренней свободы Л. В. Грачева представила в своих трудах комплекс упражнений, направленных на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. [3, с. 2]. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении студентов «Основам актерского мастерства», так как обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению. В своей работе мы также будем опираться на научные источники Л. В. Грачевой [3].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Составитель психофизического тренинга М. Корзун условно разделяет упражнения по следующим направлениям (темам):

1) освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры»;

2) внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.;

3) воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием;

4) общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы) [4]. Как правило, все упражнения психофизического тренинга по мере их освоения, а также в зависимости от контекста, постоянно наполняются новым содержанием.

Режиссер Г. Товстоногов условно делит упражнения психофизического тренинга на две группы, первую группу упражнений называет «интеллектуальный тренинг», вторую — «действенный тренинг». Он полагает, что именно упражнения первой группы позволяют улучшить память, развить гибкость психики и увеличить свою внутреннюю эмоциональную «энергоемкость», в то время как задания «действенного тренинга» неразрывно связаны с упражнениями «тренинга интеллектуального». Автор рекомендует чередовать тренинги — «например, в одну неделю выполнять задание интеллектуального тренинга, а в другую задание тренинга действенного» [5, с. 12].

Бесспорно, мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять. Упражнения на напряжение и расслабление мышц целесообразно проводить до автоматизма. Но создание «мышечного контролера» (способности механически находить и убирать излишнее напряжение) возможно только при длительной и кропотливой работе. На начальной стадии необходимо помочь учащимся научиться определять, где у них излишнее напряжение, убирать его, оставляя напряжения столько, сколько нужно для данной позы или действия [6, с. 227].

Созданный нами тренинг на освобождение от мышечных напряжений помогает обучающимся выработать умение двигаться выразительно и правдиво, научиться освобождать мышцы от излишних зажимов, от ненужного напряжения. Предметом нашего изучения должны быть мышцы произвольных движений, которые подчиняются воле человека.

Работа над телом требует большого тренажа. Пока актером владеет физическое напряжение, не может быть и речи ни о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица! Следовательно, прежде чем начать работать над ролью, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими.

Изучение этого элемента мы разбиваем на четыре этапа:

1) подчинение мышц своему намерению;

2) тренировка физической устойчивости;

3) освобождение мышц в жизненных ситуациях;

4) оправдание позы, жеста, движения.

Этап I. Подчинение мышц своему намерению.

Упражнение «Раз, два». Включает поэтапное напряжение и расслабление всех частей тела при выполнении нескольких заданий.

Задание 1. Занимающимся студентам необходимо сесть в исходную позицию на вторую половину стула в полукруг. На счет «раз» нужно поочередно напрягать пальцы рук, на счет «два» ослабить напряжение. Затем таким же способом поочередно напрягать руки, на счет «два» снимать напряжение.

Задание 2. Сидя на стуле продолжать напрягать также на счет «раз» мышцы шеи, плеч, спины, ягодиц, поочередно сбрасывая напряжение на счет «два».

Задание 3. Напряжение и расслабление пальцев ног производить попеременно то левой, то правой ступни. После чего, тоже самое необходимо проделать с правой и левой ногой.

Упражнение ««Клубок». Выполняется с положения, сидя на ковре под углом 90 градусов. На счет «раз» студенты подтягивают ноги и сцепляют их руками и прижимают голову к ногам, образуя клубок. По счету «два» клубок раскачивается в разные стороны, на счет «три» клубок распускается. При этом участники упражнения постепенно и поочередно ослабляют все части тела и возвращаются в исходное положение.

Упражнения на напряжение и расслабление, а также на тренировку мышц позвоночника заимствованы нами у театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой. На сегодняшний день они также эффективны в процессе развития мышечной свободы у студентов.

Упражнение «Манекены». Упражнение на полное напряжение тела. Необходимо одному ученику принять любое положение и напрячь все тело. Другой ученик переносит занявшего позу (манекен) на другое место. Положение первого не должно измениться, тело не должно расслабиться.

Упражнение ««Тряпичные куклы». Упражнение на полное расслабление тела. Ученики — тряпичные куклы, повешенные на гвоздики. Их снимают с гвоздика и сбрасывают на пол.

Упражнение ««Кошечка». Обучающимся предлагается встать на четвереньки. На первый хлопок (или на манок: «кис-кис») прогнуть позвоночник к полу, как будто кошка, ласково потягиваясь, тянется к вам. На второй хлопок (или на манок: «брысь») выгнуть позвоночник дугой, как будто кошка сердится и фыркает и становится в позу защиты.

Этап II. Тренировка физической устойчивости.

Для соблюдения равновесия необходимо научиться устранять лишние напряжения и зажимы. При каждом упражнении необходимо достигать точного определения точки опоры. Автор книги «Тренинг и муштра» Л. П. Новицкая рекомендовала следующее: «Когда при наклоне туловища в любую сторону центр тяжести оказывается не над площадью опоры, человек падает. Этого он может избежать, переставив одну ногу и тем самым, создав новую площадь опоры, над которой оказывается теперь смещенный центр тяжести» [7, с. 230]. Данный этап содержит упражнения, ведущие к созданию новых площадей опоры.

На основе комплекса упражнений, составленных Л. П. Новицкой, на тему поиска равновесия нами составлено несколько упражнений и ряд заданий на-

правленных на тренировку физической устойчивости актера.

Упражнение «Точка опоры»

Задание 1. Взять два стула и поставить на расстоянии метра один от другого. Предложить одному из занимающихся встать коленкой на один стул и, дотянувшись, ухватиться рукой за другой стул, одновременно оторвав другую ногу от пола. Сделать разбор движений по перемещению центра тяжести и точек опоры.

Задание 2. Встать коленками на стул, придерживаясь одной рукой за стул, другой, не дотрагиваясь до пола, попытаться поднять смятый лист бумаги.

Задание 3. Стоя на коленях, не касаясь ступнями пола, дотянуться до висящего предмета.

Задание 4. Не вставая со стула, передать книгу далеко стоящему соседу.

Задание 5. Сидя на стуле достать цветы, стоящие на окне, иголку, лежащую на полу; потянуться и достать книгу, лежащую на столе. Не поднимаясь со стула, вытягивать как можно дальше одну руку, потом обе руки.

Задание 6. Опуститься на колени посреди комнаты, потом по знаку начать подниматься и в это время представить, что получаете неожиданный толчок в спину или в грудь. Определить точку опоры, чтобы удержаться.

Задание 7. Предлагается ученику представить себе, что он сидит и кто-то пытается столкнуть его со стула. Стул накреняется, но он удерживается. Проделать это задание и определить, где же точка опоры.

Упражнение «Перенос центра тяжести». В процессе постоянного изменения положения тела необходима мгновенная ориентировка при выполнении заданий, а также нахождение центра тяжести и точек опоры. Кроме того, полезно следить за тем, чтобы положения-позы не придумывались заранее, а принимались внезапно.

Задание 1. Облокотиться на стул и определить точки опоры (локти, ноги). Затем, убрав стул, прислониться к стене, двери и также определить точки опоры (спина, ноги).

Задание 2. Стоять на обеих ногах, перенести центр тяжести на левую ногу, потом на правую. Встать на одну ногу, приготовиться к бегу.

Задание 3. Предлагается быстрая смене положения тела при исходной позиции сидя на стульях. Затем, по хлопку, каждый должен принять какое-либо положение-позу, как бы застыв на месте.

Задание 4. Все стоят у стены. Один поочередно берет стоящих за руки, рывком вытаскивает их на середину комнаты, и они замирают в позе «приземления». Потом делается разбор и определяются точки опоры.

Задание 3. Бег по комнате и внезапная остановка перед условной чертой — над краем пропасти или обрыва, перед проезжей частью дороги.

Этап III. Освобождение мышц в жизненных ситуациях.

В ходе выполнения предложенных нами действий у студентов вырабатывается привычка освобождения от мышечных зажимов. Цель упражнений основана на переносе контроля над зажимами в реальную жизнь, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования, ежедневно и систематически. Все эти действия должны выполняться без излишнего напряжения, с затратой физической энергии ровно настолько, насколько необходимо именно для этого действия.

Упражнение «Домашние действия»

Задание 1. Предлагается взять со стола альбом или авторучку, затем с разных объектов (стол, тумбочка, шкаф, окно) взять в руки вазу, часы, книгу, очки и т. д. Необходимо добиваться, чтобы эти движения были естественными, как в обыденной жизни.

Задание 2. Сидя на стуле, стряхнуть с рук, колен крошки, пыль и т. д.

Задание 3. Смять старый листок бумаги и бросить его на пол, затем поднять, постараться попасть в корзину.

Задание 4. Сесть на стул и достать из реки уплывающий платок, упавшие в воду тапочки.

Задание 5. Босиком пройтись по ковру и нащупывать ногой впадину или сучок. Ногой пытаться нащупать, нет ли впереди лужи. Представить, что идешь ночью по узкому мостику, на котором не хватает одной доски.

Задание 6. Сравнить портьеры, висящие на дверях. Отыскать на стене гвоздик.

Упражнение «Поднятие мнимых тяжестей». Для того чтобы правильно выполнить следующие задания надо точно знать все о предметах с которыми будет производится действие. В спектаклях актер очень часто имеет дело с бутафорскими предметами. Играющий должен правдиво передать напряжение и тяжесть, якобы испытываемые им от своей ноши.

Задание 1. Упражнение следует начинать сначала с реальным стулом, а затем переходить к мнимому предмету. Перенести стул от стены к столу и определить, какие мышцы участвуют в этой работе. Затем перенести мнимый стул, то есть произвести точно такую же работу, с тем же напряжением тех мышц и с той же затратой энергии. Таким же образом перенести маленький столик, а затем воображаемый.

Задание 2. В следующих упражнениях также следует переходить от реального действия к беспредметному. Отдернуть тяжелую портьеру, легкую шторку, занавеску, раскрыть жалюзи. Открыть крышку рояля, пианино и т.д.

Задание 3. В предлагаемых заданиях нужно добиться не только правильного мускульного ощущения в проделанных действиях, но и оправдать их и, решив, для чего именно они делаются, для какой цели, проделать их снова. Передвигать одному человеку шкаф. Толкать группой тяжелый рояль. Поднять двоим ящик с овощами, чемоданы, ведро с водой, ковер, свернутый в рулон.

Упражнение «Спорт и труд»

Задание 1. Предлагается ученикам вспомнить занятия спортом и воспроизвести эти действия с максимальной точностью, затем наметить цель и произвести эти же действия еще раз.

Задание 2. По такому же принципу предложить участникам воспроизвести по памяти знакомые трудовые навыки. К примеру: выкапывать картофель, собирать яблоки, рубить дрова, подтягивать гирю, волочить мешок с картошкой, качать воду из колонки, доставать ведро воды из колодца, носить ведра с водой на коромысле, тянуть или катить бревно, нести мешок с мукой, забивать кол и вытаскивать его из земли, вбивать гвоздь в стену и вытаскивать его клещами, поднимать на плечо мешок с рисом, выжимать мокрое белье, копать грядку в саду, долбить снег (скованный льдом) и отбрасывать рыхлый снег.

Упражнение «Коллективная взаимосвязь»

Задание 1. Предлагается передавать тяжести по кругу, все время меняя предметы: то книги, то кирпичи, то ведра с водой, то пустые ведра, то ящик с консервами, то воздушный шарик. Действующим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

необходимо наметить задачу; меняя предмет, с которым совершается действие, также периодически обновлять цель, которая отвечает на вопрос — «для чего это делается?».

Задание 2. Производить согласованные беспредметные действия по парам: пилить дрова; тащить большой диван; передвигать шкаф; грести веслами в лодке; играть в теннис; играть в мяч, делать перестановку в комнате и т. д.

Задание 3. Групповые задания на беспредметные действия с тяжестями. Работа студентов на субботнике: собирать граблями листву, подбирать мусор, копать яму для посадки кустарника, таскать на носилках землю, приносить посадочные кусты, нести ведра с водой, поливать из лейки. Работа на картофельном поле: выкапывать кусты картофеля, отряхивать кусты от земли, отделять корнеплоды от зелени, укладывать картофель в ведра, ведра носить к машине, высыпать картофель в мешки, держать мешки, грузить мешки на машину. Работа грузчиков в магазине: разгрузка машины и перенос ящиков в магазин, работа на верхней и нижней площадках сооруженных из прочных старых столов.

Упражнение «Взаимодействие с партнером». Упражнение рассчитано на тренировку правильного ощущения мышц и выработку чувства взаимодействия с партнером. Рекомендуется каждое задание выполнять сначала с физическим воздействием на партнера, то есть вести настоящую борьбу, чтобы проверить правильность мускульного ощущения и уточнить, какие мышцы напрягаются и насколько. Потом уже повторить эти упражнения без физического воздействия, так как на сцене при борьбе прямого физического воздействия на партнера не допускается.

Задание 1. Одному из участников занятий встать в защитную позу, крепко упершись ногами в пол. Другому делать попытку сдвинуть его плечом с места. Потом повторить борьбу, но без физического воздействия на партнера.

Задание 2. Действия выполняются по принципу первого задания. Сильно толкнуть партнера, чтобы он отлетел и упал; слабо толкнуть. Оторвать партнера от стола. Взять за руку и потащить партнера за собой.

Задание 3. Остановить и повернуть бегущего на вас человека. Сцепившись руками, заставить партнера встать на колени. Вырвать свою руку из рук партнера. Выхватить стул, книгу, письмо. Освободить колени от рук партнера. Связать руки за спиной. Высвободить руки от веревок.

Задание 4. Внезапно наброситься из-за угла сзади на партнера. Освободиться от внезапно напавшего партнера.

Задание 5. Разделить группу на две подгруппы и тянуть веревку — кто кого перетянет. Затем можно работать парами.

Этап IV. Оправдание позы, жеста, движения.

При исполнении каждого упражнения нужно следить за тем, чтобы действие было продуктивно, подлинно, правдиво и целесообразно.

Практика показывает, что смелые и интересные решения в оправдании поз и действий во многом зависят от жизненного опыта и наблюдательности человека. Богатство жизненных впечатлений — необходимое и важное условие творчества, но, кроме материала, нужна способность, во-первых, увидеть и отобрать нужное, во-вторых, прочувствовать, понять материал и домыслить его, подчинив его своей творческой цели.

Упражнение «Поза врасплох». Каждый участник занимается своим делом (считает деньги в мнимом кошельке, играет в игру на «мобильнике», читает книгу, смотрит телевизор, ест орехи и т.д.). Ведущий поочередно, взяв за руку, вытаскивает каждого на середину комнаты, и у застывших в разных позах учеников он просит оправдания позы и предлагает продолжать действие.

Упражнение «История оправдания». Предложить участникам занятий ритмично идти по большому кругу. По первому хлопку режиссера им надо принять какую-либо позу; по второму хлопку — не меняя позы, найти точку опоры, убрать лишнее напряжение, ненужные зажимы; по третьему — всем оправдать свои позы вымыслом. После этого поставить перед ними ряд вопросов, выясняя смысловые значения той или иной позы, положения и действия.

Например, спросите ученика: чем вы оправдываете ваше положение? Каково ваше действие? Почему вы устремили взор на пол, чем напуганы? Почему ваши руки вытянуты, как бы защищаясь, а сами сидите?

Ответ. Я сижу на берегу моря. Мои друзья все ушли, оставив меня отдыхать на солнечном берегу. У меня парализованы ноги. И вдруг я увидел, как на меня ползет сколопендра...

Педагог. Хорошо. Ваша поза оправданна. Продолжайте ваше действие.

Вопрос. Почему вы держитесь за колено? Что вы ищите на полу?

Ответ. К нам в квартиру ворвались грабители и побили меня. Сильно болит правая нога и левое плечо. Я ищу свои очки по всей квартире. Не могу вспомнить, где они находятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видите, с этого момента поза перестает быть позой, так как, получив активную форму, она становится действием, и появляется маленькая история.

Упражнение «Режиссер, актер». Разделить курс на две группы: первая группа «режиссеры», а вторая — «актеры». «Режиссеры» ставят «актерам» позу или жест. «Актеры» же оправдывают данное положение и начинают действовать, наметив себе цель действия.

Новизна исследования проблемы творческой свободы студентов заключается в получении следующих научно-практических результатов: даны образцы упражнений психофизического тренинга в четырехступенчатой методике воспитания актёра.

Упражнения, представленные в этой статье, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. Они используются в программе обучения актеров, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не только профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а так же обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению. Кроме того, многие упражнения тренинга можно осваивать как в учебной аудитории, так и в домашней обстановке.

Библиографический список

1. Словарь русского языка : в 4-х т. /АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М. : Русский язык, 1985-1988. Т. 4. С — Я. — С. 404.

2. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. - СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 290.

3. Грачева, Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — Спб. : Изд-во «Речь», 2005. — С. 2.

4. Грачева, Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб. : Речь, 2003. - 168 с.

5. Корзун, М. Психофизический тренинг. Конспекты по технике актера. - URL: Онлайн библиотека электронных книг. Libes.ru, www.enter.ru (дата обращения: 22.01.2013).

6. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. - М. : АСТ; Владимир : ВКТ, 2010. - С. 12.

7. Новицкая, Л. П. Уроки вдохновения. Система К. С. Станиславского в действии / Ред. Ю. С. Калашников. - М. : Все-рос. театр. об-во, 1984. - 230 с.

КНЯЗЬКИНА Наталья Хуснулловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры театрального искусства и актерского мастерства. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.05.2013 г.

© Н. Х. Князькина

удк °08:35i.m в. Э. МАНАПОВА

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР:

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ______________________

Статья рассматривает проблему формирования национального характера, особое внимание уделяется дефиниции таких терминов, как «этнос», «этничность», «эт-ния», «нация», «национальный характер». Также в статье изучаются стереотипы поведения и их влияние на межкультурный диалог.

Ключевые слова: этнос, этничность, национальный характер, стереотип, мифологема.

Процесс глобализации, охвативший все сферы жизни общества, способствует преодолению границ и формированию единого информационного и культурного пространства. Но этот процесс крайне противоречив. С одной стороны, глобализация ведет, прежде всего, к унификации, исчезновению самобытных национальных культур и переходу к единым мировым стандартам. С другой стороны, люди получают возможность путешествовать, учиться и работать в других странах, участвовать в международных конференциях и т.д. Интенсификация культурных контактов позволяет людям приобретать новые знания об обычаях и традициях других народов, и в то же время здесь таится источник возможных конфликтов и противоречий. Как заметил Р. Д. Льюис [1, с. 20], люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. И именно поэтому для налаживания межкультурного диалога необходимо изучать культурные корни и национальные особенности других людей.

В современном мире набирает силу процесс идентификации, возникают новые формы идентичности: профессиональные, религиозные, половые и т.д. В последнее время в отечественной и западной этнологии предпринимаются новые попытки осмысления этнических процессов.

Понятие «этническое самосознание» состоит из двух одинаково значимых слов и его содержание предопределяется, с одной стороны, содержанием составляющих его понятий, с другой — особенностями взаимосвязи денотантных миров этих понятий.

Следует отметить, что термин «этнос» употребляется в отечественной литературе с начала прошлого века и, несмотря на объективные трудности его определения, является основным понятием отечественной этнологии. Общепринятой дефиниции этноса ни в отечественной этнологии, ни в философии не существует, но преобладает его определение как «этносоциального организма» (Ю. В. Бромлей) или как «биосоциального организма» (Л. Н. Гумилев) [2, с. 86]. В зарубежной этнологии, социальнокультурной антропологии и социологии понятие «этнос» (а также т.н. «теория этноса») фактически отсутствует. В англоязычной литературе употребляется понятие «этничность» (ethnicity) как категория, обозначающая существование культурно-отличительных (этнических) групп и форм идентичности; во франкоязычной литературе — более распространено понятие «этния» (ethnie), обозначающее языковую, культурную и территориальную общность. Вопрос о содержании понятий «этнос» и «этничность» остается дискуссионным, однако к настоящему времени сформировались основные теоретические подходы к исследованию этого феномена.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.