УДК 784.95
АКТЕРСКАЯ ЙОГА КАК ИНОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скворцова Юлия Сергеевна, доцент, кандидат педагогических наук Волгоградский государственный институт искусств и культуры г. Волгоград, Россия muzaizvuza@mail. ru
В статье отражены особенности развития актерского тренинга в отечественной театральной школе, современные тенденции и особенности научных экспериментов в области обучения актеров. Прослеживаются исторические параллели в изучении энергетики актера, а также обосновывается целесообразность включения элементов йоги в практику актерского тренинга.
Ключевые слова: система Станиславского; тренинг актерской психотехники; психо-физический аппарат актера; энергетика человека; йога; творческий потенциал; сценическая свобода; «погружение в движение»; самореализация.
ACTOR'S YOGA AS AN INNOVATIVE DIRECTION IN THE PREPARATION OF EXPERTS IN THE FIELD OF THEATRICAL ART
Skvortsova Julya, the senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russia muzaizvuza@mail. ru
The features of development of actor's training at the Russian drama school, the modern lines and features of research experiments in the field of actor's training are reflected in article. Historical parallels in the actor's power studying are traced, the expediency of inclusion of yoga elements in the actor's training practice is proved.
Keywords: stanislavsky's system; training of actor's psychotechnics; the psycho-physical device of the actor; power of the person; the yoga; creative potential; scenic freedom; «immersing in movement»; self-realization.
В настоящее время наблюдаются активные процессы гуманизации, гуманитаризации общества и интеграции знаний, которые позволяют с новых позиций взглянуть на традиционные подходы к обучению специалистов. Данные процессы нашли свое отражение и в сценической педагогике, которая после длительного периода следования традициям в настоящее время вышла на этап активного развития и внедрения экспериментальных практик в обучения будущих мастеров сцены.
Около полувека система Станиславского и его технологии работы с актерами являлись единственной официально признанной методикой обучения актерскому мастерству в Советском Союзе, а также пользовались огромной популярно-
стью в сценических школах Европы и Соединенных Штатов Америки. Но со временем объективные закономерности актерского творческого процесса, открытые К.С. Станиславским начали превращаться в догматические правила, а вместо развития этой уникальной системы стал наблюдаться процесс «застоя» и практически полного отказа от экспериментов в этой области. Хотя большинство исследователей творчества Мастера обращают внимание на тот факт, что метод воспитания актера школы Станиславского - это открытая система, способная принять новые методики и техники, направленные на развитие психо-физического аппарата актера, приближающие его к природе творчества в контексте знания закономерностей актерской технологии, описанных К.С.Станиславским.
На наш взгляд, одной из наиболее негативных тенденций в обучении будущих актеров основам мастерства в период этого «застоя» стало смещение акцента с работы над внутренними процессами, происходящими в человеке на демонстрацию их внешних проявлений, а также общую теоретизацию Системы, изначально разработанную как исключительно практическое руководство.
В некоторых вузах культуры и искусства этот процесс наблюдается и в настоящее время. Зачастую тренинг актерской психотехники, направленный на освоение элементов системы Станиславского и общее развитие психофизического аппарата актера не проводится в должной форме, что влечет за собой отсутствие систематической тренировки необходимых актеру качеств и наработки навыков, и как следствие, профессиональную несостоятельность и некомпетентность будущего специалиста в области театрального искусства. Поэтому все чаще актерский тренинг, предполагающий развитие, совершенствование и поддержание в должной форме своего рабочего инструмента, творческого организма, многими практикующими режиссерами-педагогами предлагается вынести из предмета «Мастерство артиста» в отдельный учебный предмет.
Мы считаем это предложение весьма целесообразным, т.к. в настоящее время в связи с нехваткой практических учебных часов актерский тренинг, как правило, проводиться лишь на 1-х курсах обучения и, таким образом, не реализует своего истинного предназначения - систематического развития психофизического аппарата.
Высокая конкуренция в сценической среде диктует свои условия. Современный актер должен обладать огромным спектром специфических умений и навыков, начиная от традиционных - хорошей сценической речи, пластичного тела, музыкального слуха и заканчивая экзотическими способностями к имитации, пародии, умению выполнять акробатические трюки, а кроме того, иметь подвижную психику (обладать навыком в считанные секунды переключаться от одной эмоции к другой). Это развитие немыслимо без систематических занятий тренингом.
Открытия последних десятилетий в области психо-физиологии и биоэнергетики позволяют нам взглянуть на тренинг актерской психотехники с позиций современной науки. Совсем недавно в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по инициативе преподавателя художественной мастерской В.М.Фильштинского, доктора искусствоведения Грачевой Л.В. группой ученых из Института мозга человека под руководством Н.П.Бехтеревой был проведен ряд экспериментов по изучению динамики изменения психофизиологических характеристик будущих актеров в процессе занятий тренингом. Кроме
того, в исследовании использовался прибор «Корона», созданный коллективом петербургских ученых под руководством К.Г.Короткова, позволяющий фиксировать и регистрировать изменения психофизических состояний на основе анализа площади, окраски и дефектов свечения вокруг тела человека - так называемой «ауры». Компьютерные методы обработки позволили проследить на количественном уровне волевые изменения психофизического состояния студентов и заложить фундамент сертификации изменений состояний сознания [2].
Таким образом, ряд уникальных процессов, происходящих в психике человека, еще недавно относившихся лишь к области мифических понятий в настоящее время - научно обоснованные факты, которые теперь могут являться основой для современных исследований и разработок в области актерского мастерства.
Энергетика человека в последние годы является предметом активного изучения ученых всего мира. Уже доказано, что именно энергетическая оболочка человека ответственна за физическое здоровье, эмоциональный фон, творческий потенциал, а развитие определенных энергетических центров актуализирует направленность личности. С давних времен этот феномен был известен людям, которые выступали на публике. Актеры, которые интуитивно, от природы владели этой практикой, становились любимцами зрителя, а сам процесс относился к мистической области актерского гения.
С течением времени, по мере более глубокого изучения механизмов актерского творчества этот феномен не мог остаться без внимания исследователей. Итальянский психолог А. Менегетти называл подобное явление - семантическим полем; К.С. Станиславский, рассматривая проблемы сценического общения, процессу обмена энергией дал свое название - «лучеиспускание и лучевосприятие»; М Чехов, его гениальный ученик и оппонент называл это явление Radiation.
«Пусть люди науки объяснят нам природу этого невидимого процесса, -писал Станиславский, - я же могу говорить лишь о том, как я сам ощущаю его в себе и как я пользуюсь этими ощущениями для своего искусства» [1]. В постижении законов органической природы Станиславский шел сложным путем противоречивого поиска, путем выбора наиболее значимого и необходимого для формирования единой системы подготовки актера. Быть может, в связи с недостаточной научной базой Мастер вынужден был отказаться от того важного периода своей деятельности, который сегодня называют «чувственным».
На пороге XX века исследования в области биоэнергетики и психотроники еще не были начаты, поэтому, разрабатывая свою Систему Станиславский основывался на современных ему психологических трудах Т. Рибо (1839-1916), В.Джеймса (1842-1940), С. Джеймса (1843-1923). Важную роль в этой разработке Константин Сергеевич отводил психотехникам восточных духовных традиций, откуда и были взяты, собственно, сам термин «психотехника», понятия «лучеиспускание» и «лучевосприятие», «излучение», которые в современном научном контексте не кажутся сверхъестественными.
В силу того, что данные ощущения Мастера весьма напоминали некие мистические процессы, не были доступны неподготовленным людям, и были весьма мало описаны в его трудах, активного изучения это явление в актерском творчестве не получило. Исследователи трудов Станиславского либо обходили молчанием места, связанные с понятиями "лучеиспускание" и "лучевосприятие",
либо ограничивались указаниями, что терминология в этой части неточна, неудачна (что с огорчением отмечал и сам Станиславский), что упражнения на лучеиспускание не характерны для последних лет педагогической практики создателя Системы и относились к раннему периоду его деятельности.
Еще реже и менее охотно комментаторы упоминали о знакомстве создателя Системы с индийской йогой, с методами "самопознания" и "самоосвобождения", выработанными этой оздоровительно-философской школой еще во II в. до н. э. Сам Станиславский этого не скрывал. "Индусские йоги, достигающий чудес в области под- и сверхсознания, дают много практически советов",— писал он. Йоги "подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы".
Верно направленное «духовное переживание» (стрела) - полагал он, высвобождает «прану», т.е. мышечную энергию, сопутствующую как «лучеиспусканию», так и «лучевосприятию» и придающую чувству пластическую форму. [1].
Представление о пране - жизненной энергии - появилось в индийском учении о мироздании и первооснове бытия, изложенном в Ведах. Согласно этому учению, именно прана была основой всего живого, позднее её стали называть «дыхание», «жизненная сила», «энергия». Согласно учению йоги после длительной тренировки тела и духа, их своеобразного «очищения» человек приобретал способность концентрировать прану и управлять ею. Проводя исторические параллели можно заметить, что практически в каждом древнем учении существовало свое обозначение этой жизненной энергии и давались рецепты управления ею. «Подобно тому, как китайская гимнастика была призвана повышать ци человека, не допуская препятствий и закупорок на пути ее движения, хатха-йога (технология комплексного совершенствования тела и сознания в основе которой лежит система физических упражнений и поз, называемых асанами), пранаямы (дыхательные упражнения) и медитации должны были сообщить йогу способность управлять движением праны» [3].
Анализируя многовековой опыт функционирования этой системы самопознания можно заметить исключительно позитивное влияние занятий на физическое и психологическое состояние практикующих йогу людей. В целом, восьми-ступенчатая система йоги охватывает мощный пласт уникальных знаний: имеет свою культуру, собственную картину мира, мировоззрение, философию, этические законы. Полное освоение всех ее ступеней в настоящее время едва ли доступно для большинства людей. Но отдельные методы йоги благодаря своим уникальным качествам, по нашему мнению, могут успешно использоваться в подготовке будущих актеров и режиссеров в процессе актерского тренинга.
Имеющая древнюю связь с восточными религиями (буддизмом, индуизмом, джайнизмом) йога не является религиозным учением. До сих пор неизвестно точное время зарождения этой системы. Долгое время считалось, что самый древний йогический текст - это знаменитые «Йога-сутры», сочинение, написанное древнеиндийским ученым и философом Патанджали около второго века до нашей эры.
Однако не так давно на территории Индостана были произведены раскопки древних городов, отнесенных к протоиндийской цивилизации, которая процветала на данной земле во времена Древнего Египта и Двуречья. Во время раскопок были обнаружены печати, на которых имелись не только иероглифические надпи-
си, но и рисунки, на многих из которых были изображены люди в традиционных позах йоги - асанах.
Этот факт позволяет судить о том, что корни йоги ведут к протоиндийской цивилизации, и ее возраст превышает 8 тысяч лет. Таким образом, многовековая история йоги доказала состоятельность этой системы.
Большинство современных людей воспринимают йогу исключительно как телесно-ориентированную практику. При слове «йога» в воображении сразу всплывает образ индийского старца, сидящего в позе «лотоса» или «гуттаперчевый» человек в немыслимой позе.
Мы рассматриваем йогу как систему самосовершенствования, постепенно раскрывающую колоссальный уникальный потенциал каждого человека через психо-физические, телесно-ориентированные и медитативные (релаксационные) практики. Таким образом, актерская йога видится нам как система эмоциональной и физической подготовки к процессу творчества, и, непосредственно, к работе над Системой Станиславского.
Включение в актерский тренинг практик Йоги позволяет студенту обрести базовые навыки восприятия - расслабление; вхождение в определенное (рабочее) состояние - творческое самочувствие; остановка внутреннего диалога; действие «здесь и сейчас»; ощущение малейших нюансов звуков, запахов; и главное, позволяет научиться сосредоточению - центральному навыку как в актерском мастерстве, так и в практике йоги.
В настоящее время на базе Волгоградского государственного института искусств и культуры работает творческая лаборатория актерской йоги, где со студентами факультета режиссуры и актерского мастерства проводятся экспериментальные тренинговые занятия.
На начальных этапах тренинга основной задачей является обретение студентами состояния естественной сценической свободы - одного из основополагающих составляющих верного сценического самочувствия и залога правдивого действия на сценической площадке. Основными помехами стабильному состоянию естественной сценической свободы чаще всего являются:
- сумбурное мышление, прыгающие мысли, неумение сосредоточится на предмете;
- мышечные зажимы и телесный дискомфорт по «неизвестным» причинам;
- привычка сомневаться, видеть во всем больше недостатков, чем достоинств;
- привычка «стесняться» себя, «стесняться» своих проявлений;
- страх задать вопрос, первым что-либо предложить и т.п., по сути - боязнь проявления своей уникальности;
В процессе занятий актерской йогой студенты учатся обнаруживать и постепенно устранять эти и другие помехи. Занятие объединяет теорию и практику в единый процесс самопознания. Благодаря упражнениям и правильному дыханию достигается состояние «погружения в движение» без осмысления. Студент начинает прислушиваться к ощущениям собственного тела, освобождая себя от инерции привычных мыслей, которая тормозит или блокирует достижение желаемых результатов. Основной навык, который тренируется на начальном этапе занятий - выработка навыка концентрации на самом себе, на дыхании, ощущениях тела.
Это глубокое погружение в себя, на самом деле, и является тем самым, малым кругом внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене. Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт-терапии. Практика погружения в движение на основе этого приема связана с предельной концентрацией внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное время. В процессе выполнения упражнений этого цикла каждое движение совершается осознанно, а ощущения тела обогащаются новыми оттенками и красками. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки, запахи, тактильные ощущения как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат, воспринимаются как окрашенные в различные цвета.
Отработав навык «погружения в движение» на занятиях в течение 3-4 месяцев студенты учатся автоматически входить в это состояние в любом месте, при любых обстоятельствах и применять его в актуальных ситуациях.
Каждое занятие актерской йогой состоит из следующих взаимосвязанных блоков упражнений, органично связанных между собой :
1.Подготовка пространства для практики, настрой на занятие.
2.Упражнения на создание доверия (себе самому/самой, окружающим людям, пространству данного зала занятий).
3. Знакомство с теорией (ответы на вопросы, рекомендации, домашние задания)
4. Пранаяма — выработка навыков контроля дыхания.
5. Хатха-Йога — мышечно-суставная гимнастика
6. Йога с Партнером — упражнения в произвольных парах
7. Релаксация — медитативное погружение внутрь себя, расслабление мышц тела.
Безусловно, для успешных занятий актерской йогой необходима определенная материально-техническая база, а также наличие специализированного зала, по-возможности, изолированного от проникновения внешнего шума. Это связано, прежде всего, с необходимостью создания особой атмосферы тренинга, без которой процесс «погружения в себя» состояться не сможет.
В целом, при регулярных занятиях актерской йогой практикующий приходит в стабильное состояние согласия с самим собой и со своим организмом.
Проявлениями этого состояния являются:
- расслабленное, гибкое, здоровое тело;
- быстрая концентрация на необходимом объекте, легкое погружение в необходимое состояние;
- радостные, позитивные эмоции;
- общий творческий настрой;
- работоспособность.
Как и большинство практик самореализации актерская йога способствует общему изменению отношения студентов к миру, окружающим людям в сторону позитива. Наблюдается сокращение агрессивных проявлений, практикующие начинают более осознанно относиться к своей профессии, задумываться о ценностном отношении к собственной деятельности и деятельности коллег.
Важным аспектом йоги для воспитания будущих актеров, на наш взгляд, также является отсутствие в ее положениях соревновательных моментов. Подобный тренинг учит не оцениванию себя по сравнению с другими, а принятию собственной природы и осознанию необходимости развития своих качеств и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что занятия актерской йогой оказывают весьма позитивное влияние на формирование положительного отношения студентов к здоровому образу жизни и стимулируют желание самосовершенствоваться как в физическом, так и в духовном плане.
В настоящее время работа экспериментальной студии актерской йоги продолжается, но уже сейчас можно констатировать ряд позитивных изменений в процессе подготовки будущих специалистов в области театрального искусства.
Литература
1. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. / Т.И.Бачелис. - М.: Наука, 1983. 352 с.
2. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика./ Л.В.Грачева. - СПб: Речь, 2004., 168 с.
3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории./ С.М. Марчукова. -М.:Европейский дом, 2003., 272 с.
УДК 378.14:159.953
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Собинова Любовь Анатольевна, старший преподаватель
кафедры английского языка и технической коммуникации, аспирант Томский политехнический университет, г. Томск, Россия sla_19.82@mail. ru
В статье рассматриваются условия формирования положительной мотивации в процессе обучения, а также приводится классификация групп факторов положительно влияющих на развитие мотивов.
Ключевые слова: учебная деятельность; развитие мотивации; познавательная деятельность; обучающиеся; факторы развития мотивации.
THE MOTIVATION DEVELOPMENT FACTORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY
Sobinova Lubov, senior lecturer of English language and technical communication department, postgraduate Tomsk polytechnic university, Tomsk, Russia sla_19.82@mail. ru
The conditions of positive motivation forming are observed in the article, also the classification of positive factor's groups which influence on the development of motives is given.
Keywords: educational activity; motivation development; cognitive activity; students; factors of motivation development.