Научная статья на тему 'О подходах к созданию современных дополнительных профессиональных программ для работников системы образования города Москвы'

О подходах к созданию современных дополнительных профессиональных программ для работников системы образования города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Михайловна

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и вступлением в силу приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» для всех организаций, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, чрезвычайно актуальной является проблема проектирования программ нового современного и актуального формата. Важна эта проблема и для ГАОУ ВПО города Москвы «Московский институт открытого образования» (далее ГАОУ ВПО МИОО). В настоящей статье мы представим свой опыт разработки дополнительных профессиональных программ, соответствующих действующим нормативным актам в сфере ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подходах к созданию современных дополнительных профессиональных программ для работников системы образования города Москвы»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

О подходах к созданию современных дополнительных профессиональных программ для работников системы образования города Москвы

Татьяна Кузнецова, канд. пед. наук, начальник отдела экспертизы дополнительных профессиональных программ ГАОУ ВПО МИОО

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и вступлением в силу приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» для всех организаций, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, чрезвычайно актуальной является проблема проектирования программ нового современного и актуального формата. Важна эта проблема и для ГАОУ ВПО города Москвы «Московский институт открытого образования» (далее - ГАОУ ВПО МИОО). В настоящей статье мы представим свой опыт разработки дополнительных профессиональных программ, соответствующих действующим нормативным актам в сфере ДПО.

Этап 1. Разработка макета дополнительной профессиональной программы

Работа по созданию программ нового формата в ГАОУ ВПО МИОО осуществлялась поэтапно. На 1-м этапе была сформирована рабочая группа по созданию макетов дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП). Рабочая группа исходила из того,что:

• макет - это набор шаблонов для разработки ДПП (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) с рекомендациями по их составлению;

• макет устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению ДПП, реализуемых в ГАОУ ВПО МИОО;

• макет позволяет обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере ДПО и соблюдение гарантий качества образования в ГАОУ ВПО МИОО;

• макет отражает специфику образовательной деятельности, присущей ГАОУ ВПО МИОО и основанной на реализации запросов слушателей.

Макеты программ создавались на основе пакета документов, одна часть из которых - нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ - раскрывает общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП в Российской Федерации, а другая - локальные акты ГАОУ ВПО МИОО - особенности реализации процесса дополнительного профессионального обучения в конкретной образовательной организации. Таким образом, нормативную правовую базу разработки макета ДПП составили:

• федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

• приказ Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. №1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №499»;

• письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. №06-735 «О дополнительном профессиональном образования»;

• письмо Минобрнауки РФ от 7 мая 2014 г. №АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»;

• положение о дополнительных профессиональных программах, реализуемых в ГАОУ ВПО города Москвы «Московский институт открытого образования»;

• порядок разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ, реализуемых в ГАОУ ВПО города Москвы «Московский институт открытого образования».

Безусловно, в большей степени рабочая группа в своей деятельности руководствовалась приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499, который определяет:

• целевые ориентиры ДПП (для программ повышения квалификации - совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации; для программ профессиональной переподготовки - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации);

• структуру ДПП (программы должны включать цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты);

• требования к содержанию ДПП (содержание программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных

справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации);

• минимально допустимый срок освоения ДПП (для программ повышения квалификации 16 часов, для программ профессиональной переподготовки - 250 часов).

Созданные рабочей группой макеты дополнительных профессиональных программ обсуждались на заседаниях кафедр ГАОУ ВПО МИОО, методических семинарах для заведующих структурными подразделениями института, ректоратах. По итогам обсуждений макеты программ были доработаны и приобрели следующий вид.

Дополнительные профессиональные программы, создаваемые в ГАОУ ВПО МИОО, должны состоять из следующих элемен-тов1:

• титульный лист ДПП;

• раздел 1. «Характеристика программы»;

• раздел 2. «Содержание программы»;

• раздел 3. «Организационно-педагогическиеусловия реализации программы»;

• раздел 4. «Формы аттестации и оценочные материалы».

При разработке ДПП авторы (представители профессорско-преподавательского состава кафедр МИОО) должны руководствоваться следующим.

1 Несмотря на то что приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2013 г.

№10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 18 сентября 2013 г. №1074, разработчики макета сохранили в разделе «Содержание программы» обязательное представление базовой и профильно-методической частей.

Современная дополнительная профессиональная программа должна проектироваться и реализовываться с учетом компетент-ностного подхода, в соответствии с которым определение цели обучения, отбор содержания, организация образовательного процесса, выбор образовательных технологий и оценка результатов образования должны способствовать достижению обучающимися совокупности компетенций. Исходя из этого:

Раздел 1. «Характеристика программы» должен включать цель реализации программы, сформулированную в компетентност-ном формате, то есть отражающую направленность на формирование/совершенствование у слушателей ДПП компетенции(ий) для решения трудовых задач в профессиональной деятельности; планируемые результаты обучения - компетенции, подлежащие формированию/ совершенствованию, представленные в виде описания совокупности знаний, умений, практического опыта, применяемых для выполнения трудовых действий.

Раздел 2. «Содержание программы» должен состоять из совокупности подразделов, регламентирующих организацию образовательного процесса в рамках программы и содержание обучения. Подразделы, регламентирующие образовательный процесс в рамках ДПП в течение всего срока ее освоения, должны быть представлены такими традиционными документами, как «учебный план» и «учебно-тематический план»; содержательные аспекты ДПП должны описываться в подразделе «содержание обучения по программе». Учебный и учебно-тематический планы должны представляться в традиционных табличных формах, в которых отображается логическая последовательность освоения разделов и тем программы, обеспечивающих формирование компетенций у обучающихся, виды и формы занятий со слушателями, а также формы текущей и итоговой аттестации. В раздел «Содержание программы» должны включаться только те темы занятий, лабораторных и/или практических работ, которые необходимы для

достижения планируемых результатов освоения курса, указанных в разделе 1. Реализация компетентностного подхода в рамках ДПП должна предполагать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (организацион-но-деятельностных игр, разбор конкретных профессиональных ситуаций и задач, тренингов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен определяться целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием обучения.

Подраздел 2.3. «Содержание обучения по программе» должен быть представлен базовой и профильной (предметно-методической) частями. В базовой части в рамках обязательных тем «Основы законодательства Российской Федерации в области образования» и «Концепция и содержание профессионального стандарта педагога» должны быть актуализированы нормативно-правовые акты, необходимые для профессиональной деятельности слушателей - педагогических кадров, работающих в системе образования Москвы. В профильной (предметно-методической) части программы должны быть представлены темы, напрямую связанные с формированием/совершенствованием запланированных компетенций. При этом должны быть четко выражены и соблюдены структурно-логические связи между:

прогнозируемыми результатами обучения и сроком освоения программы (возможно ли достичь запланированных результатов за указанный срок реализации ДПП?);

прогнозируемыми результатами обучения и планируемыми формами учебной работы;

планируемыми результатами обучения, формами текущего контроля и итоговой аттестации (возможно ли проверить сфор-мированность запланированных компетенций с помощью указанных форм контроля?) и т.д.

Подраздел «Содержание обучения по программе» должен быть представлен в ДПП в виде перечня дидактических единиц,

подлежащих усвоению (дидактическая единица - элемент содержания учебного материала, подлежащий усвоению; это система понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостную усваиваемую единицу информации).

В раздел «Содержание программы» может быть включен подраздел 2.4. «Сетевая форма обучения, при наличии условий для сетевого взаимодействия с организациями-партнерами, привлекаемыми к реализации программы.

В разделе 3. «Организационно-педагогические условия реализации программы» необходимо дать краткую характеристику фактического ресурсного обеспечения программы, в том числе учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса. В подразделе 3.1. «Учебно-методическое и информационное обеспечение программы» должен быть указан перечень основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, нормативных изданий, информационных средств обеспечения освоения дисциплины, компьютерные программы, аудио- и видеопособия, интернет-ресурсы. В подразделе 3.2. «Материально-технические условия реализации программы» указывается перечень необходимых для реализации ДПП технических средств обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование; пакет прикладных обучающих программ (при наличии); видео- и аудиовизуальные средства обучения и др.

В разделе 4. «Формы аттестации и оценочные материалы» должны быть приведены оценочные средства, используемые при осуществлении всех видов и форм контроля. Все оценочные средства должны полностью соответствовать программе и носить компе-тентностно-ориентированный характер, то есть:

обеспечивать контроль качества и управление процессом формирования компетенций студентов;

выявлять соответствие подготовки слушателей ожидаемым образовательным результатам - сформированности компетенций.

В разделе должно быть представлено описание процедуры итоговой аттестации. Итоговая аттестация обучающихся является обязательной и осуществляется после освоения ДПП в полном объеме. Форма итоговой аттестации должна продемонстрировать сформированность у слушателей всей совокупности запланированных компетенций (в соответствии с подразделом 1.2).

Этап 2. Экспертиза ДПП, созданных на основе разработанного макета программы

Созданные в ГАОУ ВПО МИОО на основе утвержденных макетов ДПП по решению ректората должны были пройти через процедуру экспертизы, задачами которой явились:

• определение полезности утвержденных макетов ДПП и эффективность методических рекомендаций по разработке на их основе дополнительных профессиональных программ;

• выявление существующих проблем в вопросе проектирования ДПП в условиях изменившейся нормативной базы, регулирующей требования к программам в сфере ДПО;

• разработка и апробация механизма внутренней оценки качества ДПП.

Для проведения внутренней экспертизы в МИОО был разработан пакет локальных документов, в том числе:

• порядок организации и проведения экспертизы ДПП;

• критерии технической экспертизы ДПП;

• критерии содержательной экспертизы ДПП;

• форма экспертного заключения на ДПП;

• требования к экспертам, привлекаемым к экспертизе ДПП;

• критерии отбора экспертов, привлекаемых к экспертизе ДПП.

док

В локальном документе ГАОУ ВПО МИОО «Поря-организации и проведения экспертизы дополнительных

профессиональных программ» была установлена последовательность действий при проведении экспертизы ДПП. Каждая программа, поступившая на экспертизу, проходила следующие этапы:

• регистрация ДПП;

• проведение технической экспертизы ДПП на установление соответствия программы макету, утвержденному в ГАОУ ВПО МИОО;

• проведение содержательной экспертизы ДПП на определение качества разработанной программы.

Техническая экспертиза ДПП проводилась сотрудниками отдела экспертизы МИОО, которые на основе утвержденных критериев определяли наличие в программе необходимых разделов.

Содержательная экспертиза ДПП проводилась экспертами, подготовленными к экспертной работе в рамках серии корпоративных обучающих семинаров. Все эксперты должны были отвечать следующим обязательным требованиям:

• наличие высшего профессионального образования;

• наличие опыта работы в сфере образования не менее трех лет;

• наличие ученой степени;

• наличие опыта экспертной деятельности;

Отсутствие конфликта интересов (эксперт не должен являться сотрудником структурного подразделения (кафедры), разработавшей и представившей программу на экспертизу; эксперт не принимал участие в разработке представленной на экспертизу программы).

Для содержательной экспертизы каждой программы отбиралось по три эксперта, из которых два являлись сотрудниками МИОО, представлявшими разные кафедры института, и один -внешний эксперт - специалист, работающий в организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере ДПО в московском регионе (ФГОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», ФГОБУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», ГБНУ «Московский институт открытого образования», ГБОУ «Московский центр технологической модернизации образования», ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы, НОЦ «Школа Китайгородской» и др.).

Экспертная оценка программ на этапе содержательной экспертизы осуществлялась по четырем группам критериев, соответствующих разделам ДПП ПК.

Область экспертизы 1

Экспертиза раздела ДПП ПК «Характеристика программы»

Критерий 1.1. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПП в МИОО, по оформлению

Критерий 1.2. Соответствие раздела требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО, по наличию обязательных компонентов (цели, планируемых результатов)

Критерий 1.3. Соответствие цели программы требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО, по ориентации на формирование/совершенствование компетенций

Критерий 1.4. Соответствие цели программы теме программы

Критерий 1.5. Соответствие планируемых результатов цели реализации программы

Критерий 1.6. Соответствие формы описания планируемых результатов требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО (планируемые результаты указываются как совокупность знаний, умений, практического опыта, необходимых для выполнения трудовых действий)

Критерий 1.7. Ориентация планируемых результатов на ФГОС ВПО и профессиональный стандарт педагога

Критерий 1.8. Соответствие планируемых результатов сроку освоения программы (срок освоения программы достаточен для достижения планируемых результатов обучения)

Область экспертизы 2

Экспертиза раздела ДПП ПК «Содержание программы»

Критерий 2.1. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по оформлению

Критерий 2.2. Соответствие раздела требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО, по наличию обязательных компонентов (цели, планируемых результатов)

Критерий 1.3.

Критерий 2.3. Критерий 2.4.

Критерий 2.5.

Критерий 2.6.

Критерий 2.7.

Критерий 2.8. Критерий 2.9. Критерий 2.10

Критерий 2.11. Критерий 2.12.

Критерий 2.13.

Соответствие раздела требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО, а также требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО по наличию обязательных компонентов (учебного плана, учебно-тематического плана, формы обучения, срока обучения, режима обучения, форм контроля)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствие учебного плана требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по наличию базовой и профильной частей

Соответствие срока освоения программы повышения квалификации требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО (не менее 16 часов)

Соответствие соотношения часов, запланированных на теоретические и практические виды занятий, практико-ориентированному характеру программы

Соответствие учебного плана требованиям действующих нормативно-правовых документов системы ДПО по наличию форм итоговой аттестации

Адекватность запланированных форм текущего контроля и итоговой аттестации (формы контроля должны устанавливать достижение результатов освоения программы обучающимися)

Соответствие учебно-тематического плана учебному плану программы (по перечню разделов, количеству часов, формам контроля)

Наличие взаимосвязи между наименованиями разделов и тем занятий в учебно-тематическом плане с общей темой программы

Наличие взаимосвязи между наименованиями разделов и тем занятий в учебно-тематическом плане с целью программы (отражение в наименовании разделов и тем учебно-тематического плана направленности на формирование/совершенствование заявленных компетенций)

Достаточность количества часов, отводимых на изучение разделов и тем программы, для достижения планируемых результатов

Соответствие последовательности тем занятий в подразделе «Содержание обучения по программе» последовательности тем, представленных в учебно-тематическом плане

Соответствие содержания разделов и тем занятий их наименованию

Критерий 2.14. Отражение видов учебных занятий (теоретических, практических), указанных в учебно-тематическом плане, в соответствующих темах подраздела «Содержание обучения по программе»

Область экспертизы 3

Экспертиза раздела ДПП ПК «Организационно-педагогические условия реализации программы»

Критерий 3.1. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по оформлению

Критерий 3.2. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по наличию компонентов (учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы, материально-технические условия реализации программы)

Критерий 3.3. Соответствие содержания подраздела «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы» запланированным в программе видам учебных занятий

Критерий 3.4. Наличие в подразделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы» перечней рекомендуемой основной и дополнительной литературы

Критерий 3.5. Соответствие представленной в подразделе литературы требованиям актуальности, современности, доступности, достаточности для реализации программы

Критерий 3.6. Наличие в подразделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы» интернет-ресурсов

Критерий 3.7. Соответствие представленных в подразделе интернет-ресурсов требованиям достоверности

Критерий 3.8. Достаточность количества указанных в подразделе интернет-ресурсов для реализации программы

Критерий 3.9. Отражение в подразделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы» новых образовательных подходов, технологий и концепций, обеспечивающих эффективность реализации программы

Критерий 3.10. Соответствие оборудования и иных материально-технических и информационно-телекоммуникационных ресурсов, используемых при осуществлении образовательного процесса, современному уровню развития профессиональной деятельности в сфере образования

Критерий 3.11. Наличие в подразделе учебно-методических материалов, способствующих успешной реализации цели программы

Критерий 3.12. Наличие в подразделе «Материально-технические условия реализации программы» описания компьютерного и мультимедийного оборудования, пакета прикладных обучающих программ, видео- и аудиовизуальных средств обучения и др., используемых при реализации программы

Критерий 3.13. Адекватность компьютерного и мультимедийного оборудования, пакета прикладных обучающих программ, видео- и аудиовизуальных средств обучения и др. цели и содержанию программы

Область экспертизы 4

Экспертиза раздела ДПП ПК «Форма аттестации и оценочные материалы»

Критерий 4.1. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по оформлению

Критерий 4.2. Соответствие раздела требованиям, установленным к ДПП ПК в МИОО, по наличию компонентов (процедуры текущей и итоговой аттестации; контрольно-измерительных материалов)

Критерий 4.3. Наличие развернутого описания форм промежуточной и итоговой аттестации и оценочных материалов

Критерий 4.4. Оптимальность оценочных средств контроля для определения результатов освоения программы (для диагностики сформированности/совершенст-вования запланированных компетенций)

Экспертные заключения на программы, которые эксперты оформляли независимо друг от друга, давали основание либо рекомендовать программу для реализации в системе ДПО города Москвы, либо отклонить, либо (если программа имела технические, стилистические погрешности) отправить на доработку по

устранению замечаний экспертов. При возникновении спорных вопросов по результатам экспертизы (например, несогласия разработчика ДПП с результатами экспертизы) программа рассматривалась группой экспертов (не менее пяти человек) в присутствии автора.

Результаты экспертизы рассматривались и утверждались экспертным советом ГАОУ ВПО МИОО. Все программы, получившие положительные отзывы, размещались на портале ДПО Департамента образования города Москвы (www.dpomos.ru) и открывались для регистрации потенциальных слушателей. Программы, которые нуждались в доработке, после коррекции их авторами рассматривались на заседаниях выпускающих кафедр, на которых принималось решение о целесообразности их реализации. Программы, получившие отрицательные заключения, к реализации не допускались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.