Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32 (247). Экономика. Вып. 34. С. 60-64.
В. В. Худеева
О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Проведено исследование различных подходов к оценке конкурентоспособности региона в условиях модернизации федеральной экономической политики. Проанализированы существующие методики оценки и их особенности.
Ключевые слова: федеральная политика, модернизация, регион, конкурентоспособность.
Экономика России на протяжении последних двадцати лет демонстрировала и впечатляющие темпы роста, и спады. Последний финансово-экономический кризис радикально повлиял на конкурентоспособность государства. По данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», за год Россия потеряла в рейтинге 12 позиций и заняла 63-е место из 113.
Причиной тому послужила, прежде всего, зависимость экономики от экспорта узкого круга сырьевых товаров — нефти, газа, первичных металлов и т. д., что подтверждает выводы о невозможности обеспечить конкурентоспособность страны только за счет природных ресурсов и перераспределения доходов от их экспорта.
Конкурентные позиции экономики России в последнее время ослабляются не только на мировых, но и на внутренних рынках. Изменение условий хозяйствования под влиянием кризиса вызвало также обострение конкуренции между регионами, прежде всего за позиции в международном разделении труда, за финансовые, инвестиционные и трудовые ресурсы, необходимые для функционирования экономики этих регионов в посткризисный период, характеризующийся дефицитом ликвидности, переделом рынков капитала, товаров и услуг, а также возрастанием роли инноваций и человеческого капитала.
Вот почему необходимы координация и целенаправленное регулирование со стороны государства вопросов регионального развития, предполагающие новые механизмы и формы его стимулирования, создание условий для равноправного развития регионов и минимизации стихийной конкуренции за рынки и ресурсы.
Доклад Всемирного банка за 2009 г., посвященный пространственному развитию, на многих примерах иллюстрирует, что региональные экономические контрасты внутри стран, и не только «догоняющих», но и развитых, про-
должают расти. Различия только в темпах роста дифференциации: в развитых странах они существенно ниже; а в «догоняющих» — выше.
Специфика российской экономики проявляется в существенной дифференциации регионов по уровню их социально-экономического развития, который, несмотря на политику выравнивания, проводимую федеральными и региональными органами государственной власти, не только не снижается, но и возрастает. Это полностью соответствует концептуальным подходам к исследованию региональных конкурентных преимуществ Нобелевского лауреата по экономике 2008 г. Пола Кругмана.
В этой связи необходима взвешенная, четко сформулированная государственная региональная политика, представляющая собой целенаправленную деятельность федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, построенную на совокупности базовых принципов, условий и мер выравнивающего и стимулирующего характера, обеспечивающих экономическое развитие регионов, в том числе на основе их конкурентных преимуществ.
Вот почему важное значение приобретает исследование категории «конкурентоспособность региона», факторов, влияющих на эту конкурентоспособность, а также показателей ее оценки.
Конкурентоспособность региона — это качественная определенность состояния региона, проявляющаяся в способности конкурировать с однородными системами и характеризующаяся совокупностью конкурентных преимуществ, которые являются «движущей силой» его экономического развития.
Наше определение подчеркивает, что конкурентоспособность не только является динамической и результирующей характеристикой региона, присущей теориям комплексного и устойчивого развития территорий, а указывает на источник такого развития на основе региональных
конкурентных преимуществ. Кроме того, она определяет роль органов власти в управлении конкурентоспособностью региона.
Качественная определенность конкурентоспособности позволяет количественно фиксировать и измерять уровень конкурентоспособности в целом, а также каждую из ее детерминант в отдельности.
Уровень конкурентоспособности региона предлагается оценивать на основе интегрального показателя. Его расчет должен осуществляться с использованием ряда обобщающих показателей (с учетом их весовых коэффициентов), которые отображают уровень развития человеческого капитала, бизнеса, инфраструктуры региона, природно-ресурсный потенциал, степень международной интегрированности региона, его инвестиционной активности, благоприятности общественно-политического климата. Обобщающие показатели, в свою очередь, должны определяться на основе совокупности частных показателей. На количественное значение показателей конкурентоспособности воздействует множество факторов. На рисунке представлены группы факторов (детерминанты), оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности региона.
Эффективность мер по повышению региональной конкурентоспособности оценивается через систему количественных и качественных
показателей. Нами предложена классификация данных показателей, которые разделены по признаку соответствия детерминантам конкурентоспособности региона. Фрагмент системы показателей представлен в табл. 1. Общее количество показателей, необходимых для оценки эффективности мер по повышению региональной конкурентоспособности,— 116.
При расчете обобщающих показателей нами предлагается применять метод сумм рангов частных показателей с учетом их весовых коэффициентов. Региону с наихудшим показателем присваивается ранг 0, с наилучшим — ранг 1.
Весовые коэффициенты частных показателей должны быть определены в процессе анкетирования экспертов, представляющих различные регионы РФ (представители региональных органов управления, крупные предприниматели, ученые и т. п.). Осуществлено исследование возможных источников получения информации для расчета выявленных частных показателей. Выяснено, что информационная база для расчета ряда предложенных показателей отсутствует. Например, на основании имеющейся в РФ статистической базы невозможно выявить оборот венчурных фондов, наличие агентства регионального развития, агентств муниципального развития в регионах, определить количество формальных сетей партнерств предприятий, объем реализации предприятий формальных
Детерминанты конкурентоспособности региона
Таблица 1
Классификация частных и обобщающих показателей по признаку соответствия детерминантам
конкурентоспособности региона
Детерминанта Обобщающие показатели Частные показатели
1. Человеческий капитал 1. Уровень развития человеческого капитала Уровень и структура безработицы. Число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения. Объем платных образовательных услуг на душу населения. Количество присужденных именных стипендий на душу населения. Показатели занятых в экономической области в разрезе специальностей. Миграционный прирост и т. п.
2. Географическое положение и природные ресурсы 2. Природно-ресурсный потенциал Отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП. Доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП. Доля продукции, выпускаемой добывающими предприятиями, в ВРП региона. Расстояние до крупного энергетического центра, крупной транспортной магистрали, железнодорожного узла, аэропорта, морского порта и т. п.
3. Состояние бизнеса и отраслевая структура региона 3. Уровень развития бизнеса ВРП на душу населения. Структура ВРП (по видам экономической деятельности). Удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке. Отношение количества инвестиционных проектов малого бизнеса, получивших господдержку из бюджетов всех уровней, к числу малых предпринимателей. Отношение количества личных подсобных хозяйств к численности сельского населения. Доля предприятий, внедривших международные стандарты качества 180, и т. п.
4. Сети партнерства предприятий Доля объема реализации предприятиями формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП. Доля объема реализации предприятиями неформальных сетей партнерств в ВРП. Отношение количества семинаров, круглых столов, посвященных проблемам взаимодействия предприятий региона, к общему количеству предприятий и т. п.
5. Региональные инновационные системы, включая инновационные кластеры Доля оборота венчурных фондов в ВРП. Количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней. Число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой инновационно активными организациями области, и т. п.
6. Интернационализация региона и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 4. Уровень международной интегрированности региона Объем экспорта из региона. Доля совместных предприятий в общем количестве предприятий региона. Доля объема производства совместных предприятий в ВРП. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Количество международных конференций, симпозиумов, проведенных в регионе. Доля населения. Количество человек, являющихся членами международных ассоциаций, на 50000 населения. Наличие Центра поддержки экспортно ориентированных предприятий. Доля предприятий — участников международных выставок в общем количестве предприятий. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, накопленных на конец года, в долларах США и т. п.
7. Инфраструктура 5. Уровень развития инфраструктуры региона Число созданных индустриальных и особых экономических зон, оснащенных инженерными коммуникациями. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля). Наличие агентства регионального развития. Отношение количества агентств муниципального развития к количеству муниципальных образований. Отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.), к общему числу предприятий. Процент обращений граждан через Интернет в региональные органы власти от общего количества обращений. Максимальная скорость Интернета и т. п.
Окончание табл. 1
Детерминанта Обобщающие показатели Частные показатели
8. Инвестиционная активность региона 6. Уровень инвестиционной привлекательности региона Место региона в рейтинге инвестиционной привлекательности. Инвестиции в основной капитал на душу населения. Наличие каталога инвестиционных проектов. Отношение количества структур по оценке и экспертизе инвестиционных проектов к общему количеству предприятий в регионе и т. п.
9. Общественнополитическая среда 7. Уровень благоприятности общественно-политического климата Изменение отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий. Контент-анализ оценок СМИ деятельности региональных отделений политических партий, проводимой органами государственной власти политики. Соотношение количества региональных отделений политических партий и распределения реальных депутатских мандатов и т. п.
сетей партнерств и т. п. Таким образом, требуется расширить состав статистических показателей для более точной оценки уровня региональной конкурентоспособности.
Значение каждого обобщающего показателя конкурентоспособности должно оцениваться по формуле
т1
оп} = £ к • д,
I=1
где ОП. — значение /-го обобщающего показателя (/ = 1^-7); т. — количество частных показателей для /-го обобщающего показателя; к. — весовой коэффициент /-го частного показателя; Я. — ранг /-го частного показателя (Я = 0^1).
Интегральный показатель конкурентоспособности должен рассчитываться по формуле
ип = £ 1 • оп ,,
1=1
где I — весовой коэффициент/-го обобщающего
з
показателя.
Весовые коэффициенты частных показателей должны быть определены в процессе анкетирования экспертов, представляющих различные регионы РФ. Полученная группировка регионов по уровню их конкурентоспособности может быть использована как информационная база для руководителей данных субъектов РФ, а также для программ сглаживания асимметрии в развитии территорий.
Для быстрого получения объективной информации об уровне региональной конкурентоспособности предложена экспресс-методика оценки. Она основана на исследовании ключевых показателей конкурентоспособности. В выявлении этих показателей принимали участие руководители управлений, отделов администрации Тамбовской области, руководители предпринимательских структур, общественных объедине-
ний. Каждый эксперт выбирал 14 наиболее важных показателей для оценки конкурентоспособности региона. Для исследования использовались только показатели, по которым имелись статистические данные. К ключевым показателям конкурентоспособности отнесены:
1) число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения;
2) объем платных образовательных услуг на душу населения;
3) количество присужденных именных стипендий на душу населения;
4) отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП;
5) доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП;
6) удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке;
7) доля объема реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП;
8) количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней;
9) число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области;
10) отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.), к общему числу предприятий;
11) доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций;
12) место региона в рейтинге инвестиционной привлекательности;
13) инвестиции в основной капитал на душу населения;
14) изменение отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий.
Из состава представленных показателей, необходимых для экспресс-методики оценки, видно, что они характеризуют все выявленные детерминанты конкурентоспособности. Это особенно важно в условиях необходимости комплексной оценки конкурентоспособности.
Ввиду того что ряд показателей не представлен в статистических сборниках, в настоящее время расчет по данной экспресс-методике не-
возможен. В связи с этим вновь подтверждается необходимость расширения перечня показателей статистической отчетности. В случае включения названных показателей в перечень статистической отчетности расчет интегрального показателя по экспресс-методике необходимо производить по формуле
ип = £ к, Д,
,=1
где к. — весовой коэффициент /-го показателя; Я. — ранг /-го показателя (Я. = 0^1).
Ранг каждого показателя для отдельно взятого региона определяется по приведенной выше методике.
Весовые коэффициенты, рассчитанные по усредненным оценкам экспертов, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Весовые коэффициенты ключевых показателей конкурентоспособности
Весовой коэффициент к1 к2 кз к 4 к5 кб к7 к8 к9 к10 к11 к12 к13 к14
Значение весового коэффициента 0,73 0,61 0,84 0,58 0,87 0,61 0,91 0,79 0,89 0,81 0,76 0,94 0,68 0,61
Следует отметить, что интегральные оценки конкурентоспособности регионов должны занять достойное место в системе показателей, отражающих уровень социально-экономического развития и потенциал регионов. Эти оценки будут выполнять три важные функции. Во-первых, давать дополнительную информацию потенциальным инвесторам о благоприятности условий для бизнеса в регионе. Во-вторых, информиро-
вать государственные органы власти, заинтересованные министерства об уровне конкурентоспособности отдельных регионов, изменении этого уровня. В-третьих, «побуждать» представителей региональных органов власти повышать частные показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности, т. е. развивать инфраструктуру бизнеса, человеческий капитал, укреплять международные связи и т. п.