УДК 33:009.02
О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
© Вероника Васильевна Худеева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат экономических наук, первый заместитель начальника управления экономической политики администрации области, e-mail: [email protected]
Статья посвящена подходам к оценке конкурентоспособности региона в условиях модернизации государственной региональной политики.
Ключевые слова: государственная региональная политика; конкурентоспособность региона; государственная поддержка; уровень конкурентоспособности региона.
Экономика России на протяжении последних двадцати лет демонстрировала и впечатляющие темпы роста, и спады. Последний финансово-экономический кризис радикально повлиял на конкурентоспособность государства. По данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», за год Россия потеряла в рейтинге 12 позиций и заняла 63-е место из 113.
Причиной тому послужила, прежде всего, высокая зависимость экономики от экспорта узкого круга сырьевых товаров - нефти, газа, первичных металлов и т. д., что подтверждает выводы о невозможности обеспечить конкурентоспособность страны только за счет природных ресурсов и перераспределения доходов от их экспорта.
Конкурентные позиции экономики России в последнее время снижаются не только на мировых, но и на своих внутренних рынках. Изменение условий хозяйствования под влиянием кризиса вызвало также обострение конкуренции между регионами, прежде всего, за их позиции в международном разделении труда, за финансовые, инвестиционные и трудовые ресурсы, необходимые для функционирования их экономики в посткризис-ный период, характеризующийся дефицитом ликвидности, переделом рынков капитала, товаров и услуг, а также возрастанием роли инноваций и человеческого капитала [1].
Вот почему необходимы координация и целенаправленное регулирование со стороны государства вопросов регионального развития, предполагающие новые механизмы и формы его стимулирования, создание усло-
вий для равноправного развития регионов и минимизации стихийной конкуренции за рынки и ресурсы.
Доклад Всемирного банка за 2009 г., посвященный пространственному развитию, на многих примерах иллюстрирует, что региональные экономические контрасты внутри стран, и не только догоняющих, но и развитых, продолжают расти. Различия только в темпах роста дифференциации: в развитых странах они существенно ниже, в догоняющих - выше [2].
Специфика российской экономики проявляется в существенной дифференциации регионов по уровню их социальноэкономического развития, который, несмотря на политику выравнивания, проводимую федеральными и региональными органами государственной власти, не только не снижается, но и возрастает. Это полностью соответствует концептуальным подходам к исследованию региональных конкурентных преимуществ Нобелевского лауреата по экономике 2008 г. Пола Кругмана.
В этой связи необходима взвешенная, четко сформулированная государственная региональная политика, представляющая собой целенаправленную деятельность федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, построенную на совокупности базовых принципов, условий и мер выравнивающего и стимулирующего характера, обеспечивающих экономическое развитие регионов, в т. ч. на основе их конкурентных преимуществ.
Вот почему важное значение приобретает исследование категории «конкурентоспо-
собность региона», факторов, на нее влияющих, а также показателей для ее оценки.
Конкурентоспособность региона - это качественная определенность состояния региона, проявляющаяся в способности конкурировать с однородными системами и характеризующаяся совокупностью конкурентных преимуществ, являющихся «движущей силой» его экономического развития.
Наше определение подчеркивает, что «конкурентоспособность» является не только динамической и результирующей характеристикой региона, присущей теориям комплексного и устойчивого развития территорий, а указывает на источник такого развития на основе региональных конкурентных преимуществ. Кроме того, оно определяет роль органов власти в управлении конкурентоспособностью региона.
Качественная определенность конкурентоспособности позволяет количественно фиксировать и измерять уровень конкурентоспособности в целом, а также каждую из ее детерминант в отдельности [3].
Уровень конкурентоспособности региона предлагается оценивать на основе интегрального показателя. Его расчет должен осуществляться с использованием ряда обобщающих показателей (с учетом их весовых коэффициентов), которые отображают уровень развития человеческого капитала, природно-ресурсный потенциал, уровень развития бизнеса, уровень международной интеграции региона, уровень развития инфраструктуры региона, уровень инвестиционной активности региона, уровень благоприятности общественно-политического
климата. Обобщающие показатели, в свою очередь, должны определяться на основе совокупности частных показателей. На количественное значение показателей конкурентоспособности оказывает влияние множество факторов. На рис. 1 представлены группы факторов (детерминанты), оказывающие
влияние на уровень конкурентоспособности региона.
Рис. 1. Детерминанты конкурентоспособности региона
Эффективность мер по повышению региональной конкурентоспособности оценивается через систему количественных и качественных показателей. В связи с чем необходимо провести разделение данных показателей, которые разделены по признаку соот-
ветствия детерминантам конкурентоспособности региона (табл. 1). Общее количество показателей, необходимых для оценки эффективности мер по повышению региональной конкурентоспособности, - 116.
Таблица 1
Классификация частных и обобщающих показателей по признаку соответствия детерминантам конкурентоспособности региона
Детерминанта Обобщающие показатели Частные показатели
1. Человеческий капитал 1. Уровень развития человеческого капитала Уровень и структура безработицы. Число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения. Объем платных образовательных услуг на душу населения. Количество присужденных именных стипендий на душу населения. Показатели занятых в экономической области в разрезе специальностей. Миграционный прирост и т. п.
2. Географическое положение и природные ресурсы 2. Природноресурсный потенциал Отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП. Доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП. Доля продукции, выпускаемой добывающими предприятиями, в ВРП региона. Расстояние до крупного энергетического центра, крупной транспортной магистрали, железнодорожного узла, аэропорта, морского порта и т. п.
3. Состояние бизнеса и отраслевая структура региона 3. Уровень развития бизнеса ВРП на душу населения. Структура ВРП (по видам экономической деятельности). Удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке. Отношение количества инвестиционных проектов малого бизнеса, получивших господдержку из бюджетов всех уровней, к числу малых предпринимателей. Отношение количество личных подсобных хозяйств к численности сельского населения. Доля предприятий, внедривших международных стандартов качества 180 и т. п.
4. Сети партнерства предприятий Доля объема реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП. Доля объема реализации предприятиями неформальных сетей партнерств в ВРП. Отношение количества семинаров, круглых столов, посвященных проблемам взаимодействия предприятий региона к общему количеству предприятий и т. п.
5. Региональные инновационные системы, включая инновационные кластеры Доля оборота венчурных фондов в ВРП. Количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней. Число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции инновационноактивными организациями области и т. п.
6. Интернационализация региона и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 4. Уровень международной интеграции региона Объем экспорта из региона. Доля совместных предприятий в общем количестве предприятий региона. Доля объем производства совместных предприятий в ВРП. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Количество международных конференций, симпозиумов, проведенных в регионе. Доля населения. Количество человек, являющихся членами международных ассоциаций, на 50000 населения. Наличие Центра поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Доля предприятий-участников международных выставок в общем количестве предприятий. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, накопленных на конец года в долларах США, и т. п.
7. Инфраструктура 5. Уровень развития инфраструктуры региона Число созданных индустриальных и особых экономических зон, оснащенных инженерными коммуникациями. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля). Наличие Агентства регионального развития. Отношение количества Агентств муниципального развития к количеству муниципальных образований. Отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.) к общему числу предприятий. Доля обращений граждан через Интернет в региональные органы власти от общего количества обращений. Максимальная скорость Интернета и т. п.
8. Инвестиционная активность региона 6. Уровень инвестиционной привлекательности региона Место в рейтинге инвестиционной привлекательности региона. Инвестиции в основной капитал на душу населения. Наличие каталога инвестиционных проектов. Отношение количества структур по оценке и экспертизе инвестиционных проектов к общему количеству предприятий в регионе и т. п.
9. Общественнополитическая среда 7. Уровень благоприятности общественнополитического климата Динамика изменения отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий. Контент-анализ оценок СМИ деятельности региональных отделений политических партий, проводимой органами государственной власти политики. Соотношение количества региональных отделений политических партий с распределением реальных депутатских мандатов и т. п.
При расчете обобщающих показателей применяется метод сумм рангов частных показателей с учетом их весовых коэффициентов. Региону с наихудшим показателем присваивается ранг - 0, с наилучшим - ранг 1.
Весовые коэффициенты частных показателей должны быть определены в процессе анкетирования экспертов, представляющих различные регионы РФ (представители региональных органов управления, крупные предприниматели, ученые и т. п.). Нами было осуществлено исследование возможных источников получения информации для расчета выявленных частных показателей. Анализ данной проблемы показал отсутствие информационной базы для расчета ряда предложенных показателей. Например, на основании имеющейся в РФ статистической базы невозможно выявить оборот венчурных фондов, наличие Агентства регионального развития, Агентств муниципального развития в регионах, определить количество формальных сетей партнерств предприятий, объем реализации предприятий формальных сетей партнерств и т. п. Таким образом, требуется расширить состав статистических показателей для более качественного осуществления оценки уровня региональной конкурентоспособности.
В связи с чем предлагаем значение каждого обобщающего показателя конкурентоспособности оценивать по следующей формуле:
О Пу = Е”^*Яг,
где ОПу - значение /-го обобщающего показателя ()=1—7); т/ - количество частных показателей для /-го обобщающего показателя; к - весовой коэффициент /-го частного показателя; Я - ранг /-го частного показателя (Я,= 0-1).
Интегральный показатель конкурентоспособности должен рассчитываться по формуле:
ИП = £}=1 /у * ОПу,
где I/ - весовой коэффициент /-го обобщающего показателя;
Весовые коэффициенты частных показателей определяются путем экспертной оцен-
ки в различных регионах РФ. Полученная группировка регионов по уровню их конкурентоспособности может быть использована как информационная база для руководителей данных субъектов РФ, а также для программ сглаживания асимметрии в развитии территорий.
Для быстрого получения объективной информации об уровне региональной конкурентоспособности предлагаем применять экспресс-методику оценки. Она основана на исследовании ключевых показателей конкурентоспособности.
К ключевым показателям конкурентоспособности следует относить:
1) число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения;
2) объем платных образовательных услуг на душу населения;
3) количество присужденных именных стипендий на душу населения;
4) отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП;
5) доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП;
6) удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке;
7) доля объема реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП;
8) количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней;
9) число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области;
10) отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.) к общему числу предприятий;
11) доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций;
12) место в рейтинге инвестиционной привлекательности региона;
13) инвестиции в основной капитал на душу населения;
Таблица 2
Весовые коэффициенты ключевых показателей конкурентоспособности
Весовой коэффициент ki k2 k3 k4 k5 кб k7 k8 k9 k10 kn k12 k13 k14
Значение весового коэффициента 0,73 0,61 0,84 0,58 0,87 0,61 0,91 0,79 0,89 0,81 0,76 0,94 0,68 0,61
14) динамика изменения отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий.
Из состава представленных показателей, необходимых для экспресс-методики оценки, видно, что они отражают все детерминанты конкурентоспособности. Это особенно важно в условиях необходимости комплексной оценки конкурентоспособности.
В настоящее время расчет по данной экспресс-методике невозможен по причине отсутствия ряда показателей в статистической отчетности. В связи с этим вновь подтверждается необходимость расширения перечня показателей государственной статистической отчетности. В случае включения указанных показателей в перечень статистической отчетности, расчет интегрального показателя по экспресс-методике необходимо производить по формуле:
ИП = ^1к,*Щ,
где к - весовой коэффициент -го показателя; Я - ранг / -го показателя (Я = 0-1).
Ранг каждого показателя для отдельно взятого региона определяется по выше приведенной методике.
Весовые коэффициенты, представляющие собой усредненные оценки экспертов, представлены в табл. 2.
Следует отметить, что интегральные оценки конкурентоспособности регионов должны занять достойное место в системе
показателей, отражающих уровень социально-экономического развития и потенциал регионов, которые будут выполнять три важные функции. Во-первых, давать дополнительную информацию потенциальным инвесторам о благоприятности условий для бизнеса в регионе. Во-вторых, информировать государственные органы власти, заинтересованные министерства об уровне конкурентоспособности отдельных регионов, динамике его изменения. В-третьих, «побуждать»
представителей региональных органов власти повышать частные показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности, то есть развивать инфраструктуру бизнеса, человеческий капитал, укреплять международные связи и т. п.
1. Department of Trade and Industry // Productivity and Competitiveness Indicators. 2002. URL: http://www.dtistats.net/competitiveness5/Past%2 0Indicators/UKPC2002.pdf
2. Martin R.L. A Study of the Factors of Regional Competitiveness, A draft final report for the European Comission. Directorate-General Regional Policy, 2002. European Commission. URL: http://www.edis.sk/ekes/competitiveness.pdf
3. OECD, Innovation and Effectiveness in Territorial Development Policy: High Level Meeting of the Territorial Development Policy Committee. Martigny, Switzerland, 2003. June.
Поступила в редакцию 2.10.2010 г.
UDC 33:009.02
ON APPROACHES TO ASSESSMENT OF REGION'S COMPETITIVENESS IN MODERNIZATION OF STATE REGIONAL POLICY
Veronika Vasilyevna Hudeyeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Economics, First Deputy of Head of economic policy management of region’s administration, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the approaches of assessing the region's competitiveness in the modernization of the state regional policy.
Key words: state regional policy; competitiveness of region; state support; level of competitiveness of region.