Научная статья на тему 'О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ'

О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Кузнецов Григорий Гелаевич

В статье предпринимается попытка проанализировать феномен коррупции на государственной службе в России с формально-юридической и историко-культурной позиций. Исследование элементов системы российского антикоррупционного права дополняется изучением специфики правовой культуры России. Авторы приходят к выводу, что особенности правосознания россиян способствуют усилению коррупционного элемента на государственной службе, при этом в фокусе формальноюридического анализа российского антикоррупционного законодательства констатируется высокий правовой уровень этого законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Кузнецов Григорий Гелаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON APPROACHES TO THE DEFINITION OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF A LEGAL, SOCIAL AND ETHICAL PHENOMENON

The article attempts to analyze the phenomenon of corruption in the civil service in Russia from the positions of formal legal and historical and cultural. The study of the elements of the system of Russian anticorruption law is supplemented by the study of the specifics of the Russian legal culture. The authors come to the conclusion that the peculiarities of the legal consciousness of Russians contribute to the strengthening of the corruption element in the public service, while the formal legal analysis of the Russian anti-corruption legislation focuses on the high legal level of this legislation.

Текст научной работы на тему «О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_2_144 УДК 342

О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО, СОЦИАЛЬНОГО

И ЭТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Росенко Мария Ивановна,

доктор политических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Кузнецов Григорий Гелаевич,

магистрант второго курса Юридического института, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

В статье предпринимается попытка проанализировать феномен коррупции на государственной службе в России с формально-юридической и историко-культурной позиций. Исследование элементов системы российского антикоррупционного права дополняется изучением специфики правовой культуры России. Авторы приходят к выводу, что особенности правосознания россиян способствуют усилению коррупционного элемента на государственной службе, при этом в фокусе формально-юридического анализа российского антикоррупционного законодательства констатируется высокий правовой уровень этого законодательства.

Ключевые слова: коррупция; государственная служба; Российская Федерация; законодательство; уголовный кодекс; правовая культура.

UDC 342

ON APPROACHES TO THE DEFINITION OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF A LEGAL, SOCIAL AND ETHICAL PHENOMENON

Rosenko Maria Ivanovna,

Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Kuznetsov Grigory Gelayevich,

second-year master student of the Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

The article attempts to analyze the phenomenon of corruption in the civil service in Russia from the positions of formal legal and historical and cultural. The study of the elements of the system of Russian anticorruption law is supplemented by the study of the specifics of the Russian legal culture. The authors come to the conclusion that the peculiarities of the legal consciousness of Russians contribute to the strengthening of the corruption element in the public service, while the formal legal analysis of the Russian anti-corruption legislation focuses on the high legal level of this legislation.

Keywords: corruption; public service; Russian Federation; legislation; Criminal Code; legal culture.

Актуальность исследуемой темы и поставленной проблемы можно определить сквозь призму социально-психологического контекста, тесно связанного с этическим и общим контекстом правовой культуры Российской Федерации: коррупция является широко распространенным явлением в российском обществе, и это обстоятельство создает общественную опасность в связи с тем, что данная форма незаконной деятельности деформирует стабильность правовых структур государства, публичной власти, экономики [11], создает реальную угрозу безопасности страны и ее международному имиджу [13]. По выражению современных ученых, отмечающих многоликость коррупционных проявлений в разных странах, государствах и исторических эпохах, там, «где коррупция распространяется на все сферы жизнедеятельности, превращается в норму и традицию, она снижает общую эффективность государственного управления и становится острой социальной проблемой» [14, с. 12], которую необходимо рассматривать как комплексную проблему, затрагивающую все сферы жизнедеятельности государства и общества.

Наиболее полным, на наш взгляд, будет подход, включающий и правовую, и социально-культурную, и этические стороны. В плоскости правовой необходимо учитывать не только криминогенную составляющую данного явления, но и сферы, в которых наиболее часто оно проявляется, например в сфере реализации функций государственного управления государственными служащими.

Общий подход в области внутренней политики Правительства Российской Федерации на современном этапе истории можно определить как подход к формированию открытых взаимодействий власти и общества (стремление к цифровизации экономики, широкое внедрение информационных технологий в сфере взаимодействия власти и общества, стратегия на формирование социального государства и др.), существенное препятствие которому составляет коррупция, нивелирующая открытость и прозрачность социально-правовых отношений.

Исследованию коррупции с научно-юридических позиций посвятили свои работы многие авторы [4; 6; 7; 21; 22]. Особый интерес, на наш взгляд, представляет сборник научных

трудов «Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России» [16], вышедший в Южно-Российском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы в 2018 г., в котором молодые ученые дали свое видение коррупции и акцентировали в том числе внимание на ее нравственном аспекте. Российскими правоведами коррупция исследуется обычно как социальное явление: к примеру, большая часть ученых высказывают мнение о связи общественной ситуации нестабильности в государстве с психологическими детерминантами, приводящими государственных служащих к коррупционным действиям. Высказано достаточно мнений и об общей культурно-правовой основе широкого распространения коррупции в Российской Федерации.

Вопросы коррупции государственных служащих, ее предотвращения и способов уголовного или административного наказаний за коррупционные действия - сложная тема не только для современной России, но и для российского общества в его истории. Так, постоянное усложнение бюрократического аппарата с характерным увеличением мелких плохо оплачиваемых должностей в эпоху Российской империи привело к усугублению коррупционной составляющей в повседневной деятельности чиновничества [8; 9]. На ранних этапах советской истории наказанием за взяточничество могла быть и высшая мера наказания - расстрел (по Уголовному кодексу 1922 г.), а коррупция признавалась контрреволюционной деятельностью, подрывающей основы устройства общества и государства.

В современной России способы правового регулирования антикоррупционной деятельности и борьбы с коррупцией основаны на Федеральном законе «О противодействии коррупции» (2008 г.) [20] и последующей за ней и опубликованной на сайте Кремля «Национальной стратегии противодействия коррупции» [12]. Коррупция в данных нормативно-правовых актах определяется как разнообразные формы злоупотребления служебным положением, полномочиями, подкуп, дача взятки или ее получение и т. п. вопреки законным интересам общества и государства и с целью иметь выгоду в виде материальных ресурсов.

Сам термин «коррупция» происходит от латинского существительного «соггирсю», что означает «подкуп» [10, с. 205]. Коррупция, таким образом, есть противоправное, незаконное общественно опасное деяние, проявляющееся в разнообразных формах. Закон предусматривает возможность коррупционных действий у двух категорий лиц: физических и юридических (коррупция в интересах юридических лиц). Противодействием коррупции назван комплекс мер и действий государственных органов всех уровней, от федеральных до региональных, а также институтов гражданского общества, отдельных граждан - физических лиц, а также общественности и организаций самоуправления в пределах собственных, установленных законом и возможных полномочий [20].

В УК РФ преступления, связанные с коррупционной активностью, в том числе и на государственной службе, распределены в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Наибольшее значение, на наш взгляд, имеют следующие статьи: ст. 285 «Злоупотребление служебными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве», ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», ст. 292 «Служебный подлог». На одном из интернет-сайтов Управления Федеральной службы судебных приставов разъясняется правовая специфика коррупционных преступлений в сфере государственной службы. Отмечается, что к таким преступлениям относятся противоправные деяния только при наличии определенных формальных критериев, к которым относятся, к примеру, связь противоправного деяния с реальным служебным положением государственного служащего, его фактическое отступление в результате коррупционных действий (к примеру, получение взятки) от собственных законом установленных обязанностей и полномочий [19].

Коррупция на государственной службе: формально-юридический подход

Исследуя в формально-юридическом ключе вопросы борьбы с коррупцией, обра-

тимся к наиболее ясно выражающей смысл антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства Российской Федерации ст. 290 УК РФ «Получение взятки» [18, ст. 290].

Получение взятки определяется следующим образом - это получение должностным лицом как российского, так и иностран -ного и международного уровня разными путями и средствами (к примеру, лично или через посредника) материальных ресурсов (денег, ценных бумаг и пр.) или прав на материальные ресурсы за совершение действий для лица, дающего взятку, или же за бездействие по поводу взяткодателя, или же за общее покровительство или попустительство на службе при возможности реализовать весь перечень указанных действий в фокусе своих служебных полномочий. Иными словами, объективная сторона данного преступления содержит причинно-следственные связи между фактическим служебным положением лица, получающего взятку, и его служебной деятельностью или бездействием, опосредованными взяткой. Важной частью объективного содержания преступления, предусмотренного ст. 290, является материальный фактор, то есть факт опосредования материальным, имущественным ресурсом взаимодействия между должностным лицом-коррупционером и дающим взятку лицом. Получение взятки в зависимости от реального состава преступления, его характера и степени тяжести, общественной опасности, от размера самой взятки может находиться в категории от преступления небольшой тяжести до тяжкого преступления.

Иное уголовное преступление, характерное для коррупционных действий в сфере государственной службы, - это дача взятки. Иначе не только получение взятки, но и ее дача представляет собой преступление; однако, если государственный служащий получает взятку с целью коррупционных действий, то субъектом преступления по даче взятки является лицо, предлагающее или дающее должностному лицу взятку в виде материальных ресурсов. Несомненно, в общей коммуникации коррупционера и взяткодателя есть единое преступное ядро: и тот и другой совершают уголовное преступление (ст. 291 УК РФ).

Дача взятки - это непосредственное или косвенное (через третьих лиц) предоставление ответственному, должностному лицу материальных, имущественных ценностей с целью реализации интересов взяткодателя, выступающих по линии должностной деятельности государственного служащего. Одним из элементов объективной стороны данного преступления является наличие самой взятки, а также установленные причинно-следственные связи между дачей взятки взяткодателем и получением этой взятки должностным лицом. Мера ответственности определяется от штрафа до длительного лишения свободы. Отмечено, что взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности в следующих случаях: если он активно способствовал расследованию либо же раскрытию коррупционного преступление, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, если взяткодатель добровольно сообщил в государственный орган, имеющий полномочия по возбуждению уголовного дела о даче взятки (ст. 291 УК РФ).

Следующее преступление, имеющее выраженную коррупционную направленность, -это злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Под злоупотреблением служебными полномочиями понимается деятельность уполномоченного, ответственного лица, государственного служащего, лежащее в сфере его служебной активности, вопреки законным интересам государства, общества и отдельных лиц и имеющее корыстный или иной личный мотив. Иными словами, ст. 285 УК РФ устанавливается связь между корыстностью, материальной заинтересованностью в реализации собственной деятельности в определенной сфере и в определенной траектории.

Необходимо отметить, что современное российское антикоррупционное законодательство находится на высоком юридическом уровне. С одной стороны, совокупность санкций за коррупцию на государственной службе достаточно специфична и одновременно с этим строга. Со стороны другой, законодатель ясно сформулировал объективные критерии коррупции, и данное обстоятельство способствует сужению интерпретационных моделей конкретного правового (криминального) случая.

Коррупция и государственная служба: историко-культурологический подход

Подходя к вопросам коррупции с истори-ко-культурологических позиций, необходимо отметить факторы, влекущие активизацию коррупционных действий на государственной службе в Российской Федерации, отмеченные в современной юридической науке. Так, в исследовании Д. А. Айрапетяна (РАНХиГС) выделяется такой фактор, как общий низкий уровень политического самосознания россиян [2, с. 4]. На наш взгляд, коррупция в сфере государственной службы обусловлена спецификой правой культуры России постсоветского времени. Мы согласны с мнением Е. В. Аграновской о том, что правовая культура являет собой систему правовых ценностей, взглядов и установок общества и личности относительно права и правовых норм [1, с. 18]. Уместно отметить мнение профессора РГЭУ (РИНХ) М. Б. Смоленского, со -гласно которому право и правовая культура являются основополагающими ценностями гражданского общества и государства. Можно отметить общую позицию правоведов относительно этой культуры в том, что российское общество обладает низким уровнем правового самосознания, безынициативностью в области гражданской и политической позиций [17].

В фокусе особенностей современной российской правовой культуры правоведы

A. С. Ароян и А. А. Криницкая изучили феномен «коррупционной податливости», который означает психологическую готовность государственных служащих совершать коррупционные действия. Иными словами, лицо, состоящее на государственной службе, изначально «податливо» на коррупционные проявления в связи с особенностями коллективного, бытующего в культуре и социуме сознания и менталитета [3]. По мнению

B. Г. Вишневского, правовая культура России отличается нигилизмом со свойственным пренебрежением правовыми нормами и обычаями, уходящими корнями в эпоху Российской империи и Советского союза. Правовой нигилизм означает представления, согласно которым юридические нормы и механизмы якобы реально не функционируют, а социальные отношения в обществе и государстве основаны на разнохарактерных взаимодействиях индивидов между собой

и социальных групп с иными социальными группа, индивидов и социальных групп с государством [5, с. 43-45]. Правовой нигилизм отвергает, таким образом, общую законность государственности России, а также подрывает правовые устои российского общества, являясь благодатной почвой для выстраивания нелегитимной с юридической точки зрения коммуникации между властью и обществом, что приводит к коррупции. Кроме того, известны факты недоверия граждан к государственным учреждениям, к органам власти (в том числе и судебной), а также в целом к системе отечественного права. Эти факты, несомненно, имеют истоком упомянутый правовой нигилизм. Известно также повседневное явление: современные россияне сами инспирируют коррупционные действия государственных служащих, полагаясь на благодатную коррупционную почву, причем данные формы взаимодействия между ответственными лицами и конкретными гражданами лежат зачастую в сфере низших государственных структур. Интерес представляет засвидетельствованный современным российским правоведом Б. О. Пильке-вичем этический аспект данного процесса: граждане зачастую не видят безнравственным дать взятку, а государственные служащие получить эту взятку [15].

Итак, специфика правовой культуры России обусловливает широкое распространение коррупции и коррупционных схем на государственной службе. Правовая неосознанность россиян, правовой нигилизм создают благодатную почву для роста и развития коррупции в обществе.

Выводы

Исследовав с формально-юридических позиций феномен коррупции на государственной службе в современной России, мы выявили и описали ключевые нормативно-правовые источники борьбы с коррупцией, важнейшие источники антикоррупционного законодательства. Это прежде всего Федеральный закон «О противодействии коррупции». Важнейшие статьи УК РФ по делам о коррупции - это статьи «Получение взятки», «Дача взятки», «Злоупотребление служебными полномочиями» и некоторые другие. Коррупция, дестабилизирующая в том числе и государственность России, а также саму законность этой государственности, представляется серьезной общественно-правовой и политической угрозой. Стратегии борьбы с коррупцией включают на современном этапе как превентивные меры, так и меры правового воздействия на уже состоявшихся коррупционеров.

Изучая феномен коррупции на государственной службе в Российской Федерации с историко-культурологических позиций, мы выяснили, что благодатную почву для проявления коррупции создает несовершенство правовой культуры российского общества, характеризующейся прежде всего правовым нигилизмом и в целом низким правосознанием.

Так или иначе коррупция представляет собой фундаментальный общественно-правовой вызов современному российскому обществу, при этом, разумеется, наиболее серьезная часть этого вызова - коррупция на государственной службе.

Список литературы_

1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / отв. ред. Е.А. Лукашева. М. : На-ука,1988. 142 с.

2.Айрапетян Д. А. Особенности политической коррупции в современной России // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России : сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов - участников круглого стола с международным участием. Ростов н/Д : ЮРИУ РАНХиГС, 2018. 94 с.

3.Ароян А. С., Крицкая А. А. К вопросу о коррупционно-бюрократической конфликтогенности государственного и муниципального управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 219-224.

4.Березина Е. В., Евдокимов К. Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24

5.Вишневский В. Г Особенности правовой культуры современной России // Пролог. 2014. № 2 (б). С. 42-48.

6.Муниципальное право России : учеб. пособие / под ред. А. В. Юрковского. Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.

7. Довбня А. И., Юрковский А. В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридиче -ского института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 27-28.

8.Кораблев Г Г Противодействие коррупции в Российской империи // Вопросы студенческой науки. 2019. Вып. № 4 (32). С. 276-280.

9. Крюкова Н. И. Возникновение и история развития коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. М. : Юрист, 2013. С. 25-30.

10. Латинско-русский словарь. 7-е изд., стереотип. М. : Русский язык, 2002. 846 с.

11. Мелконян А. В. Коррупция в системе государственной службы России и ее предупреждение // Молодой ученый. 2017. № 5.1 (139.1). С. 37-39. URL: https://moluch.ru/archive/139/39319/ (дата обращения: 19.05.2022).

12. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460) // Кремль. URL: https:// http://www.kremlin.ru/supplement/565/ (дата обращения: 17.05.2022).

13. О противодействии коррупции // Госслужба. URL: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/corruption-prevention/ (дата обращения: 19.05.2022).

14. Пашаев Х. П., Пашаева Э. Х. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения: курс лекций : учеб. пособие. Горно-Алтайск : БИЦ ГАГУ, 2018. 234 с.

15. Пилькевич Б. О. Причины и условия возникновения и развития коррупционных проявлений в современном российском обществе // Молодой ученый. 2021. № 31 (373). С. 120-123. URL: https://moluch.ru/archive/373/83392/ (дата обращения: 23.05.2022).

16. Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России : сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов - участников круглого стола с международным участием. Ростовна-Дону, 17 февраля 2018 г. Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2018. 94 с.

17. Смоленский М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С.73-80.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области. URL: https://https:// r56.fssp.gov.ru/Prkorr7 (дата обращения: 17.05.2022)

.20. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности : учеб. пособие / под ред. А. В. Юрковского. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.

22. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учеб. пособие. Иркутск, 2012. 199 с.

References_

1. Agranovskaya E. V. Legal culture and ensuring the rights of the individual / ed. by E.A. Lukasheva. M. : Nauka, 1988. 142 p.

2. Hayrapetyan D. A. Features of political corruption in modern Russia. Problems of combating corruption in the state and municipal service and ways to solve them in modern Russia: a collection of reports by young scientists, graduate students and students participating in the round table with international participation. Rostov n/A : YURIU RANEPA, 2018. 94 p.

3. Aroyan A. S., Kritskaya A. A. On the issue of corruption and bureaucratic conflictogenicity of state and municipal administration. State and municipal administration. Scientific notes of SKAGGS. 2016. No. 3. pp. 219-224.

4. Berezina E. V., Evdokimov K. N. Topical issues of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts by the Prosecutor's Office. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1 (30). pp. 23-24

5. Vishnevsky V. G. Features of the legal culture of modern Russia. Prologue. 2014. No. 2 (b). pp. 42-48.

6. Municipal law of Russia : studies. the manual / edited by A.V. Yurkovsky. Irkutsk : Irkutsk Law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2014. 327 p.

7. Dovbnya A. I., Yurkovsky A.V. Basic approaches to the concept of corruption. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1 (30). pp. 27-28.

8. Korablev G. G. Anti-corruption in the Russian Empire. Questions of student science. 2019. Issue. No. 4 (32). pp. 276-280.

9. Kryukova N. I. The emergence and history of corruption in Russia. State power and local self-government. Moscow: Yurist, 2013. pp. 25-30.

10. Latin-Russian dictionary. 7th ed., stereotype. M. : Russian language, 2002. 846 p.

11. Melkonyan A.V. Corruption in the public service system of Russia and its prevention. Young scientist. 2017. No. 5.1 (139.1). pp. 37-39. URL: https://moluch.ru/archive/139/39319 / (accessed: 05/19/2022).

12. National Anti-Corruption Strategy (approved by Presidential Decree No. 460 of April 13, 2010). Kremlin. URL: https://www.kremlin.ru/supplement/565 / (date of appeal: 17.05.2022).

13. On combating corruption. Civil Service. URL: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/corruption-prevention / (date of address: 19.05.2022).

14. Pashaev H. P., Pashaeva E. H. Raising the level of legal awareness of citizens and popularization of anti-corruption standards of behavior: a course of lectures: textbook. stipend. Gorno-Altaysk : BIC GAGU, 2018. 234 p.

15. Pilkevich B. O. The causes and conditions of the emergence and development of corruption manifestations in modern Russian society. Young scientist. 2021. No. 31 (373). pp. 120-123. URL: https://moluch.ru/archive/373/83392 / (date of address: 05/23/2022).

16. Problems of combating corruption in the state and municipal service and ways to solve them in modern Russia: a collection of reports by young scientists, graduate students and students participating in the round table with international participation. Rostov-on-Don, February 17, 2018 Rostov n/A: YURIU RANEPA, 2018. 94 p.

17. Smolensky M. B. Law and legal culture as the basic value of civil society. Journal of Russian Law. 2004. No. 11. pp.73-80.

18. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 25.03.2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

19. Department of the Federal Bailiff Service in the Orenburg region. URL: https://https://r56.fssp.gov.ru/Prkorr7 (accessed: 05/17/2022) .20. Federal Law "On Combating Corruption" dated 25.12.2008 No. 273-FZ. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

21. Participation of the Prosecutor's Office in law-making activities : studies. the manual / edited by A.V. Yurkovsky. Irkutsk: Irkutsk Law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2014. 239 p.

22. Yurkovsky A.V., Evdokimov K. N., Derevskova V. M. Legal foundations of anti-corruption: textbook. stipend. Irkutsk, 2012. 199 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.