УДК 343.3
Юридические науки
Александров Василий Андреевич, студент 4 курса, Института права Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация: в статье рассматриваются основные формы проявления коррупции в системе государственной службы, правовые средства противодействия коррупции. Исследуются конвенционные нормы и национальное антикоррупционное законодательство при привлечении к уголовной и иным видам юридической ответственности в рамках комплексного воздействия на это негативное правовое явление.
Ключевые слова: коррупция, уголовная ответственность, формы проявления.
Abstract: The article presents the main forms of corruption in the public service system, legal means of combating corruption. Conventional norms and national anti-corruption legislation are investigated when brought to criminal and judicial responsibility as part of a comprehensive impact on this negative legal phenomenon.
Keywords: corruption, criminal liability, manifestations.
Коррупция, несомненно является порождением социума, то есть своеобразной формой общественных отношений, сформировавшихся с появлением и выделением властных структур. Это структура отношений, пронизывающих общество, но не являющаяся основой его функционирования, без которой оно не могло бы обходится. В определенных случаях коррупционные проявления являются катализатором социальных связей.
Исходя из этого веским является наполнение содержанием термина (коррупция) с правовой позиции, и в частности уголовного закона, смыслом, в полной мере отражающем социальные реалии, отвечающим требованиям международных стандартов в этой области, что несомненно важно, был бы востребован в правоприменительной практике.
Разрушительное воздействие на общество оказывает коррупция в системе государственной службы.
Коррупция проявляется в виде получения денег, иного вознаграждения за заключение контрактов, нарушение процедуры заключения контракта в интересах взяткодателя, оказание поддержки, использование государственных средств в личных или корпоративных целях и др. Отметим, не всегда коррупция - это получение денежных средств.
Коррупционные преступления имеют место быть и в предоставлении (необоснованных) мер, льготы, преференции, лояльность государственных служащих по отношению к партиям, родственникам, знакомым и т.п. Так, под должностным лицом КоАП РФ понимает лиц, которые в соответствии со специальными полномочиями осуществляют функции представителя власти, они наделены в соответствии с законом распорядительными полномочиями. Особо отмечается, что наделены полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. Помимо этого, это и лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях ...
Международная организация «Transparency International» по данным на 2008 г. поставила Россию 147-е место из 163 стран по уровню коррумпированности. Причем видится увеличение коррупции. Так в 2006 году - Россия была на 127 месте, в 2005 году - 126 месте, а в 2004 году - на 90 месте.
Также увеличивается количество преступлений по УК РФ имеющих признаки коррупции: 2005г. - 9821, 2006 г. - 11063, 2007 - 11616.
В 2017 году по данным Ernst & Young среди стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) по уровню коррупции Россия была на 16-м месте, что ухудшилось по сравнению с 2015 г.
От преступлений, обусловленных коррупцией, материальный ущерб составляет каждый год около десяти процентов от суммы ущерба если взять все преступления в России. В то же время такой ущерб чаще всего возмещается добровольно. Был погашен ущерб в десять млрд руб., обеспечено взыскание семидесяти млрд руб.
В первом полугодии 2017 года по сравнению с прошлым годом количество выявленных взяток снизилось на тридцать процентов. По заключению экспертов, объем коррупционного рынка составляет 240 - 316 млрд. $ [2]. Сумма взятки составляет от двадцати до семидесяти пяти тысяч рублей [8].
Следует отметить проблемы связанные с правонарушениями, которые создают условия для проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.
В.В. Путин призвал совершенствовать антикоррупционные механизмы, необходимо предпринимать более жесткие действия по изъятию и обращение в доход государства имущества коррупционеров. «Нужно совершенствовать такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги, в том числе с учетом международных норм», - заявил глава государства на заседании Совета по противодействию коррупции.
По мнению В.В.Путина, важным вопросом является «компенсация ущерба, причиненного коррупционерами - следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции». Из пятнадцати споловиной млрд рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2016 году удалось вернуть только пятисот восьмидесяти восьми млн рублей [7].
Каркасом противодействию коррупции в России стали Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию
коррупции», Национальный план противодействия коррупции [6]. В настоящее время приняты и действуют федеральные законы: Федеральный закон №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изм. и др.
В международном праве содержится определение коррупции и субъекты правонарушений, связанных с коррупцией. Так, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, которая была принята 4 ноября 1999 г. [3] дает следующее определение: «коррупция» - значит просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки, обещание.
Коррупция определяется как «подкуп (взятка), любое иное поведение в отношении лиц, наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц».
Статья 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией (1999) рассматривает коррупцию тождественно понятию коррупционные правонарушения, как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами.
Содержание коррупции выражаются в формах его существования. Коррупция связана с различными формами злоупотребления властью на всех уровнях: это и предоставление преференций, и создание преимуществ при предоставлении госуслуг и др.
Не секрет, что формы коррупции в системе госслужбы различных стран являются похожими- это семейственность при устройстве на работу, это и получение награды за получение выгодных контрактов (даже осуществляя закупки, проводя аукционы и конкурсы), это и установление платы за услуги, хотя они входят в служебные обязанности госслужащего и т.д.
В соответствии с Международной конвенцией против коррупции, от 29 марта 1996 г., различают такие формы коррупции:
- вымогательство в виде подарка, услуги, обещания в обмен на любое действие или бездействие при исполнении государственных обязанностей;
- любые действия или несовершение действия в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица;
- мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения указанных действий;
- ненадлежащие использование информации, которую получили в процессе выполнения обязанностей государственной службы;
- направление имущества, денежных средств, ценных бумаг, незаконно полученных, с целью хранения, распоряжения.
В.В. Лунеев отмечает, что в условиях рыночной экономики коррупция осуществляется не только взяточничеством, злоупотреблением, но проявляется в виде правонарушений: лоббизм, протекционизм [5].
А.И. Гуров рассматривает коррупцию как признак организованной преступности. Он предлагает выделить такие формы коррупции.
Во- первых, политическая коррупция, когда гослужащие вступают в противоречие с нормами морали и закона не с целью получения взятки, а в силу клановых отношений, родственных, семейных связей. Такую форму коррупции можем видеть на территориях, сохранивших родоплеменные отношения, где сильны обычаи, традиции.
Во-вторых, криминальная деятельность, которая основывается на подкупе должностных лиц, за вознаграждение оказываются преступникам услуги. В этом случае все преследуют корыстные цели.
В-третьих, организованная преступность. Здесь применяется не только подкуп, но и провокация, и угроза в отношении должностных лиц. О такой форме коррупции, связанной с организованной преступностью, говорится в Конвенции ООН против транснациональной и организованной преступности
На основе исследования форм проявления коррупции в системе государственной службы, отметим, что это виды нарушений конституционных, административных [1], уголовных и иных норм права. И они связаны с исполнением должностных полномочий госслужащими.
Библиографический список:
1. Административно-процессуальное право России: Монография / Панова И.В. - 4-е изд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
2. Антикоррупция: Медведев предложил программу против коррупции // Российская газета.. 2008. 5 июня.
3. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 04.11.1999) //Российская юстиция. 2003. № 3.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.
5. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. № 4. С. 99.
6. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российская газета. 2008. 5 августа. № 164.
7. Путин призвал совершенствовать антикоррупционные механизмы//http://tass.ra/poHtika/2615593 http://tass.ru/politika/2615593.
8. Шкель Т. Час на борьбу с коррупцией. Юрий Чайка отчитался перед депутатами».// Российская газета. 2008. 30 октября. № 226 (4783).