Научная статья на тему 'Меры по противодействию коррупции и состояние борьбы с ней в системе государственной службы'

Меры по противодействию коррупции и состояние борьбы с ней в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1288
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДАЧА ВЗЯТКИ / ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биярсланова Асият Магомедовна

В статье анализируются способы борьбы с коррупцией в системе государственной службы России. Предложены меры противодействия коррупции. Делается вывод об усилении финансового контроля за расходами госслужащих. По мнению автора, коррупция препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики страны, а также вызывает в российском обществе недоверие к органам государственной власти и обосновано рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Следует предпринимать меры организационного, юридического и экономического характера для минимизации проявлений коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры по противодействию коррупции и состояние борьбы с ней в системе государственной службы»

УДК 368(075.8)

Биярсланова Асият Магомедовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университета народного хозяйства bruo2@mail.ru

Asiyat M. Biyarslanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Dagestan State University of National Economy bruo2@mail.ru

Меры по противодействию коррупции и состояние борьбы с ней в системе государственной службы

Measures to combat

corruption and the state of the fight against it in the civil service

Аннотация. В статье анализируются способы борьбы с коррупцией в системе государственной службы России. Предложены меры противодействия коррупции. Делается вывод об усилении финансового контроля за расходами госслужащих.

По мнению автора, коррупция препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики страны, а также вызывает в российском обществе недоверие к органам государственной власти и обосновано рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Следует предпринимать меры организационного, юридического и экономического характера для минимизации проявлений коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, органы прокуратуры.

Annotation. The article analyses ways to combat corruption in the Russian public service system. Anti-corruption measures have been proposed. It is concluded that financial control over the expenses of civil servants is strengthened. According to the author, corruption impedes social transformation and the effectiveness of the country's national economy, as well as causes distrust of State authorities in the Russian society and is rightly regarded as a threat to the security of the Russian Federation. Organizational, legal and economic measures should be taken to minimize corruption.

Keywords: corruption, anti-corruption, public service, giving a bribe, receiving a bribe, abuse of authority, prosecuting authorities.

Для России проблема такого социального явления, как коррупция приобрела особую значимость, поскольку коррупция препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики страны, а также вызывает в российском обществе недоверие к органам государственной власти и обосновано рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В русском языке много пословиц на данную тему: «Один закон для богатых, другой - для бедных», «Богатому идти в суд - трын-трава, бедному - долой голова», «Кто барствует, тот и царствует» и т.д.

Коррупция в системе государственной службы России представляет собой одну из основных угроз национальной безопасности. Коррупционная угроза основам рыночной экономики - это ограничение конкуренции и свободы экономической деятельности.

Полностью победить коррупцию невозможно. Однако предпринимать меры организационного, юридического и экономического характера для минимизации проявлений коррупции необходимо для любого государства, являющегося правовым.

Коррупцию в системе государственной гражданской службы можно определить как социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие, уполномоченные на выполнение государственных властных функций, используют свое должностное положение и статус занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения.

Оценить уровень коррупции в России позволяют исследования Transparency International, по их данным в 2016 году Россия находится на 131-м месте, годом ранее были на 119-м месте, в восприятии коррупции по 100-балльной шкале, Российская Федерация получила 29 баллов. Это находится на уровне таких стран, как Иран, Казахстан, Непал, Украина [7].

Коррупция - незаконный, противоправный, социально опасный акт, проявляющийся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целого ряда других областей или государственного управления, для которых юридическая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность была установлена правовыми актами [3 , с. 28].

Коррупция включает в себя злоупотребление властью, взяточничество, коммерческий подкуп или другие незаконные виды использования лицом своей официальной должности, вопреки законным интересам общества и государства, с целью получения выгод в форме денег, ценных вещей, другого имущества или услуги имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, а так же совершение этих действий от имени или в интересах юридического лица.

Рассматривая коррупцию на региональном уровне, следует отметить, что уровень коррупции в Республике Дагестан оценивается как один из самых высоких в России.

Наиболее значительная степень коррупции в эти годы была выявлена в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Избербаше, Южно-Сухокумске.

Самые низкие масштабы коррупции наблюдаются в Каспийске и сельских районах, в частности Кулинском, Лакском, Левашинском и Кизилюр-товском.

Динамика восприятия уровня коррупции населением Дагестана показала, что с 2016 года доля людей, воспринимающих коррупцию как значительную, снизилась на 4 %.

В настоящий момент деятельность власти по борьбе с коррупцией оценивается как недостаточная. Всего 36 % опрошенных отмечают усилия власти по борьбе с коррупцией, что на 3 % больше, чем в 2016 году. Из них только 11 % считают, что власть делает всё, что от неё зависит, а 25 % уверены, что власть могла бы делать больше. 31 % считает, что деятельность власти в этом направлении отсутствует. Однако источником незначительного или даже сильного противодействия коррупции власть считают только 11 % опрошенных. 25 % респондентов затруднились с ответом.

В рейтинге профессий, которые субъективно воспринимаются гражданами как наиболее коррумпированные, «возглавляют список» представители 4 профессий: сотрудники ГИБДД (56 %), врачи (56 %), университетские профессора (55 %) и судьи (50 %) [8].

Среди госслужащих отдельной группой выделяются чиновники, дающие разрешения в сфере строительства, и сотрудники палат земельных и имущественных отношений.

Особенность коррупции заключается в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений чиновников, она

дублирует, заменяет функциональные отношения чиновников.

Коррупция также приводит к тому, что конкурентные механизмы рынка нарушаются, так как зачастую победителя выявляет не конкуренция, а тот, кто смог получить преимущества взятками. В результате эффективность рынка снижается, а идея рыночной конкуренции дискредитирована. Коррупция дала мощный рост организованной преступности.

По данным Министерства внутренних дел России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия [6].

Коррупция приводит к самым серьезным последствиям во время избирательных и бюджетных процессов.

Политическая коррупция начинается с выборов в структуры власти. Коррупция во время выборов ведет к недоверию к органам власти и дискредитирует институт выборов как общедемократическое явление.

Коррупция в бюджетном процессе помимо расхищения бюджетных средств, ведет к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Что касается социальной сферы, здесь можно назвать результаты коррупции: рост имущественного неравенства, т.к. коррупция поощряет несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества и рост социальной напряженности в обществе, которое бьет по экономике и угрожает политической стабильности в стране.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией являются:

- реализация единой государственной политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия правоохранительных органов и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам борьбы с коррупцией, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

- принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан, более активное участие в борьбе с коррупцией и формирование негативного отношения к коррупции в обществе;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Важную роль в борьбе с коррупцией возлагают на органы прокуратуры. Поэтому прокуроры в целях снижения коррупционного характера государственных и муниципальных нормативных правовых актов должны использовать правотворческую инициативу и требовать, чтобы государственные органы субъектов Российской Федерации и местные органы власти приняли нормативные правовые акты об обязательном предоставление региональных и муниципальных актов для проверки. В настоящее время предоставление проектов нормативно-правовых актов в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы не является обязательным, а правом государственных органов и местного самоуправления [1, с. 23].

По мнению автора, ключевым элементом борьбы с коррупцией должен быть финансовый контроль за расходами должностных лиц и их окружения. Скрыть материальные следы коррупционного преступления практически невозможно. Коррупционные преступления совершаются систематически и приносят своим участникам огромные финансовые средства и блага, которые материализуются в виде предметов роскоши, элитной недвижимости, дорогих автомобилей и т.д.

Расходы, превышающие финансовые возможности государственного служащего, должны служить пусковым механизмом для включения правового механизма выявления наличия коррупционной составляющей.

Кроме того, для формирования честного, компетентного и дисциплинированного аппарата государственного управления, по мнению автора, необходимо внедрить такие правостимулирую-щие средства воздействия на коррупционные отношения как:

- для фактической реализации положений законодательства об обязанности уведомления представителя нанимателя об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений следует ввести в практику материальное и карьерное стимулирование государственных служащих, исполнивших на практике данное требование, что будет стимулировать антикоррупционное поведение государственных служащих. Внести данное условие в положения о премировании служащих и выплате им материальной помощи, единовременных выплат и поощрений;

- необходимо установить особую процедуру назначения государственных служащих на должность путем тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупреч-

Литература:

1. Березина Е.В. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры / Е.В. Березина,

ным послужным списком и соответствующей репутацией;

- привлечение к работе по формированию в государственных органах отрицательного отношения к коррупции общественных объединений, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества, проведение совместных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности;

- для предупреждения фактов неправомерного служебного поведения государственных служащих следует обеспечить им повышение квалификации, в том числе служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции по современным технологиям противодействия коррупции.

- в целях формирования антикоррупционного мировоззрения и поведения государственных служащих необходимо проводить мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с коррупцией, по распространению антикоррупционных идей и взглядов в обществе;

- необходимо обеспечить особый контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, а также об указанных в них фактах коррупции. Информация, полученная от граждан и организаций, поможет оперативно пресекать имеющиеся коррупционные практики и не допускать их дальнейшего существования. Это в конечном итоге позволит понизить уровень системной коррупции до коррупции единичной;

- следует повысить ответственность должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

- предлагаем повысить уровень социально-экономической защищенности государственных служащих. Уровень оплаты труда государственных служащих должен быть сопоставим с уровнем оплаты труда специалистов, занимающих должности схожей сложности в частном секторе экономики.

Борьба с коррупцией на государственной службе в Российской Федерации должна быть всеобъемлющей, охватывающей правовые, экономические, информационные, организационные, материально-технические и другие сферы деятельности с обязательным участием институтов гражданского общества, таких как общественные движения, политические партии, профсоюзы в осуществлении общественного контроля [2; 4].

Literature:

1. Berezina E.V. Actual issues of anti-corruption examination of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts by prosecution authorities / E.V. Berezina, K.N. Evdokimov // Bulletin of the

К.Н. Евдокимов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1(30). С. 23-24.

2. Муртазалиев А.М. Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 22-25.

3. Довбня А.И. Основные подходы к понятию коррупции / А.И. Довбня, А.В. Юрковский // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1(30). С. 27-28.

4. Дибиров Ю.С. Коррупция в системе государственной службы России / Ю.С. Дибиров, М.Д. Шабанов // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9(124). С. 320-322.

5. Юрковский А.В. Конституционное право : учебное пособие / А.В. Юрковский, В.М. Дерев-скова, К.Н. Евдокимов, И. А. Кузьмин, М.Ю. Куликов, В.В. Онохова, С.В. Праскова, И.С. Суркова, М.Г. Тирских, А.Н. Шаламова; Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.

6. Мелконян А.В. Коррупция в системе государственной службы России и её предупреждение // Молодой ученый. 2017. № 5.1. С. 37-39. URL : https://moluch.ru/archive/139/39319/ (дата обращения 2017-12-02).

7. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006-2017 (последняя редакция 05.12.2017). URL : http://gtmarket.ru/ ratings/corruption-perceptions-index/info

8. Социологическое исследование по оценке уровня коррупции в Республике Дагестан. Махачкала. ООО «АС». 2017.

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1(30). P. 23-24.

2. Murtazaliev A.M. Problems of combating corruption and conceptual approaches to their solution // Legal Bulletin of the DSU. 2014. № 4. P. 22-25.

3. Dovbnya A.I. Basic approaches to the concept of corruption // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1 (30). P. 27-28.

4. Dibirov Yu.S. Corruption in the public service system of Russia / Yu.S. Dibirov, M.D. Shabanov // Eurasian Law Journal. 2018. № 9(124). P. 320-322.

5. Yurkovsky A.V. Constitutional law : textbook / A.V. Yurkovsky, V.M. Derevskova, K.N. Evdokimov, I.A. Kuzmin, M.Yu. Kulikov, V.V. Onokhova, S.V. Pras-kova, I.S. Surkova, M.G. Tyrsky, A.N. Shalamova; Irkutsk Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation. Irkutsk, 2015. 611 p.

6. Melkonyan A.V. Corruption in the public service system of Russia and its prevention // Young scientist. 2017. № 5.1. P. 37-39. URL : https://moluch.ru/archive/139/39319/ (Date of access 2017-12-02).

7. Rating of countries of the world in terms of perception of corruption. Humanitarian Encyclopedia // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2017 (last revised: 05.12.2017). URL : http://gtmarket.ru/ratings/ corruption-perceptions-index/info

8. A case study on assessing the level of corruption in the Republic of Dagestan. Makhachkala. LLC «AS». 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.