Научная статья на тему 'О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ'

О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧАСТНИКИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГОСУДАРСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ СФЕРА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Росенко М.И.

Целью данной статьи является проведение исследования правонарушений и преступлений в транспорте, их динамики и взаимосвязи с трансформацией правовых норм, регламентирующих ответственность на транспорте, кроме группы преступлений, относящихся к группе преступлений против военной службы, и за исключением составов которых относятся к дисциплинарной, имеющей четко выраженную взаимосвязь с качеством и полнотой выполнения трудовых обязательств, взятых на себя сотрудником при подписании трудового договора и обязательствах его выполнять. В связи с тем, что современный транспортный комплекс представляет собой источник повышенной опасности и сложносоставной объект с высоким уровнем риска, проведен комплексный анализ правонарушений и преступлений на транспорте, определение их закономерностей и причин, данные о состоянии преступности, ее структуре и динамике, об общих и частных (непосредственных) причинах и условиях совершения правонарушений, анализа условий, способствующих этим проявлениям; анализ правовых норм, регламентирующих ответственность, подходов к их разработке и правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Росенко М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON APPROACHES TO THE STUDY OF OFFENSES AND CRIMES IN THE TRANSPORT SECTOR

The purpose of this article is to conduct a study of offenses and crimes in transport, their dynamics and interrelation with the transformation of legal norms regulating responsibility in transport, with the exception of a separate group of crimes related to the group of crimes against military service, and with the exception of the compositions of which relate to disciplinary, having a clear relationship with the quality and completeness of the fulfillment of labor obligations that an employee assumed when signing an employment contract and obligations to fulfill it. Due to the fact that the modern transport complex is a source of increased danger and a complex object with a high level of risk, a comprehensive analysis of offenses and crimes in transport was carried out in the work, determining their patterns and causes, data on the state of crime, its structure and dynamics, general and particular (immediate) causes and conditions of committing offenses, analysis of the conditions, contributing to these manifestations; analysis of legal norms regulating responsibility, approaches to their development and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_108

О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ On approaches to the study of offenses and crimes in the transport sector

РОСЕНКО Мария Ивановна,

доктор наук государственного управления, доцент, профессор кафедры Конституционного и административного права, Юридический институт Севастопольского государственного университета. 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: Mariyair@mail.ru;

ROSENKO Maria Ivanovna,

Doctor of Public Administration, Associate Professor,

Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Law Institute of Sevastopol State University. 33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053. E-mail: Mariyair@mail.ru

Краткая аннотация. Целью данной статьи является проведение исследования правонарушений и преступлений в транспорте, их динамики и взаимосвязи с трансформацией правовых норм, регламентирующих ответственность на транспорте, кроме группы преступлений, относящихся к группе преступлений против военной службы, и за исключением составов которых относятся к дисциплинарной, имеющей четко выраженную взаимосвязь с качеством и полнотой выполнения трудовых обязательств, взятых на себя сотрудником при подписании трудового договора и обязательствах его выполнять. В связи с тем, что современный транспортный комплекс представляет собой источник повышенной опасности и сложносоставной объект с высоким уровнем риска, проведен комплексный анализ правонарушений и преступлений на транспорте, определение их закономерностей и причин, данные о состоянии преступности, ее структуре и динамике, об общих и частных (непосредственных) причинах и условиях совершения правонарушений, анализа условий, способствующих этим проявлениям; анализ правовых норм, регламентирующих ответственность, подходов к их разработке и правоприменительной практике.

Abstract: The purpose of this article is to conduct a study of offenses and crimes in transport, their dynamics and interrelation with the transformation of legal norms regulating responsibility in transport, with the exception of a separate group of crimes related to the group of crimes against military service, and with the exception of the compositions of which relate to disciplinary, having a clear relationship with the quality and completeness of the fulfillment of labor obligations that an employee assumed when signing an employment contract and obligations to fulfill it. Due to the fact that the modern transport complex is a source of increased danger and a complex object with a high level of risk, a comprehensive analysis of offenses and crimes in transport was carried out in the work, determining their patterns and causes, data on the state of crime, its structure and dynamics, general and particular (immediate) causes and conditions of committing offenses, analysis of the conditions, contributing to these manifestations; analysis of legal norms regulating responsibility, approaches to their development and law enforcement practice.

Ключевые слова: общественная безопасность, права человека и гражданина, государство, транспортная сфера, административные правонарушения, транспортная преступность, транспортная безопасность, правовые нормы; участникики дорожного движения; государственная политика.

Keywords: public security, human and civil rights, state, transport sector, administrative offenses, transport crime, transport security, legal norms; road users; public policy.

Для цитирования: Росенко М.И. О подходах к исследованию правонарушений и преступлений в транспортной сфере // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 108-111. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_108.

For citation: Rosenko M.I. On approaches to the study of offenses and crimes in the transport sector // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 108-111. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_108.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Введение. Современный транспортный комплекс представляет собой источник повышенной опасности и сложносоставной объект с высоким уровнем риска. Сложность его заключается в инфраструктурном дизайне, обуславливающем различные сущностные характеристики различных видов транспорта и его инфраструктуры: железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной), автомобильный, и трубопроводный. Особенность транспортной сферы, обусловлена наряду с географическими условиями, преимущественной открытостью инфраструктуры, что повышает риски возникновения и делает его уязвимым от внешних и внутренних угроз различного характера.

Большая востребованность транспортных перевозок и услуг актуализируют исследование механизмов обеспечения безопасности на транспорте, среди которых организационный, правовой. Комплексное исследование должно вестись в направлениях разработки организационно-правовых норм, обеспечивающих право человека и гражданина на безопасную среду и оказание соответствующих услуг, организации охраны и защиты объектов транспортной инфраструктуры, организация защиты и сохранности грузов.

Методы исследования. Методологической основой исследования стал комплексный и системный подход к изучаемой проблеме. В соответствии с заявленной методологической основой, в процессе исследования были использованы методы сбора данных и их анализ, сравнительно-правовой, структурно-функциональный. Сравнительно-правовой метод, позволил определить составы правонарушений и преступлений в транспортной сфере, выявить ее общее системное содержание, основные направления, тенденции развития. Анализ вторичных данных, касающихся предмета изучения состояния правонарушений и преступлений на транспорте, их структуры и динамики, позволили сделать предположения о причинах и условиях совершения правонарушений, а также условий, способствующих этим проявлениям.

Результаты.

По результатам исследования выполнен следующий анализ и выработаны следующие предложения:

1. Обозначенная проблема - комплексная, и решать ее нужно комплексными мерами. Комплексное исследование, проведен-

ное с целью усовершенствования организационно-правовых норм, обеспечивающих право человека и гражданина на безопасную среду и оказа-

ние соответствующих услуг, организации охраны и защиты объектов транспортной инфраструктуры, организация защиты и сохранности грузов, показало комплекс чрезвычайно важных, актуальных и не в полной мере решенных проблем. Повышение эффективности системы безопасности на транспорте и снижение правонарушений и преступлений, требует, в том числе совершенствования административно-правовых норм, механизмов реализации уголовно-репрессивного воздействия, усовершенствованию контрольно-надзорной деятельности показывают тенденцию снижения уровня данной преступности на транспорте и повышение безопасности дорожного движения.

2. Проведенное исследование норм административно-правовой ответственности позволило выделить диспропорции и кор-рупциогенные факторы в них содержащиеся. Обращено внимание на необходимость усовершенствования норм и усиления мер административной ответственности за правонарушения, которые могут повлечь тяжкие последствия, и представляют собой опасность для окружающих и участников дорожного движения.

3. При исследовании уголовно-правовых характеристик преступлений на транспорте выделены группы преступлений, совершенных с использованием транспорта: преступления, в которых транспорт является предметом преступного посягательства; преступления, в которых транспорт является орудием или средством преступного посягательства; преступления, в которых транспорт является местом совершения. Исследование динамики преступлений на транспорте, которые попадающих под действие уголовно-правовых норм, позволили выделить вид транспорта с самыми высокими рисками (железнодорожный), что требует принятия срочных мер по снижению преступности и ее профилактике.

Обсуждения. Правовая регламентация деятельности, связанной с использованием транспортных средств, достаточно детально урегулирована нормами права, содержащимися в правилах дорожного движения, устанавливающих единый порядок дорожного движения на всей территории России; федеральных авиационных правилах, устанавливающих порядок использования воздушного пространства и авиации; правилах нахождения граждан и размещения объектов.

Группы административных правонарушений на транспорте и ответственность за их совершение предусмотрены Главами 11, 12 КоАП. Ввиду массовости участников дорожного движения, административные проступки на транспорте по количеству противоправных проявлений наиболее распространенными среди всех других административных правонарушений. При проведении исследования была сделана попытка сравнить соотношение тяжести возможного административного правонарушения для общественных отношений и меру ответственности за него. Обращает на себя внимание существующая некоторая диспропорция. Так, например, ст.11.3 определяет административную ответственность в виде наложения штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей за размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, влечет наложение административного штрафа. Оценка возможных последствий такого правонарушения дает основание полагать о несравнимо большем вреде, которые могут быть последствиями сформулированных в данной норме правонарушениях.

Аналогичное допущение можно сделать исходя из текста п. 4 Статьи 11.3.1 определяет административную ответственность в виде наложения штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тыс. руб.; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тыс. руб. за доставку либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами. Последствия для полета в целом и безопасности пассажиров и транспортного судна от попадания на борт запрещенных и неконтролируемых грузов могут быть фатальными.

Неоднозначной можно оценить редакцию статьи 11.23, п.3 которой установлена ответственность за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха в виде наложения админштрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тыс. руб.; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тыс.руб.; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тыс. руб.

Работодатели могут быть привлечены к админответственности по п.3 ст.11.23, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации».

Анализ нормы дает основание полагать, что должностные лица и собственники транспортных средств, при выпуске транспортного средства на маршрут, призванные обеспечить качественными услугами перевозки пассажиров и ни в коем случае не создавать опасность для участников дорожного движения, будут привлечены к административной ответственности только в случае, если будет доказано фактическое установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Понятно, что установить такие факты и подтвердить их документально будет сложно. Но водитель, которого выпустили на линию без соблюдений норм времени труда и отдыха будет однозначно привлечен к административной ответственности, а в некоторых случаях, к уголовной.

Кроме того обращают на себя внимание нормы, предполагающие выбор меры ответственности лицом принимающим решение, что не исключает влияния субъективных факторов. К примеру, соответствии со ст.12.1КоАП которой может быть применен один из вариантов - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев».

Диспозиция «или» не имеет четкого указания к конкретной характеристике правонарушения, его повторяемости и предполагает выбор,

который может быть сопряжен с коррупциогенными факторами.

Ужесточение наказаний за вождение в состоянии опьянения, криминализация некоторых проступков не вызывает в обществе вопросов, т.к. такие правонарушения несут большую опасность для других участников дорожного движения. На этом фоне, размер административного штрафа в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей, установленный за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или выпуск на линию транспортного средства, переоборудованного без соответствующего разрешения (п 2. Ст.12.31.) дает основания полагать, что на дорогах еще долго будут находиться транспортные средства, составляющие большую опасность, как для себя, так и для других участников дорожного движения.

Вторым наиболее часто встречающемся виде ответственности за преступления на транспорте является уголовная ответственность. Многоаспектная, сложносоставная, она может предметом многих исследований. Перед тем как перейти к анализу статистических данных и официальных показателей, публикуемых профильными министерствами, рассмотрим основные их характеристики.

Действующее законодательство содержит в себе группу норм, которые предусматривают ответственность за преступные посягательства на безопасность движения и эксплуатацию разных видов транспорта. Уголовный кодекс РФ (далее УК РФ) в отдельном разделе (Глава 27) включает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, определяет признаки составов таких преступлений. При этом в законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «преступления против безопасности дорожного движения». Совокупность признаков, которые содержатся в определении понятия «безопасность дорожного движения», позволяет утверждать, что безопасность дорожного движения - собственно, и есть объект преступления и может быть выделен в отдельный вид преступлений, имеющий следующие характерные черты

- участие в преступлении транспортного средства; •нарушение правил дорожного движения;

- нарушение эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств носит преступный характер в случае наступления последствий, прямо указанных в уголовном законодательстве - причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Действия или бездействие, не представляющие собой нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, не образуют. Кроме того, некоторые составы преступлений предусматривают связь с транспортом как квалифицирующий признак. Согласно действующему УК РФ систему транспортных преступлений образовывают следующие составы преступлений «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (Ст.166 УК РФ) и «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (Ст.211 УК РФ). В перечисленных последних двух статьях транспортные средства являются предметами иных преступных посягательств.

Статус транспортных средств в уголовно-правовых отношениях можно охарактеризовать как орудие и средство совершения преступлений. Например, транспортные средства используются в качестве орудий преступлений против жизни и здоровья (в том числе при посягательствах, инсценированных под ДТП); получили распространение террористические акты, сопряженные с транспортными средствами. В качестве средств совершения всех криминальных деяний, объективная сторона которых выражается в перевозке тех или иных предметов, как правило, ограниченных в гражданском обороте (перевозка человека в целях его эксплуатации (статья 127.1 УК РФ); перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений (часть 3 статьи 142 УК РФ); перевозка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна (статья 171.3 УК РФ); перевозка поддельных денег или ценных бумаг (статья 186 УК РФ); перевозка в целях сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 191.1 УК РФ); незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228 УК РФ); перевозка в целях использования или сбыта заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков (часть 3 статьи 327 УК РФ) и др.).

В случае, когда транспортные средства или перевозка не указываются в УК РФ, но само средство используется в качестве средства при подготовке, совершении и сокрытии преступлений против собственности (кража, грабеж, разбой и др.), против личности (убийство, похищение человека и др.), против общественной безопасности (террористический акт, захват заложника и др.) и т. д, факт использования таких средств не имеет уголовно-правового (квалификационного) значения, однако имеет криминалистическое значение.

Еще одним статусом транспортных средств в уголовно-правовых отношениях - место совершения преступления. Это может быть как само транспортное средство, так и инфраструктура сети данного вида транспорта (вокзалы, перроны, порты, контейнерные площадки, строения, складские помещения). В этой связи как наиболее криминогенную можно выделить транспортную инфраструктуру железнодорожного транспорта. Статистические данные показывают наибольшее (в несколько порядков кратности) количество преступлений на железнодорожном транспорте.

Большую часть преступлений в транспортной сфере совершается на железнодорожном транспорте. Ввиду своей востребованности (около 70 % от общего объема перевозок грузов и пассажироперевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Но в виду открытости и сложности с организацией контроля на всем протяжении пути, именно он наиболее подвержен преступным посягательствам. К тому же инфраструктурные элементы железнодорожной транспортной системы являются зонами повышенной опасности и регламентируются ведомственными документами. Следующей группой преступлений на железнодорожном транспорте являются хищения. Совершаются разнообразными способами,

как правило, они трудно раскрываемы. Проблема, с которой приходится сталкиваться как представителям перевозчика, так и представителям правоохранительных органов и страховой компании, — это определение места и времени совершения хищения груза. Это затруднительно, так как, кроме того, что хищения на транспорте всегда носят скрытый характер.

Выводы. Результаты исследования организационно-правовых аспектов правонарушений и преступлений на транспорте, вопросов обеспечения безопасности на транспортной инфраструктуре и транспортных средствах, показывают, что проблема борьбы с преступлениями на объектах железнодорожного транспорта, несмотря на применяемые меры, не решена, требует комплексного изучения, выработке новых и совершенствования существующих организационно-правовых норм, способов и механизмов обеспечения ее защиты.

Библиогра фия:

1. Борисов А.В. Состояние и тенденции преступности на отдельных видах транспорта. Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. № 1/2020. С. 43-51

2. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств : монография / Д. В. Иванов, О. Г. Карнаухова, Е. В. Кузбагарова [и др.] ; отв. ред. А. В. Табаков ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2020. - 275 с.

3. Афанасьева О.Р., Шиян В.И. Состояние преступлений коррупционной направленности на объектах транспорта // Вестник Академии права и управления. 2018. № 3 (52). С. 37—44.

4. Варыгин А.Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте / / Проблемы право-охранительной деятельности. 2017. № 3. С. 62—

65;

5. Ивушкина О. В., Структура и динамика преступности на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок и ее предупреждение (на примере Восточно-Сибирской железной дороги). Вопросы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии. Сибирский юридический вестник № 2 (73) 2016. С.89-95

6. Некрасов В. А. Состояние, тенденции и структура краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта / В. А. Некрасов, А. П. Некрасов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 5. — С. 87—89

7. Чучаев, А.И. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика : монография / А.Ю.Пожарский; А.И. Чучаев .— Москва : Проспект, 2018 .— 254 с.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

9. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

10. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 25.

11. Анализ статистических данных о состояние преступности https://мвд.рф

References:

1. Borisov A.V. The state and trends of crime in certain types of transport. Criminal law and criminology; penal enforcement law. Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. No. 1/2020. pp. 43-51

2. Criminal law, criminological and criminalistic aspects of crimes related to the use of vehicles: monograph / D. V. Ivanov, O. G. Karnaukhova, E. V. Kuzbagarova [et al.] ; ed. A.V. Tabakov ; St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. - St. Petersburg : SPbGASU, 2020. - 275 p.

3. Afanasyeva O.R., Shiyan V.I. The state of corruption-related crimes at transport facilities // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2018. No. 3 (52). pp.

37-44.

4. Varygin A.N. Features of crime in railway transport / / Problems of law enforcement activity. 2017. No. 3. pp. 62-65;

5. Ivushkina O. V., Structure and dynamics of rail transport crime in the field of freight transportation and its prevention (on the example of the East Siberian Railway). Issues of criminal, penal enforcement law and criminology. Siberian Legal Bulletin No. 2 (73) 2016. pp.89-95

6. Nekrasov V. A. The state, trends and structure of thefts of goods in the field of freight transportation carried out at railway transport facilities / V. A. Nekrasov, A. P. Nekrasov // Vestn. Chelyabinsk State University. - 2013. — No. 5. — pp. 87-89

7. Chuchaev, A.I. Transport crimes: concept, types, characteristics: monograph / A.Yu.Pozharsky; A.I. Chuchaev .— Moscow : Prospect, 2018 .— 254 p .

8. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 28.01.2022)

9. The Criminal Code of the Russian Federation" of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 28.01.2022)

10. On judicial practice in cases of crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles, as well as their unlawful seizure without the purpose of theft. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 25.11 of December 9, 2008

. Analysis of statistical data on the state of crime httpsV/мвд.рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.