Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридическая ответственность / транспортная безопасность / транспортные правонарушения / транспортное средство / транспортная система / безопасность движения / эксплуатация / преступления.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Сенин Игорь Николаевич, Филина Нина Владимировна, Квак Юлия Павловна

Представленная статья затрагивает проблемы юридической ответственности за правонарушения в сфере транспортной безопасности. Дается понятие транспортного правонарушения и преступления. Обосновывается предложение дифференцировать составы транспортных преступлений от таких составов преступлений как завладение без цели хищения транспортным средством, угон воздушного судна и других подобных преступлений, связанных с транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Сенин Игорь Николаевич, Филина Нина Владимировна, Квак Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ГУДКОВ Юрий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, Россия, e-mail: uelrjd1957@mail.ru

СЕНИН Игорь Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, Россия,

e-mail: senin.ru@mail.ru

ФИЛИНА Нина Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, Россия, e-mail: nina.filina.01@mail.ru

КВАК Юлия Павловна,

студентка 2 курса, института менеджмента и экономики, кафедры «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, Россия,

e-mail:yulya.kvak.03@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Представленная статья затрагивает проблемы юридической ответственности за правонарушения в сфере транспортной безопасности. Дается понятие транспортного правонарушения и преступления. Обосновывается предложение дифференцировать составы транспортных преступлений от таких составов преступлений как завладение без цели хищения транспортным средством, угон воздушного судна и других подобных преступлений, связанных с транспортом.

Ключевые слова: юридическая ответственность, транспортная безопасность, транспортные правонарушения, транспортное средство, транспортная система, безопасность движения, эксплуатация, преступления.

GUDKOV lUrii Aleksandrovich,

Associate Professor, Department of customs and the rights of the federal state educational institution of higher education «Omsk State Transport University» (Omsk State Transport University (OMIIT)), PhD, Omsk, Russia

SENIN Igor Nikolaevich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State Transport University, Omsk, Russia

FILINA Nina Vladimirovna,

PhD in political sciences, Associate Professor, docent at the Department of «Customs matter ans law» «Omsk State Transport University» (Omsk State Transport University (OMIIT)),

PhD, Omsk, Russia

KVAK Julia Pavlovna,

2 nd year student, Institute of Management and Economics, Department of Customs Affairs and Law, «Omsk State Transport University» (Omsk State Transport University (OMIIT)), PhD, Omsk, Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-40-44 NIION: 2018-0076-3/23-155 MOSURED: 77/27-023-2023-3-155

LEGAL LIABILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF TRANSPORT

SECURITY

Annotation. The presented article touches upon the problems of legal liability for offenses in the field of transport security. The concept of a transport offense and a crime is given. The proposal to differentiate the elements of transport crimes from such elements of crimes as taking possession of a vehicle without the purpose, hijacking an aircraft and other similar crimes related to transport is substantiated.

Key words: Legal liability, transport security, transport offenses, vehicle, transport system, traffic safety, transport operation, transport crimes.

Обеспечение безопасности, как защищённости интересов общества, государства и индивида, от внутренних и внешних угроз, в сегодняшней России приобретает в особое значение. Наряду с военной, промышленной, экологической, информационной и прочими видами безопасности, выделяется безопасность транспортная, без которой невозможно эффективное развитие и функционирование, не только транспортного комплекса, но и экономики в целом. Транспортная безопасность в соответствие с законом № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» [3], рассматривается, как защищённость объектов инфраструктуры транспортного комплекса от противоправного вмешательства в их деятельность, включая теракт, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, ущерб, либо угрозу последствий.

Безопасность на транспорте с учетом особенностей различных видов транспорта включает в себя комплекс мер по защите грузов, пассажиров и багажа. За противоправные деяния законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность, которая, с одной стороны, проявляется в обеспечении соблюдения государством правовых требований, а с другой - обязанность субъекта нести ответственность за совершено преступление [7]. Российское законодательство за нарушения в сфере транспортной безопасности предусматривает такие основные виды юридической ответственности, как административная, и уголовная.

Административная ответственность наступает в соответствии с КоАП РФ, если перевозчиком не проведена оценка уязвимости, отсутствовал план транспортной безопасности, отсутствовало распоряжение о назначении ответственных по технике безопасности [1]. За нарушение правил обеспечения транспортной безопасности, предусмотрена ответственность статьями 263 -271 главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» УК РФ. При этом объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере транспортной безопасности, безопасная эксплуатация организации транспортной инфраструктуры и транспортных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

средств. Жизнь и здоровье человека выделяется как дополнительный объект преступления. Объективная сторона, как административного правонарушения, так и преступления, определяется действием или бездействием, связанным с необеспечением транспортной безопасности, предотвращением угроз жизни и здоровью людей, применительно к транспортным системам и различным видам транспорта [2].

К субъектам права нарушивших требования транспортной безопасности относят физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо 14-летнего возраста.

Субъективная сторона транспортных правонарушений может быть представлена наличием вины в формах умысла, или неосторожности. Так, субъективная сторона правонарушения как по ч.1-2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, так и преступления по ст. 263.1 УК РФ, чаще всего характеризуется неосторожностью, в форме легкомыслия, либо небрежности.

Транспортные правонарушения могут быть не только административными и уголовными, но также и гражданско-правовыми (нанесение лицу ущерба) и дисциплинарными (несоблюдение дисциплины), соответственно подразумевающих гражданско-правовую и дисциплинарную юридическую ответственность. Таким образом, на транспортные правонарушения распространяются все виды юридической ответственности.

Проблемам юридической ответственности за транспортные правонарушения и преступления, посвящены многочисленные научные работы [4], содержащие разнообразные научные взгляды и отражающие вопросы их практического применения [5].

Примечательно, что в современном российском законодательстве отсутствует понятие транспортного преступления, хотя и указывается его основная черта, выражающаяся в нарушении безопасности движения и эксплуатации транспорта. Исходя из этого, транспортным преступлением считается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее вредные последствия» [8].

Преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, предлагается разделить на части [6]:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);

2) прочие преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 269 - 271 УК РФ)

К транспортным преступлениям также относят:

1) незаконное завладение транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);

2) угон воздушного, водного, железнодорожного транспорта (ст. 211 УК РФ);

3) пиратство (ст. 227 УК РФ);

4) невыполнение правил транспортировки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ (ст. 218 УК РФ);

5) загрязнение морской среды (ст. 252 УК

РФ);

6) диверсия (ст. 281 УК РФ).

Представленные выше правонарушения не

могут относиться к нарушению транспортной безопасности в силу предмета, содержания преступления. Особого внимания заслуживают вопросы правового регулирования безопасности вновь появляющихся видов транспорта, в том числе, беспилотного, мобильного и прочего, включая электросамокаты и им подобные средства передвижения. И здесь закономерно возникает вопрос о юридической ответственности за нарушения безопасности эксплуатации таких транспортных средств, например, беспилотного такси. Экспериментальный режим подобных пассажирских перевозок вступил в действие с 25 марта 2022г. в Москве, Сколково, городе-спутнике Казани Инно-полисе и на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае. К 2025 году беспилотные такси планируется сделать частью городской транспортной инфраструктуры [4].

С 1.03.2023 в Российской Федерации официально введены в действие новые правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности [5]. Под средствами индивидуальной мобильности (СИМ) понимаются транспортные средства с одним или несколькими колесами, либо роликами, осуществляющие при помощи двигателя, индивидуальное передвижение человека со скоростью не более 25 км/ч. К таким транспортным средствам относятся электросамокаты, сегвеи, моноколеса, электроскейтборды и прочие гироскутеры, массой до 35 кг. Для них разработаны специальные правила дорожного движения, учитывающие возраст управляющего СИМ, и определяющие, на каких из них возможно передвижение на велодорожках, тротуарах и обочинах. Так, езда на электросамокатах допускается

по тротуарам, пешеходным, вело пешеходным и велосипедным дорожкам. С 14 летнего возраста, и при массе транспортного средства более 35 кг, движение осуществляется по правому краю проезжей части, выезд на которую разрешается только на дороге с ограничением скорости до 60 км/ч и только на транспорте с тормозной системой, задним красным фонарем и передней фарой. Разработаны и специальные дорожные знаки, запрещающие движение на таких устройствах. Не менее значимой проблемой становится управление СИМ в нетрезвом состоянии (алкогольном, наркотическом...). Если водителей транспортных средств регулярно проверяют полиция и сотрудники ГИБДД, лишают воительского удостоверения и права управления транспортным средством, то с водителями СИМ у которых нет водительского удостоверения, которые перемещаются по тротуарам или велосипедным дорожкам в нетрезвом состоянии вряд ли будут пойманы и наказаны. Нет контроля при прокате (аренде) СИМ, система не может отследить состояние управляющего СИМ, а так же его возраст. Фактически любой желающий активировав СИМ, оплатив поездку может им управлять. Сотрудники полиции не станут догонять нарушителя порядка, управляющего СИМ. Когда отсутствует контроль, процветает безнаказанность увеличивается и количество нарушителей. Должен быть жесткий контроль, можно написать огромное множество законов, но не создать механизм контроля и наказания и эти санкции останутся на бумаге, как и в этом случае. Днем в людном месте могут быть свидетели правонарушения, а в вечернее, ночное время поиск нарушителя будет затруднен и опять спасение утопающего дело рук самого утопающего. Необходимо формировать новое звено в системе УВД которое будет, осуществляло надзор в сфере управления СИМ. Оснастить системой фиксации скоростного режима как в случае с водителями есть радары, которые отслеживают нарушение скоростного режима и применяют санкции к нарушителям, в случае и водителями СИМ нет службы и технических средств которые контролировали бы скоростной режим, а в случае нарушения применяли штрафные санкции. Тогда возникает вопрос к кому будут применяться штрафы, кто осуществлял управление СИМ. Средства индивидуальной мобильности - это вызов современности, развлечение, дорогая игрушка, которая вышла из-под контроля органов государственной власти. Если нет четких правил, нужно рассмотреть вопрос запрета управления СИМ для безопасности граждан, пешеходов. Раньше на электромобилях можно было покататься только вокруг фонтана в парке, в специально отведённом месте и под присмотром инструктора как развлечение, аттрак-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

цион. Сейчас СИМ пользуются популярностью и стали доступны широкому кругу лиц, органы государственной сласти должны обезопасить пешеходов от правонарушений с участием СИМ. На наш взгляд необходимой мерой будет выдача удостоверения на право управление СИМ, как в случае с оружием. Купить возможность оружие есть у каждого, и оружейные магазины есть в каждом городе, но продадут его только тем, у кого есть разрешение (лицензия) на право хранения и владения им. Причем лицензия для приобретения оружия предусматривает прохождение медицинского осмотра, приобретение и установка сейфа для хранения, окончание подготовительных курсов и получение разрешения на покупку оружия.

Таким образом если законодатель СИМ относит к определенному виду транспорта, хотя тоже требует уточнения так как они могут быть мускульные такие как велосипед, скорость которого зависит от физических возможностей владельцев и электрические с использованием элек-тирческой тяги. Для СИМ на электирческой тяги необходимо перед приобретением пройти подготовительные курсы, где водителей ознакомят с ПДД и юридической ответственностью за несоблюдение норм в сфере транспортной безопасности. Операторы СИМ не могут просто так привезти и оставить транспортные средства на территории городской инфраструктуры. Должны быть специально оборудованные площадки, разрешение органов местного управление, региона. В договоре должны быть прописаны условия и в первую очередь безопасность пешеходов и соблюдение ПДД. Если оператор не может контролировать водителей СИМ, 2-3 нарушения зафиксировано, расторгать договор и пусть едут в другие города. Это будет здоровая конкуренция, ответственности будет больше.

Владельцам СИМ необходимо обезопасить и себя от несчастных случаев, поэтому шлем должен быть обязательной экипировкой, также необходимо продумать механизм возмещения ущерба пострадавшей стороне. Владельцы транспортных средств оформляют страховку, для СИМ это будет нелишним. В случае аренды СИМ операторам необходимо оформлять временную страховку которая будет входить в пакет услуг. Также необходимо для индивидуализации СИМ выдавать номера как на автомобилях, что тоже приведет к снижению правонарушений с участием владельцев или арендаторов СИМ. Острым остается вопрос транспортной инфраструктуры, для водителей транспортными средствами строятся автомобильные дороги, для велосипедов - велосипедные дорожки, для пешеходов тротуары, для владельцев СИМ на электрической тяге в городской среде таких мест для перемещения не предусмо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

трено. Самым безответственным решением на наш взгляд отнести СИМ к пешеходам или велосипедистам. Нововведения в законодательстве касающиеся соблюдения скоростного режима не приведут к повышению безопасности участников дорожного движения [7].

Острой проблемой становятся водители маршрутного такси, которые очень часто остаются безнаказанными при этом нарушая нормы действующего законодательства. Яркими примерами являются курение водителя в транспортном средстве при перевозке пассажиров. Если в салоне накурено, запах табака, то пассажир может, не оплачивая проезд выйти из маршрутки и ждать следующую. Как быть в случае если вы едете до конечной остановки в салоне 1-2 пассажира водитель в вашем присутствии закурил? Попробуйте сделать ему замечание или сообщите в полицию. В первом случае вас пошлют во втором частые походы по следственным органам. Другой пример громкая музыка в маршрутке, водитель не слышит пассажира, шум в общественном месте не допустим, никто из пассажиров не делает замечаний. Про поездку в маршрутном такси в положении стоя можно писать мемуары. Пассажиры готовы ехать стоя на одной ноге, на голове у друг друга. Почему водитель останавливается на остановке и берет пассажиров в переполненную маршрутку. Где сотрудники ГИБДД? Опять не замечают, не видят до тех пор, пока не появятся пострадавшие. Пример ввели штраф 5 тысяч за остановку в неположенном месте, оштрафовали нарушителей, и водители останавливаются строго на остановках. За переполненный солон штраф 500 рублей, для водителя это не существенный штраф поэтому и страдают пассажиры от беззакония и нарушения транспортной безопасности.

Маршрутное такси перевозит пассажиров по дорогам где за безопасность обеспечивают разными средствами, и тем не менее приведённые выше факты имеют место быть.

Владельцы средств индивидуальной мобильности перемещаются в любом направлении без ограничений это могут быть тротуары, и пешеходные дорожки. На тротуарах и в пешеходных зонах пешеходы имеют приоритет, но при пересечении велодорожки, обязаны уступать дорогу, двигающимся на СИМ. Полагаем, что здесь, так же, как и на любых других видах транспорта, правонарушения, в зависимости от степени общественной опасности, могут быть отнесены к гражданским, административным, уголовным и дисциплинарным. В зависимости от обстоятельств, субъектами правонарушения может быть производитель транспортного средства, лицо, управляющее транспортным средством, владелец, оператор.

Таким образом, под нарушением правил дорожного движения понимаются нарушения норм безопасности дорожного движения персоналом, обеспечивающим безопасность движения и организацию дорожного движения, вредные для общества, противоправные, преступные действия или бездействие, причиняющие или создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, ущерба материальным ценностям, окружающей среде. По степени общественной опасности дорожно-транспортные правонарушения подразделяются на преступления (уголовные) и проступки (гражданско-правовые, административные и дисциплинарные), с соответствующими видами юридической ответственности.

Список литературы:

[1] Антимонов Д.М., Землин А.И. Правовое регулирование транспортной безопасности // Образование и право. 2021. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/pravovoe-regulirovanie-transportnoy-bezopasnosti (дата обращения: 06.04.2023).

[2] Безверхов А.Г., Юдин А.В. Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте // Юридический вестник Самарского университета. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prokurorskiy-nadzor-v-sfere-bezopasnosti-na-transporte (дата обращения: 06.04.2023).

[3] Зайкова С. Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник СГЮА. 2021. №3 (140). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-bezopasnost-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-i-sistema (дата обращения: 06.04.2023).

[4] Зайкова С. Н. Целенаправленность государственного регулирования транспортной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tselenapravlennost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-transportnoy-bezopasnosti (дата обращения: 06.04.2023).

[5] Зайкова С.Н. Систематизация задач государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-zadach-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-obespecheniya-transportnoy-bezopasnosti (дата обращения: 06.04.2023).

[6] Медведев А.В., Медведев РА. Безопасность в общественном транспорте как фактор привлекательности общественного мнения // Социология. 2022. №6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/bezopasnost-v-obschestvennom-transporte-kak-faktor-privlekatelnosti-

obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 06.04.2023).

[7] Мельцов В. М., Осипов С. А, Фетисов А. В. Обеспечение транспортной безопасности на объектах внеуличного транспорта // Государственная служба и кадры. 2021. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-transportnoy-bezopasnosti-na-obektah-vneulichnogo-transporta (дата обращения: 06.04.2023).

Spisok literatury:

[1] Antimonov D.M., Zemlin A.I. Pravovoe reg-ulirovanie transportnoi bezopasnosti // Obrazovanie i pravo. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/pravovoe-regulirovanie-transportnoy-bezopas-nosti (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[2] Bezverkhov A.G., ludin A.V. Prokurorskii nadzor v sfere bezopasnosti na transporte // luridich-eskii vestnik Samarskogo universiteta. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurors-kiy-nadzor-v-sfere-bezopasnosti-na-transporte (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[3] Zaikova S. N. Transportnaia bezopasnost' v Rossiiskoi Federatsii: poniatie i sistema // Vestnik SGluA. 2021. №3 (140). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/transportnaya-bezopasnost-v-rossiys-koy-federatsii-ponyatie-i-sistema (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[4] Zaikova S. N. Tselenapravlennost' gosu-darstvennogo regulirovaniia transportnoi bezopasnosti // Pravovaia politika i pravovaia zhizn'. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tse-lenapravlennost-gosudarstvennogo-regulirovani-ya-transportnoy-bezopasnosti (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[5] Zaikova S.N. Sistematizatsiia zadach gosu-darstvennogo upravleniia v oblasti obespecheniia transportnoi bezopasnosti // Pravovaia politika i pravovaia zhizn'. 2022. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sistematizatsiya-zadach-gosudarstvenno-go-upravleniya-v-oblasti-obespecheniya-transport-noy-bezopasnosti (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[6] Medvedev A.V., Medvedev R.A. Bezopasnost' v obshchestvennom transporte kak faktor privle-katel'nosti obshchestvennogo mneniia // Sotsiologiia. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bez-opasnost-v-obschestvennom-transporte-kak-fak-tor-privlekatelnosti-obschestvennogo-mneniya (data obrashcheniia: 06.04.2023).

[7] Mel'tsov V. M., Osipov S. A, Fetisov A. V. Obespechenie transportnoi bezopasnosti na ob"ek-takh vneulichnogo transporta // Gosudarstvennaia sluzhba i kadry. 2021. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obespechenie-transportnoy-bezopasnos-ti-na-obektah-vneulichnogo-transporta (data obrashcheniia: 06.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.