Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

О ПОНЯТИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Сенин Игорь Николаевич, Гольтяпина Ирина Юрьевна

В статье рассматривается понятие транспортного преступления и транспортной безопасности, а также вопросы уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности. Формулируется понятие транспортного преступления. Аргументируется, что перечень преступлений, содержащихся в главе 27 УК РФ, необходимо дифференцировать от преступлений, связанных с транспортом. Содержательно транспортная безопасность не должна рассматриваться лишь как состояние защищённости, поскольку представляет собой комплекс различных мер по защите и охране пассажиров, багажа и грузов, объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, который распространяется на всю транспортную систему страны. Рассматриваются вопросы закрепления юридической ответственности за правонарушения, совершенные с использованием новых видов транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Сенин Игорь Николаевич, Гольтяпина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONCEPT OF A TRANSPORT CRIME

The article discusses the concept of transport crime and transport security, as well as issues of criminal liability for violation of legislation in the field of transport security. The concept of a transport crime is formulated. It is argued that the list of crimes contained in Chapter 27 of the Criminal Code of the Russian Federation should be differentiated from crimes related to transport. Meaningfully, transport security should not be considered only as a state of security, since it is a complex of various measures for the protection and protection of passengers, baggage and cargo, transport infrastructure facilities and vehicles themselves, which applies to the entire transport system of the country. The issues of securing legal responsibility for offenses committed using new modes of transport are considered.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_97 УДК 343.378, 343.2

О ПОНЯТИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ABOUT THE CONCEPT OF A TRANSPORT CRIME

ГУДКОВ Юрий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения». 644046, Россия, Омская обл., г. Омск, просп. Карла Маркса, 35. E-mail: uelrjd1957@mail.ru;

СЕНИН Игорь Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения». 644046, Россия, Омская обл., г. Омск, просп. Карла Маркса, 35. E-mail: senin.ru@mail.ru;

ГОЛЬТЯПИНА Ирина Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения». 644046, Россия, Омская обл., г. Омск, просп. Карла Маркса, 35. E-mail: goltyapinaiu@mail.ru;

Gudkov Yury Alexandrovich,

PhD in Juridical scienses, Docent, Associate Professor of the Department «Customs matter and law»,

Omsk State Transport University.

644046, Russia, Omsk region, Omsk, ave. Karl Marx, 35.

E-mail: uelrjd1957@mail.ru;

Senin Igor Nikolaevich,

PhD in Juridical scienses, Associate Professor of the Department «Customs matter and law»,

Omsk State Transport University.

644046, Russia, Omsk region, Omsk, ave. Karl Marx, 35.

E-mail: senin.ru@mail.ru;

Goltyapina Irina Yrevna,

PhD in Juridical scienses, Docent, Head of the Department «Customs matter and law»,

Omsk State Transport University.

644046, Russia, Omsk region, Omsk, ave. Karl Marx, 35.

E-mail: goltyapinaiu@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается понятие транспортного преступления и транспортной безопасности, а также вопросы уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности. Формулируется понятие транспортного преступления. Аргументируется, что перечень преступлений, содержащихся в главе 27 УК РФ, необходимо дифференцировать от преступлений, связанных с транспортом. Содержательно транспортная безопасность не должна рассматриваться лишь как состояние защищённости, поскольку представляет собой комплекс различных мер по защите и охране пассажиров, багажа и грузов, объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, который распространяется на всю транспортную систему страны. Рассматриваются вопросы закрепления юридической ответственности за правонарушения, совершенные с использованием новых видов транспорта.

Abstract. The article discusses the concept of transport crime and transport security, as well as issues of criminal liability for violation of legislation in the field of transport security. The concept of a transport crime is formulated. It is argued that the list of crimes contained in Chapter 27 of the Criminal Code of the Russian Federation should be differentiated from crimes related to transport. Meaningfully, transport security should not be considered only as a state of security, since it is a complex of various measures for the protection and protection of passengers, baggage and cargo, transport infrastructure facilities and vehicles themselves, which applies to the entire transport system of the country. The issues of securing legal responsibility for offenses committed using new modes of transport are considered.

Ключевые слова: транспортное преступление, уголовная ответственность, транспортная безопасность.

Keywords: transport crime, criminal liability, transport safety.

Для цитирования: Гудков Ю.А., Сенин И.Н., Гольтяпина И.Ю. О понятии транспортного преступления // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 97-100. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_97.

For citation: Gudkov Yu.A., Senin I.N., Goltyapina I.Yu. About the concept of a transport crime // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 97-100. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_97.

Статья поступила в редакцию: 01.08.2022

Действующее уголовное законодательство пока не раскрывает категорию транспортного преступления, а теория уголовного права до настоящего времени не выработала его точной дефиниции.

Вместе с тем, проблемам уголовной ответственности, связанным с квалификацией транспортных преступлений и обеспечением безопасности в сфере транспорта, посвящены научные публикации [1], [2], [3], [4]. Все они в той или иной мере отражают различные научные подходы к решению проблем квалификации и обеспечения транспортной безопасности, имеют свою целевую направленность и специфику практического применения.

В настоящее время к числу транспортных преступлений Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) относит значительное количество составов преступлений, сконцентрированных в главе 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» [7].

Все эти преступления условно их можно разделить на две части:

1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);

2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 269 - 271 УК РФ) [5, с. 93].

Вместе с тем, доктрина уголовного права, кроме указанных выше составов, к числу транспортных преступлений относит также:

1) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);

2) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);

3) пиратство (ст. 227 УК РФ);

4) нарушение правил перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ);

5) загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);

6) диверсию (ст. 281 УК РФ).

Однако причисление указанных составов к перечню транспортных преступлений вызывает некоторые возражения, так как объектом всех транспортных преступлений является безопасность движения и эксплуатация транспорта (воздушного, водного, морского, железнодорожного, трубопроводного, городского, подземного, электрического и иных вновь появляющихся современных видов).

Основным непосредственным объектом, например, неправомерного завладения транспортным средством (автомобилем) без цели хищения (ст. 166 УК РФ) являются отношения собственности, а дополнительным объектом выступает общественная безопасность. И это основной аргумент, который не позволяет в полной мере согласиться с доктриной уголовного права по данной проблеме и он же касается других аналогичных составов преступлений.

Квалификация подобных преступлений не позволяет отнести их к категории транспортных, так как отсутствует один из важнейших элементов состава транспортных преступлений (объект). В итоге, все указанные обстоятельства влекут за собой изменение квалификации преступлений, а также криминалистической методики их раскрытия и расследования.

Проведенный анализ составов транспортных преступлений показывает, что объективная сторона большинства таких преступлений предполагает совершение общественно опасного действия или бездействия. Одни из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 267 УК РФ), другие - только путем бездействия (ст. 270 УК РФ).

Содержание объективной стороны заключается в несоблюдении правил безопасности, установленных применительно к различным видам транспорта, направленных на обеспечение целостности и функционирования транспортных систем, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей. Составы большинства транспортных преступлений сформулированы как материальные, и лишь два состава формальные (ст. ст. 270, 271 УК РФ) [7].

Объектом данных преступлений выступают общественные отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также безопасная эксплуатация ОТИ (организация транспортной инфраструктуры) и ТС (транспортные средства). Дополнительным объектом выступает жизнь и здоровье человека.

Субъективная сторона определяется формой вины, т.е. умышленным или неосторожным отношением виновного к совершенному деянию и его последствиям. Субъективная сторона всех указанных преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности, а имеющих формальный состав преступления - в форме умысла.

Субъекты преступлений - это граждане, должностные лица или индивидуальные предприниматели, не выполняющие требования транспортной безопасности, установленные ФЗ «О транспортной безопасности» [8].

Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с появлением новых видов современного транспорта, например, беспилотного, воздушного такси, мобильного, электросамокатов и т.д. Основную проблему составляет, конечно, главный вопрос, который заключается в том, кто будет нести ответственность за правонарушения с участием указанных транспортных средств? В этом направлении необходимо регулировать множество вопросов - и правовой статус организатора (владельца, собственника) подобной системы, и вопросы страхования ответственности лиц, управляющих новыми видами транспорта, и минимальный возраст, позволяющий управлять подобным транспортом. Наиболее важными в этой сфере являются вопросы юридической ответственности, поскольку судебная практика в настоящее время обоснованно не признает многие используемые для перемещения объекты транспортными средствами [6, с. 34-37].

Так, по сообщению информационных источников, в Москве появляется новый тип общественного транспорта — беспилотные такси [9].

С 25 марта начал действовать экспериментальный правовой режим, разрешающий пассажирские перевозки на такси без водителя. В Москве пока сохраняется требование о присутствии водителя-испытателя в салоне, а в других регионах пассажиры могут ездить и без него. При необходимости можно удаленно связаться с оператором.

В связи с этим, проблема ответственности за правонарушения с участием транспортных средств становится все более актуальной.

История развития уголовного законодательства об ответственности за транспортные преступления в России и сформировавшиеся в настоящее время составы транспортных преступлений до настоящего времени вызывают споры в научной литературе.

В уголовном законе ответственность за нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности предусмотрена главой 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [7].

Как показывает анализ, определение самого понятия рассматриваемых преступлений формируется в основном применительно к оп-

ределенному виду транспорта или транспортного средства.

Вместе с тем, законодатель, конструируя гл. 27 УК РФ, указал в ее названии базовый признак всех транспортных преступлений. Указанное обстоятельство некоторыми авторами включается в их дефиницию.

Так, «преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия» [10, с. 329].

Термин «безопасность движения и эксплуатации транспорта» не охватывает все аспекты комплексного понятия безопасности в сфере транспорта, на наш взгляд, более точным представляется термин «транспортная безопасность», который сформулирован в Федеральном законе «О транспортной безопасности» [8].

Следует отметить, что транспортная безопасность может рассматриваться и как состояние защищённости, и как результат комплексной реализации системы правовых, организационных и технических мер по защите и охране пассажиров, багажа и грузов, объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, который распространяется на всю транспортную систему страны, но имеет для каждого вида транспорта свои специфические особенности, связанные с видом транспорта: авиационного; железнодорожного и метрополитена; морского и речного и иных видов транспорта.

За правонарушения в сфере транспортной безопасности законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность. Юридическая ответственность связана с государством, правом, и противоправным поведением лиц, возникает с момента совершения правонарушения и выражается в государственном принуждении к исполнению требований права, с одной стороны, и обязанности субъекта ответить за совершенное правонарушение перед потерпевшим и государством, с другой стороны [11].

В этой связи значительный интерес представляет вопрос о судебной практике привлечения к юридической ответственности в сфере транспортной безопасности, за нарушение которой законодательством РФ предусмотрена и административная и уголовная ответственность. Эти виды юридической ответственности по отношению к нарушениям транспортной безопасности выступают как основные.

Однако нарушения транспортной безопасности могут сопровождаться также нанесением материального ущерба другому лицу и несоблюдением трудовой дисциплины. Потому полагаем, что, помимо указанных основных видов, нарушения транспортной безопасности могут быть связаны и с такими видами юридической ответственности, как гражданско-правовая и дисциплинарная, т.е. охватываться всеми видами юридической ответственности.

Полагаем, что в зависимости от темпов развития научно-технического прогресса, современных технологий и складывающихся обстоятельств по конкретному делу, а также размера и характера причиненного ущерба все правонарушения с участием современных транспортных средств могут быть либо гражданскими деликтами, либо административными проступками, либо уголовными преступлениями.

И поэтому в качестве конкретного субъекта правонарушения в каждом индивидуально-конкретном случае будет выступать либо производитель транспортного средства, либо его владелец, либо оператор, либо лицо, управляющее транспортным средством, даже если речь идет, в частности, об электросамокатах, которые в настоящее время не признаны транспортными средствами.

Так, в литературе отмечается, что лицо, управляющее электросамокатом, не может быть признано водителем транспортного средства. Это обусловлено тем, что в нормативных актах нет указания на статус электросамокатов как соответствующего вида транспортного средства, а также не закреплен соответствующий статус участника дорожного движения как лица, им управляющего [6, с. 34-37].

Компетентные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения и выполнения субъектами транспортной безопасности установленных правил и требований безопасности. В случае выявления нарушений выносится либо постановление о привлечении субъекта к административной ответственности, либо возбуждается уголовное дело, но при условии наличия признака противоправности. В указанном выше случае с электросамокатами нет такого признака.

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, например, не проведена оценка уязвимости, нет приказов о назначении ответственных за технику безопасности. Полагаем, что подобные составы должны распространяться и на организатора передвижения с использованием электросамокатов.

Административная ответственность наступает в случае, если действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Уголовная ответственность наступает в случае, если неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности повлекли тяжкие последствия в виде смерти человека или причинение крупного имущественного вреда. Часть 1 ст. 263.1 УК РФ устанавливает также ответственность для лиц, в чьи обязанности входит обеспечение транспортной безопасности. Подобные вопросы необходимо разрешить и применительно к вновь появляющимся правоотношениям с использованием новых видов транспорта.

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт и в результате погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности. При выявлении определенных обстоятельств может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.

При решении вопроса о содержании уголовной ответственности необходимо обратить внимание на то, что уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности является особой разновидностью юридической ответственности, представляющей собой комплексный юридический феномен, включающий в себя множество бланкетных норм, которые реализуется только в форме,

предусмотренной уголовным законом, и применяются уполномоченными государственными органами к физическому лицу, совершившему в форме умысла или неосторожности транспортное преступление, исчерпывающий перечень которых определен в главе 27 УК РФ.

При этом безопасность транспорта рассматривается как организация и функционирование транспортной системы, которые обеспечивают безопасность и защищенность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, целостность окружающей среды, невредимость транспортных средств и коммуникаций от угроз природного, техногенного и антропогенного характера.

Таким образом, с учетом проведенного анализа составов главы 27 УК РФ, в которой перечислены преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также существующих научных подходов, под транспортным преступлением следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие или бездействие в сфере транспортной безопасности, совершаемое физическим лицом либо непосредственно управляющим транспортным средством, либо лицом, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатацию транспорта, а также нарушившим иные нормы транспортной безопасности, которые причинили или создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, нанесли значительный ущерб, в том числе целостности окружающей среды, а также транспортным средствам и коммуникациям.

На основании проведенного исследования полагаем особо актуальным введение в правовое поле отношений, связанных использованием новых видов транспорта, в отношении которых в настоящее время не предусмотрены меры юридической ответственности.

Библиогра фия:

1. Иванцова Н.В., Сосновский А.Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2010. N 2. С. 5

- 8.

2. Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 - 42.

3. Пикуров Н.И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 - 13.

4. Скрынник А.М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. N

3. С. 20 - 25.

5. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 1996. Т. 1. Общая часть. С. 93.

6. Брунер Р.А. Проблемные вопросы юридической ответственности новых участников дорожного движения // Административное право и процесс. 2022. N 5.

С. 34 - 37.

7. Федеральный закон: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8. Федеральный закон: О транспортной безопасности от 09.02.2007 N 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 7. - Ст. 837.

9. Правительство разрешило «Яндексу» запустить в Москве беспилотные такси. Официальный сайт РБК. - URL: https://www.rbc.ru/business/17/03/2022/623331689a79475ba96d9404 Дата доступа 02.08.2022.

10. Уголовное право. Особенная часть / под ред. А.И. Чучаева. М., 2015. С. 329.

11. Сенин И.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2020.

References:

1. Ivantsova N.V., Sosnovsky A.L. Criminal-legal measures of life protection in the field of road safety // Transport law. 2010. N 2. p. 5 - 8.

2. Mayorov V.I. On the issue of safety in the field of road traffic // Transport law. 2009. N 4. p. 38 - 42.

3. Pikurov N.I. New criminal legislation on liability of persons related to traffic safety // Russian tradition. 2011. N 2. p. 11-13.

4. Skrynnik A.M. System of state control and supervision in the field of ensuring transport (maritime) security // Transport law. 2010. N 3. pp. 20-25.

5. Naumov A.V. Russian criminal law: Course of lectures. M., 1996. Vol. 1. General part. p. 93.

6. Bruner R.A. Problematic issues of legal liability of new road users // Administrative law and process. 2022. N 5. pp. 34-37.

7. Federal Law: Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - Article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2954.

8. Federal Law: On transport security of 09.02.2007 N 16-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2007. - N 7. - St. 837.

9. The government allowed Yandex to launch unmanned taxis in Moscow. The official website of RBC. - URL: https://www.rbc.ru/business/17/03/2022/623331689a79475ba96d9404 Access date 02.08.2022.

10. Criminal law. Special part / edited by A.I. Chuchaeva. M., 2015. p. 329.

11. Senin I.N. Theory of State and Law: textbook. M.: Berlin: Direct-Media, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.