Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА К РАБОТЕ В КОНЦЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА К РАБОТЕ В КОНЦЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА К РАБОТЕ В КОНЦЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

«

печаль свою», он добивался быстрого и полноценного включения диафрагмы вдохом «в спину» активными ноздрями, целостной фразы на хорошем продыхе. Это давало плотное звучание и, соответственно, драматизм.

Работать с ним было интересно и очень нелегко. Маэстро не терпел поверхностного отношения к музыкальному материалу, «пустого звука», требовал «оправдывать в музыке все: каждую интонацию, вздох, нюанс». Это невозможно без большого внимания, терпения, работы ума, темперамента, именно такой детальной работы зачастую не хватает студентам в классе.

На кропотливой детальной работе певца в классе настаивает замечательная певица, чудесный педагог Галина Алексеевна Писаренко. Невозможно до конца понять замысел автора, не вникнув досконально в авторский текст, в характер произнесения и интонацию каждого слова. Певица работала с прекрасными музыкантами нашего времени: великим С. Рихтером, Е. Колобовым. Мудрый и терпеливый педагог, она очень требовательна к студентам и учит их серьезному отношению к профессии. Свой огромный сценический опыт Галина Алексеевна использует в подготовке оперных партий с молодыми певицами.

Важным моментом в работе Школы был разговор с артистическим администрато-

ром «Grand Opera» в Хьюстоне Дайаной Зола. Он касался проблем трудоустройства молодых певцов, важности таких профессиональных институтов, являющихся переходным звеном от вуза к театру, как хьюстонская «Grand Opera», а сейчас и Школа Галины Вишневской в Москве. Дай-ана рассказала о важности при прослушивании в западный театр таких моментов, как внешний вид (имеется свой «дресс-код»), репертуар (он должен, безусловно, соответствовать типу голоса), эмоциональном состоянии певца в случае неудачного прослушивания, при этом советуя настойчиво добиваться цели и верить в себя.

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что участие в подобных мастер-классах — большая ответственность, так как все это требует серьезной подготовки студентов, да и педагогов: досконального знания репертуара, быстрой и четкой реакции, психологической выносливости, настоящей любви к профессии, огромного желания учиться и постоянно совершенствоваться.

Примечания 1 Статья приводится под редакцией кандидата искусствоведения, доцента Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Т. Е. Щикуновой.

© Дудоладова Л. Б., 2015

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

Бричкина Л. Е.

О подготовке студентов кафедры музыкального театра к работе в концертной организации1

Выпускники консерватории по специальности «актерское искусство» (специализации «артист музыкального театра») получают необходимые знания и квалификацию для того, чтобы успешно работать не только в театральных, но и концертных организациях. После окончания консерватории мне довелось работать и в театре, и в филармонии. Из собственного опыта

могу сделать вывод, что не каждый певец готов к работе в концертной организации. Каковы причины этого, и каковы условия подготовки к работе такого рода — вопросы, на которые частично попытаемся ответить в данной статье.

Одна из главных концертных организаций Нижнего Новгорода — Нижегородская государственная академическая

<3

филармония им. М. Л. Ростроповича. Это сложно организованная структура, в которую входят концертные коллективы (например, симфонический оркестр) и концертный отдел, где работают отдельные исполнители, музыковеды, а также администраторы и уполномоченные отдела. Именно концертный отдел занимается организацией выступлений на самых разных площадках города и области. Например, в консерватории, в домах культуры, домах отдыха, учебных заведениях, больницах.

Формируется график выступлений, на стенде вывешиваются извещения, где указывается адрес, время и состав исполнителей. В назначенное время группа организованно едет к месту выступления и готовится к концерту. Необходимо учесть достаточное количество времени, которое требуется для подготовки к концерту. Следует переодеться в костюм (собственный, либо костюм персонажа из спектакля), нанести грим (если этого требует персонаж), распеться, проверить акустику зала, настроиться на выступление.

Каждый концерт-спектакль специально продумывается лектором-музыковедом в расчете на определенную возрастную категорию — детскую, юношескую, взрослую. Несмотря на это, солисту-вокалисту приходится петь произведения самых разных жанров и стилей: арии из опер, оперетт, ораторий, мюзиклов, детских фильмов, мультфильмов. Одному исполнителю надо убедительно и ярко исполнять и эстраду, и джаз, и народные песни. Как же можно научить петь студента так, словно в концерте участвуют несколько человек?

При поступлении в консерваторию студенты, обучающиеся под руководством педагогов кафедры музыкального театра, как правило, еще не знают, где они будут работать. Поэтому на первых уроках вокала нужно выяснить, какой голос имеет студент от природы. На протяжении первого семестра происходит знакомство студента и педагога. Выявляются такие необходимые параметры, как: диапазон, дыхание, регистры, резонаторы, опора,

тембр, переходные ноты, удобная для певца тесситура, примарный тон.

Поскольку на кафедру музыкального театра часто поступают студенты, не имеющие среднего специального образования, то следует начать занятия с рассказа о физиологическом устройстве певческого аппарата. Объясняется происхождение и физические свойства звука. Студенту важно осознать этот сложнейший процесс, тем более что нельзя визуально показать и нажать на аппарат, как на музыкальный инструмент.

С самых первых уроков важно научить студентов любить и беречь свой «инструмент»: не переутомлять, не охлаждать, не пить газированные напитки, не есть перед вокалом молочные продукты (йогурты, какао, шоколад, творог, мороженое и т. д.), которые обволакивают голосовые связки, следить за полостью рта, не брать высокие ноты без подготовки, особенно на первых двух курсах.

Индивидуальные способности и физиологические особенности студента служат ориентиром педагогу, чтобы он смог услышать его неповторимое звучание, научить петь красивым поставленным голосом. Педагог должен обратить внимание на рост, телосложение, учитывать анатомические особенности певческого аппарата (высота купола, длина и толщина голосовых связок). К каждому студенту педагог должен суметь подобрать индивидуальную методику обучения, которой первый сможет пользоваться в дальнейшем. Студенту должно быть удобно и комфортно петь, чтобы он сам получал удовольствие от исполняемой им музыки.

Педагогу необходимо помнить о лимите времени занятий в обучении вокалу. Значит, за четыре года обучения вокалу, надо его научить петь так, чтобы он целесообразно использовал время своих занятий, при этом не упуская из виду конечную цель — чтобы голос стал сильным, выносливым, вместе с тем, красивым и приятным.

Для развития необходимых певческих качеств голоса существует специально подобранный для студентов, обучающих-

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

ся по специальности «актерское искусство», репертуар, особенностью которого является многообразие жанров и стилей: вокализы, романсы, народные песни, старинные арии, эстрадные песни, арии из оперетт или мюзиклов и т. д. Это именно тот репертуар, который используется ежедневно на концертных площадках города и области.

Задача преподавателя вокала на кафедре музыкального театра состоит в том, чтобы научить студентов исполнять произведения различных жанров и стилей:

■ опера,

■ оперетта,

■ народная песня (на основе академического вокала),

■ эстрадная песня, мюзикл,

■ детская песня.

Основной базой для выполнения этой задачи является академический вокал, за исключением исполнения народной песни. Народный вокал требует иной техники, но исполнять народную песню, опираясь на базу академического вокала, вполне возможно.

Особую роль в обучении певца играет не только педагог по вокалу, но и концертмейстер, который зачастую выполняет функцию второго педагога. Нередко в вокальной методической литературе встречается мысль, что пианист для певца — это соратник, друг, помощник. На сцене без взаимного уважения и понимания не состоится полноценный творческий акт. При этом надо помнить, что уважение друг к другу начинается в классе.

На уроках вокала педагог показывает, объясняет, поет сам, слушает пение студента. Происходит удивительный психофизический контакт. Следует отметить, что подражание исполнению на уроках вокала — важный компонент совместной деятельности, и его не следует рассматривать как негативную сторону педагогического процесса. Можно провести аналогии с обучением художников, которые копируют работы великих мастеров. Постепенно у студента вырабатывается свой, индивидуальный тембр, своя позиция голоса.

День за днем, развивая, укрепляя голос, развивая слух, вкус, умение слышать звук, воспроизводить его правильно и красиво, развивая музыкальность, воспитывая личность певца в доверительных разговорах, педагог готовит певца к его будущей самостоятельной концертной деятельности. Профессиональная подготовка студентов кафедры музыкального театра Нижегородской консерватории позволяет сказать, что востребованность наших выпускников высока и в музыкальных театрах, и в филармониях.

Примечания 1 Статья публикуется под редакцией кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки О. М. Зароднюк.

© Бричкина Л. Е., 2015

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.