УДК 378.1:378.14
В. В. Зеленцов, С. В. Ладов, В. Г. Черный
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ
ВООРУЖЕНИЯ"
Рассмотрены учебно-методические и организационные вопросы, связанные с подготовкой специалистов по направлению "Оружие и системы вооружения" в свете разработки новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям оборонного профиля. Приведены основополагающие принципы и раскрыта содержательная часть подходов к разработке стандартов.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: подготовка специалистов, образовательный стандарт, оборонный комплекс, системы вооружения.
Факультет "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет устойчивые и давние традиции подготовки инженеров для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны [1-3]. Именно с кафедр оборонного профиля (нынешние кафедры СМ-4, СМ-6 и СМ-12) начиналась более 70 лет назад история факультета. Все сотрудники факультета рассматривали и рассматривают свою деятельность как выполнение части важнейшей стратегической задачи — обеспечение обороноспособности государства. За годы существования факультета было подготовлено свыше 7 тысяч специалистов для оборонной и ракетно-космической промышленности, несколько сотен кандидатов и докторов наук, многие из которых внесли заметный вклад в развитие соответствующих отраслей науки и промышленности. Среди выпускников факультета десятки директоров и генеральных конструкторов ведущих НИИ и КБ, а также специалистов, получивших заслуженное признание как в России, так и далеко за ее пределами. Профессорско-преподавательский состав факультета твердо убежден в необходимости сохранения традиций Российской школы подготовки инженеров, сложившихся в том числе и на факультете "Специальное машиностроение". Эти убеждения подтверждаются высокими оценками качества подготовки специалистов со стороны представителей оборонной и ракетно-космической промышленности или, как сейчас принято их называть, со стороны работодателей.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы как факультет в целом, так и отдельные кафедры сталкиваются с рядом объективных трудностей организационно-правового характера, связанных с общей обстановкой в стране и особенностями осуществляемой реформы образования [1]. В частности, следует отметить падение уровня подготовки абитуриентов, часть которых попросту не готова к освоению
вузовских программ и серьезной и напряженной работе, характерной для МГТУ им. Н.Э.Баумана. Переход большинства кафедр факультета на двухуровневую схему подготовки и при этом некоторых из них только на подготовку специалистов первой ступени — бакалавров, безусловно, осложнит организацию учебного процесса в масштабах факультета, затруднит взаимодействие кафедр в рамках комплексных научных дисциплин. Сегодня на факультете остаются по существу две кафедры (СМ-4 и СМ-6), которые продолжат готовить только дипломированных инженеров-специалистов по специальностям 170100 "Боеприпасы и взрыватели" и 170400 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие". По-видимому, именно здесь в наибольшей степени удастся сохранить принципы и традиции подготовки специалистов, в том числе для ОПК. Обе кафедры ориентированы на обеспечение инженерными и научными кадрами отечественной оборонной промышленности, т.е. непосредственно причастны к выполнению стратегически важной задачи обеспечения национальной безопасности России.
Всю вторую половину 2009 г. ряд сотрудников факультета работал над формированием государственного образовательного стандарта (ГОС) третьего поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — ФГОС ВПО). В отличие от стандарта второго поколения, утвержденного в апреле 2000 г., новый стандарт разрабатывался не для направления "Оружие и системы вооружения" в целом, а для отдельных его специальностей. При этом число специальностей в направлении было сокращено с пяти до двух. Ранее в направление входили специальности "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие", "Средства поражения и боеприпасы", "Взрыватели и системы управления средствами поражения", "Высокоэнергетические устройства автоматических систем" и "Испытание и эксплуатация техники (по областям и видам)". В настоящее время без каких-либо изменений осталась специальность "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие". Специальности "Средства поражения и боеприпасы" и "Взрыватели и системы управления средствами поражения" объединены в специальность "Боеприпасы и взрыватели". Остальные специальности вообще исчезли из структуры направления, а заодно из нового Перечня (классификатора) специальностей. Таким образом, в направлении "Оружие и системы вооружения" остались две укрупненные специальности, получившие индексы 170400 и 170100. По этим специальностям, в соответствии с предложенными вышестоящими органами макетами, и были разработаны новые ФГОС ВПО третьего поколения.
Целесообразно остановиться на некоторых принципиальных различиях ГОС второго и третьего поколений. Во-первых, из стандарта третьего поколения исключено содержание учебных дисциплин, которое в стандарте второго поколения было расписано излишне по-
дробно. Содержательная часть ГОС ВПО второго поколения составляла 70% его объема. Стандарт ВПО третьего поколения ограничивается только перечнем базовых дисциплин, предоставляя вузам право самим определять их конкретное содержание с учетом особенностей региона, традиций вуза и конкретных запросов работодателей. Во-вторых, стандарт третьего поколения предоставляет вузам возможность более глубокого маневра при составлении учебных планов и программ. Вариативная часть циклов подготовки увеличена до 30% общего их объема, причем формирование вариативной части целиком отнесено к компетенции вуза. Это безусловно позволит творчески подойти к формированию конкретных учебных планов, опираясь на отмеченные ранее особенности вуза и региона. Наконец, в-третьих, в рамках нового ФГОС ВПО по специальностям реализуется так называемый компетентностный подход к подготовке специалистов. Компетенции будущего инженера расписаны в проекте ФГОС ВПО достаточно подробно и представляют собой фактически развернутую квалификационную характеристику выпускника. Перечень компетенций содержит общекультурные и профессиональные компетенции, причем последние расписаны как по видам деятельности (научно-исследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, производственно-технологическая и полигонно-испытательская деятельности), так и по отдельным специализациям. Число специализаций достаточно большое: по специальности 170400 их одиннадцать, по специальности 170100 — девять. Специальность 170400 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" была и осталась достаточно широкой (укрупненной) как по своей научной базе, так и по перечню объектов изучения, что отражает большое разнообразие систем ракетного и ствольного оружия. Тот факт, что содержательная часть этой специальности практически не изменилась по отношению к стандарту второго поколения, обусловил сравнительно легкий и безболезненный переход к стандарту третьего поколения. Что же касается специальности 170100 "Боеприпасы и взрыватели", то задача разработки ФГОС ВПО по данному направлению серьезно осложнилась [4].
Дело в том, что подготовка специалистов в области проектирования боеприпасов различного назначения изначально строилась по так называемой машиностроительной сетке учебного плана с преобладанием механических учебных дисциплин. В свою очередь, подготовка специалистов в области проектирования взрывателей требует других подходов и ранее проходила по так называемой приборной сетке учебного плана, где, например, для подготовки специалистов по современным неконтактным взрывателям необходимо знание теоретических основ радиотехники, ближней локации, микропроцессорной техники и т.п. По существу, современный неконтактный взрыватель является составной частью системы управления действием средств
поражения и требует системно-схемотехнических подходов к его проектированию и знания основ управленческих дисциплин. Совместить решения всех этих вопросов в рамках новой специальности "Боеприпасы и взрыватели" достаточно сложно, более-менее корректно это можно сделать в отношении контактных и дистанционных механических или электромеханических взрывателей, именно на подготовку таких специалистов, главным образом, и была ориентирована специальность "Взрыватели и системы управления средствами поражения", входившая ранее в направление подготовки "Оружие и системы вооружения".
Что же касается подготовки специалистов по взрывателям, основанным на радио-, оптической или акустической локации, то в последнее время она успешно проходила в рамках специальности "Автономные информационные и управляющие системы" направления "Автоматизация и управление". Именно здесь сосредоточена подготовка специалистов по перспективным многофункциональным неконтактным взрывательным устройствам с электронным вводом информации, дистанционным электронным взрывателям и неконтактным датчикам цели. Однако в результате перехода в рамках нового ФГОС ВПО третьего поколения на двухуровневую подготовку по схеме бакалавр-магистр, данная специальность трансформировалась в профиль того же названия и перешла в новое направление подготовки "Управление в технических системах". При этом моноуровневая подготовка с квалификацией "специалист" по данному направлению не предусмотрена. Вместе с тем анализ современного состояния разработок и применения боеприпасов показывает, что уже в ближайшей перспективе более 80... 90 % из них будут оснащаться неконтактными взрывательными устройствами, большая часть которых, в свою очередь, будет ориентирована на радиолокационный принцип действия. В этих условиях, конечно, было бы желательно готовить соответствующих специалистов в рамках отдельной специальности, причем именно инженеров с навыками проектирования таких систем, а не ограничиваться подготовкой только бакалавров и магистров. Ключевыми для формирования такой специальности должны быть понятия "локация" и "управление".
Однако нельзя забывать и об обычных контактных и дистанционных взрывателях механического принципа действия, которыми оснащено большинство таких массовых боеприпасов, как артиллерийские снаряды и гранатометные выстрелы. Не зря руководство Вооруженных сил РФ и представители ОПК в последнее время бьют тревогу по поводу утраты некоторых производственных мощностей боепри-пасной отрасли, в частности, в области разработки ударных и дистанционных взрывателей. По существу утрачены некоторые технологии изготовления, в частности часовых взрывателей. В этих условиях подготовку кадров по взрывательному направлению следует развивать гармонично, учитывая реалии сегодняшнего дня, ближайшую и дальнюю перспективы. Именно под этим ракурсом и нужно рассматривать
целесообразность сохранения специальности "Взрыватели и системы управления средствами поражения", естественно, с соответствующей корректировкой образовательной программы, пусть даже в объединенной специальности "Боеприпасы и взрыватели".
Работа над образовательными стандартами потребовала от разработчиков достаточно серьезных затрат времени и сил, особенно с учетом необходимых согласований положений стандарта с представителями вузов России, ведущих подготовку специалистов по оборонным специальностям. К разработке стандартов были привлечены учебно-методические комиссии по специальностям направления и учебно-методический совет по направлению в целом. Учитывалось мнение работодателей в лице представителей ведущих НИИ, КБ и предприятий ОПК. Разработчики проектов ФГОС ВПО еще до начала работы отмечали несовершенство предложенного макета стандартов, элементы излишней детализации положений, нечеткость некоторых формулировок, неоправданно большой объем документа, более напоминающего ведомственную инструкцию, чем государственный стандарт. Например, значительную часть текста стандарта занимает комментарий к циклам подготовки и к специализациям в форме "студент должен знать..., уметь..., владеть... ". Наличие такого комментария вряд ли следует считать целесообразным, так как в основной таблице "Структура ООП специалистов" указывается перечень компетенций, сформулированных ранее. Фактически идет повтор одной и той же информации о будущих общекультурных и профессиональных качествах выпускника вуза. Кроме того, знания, умения и навыки студента в дальнейшем будут гораздо полнее раскрыты в рабочих программах учебных дисциплин, которые должны быть разработаны после утверждения стандарта и формирования на его основе примерного учебного плана. В настоящее время эта работа уже началась и здесь разработчикам также пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, обусловленными несколько произвольными рекомендациями, предложенными Министерством образования и науки РФ. По-видимому, этот вопрос требует дополнительной проработки и согласования.
Проекты ФГОС ВПО прошли экспертизу, причем в качестве экспертов выступали руководители ведущих предприятий ОПК. Экспертами также отмечались недостатки, обусловленные несовершенством предложенного макета стандарта, в частности его перегруженность информацией и излишняя детализация некоторых положений.
В течение 2010 г. разработчикам предстоит доработать стандарты после юридической экспертизы, а также пройти процедуру лицензирования новых специальностей. Одновременно должны быть разработаны примерные образовательные программы, включающие учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин. Введение в действие новых ФГОС ВПО третьего поколения планируется с 1 января 2011г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. З е л е н ц о в В. В., Л а д о в С. В., Ч е р н ы й В. Г. Реформа системы образования и подготовка инженерных кадров для оборонных отраслей промышленности // Оборонная техника. - 2009. - № 1-2. - С. 3-8.
2. Проблемы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и высоких технологий: Сб. документов, решений и рекомендаций / Под ред. И.Б. Федорова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 183 с.
3. Научноеи научно-методическое обеспечение подготовки кадров по оборонным специальностям высшего профессионального образования / А.К. Ефремов,
B.В.Зеленцов, С.В.Коршунов и др. // Оборонная техника. - 2002. - № 11. -
C. 3-8.
4. В е л д а н о в В. А., Л а д о в С. В., К и ч к и д о в А. А. Разработка Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Боеприпасы и взрыватели" // Боеприпасы и высокоэнергетические конденсированные системы. - 2009. - № 2. - С. 175-182.
Статья поступила в редакцию 21.12.2009
УДК 629.7
В. А. С о л о в ь е в, В. Е. Л ю б и н с к и й
МКС - НОВЫЙ ЭТАП МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОСМОСЕ
Рассмотрены существующие формы международного сотрудничества в освоении и использовании космического пространства. Оценена необходимость совместного участия развитых стран в реализации крупных программ будущего. Показано, что создание и успешная эксплуатация Международной космической станции усилиями сообщества нескольких стран заложили организационную и методологическую основу для выполнения масштабных проектов в международной кооперации. Освещены особенности и проблемы эксплуатации Международной космической станции и управления ее полетом.
E-mail: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: управление полетом, сегмент МКС, космический комплекс, модуль станции, корабль-спасатель, обитаемая планетная база.
Высокая заинтересованность многих стран в исследовании, освоении и целевом использовании космического пространства выявилась на ранних этапах становления практической космонавтики. Тогда же возникло и общее понимание пользы и необходимости развития международного сотрудничества в этой области. Средствами выведения на орбиту в то время располагали только две державы — СССР и США. В этот период на советских космических аппаратах (КА) в порядке услуги устанавливалась исследовательская аппаратура, разработанная научными организациями ряда других стран, например в рамках программы "Интеркосмос".