А. В. Кольцов
Модернизация военно-промышленного комплекса Турции
Военное производство в Турции имеет давнюю историю, так как в средневековье оно создавалось для удовлетворения потребностей османской армии — одной из крупнейших военных организаций мира — в вооружении1. Но начиная с ХУШ в. растет отставание Турции от европейских государств и России в технике и технологии производства вооружений и развитии военного дела в целом. К началу Первой мировой войны Османская империя была вынуждена импортировать большую часть вооружений в основном из Германии. Почти все предприятия военной промышленности были сосредоточены в западных регионах Турции, а самые важные — в Стамбуле и его окрестностях2.
После окончания Первой мировой войны западные области Турции, где традиционно концентрировались основные предприятия национального ОПК, были оккупированы странами Антанты. Правительству Мустафы Кемаля Ататюрка, пришедшему к власти в 1925 г. по итогам национально-освободительной борьбы, пришлось воссоздавать военное производство на новом месте. В результате в окрестностях городов Центральной и Восточной Анатолии — Анкары, Эрзерума, Коньи и Эскишехира — были образованы небольшие мастерские по ремонту и производству амуниции и легкого вооружения, в которых работали ранее эвакуированные из Стамбула рабочие3.
Мустафа Кемаль считал наличие развитого и независимого от поставок извне оборонно-промышленного комплекса одним из главных условий достижения Турцией политической независимости. Поэтому он взял под свое личное руководство создание нового ОПК страны. В оборот были пущены лозунги «Свое оружие сделай сам!», «Свой самолет построй сам!» и т. п.4
Динамика развития турецкого ОПК в 1920-1940 гг.5
Год Место Что создано
1921 Анкара Генеральное управление предприятий оборонной промышленности
1924 Район Анкары Предприятия по ремонту артиллерии и стрелкового вооружения, производству снаряжения и боеприпасов
1924 Гёльджук Судоремонтное предприятие
1926 Анкара Авиастроительная компания Tayyare ve Motor Turk A§
1928 Кайсери Завод по производству самолетов и запчастей к ним. В 1939 г. производство самолетов было приостановлено
1930 Каяш (пригород Анкары) Предприятие по производству патронов
1931 Кырык- кале Сталелитейный завод
1936 Кырык- кале Заводы по производству пороха, артиллерии и стрелкового оружия
1936 Стамбул Частное предприятие по постройке планеров. Закрыто в 1943 г.
1941 Ташкызак Судостроительная верфь
1941 Анкара Завод по производству самолетов и планеров
1943 Малатья Ремонтные мастерские для обслуживания самолетов
1943 Мамак (сегодня район Анкары) Предприятие по производству противогазов
1945 Анкара Завод по производству авиационных моторов
1 Мейер М. С. Особенности становления и развития Османской империи // Basileus. Сборник статей в честь 60-летия Д. Д. Васильева. М., 2007, с. 224-225.
2 Расизаде А. Ш. Создание военно-промышленного комплекса в Турции // Актуальные проблемы современной Турции. Баку, 1988, с. 116.
3 Кроме того, вплоть до начала 40-х гг. несколько частных фирм в окрестностях Стамбула продолжали производить легкое стрелковое оружие.
4 Расизаде А. Ш. Создание военно-промышленного комплекса
в Турции, с. 117-118.
Перед Второй мировой войной строительством и переоборудованием многих заводов турецкого ОПК руководили немецкие специалисты. Из Германии поставлялась значительная часть заводского оборудования, а также проекты и образцы военной техники. Во время войны Турция — в зависимости от ситуации на театре военных действий — склонялась к союзу с победителями. Важную роль при этом играла военная помощь противоборствующих сто-
5 Таблица составлена автором.
рон. Так, в 1943 г. по результатам встречи премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля с президентом Турции Исметом Инёню было решено обеспечить поставки в Турцию современных вооружений и военной техники (ВВТ), чтобы поддержать ее просоюзническую ориентацию6.
Однако создать полноценную оборонную промышленность Турции не удалось, во многом из-за нехватки финансирования и отсутствия квалифицированных кадров. Многие турецкие офицеры в конце 1940 гг. отмечали значительную техническую отсталость ОПК Турции7.
В начале 1950 гг. Турция перед лицом советской угрозы активизировала военно-техническое сотрудничество с Западом. Значительная роль отводилась сотрудничеству с США, в том числе в рамках программ Североатлантического альянса, в который Турция была принята в 1952 г.
В этот период были созданы новые предприятия ОПК и расширены возможности ранее построенных заводов. В городе Кырыккале под Анкарой были увеличены мощности предприятий, выпускавших боеприпасы, стрелковое оружие, артиллерийские орудия и минометы, организовано производство взрывчатых веществ, В Эльмадаге и Адапазары (городах-спутниках Анкары) появились заводы по ремонту бронетехники и тяжелого вооружения. В Кайсери, Измире, Эскишехире были созданы новые авиастроительные предприятия, где методом «отверточной сборки» могло производиться около 100 самолетов в год. В окрестностях Стамбула и в Гельджуке были расширены военные верфи. Гельджук затем стал главной базой ВМС Турции.
До середины 1980 гг. почти все предприятия турецкого ОПК контролировались созданным в 1950 г. государственным объединением Макта ve Ютуа Endйstrileri Кигити (МКЕК).
С 1968 г. Турция стала членом Еврогруппы НАТО, однако ее участие в оборонных проектах было формальностью. Турция снабжала своих партнеров простейшим военным снаряжением и боеприпасами.
К началу 1970 гг. в Турции был создан ОПК, способный удовлетворить потребности вооруженных сил страны по части снабжения, ремонта, тыловой поддержки, производства стрелкового и артиллерийского вооружения. Турецкие заводы все еще не могли производить тяжелую и транспортную военную технику, средства связи, современные боевые самолеты, крупные военные корабли. С развитием ракетного вооружения и военной радиоэлектроники зависимость турецкого ОПК от иностранных поставщиков усилилась.
В 1975 г. Конгресс США в ответ на оккупацию турецкими войсками Северного Кипра наложил эмбарго на поставки американского оружия в Турцию.
6 Более подробно см.:Гасанлы Дж. СССР — Турция: от нейтралитета к холодной войне. 1939-1953. М., 2008.
7 Данилов В. И. Политическая борьба в Турции. 50-е — начало
80 гг. ХХ в. (политические партии и армия). М., 1985, с. 28-29.
С этого момента Турция решила перейти к политике импортозамещения и производства наиболее важных видов ВВТ на собственной территории.
В 1975 г. совет национальной безопасности Турции принял 1-й пятилетний план развития вооруженных сил, предусматривавший модернизацию и реорганизацию турецкого ОПК. Была сформирована концепция военного снабжения, которая предусматривала включение в любые оружейные контракты пункта о наладке производства ВВТ в Турции. Теперь партнеры Турции по поставкам ВВТ обязаны были создавать предприятия ОПК на территории страны, причем контрольный пакет акций (51 %о) этих предприятий должен был быть в руках турецкой стороны.
В 1970-1980 гг. турки получили большое количество лицензий на производство ВВТ. Примером может служить соглашение, подписанное в 1979 г. с ФРГ. В результате его исполнения были расширены заводы по производству стрелкового оружия в Кырыккале, построен завод по ремонту и модернизации танков в Адапазары, расширена военная верфь в Гельджуке для строительства подводных лодок и современных фрегатов, в Эскишехире построен завод по производству авиадвигателей. Был заключен ряд контрактов на производство ПТУР, подводных лодок пр. 209 и катеров. Постройка кораблей во многом проводилась с помощью зарубежных специалистов, при этом оснащались корабли также преимущественно иностранными образцами ВВТ, не производимыми в Турции. Одновременно Турция получала от ФРГ излишки боевой техники, включая американские танки М48 и немецкие Leopard 18.
В 1978 г. эмбарго на поставки ВВТ в Турцию со стороны США было отменено, а в 1980 г. стороны подписали договор о развитии военно-технического сотрудничества, в результате чего была создана специальная двусторонняя рабочая группа. В рамках этой группы были также реализованы наиболее крупные проекты:
• строительство в Мюртеде под Анкарой завода по выпуску истребителей F-16C / D. Компания TUSAS (Turkiye U9ak Sanayi Anonim §irketi) получила 51%o акций нового предприятия, General Dynamics (затем Lockheed Martin) — 49 % акций. В 2005 г. американская сторона продала свою долю Турции;
• строительство завода авиационного оборудования в городе Эскишехир. Этим предприятием совместно с General Dynamics на тех же условиях владела «дочка» TUSAS — Hava Sanayi Endustrileri;
• модернизация танков М48 на заводах в Кайсери и Арифие. Большая часть из них сейчас находится
8 В настоящее время танки «Леопард-1», стоящие на вооружении ВС Турции, проходят модернизацию, в ходе которой планируется заменить всю бортовую электронику, системы навигации, связи, управления огнем. Эти работы осуществляет компания AsElSan. http://www.ssm.gov.tr/TR/Projeler/karaar aclari / prjgrptank / Pages / LEOPARD1A1A1A4_K.aspx
на хранении, а модернизированные варианты стоят на вооружении воинского контингента, расквартированного в Северном Кипре;
• организация сборочного производства боевых вертолетов Bell АН-1 в районе Анкары (проект не был осуществлен).
Была также расширена военная инфраструктура Турции и совместных военных баз. Такая активность США была продиктована стремлением оттеснить европейских производителей с перспективного турецкого рынка вооружений. Следует отметить, что работа по этим соглашениям еще не завершена и по некоторым направлениям (в частности, в вер-толетостроении) продолжается до сих пор. Летом 2009 г. турецкая сторона выступила с инициативой активизации военно-политических контактов в рамках данной группы9.
После военного переворота 12 сентября 1980 г. военные привели к власти правительство «технократов» во главе с Тургутом Озалом, который начал в Турции программу широких экономических преобразований. В связи с реформами, предусматривавшими также модернизацию промышленности, было решено изменить и структуру управления оборонной промышленностью. В 1985 г. при Совете министров страны был образован секретариат оборонной промышленности (СОП, Savunma Sanayi Muste-§arligi). Функция координации действий различных предприятий ОПК была передана от МКЕК к СОП.
СОП управляет оборонными предприятиями с помощью определения перспективных направлений военных разработок, налоговых льгот или финансовой помощи, обеспечивает снабжение их всем необходимым, координирует работу частных фирм, выполняющих гособоронзаказ. Стратегической целью СОП является создание ОПК, способного максимально обеспечить потребности вооруженных сил страны. С этой целью СОП также ведет переговоры о закупке за рубежом новейшего оружия с обязательным условием налаживания производства в Турции. Функции заказчика при этом выполняет генеральный штаб или командование отдельных родов войск.
СОП подчиняется решениям исполнительного комитета оборонной промышленности (Savunma Sanayii Icra Komitesi, далее — исполком), в состав которого входят директор СОП, премьер-министр, министр обороны и начальник генштаба. СОП разрабатывает и осуществляет одобренные исполкомом комплексные программы по развитию военной промышленности и модернизации ВС. СОП и члены исполкома принимают решения о выделении госфинансирования на военные программы, закупки
9 В ходе своего недавнего визита в США 30 мая — 3 июня 2009 г. начальник генштаба Турции генерал армии Илькер Ба-шбуг предложил расширить сферу деятельности данной группы, включив в нее и вопросы стратегического взаимодействия ВС Турции и США на Ближнем и Среднем Востоке. http:// www.ostinform.ru / ?q=content / nachalnik-turetskogo-genshtaba-general-armii-ibashbug-posetil-ssha-s-ofitsialnym-vizitom
ВВТ и т. п. Нынешний директор СОП — Мурад Баяр (имеет высшее техническое образование), по некоторым данным, компромиссная фигура, устраивающая и военных, и правящую Партию справедливости и развития.
Своеобразными явлениями в Турции являются частные организации, поддерживающие ОПК и армию. Это общество армейской взаимопомощи OYAK (Ordu Yardimla^ma Kurumu) и фонд усиления турецких вооруженных сил TSKGV (Turk Silahli Kuvvetleri Gu9lendirme Vakfi).
OYAK был создан для поддержки бывших офицеров после их увольнения в запас. Офицеры — члены общества — переводят на его счета не менее 10 % своего месячного жалованья в течение всего срока службы. Правление общества, которое также подотчетно исполкому, вкладывает средства офицеров в промышленность (в том числе ОПК), энергетику, банковское дело. После выхода на пенсию правление общества помогает бывшим офицерам с трудоустройством, назначая их на должности (зачастую формальные) руководителей предприятий, общественных фондов или организаций, обеспечивает им достойную старость.
TSKGV — благотворительный фонд, который существует за счет частных пожертвований. До 80 % своего годового дохода фонд вкладывает в развитие ОПК страны. Объектами инвестиций преимущественно становятся производство военной электроники, авиастроение, ракетостроение и связанные с ними отрасли. Согласно уставу фонда, основными его задачами являются поддержка существующих в области ОПК фирм, увеличение своего участия в них, создание новых предприятий ОПК. Также фонд принимает участие в организации международных оружейных выставок в Турции10. Фонд имеет свои отделения практически в каждом иле страны. Представители фонда поддерживают тесные связи с губернаторами и представителями местного бизнеса.
В 2009 г. СОП разработал очередной пятилетний план развития турецкого ОПК на 2011-2016 гг. Его основными положениями являются достижение максимальной самостоятельности в сфере производства вооружений, а также ставка на частные компании, предприятия малого и среднего бизнеса, производящие продукцию двойного назначения11. Проблему нехватки квалифицированных кадров планируется решать за счет господдержки технической науки и усиления взаимодействия вузов и промышленности.
В полном масштабе программа развития турецкого ОПК может быть осуществлена только при помощи внешних партнеров. Потому Турция плани-
10 http://www.tskgv.org.tr/ index.php?option=com_content&tas k=view&id=44&Itemid=86
11 См.: Программный документ по развитию оборонной про-
мышленности Турции до 2016 г. // Экспорт вооружений, № 5 (79), сентябрь-октябрь 2009 г., с. 48-53.
рует создавать международные альянсы (особенно в авиастроении) и активно продвигать совместную продукцию за рубеж. Крупнейшим военно-техническим партнером Турции сегодня остаются США. Стратегически важным для обеих сторон является сотрудничество по унификации вооружений в рамках НАТО, организации противоракетной обороны НАТО и обмену разведданными о ситуации в Афганистане и на севере Ирака12.
Также к весомым партнерам Турции относятся Южная Корея и Израиль. С Южной Кореей реализован проект создания самоходной артиллерийской гаубицы Firtina. По корейским технологиям ведется строительство основного боевого танка «Алтай» на базе корейского танка XK-2, учебного самолета КТ-1, а также производство автоматических систем управления, тренажеров и средств связи. Израиль поставляет в Турцию в первую очередь беспилотные летательные аппараты, однако взаимоотношения стран серьезно осложняются из-за разногласий по палестинскому вопросу.
Основные производители ВиВТ
Авиастроение
TAI (Turkish Aerospace Industries) — крупнейшая авиастроительная компания Турции. Основана в 1984 г., до апреля 2007 г. называлась TUCAS. Компания вела лицензионное производство истребителей F-16, легких транспортных самолетов CN-295, учебно-тренировочных самолетов SF-260 и вертолетов Cougar. Сегодня основной бизнес TAI -модернизация военных и гражданских самолетов и вертолетов, конвертация транспортных самолетов в патрульные и разведывательные варианты, а также выполнение субподрядов западных компаний. С 2008 г. компания ведет модернизацию 55 учебнотренировочных самолетов T-38 ВВС Турции и переделку 10 транспортных самолетов ATR-72 в морские патрульные для турецких ВМС.
TAI участвует в разработке и будущем производстве европейского военно-транспортного самолета A400M и американского легкого истребителя пятого поколения F-35. Помимо этого, компания ведет разработку для ВВС Турции нового ударного вертолета ATAK, учебно-тренировочного самолета начальной подготовки Hurkus и средневысотного беспилотного летательного аппарата Anka (был представлен публике в июле 2010 г.).
Среди крупнейших акционеров компании — СОП, TSKGV и отраслевая ассоциация Turkish Aeronautical Association. Количество занятых — порядка 3000 человек.
12 Турция планирует присоединиться к ПРО НАТО к 2020 г. http://rusorient.ru / page.php?vrub=rm&vparid = 1941&vid = 19 85&lang=rus
Наземные системы
МКЕК (Makina ve Kimya Endustrileri Kurumu) — крупнейший в Турции производитель легкого стрелкового оружия, боеприпасов, артиллерийских орудий, минометов. Основана в 1950 г., контролируется государством. МКЕК принадлежат 11 заводов, пять из которых находятся в Кырыккале (сталелитейный, по производству порохов, гильз и боеприпасов, стрелкового, тяжелого артиллерийского вооружения), еще пять находятся в пригороде Анкары (по производству ракет, взрывателей, противогазов, боеприпасов и переработке металлолома) и один — в Чанкыры (артиллерийское вооружение и боеприпасы).
С 2002 г. МКЕК производит для турецкой армии 155-мм /52 буксируемую гаубицу Panter, разработанную на основе сингапурской гаубицы FH-2000 (изготовлено до 100 единиц Panter). На армейском танкоремонтном заводе MMSS совместно с МКЕК с 2004 г. ведется выпуск по южнокорейской лицензии 155-мм /52 самоходной гаубицы K9 под обозначением Т-155 Firtina, к 2010 г. было построено до 120 единиц из примерно 300 планируемых к выпуску. При участии германского концерна Rheinmet-all МКЕК ведёт модернизацию старых американских самоходных артиллерийских гаубиц М44 (155 мм) и М52 (105 мм) с установкой на них новой 155мм / 39 гаубицы.
FNSS — компания по производству колесных и гусеничных бронетранспортеров различного назначения. Группа была создана как СП компании Nurol Makina13 и американской United Defense (ныне последняя — в составе BAE Systems), с 1990 г. осуществляя лицензионный выпуск американских БМП AIFV с использованием комплектов узлов, поставляемых из США. Модернизированным вариантом этой машины разработки FNSS сейчас является ACV, экспортировавшаяся в Бахрейн, Малайзию, ОАЭ, Пакистан.
Otokar — дочернее предприятие холдинга Ко?. Выпускает целую гамму колесных бронемашин и бронетранспортеров. Принимает участие в программе создания национального танка.
Производители военно-морской техники
Государственные компании отрасли представлены военно-морскими верфями в Стамбуле (крупнейшие мощности в пригороде Стамбула — Пендик) и Гёльджюке, представляющими основную судостроительную и судоремонтную базу ВМС Турции. Частные компании представлены следующими фирмами:
13 №гс>1 Макта ve Sanayi — машиностроительная и металлообрабатывающая компания (Анкара), являющаяся частью холдинга №го1. Ведет также самостоятельную разработку колесной бронетехники.
RMK Marine — дочерняя фирма холдинга Ko£. Компания обладает судоверфями площадью 90 тыс. м2;
Dearsan — компания участвует в производстве перспективного сторожевого корабля. Также разрабатывает корабельное артиллерийское вооружение и системы управления огнем;
Yonca-Onuk — компания специализируется на производстве скоростных катеров собственной оригинальной конструкции и яхт. В военных программах компания участвует как производитель скоростных специализированных катеров для силовых и прочих ведомств Турции;
Istanbul Denizcilik — частная компания, участвует в проектах строительства вспомогательных судов.
Производители ракетно-артиллерийского вооружения
TUBiTAK — турецкое общество научных и технических исследований, созданное по предложению Ататюрка, TUBiTAK курирует фундаментальную техническую науку, а также самостоятельно проводит многие прикладные разработки военного или двойного назначения, например, разработку устройств шифрования данных, приборы «свой-чу-жой» и т. п. TUBITAK также координирует научноисследовательские разработки различных турецких фирм, представляющих ОПК страны.
Центр SAGE при TUBiTAK занимается разработкой современных и перспективных видов боеприпасов. В частности, ведется разработка комплектов управляемого вооружения — корректируемых авиабомб, управляемых артиллерийских снарядов и минометных мин. Кроме того, разрабатываются комплексы управляемого ракетного вооружения.
Roketsan — компания специализируется на производстве ракетного вооружения. В портфеле компании производство тактических ракетных комплексов Kasirga и Yildirim, систем залпового огня, боеприпасов к ним. Компания производит заряжающие машины для систем залпового огня, участвует в проектах модернизации ЗРК Sea Sparrow, Rapier, Stinger. Компания продолжает вести перспективные проекты производства ПТРК.
Производители военной электроники и ПО Сектор военной электроники ОПК стал развиваться в Турции относительно недавно. Прежде всего, это подразделения TUBiTAK — TUBiTAK UEKAE (Национальный институт исследований электроники и криптологии) и TUBiTAK MAM (Мраморноморский исследовательский центр — основные исследовательские приоритеты в области материаловедения, генетики, биологии, исследований окружающей среды).
Aselsan — компания-производитель военной электроники, специализирующаяся на производстве систем связи, систем наведения, средств массового оповещения, авионики, средств РЭБ, оптичес-
ких приборов двойного назначения, информаци-онно-управляющих систем, ракетного вооружения, микроэлектроники двойного назначения.
Havelsan — компания-производитель электронных систем наблюдения и разведки, АСУ, сигнализаций, систем управления и контроля информации, симуляторов и электронных тренажеров, также выполняющая госзаказы турецких органов власти на создание системы «электронного государства / правительства».
Meteksan — группа компаний, специализирующаяся на внедрении передовых информационных технологий и разработке программного обеспечения различной степени сложности. Основными сферами интереса являются информационные технологии в сфере PR, телекоммуникаций, здравоохранения, обороны, электронные финансовые системы, промышленные информационные системы.
Важным игроком в отрасли является также холдинг Ko^, которому принадлежит значительная часть предприятий турецкой оборонной промышленности. Начиная с 60-х гг. ХХ в. Ко£ целенаправленно поддерживает военную промышленность, офицерство, а также обеспечивает финансовые интересы армии и связанных с ней социальных групп.
Активным действующим лицом выступает компания MilSOFT. Созданная полностью за счет турецкого капитала, фирма занимается исключительно военными проектами. Это проекты в области разработки собственной и адаптации зарубежной авионики к условиям Турции, разработка военного ПО, участие в разработке электроники для нужд ВМС.
Компания Ayesa§ является важным игроком на турецком рынке и специализируется на производстве мобильных и стационарных радаров и систем наведения вооружения.
В отрасли действуют и представители мелкого бизнеса — компании STM, Mikes, Vestel Savunma, выполняющие субподрядные работы (в основном — подготовка специализированного ПО) в рамках крупных оборонных проектов.
Основные проекты
Сухопутная техника
Основной боевой танк Altay. Генеральным подрядчиком выступает компания Otokar14. Партнером выступает южнокорейская фирма Hyundai — Rotem, которая подписала с турецкими производителями серию договоров о передаче технологий. С компанией Otokar подписано соглашение о технической помощи в производстве шасси танка, с фирмой МКЕК — о передаче технологий производства
14 Далее вся информация дана по открытым материалам Секретариата оборонной промышленности Турции (сайт — www. ssm.gov.tr), а также по материалам с сайтов компаний турецкого ОПК.
120-мм пушки и боеприпасов, с Roketsan — о сотрудничестве в производстве брони. Сборка будет производиться на заводах Otokar, расположенных в районе Арифие — Адапазары в окрестностях Анкары. В рамках того же проекта компания Aselsan ведет НИОКР по созданию информационно-управ-ляющей системы танка.
Колесный многоцелевой БТР с колесной формулой 6х6 или 8х8. Программа тянется длительное время, но до сих пор выбор конкретного образца не осуществлен. Планируется получить в общей сложности 1541 БТР разных типов. Претендентами на получение заказа выступают турецкие компании, предлагающие «локализованные» варианты западных БТР: FNSS Savunma Sistemleri (БТР Pars разработки американской компании GPV), Otokar (БТР Yavuz — сингапурский Terrex разработки ирландской Timoney Technology по заказу Singapore Technologies Kinetics) и НЕМА (БТР Anafarta — финский Patria AMV).
Модернизация танков М60 и Leopard 1. Турецкая Aselsan совместно с израильской IMI проводит модернизацию электроники и системы управления огнем. МКЕК предложила проект установки на Leopard 1 более мощной пушки и разрабатывает для орудия этого танка боеприпасы повышенного могущества. Вокруг этого контракта разгорелся скандал, связанный с нецелевым расходованием средств, в центре которого оказались израильские партнеры и высокопоставленные турецкие военные15.
Морская техника
Проект разработки перспективного корвета Milgem (Milli Gemi — национальный корабль) во многом является знаковым для национального ОПК, так как послужит основой для отработки новых технологических решений. Головной корвет Heybeliada был заложен на верфи в Стамбуле в 2006 г., спущен на воду в 2008 г. и планируется к передаче на испытания в 2011 г. Начата постройка второго корабля, а всего в серии ожидается восемь единиц. Проект также продвигается на экспорт. Для кораблей создается боевая информа-ционно-управляющая система Genesis, составные элементы которой разрабатывают турецкие компании Aselsan, Havelsan и Milsoft.
Технические данные будущего фрегата TF 2000 еще не опубликованы, однако по заявлениям представителей СОП, часть конструктивных решений будет отработана на базе корабля проекта MILGEM. Планируется постройка четырех таких кораблей. Головной корабль проекта предполагается построить на государственных судоверфях в Стамбуле, затем по результатам проверки возможностей частных предприятий будут определены подрядчики. На данный момент известно, что компания Dearsan
15 http://www.haberaktuel.com /tam-7-yil-oldu-170-tanktan-bir-haber-yok-haberi-238490.html
будет разрабатывать артсистемы и СУО для фрегата. К концу 2011 г. СОП должен будет определиться с требованиями к перспективному фрегату, а первый корабль планируется получить после 2015 г.
Десантно-вертолетный корабль док LPD должен обеспечивать высадку на берег и снабжение как минимум одного батальона пехоты вместе с приданной техникой. В рамках проекта также предусматривается создание специальной амфибийной техники для доставки грузов и личного состава с корабля на берег. Заявку на участие в проекте подали более 30 турецких и иностранных компаний. Турцию представляют компании Aselsan, Havelsan, FNSS, MilSOFT, STM, Vestel. Не исключено, что данные турецкие фирмы выступят в роли субподрядчиков в выполнении отдельных работ по проекту. Наиболее крупными иностранными компаниями, участвующими в тендере, стали французские CNIM и DCNS, немецкая ThyssenKrupp, итальянские Fincantieri Cantieri Navali Italiani S.p.A., Oto Melara, испанская NAVANTIA S. A., южнокорейский концерн Daewoo. После 2011 г. СОП планирует определить основных исполнителей проекта и подрядчиков. Первый корабль серии планируется получить после 2015 г.
Постройка двух больших (LST) и восьми средних (LCT) десантных кораблей. В нгастоящее время СОП оценивает проекты БДК, предложенные компаниями RMK, Dearsan, Istanbul Denizcilik и Meteksan. Заказ на постройку средних десантных кораблей в 2009 г. был выдан частной судоверфи ADIK. По плану СОП, бортовую электронику кораблей будут производить Aselsan и Havelsan.
По лицензии и при содействии германской компании HDW планируется постройка на верфи в Гёль-джюке шести неатомных подводных лодок пр. 214 с воздухонезависимой энергетической установкой. Контракт был подписан в 2009 г., при этом субподрядчиками выступают турецкие компании Aselsan, Havelsan, Milsoft, STM A. §., Ko9 Bilgi ve Savunma, TUBITAK, Meteksan, AYESA§. Первую подводную лодку планируется построить в 2015 г.
Самолеты
Одним из наиболее амбициозных проектов здесь является участие в производстве многоцелевого истребителя Lockheed Martin F-35. Турция является участником «3-го уровня» данной программы и в рамках разделения труда турецкая компания TAI будет участвовать в производстве элементов фюзеляжа, стоек шасси, лопаток турбины двигателя (в кооперации с GE и Rolls-Royce). Планируется закупить 100 единиц F-35A для турецких ВВС(с опционом еще на 16 машин), доведя при этом долю национальных комплектующих в их производстве до 50 %о. Помимо этого, было закуплено 30 машинокомплектов истребителей Lockheed Martin F-^С /D Block 50 c их сборкой на предприятии TU-SA§ в Анкаре. Передача первого самолета должна
произойти в 2011 г., завершение программы намечено на 2012 г.
Турция участвует в консорциуме по производству военно-транспортных самолетов Airbus А400М. Планировалось закупить 10 единиц, однако из-за задержек в реализации программы Турция начала поиски альтернативы европейскому транспортнику16.
Проект Bari§ Kartali («Мирный орел») предусматривает поставку турецким ВВС четырех самолетов ДРЛО и управления на базе Boeing 737 с радиолокационным комплексом Northrop Grumman MESA. Часть компонентов бортового оборудования собирается «отверточным методом» в Турции на заводах TAI. Вклад турецкой промышленности оценивается в размере 12 % от всего проекта. В настоящее время по причине задержки поставок компанией Boeing проект приостановлен17.
Проект MELTEM предполагает переоборудование для ВМС Турции девяти транспортных самолетов CN-235MP в базовые патрульные и поставку 10 новых базовых патрульных самолетов ATR 72ASW. Главные подрядчики — это французская Thales, итальянская Alenia Aeronautica и испанская CASA-EADS. Часть оборудования и программного обеспечения будет производится в Турции.
Вертолеты
Боевой вертолет АТАК. Предполагается произвести 51 вертолет (с опционом еще на 41 машину) в интересах сухопутных сил. Скандально известный турецкий тендер по этой программе в итоге выиграла итальянская компания AgustaWestland, предложившая вариант машины АW129 под обозначением Т129. В рамках проекта было заключено соглашение с фирмами TAI, TUSA§, AgustaWestland и Aselsan о совместном производстве и передаче технологий. Контракт был подписан в сентябре 2007 г. Первый прототип вертолета Т129 совершил полет в сентябре 2009 г.18, но в марте 2010 г. был разбит в аварии. Турецкие военные высказывают определенное сомнение в том, что вертолет Т129 удовлетворяет их требованиям. Турецкая сторона также требует интеграции авионики и бортовых компьютеров производства Aselsan. В прошлом именно требования Турции об установке электроники собственного производства «отпугнули» многих производителей19.
Проект разработки многоцелевого вертолета проводится в интересах сухопутных сил, ВВС и ВМС, а также Генерального управления лесных хозяйств, предполагается закупить 84 машины. Договор о долгосрочном сотрудничестве и возможности совместно-
16 http://www.flightglobal.com / articles /2009/09/ 13/332132/ turkey-seeks-interim-buy-of-c-27js-or-c-295s.html
17 http://www.ssm.gov.tr/ anasayfa / projeler/havaAraclari / mod
ernizasyon / Sayfalar/BarisKartali__H.aspx
18 Zaman, 27.02.09
19 Turkish Daily News, 23.11.2005
го производства подписан с компаниями AgustaWestland (предлагающей вариант своего нового вертолета AW149) и Sikorsky (продвигающей «международный» вариант известного S-70i Blackhawk).
Беспилотные летательные аппараты
В 2005 г. был подписан контракт с израильским концерном IAI на закупку 10 средневысотных БЛА Heron TP с установкой на них бортовой аппаратуры производства турецких компаний20. Ввиду того, что турецкая промышленность оказалась неспособной изготовить оборудование с требуемыми характеристиками (особенно весовыми), программа сильно затянулась21. Проблемы по данному проекту усугубились политическим охлаждением между Турцией и Израилем в последнее время. Однако в итоге СОП решил не отказываться от проекта22, и в 2010 г. началась передача первых израильских аппаратов в войска.
Одновременно ведется разработка трех проектов собственных БЛА. Это беспилотник TIHA среднего радиуса действия, конструктивно являющийся фактически клоном израильского Elbit Hermes 450 (главный подрядчик — TAI), мини-БЛА Bay-raktar с радиусом действия 15 км (фирмы Kalekalip и Baykar Makina), а также «малозаметный» БЛА с радиусом действия 150 км (фирмы Vestel Savunma Sanayii, Kalekalip и Baykar Makina). Также в портфеле компании Baykar Makina имеется миниатюрный беспилотный вертолет Malazgirt, способный нести 12 кг полезной нагрузки.
Ракетостроение
Одним из наиболее амбициозных стал проект разработки противотанкового ракетного комплекса компанией Roketsan, осуществляемый с 2005 г. Комплекс создается в вариантах средней дальности OM-TAS (до 4 км) и большой дальности UMTAS (до 8 км). Ракеты оснащены инфракрасной системой самонаведения типа IIR. Комплексами UMTAS планируется вооружить боевые вертолеты ATAK.
Также Roketsan ведет разработку 70-мм авиационной ракеты Cirit с лазерной полуактивной системой наведения, поступление ракет Cirit на вооружение вертолетов AH-1 ожидалось уже в 2010 г.
С начала 1990 гг. Турция ведет разработку и производство собственных оперативно-тактических ракет при техническом содействии Китая. С 2006 г. компания Roketsan наладила лицензионное производство китайской неуправляемой ракеты WS-1 (дальность стрельбы до 100 км) под обозначением Т-300 Kasirga. Также при ведущей роли Roketsan был организован выпуск более совершенного опе-
20 http://ru.wikipedia.org /wiki / IAI_Heron
21 http://lenta.ru / news /2009/ 11 /21/ drones /
22 http://www.reuters.com / article / idUSLDE5BL0N420091222? type=marketsNews
ративно-тактического ракетного комплекса J-600T Yildirim с дальностью стрельбы до 150 км на основе современной китайской ракеты В-611. Впервые комплексы Yildirim были продемонстрированы на параде в Анкаре в 2007 г.
Космическая программа
Основополагающим звеном космической программы является создание спутниковой системы оптической разведки Gokturk с запуском одного разведывательного спутника в 2012 г. Подрядчиком по программе выбрана итальянская компания Telespazio, наземная инфраструктура будет создана TAI.
Ведется модернизация военной системы спутниковой связи. Проект предполагает замену устаревшего спутника связи Turksat-2A более совершенным аппаратом Turksat-4A. После модернизации коммуникационных спутников СОП планирует создать систему микроволновой спутниковой связи. Основные подрядчики — компании Aselsan и EADS Astrium. Соглашение по проекту было подписано в 1999 г. Сейчас идет приемка систем управления, которые будут размещены на морских платформах.
Некоторое сотрудничество в освоении космоса Турция ведет с Индией: 23 сентября 2009 г. индийская ракета PSLV C-14 вывела на орбиту турецкий исследовательский спутник Стамбульского технического университета23.
Летом 2009 г. делегация TUBITAK провела переговоры с Роскосмосом о возможности сотрудничества в сфере освоения космического пространства. В частности, был затронут вопрос о возможной отправке на орбиту первого турецкого космонавта.
Автоматизированные системы управления
Турция развивает проект создания интеллектуальных информационных систем для генштаба и центра оперативного командования. Предполагается написание специального программного обеспечения, которое создаст информационную основу функционирования данных органов. Подрядчик — Ko9 Savunma.
В рамках проекта предполагается объединить информационно-управляющие системы и системы управления вооружением ВВС, ВМС, сухопутных войск. Основным подрядчиком выступает TUBITAK. Эта система уже готова и была продемонстрирована Турцией на выставке Defence Services Asia 2010 в Ку-ала-Лумпуре24.
Создается единое информационное пространство обучения и подготовки личного состава. Проект предполагает создание обучающих систем для подготовки пилотов, операторов комплексов ПВО, и отработки группового взаимодействия различных родов войск. Созданы тренажеры для отработки боевого управления и действий командного состава. Основной подрядчик — Mi1SOFT, в настоящее время такая система принята СОП и установлена в турецком ГШ. Have1san выступает подрядчиком создания единой системы подготовки летного состава ВВС Турции на основе тренажеров зарубежного производства.
Средства радиоэлектронной борьбы
Развитие средств РЭБ является для СОП перспективным направлением деятельности. В рамках данного направления СОП инициировало несколько пилотных исследовательских проектов. Компания Ase1san проводит НИОКР по разработке наземных систем радиоэлектронных помех и радиоэлектронного подавления радаров противника. По заказу Командования сухопутных сил разрабатывается система радиоперехвата и подавления радиосвязи в диапазонах ВЧ и УВЧ. Также Ase1san разработала электронную систему обнаружения и борьбы с неприятельскими радарами. В настоящее время образцы вооружения сданы в эксплуатацию в ВС. В рамках новых военно-морских приоритетов Ase1san ведет производство системы постановки ложных акустических целей для установки на надводные и подводные платформы. Разработка будет производиться в интересах Командования ВМС.
Исследовательский центр ТиВ1ТАК-иЕКАЕ проводит НИОКР по разработке помехозащищенных радаров, устойчивых к средствам РЭБ.
Компания Mi1SOFT ведет разработку учебной системы РЭБ для тренировки персонала в условиях, максимально приближенных к боевым.
Стрелковое оружие
В рамках модернизации вооруженных сил СОП разрабатывает новую экипировку для военнослужащих турецкой армии. В частности, компания МКЕК ведет проектные работы по созданию перспективного автомата и пулемета. Важными направлениями работ являются и создание новых боеприпасов повышенного могущества, новых типов взрывчатки и порохов.
23 http://yenisafak.com.tr/Gundem / Default.aspx?t=23.09.2009 &c=1&area=4&i=212483
24 http://www.izvestia.ru / armia2 / article3141177 /
Структура турецкого оборонного экспорта:
Производитель Вооружение Страна-покупатель
Otokar (Ko9 Holding) Легкий бронеавтомобиль Cobra ОАЭ, Алжир, Бахрейн, Нигерия, Грузия и др. — всего до 20 стран
Nurol Makina Колесный бронетранспортер Ejder (6х6) Грузия
FNSS Бронированный колесный бронетранспортер PARS с колесной формулой 8х8 Малайзия (переговоры)
BMC Грузовые автомашины Малайзия, Пакистан
FNSS Гусеничная БМП AIFV и ACV ОАЭ, Малайзия, Филиппины, Саудовская Аравия.
Yonca-Onuk Ракетные и сторожевые катера серии MRTP (Kaan) Пакистан, Албания, Грузия, ОАЭ, Малайзия, Алжир
Ko9 Sistem (Ko9 Holding) Системы АСУ в рамках оборонного заказа НАТО
Havelsan (совместно с Korea Aerospace Industries) Электронная система боевого обучения, тестирования и симуляции боевых действий Пакистан, возможна поставка в Южную Корею
Aselsan Радиопередатчики и системы связи Страны СНГ
Havelsan Электронные тренажеры управления самолетами Южная Корея
MilSOFT Электронная обучающая система симуляции театра военных действий
Roketsan Системы залпового огня и ракеты к ним ОАЭ; ведутся переговоры о поставках в Саудовскую Аравию и Малайзию, Азербайджан
Roketsan Самоходные ПУ ЗУР Stinger «Стингер» Нидерланды