Научная статья на тему 'Оборонные НИОКР: решение стратегических государственных задач'

Оборонные НИОКР: решение стратегических государственных задач Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННЫЕ НИОКР / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА / ELEMENT BASE / DEFENSE R & D / GOVERNMENT AND THEIR OWN EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алямов А.Э., Баласов И.Ю.

В статье на примере деятельности ФГУП «Научно-исследовательский институт электронных приборов» обсуждаются возможности сферы оборонных НИОКР в решении задач по техническому переоснащению российских вооруженных сил и модернизации экономики. Показано несовершенство применяющихся механизмов финансирования, а также возможное решение острой проблемы элементной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses economic issues related to the existence of corresponding features in the Russian sphere of defense research and problem solving technical development armed forces and the modernization of the economy. Reveal shortcomings in funding mechanisms applied defense research and development and a possible solution to the acute problem of components.

Текст научной работы на тему «Оборонные НИОКР: решение стратегических государственных задач»

В статье на примере деятельности ФГУП «Научно-исследовательский институт электронных приборов» обсуждаются возможности сферы оборонных НИОКР в решении задач по техническому переоснащению российских вооруженных сил и модернизации экономики. Показано несовершенство применяющихся механизмов финансирования, а также возможное решение острой проблемы - элементной базы.

Ключевые слова: оборонные НИОКР, военно-промышленный комплекс, перевооружение, элементная база

Оборонные НИОКР: решение стратегических государственных задач

А.Э. АЛЯМОВ, заместитель директора по финансовым и экономическим вопросам, И.Ю. БАЛАСОВ, начальник отдела НИОКР, ФГУП «Научно-исследовательский институт электронных приборов», Новосибирск. Е-mail: Ishkova@front.ru

Современное состояние оборонного комплекса

Обеспечение нашей армии современным оружием вызывает сегодня серьезную озабоченность. Большая часть оснащения физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. В итоге современные самолеты, вертолеты, танки и корабли составляют лишь около 10% парка боевой техники. Кратковременные боевые действия против немногочисленной грузинской армии в августе 2008 г. показали, что у нашей армии нет сил и средств для подавления серьезного противника. С российской стороны использовалось, например, всего 0,5% высокоточного оружия, в то время как США еще 10 лет назад в Югославии применяли уже 35%, а в Ираке - 68% такого оружия.

Страны НАТО сегодня создают дальнобойное высокоточное оружие с дальностью стрельбы от сотен до тысяч километров. Новое оружие способно полностью менять тактику боевых действий: оно поражает системы управления войсками, радиоэлектронную аппаратуру, оптико-электронные средства танков и БМП. В России же производство боеприпасов

ЭКО. - 2011. - №3

А.Э. АЛЯМОВ, И.Ю. БАЛАСОВ

вообще резко сократилось (нет целого ряда калибров артиллерийских снарядов и высокоточных дальнобойных «крылатых ракет» в обычном снаряжении).

Все это противоречит заявлениям руководства страны, что перевооружение армии является приоритетной задачей: на создание новой высокотехнологичной мобильной армии планируется потратить более 20 трлн руб.; с 2011 г. начнется полномасштабное перевооружение армии и флота; к 2015 г. доля современного вооружения вырастет до 30%, а к 2020 г. - до 70%. Если только под «новой» не подразумевается техника типа танка Т-90 или самолетов СУ-27СМ, СУ-ЗОМК, СУ-34, МИГ-31, созданная еще в советские времена. Танк Т-90, в отличие от западных аналогов, не оснащен бортовой информационно-управляющей системой, а на недавно принятом на вооружение вертолете МИ-28Н - аппаратура и вооружение вчерашнего дня.

Основу оборонных технологий составляют разработки, которые появились до 1993 г., и даже в советское время. Более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства (модернизации) находящихся на вооружении основных образцов вооружения, военной и специальной техники, утрачены и требуют восстановления, либо физически и морально устарели и, по сути, являются критическими1.

Средний возраст передовых технологий - 5-7 лет. По оценке Центра военного прогнозирования, российский оборонно-промышленный комплекс в ближайшей перспективе может предложить Вооруженным силам, за редким исключением, далеко не лучшие по мировым меркам образцы вооружения. Многие предприятия комплекса уже не способны серийно производить высокотехнологичные системы вооружения. Комплекс сегодня представляет собой не единую систему, а набор предприятий, ориентированных, в основном, на зарубежные рынки. Из циклов изготовления вооружения выпали целые заводы и НИИ, которые уже давным-давно разорены и закрыты.

В нынешнем состоянии оборонный комплекс не способен выполнить разработанную программу перевооружения в

1 Материалы всероссийской конференции «Стратегия развития радиоэлектронного комплекса России». URL: http://www.obotex.ru/vostok1.htm

обозначенные сроки по многим причинам. Прежде всего, для этого не хватает подготовленных кадров, нет современного станочного парка, отсутствуют или частично утрачены соответствующие технологии, разорваны технологические цепочки. Состояние российской оборонки можно проиллюстрировать ситуацией с ракетой «Булава», под которую ведется строительство подводных лодок, а она все никак не взлетит.

В совокупности вырисовывается неприглядная картина всей сферы оборонных НИОКР: отставание от западных стран в создании полимерных композиционных материалов и их применении в вооружениях, в области разработки анаэробной (воз-духонезависимой) энергетической установки для подводных лодок, соответствующих двигателей для истребителей пятого поколения и др., а оборонные НИИ и КБ захлестнула волна бесконечных модернизаций остатков советского наследия2.

В результате ревизии, проведенной Министерством обороны в 2009-2010 гг., было прекращено финансирование ряда опытно-конструкторских разработок - например, основного перспективного боевого танка Т-95 и другой танковой техники, создававшейся на устаревших платформах. Ассигнования на прикладные научные исследования в области национальной обороны в 2008 г. уменьшились в основном за счет отказа от проведения около 200 оборонных НИОКР на сумму 7,7 млрд руб. В рамках гособоронзаказа изменено более 1,5 тыс. тем: по некоторым уменьшены объемы финансирования, другие - вовсе исключены. В частности, почти на 1 млрд руб. сократилась запланированная стоимость работ по истребителю пятого поколения.

Причиной сокращения финансирования сферы оборонных НИОКР считается их низкая эффективность и минимальный практический выход. По данным Министерства экономического развития России, в 2008 г. по НИОКР во всех ключевых авиастроительных проектах, ведущихся в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 20022010 гг. и на период до 2015 г.», целевые показатели достигнуты не были3.

2 Информационное агентство ТС ВПК. URL: www.vpk.ru

3 Там же.

Способны ли оборонные НИОКР сегодня решить стратегические задачи оснащения отечественной армии новейшими видами вооружения, военной и специальной техники? Одна из причин неблагополучного состояния этой сферы - неэффективная деятельность государства как собственника большинства активов оборонных предприятий4: продуктивность самих государственных расходов слишком низкая, а в структуре сферы НИОКР большое число неэффективных исследовательских организаций и подразделений5. К тому же в России до сих пор не разработан эффективный механизм коммерческого использования НИОКР - в экономическом обороте находится менее 1% результатов научно-технической деятельности (в развитых странах - 70%)6.

Особенности финансирования

Долгое время в оборонной сфере действует своеобразный механизм финансирования опытно-конструкторских работ, который весьма болезненно сказывается на деятельности организаций НИОКР нижестоящих уровней кооперации. Разработки в них производятся за счет как государственных, так и собственных средств. Нужно отметить, что на 99% - это опытно-конструкторские разработки, а прикладные научные исследования государством практически не финансируются.

Государственные средства, т. е. государственный оборонный заказ на проведение НИОКР, могут поступать на предприятие по различным каналам: от головной организации; в случае победы на конкурсе; от Министерства обороны для решения перспективных задач; по федеральным целевым программам.

За счет государственных средств (в среднем 50-60 млн руб. в год) формируется основная тематика НИОКР ФГУП

4 Подробнее см.: Алямов А.Э. Оборонное предприятие в ожидании лучших времен: опыт выживания // ЭКО. - 2010. - № 4. - С. 95, Бажанов В.А. Первые долгожданные шаги //ЭКО. - 2010. - № 4. - С. 95-97.

5 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - Инновационная Россия. Минэкономразвития России. - М., 2010. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016

6 Взаимодействие государства и бизнеса в системе инновационного развития российской экономики. - М.: Институт экономики РАН, 2008. -С. 5-6.

«НИИ электронных приборов». Головные организации - разработчики ракетной техники - формируют технические задания на разработку отдельных узлов для соответствующих специализированных организаций, в том числе для института, определяют стоимость работ. Отдельные задания на решение перспективных задач предприятие может в будущем (после акционирования) получать от ГК «Ростехнологии» или, возможно, непосредственно от Министерства обороны РФ.

В последнее время к существенным источникам государственного финансирования НИОКР относятся и средства федеральных целевых программ. Однако, хотя таких программ множество, их возможности невелики из-за неувязки сроков и требуемых средств в проектах таких программ, вызывающих технологическое отставание при создании новейших видов высокоточного оружия.

Отсюда - необходимость предприятию-соисполнителю оборонного заказа изыскивать собственные средства, государственные заказчики выделяют средства только на разработку и производство опытных образцов, но не на подготовку производства (приобретение технологического оборудования и изготовление спецоснастки). Так, например, на разработку новейшего зенитного комплекса С-400 на ОАО «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз -Антей" имени академика А.А. Расплетина» не было выделено ни копейки - ни на техническое переоснащение, ни на подготовку к производству7.

В условиях недофинансирования опытно-конструкторских разработок предприятие берет риск на себя и начинает работать на собственные средства. Однако здесь обычно возникают проблемы: заказчик не собирается возмещать потраченные средства или они у него отсутствуют, но он просит выполнять работу, так как изделие перспективно. Кроме типичных для НИОКР рисков (получение отрицательных результатов, невыход на серийное производство), существуют и другие. Заказчик может «положить на полку» готовую разработку. Главная причина возникновения рисков и проблем -

7 Мысль российского инженера работает быстрее, чем мысль российского бюрократа / Генеральный директор ГСКБ «Алмаз-Антей» И. Ашурбейли о ракетном бизнесе /Коммерсантъ. - 2010. - № 77 (4377).

отсутствие механизма и несовершенство нормативно-правовой базы финансирования и компенсации затрат соисполнителя государственного оборонного заказа.

Тем не менее ФГУП «НИИ электронных приборов» сознательно идет на риск, расходуя собственные средства на разработки. В оборонной промышленности выработался не раз подтвержденный практикой принцип: любая выполненная до конца разработка, если даже она не пойдет в серию, является заделом на будущее.

Например, несколько лет назад были получены государственные средства на разработку узла для новейшего на тот момент ракетного комплекса. ОКР завершились успешно, но узел в серию по каким-то причинам не пошел. Однако созданный научно-технический задел позволил институту позднее успешно выполнить государственный заказ по модернизации аналогичного узла другого серийного изделия.

За последние 10 лет институт в основном за счет собственных средств провел более 10 НИОКР военного назначения, разработал целый ряд изделий гражданского назначения, освоил четыре новых для предприятия направления в области взрывательных систем. Конкретные результаты научно-технической и производственной деятельности института в рамках реализации разработанной предприятием программы развития следующие.

1. Разработана конструкторская документация на изделия:

- бортовое вычислительное устройство (95% - из собственных средств), что позволило фактически спасти производство системы С-300ВМ;

- контактно-неконтактный взрыватель, базовый для целого семейства РСЗО калибра 122 мм и НАР «Воздух - земля» (за счет собственных средств проведена подготовка производства);

- оптический предконтактный взрыватель для боеприпасов с малым углом подхода, что сделало возможным конструктивную реализацию НДЦ к боеприпасу комплекса «Атака» (подготовка производства - за счет собственных средств);

- оптический датчик цели для противотанковых управляемых снарядов;

- модернизированный СВЧ-блок на микрополосковых линиях, что фактически спасло систему «ТОР-М1» от снятия с вооружения и дало возможность возобновить ее экспортные поставки;

- перспективный радиовзрыватель для ракет класса «Воздух - воздух» дальнего действия (50% - за счет собственных средств);

- координатор цели для самоприцеливающихся боевых кассетных элементов к РСЗО;

- преобразователь напряжения, использующийся как интеллектуальное зарядное устройство большой мощности для электрокаров производства ОАО «МЗиК», г. Екатеринбург;

- фонари специального назначения (три модификации);

- семейство электронных блоков индикации и управления холодильниками и морозильниками;

- разработана проектная документация на автоматизированные модульные котельные, работающие на жидком, твердом и газообразном топливе и перевозимые на автомобилях типа КрАЗ и КамАЗ и т.д.

2. Освоен ряд новых технологических процессов, в том числе: групповое высокопроизводительное вакуумное напыление зеркального отражающего покрытия толщиной 500 Ао на металлические и пластмассовые детали с одновременным нанесением защитного покрытия с самополимеризующимся кремнийорганическим составом, не нарушающим зеркальность; лазерная прошивка отверстий любой формы с высокой точностью на металлических, стеклокерамических и прочих пластинах; изготовление пленочных датчиков и нагревателей для нового поколения антиобледенительных систем самолетов.

3. К работам фундаментально-прикладного направления следует отнести создание:

- укрупненной математической модели расчета и исследования основных параметров неконтактных взрывателей, что дало возможность убедить генерального заказчика в постановке НИР по созданию комплексов математического моделирования систем ближней локации для РСЗО и оперативно-тактических ракет;

- комплекса математического моделирования радиовзрывателей для управляемых реактивных снарядов класса «Земля - воздух»;

- научно-технического задела для разработки комплектованных систем неконтактного подрыва с использованием не применявшихся ранее для этих целей физических принципов;

- моделирование систем «холодной» памяти при бесконтактном вводе установок дистанционных (временных) взрывателей.

Предприятие освоило новые для себя направления в области взрывательных устройств для боеприпасов: устройство контактного подрыва, запреградные взрыватели и предохранительно-исполнительные механизмы, так как «традиционные» разработчики этих изделий оказались не готовы выполнить предъявляемые головными разработчиками и генеральными заказчиками новые перспективные требования. Важно, что четыре изделия, разработанные предприятием за короткий период, были приняты на вооружение в составе ряда систем и комплексов (в «безоблачное» советское время предприятие в среднем сдавало на вооружение 4-5 изделий за 10 лет).

Однако затраты на реализацию программы научно-технической и производственной деятельности за счет собственных средств в совокупности с затратами на текущий ремонт, реконструкцию, содержание и развитие мобилизационных мощностей сопоставимы с накопленной налоговой задолженностью. Предприятие оказалось перед выбором: либо платить в полном объеме налоги и сборы, либо навсегда быть вычеркнутым из числа разработчиков и производителей вооружения,

военной и специальной техники. И, как показала жизнь, путь был выбран правильно. Ощутимую отдачу предприятие получило уже в 2009 г. (и, естественно, получит в последующие годы). Так, новые НИОКР, проведение которых стало возможным в результате наработанных заделов, дадут более 50% объема производства в 2011-2013 гг., что позволит погасить накопленную ранее задолженность по налогам и сборам, в том числе за счет ее реструктуризации.

Например, ГСКБ «Алмаз-Антей» вместе с другими организациями, выполняющими государственный заказ по созданию С-400, заслуживает особой награды за то, что «с коленки, без денег на подготовку, с промежутком в 18 лет после последнего изготовленного ими дивизиона С-300ПМУ, на том же оборудовании и с теми же людьми умудрились изготовить для российской армии несколько дивизионов и поставить их на боевое дежурство»8.

Как преодолеть отставание?

До сих пор опытно-конструкторские заделы прошлых лет востребованы не только для нужд российской национальной обороны, но и многих стран мира. Однако они неизбежно устаревают, и если не упорядочить и не увеличить государственные затраты на оборонные НИОКР, то «скоро будем торговать лишь корпусами танков, кораблей и самолетов. А высокотехнологическую "начинку", которая стоит значительно дороже, уступим конкурентам»9.

Другая проблема оборонных НИОКР также тесно связана с недофинансированием: создание нового или модернизация существующего изделия требует трудоемкого контроля параметров и длительного испытания полученных образцов.

На это нужны значительные средства. В настоящее время из-за отсутствия средств резко сократилось число испытаний -и в серию идут изделия, прошедшие 10 натурных испытаний вместо 50-100. Вкупе с отсталой технической базой это -главные причины участившихся в последние годы рекламаций иностранных покупателей российской военной техники. Государство, недофинансируя разработки, теряет еще большие суммы из-за нарушения торговых договоров.

8 Мысль российского инженера работает быстрее, чем мысль российского бюрократа / Указ.соч.

9 Российский ВПК - последний взлет? РФ тратит на военные НИОКР в два раза меньше Чехии // Интернет-журнал о финансах. URL: http:// www.moneytimes.ru/articles/2009-04-10/news/3375

Немаловажный момент - старение научных и конструкторских кадров и устаревание оборудования, о которых широко пишут как военные, так и гражданские специалисты. Осталось старшее поколение, средний слой незначителен, молодежь неопытна.

В ФГУП «НИИ электронных приборов» разрабатываются по существу электронные системы. Чрезвычайно остра еще одна проблема оборонных НИОКР - проблема элементной базы (совокупность комплектующих изделий, составляющих систему).

Создавать и использовать в производстве вооружений исключительно отечественную элементную базу или по возможности применять импортную? Безнадежное отставание в развитии данной базы - это провал советской и российской науки (фундаментальной и прикладной), который является причиной глубокой отсталости России в области научно-технического прогресса и возможного осуществления инновационного прорыва.

Сторонники создания собственной промышленности элементной базы для вооружения, военной и специальной техники категорически стоят на позиции полного отказа от импортной элементной базы, лоббируют многомиллиардные государственные средства на развитие отечественной отрасли, производящей радиоэлементы. Мотивируя это тем, что в случае военных действий Россия останется без современных видов вооружения.

В мире существуют три типа элементной базы: военная, промышленная и коммерческая. Каждый из них различается параметрами - например, интервалами температур надежной эксплуатации. Естественно, военная элементная база во многом уникальна по параметрам и цене, и в большей части входит в состав неторгуемых товаров.

Тем не менее в кругах специалистов отечественной «оборонки» все чаще раздаются голоса об экономической и технической целесообразности широкого использования импортной элементной базы10: её не должно быть в стратегических ядерных силах, системах боевого управления и т.д., но в других сферах это возможно.

10 Доля импортной электронной компонентной базы в составе аппаратуры военного назначения сейчас превышает 50%. Материал предоставлен Ю. Московским, советником академика-секретаря РАН А.А. Кокошина / Оружие России. - 2010. - 20 октября.

Понятно желание военных как можно быстрее получить современные виды вооружения, военной и специальной техники. Для создания отечественной промышленностью современной элементной базы необходимо организовать абсолютно новые производства мирового класса (но не модернизировать существующие радиоэлектронные заводы!). В российских условиях на это уйдет невероятное количество средств (которых нет) и немало времени, за которое в мире может быть осуществлен переход на молекулярные, квантовые или оптические вычислительные системы с соответствующей элементной базой - то есть на новое поколение. Создать же за короткое время в России промышленность и саму элементную базу сразу последующих поколений невозможно - будем постоянно догонять мир. Производящиеся сейчас на отечественных предприятиях отдельные виды микросхем безнадежно устарели.

Сохраняемость отечественных микросхем почти вдвое меньше зарубежных, напыляемая пленка имеет толщину в 25 микрон, в других странах - 13. Для производства чистых кристаллов для микросхем у нас нет соответствующего оборудования, и его не продают на мировом рынке.

Однако возможно создание собственной элементной базы для узких локальных направлений развития вооружения, военной и специальной техники (для тех же ядерных сил), но как раз последующих поколений.

С обычными вооружениями дело обстоит следующим образом. Приведем пример из практики ФГУП «НИИ электронных приборов». По системам наведения для торпед мы отставали от лучших мировых образцов на 20-30 лет. Ориентируясь только на отечественную элементную базу, мы бы отстали навсегда. Как только институт добился разрешения использовать импортную элементную базу (не военного, а промышленного типа), мы практически преодолели это отставание. Применение импортной элементной базы вызвало прогресс в системах проектирования и моделирования изделий, пришлось учиться новым технологиям. Этот скачок позволил почти 10 лет успешно применять созданный задел. Мы использовали в наших изделиях огромное количество импортных радиоэлементов, и не было ни одного отказа.

Идея создания новой отечественной элементной базы несколько запоздала - мир уже ушел далеко вперед. Даже если удастся за короткое время сделать какой-либо аналог зарубежного образца, то он будет в десятки раз дороже по цене. Выход из создавшегося положения может быть таким. Как правило, современное оружие - чрезвычайно дорогостоящие системы - состоит на вооружении в количестве 100-1000 штук. Срок хранения импортных радиоэлементов - 40 лет. Сконструировав новое изделие на основе промышленной импортной элементной базы, можно приобрести десятилетний запас элементов, истратив несоизмеримо меньше средств, чем на создание отечественной элементной базы. Даже в случае военных конфликтов промышленная элементная база будет все равно производиться в третьих странах (не вовлеченных в конфликт) и продаваться на мировых рынках.

Кроме того, частичный (а в некоторых случаях - и 100%-й) переход на импортную элементную базу позволит предприятиям-исполнителям государственного оборонного заказа в полной мере выполнять возрастающие объемы государственных и экспортных контрактов, так как применение отечественной не позволяет значительно снизить трудоемкость изготовления изделий. Например, использование отечественной элементной базы с применением существующего технологического процесса позволяло предприятию изготавливать в среднем до 10 радиовзрывателей (для зенитного комплекса С300ВМ) в год, а лишь частичное применение импортной элементной базы позволит увеличить их выпуск в десятки раз.

Не следует забывать, что некоторые радиоэлементы в настоящее время уже не производятся не только на территории РФ, но и в странах ближнего зарубежья. Поэтому предприятия, в лучшем случае, вынуждены использовать радиоэлементы, изготовленные еще в советское время, имеющие критические сроки хранения (в том числе и в готовых изделиях), что в дальнейшем может негативно сказаться на качестве вооружения, военной и специальной техники. В худшем же -изготовление изделий станет невозможным из-за полного их отсутствия.

Выводы

Может ли сфера оборонных НИОКР активно участвовать в инновационном развитии экономики как «поставщик» прогрессивных научных идей и опытно-конструкторских разработок для производства гражданской наукоемкой продукции? Практика показывает, что в условиях незначительных объемов двойных технологий в российской сфере НИОКР, для параллельного ведения разработок военного и гражданского назначения силами одной организации необходимо следующее:

- специальные научные и опытно-конструкторские подразделения (отделы, лаборатории с соответствующим кадровым составом) по гражданской тематике;

- закрепленное за гражданской тематикой лабораторное и специальное оборудование (контрольное, испытательное и производственное);

- специальные подразделения для рыночного продвижения идей и разработок (отделы или службы маркетинга и маркетинговых коммуникаций, сбыта и снабжения);

- долговременный опыт параллельного ведения работ по гражданской тематике;

- финансовые резервы для проведения гражданских НИОКР;

- соответствие гражданских разработок технологическим условиям предприятий - потенциальных покупателей.

В России нет ни одной организации из сферы оборонных НИОКР, обладающей всеми этими условиями. И ФГУП «НИИ электроприборов» - одно из уникальных предприятий подотрасли боеприпасов и спецхимии - также перечисленными условиями не обладает. Такие организации, если оборонно-промышленный комплекс будет наделен статусом локомотива инновационного развития, необходимо создавать - что, опять-таки, потребует значительных финансовых средств. Мировой опыт показывает, что случаи использования мощностей оборонных предприятий и организаций НИОКР для выпуска гражданской продукции крайне редки и ограничиваются сферами самолетостроения и в автомобильной промышленности. В большинстве других случаев переход на технологии двойного назначения сопровождался крупными капиталовложениями и затратами на НИОКР. Только фирмам, у которых имелись большие накопленные финансовые резервы, такой переход был по силам11.

11 Выступление директора «Рособоронзаказа» на научно-технической конференции 2008 г. «Стратегия развития радиоэлектронного комплекса России». URL: http:,/ www.obotex.ru/vostok1.htm

Концепцию преобразования и модернизации сферы НИОКР и оборонно-промышленного комплекса достаточно точно обрисовал академик А.А. Кокошин: необходимо масштабное внедрение новейших методов и форм организации производства на каждой отдельной оборонной организации и организации НИОКР. Модернизация оборонно-промышленного комплекса должна включать в себя и отработку (и воссоздание) на новой научно-технической основе технологических цепочек на всех уровнях, необходимых для разработки и производства перспективных систем вооружений и обеспечивающих систем и средств - вплоть до 5-6-го уровня кооперации. К перспективным задачам в области вооружений он отнес создание:

- ингредиентов композиционных материалов и спецтоплива;

- роботизации боевых и вспомогательных действий;

- систем диспергирования (рассредоточения) боевых порядков, а также комплекса информационных средств обеспечения военных действий, учитывающих рост требований к избирательности применения средств поражения;

- нетрадиционных видов оружия и оружия нелетального действия;

- различных средств противодействия высокоточному оружию и др.12

Сможет ли решить перечисленные задачи сфера оборонных НИОКР в короткое время? Ответ не однозначен. В первую очередь, их решение должно сопровождаться созданием широкомасштабной системы подготовки и переподготовки кадров (от рабочего до топ-менеджмента) для оборонно-промышленных компаний, конкретных научно-исследовательских центров и промышленных предприятий. Во всяком случае, модернизация оборонно-промышленного комплекса -многокомпонентная и многоплановая задача, требующая больших государственных усилий. Её решение имеет принципиальное значение с точки зрения как обеспечения обороноспособности нашей страны, так и конкурентоспособности национальной экономики.

12 Материал предоставлен Ю. Московским, советником академика-секретаря РАН А.А. Кокошина /Оружие России. - 2010. - 20 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.