Е.А. Ера сова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
К наукоемкому сектору промышленности относятся такие отрасли обороннопромышленного комплекса России, как авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи, радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение, другие отрасли атомной промышленности, научное приборостроение и т.д. В этих и других высокотехнологичных отраслях российской экономики доля затрат на отраслевые научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в общих объемах выпуска продукции отрасли составляет в настоящее время 3,5 - 4,5%.'
В военно-промышленном комплексе, называемом в официальных документах России оборонно-промышленным (ОПК), в связи с оборонным характером ее военной доктрины, гражданская продукция составляла в 2001 г. 53,3%, в том числе: гражданская продукция производственно-технического назначения - 32,1%, экспорт гражданской продукции - 11,7, ТНП - 9,5, военная продукция - 46,7% (продукция, произведенная в рамках государственного заказа - 18,2%, экспорт вооружения и военной техники - 28,5%).2 Главные позиции при этом принадлежат продукции авиаракетно-космического комплекса, на долю которого приходится одна греть выпускаемой наукоемкой продукции.
Общая доля ОПК в наукоемком производстве в 2002 г. приблизилась к трем четвертям (72%), в частности, в результате значительного увеличения в 1999-2002 гг. государственного оборонного заказа.
Растет доля продукции ОПК и в экспорте России. За период 1999-2002 гг. объем экспортных поставок вооружения и военной техники увеличился примерно в 1,6 раза.1 Этот рост продолжается уже пятый год с нарастающим темпом. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. прирост составил около 1 млрд долл.
70% прироста приходится на «Рособоронэкспорт», который, например, в 2003 г. заключил экспортные контракты по поставкам самолетов Су на сумму свыше 2 млрд долл. и на производство их за рубежом на сумму свыше 12 млрд долл.4 Валютные поступления от экспорта военной продукции у «Рособоронэкспорта» по предварительной оценке Центра ACT достигли 4,2-4,3 млрд долл. (в 2000-2001 гг. - 3,6-3,9 млрд долл.5).
Реализуя только договоренности, достигнутые во время проведения авиасалона МАКС
- 2003, Россия уже к концу 2004 г. в состоянии выйти на уровень ежегодных продаж продукции военного назначения на сумму до 5 млрд долл.
ЕРАСОВА Елена Анатольевна
- канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. В 1982 г. окончила Инженерноэкономический университет и в 1990 г. - аспирантуру экономического факультета ЛГУ по специальности «Мировое хозяйство и международные экономические отношения». Сфера научных интересов - проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и национального производства, международная стандартизация продукции и услуг, международный маркетинг. Автор свыше 50 научных публикаций.
[!.А. Брасова. 2004
Доход от этого экспорта может сыграть важную роль при решении задач в области модернизации производства и развития науки.
О динамике экспорта продукции ОПК дает представление следующая диаграмма.
Экспорт российских вооружений в 1994-2002 гг.
Источник: По данным центра анализа стратегий и технологий за 2003 г. (hup // www.cast.ru).
При такой динамике и потенциальных возможностях ОПК Россия в ближайшей перспективе может претендовать почти на 4% мирового рынка всей наукоемкой продукции (около 100 млрд долл.).6
Гак, в 2002 г. размер валютных поступлений «Рособоронэкспорта» существенно вырос за счет поставок в Китай и Индию (прежде всего авиационной техники). В 2002 г. было экспортировано около 60 самолетов марки «Су» на общую сумму более 1,3 млрд долл.7 В целом доля авиационной техники в общем объеме экспорта вооружения и военной техники через «Рособоронэкспорт» в 2002 г. находилась на уровне 75%. Вооружение и военная техника для сухопутных войск составили 14,5% поставок. По контрактам 2001г. только в Индию было поставлено 84 танка Т-90С.# На начало 2003 г. общий портфель контрактов «Рособоронэкспорта» определялся в 11,8 млрд долл.9 Значительная часть контрактов - это контракты с Китаем в отношении поставок военно-морских систем вооружения.
Среди независимых экспортеров продукции ОПК выделяется Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и «Тульское конструкторское бюро приборостроения».
Корпорация «МиГ» с 2002 г. стала выполнять заключенные в 2001 г. контракты на поставку новых и модернизацию старых самолетов, в частности на поставку Йемену 14 истребителей МиГ-29. В настоящее время она является вторым после «Рособоронэкспорта» экспортером российских вооружений и военной техники. В 2002 г. контракты на модернизацию этих самолетов были заключены с Болгарией, Словакией и Польшей. Аналогичный контракт с Венгрией был заключен в 2001 г. Предусматривается экспортировать и модернизированный вариант Су-30. На мировом рынке уже могут успешно конкурировать модернизированные самолеты Су-27, 24 М, 25.
Объем экспортных поставок Конструкторского бюро приборостроения, находящегося по данным за 2002 г. на третьем месте среди российских экспортеров военной техники, превысил 430 млн долл.10
Общий же объем экспортных поставок независимых экспортеров составил в 2002 г. около 700 млн долл., или 15% всего российского экспорта вооружений и военной техники. 11 Имеет место и тенденция к увеличению этой доли.
В то же время, по сравнению с показателями 2001 г., доли основных экспортеров вооружений в общем объеме экспорта этой продукции пока остаются практически неизменными, за исключением экспортных поставок корпорации «МиГ», увеличившихся почти на 20% в результате заключения ею прямых зарубежных контрактов, минуя «Рособоронэкспорт».
Дадим кратко анализ общей ситуации на мировом рынке вооружений и военной техники, оценка которой имеет существенное значение для прогнозирования развития экспорта соответствующей российской продукции.
Основными экспортерами продукции ВПК являются США (их доля в общем объеме экспорта составила в 2001 г. около 46%), Великобритания (23%), Россия (13%), Франция (5%), Германия (2%). На долю других стран приходится I 1%.1:
К крупнейшим заказчикам американского оружия относятся Саудовская Аравия, Израиль, Египет. Кувейт. Объем экспорта вооружений Великобритании в течение почти десяти лет стабильно колеблется на уровне 4 млрд долл.13 Однако в последние годы наблюдается снижение заказов на военные самолеты, составляющие основную часть ее экспорта вооружений. Для Франции же характерны резкие колебания объемов экспорта.
В 2001 г. активизировалась экспортная деятельность Украины и Беларуси, которые теперь соперничают с Россией в поставках авиационной техники, оружия для сухопутных войск и средств ПВО.
Тем не менее и в настоящее время основным конкурентом США на мировом рынке оружия и военной техники эксперты считают Россию, особенно на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. До недавнего времени наиболее интенсивно наращивали закупки, в том числе наших вооружений, именно страны Ближнего и Среднего Востока. (Вообще на эти регионы до сих пор приходится четвертая часть мирового военного импорта.) Наиболее активными импортерами являются: Саудовская Аравия (за последнее десятилетие ее военные расходы составили 13-19 млрд долл.), Израиль (7,5-8млрд), Сирия (3-3,6 млрд), ОАЭ (1,9-2,3 млрд), Кувейт (2,5-9,9 млрд), Оман (1,6-2 млрд), Иран (1,7-2,9млрд долл).ы Вместе с тем все заметнее активность в закупке военной продукции в последние годы смещается с ближневосточного на азиатско-тихоокеанский региональный рынок.
Другой характерной тенденцией, как свидетельствует анализ, является переход от импорта вооружений к импорту технологий их производства и к приобретению новейших высокотехнологичных видов вооружений и военной техники.
В этой связи Россия имеет возможность упрочить или сохранить лидирующие позиции в поставках авиационной и бронетанковой техники, которая зачастую по своим техникотактическим характеристикам превосходит зарубежные аналоги. В частности, имеются в виду истребители Су-27, тактические истребители МиГ-29, системы ПВО С-300 и Антей-2500, российские боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3. К тому же следует всесторонне оценивать и то обстоятельство, что во многих странах мира накопилось значительное количество оружия советского и российского производства на общую сумму 200 млрд долл.15 Половину мировой тактической авиации составляют самолеты советского производства или машины, изготовленные на их основе. Поставки запасных частей, развитие систем обслуживания, решение задач по модернизации уже имеющихся у ряда
стран российской техники и вооружения - одни из перспективных направлений нашего военного экспорта (если учесть, что на такие виды экспортной деятельности уже приходится до одной трети стоимости всех заключенных на мировом рынке контрактов).
Анализ показывает, однако, и другое. К качеству российской военной техники у иностранных потребителей, в том числе в странах Азии, имеются и серьезные претензии (гак, соответствующие претензии были высказаны Индией в отношении истребителей Су-30 МКИ, прежде всего по поводу качества двигателей).
В данной ситуации, помимо внутренних усилий по совершенствованию технологии и организации производства, внедрению международных стандартов для устранения недостатков и повышения качества продукции, все большее значение приобретает развитие военно-технического сотрудничества России с другими странами, в том числе и членами НАТО. Соответствующий опыт уже имеется. В Венгрии, например, модернизация МиГ-21 была осуществлена с участием американских и британских фирм, в Румынии - с участием Израиля. Бронетанковая техника, стоящая па вооружении восточноевропейских стран, модернизируется с помощью фирм Великобритании, Франции и Италии. На танках устанавливаются стандартные артиллерийские системы НАТО, более совершенные системы связи, прицелы, инфракрасное оборудование.
Еще большее значение имеют совершенствование организации такого сотрудничества экспортной деятельности в целом, а также структурная реформа ОГ1К.
4 ноября 2000 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ (№ 1834) «О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт”», которое стало государственным посредником по экспорту и импорту продукции военного назначения и взяло на себя функции «Росвооружения» и «Промэкспорга». В 2001 г. приняты «Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», федеральные целевые программы «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)» и «Национальная технологическая база (2002-2006 гг.)». По первой программе основными задачами реформы ОПК определены: обеспечение условий (в том числе правовых) для устойчивого развития в нем разработок и производства конкурентоспособной продукции; оптимизация структуры ОПК путем создания ограниченного количества интегрированных структур (таких как корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн ПВО «Алмаз-Антей», авиационная холдинговая компания «Сухой» и др.); привлечение внебюджетных инвестиций для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; увеличение социальных гарантий работникам ОИК и ряд других.
На первом этапе структурных реформ (до 2005 г.) предусматривается осуществить инвентаризацию производств, обеспечить разработку необходимых правовых актов и необходимые мероприятия для формирования интегрированных структур, на втором (2005— 2006 гг.) - завершить формирование таких структур и реформирование уже созданных, оптимизировав участие государства в капитале организаций ОПК.16
Из анализа состояния и перспектив развития экспортных производств российского ОПК можно сделать следующие выводы.
1. К конкурентным преимуществам России на мировом рынке вооружений относятся главным образом доступные цены.
2. Российское оружие во многих странах мира признается конкурентоспособным благодаря его техническим преимуществам, надежности, долговечности и простоте в эксплуатации.
3. Российскими экспортными организациями и корпорациями осуществляется достаточно эффективная маркетинговая политика, предусматривающая, в
частности, регулярное участие в международных выставках военной техники и авиасалонах.
4. В производстве отдельных видов вооружений и военной техники Россия серьезно отстает от своих конкурентов. Например, американские и западноевропейские системы связи радиоэлектронной разведки значительно превосходят по своим техническим характеристикам российские.
5. В связи с плохим финансированием науки задел научных разработок в ряде областей военного производства совершенно недостаточен для увеличения экспортных возможностей ОПК.
6. Ценовые преимущества в конкуренции могут быть утрачены и утрачиваются в связи с ростом издержек на закупку сырья, энергоносителей, технологических компонентов, а также на рабочую силу. Из-за несовершенства организации рыночных отношений уже становятся нерентабельными производство и экспорт некоторых видов запасных частей и боеприпасов.
Важнейшими стратегическими задачами ОПК в этой связи являются:
• повышение уровня конкурентоспособности военной продукции на основе дальнейшего развития системы рыночных институтов в ОПК России;
• развитие межгосударственного военно-технического сотрудничества с различными группами стран, в гом числе со странами ЕС, с целью организации совместного производства отдельных видов вооружений и военной техники;
• формирование в ОПК ключевых интегрированных структур (холдингов и концернов) и стратегических альянсов с фирмами развитых государств, новых индустриальных стран, а также государств СНГ для организации совместных НИОКР и производства вооружений с последующим экспортом военной продукции и технологий на рынки и третьих стран;
• совершенствование системы финансового стимулирования экспорта вооружений;
• создание в ОПК фонда содействия военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и фондов внебюджетных инвестиций;
• развитие современной системы обучения иностранного персонала для обслуживания поставляемой Россией техники и организация региональных центров сервиса в зарубежных странах.
При обосновании путей решения таких задач следует учитывать:
-усиление конкуренции между основными странами - экспортерами военной продукции;
- появление на мировом рынке оружия и военной техники новых конкурентов;
- стремление стран-импортеров максимально диверсифицировать источники поставок;
- рост спроса на высокотехнологичную продукцию военного назначения и увеличение ее удельного веса в общем объеме закупок;
- отмеченную тенденцию к приобретению современных технологий,
проведению совместных НИОКР;
- расширяющуюся мировую практику использования более гибких форм расчетов за поставки продукции военного назначения, заключения соглашений и расчетов на компенсационной основе;
-тенденцию к развитию международной кооперации в военной
промышленности (примером которой могут служить совместные усилия Великобритании, ФРГ, Италии и Испании по созданию истребителя
Eurofighter-2000 и кооперация по американской программе создания многофункционального истребителя 5-го поколения JSF, в реализации которой уже участвуют девя ть стран);
- перспективы развития системы совместных предприятий (таких как российско-индийское BrahMos с участием НПО машиностроения, российско-германское MAPS с участием РСК «МИГ», российско-украинский консорциум «Средний транспортный самолет» и ряда других).
Необходимо прилагать максимум усилий для организации международной интеграции в сфере ОПК, становящейся все более актуальной при разработке, производстве и экспорте конкурентоспособной продукции, в том числе создаваемой в странах СНГ и требующей подготовки и реализации совместных проектов и программ. Западноевропейский опыт такой интеграции может оказаться полезным, в частности, для России и Беларуси в рамках Союзного государства, в том числе для составления общего списка контролируемых вооружений (в России такой перечень имеется); обоснования критериев допустимости продажи оружия тем или иным иностранным государствам; согласования решений о выдаче лицензий на поставку оружия и т.д.
'Фролов И.Э. Состояние и развитие наукоемкого сектора промышленности в условиях нос [кризисного роста российской экономики // МЭ и МО. 2002 . № 3. С. 23.
: Там же.
арам а з я н Р., Бори с о в В. Военная экономика: этапы развития и контуры будущего // МО и МО. 2001. №9. С. 44.
4 П у х о в Р.. Маки е и к о К. Предварительные итоги военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами в 2002 году // Экспорт вооружений. 2003. №1. С. 3.
' М а к и е и к о К. Предварительные итоги 2000 г. в области ВТС России с зарубежными государствами // Экспорт вооружений. 2000. №11 С. 35 (wwvv.amisshow.ITARTASS.ru).
(> Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции. М., 2002. С 80.
' II и ко л ь с к и й Д.. Козыре в М. Монополия ВТС крепнет // Ведомости. 2002. 5 марта.
* Там же.
4 Г е о р г и е в В. Новый танковый конфликт// Независимая газета. 2002. 13 февр.
10 Телеинформационная сеть ВПК (www.ls.vpk.ru).
11 Карпин B.C. Донские казаки затмили русское оружие // Коммерсантъ. 2002. 4 окт.
12 Авиация, космос и оружие России. 2002. 21-22 марта. Данные центра ACT (www.vpk.ru).
Congressional Research Service /CRC/. Convention Anns Transfers to Developing Nations. 2001. 16 August.
14 Военно-техническое сотрудничество. 2000. 3 -9 января. С. 29; Российский ВПК па мировом рынке// ВИКИ. 2001. №40. С. 2.
15 Российский ВПК на мировом рынке // ВИКИ. 2001. № 40. С. 2.
16 Оборонно-промышленный комплекс России в 2002г. (www.analitika.fis.ru)
Статья поступила в редакцию 12 ноября 2003 г.