УДК: 001.83(100):378 ББК: 74.58 В57
Мартыненко Н.К.
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РАМКАХ СТАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Martynenko N.K.
ABOUT TRAINING OF SPECIALISTS OF OIL AND GAS BRANCH WITHIN
STATEGIYA OF DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Ключевые слова: кадровая политика, освоение Арктики, инженерное образование в нефтегазовой отрасли, интеллектуальный потенциал.
Keywords: personnel policy, development of the Arctic, engineering education in oil and gas branch, intellectual potential.
Аннотация: в статье рассматривается проблема подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в связи с тем, что на сегодня комплексное освоение Арктики признано одним из приоритетных направлений отечественной геополитики и экономики.
The summary: in article the training problem for oil and gas branch is considered because for today complex development of the Arctic is recognized as one of the priority directions of domestic geopolitics and economy.
С середины 50-х годов XX века наша страна взяла курс на ускорение научно-технического прогресса, важнейшим направлением которого явилось
прогрессивное изменение структуры топливного баланса от каменного угля к нефти и газу как наиболее эффективным энергоресурсам. К этому времени в топливном балансе нашей страны на долю угля приходилось 65%, на долю нефти -22,5%, на долю природного газа - всего 2,5%. По добыче нефти в 1955 г. СССР занимал третье место в мире после США и Венесуэлы, добывая 70,7 млн.т. в год, в то время как США добывали 332,8 млн.т. Газовая промышленность в СССР практически отсутствовала. Кроме того, страна отставала в области развития полимерной химии и нефтехимии, которые определяли тогда технический прогресс.
Новые масштабные месторождения Западной Сибири, открытые во второй половине 1960-х гг., и беспрецедентный опыт освоения региона позволили рассматривать Западно-Сибирскую
нефтегазоносную провинцию как способную удовлетворять потребности в углеводородных ресурсах на долгие годы.
Рекогносцировочные исследования, т.е. предварительное обследование местности для производства геодезических работ, на нефть и газ в Западной Сибири начались еще в 1934-1943 гг. Бурение первой опорной скважины на территории Западно-Сибирской равнины осуществлено в 1949 г. В 1953 г. было открыто Березовское, летом 1960 г. - Шаимское, в марте 1961 г. - Мегионское, в сентябре - Усть-Балыкское, в 1962 г. - Тазовское газовое и Западно-Сургутское месторождения.
Впоследствии в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции было открыто более 850 месторождений нефти и газа, создана развитая инфраструктура и обеспечена стабильная добыча,
транспортировка и переработка
углеводородного сырья.
С 1990-х гг. в нефтегазодобывающей отрасли в результате разгосударствления и приватизации стали создаваться
вертикально интегрированные нефтяные компании с полным циклом: от разведки до реализации своей продукции. Однако, обладая значительным потенциалом, на месторождениях Западно-Сибирской
провинции наблюдается снижение объемов
добычи. Как считают специалисты, для открытия новых месторождений
целесообразно проведение специальных методических работ по детализации строения глубокозалегающих горизонтов палеозоя, триаса и юры. На сегодня в России на долю трудноизвлекаемых запасов нефти и газа приходится более 60% всей углеводородной базы, по этим показателям страна занимает первое место в мире. По всей территории Западной Сибири на глубине 2,5 - 3 тыс. метров расположены отложения баженовской свиты,
оцениваемые Минэнерго в 22 млрд. тонн1. Следовательно, особо актуальны в настоящее время проблемы применения высокотехнологичных инноваций в нефтегазодобывающей отрасли.
Российские компании при недостатке необходимых технологий для разработки трудноизвлекаемых ресурсов пользуются услугами иностранных, предоставляя им доли в своих нефтегазовых проектах. В условиях санкций ЕС к России проблема становится еще более актуальной в связи с разработками сланцевых шельфов. Осложняет положение процесс
сосредоточения интеллектуального
потенциала в крупных столичных городах. Провинция, нередко являясь крупным промышленным регионом, рискует остаться без надлежащего научного и образовательного ресурса для
нефтегазодобывающей отрасли.
В масштабах страны модернизация экономики требует подготовки
высококвалифицированных кадров. Эта проблема остается в центре внимания правительства. Еще в 2011 году в Магнитогорске, во время работы Комиссии по развитию экономики России, ДА. Медведев, бывший в то время Президентом Российской Федерации, указал на необходимость сближения образования и производства.
В постсоветский период фактически была утрачена система профессионально-технических учебных заведений, большинство средних специальных и высших заведений специализировались на
1 Пыжьянова, В. Трудноизвлекаемый доход // Эксперт Урал. - 2014. - № 37.
подготовке специалистов по
юриспруденции и экономике. Техническое образование стало непопулярным, снизился уровень подготовки инженерных кадров. Ещё хуже обстояли дела с высококвалифицированными рабочими.
Технологическое обновление России немыслимо без качественного инженерного образования. При этом действительность диктует необходимость тесной интеграции производства и образования для свободного конвертирования российского диплома на мировом рынке труда. В связи с этим, вузы России стремятся овладеть просторами мирового образовательного пространства. Создаются программы обучения студентов, соответствующие международному уровню аккредитации, т.е. требованиям IEA -Международного инженерного союза.
Создаваемая в нашей стране национальная система сертификации профессиональных инженеров и их регистрации позволяет интегрироваться в международную систему сертификации и аккредитации инженеров-профессионалов и инженерных образовательных программ. Кроме того, как ассоциированный или действительный член Россия представлена во всех организациях, составляющих международную систему сертификации инженеров-профессионалов и аккредитации инженерных образовательных программ: в Международной ассоциации инженерных образовательных обществ (IFEES), Международном инженерном союзе (IEA), Европейской федерации национальных инженерных ассоциаций (FEANI), Азиатско-Тихоокеанском экономическом содружестве инженерных организаций (APEC) и других. Странами-участницами Международного соглашения по сертификации профессиональных
инженеров (IPEA) установлены стандарты по присвоению статуса «Международный профессиональный инженер IPEA». В свою очередь, Европейская федерация национальных инженерных организаций (FEANI) установила стандарты присвоения звания «Евроинженер EUR- ING» - European Accredited Engineer - Европейский Аккредитованный Инженер.
Право ведения Российского
национального регистра инженеров-профессиона-лов и право представлять в БЕАМ кандидатуры российских инженеров для получения ими статуса «Евроинженер ЕЦК.-ШО» заслуженно принадлежит Российскому союзу научных и инженерных общественных организаций - РосСНИО. Получив звание «ЕЦЯ-ШО», специалист может занимать должность инженера на предприятиях стран БЕАМ. Для отечественных вузов Ассоциацией РосСНИО при Томском политехническом университете организован Центр подготовки образовательных программ к международной аккредитации1.
До недавнего времени в рамках директивной экономики страны пятилетние планы развития в соответствии с нуждами народного хозяйства определяли объем подготовки специалистов по отраслям экономики. Министерство высшего образования СССР, учитывая указания Госплана СССР и опираясь на отраслевые министерства, определяло виды
специальностей, объем учебной нагрузки, учебные заведения для обучения будущих специалистов. Квалификационные
требования к должностям специалистов утверждал Государственный комитет по труду СССР. Вузы самостоятельно разрабатывали программы обучения, которые получали аккредитацию со стороны учредителей вузов. Качество образовательных программ вузов оценивалось государственно-
экзаменационной комиссией. Лицензию на оказание образовательных услуг вузы получали от соответствующих отраслевых министерств по оценке структуры и уровня подготовки специалистов.
В результате рыночных реформ, ухода от плановой экономики в системе образования выросли объемы подготовки кадров для нефтегазового комплекса. Нефтегазовые компании ЗападноСибирского региона стали серьезной школой для многих специалистов-нефтяников и газовиков. За период освоения здесь наработаны самые
1 Владимиров, А.И. О подготовке кадров для нефтегазового комплекса. - М.: Издательский дом Недра, 2014. - С. 9.
передовые, прогрессивные технологии, нашедшие применение в России и за ее пределами. В этом деле нельзя недооценивать серьезные заслуги сложившейся системы нефтегазового образования региона, поставляющей кадры для всей отрасли страны.
Проблема подготовки кадров для нефтегазовой отрасли приобретает еще более весомое значение в связи с тем, что на сегодня комплексное освоение Арктики признано одним из приоритетных направлений отечественной геополитики и экономики. По оценкам, здесь сосредоточено 80% российских запасов газа, 70% нефти и 50% угля и, по имеющимся геологическим данным, - более 20% перспективных запасов нефти в мире. Основное направление освоения и развития Арктики содержат такие документы, как:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969;
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 -2014 годы»;
3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232;
4. План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена председателем Правительства РФ 16 октября 2013 г. № 6208-П16;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
Согласно президентскому указу от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ», в Арктическую
зону входят: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми), а также городской округ Норильска, территории Таймырского и Туруханского районов Красноярского края, ряд территорий Архангельской области, некоторые из северных улусов Якутии, земли и острова в Северном Ледовитом океане. Границы морских владений России в Северном Ледовитом океане определяются международными правовыми нормами.
В Ямало-Ненецком автономном округе основным стратегическим документом является Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года. Целью указанной Стратегии служит обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих
экологических требований.
Предусматривается решение
следующих приоритетных задач: модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы; развитие
экономического потенциала; сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций; охрана окружающей среды и оздоровление экологии; становление округа в качестве международного форпоста развития Арктики.
В результате реализации указанной Стратегии возрастут темпы социально-экономического развития округа. При этом будут достигнуты следующие целевые показатели: объем валового регионального продукта увеличится с 724046,6 млн. рублей в 2010 году до 1792777,3 млн. рублей в 2020 году; среднегодовая численность лиц, занятых в экономике, вырастет с 367,8 тыс. человек в 2010 году до 445,4 тыс. человек в 2020 году; денежные доходы населения в 2020 году составят 130 % доходов населения в 2011 году; ожидаемая продолжительность жизни вырастет с 71,3 года в 2010 году до 73,3 года в 2020 году. Основным механизмом реализации Стратегии социально-экономического
развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года являются государственные программы, реализуемые в основных социальных сферах и секторах экономики.
Ясно, что экономическая
составляющая «мегапроекта» предполагает прежде всего разработку новых месторождений полезных ископаемых, в том числе на шельфе, и создание необходимой для этого транспортной и энергетической инфраструктуры. Портфели шельфовых проектов компаний: НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, ГАЗПРОМ, РОСНЕФТЬ предполагают строительство (в рамках проекта Ямал-СПГ) порта Сабетта, разработку Юрхаровского месторождения (бурение горизонтальных скважин с берега); введение в эксплуатацию стационарного ледостойкого отгрузочного причала (мощность 12 млн.т. нефти в год) (Баренцево море, район Варандей Ненецкий АО), строительство двух ниток подводного трубопровода, резервуарного берегового парка, сопутствующей инфраструктуры; разработку месторождений Приразломное и Долгинское в Печорском море, освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение Обской губы в Карском море, отработку технологий применения лазеров для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых условиях; проведение
сейсморазведки 2Д - 31,3 тыс. пог. км, 3Д -10,0 тыс. кв. км, восстановление системы метеонаблюдений в Карском море, профилактику метеостанций на архипелаге Новая земля, установку метеокомплексов в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, организацию мониторинга координат ледяных образований и определение траектории дрейфа, мониторинг ареала обитания морских млекопитающих, птиц, белых медведей.
Задача освоения Арктики требует объединения лучших специалистов многих вузов. Межвузовское сотрудничество позволяет оптимальным образом расширить возможности, получить синергетический эффект. Сетевые технологии - это технологии распределенного ресурса. Показателен в этом плане опыт Северного
(Арктического) федерального университета (САФУ), где разработано семь основных образовательных программ, построенных по принципу сетевого взаимодействия, ориентированных на подготовку кадров для Арктики; Модули ООП на английском языке: «The Arctic as an Art object» (Арктика как объект культуры) и «Society, Diversity and Human Development in the High North» (Общество, разнообразие и развитие человека на Крайнем Севере); Проект «Арктический плавучий университет»; две основные образовательные сетевые программы, ориентированные на
подготовку кадров для Арктики; создан Молодежный сетевой университет «Наша Арктика».
Участие вузов в Президентской программе освоения Арктики требует тесного взаимодействия профессорско-преподава-тельского состава с инженерами промышленных предприятий, совместной работы ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Обмен информацией в форме профессионального общения позволяет выявлять новые направления прикладных научных изысканий и включать их в учебный процесс по основным образовательным программам. Создание коммуникационных площадок для соотнесения интересов науки, образования, бизнеса и власти явится инструментом, позволяющим интегрировать усилия вузов и других заинтересованных в кадрах сторон по созданию технологических платформ, активно продвигаемых Минэкономразвития РФ. Задачи, возникающие в связи с освоением Арктической зоны, уже решаются, например, на базе платформы «Технологии экологического развития».
В июне 2014 года в ЯНАО создано Учреждение некоммерческого партнерства «Российский центр освоения Арктики», в рамках которого создан круглогодичный научный стационар мониторинга природной среды (биоразнообразия и
метеорологические наблюдения);
проводится изучение природных явлений Арктики (воронка газового выброса); разработка и реализация программы социально-экономического развития
Арктической зоны РФ; реабилитация
территорий, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью; разработка программы подготовки специалистов для работы в Арктике.
Следует отметить, что только для освоения углеводородных месторождений Баренцевоморского региона, где содержится лишь 10% всего запаса углеводородов Арктической зоны, РФ потребуется 13 тыс. специалистов.
Современный специалист
нефтегазовой отрасли, работающий в условиях глобализации экономики, в условиях интегрированного мирового рынка, должен отличаться мобильностью, обладать компетенциями -
профессиональными знаниями и навыками, позволяющими заниматься инженерной деятельностью на уровне международных стандартов.
Сегодня вузы осуществляют свою деятельность при условии государственной аккредитации и лицензирования. Закон РФ «Об образовании» 1992 года впервые ввел понятие общественно-профессиональной государственной аккредитации.
Аккредитация образовательных программ является подтверждением соответствия работы вуза федеральному
государственному образовательному
стандарту - ФГОС. В создании ФГОСов в соответствии с постановлением
Правительства № 1015 от 24 декабря 2008 года «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»
принимают участие предпринимательское сообщество, отраслевые министерства и Министерство образования и науки РФ. До 2015 года государственными органами управления совместно с бизнес сообществом должно разработаться до 800 профессиональных стандартов.
В 2011 году все вузы страны перешли на новые уровни профессионального образования. Бакалавриат рассчитан на получение студентом профессионального образования общей направленности: экономика, юриспруденция, педагогика, инженерно-технической. Бакалавр должен быть готов к ведению комплексной
инженерной деятельности: планирование, проектирование, производство и
применение технических объектов, систем и технологических процессов. Квалификация бакалавра подтверждается дополнительным профессиональным образованием, и, как правило, это может быть свидетельство или диплом о повышении квалификации или профпереподготовке. В свою очередь, магистратура предусматривает
углубленную профессиональную
специализацию, с одной стороны, а с другой - служит основанием для дальнейшей научно-исследовательской работы, базой для обучения в аспирантуре.
Разведка углеводородного сырья, изучение пластовых давлений, дебитовые расчеты месторождений, монтаж
оборудования, обслуживание и ремонт оборудования в течение всего периода эксплуатации, его демонтаж, - т.е. полный цикл добычи - требует наличие опытного высококвалифицированного персонала.
Подготовку квалифицированных
специалистов - газовиков и нефтяников среди нескольких вузов страны осуществляет Тюменский государственный нефтегазовый университет, занимающий достаточно высокий уровень в мировом рейтинге ведущих университетов мира.
Как показывает анализ
международного реестра аккредитованных образовательных программ ENAEE, образовательные программы Тюменского государственного нефтегазового
университета соответствуют академическим требованиям ENAEE.
ТюмГНГУ входит в ТОП-100 лучших вузов России и занимает первую строчку общественного рейтинга в Интернете среди 1,5 тысячи вузов страны, имеет высокий рейтинг среди студентов и потенциальных работодателей.
Вкладом университета в развитие Арктики являются исследовательские и образовательные проекты в составе международного Университета Арктики (UArctic). Исследовательский проект «Динамика природно-климатических
условий и техносферы Арктики и субарктики» включает разработку программы изменения климата, качества
воздуха и окружающей среды территорий северных евразийских, арктических и бореальных регионов. Исследовательский проект «Программно-информационное сопровождение процессов строительства скважин в условиях Арктики» касается проблем усложненности мобилизации и эксплуатации буровых установок и оборудования в климатических условиях; ограниченности времени бурения и аварий, обусловленных движением льдов; растепления околоскваженной зоны -негерметичности крепи; оптимизации выбора профиля и параметров бурения с учетом многокритериального анализа технико-технологических параметров
проводки и эксплуатации скважины в условиях Арктики; оптимизации
гидравлики бурения с возможностью прогноза зоны протаивания вокруг скважины и анализа прочности крепи скважины в условиях мерзлоты.
Образовательные проекты ТюмНГУ содержат программы приполярной мобильности студентов; обмена
преподавателями; бакалавриата
приполярного регионоведения; полевые школы, экспедиции на север; учебного каталога университета Арктики. 100% общеобразовательных программ - ООП (по ГОС) и 41% ООП (по ФГОС), 45% выпускных квалификационных работ - ВКР отражают криологический аспект.
В одном из его филиалов -Ноябрьском институте нефти и газа обучаются свыше 1800 студентов по семи направлениям бакалавриата и семи специальностям среднего
профессионального образования. Филиал реализует образовательные услуги на основании бессрочной лицензии
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право ведения образовательной деятельности и
Свидетельства о государственной аккредитации, полученное в 2014 году. Структура этого учебного заведения дает возможность получения непрерывного образования и позволяет обучаться на ступенях среднего профессионального и высшего образования, а также возможность получить рабочую профессию и повысить
уровень квалификации в Центре профессиональной подготовки. Появление Ноябрьского филиала Тюменского нефтегазового университета связано с тем, что ведущим сектором экономики с момента основания Ноябрьска как южного форпоста Ямала является добыча углеводородных ресурсов в округе.
Нефтегазовые компании стремятся получить квалифицированные кадры, способные системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать
производственные задачи с использованием тех компетенций, которые они получают в вузе.
В настоящее время в России и в мире сформировался общественный запрос на специалиста нового типа. Профессионал третьего тысячелетия - это человек, постоянно стремящийся к личностному росту и самосовершенствованию, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко
приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Таким образом, Ноябрьский филиал Тюменского государственного
нефтегазового университета в рамках развития головного вуза в условиях создания интегрированной системы подготовки квалифицированных
специалистов, обеспечивающей
непрерывность и преемственность между средним профессиональным и высшим образованием в ЯНАО и Ноябрьском регионе, способствующей становлению системы персонифицированного
государственного заказа на образование, современной среды научно-образовательной деятельности, стремится к стабильному пополнению нефтегазовой отрасли экономики страны кадрами высокого уровня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Владимиров, А.И. О подготовке кадров для нефтегазового комплекса. - М.: Издательский дом Недра, 2014. - 59 с.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены президентом РФ 18 сентября 2008 г.
№ Пр-1969.
3. План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена председателем Правительства РФ 16 октября 2013 г. № 6208-П16.
4. Пыжьянова, В. Трудноизвлекаемый доход // Эксперт Урал. - 2014. - № 37.
5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы».