ММ. Каменецкий
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ КАК СФЕРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА1 * * 4
Общая характеристика Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) как территориальной сферы деятельности строительного комплекса. Арктическая зона РФ - это северная оконечность Европейской и Азиатской частей РФ, расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Это самая протяженная морская граница России (19724,1 км). Площадь сухопутной части АЗ РФ составляет 18% территории Российской Федерации - 3,1 млн. кв. км. К ней относятся следующие территории [1]:
1) территория Мурманской области;
2) территория Ненецкого автономного округа;
3) территория Чукотского автономного округа;
4) территория Ямало-Ненецкого автономного округа;
5) территория муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика Коми);
6) территории Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булун-ского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия);
7) территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край);
8) территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);
1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой
поддержке гранта Российского научного фонда (проект №14-38-00009). «Программноцелевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ» (Санкт-
Петербургский политехнический университет Петра Великого).
4 02
9) земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
В АЗ РФ выделяются следующие природные зоны: зона арктических пустынь, зона тундр, лесотундра, зона тайги, а также островная Российская Арктика [2].
Зона арктических пустынь. В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта. Круглый год здесь преобладает арктический воздух, радиационный баланс за год менее 400 мДж/кв. м, средние температуры июля 4-2°С. Относительная влажность воздуха очень велика - 85%. Осадков выпадает 400-200 мм, причем почти всегда в твердом виде, что способствует возникновению ледниковых щитов и ледников. Однако в некоторых местах запас влаги в воздухе небольшой и поэтому при повышении температуры и сильном ветре образуется большой ее недостаток и происходит сильное испарение снега.
Зона тундр. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами. Тундра - зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима, малое количество осадков (в среднем 200-500 мм в год), причем большая доля их приходится на июль и август. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура в азиатской тундре достигает иногда минус 52°С. В любом месяце в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования слоя многолетнемерзлых грунтов. Оттаивание распространяется летом на глубину до 0,5-1 м. Многолетнемерзлые грунты охлаждают почву, задерживают влагу, способствуют заболачиванию местности (около 70% ее территории заболочено).
Лесотундра. Южнее тундры на морских, ледниковых и аллювиальноозерных равнинах простирается узкой полосой лесотундра - переходная зона от тундры к лесу. Для нее характерно присутствие редкостойных лесов на междуречьях. В климатическом отношении она отличается от тундры более теплым летом и снижением скорости ветра. Западная часть лесотундры до низовьев Енисея характеризуется продолжительностью холодного периода от 180 до 240 дней. Среднеянварская температура от -10 до -30°С, т.е. климат здесь очень холодный, избыточно влажный, с достаточно снежной зимой. Климат восточной части лесотундры отличается увеличением суровости зимы и уменьшением высоты снежного покрова. Зима умеренно снежная, продолжительность холодного периода до 260-290 дней, среднеянварская температура от -30 до -35°С. Биоклиматический потенциал, так же как и в тундре, очень низкий.
Важнейшей чертой этой зоны является наличие островных разреженных лесов, состоящих из сибирской ели, лиственниц (даурской и сибирской) и березы. Разреженность леса объясняется суровыми климатическими условиями. Для лесотундры характерно большое количество сфагновых торфяников, развитие тундрово-мерзлотных болотных и глеево-подзолистых почв, а по поймам рек распространены дерново-луговые.
Зона тайги. Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского мо-
4 03
рей. Тайга расположена в двух климатических поясах - субарктическом и умеренном, что обусловливает значительные природные различия внутри нее.
В состав островной Российской Арктики входят Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Островная Арктика простирается с запада на восток почти во всем евроазиатском секторе Северного Ледовитого океана в пределах арктического и субарктического климатических поясов. Площадь всех островов составляет около 200 тыс. кв. км. Наибольшие размеры имеют острова Новой Земли - 82,6 тыс. кв. км. Самый северный и западный архипелаг Земля Франца-Иосифа расположен на 80° с.ш. и севернее. В этих же широтах, но восточнее, лежат острова Ушакова, Шмидта и Комсомолец. На востоке, уже в пределах западного полушария, страна заканчивается заповедными островами Врангеля и Геральда. Самый южный остров - Колгуев -лежит южнее 70° с.ш. Это низменный заболоченный участок суши с максимальной высотой 181 м.
Российская Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится, по одной из оценок, более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики [3]. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн., т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км - это наиболее перспективные участки [4].
В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40%), хрома и марганца (90%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), вермикулита (100%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60-90%). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из них 599 млрд. т - энергетических и более 81 млрд. т - коксующихся. Здесь же добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти [5].
Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долл., причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. Общая же стоимость разведанных запасов - 1,5-2 трлн. долл. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона [6].
404
В регионе производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России (при доле проживающего здесь населения в 1%) и до 22% объема общероссийского экспорта [7]. К настоящему времени в регионе создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преимущественно сырьевых отраслей экономики, а также военно-промышленного и транспортного (Северный морской путь - СМП) комплексов.
В 30-х годах прошлого века начинается промышленное освоение природных ресурсов АЗ РФ. В основе этого процесса лежит СМП, который до начала ХХ в. назывался Северо-Восточным проходом [8].
Арктический регион уже сейчас является сосредоточением транспортных коридоров, в число которых, в первую очередь, входит СМП, являющийся единственным на западе страны открытым выходом России в Атлантику, ее морскими воротами для ведения торговли с государствами Америки. В то же время - это самый короткий путь для связи северного региона Европейской части России с ее Дальним Востоком. Дальнейшее развитие транспортного комплекса должно идти по пути его совершенствования и наращивания [9]. Роль этого региона будет естественно только возрастать.
Нельзя забывать, что регионы Арктики и, как следствие, ее российской части становятся ключевыми районами, обладающими и стратегическими коммуникациями, и глобальными ресурсами. По данным Геологической службы США, впервые опубликованным в 2008 г., в Арктическом регионе сконцентрировано 22% неразведанных мировых запасов углеводородного сырья, в том числе 30% запасов природного газа, 29% газового конденсата и 13% сырой нефти. При этом наибольшая доля ожидаемых запасов (до 70%) сосредоточена в АЗ РФ. Таким образом, Арктика бросает мощный вызов, формируются новые угрозы для безопасности [10].
В XXI в. стало очевидно, что дальнейшее экономическое развитие России невозможно без интенсивного освоения Арктики с соблюдением и учетом экологической уязвимости этой территории, а также климатических и природных ее особенностей.
Цели и задачи строительного комплекса в АЗ РФ [11]. Цель функционирования строительного комплекса в Арктической зоне -способствовать инновационной модернизации, устойчивому и эффективному росту производственной и социальной сфер дея-
4 05
тельности на суше АЗ РФ2 * 4, содействовать укреплению роли этого макрорегиона в экономике Российской Федерации.
Достижение этой цели применительно к строительному комплексу обеспечивается решением следующих стратегических задач:
1) возрождение СПМ и коммерциализация вновь созданного транспортного коридора за счет государственной поддержки, строительства и реконструкции береговой инфраструктуры, навигационногидрографического и гидрометеорологического обеспечения, других объектов арктического сервиса; создание в Арктике объектов коммерческой инновационной инфраструктуры - интеллектуальных территорий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технико-внедренческих зон, венчурных фондов и компаний;
2) вовлечение в товарный оборот ресурсной базы Арктической зоны России в интересах обеспечения потребностей страны и мировых рынков в углеводородных, водных биологических ресурсах, стратегическом минеральном сырье на основе устойчивого и рационального природопользования (принцип экосистемного менеджмента) на базе расширенного инновационного воспроизводства;
3) сохранение окружающей природной среды Арктики (обеспечение баланса между потребностью сохранить природную среду Арктики и использовать ее природные ресурсы) в интересах нынешних и будущих поколений в результате расширения (создания) сети особо охраняемых природных территорий и акваторий; рекультивации трансформированных природных ландшафтов; утилизации токсичных промышленных отходов и других мероприятий.
Ключевые проблемы производственного и социальноэкономического развития АЗ РФ, в решении которых должны быть задействованы предприятия и организации строительного комплекса [11; 13]. Стратегия развития АЗ РФ России в прогнозный период предполагает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, включая СМП. Высокие издержки хо-
2 На островной Российской Арктике (зона арктических пустынь) строительно-
монтажные работы выполняют организации Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) в интересах Пограничных войск ФСБ РФ. Так, на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, а именно, острове Земля Александры введена в эксплуатацию под одной крышей современная пограничная застава «Нагур-ское», основным объектом которой является большой административно-жилой многофункциональный комплекс общей площадью здания более 5200 кв. м. В нем расположены пункты управления погранпостом, полетами, а также метеослужба, общежитие квартирного типа, медпункт с лазаретом, спортивный и тренажерные залы, столовая и ряд других помещений. Все объекты выполнены на свайных основаниях с заглублением в вечномерзлые грунты на 4 метра и поднятием на высоту до 4,5 метра от уровня земли [12].
4 06
зяйственной деятельности в Арктике определяют целесообразность развертывания здесь масштабных мегапроектов, способных максимально использовать эффекты экономии на масштабе операций. Эти крупные новые стройки, помимо экономической, выполнят еще и внешнеполитическую функцию укрепления присутствия страны на отдаленных территориях. Они обеспечат устойчивый позитивный эффект в бюджетных доходах, станут генераторами прямой и опосредованной занятости, в итоге обеспечат большую, чем сегодня, защищенность жителей Арктики, комфортность и безопасность их существования. Мегапроекты должны привести к формированию ряда центров экономического роста и по-новому определят роль и место Арктики в России и мире.
С проблемой модернизации Северного морского пути тесно сопрягается создание эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе нового строительства и глубокой модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы должно стать полное удовлетворение всех необходимых производственных потребностей и платежеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение его доступности.
Крупными транспортно-логистическими узлами (арктическими хабами) для магистральных и международных перевозок станут аэропорты Мурманска, Архангельска и Анадыря. Аэропортами федерального значения будут Нарьян-Мар, Салехард, Норильск (Алыкель), Хатанга, Тикси, Певек. Кроме этого, получит развитие сеть малых аэропортов с взлетно-посадочными полосами для грузопассажирских перевозок в районы Арктики. Предстоит оснащение местных аэропортов легкими многофункциональными вертолетами Ка-226 и Ансат, новыми воздушными судами малой авиации. По мере развития средств управления воздушным движением в Арктическом секторе, сфера кросс-полярных полетов, обеспечивающая существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, может быть значительно расширена, с включением пассажирских перевозок.
Будет укреплена сеть круглогодичных и сезонных автомобильных дорог: Зеленый Мыс - Билибино-Певек, Эгвекинот -Мыс Шмидта - Певек, Надым-Салехард и другие. Ввиду значительных расстояний между поселениями, особую важность имеет оказание технических и других услуг участникам дорожного
4 07
движения в Арктике. При содействии государства предполагается создание предприятий дорожного сервиса.
СМП, будучи интегральной арктической структурой, тесно связан с инновационным процессом в Арктике: все внедряемые здесь новшества неизбежно взаимодействуют с отдельными звеньями трассы, участвуют в их модернизации. В этом состоит ключевая специфика строительной деятельности и арктических инноваций, направленных прежде всего на преодоление расстояний, снижение пространственных ограничений развитию.
Можно также выделить группу проектов, которые интегрируют Арктику с освоенными районами страны, и другую, проекты которой целиком связаны с АЗ РФ. К первой относится создание новых транспортных коридоров в меридиональном и широтном направлениях - «Урал Полярный - Урал Промышленный» и «Белкомур».
В результате строительства железной дороги Полуночная-Обская, достройки линии Обская - Бованенково с последующим выходом на порт Харасавей, создания железнодорожного сообщения Надым-Салехард и далее через Салехард до Лабытнанги, также линии Ко-ротчаево-Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск, строительства автодороги Тюмень-Урал-Агириш-Салехард, рудные ресурсы Полярного Урала, зоны нефтегазодобычи Ямала будут связаны по железнодорожной трассе с освоенными районами Промышленного Урала - промышленными предприятиями-потребителями Челябинской и Свердловской областей. Проект «Белкомур» предусматривает строительство недостающих участков (Карпогоры-Вендинга) железной дороги по трассе «Архангельск-Пермь» для связи Архангельского морского порта с Сыктывкаром, Кудымкаром и Пермью (Соликамском), что обеспечит выход на внешние рынки продукции этих регионов. К перспективным проектам относится также строительство сети железнодорожных линий «Сосногорск -Индига», «Воркута - Усть-Кара», а также трансконтинентальной полимагистрали через Берингов пролив.
Помимо развертывания новых мегапроектов, принципиальное значение в прогнозном периоде уделяется формированию благоприятных условий для модернизации базовых отраслей арктической экономики: предприятий горнопромышленного комплекса, рыбной отрасли, аграрного сектора.
Реструктуризация предприятий горнопромышленного комплекса Арктики будет идти в направлении расширения номенк-
4 08
латуры, повышения качества и конкурентоспособности продукции за счет вовлечения новых перспективных и техногенных месторождений, создания новых перерабатывающих производств на базе комплексного использования минерального сырья, внедрения современных энергосберегающих технологий замкнутого цикла с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. В связи с исчерпанностью многих ранее высокопродуктивных месторождений, вокруг которых возникали локальные промышленные зоны, в хозяйственное освоение начнут вовлекаться новые ареалы на флангах норильских месторождений, в арктических районах Якутии, в прибрежной зоне Чукотки.
Реструктуризация рыбной отрасли обеспечит прозрачность процессов добычи, переработки и реализации водных биоресурсов, обновление технического ресурса рыболовецкого и транспортного морского флота, основных фондов и технологий в области переработки рыбной продукции. За счет собственного производства арктические районы обеспечиваются продукцией пищевой промышленности не более чем на треть. Основной (в соответствии с рациональными нормами питания в экстремальных районах) ассортимент обеспечивается за счет завоза из других районов. В прогнозный период будут разработаны новые технологии переработки местного традиционного природного сырья для получения экологически чистой пищевой продукции, пищевых добавок, медицинских препаратов и природных консервантов, применяемых в качестве профилактических мер по реабилитации населения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в аграрный сектор облегчит доступ хозяйствующих субъектов к информационным, консультационным, инновационным, научным и финансовым (в том числе кредитным) ресурсам.
Арктическая зона РФ - сфера специализированной деятельности строительного комплекса3 [11; 14-16]. Согласно Государственной программе Российской Федерации "Социально-
3 Под специализированной строительной деятельностью (в контексте данной работы) понимается совокупность образованных и функционирующих по видам специальных строительно-монтажных работ (обустройство нефтяных и газовых месторождений, прокладка промысловых коммуникаций, строительство магистральных нефте-, газопроводов и отводов от них, строительство авто- и железных дорог, обустройство авиа-, морских и речных портов и др. сооружений) специализированных строительномонтажных организаций (объединений), обеспечивающих в кооперации со специализированными отраслями отечественного машиностроения создание: а) новых производственных мощностей отраслевой специализации АЗ РФ и б) территориальное развитие транспортных коммуникаций этой зоны и их связь с «большой» землей.
4 09
экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”, в Арктике появится несколько новых зон опережающего развития, что приведет к сдвигам существующей схемы размещения производительных сил в этом регионе. Возникнут:
1) зона шельфового пионерного освоения единой Печорско-Баренцевоморской провинции Западной Арктики. Ее функционирование к концу прогнозного периода приведет к существенному росту объемов морских грузоперевозок, формированию новых морских транспортных систем и новому инфраструктурному обустройству этой части Арктики;
2) Полярноуральская зона пионерного освоения, где постепенно выстроится новый горнопромышленный район Арктики, опирающийся на новую железнодорожную трассу Обская-Полуночное и связанную с ней сеть отрабатываемых месторождений полезных ископаемых;
3) Белкомурская индустриальная зона, вбирающая в себя территории АЗ РФ, примыкающие к ней вдоль трассы Белое море -Республика Коми - Урал;
4) Кольская (Мурманская) инновационная зона, включающая в себя «интеллектуальные территории», инновационную инфраструктуру крайней западной части Арктической старопромышленной зоны Российской Федерации;
5) расширенная природоохранная зона, в которую наряду с существующими, войдут многочисленные новые национальные парки и заказники Арктики.
Определяющее значение для развития АЗ РФ будет иметь эффект формирования городских агломераций, связанный с формированием транспортных комплексов, логистических центров, информационных узлов, узлов образовательной и инновационной инфраструктуры. В прогнозный период в АЗ РФ оформятся Мурманская (Кольская), Архангельская, Норильская, а также Билибинская, Певекская, Анадырская, Салехардская, Ноябрьская, Но-воуренгойско-Надымская городские агломерации.
Таким образом, с позиций инновационной модернизации, выделяются следующие две группы регионов - старопромышленные и относительно недавнего хозяйственного освоения. К первому типу относятся Норильский промышленный район, Мурманская и Архангельская области. Их освоение началось более 75 лет. За этот период созданы научные школы, образовательные
410
центры, накоплен человеческий капитал, что является сильной стороной для осуществления модернизации.
С другой стороны, имеющиеся старые материальные активы, многочисленные монопрофильные города и поселки, а также консервативные представления местной власти являются барьером, блокирующим инновационное развитие. Модернизация старой экономической системы, таким образом, будет проходить в результате трансформации ранее сложившихся индустриальных промышленных комплексов и нового объединения в комплексы хозяйственных субъектов.
Норильский промышленный район является местом деятельности одной крупной ресурсной корпорации «Норильский никель». Именно поэтому темпы и направленность инновационной модернизации здесь в значительной степени зависят от внутренней корпоративной политики (реструктуризация материальных активов, политика социальной ответственности в отношении местного профессионального образования и т.д.). Промышленный сектор Мурманской области формируют несколько крупных и средних ресурсных корпораций. Промышленный сектор Архангельской области очень дисперсный, представлен малыми и средними хозяйствующими субъектами. Здесь необходимо прямое и активное участие власти в процессе инновационной реструктуризации материальных активов, инфраструктурных и сервисных объектов, формировании новых и кластеризации старых видов экономической деятельности.
Ко второму типу территорий относятся арктические регионы, в которых масштабное хозяйственное освоение и строительство началось относительно недавно (30-40 лет назад): Чукотский, ЯмалоНенецкий автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия), совсем молодой в хозяйственном отношении Ненецкий автономный округ. Можно отнести к этой группе и малоосвоенный Таймырский муниципальный район Красноярского края.
Благоприятные предпосылки для модернизации этих территорий состоят в незначительности износа имеющихся материальных активов, большей мобильности, пластичности основных экономических структур и элементов системы расселения. Барьеры существуют в дефиците человеческого капитала, местных структур профессионального образования, элементов инновационной и обычной инфраструктуры. Модернизация экономической систе-
411
мы для этих территорий будет проходить через формирование обширных по площади зон опережающего развития.
Региональный промышленный сектор здесь также представлен всеми тремя типами. Промышленную структуру Ямало-Ненецкого автономного округа формирует одна крупная ресурсная корпорация (ОАО «Газпром»). Успех инновационной модернизации местной экономики в прогнозный период в значительной степени определяется ее внутренней политикой, ее корпоративной социальной ответственностью.
Промышленную структуру Ненецкого автономного округа в основном формирует нефтегазовая компания ОАО «Лукойл», присутствуют также малые и средние нефтегазовые компании. Темпы и направленность инновационной модернизации в прогнозный период определяется здесь совместными усилиями корпоративных структур и местной власти.
В Чукотском автономном округе и арктических улусах Якутии структура промышленного сектора дисперсна и представлена множеством малых и средних предприятий. Именно поэтому здесь необходимо активное участие государства в процессе их строительного развития.
Меньше всего финансовых ресурсов для инновационной модернизации в регионах реципиентах федерального бюджета -Архангельской области в первой группе и Чукотском автономном округе во второй группе. Здесь целесообразно активное использование возможностей международных и российских институтов развития, чтобы динамично осуществить процесс разумной трансформации экономической системы.
Природно-климатические и социально-экономические факторы, оказывающие негативное влияние на функционирование строительного комплекса, рассматриваемого в качестве базового ресурса, реализации стратегических целей и приоритетов устойчивого развития АЗ РФ:
а) экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей;
б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;
в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизне-
412
обеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости;
г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий;
д) отсутствие в прибрежной АЗ РФ дорог, которые обеспечивали бы условия доставки материалов, оборудования и других грузов к строящимся объектам и проезда строительной техники и автотранспорта;
е) ограниченные возможности доставки строительных грузов, а также строительной техники и автотранспорта в зимний период только по зимникам, а в летний период только по рекам меридионального направления и морским транспортом;
ж) эпизодически возникающие ограничения в функционировании СМП (в связи с отсутствием необходимых баз обслуживания между западом и востоком СМП и сложностями ледовой обстановки в акватории северного бассейна);
з) сложности организации вахтового метода строительства в связи с отсутствием необходимого количества аэродромов и подъездных путей к стройплощадкам;
и) практически постоянное искусственное освещение рабочих мест в течение длинных полярных ночей;
к) вред для человека и износ его здоровья при длительном пребывании в Арктике; быстрый износ строительной техники и автотранспортных средств в Арктических условиях;
л) по имеющимся сведениям [10], труднее всего человеку психологически привыкнуть к постоянной оторванности от мира. Например, на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) нет ни телевидения, ни радио, ни сотовой связи, прессу доставляют в лучшем случае раз в месяц, а во время полярной ночи целых полгода вокруг - сплошная тьма. Она таит для человека много опасностей, так, в любую минуту рядом может появиться белый медведь - главный хищник Арктики.
Риски и угрозы современного состояния строительного комплекса, оказывающие непосредственное воздействие на процессы его перспективного функционирования в АЗ РФ:
а) в производственной сфере:
• слабое развитие материально-технической базы строительного комплекса, ее повсеместная научно-техническая от-
413
сталость, невозможность (на сегодняшний момент времени) удовлетворить насущные социальные потребности, в частности, в жилье, а также инфраструктурные потребности национальной экономики (строительство железных и автомобильных дорог);
• отсутствие машиностроительных заводов, а также авиазаводов, выпускающих в достаточном количестве современные строительные машины, механизмы, самолеты, вертолеты и т.п.;
• отсутствие достаточного количества мощностей цементных и металлообрабатывающих заводов по выпуску специальных видов продукции (цемента, металлических строительных конструкций и др.), необходимых для использования в арктических условиях;
б) в проектной сфере - слабое ее развитие и, практически, полное отсутствие опыта проектирования производственных объектов в АЗ РФ;
в) в профессионально-квалификационном составе работников - отсутствует подготовка специалистов и рабочих кадров, способных по своим профессиональным и психофизиологическим качествам работать (строить) в условиях Арктики;
г) в экономической сфере - убыточность строительных организаций (таких организаций - до 60%).
Производственные и технические требования, предъявляемые строительным комплексом к другим отраслям и сферам материального производства в связи с предстоящим освоением АЗ РФ, в частности:
• к машиностроению и автомобильной промышленности: по выпуску строительной техники и автотранспортных средств, имеющих физические, мощностные и другие качественные характеристики, позволяющие строительной технике и автотранспортным средствам работать в тяжелых арктических условиях;
• к промышленности строительных материалов и конструкций: по выпуску продукции соответствующего назначения, включая облегченные сборно-разборные строительные модули;
• к проектно-строительной деятельности: по выпуску проектов, отвечающих имеющимся мировым стандартам приме -нительно к арктическим условиям.
414
Реализация изложенных «требований», как основных условий обеспечения технической возможности выполнения предприятиями и организациями строительного комплекса в перспективе необходимых объемов строительно-монтажных работ, потребует весьма значительных инвестиций в основной капитал, в том числе для проектирования и строительства машиностроительных заводов, а также предприятий промышленности строительных материалов и конструкций по производству, соответственно, специализированной строительной техники, новых строительных материалов и конструкций, которые могли бы работать и быть использованы в условиях АЗ РФ.
Институциональные, финансовые, кадровые и инфраструктурные проблемы реализации строительных (инвестиционных) проектов в АЗ РФ [17]. В России не сформирована законодательная база для недропользования в условиях АЗ РФ. Современная система государственного регламентирования недропользования чрезвычайно негибка. Неопределенности налогового и таможенного законодательства приводят к дополнительной нагрузке на инвестора не только при освоении шельфовых месторождений, но и при осуществлении строительства за пределами шельфа. Для уменьшения институциональных рисков необходима радикальная ревизия существующей федеральной нормативно-правовой базы и разработка новых технических и образовательных стандартов по вопросам строительства в АЗ РФ.
Значительные инвестиционные риски связаны с фискальным бременем - высокой долей изъятий доходов государством, снижающих экономический эффект от освоения месторождений на континентальном шельфе, генерирующих повышенные издержки на изучение, поиск, разведку и освоение этих месторождений. Пакет финансовых стимулов должен включать различные налоговые и таможенные льготы инвестору.
В России отсутствует достаточное количество специализированных научных и проектно-конструкторских (инжиниринговых) организаций для реализации намечаемых арктических строительных проектов, а также квалифицированных кадров для обслуживания и управления сложными техническими средствами, используемыми в строительстве. Нужны специалисты в области проектирования, строительства, эксплуатации созданных объектов. Подготовка высококвалифицированных кадров для освоения арктических ме-
415
сторождений требует адаптации образовательных программ десятков технических вузов России, включая строительные.
Привлечение молодых специалистов в эти области требует формирования новой образовательной, информационной политики для Арктики. Государственный и корпоративный социальный пакет арктического проекта должен быть привлекательным для квалифицированных кадров СНГ и России. Политика в сфере профессионального образования должна обрести упреждающий характер, реагируя на кадровые потребности крупных инвестиционностроительных проектов. Информационная политика должна быть направлена на формирование позитивного имиджа АЗ РФ, вовлечение молодежи в работу в этом специфическом регионе страны.
Информационные проблемы реализации намечаемых мегапроектов связаны с отсутствием единой общегосударственной информационной базы по АЗ РФ, распыленностью информации по разным организациям. Очевидно, что такая систематизация сведений из разных источников требуется уже на самом старте их реализации.
Анализ подходов к решению проблем развития АЗ РФ, включая действующие государственные документы (соответствующие законы, постановления, распоряжения), выявляют следующую их особенность: в них отсутствует в явном виде связь Арктической зоны с текущим и перспективным развитием национальной экономики (в целом); т.е. имеется документ (закон, постановление и др.) по развитию АЗ РФ, по которому этот регион существует и развивается как бы сам по себе.
Подобное неестественное положение можно объяснить только тем, что в России до настоящего времени не создана и, соответственно, не функционирует индикативная (рекомендуемая) Генеральная схема развития и размещения производительных сил РФ на перспективу (например, до 2030 года). Наличие подобной Генеральной схемы позволило бы в каждый момент времени при подготовке соответствующих документов соизмерять желания и потребности по развитию АЗ РФ с возможностями национальной экономики.
Литература и информационные источники
1. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях
Арктической зоны Российской Федерации».
2. Природные зоны Российской Арктики. Режим доступа: м/м/м/.есозуз1ета.т
3. Кашин В. Арктическая кладовая //Ведомости. 2008. 25 июля.
4. Зернова Л. Дорога в белое безмолвие //Новая газета. 2006. 2 февраля.
416
5. Юшкин Н. П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив / Под ред. В.Е. Фортова, Ю.Г. Леонова. М.: Наука, 2006, с. 254.
6. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. с.158-172.
7. Филиппов В. В., Жуков М. А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации // НЭП - ХХ1 век. Наука Экономика Промышленность. 2006. № 2. с. 19-22.
8. Советский энциклопедический словарь. Издание четвертое. М.: Советская энциклопедия, 1989. с.1196.
9. Белый О.В. Комплексные проблемы устойчивого развития транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика, № 3. 2014. с. 4-8.
10. Ивашов Л.Г. Геополитические перспективы развития Арктики. Доклад (с. 17-22). // Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике. Материалы VВсерос.мор.науч.-практ.конф., 29-30 мая 2014 / Ред. кол. Козьменко С.Ю., Селин В.С., Савельев А.Н., Щеголькова А.А. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2014.- 232 с.
11. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366.
12. Журнал «Стройметалл, март 2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spetsstroy.ru/pressroom/smi_materials/smi/969/.
13. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке //Арктика: экология и экономика. № 3 (7). 2012. с. 74-83.
14. Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность, 2012, № 1. с. 71-79.
15. Шпак А.В. О развитии транспортно-логистической системы в Арктической зоне Российской Федерации и Мурманской области // Север промышленный. № 1. 2012.
16. Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.
ФГУП «Росморпорт». url: http://www.rosmorport.ru/uploadify/988-
J11a995b44861c9c2b1c7e0f502b433e.pdf
17. Материал к дискуссии Меркурий-клуба по вопросам освоения арктических территорий (08.10.2014) http://www.rudenskiy.ru/mnenie/vystuplenija-i-doklady/material-k-diskussii-merkurii-kluba-po-voprosam-osvoenija-arkticheskih-territorii-08-10-2014.html
417