Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» / семинарские занятия / защита человека / природоохранная деятельность / чрезвычайные ситуации / система «человек среда обитания» / academic discipline "Life Safety" / seminars / human protection / environmental protection / emergencies / "human environment" system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки методического пособия, в котором определены цели и задачи организации и проведения семинарских занятий в процессе изучения студентами вузов общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Тематика методического пособия отражает основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды от любых негативных воздействий, связанные с выбором методов и способов их достижения. В настоящем исследовании освещены актуальные с точки зрения теории и практики вопросы, изучаемые в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», что служит основой ддя создания максимально комфортных, качественных условий, необходимых для сохранения здоровья и жизни человека, гармоничного взаимодействия человека на протяжении всего его жизненного цикла с окружающим миром. При построении материала автором использован модульный принцип, что позволило акцентировать дидактическую составляющую образовательного процесса с учетом современного уровня развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», соответственно требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the need to develop a methodological manual, which defines the goals and objectives of organizing and conducting seminars in the process of studying the general professional discipline "Life Safety" by university students. The subject matter of the manual reflects the main directions of ensuring life safety and protecting the environment from any negative impacts related to the choice of methods and ways to achieve them. This study highlights issues that are relevant from the point of view of theory and practice, studied within the framework of the discipline "Life Safety", which serves as the basis for creating the most comfortable, high-quality conditions necessary to preserve human health and life, harmonious human interaction throughout its entire life cycle with the surrounding world. When constructing the material, the author used a modular principle, which made it possible to emphasize the didactic component of the educational process, taking into account the current level of development of the discipline "Life Safety", in accordance with the requirements for the level of training of students.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

90% 76,70%

70% 60% 50% 40% 30% 46,60%

3U Га 20% 10% 0% кон стати рующий эта □ низки контрольный этап 1 □ ср едний □ в ы со к и й

Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования сформированности инклюзивной культуры участников ансамбля на констатирующем и контрольном этапах

На контрольном этапе результат анкетирования родителей показал повышение уровня развития культуры взаимодействия ансамбля и семьи.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного исследования выявлены следующие педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля:

- сотрудничество с семьей и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

- создание благоприятной толерантной атмосферы через реализацию семейного инклюзивного проекта «Добун», уроков Доброты;

- материально-техническое обеспечение деятельности ансамбля: создание безбарьерной среды;

- организационно-педагогическое обеспечение, которое предполагает реализацию АДОП «Исцеляющая сила танца» с учетом особенностей и возможностей детей, адаптацию методик обучения танцам к возможностям обучающихся с ОВЗ;

- комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса, которое обеспечивается администрацией, психологами и методистами Центра.

В результате организации инклюзивной среды в танцевальном ансамбле повысилась инклюзивная культура у всех участников, взаимодействие УДОД и семьи стало более тесным, а также ансамбль стал успешнее участвовать в инклюзивных танцевальных конкурсах и проектах.

Литература:

1. Калинина, Н.В. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова // Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. - Ульяновск: ИНК ПРО, 2002 - 32 с.

2. Колокольцева, М.А. Воспитание инклюзивной культуры у младших школьников. Учебное пособие / М.А. Колокольцева. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - 107 с.

3. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии: учебное пособие / И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.

4. Олтаржевская, Л.Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук / Л.Е. Олтаржевская. - Москва, 2012. - 232 с.

5. Прокопьева, М.М. Основы самоорганизации семьи: монография / М.М. Прокопьева. - Якутск: Изд-во «Бичик»,

2000.- 112 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». - URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/403709682/#review (дата обращения: 5.02.2023)

7. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях / под ред. C.B. Алехиной, Е.В. Самсоновой. - Москва: МГППУ, 2022. - 19 с.

8. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация: метод, пособие / под ред. В.Д. Парубиной - Казань: ИД «МеДДоК», 2018. - 160 с. - URL: https://2017.perspektivainva.rU//images/publications/inclusive-edu/Formirovanie-incliuzivnoi-sredy-v-obrazovatelnoiorganizatcii (дата обращения: 15.11.2022)

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин - Москва: Смысл,

2001.-365 с.

Педагогика

УДК 614. 8. 084 (075. 8)

кандидат педагогических наук, доцент Криворотенко Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки методического пособия, в котором определены цели и задачи организации и проведения семинарских занятий в процессе изучения студентами вузов общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Тематика методического пособия отражает основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды от любых негативных воздействий, связанные с выбором методов и способов их достижения. В настоящем исследовании освещены актуальные с

точки зрения теории и практики вопросы, изучаемые в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», что служит основой доя создания максимально комфортных, качественных условий, необходимых для сохранения здоровья и жизни человека, гармоничного взаимодействия человека на протяжении всего его жизненного цикла с окружающим миром. При построении материала автором использован модульный принцип, что позволило акцентировать дидактическую составляющую образовательного процесса с учетом современного уровня развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», соответственно требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся.

Ключевые слова: учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», семинарские занятия, защита человека, природоохранная деятельность, чрезвычайные ситуации, система «человек - среда обитания».

Annotation. The relevance of the article is due to the need to develop a methodological manual, which defines the goals and objectives of organizing and conducting seminars in the process of studying the general professional discipline "Life Safety" by university students. The subject matter of the manual reflects the main directions of ensuring life safety and protecting the environment from any negative impacts related to the choice of methods and ways to achieve them. This study highlights issues that are relevant from the point of view of theory and practice, studied within the framework of the discipline "Life Safety", which serves as the basis for creating the most comfortable, high-quality conditions necessary to preserve human health and life, harmonious human interaction throughout its entire life cycle with the surrounding world. When constructing the material, the author used a modular principle, which made it possible to emphasize the didactic component of the educational process, taking into account the current level of development of the discipline "Life Safety", in accordance with the requirements for the level of training of students.

Key words: academic discipline "Life Safety", seminars, human protection, environmental protection, emergencies, "human -environment" system.

Введение. В настоящее время в системе вузовской подготовки кадров активно возрастает значимость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая ориентирована на повышение гуманистической составляющей как основы позитивного преобразования мира с учетом тенденций, связанных с ростом общей напряженности в мире, увеличением количества возникновения опасных ситуаций и влиянием их последствий на общество и государство.

В методическом пособии по подготовке к семинарским занятиям органично сочетаются проблемы гармонизации человека с окружающим миром, учитывая особенности жизнедеятельности: производственные, бытовые, городские и др. вопросы, связанные с подготовкой комплекса защитных мероприятий, в том числе превентивного характера как в мирное, так и военное время.

Умение обучающихся предвидеть и избежать опасные ситуации будет способствовать целевой активности личности, следуя алгоритму действий по соблюдению и применению требований безопасности и экологичности в постоянно действующей системе «человек - среда обитаниях» [5].

Теоретической основой исследования послужили труды известного ученого С.В. Белова, в которых изложены концептуальные основы безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, а также статьи А.А. Волкова, B.L. Шишкунова, А.О. Хоменко и др., посвященные разным аспектам жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях.

Содержательная база дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее информационная наполненность (элементы, методы, этапы) способствует расширению кругозора студентов, накоплению когнитивного потенциала, мотивации обучающихся для формирования целостной системы знаний в области обеспечения безопасности как одной из основных потребностей человека.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций по подготовке к семинарским занятиям, направленных на повышение качества обучения и обеспечения эффективного образовательного процесса в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Основными задачами настоящего методического пособия являются: выработка навыка получения знаний, набора умений и формирование ценностных ориентиров по выявлению и распознаванию факторов риска, угроз и опасностей в биосфере, а также производственной, социальной, бытовой, городской и других средах обитания человека для прогнозирования, оценки и внедрения эффективных мер защиты.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей естественной реакцией человека является защита окружающей среды от внешних неблагоприятных факторов и причин, приводящих к проявлению разного рода чрезвычайных происшествий.

Создание эффективного образовательного ресурса и реализация познавательного процесса обучающихся в окружающей среде является основой для распознавания причин и предпосылок, характерных для проявления природных стихий, техногенных, транспортных, экологических катастроф и аварий, чтобы своевременно реагировать на негатив и противостоять существующим угрозам [5; 7, С. 56-59].

В связи этим значительно возрастает роль семинарских занятий, проблематика которых отражает актуальные вопросы возникновения и идентификации источников опасностей, разумного пользования и воспроизводства ресурсов природной среды, а также основные направления защиты человека и экосистем в контексте устойчивого развития общества.

Семинарские занятия как составная часть образовательного процесса проводятся в целях мотивации углубленного изучения учебного материала, формирования профессиональных компетенций в области возникновения и распространения источников опасностей на биосферу и человека, а также оптимального выбора принципов, методов и арсенала защитных средств.

Значительная часть объема семинарских занятий связана с изучением и обсуждением наиболее проблемных и профессионально ориентированных тем, посвященных состоянию защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от возникающих опасностей» [5].

По каждой теме занятия сформулирована цель, предлагаются вопросы, определенные темы и задания в рамках учебно-исследовательской и научно- исследовательской деятельности студентов.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Тема семинара №1.:«Проблемы световой среды и освещения в быту, производственной среде, зонах различного назначения.

Цель семинара - формирование умений определения оценки показателей освещения и параметров световой зоны.

Данный блок включает следующие вопросы:

1. Характерные черты и особенности световой среды в сфере производства.

2. Специфика использования естественного, искусственного, совмещенного освещения в зданих и сооружениях.

3. Проблемы нормирования освещения в помещении.

В рамках этого блока предлагаются задания для учебно-исследовательской работы студентов:

1. Дайте характеристику профилактическим мероприятиям, способствующим повышению уровня качества производственного освещения.

2. Опишите методы для использования измерения уровней световой среды и факторы, определяющие качественные параметры освещенности рабочей поверхности.

3. Охарактеризуйте комплекс гигиенических норм и регламентов световой среды в помещениях.

4. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к световой среде и оптимальному уровню яркости освещения территории.

5. Опишите основные виды освещения и приведите примеры, характерные для условий труда на предприятии.

6. Укажите, применительно к какому источнику света являются приемлемыми такие требования, как:

- достаточное освещение в зонах различного назначения ( на примере рабочего места, зонах отдыха и развлечений и др. местах);

- создание качественных и безопасных условий световой среды для различных видов деятельности;

- равномерность освещенности пространства.

7. Охарактеризуйте этапы измерения и оценки параметров освещенности.

Также в этом блоке отражены темы НИРС. Среди них:

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к параметрам освещенности.

2. Использование современных подходов к измерениям уровня яркости освещенности при организации рабочего места.

3. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к проектированию и устройству искусственного освещения.

4. Актуальные проблемы оптимизации состояния освещения.

5. Комплекс норм и требований по обеспечению естественного и искусственного освещения в производственной среде.

6. Цветовая среда: специфика ее формирования и выбора в условиях различных видов деятельности.

Тема семинарского занятия №2.:«Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в условиях различных видов ЧС: современные проблемы и перспективы развития».

Цель семинара - овладение методами определения зон опасностей, оценка и прогнозирование ликвидации последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями разного характера.

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативно-правовое обеспечение аварийно-восстановительных и спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Проблемы локализации очагов разрушений и повышенной опасности путем проведения предупредительных мероприятий, аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах бедствия.

3. Обеспечение организации медико-профилактических и лечебно-эвакуационных мероприятий на современном этапе: проблемы и пути развития.

Для УИРС и НИРС предлагаются контрольные вопросы и задания, а также варианты ситуационных задач, например:

1. Сформулируйте основные цели и задачи, позволяющие обеспечить состояние готовности к использованию по назначению условий ликвидации последствий от поражающих источников чрезвычайных ситуаций.

2. Укажите стандарт, который устанавливает общие требования, характерные черты и особенности, необходимые для ликвидации последствий от биолого-социальных, военных и других чрезвычайных ситуаций.

3. Опишите комплекс основных санитарно-эпидемиологических мероприятий, проводимых в опасных зонах.

Ситуационная задача №1. При землетрясениях лечебно-эвакуационные мероприятия обеспечиваются за счет сил и

средств Всероссийской службы медицины катастроф на разных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом. Назовите организации, которые привлекаются доя проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при землетрясениях 8 баллов и выше.

Ситуационная задача №.2. Используя критерии, положенные в основу классификации чрезвычайных ситуаций, сформулируйте название соответствующего типа ЧС:

а) аварийный выброс (пролив) значительного количества стойких ОХВ на химическом заводе;

б) землетрясение силой 5 баллов;

в) авария на производстве с выбросом РВ;

г) катастрофа на предприятии (взрыв газа).

Тема семинара №3: «Порядок организации работы предприятия, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время».

Целью семинара является овладение методами и способами, содействующими организации планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования предприятий в чрезвычайных ситуациях как в мирное, так и военное

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

1. Проблемы планирования как фактор достижения устойчивого развития объектов экономики в военное время.

2. Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3. Основные требования по жизнеобеспечению населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время.

В данном модуле студентам предлагаются следующие контрольные вопросы и задания для УИР и НИР:

1. Какой орган власти осуществляет контроль за выполнением мероприятий в ЧС по повышению устойчивости функционирования объекта экономики и восстановлению производства в мирное и военное время?

2. Опишите сущность основных принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности от чрезвычайных ситуаций разного характера.

3. Прогнозирование и профилактика чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Выводы. В результате проведенного исследования, отмечаем, что изучение программного материала в рамках семинарских занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» имеет весьма важное значение для более глубокого раскрытия теоретической и практической значимости данного курса, формирования и совершенствования культуры личности безопасного типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке настоящих методических рекомендаций нами использован компетентностный подход, что позволило акцентировать внимание на обнаружении опасностей и использовании рациональных способов защиты человека и окружающей среды от воздействия негативных факторов антропогенного, техносферного и естественно-природного происхождения.

Это способствует формированию системы знаний, умений и навыков у обучающихся, расширению их кругозора в области прогнозирования и ликвидации последствий от различных чрезвычайных ситуаций как мирного так и военного времени с целью защиты окружающей природной среды, обеспечения безопасности общества и государства от разных рисков и видов опасностей.

Литература:

1. Алтайцев, A.M. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / A.M. Алтайцев, В.В. Наумов // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.). - Минск: Пропилеи, 2002. - С. 229-241. - URL: http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/29-Altajcev-Naumov.htm (дата обращения: 15.04.2023)

2. Ахкиямова, Г.Р.Духовно-нравственное воспитание как фактор национальной безопасности / Г.Р. Ахкиямова // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 68. - Ч. 1. - С. 10-12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-faktor-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 16.04.2023)

3. Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах: учеб. пособие / A.A. Волкова, В.Г. Шишкунов,

A.О. Хоменко, Г.В. Тягунов; под общ. ред. канд. техн. наук, доц. А.О. Хоменко. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018.- 120 с.

4. Белов, C.B. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) /C.B. Белов; в двух ч. Часть1: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 350 с.

5. Белов, C.B. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность / C.B. Белов; в двух ч. Часть 2: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 362 с.

6. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев,

B.А. Пучков, P.A. Дурнев. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.

7. Гагиева, З.А. Методика проведения семинарских занятий в высшей школе / З.А Гагиева, A.A. Хамикоев. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodika-provedeniya-seminarskih-zanyatiy-v-vysshey-shkole (дата обращения: 16.04.2023)

8. Криворотенко, С.Н. Освоение норм и правил безопасности как одной из основных потребностей человека в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» / С.Н. Криворотенко // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74. - Ч. 3. - С. 159-161. - URL: https://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/5387/BbinycK%2074%204acTb%203,%202022%20rofl.pdf (дата обращения: 17.04.2023)

9. Лисовская, Н.В. Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в высших учебных заведениях / Н.В. Лисовская. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-podgotovki-i-provedeniya-seminarskih-zanyatiy-v-vysshih" uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 10.04.2023)

10. Малаян, K.P. Роль образования и науки в решении проблем безопасности и охраны окружающей среды / K.P. Малаян // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 12. - С. 56-59

11. Мезенцев, Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе / Г.В. Мезенцев // Гуманитарные научные исследования. - 2013,- № 12. - URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5227 (дата обращения: 10.04.2023)

12. Фоменко, Н.М. Инновационно-коммуникационные технологии при организации учебного процесса вуза в цифровой экономике / Н.М. Фоменко // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2018. - № 2. -

C. 104-109. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-pri-organizatsii-uchebnogO" protsessa-vuza-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 03.05.2023)

Педагогика

УДК 371.26

доктор педагогических наук, профессор Крылова Ольга Николаевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); аспирант Романова Наталья Владимировна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ КАК ИНДИКАТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития понятия «оценочное суждение педагога». В статье рассматриваются различные аспекты оценочного суждения, выражающиеся различными языковыми инструментами в условиях реализации педагогической интенции, посредством использования в речи педагогов общеоценочных и частнооценочных суждений в отношении процесса и результата учебной деятельности. Статья касается возможности включения оценочного суждения педагога в образовательную деятельность как индикатора достижения различных аспектов личностных образовательных результатов учащихся, в контексте реализации ФГОС ОО.

Ключевые слова: оценка, оценочное суждение, общеоценочное суждение, частнооценочное суждение, личностные образовательные результаты, ценности научного познания, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, эмоциональное здоровье ученика.

Annotation. The article is devoted to the study of the semantic meanings of evaluation, focusing on the implementation of its axiological meaning in the context of providing pedagogical discourse, through general and particular evaluation judgments, as well as the development of the concept of "evaluative judgment of the teacher". The article deals with various aspects of value judgment, expressed by various language tools in the context of the implementation of pedagogical intention, through the use of general and private value judgments in the speech of teachers in relation to the process and result of educational activity. The article concerns the possibility of including a teacher's value judgment in educational activities as an indicator of the achievement of various aspects of students' personal educational results, in the context of the implementation of the Federal State Educational Establishment.

Key words: assessment, value judgment, general value judgment, private value judgment, pedagogical intention, pedagogical discourse, personal educational results, values of scientific knowledge, spiritual and moral education, aesthetic education, emotional health of the student.

Введение. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определят правовую основу образовательной деятельности. Вопросы, связанные с оцениванием обучающихся, рассматриваются, как правило, в контексте правовых свобод учителя (право на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания). В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации оценивание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.