M.M. Кулъшарипов
О ПОДГОТОВКЕ К ИЗДАНИЮ многотомной «ИСТОРИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА»
Всестороннее и углубленное изучение многовековой истории башкирского народа поможет не только правильно определять ориентиры будущей его судьбы, но должно способствовать становлению устойчивого национального самосознания, воспитанию патриотизма, столь важных в наше непростое время, когда размываются национальные ценности: материальные и духовные, забываются язык, традиции и обычаи. Ни для кого не секрет, что история башкирского народа, как в прошлом, так и в настоящем, чаще всего в угоду интересам правящих режимов, подвергалась фальсификации, освещалась тенденциозно, целые ее страницы предавались забвению или были изучены поверхностно. К сожалению, до сих пор мы не имеем капитальную, написанную на академическом уровне, историю башкирского народа, хотя вышло немало исследований и документальных сборников по данной теме. Все это в совокупности обусловливает исключительную значимость и большую актуальность написания многотомной, фундаментальной истории народа.
Приступая к этой чрезвычайно важной и необходимой работе, следует помнить высказывание выдающегося ученого-просветителя Ризаит-дина Фахретдинова о том, что «каждый народ свою историю должен писать сам». Этот тезис приобрел новое звучание в современных условиях, когда в республике подготовлен большой отряд высококвалифицированных профессиональных историков — докторов и кандидатов наук, ученых-гуманитариев. Но при этом не исключается, а одобряется привлечение к написанию большого труда об истории башкир крупных и именитых ученых из других регионов и городов, стран СНГ, хорошо знающих историю и культуру тюркских и в целом восточных народов России.
История Башкортостана с древнейших времен до наших дней, отдельные аспекты истории
башкирского народа нашли свое отражение в целом ряде обобщающих трудов, в отдельных монографиях, сборниках статей. Следует подчеркнуть, что первые попытки изучения истории башкирского народа были предприняты еще в XIX— XX вв. Речь идет о работах Д.П. Никольского «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (СПб., 1899), В.И. Филоненко «Башкиры» (Уфа, 1915). Но в этих трудах нет последовательного изложения всей истории башкирского народа с древнейших времен. Монография Д.П. Никольского посвящена отдельным вопросам этнографии и истории башкир преимущественно XIX в. В книге В.И. Филоненко также отражены лишь некоторые аспекты истории башкир. В ней, например, неплохо показана земельная политика царизма в Башкортостане, имеются отрывочные данные о башкирских восстаниях.
История башкир также была затронута в дореволюционный период в трудах некоторых башкирских и татарских авторов. Речь идет о книгах X. Атласи «История башкир», М. Уметбаева «Яд-кар», Г. Гумери «Вымирают ли башкиры?». В свое время эти работы были подвергнуты обоснованной критике со стороны выдающегося востоковеда А.-3. Валиди, считавшего их компилятивными и ненаучными. С этими замечаниями Валиди нельзя не согласиться [1, с. 77]. Более или менее последовательно история башкирского народа была изложена в прочитанных им же лекциях в Стамбульском университете по курсу «История колонизаторства». Эти лекции Валиди были изданы в переводе А.М. Юлдашбаева в Республике Башкортостан отдельной книгой под названием «История башкир» (Уфа, 2005). В ней изложена история происхождения башкир, их обычаи и особенности быта, общественно-политическая жизнь и национально-освободительная борьба народа вплоть до начала 20-х гг. XX века.
Кулъшарипов Марат Махмутович, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета БашГУ
© Кульшарипов М.М., 2009
История башкирского народа, главным образом его борьба за свободу и землю, нашла свое отражение в историко-краеведческих очерках А.Г. Биишева «История башкирского народа и его борьба за свободу» (Уфа, 1993).
История башкир неплохо показана в таких серьезных, коллективных обобщающих трудах как «Очерки по истории Башкирской АССР», «История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в.», двухтомная «История Башкортостана с древнейших времен до наших дней» и др. [2]. В этих работах социально-экономическая, политическая и этнокультурная история башкирского народа излагается бегло, как отдельные сюжеты общей истории народов Башкортостана. В них история башкирского населения за пределами республики, как правило, оставалась вне внимания авторов. Важно подчеркнуть, что в обобщающих работах, изданных в советское время, узловые моменты истории народа излагаются в соответствии с идеологической доктриной тоталитарного режима.
Существенным фактором актуализации данной проблемы следует считать наличие значительных искажений и фальсификаций истории башкирского народа, особенно в недалеком прошлом, когда на развитие исторической науки отрицательно влияла так называемая «единственно верная методология». Крушение коммунистического тоталитарного режима открыло нам возможность изучения истории башкирского народа путем пересмотра устоявшихся концепций, парадигм и выводов с учетом многообразия исторических явлений.
Было бы ошибочным объяснение наличия искажений, фальсификаций и домыслов в изучении истории башкир лишь господством в недалеком прошлом коммунистической идеологии. Обилие фальсификаций в истории башкир обусловлено пренебрежительным, нигилистическим подходом к ее изучению со стороны ряда историков, зараженных великодержавными идеями, склонных воспринимать башкир только как отсталых кочевников, не имеющих какое-либо историческое наследие.
К тому же искажения и в целом фальсификация коснулись практически всех периодов и этапов исторического прошлого башкирского народа — с древнейших времен до наших дней. Особенно эта тенденция ярко проявляется в попытках приписать всю разнообразную древнюю
историю и культуру Южного Урала лишь этносам индоевропейского происхождения. Широкое хождение имело и имеет тезис о поздней тюрки-зации Южного Урала, вопреки конкретным археологическим, фольклорным, письменным материалам. Этот взгляд лег в основу капитальной, чрезвычайно интересной с научной точки зрения монографии Р.Г. Кузеева «Происхождение башкирского народа» [3].
Антинаучным следует считать подход к истории башкирского народа казанских историков, до сих пор отрицающих существование самостоятельного башкирского народа, приписывающих его историческое наследие татарам.
Самым убедительным примером этому является разработка семитомной истории татарского народа, первый том которой опубликован в 2002 году; он посвящен древнейшим этапам истории тюркских народов мира, в т.ч. Восточной Европы.
Организаторы семитомной «Истории татар» Р. Xакимов, Д. Исхаков и другие авторы отдельных разделов этого издания придерживаются довольно странных взглядов по важнейшим вопросам истории народов Евразии. Так, например, они под современными татарами подразумевают все тюркские народы нынешней РФ и бывшего СССР (стран СНГ). По их представлениям, государство 3олотая Орда, образованное в результате завоевательных походов татаро-монголов, было национальным государством татарского народа с единым татарским языком и менталитетом. В своих «теоретических» рассуждениях они идут еще дальше: якобы до 20-х гг. XX в. не было ни казахского, ни узбекского, ни киргизского, ни туркменского, ни каракалпакского и других тюркских народов бывшего СССР; все они представляли этнографические группы единого татарского народа [4].
В исторических построениях ученых Татарстана больше всего не повезло башкирскому народу. Они отрицают существование самостоятельного башкирского народа как в VIII—XVI вв., так и позже, включая XIX—XX вв. Подобные устремления татарских коллег нашли отражение в разделах тома «Истории татар», посвященных характеристике этнокультурного состава населения края рубежа I—II тысячелетий н.э. Авторы этого тома не обратили внимания на то, что арабские (Салам Тарджеман, Ибн-Фадлан, ал-Балхи, Ибн-Даста, Махмуд Кашгари, Идриси и др.), а
также европейские (Юлиан) авторы в своих сочинениях Южный Урал называют страной башкир. Казалось, что в вышеупомянутом разделе, посвященном истории татар, речь должна идти именно о башкирах, но его авторы решили идти «своим» путем. Они упоминают об уграх, куш-наренковских, мрясимовских и других племенах, но только не о башкирах. Получается, что средневековые авторы, в т.ч. те, кто непосредственно путешествовал по башкирской земле, писали не о башкирах и не о Башкортостане [5].
Таким образом, авторы раздела предлагают нам читать эти первоисточники в их произвольном толковании. Из всего изложенного можно догадаться, что подобные искажения истории башкирского народа будут присущи и остальным томам «Истории татар». Концепция семитомной «Истории татар», поскольку в ее основе лежит идея пантатаризма, является антинаучной и построена на полном отрицании твердо установленных мировой и отечественной наукой фактов и общих понятий. Не надо быть пророком, чтобы заметить очевидное: реализация намеченных планов разработки и издания 7 томов «Истории татар» может вызвать серьезное напряжение в межнациональных отношениях среди тюркских народов Российской Федерации.
Казанские историки занимаются фальсификацией не только ранних периодов истории башкирского народа, но и других явлений и событий его истории. Яркий тому пример — объявление некоторыми татарскими исследователями, писателями и публицистами известные башкирские национальные движения конца XVII — первой половины XVIII в. татаро-башкирскими. В частности, башкирское восстание 1755 г., идеологом которого выступил мулла Батырша, вообще объявлено татарским, хотя участие татар в данном движении не зафиксировано в документальных источниках. Более того, в подавлении этого движения широко были использованы татарские феодалы [6].
К тому же башкирские восстания XVII— XVIII вв. советскими историками были объявлены реакционными, феодальными. Подобная оценка характера башкирских восстаний Х^^Х^П вв. не соответствует исторической правде и воспринимается как унижение светлой памяти борцов за землю и свободу многострадального народа.
В игнорировании и полном отрицании факта существования башкирского народа и Истори-
ческого Башкортостана на всем южно-уральском регионе преуспели не только историки Татарстана. 3а последние десятилетия подобная тенденция в этом направлении наблюдается у историков гг. Екатеринбург, Челябинск, Курган, Пермь, Самара, Оренбург и других урало-волжских научных центров.
Наиболее грубому искажению подверглась история национально-государственного строительства в Башкортостане в 1917—1922 гг.
Борцы за политические, экономические, социальные и культурные права народа были объявлены буржуазными националистами, контрреволюционерами. О видном общественно-политическом деятеле, основателе автономного Башкортостана, ученом с мировым именем 3аки Валиди следовало писать только в негативном плане или вообще не упоминать его имени. Такая же участь постигла и других руководителей башкирского национального движения, в большинстве своем павших жертвами культа личности.
Не остались в стороне от этого неблаговидного дела и татарские историки, а также современные новоявленные историки-любители, скорее мифотворцы (Н. Щвецов, А. Орлов и др.) [7].
В углубленном изучении нуждается демография башкирского народа, его культурно-духовная жизнь. Данная проблематика имеет целый ряд спорных аспектов, требующих объективного освещения. Последняя перепись 2002 г. показала, что эта тема в условиях Башкортостана вызывает повышенный интерес у общественности. Дискуссионность многих аспектов, приобретающая подчас нелицеприятный характер, связана прежде всего с вопросами демографии двух близких друг другу народов — башкир и татар.
Также следует иметь в виду стереотипы, широко распространившиеся в исторической науке в конце XIX — и на протяжении всего XX в. Таковыми являются тезис о вымирании башкир в пореформенный период и в начале XX в., нигилистическая концепция по отношению к культурному наследию башкир. Дело дошло до того, что один из советских историков (Р.М. Раимов) выступил с антинаучным в своей основе утверждением об отсутствии культуры у башкир до победы Октябрьской революции 1917 г. Или, например, в советской исторической литературе господствовало навязанное сверху мнение о чрезвычайной отсталости башкир в дореволюционный период и отсюда делался необоснованный
вывод об их неспособности создавать свою государственность. Подобного рода надуманные построения не соответствуют исторической действительности. То, что башкирский народ после Февральской революции проявил небывалую общественно-политическую активность, поднявшись на национально-освободительную борьбу за автономию, за решение земельного и других вопросов, волнующих народ, доказывает надуманность тезиса о его вымирании и сверхотсталости.
Такую же активность и сплоченность, прозорливость проявил башкирский народ в середине XVI в. при принятии решения о добровольном вхождении в состав Русского государства. Важным для изучения этой проблемы является поиск в архивах Москвы, Санкт-Петербурга жалованных грамот, полученных башкирскими послами в Москве от рук Ивана Грозного, где зафиксированы условия добровольного подданства.
При изучении истории башкирского народа в середине XVI в. и до наших дней встает задача ее рассмотрения в самой тесной связи с историей России. При этом следует показать вклад башкирского народа в дело подъема экономики страны, его участие в защите России от внешних врагов, а также процесс укрепления сотрудничества, взаимопомощи между народами, нашедшими свою вторую малую родину в лице Башкортостана.
Следует отметить, что достижения республики в социально-экономическом, политическом и культурно-духовном развитии в связи с принятием 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, сопровождающиеся усилением попыток ограничения его прав и полномочий, делают чрезвычайно важным написание многотомного труда по истории башкирского народа. Нам необходимо определить важнейшие черты функционирования «национального фактора» в условиях существования в России традиционного авторитарного центра, стремившегося всячески ограничить права нерусских народов, исходя из позиций унитаризма.
Важно при написании многотомного труда учитывать тот фактор, что на сегодня около полумиллиона башкир проживает вне пределов Республики Башкортостан. По этой причине в академическом издании должны быть показаны особенности политического, социально-экономического, культурно-духовного положения башкир,
прежде всего проживающих компактно в соседних с Республикой Башкортостан областях и республиках. Следует обратить внимание на понятия «коренное население» и «диаспора», ибо в соседних областях (Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, Курганской и др.) и на территории восточных районов Республики Татарстан башкиры проживают издревле, а в Тюменской области они появились в связи с освоением нефтяных месторождений и образуют там диаспору.
Многотомная история башкирского народа должна иметь ряд отличий от уже опубликованных обобщающих работ по истории Башкортостана. В ней история других народов, населяющих РБ, должна рассматриваться с точки зрения их общения с башкирами, а также их взаимовлияния в самых различных сферах жизни и быта.
Для всестороннего изучения истории башкирского народа требуется использование совокупных данных не только по истории, этнологии, археологии, антропологии, материальной и духовной культуре, литературе и искусству, но и социологии, философии, географии, лингвистики и т.д. Междисциплинарный подход к изучению проблемы поможет введению в научный оборот разнотипного источниковедческого материала, что позволит на высоком идейно-теоретическом уровне переосмыслить всю многовековую историю башкирского народа, показать историческую его роль в деле внесения конкретного материального и духовного вклада в социально-культурное развитие собственного этноса, окружающих его народов, раскрыть менталитет народа.
Следует подчеркнуть, что потребность в академических трудах по истории народов в настоящее время приобретает универсальный, т.е. мировой характер и эту тему разрабатывают во многих государствах мира, а не только в республиках РФ.
Всем вышеизложенным определяется чрезвычайная актуальность разработки и издания полной, академической истории башкирского народа. Главной целью этого многотомного исследования должно стать изучение основных закономерностей развития исторических процессов в Евразии, конкретно — в регионах Южного Урала, где происходил процесс этногенеза башкир, их дальнейшее социально-экономическое, культурно-духовное развитие с древнейших времен и до наших дней, используя всю совокупность исторической литературы, опубликованных источ-
ников, архивных материалов. Безусловно, каждый том истории башкирского народа, отдельные разделы томов должны иметь свою специфику, особенно при использовании источников. Например, при написании I, II томов основным источником станут археологические материалы, а в томах, освещающих проблемы культурной и духовной жизни башкирского народа, широко будут использованы памятники устного народного творчества и другие источники.
Самое главное, чтобы при описании отдельных этапов истории башкирского народа все явления и события должны освещаться с учетом современных достижений исторической науки, с использованием новейших методологических принципов, не предаваясь при этом в крайности формационного или цивилизационного подходов. Так, если раньше в нашей обществоведческой науке человек как объект познания игнорировался, терялся среди «массы», то сейчас отдельная личность признается центром исторического процесса, его субъектом. Это находит свое отражение в чрезмерном акцентировании внимания на правах личности, в ущерб правам народов и наций в совокупности. Между тем права отдельного человека тесно взаимосвязаны с правами народа, составной частью которого он является.
В основе нашего труда должны лежать главные принципы исторической науки — объективизм и историзм. В качестве авторов многотомной истории башкирского народа должны быть приглашены авторитетные ученые, знающие в целом историю российского Востока, в т.ч. Башкортостана, способные компетентно и логично излагать всю многогранную историю башкир. Авторам необходимо избегать субъективного подхода при освещении проблем, событий и явлений исторического процесса. С целью недопущения всевозможных субъективистских отклонений в исследовании истории башкирского народа потребуется создание экспертной комиссии с включением в ее состав авторитетных ученых как РБ, так и центральных научных учреждений. При этом член экспертной комиссии должен быть ученым, в достаточной мере знающим историю башкирского народа. Ученые, относящиеся с пренебрежением и скептицизмом к истории нерусских народов России, не могут выступать в качестве экспертов.
Учитывая особенности исторических периодов, масштабность исследуемых тем, историю
башкирского народа следует изложить в семи томах. Структура томов определена следующим образом:
Том I. История башкирского народа с древнейших времен до III в. н.э.
Том II. История башкирского народа. IV— середина XVI вв.
Том III. История башкирского народа. XVI— XVIII вв.
Том IV. История башкирского народа. XIX в.
Том V. История башкирского народа. 1900— 1940 гг.
Том VI. История башкирского народа. 1941— 1985 гг.
Том VII. История башкирского народа. 1985 гг. — начало XXI в.
Необходимо, чтобы в каждом томе в качестве приложения были представлены важнейшие источники по истории башкирского народа. 3десь прежде всего имеются в виду отрывки из трудов древних (Китай, Персия, Греция, Рим) и средневековых (Китай, Арабы, Византия, Русь, Европа) авторов, которые до сих пор остаются недоступными не только широкой массе читателей, но и специалистам, а также архивные материалы, опубликованные документы, представляющие большой интерес, и т.д. Это потребует организацию перевода на русский и башкирский языки с языка оригиналов.
Таким образом, богатая история башкирского народа остро нуждается во всестороннем, углубленном изучении с объективных позиций, в защите от искажений, домыслов и фальсификаций.
Ученые Республики Башкортостан — историки, филологи, философы и социологи, экономисты и правоведы в состоянии решить эту столь важную задачу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салихов А.Г. Научная деятельность А. Валидо-ва в России. — Уфа, 2001. — С. 77.
2. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1.
Ч. I. — Уфа, 1956; Т. 1. Ч. II. — Уфа, 1959; Т. II. — Уфа, 1966; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. — Уфа, 1997; История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т.1.— Уфа, 2004; Т. II. — Уфа, 2006.
3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
4. Хакимов P. Кто ты, татарин? // Восточный экспресс от P6 апреля — P мая POOP г.
5. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. l. Народы степной Евразии в древности. — Казань, POOP; Т. P. Волжская Булгария и Великая степь. — Казань, POO6.
6. Алишев С.Х. Кахарман бабайлар. — Казань, 1993; Лотфуллин И.М., Ислаев Ф.Г. Джихад татарского народа. — Казань, 1998 и другие.
7. Швецов Н. Критические заметки по истории Башкирии. — Уфа, 2006; Орлов А. Ликвидация Уфимской губернии. Как это было? — Казань, 2006.
Marat M. Kulsharipov
ON COMPILING THE MANY-VOLUMED «HISTORY OF THE BASHKIR NATION»
The article grounds topicality and importance of compiling a many-volumed set of Bashkir history at present, when national values are vanishing, national history, language and traditions are on the verge of oblivion. Insufficient study of the theme in question and abundance of ambiguous points are taken into account as well. It is pointed out that the main purpose of this academic publication is to cover the mechanism of the development of historical processes in the South Urals, where the ethnogenesis of the Bashkirs takes place, as well as their further political, social and economic, cultural and intellectual progress since ancient till present times. This coverage is supported both by the advanced methods of historical science and by applied disciplines such as philosophy, sociology, linguistics, literature, arts, etc.
The author of the article emphasizes that the most up-to-date methodological approaches should be employed in the research process by the authors of separate volumes, chapters and sections.
К сведению читателей
Вышла2книга:
Тикеев Д.С., Тикеев Ф.С. Хэ^ерге башкорт теле. Синтаксис. — 0фе: Гилем, POO8. — З7б б.
Монографияла башкорт теле синтаксик королошоноц узенсэлектэ-ре, синтаксик берэмектэр, структур-семантик кузлектэн сыгып, башкорт э^эбиэте жанр^арынан, халык ижадынан, гэзит, журнал мэкэлэлэренэн алынган мидалдар ниге^ендэ тикшерелгэн. Югары укыу йорттары студенттары, укытыусылары 11эм башкорт теле проблемалары менэн кызьгк^шыусылар есен тэгэйенлэнгэн.
і і nihil ь. ■ і мы | □
\;мі:рп: наш гагт п лі пштакснг