ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ МНОГОЦВЕТНОЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Второй съезд ассамблеи народов Башкортостана стал, без преувеличения, значимым явлением в общественно-политической и культурнодуховной жизни не только нашей республики. Об этом красноречиво сказал в своем выступлении председатель Совета ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, подчеркнув, что мысли, высказанные Президентом Республики Башкортостан на съезде, могут послужить основой концепции национальной политики всей страны [I]. Действительно, в речи Муртазы Губайдулло-вича красной нитью проходила мысль о необходимости дальнейшего укрепления дружбы народов с учетом их этнодуховных особенностей, совершенствования устройства их национальной жизни в составе цивилизованного федеративного государства.
Республика Башкортостан, расположенная на стыке двух физико-географических континентов — Европы и Азии, одновременно выступает объединяющим звеном на этногеографической карте Евразии, граница которой после катаклизмов 90-х гг. прошлого века, по утверждению евразийцев, полностью совпадает с государственной границей современной России. Таким образом, по воле истории, Башкортостан как бы объединяет европейскую и азиатскую части этноге-ографического общепринятого понятия «Евразия» и несет в себе глубокий отпечаток ее многовековой истории. Поэтому именно с этих позиций воспринимаются слова Муртазы Губайдулловича о том, что «невозможно представить Россию без Башкортостана, как и Башкортостан без Российской Федерации» [2].
Упомянутый тезис М.Г. Рахимова имеет сугубо исторический аспект, касающийся взаимоотношения двух народов — русских и башкир. Он обоснован фактами их общего исторического прошлого, о котором свидетельствует много-
вековое взаимоотношение этих двух народов. Если для башкир эта история берет свое начало с факта их освобождения из под власти Ногайской Орды, восстановления их вотчинного права и раскрепощения от духовной экспансии ногайцев, то для России это закладка первого камня под фундамент нынешнего многонационального государства — Российской Федерации.
В своей книге «История тюрков и татар» (1911) Заки Валиди отметил историческую роль России в объединении народов Евразии. Он писал, что образовавшиеся на развалинах Золотой Орды такие ханства, как Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайское, а также Маверан-нахр по истечении времени оказались бессильными перед своим будущим, ибо ни одно из них не думало и не хотело проявить инициативу по объединению усилий для совместной защиты общих интересов. Осуществление такой исторической миссии выпало на долю Российского государства [3, с. 296—298].
Сегодня в Республике Башкортостан проживает более ста национальностей. В своем выступлении Президент РБ отметил, что «Башкортостан — историческая родина и единственное место консолидации башкирской нации» [2]. Несомненно, первое время устройство внутригосударственных отношений, надо полагать, было не простым вопросом. Прежде всего, особенно самой башкирской элите, нужно было осмыслить значение вхождения башкирских племен в состав России, дать себе отчет о происходящем. Естественно, вотчинное право землевладения, сохранение внутриро-дового традиционного порядка управления, веротерпимость в первое время должны были сыграть роль амортизатора в менталитете этноса духовных стереотипов. Конечно, все это не могло не оставить со временем определенный след в восприятии окружающего мира. Главным было то, что в
Нургалин Зиннур Ахмадиевич, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный академик АН РБ
©Нургалин З.А., 2009
этноменталитете должна была произойти переоценка ценностей в определении своих и чужих интересов в масштабе изменившейся обстановки, т.е. эмоционально-духовно, умом и сердцем совместить в себе со временем интересы своей земли с интересами всей страны.
Этноменталитету башкир, как и в начале второй половины XVI в., когда зарождалась Россия, ставшая в будущем многонациональным государством, так и в начале XX столетия, когда Отечество оказалось перед трудным выбором, пришлось выдержать непомерное испытание историей. Это был сложный период, когда государственность России переходила из одного качества в другое. На развалинах царской империи зарождалась новая государственность — Советская Россия. И на этот раз, как когда-то Московский царь начал создание многонационального государства с заключения соглашения с башкирами, так и центральная советская власть образование нового государственного устройства в России вынуждена была начать с переговоров с Башкирским правительством, стоявшим во главе башкирских войск. Соглашение от 20 марта 1919 г. об автономии башкир еще раз показало, что башкирская элита опять оказалась в числе первых, доверивших судьбу своей нации новому политическому строю России. Этим самым она доказала верность традициям своих предков, когда-то также доверивших судьбу своих родичей совместной жизни с русской нацией на общей государственной территории. Это было оказание доверия не только самому государству, но и образующему его русскому народу.
В этом контексте следует отметить, что крутые повороты истории, происходящие в жизни страны, не могли изменить природу взаимоотношений между башкирским и русским народами. Сосуществование этих двух народов оказалось устойчивым к различным катаклизмам, подвергшим тяжелым испытаниям устои государства, о чем свидетельствует сама история российской государственности и распад великой державы — Союза Советских Социалистических Республик. Надежным фундаментом совместного проживания на общей государственной территории является доверие между башкирским и русским народами. Истоки такого доверительного отношения между этими двумя народами определены самой историей, связавшей их единой судьбой евразийской цивилизации. Распад Советского Союза еще раз подтвердил необходимость тако-
го единения не только русского и башкирского народов, но и всех больших и малых этносов этого уникального этногеографического континента. Парад суверенитетов грозил развалить Россию, как это произошло в далеких XIV—XV вв. на этой великой территории. Крайне обостренная политическая и социально-экономическая обстановка нуждалась в новом подходе ко многим проблемам, требующим своего неотложного решения в духе современных задач. Лишь действенная поддержка федеральных властей со стороны регионов могла стать гарантом стабильности Российской Федерации, укрепить федеративные отношения в стране. В такой острый момент проявилась яркая личность первого президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова. Вскоре он выдвинулся в число ведущих федеральных политиков. Как дальновидный государственный деятель, его смелость и решительность в постановке назревших проблем и в их реализации были востребованы самой жизнью, архиответственным моментом для всей страны. Так, в очередной раз, на судьбоносном этапе Российского государства представители башкирской элиты стали причастными к сохранению единства многонациональной страны, к приобретению ею новых качеств.
В многовековой совместной жизни в составе России башкирский народ сохранил свое уважительное отношение к русскому народу, которое никогда не изменялось, на любом повороте истории умом и сердцем вместе пережили все то, что происходило в стране. Ему всегда было присуще чувство патриотизма, любовь к своей большой Родине, Отчизне. Башкирский народ всегда чувствовал себя органичным компонентом этой великой страны. Он не мог представить свою историю вне российской истории. В то же время может быть сама Россия и ее история была бы (хотя бы и чуть-чуть) другой без истории башкирского народа. В этом аспекте физическая и этногеографическая карты ее не могли бы составить единое целое как сегодня. Заки Валиди в вышеназванной книге писал, что раздробление централизованной территории на маломощные и мелкие государственные образования ведет к тупиковой ситуации в их самостоятельном развитии и не имеет перспектив в будущем. При создавшемся положении любая посторонняя сила может навязать им свою волю и распространить свое влияние на эти территории. Справедливость слов ученого нашла свое подтверждение через
много лет после распада Советского Союза, когда некоторые бывшие союзные республики оказались под угрозой потери своего государственного суверенитета в пользу «национальных интересов» посторонних сил, прежде всего в лице США. Такая же ситуация возникла после распада Золотой Орды, когда любая посторонняя сила могла навязать свою волю и распространить свою власть по всей территории проживания тюркских народов. Такой силе могла противостоять лишь мощная сила, объединенная в едином государстве. По утверждению Заки Валиди, в этот решающий момент в истории народов Евразии такая ответственная миссия выпала на долю России [3, с. 297]. Отмечая объединительную роль Руси для многочисленных кочевых народов, ученый отметил тот факт, что сила, которая взяла на себя эту историческую миссию, не была силой, пришедшей из-за морей или океанов, а была силой, вышедшей изнутри развалившегося к этому времени самого объединения. Она была взращена в процессе тесного взаимообщения народов степи и леса в течение несколько веков самой системой великой монголосферы. Таким образом, Московская Русь, будучи наследницей, имела все права на собирание остальных его членов под свое крыло, первым из которых, как мы видим, стал башкирский народ.
Вынужденное нахождение в течение нескольких веков под властью чужого этнического влияния не прошло для башкир бесследно. Многовековые традиции их постепенно утрачивали свою этническую самобытность. В результате духовное восприятие окружающего мира, а также духовнонравственная оценка происходящего со временем приняли двойственный характер по отношению к идиоэтническим национальным традициям. Происходило постепенное стирание граней между духовными ценностями двух народов в пользу традиционных ценностей господствующего этноса. Об этом свидетельствует тот факт, что в дошедшем до наших дней наследии башкирского народного творчества этого периода не только превалируют ногайские мотивы, но и достаточно заметное место занимают произведения, имеющие прямое отношении к ногайскому фольклору. Можно предположить, что духовная жизнь башкир во многом зависела от традиционного образа жизни в Ногайской Орде, где господствующее положение занимали ногайские бии и мурзы, считавшие себя полноправными хозяевами башкирских земель.
Вхождение башкирских племен в состав России положило конец ногайской духовной экспансии, возвратив башкирам вместе с их землей и духовную свободу, навеки раскрепостив их национальную жизнь. И с этой точки зрения в контексте истории духовного развития башкирского народа мы не можем не увязать ее с исторической миссией Руси, сыгравшей объединительную роль для тюркских народов Евразии.
Вместе с тем стоит отметить, что отличительной чертой чувства патриотизма, являющегося неотъемлемым компонентом этноменталитета башкир и доверительного отношения к русскому народу, была и остается устойчивость этого чувства, независимо от отношения к центральной власти. Секрет такого факта очень прост: башкиры убеждены в том, что они, как и русский народ, являются полноправными гражданами этой страны. Мировая история знает, как трудно доставалось звание гражданина своей страны, как трудно было стать им. А ведь чувство Родины обусловлено этим ценным статусом человека. Право на гражданство — это право чувствовать себя наравне со всеми полноправным членом этой страны. Мы все прекрасно помним, как гордо звучали совсем недавно слова «Я — гражданин Советского Союза». В этих словах была вся суть человека, его любовь, отношение к своей родной земле. В то же время без органичного соединения этой сущности с идущей из глубины души, ума и сердца духом величайшей ответственности она превращается в свою противоположность, в пустой звук. Поэтому и выступление Муртазы Губайдулловича на съезде ассамблеи народов Башкортостана порадовало нас своим высоким пафосом гражданского долга, дающего ему право смело поставить назревшие проблемы для всей страны и прогнозировать пути их позитивного решения.
Еще в 30-е гг. прошлого столетия народный поэт БАССР Мажит Гафури в своем стихотворении «Мин — ватансы» («Я — патриот своей Отчизны») видел ценность человеческой личности в ее безоговорочной готовности к исполнению своего долга перед своей страной, своим народом. Величие такой личности для него определялось востребованностью ее для своего времени. Народный поэт был горд тем, что он сам тоже из такой категории людей и готов навсегда оставаться таким, чувство патриота-гражданина не позволяет ему быть другим.
Созвучная духу данного произведения тема о гражданской ответственности человека перед своим народом, всей страной во весь голос через четверть века — в стихотворении Мустая Карима «Россиянмын» («Я — россиянин»). Это был не только знак преемственности поколений. Внутренний пафос этого произведения становится особо много значимым после распада Советского Союза. Поэт, будто бы заранее предвидя катаклизмы 90-х гг. прошлого века, искал ответ в истории народов Евразии и сделал вывод в пользу дружбы русского и башкирского народов. Поэтому слова «Я — россиянин» для слуха башкира — это напоминание о его ответственности и обязанностях перед всей страной, о его гражданских правах как равноправного гражданина своего государства. Отсюда все то, что происходит в стране, для него очень важно и ценно, для него небезразлично, что делается и происходит в центре, потому что его интересы не отделены от интересов всего общества. Поэтому можно понять, почему высказанные вслух мысли Президента республики привлекли к себе всеобщее внимание. Вопрос о региональном компоненте государственных образовательных стандартов (ГОС) получил широкий резонанс, надо полагать, не только у общественности нашей республики. Поднятые проблемы в выступлении Муртазы Гу-байдулловича имели общегосударственное значение и затрагивали интересы многонациональной культуры федерации. Исключение из ГОС-а регионального (национального) компонента равносильно запрету на изучение истории, культуры народов Российской Федерации в национальных школах и в высших учебных заведениях, вытеснению их родного языка из системы образования многонациональной страны.
Все это, несомненно, вызывает глубокое огорчение у общественности Республики Башкортостан, представлявшей многонациональное сообщество граждан Российской Федерации. Ныне в Республике Башкортостан функционируют 14 историко-культурных центров (филиалы Дома дружбы). Игнорирование федеральными органами значения и роли родного языка в духовном развитии своих граждан вызывает только удивление, и это трудно совместить с принципами цивилизованного устройства многонациональной жизни федеративного государства.
Всем нам известно, что одним из важных компонентов, определяющих национальную самобыт-
ность того или иного этноса, является его родной язык. Язык башкир также был главным инструментом, служившим самым эффективным средством в их консолидации в единое целое. Как все этнические языки, он прошел долгий и извилистый путь самопознания, совершенствуя и обогащая себя опытом родственных и неродственных этносов, и XII в. встретил с книгой «Киссаи Йософ» («Киссаи Юсуф»), автором которой был широко известный в мире тюркских народов Кул Гали из рода эйлинцев. Дозолото-ордынская история башкир этим и примечательна. Хотя башкиры в этот период не имели свою письменность на родном языке, но, как и другие тюркские народы, пользовались родственным общетюркским литературным языком.
Несомненно, исключение национального (регионального) компонента из программы образовательных учреждений страны в этом случае обозначило бы для башкир предание забвению всей своей прошлой истории как одного из исторических этносов этноевразийского континента. В таком случае объединительная роль России, когда-то сыгравшая знаковое значение на самом важном этапе сплочения народов Евразии, превратилась бы в свою противоположность. Политику, проводимую федеральными образовательными органами, период, когда мировое сообщество переживает острое противостояние различных государственных интересов не только в масштабе всего мира, но и внутри самой Евразии, в пределах ее бывшей территории (СССР), никак нельзя называть разумной и оптимальной. Она, бесспорно, нуждается в серьезной корректировке с учетом создавшейся ситуации в сфере национального вопроса, особенно на Европейском континенте.
В этом отношении очень уместны и убедительны слова Муртазы Губайдулловича, высказанные им на съезде ассамблеи: «Национальный компонент в воспитании — это неотъемлемое право каждого россиянина, это достояние страны, наш долг перед потомками» [2]. В контексте сказанного воспитание подрастающего поколения является всеобщей задачей для всей страны, при этом особая роль принадлежит родному языку народов России как могущему средству в формировании высокого гражданского долга у молодежи. Действительно, речь идет о духовном достоянии всей страны, о ее морально-нравственном фундаменте. Знание истории отдельно взятого народа, его национальной культуры — это
гражданский долг каждого представителя этого народа, вековая история которого практически пополняет всеобщую историю страны, является ее составной частью.
Отрицание значимости языков России со стороны федеральных органов России в воспитании молодого поколения многонациональной страны Президент Республики Башкортостан назвал близорукой и непрофессиональной позицией, отметив, что это фактически означает запрет на их преподавание в национальных школах и высших учебных заведениях. Фактически это серьезный шаг назад, расшатывание основ народного образования, построенного с учетом государственного устройства страны на принципах федерализма. Это отказ от достигнутого в этой сфере в годы советской власти.
В этом отношении сегодняшняя Республика Башкортостан может послужить убедительным примером дальновидного решения проблемы национальностей с учетом их этнических особенностей. В словах Муртазы Губайдулловича о том, что «В вопросах национальной, языковой, кадровой политики мы нашли верные решения, позволяющие каждому жителю Башкортостана развивать свою культуру, помнить традиции предков, гордиться их свершениями, ощущать, что это земля и есть его единственная, уникальная и неповторимая Родина» [2], в действительности заключена суть проводимой в республике национальной политики, созвучной концепции Евразии, ставшей в последнее время актуальной в научном мире.
Как известно, основополагающей идеей концепции Евразии является признание уникальности каждой национальной культуры и ее права на сохранение своей самобытности в условиях полиэтнического мира. Евразийцы не принимали евроцентристский подход к истории развития культур, утверждавший тезис о том, что прогресс культуры может исходить только из одного центра и таким центром является Европа (без ее Евразийской части, т.е. Восточной Европы). В противовес этому евразийцы обосновали свое знаменательное положение о полицентризме в историко-культурном развитии, выдвинув лозунги «Познай самого себя» и «Будь самим собой». Призывы к самопознанию, оставаться самим собой в понимании евразийцев неразрывно взаимосвязаны. Без самопознания, т.е. незнания своей истории, трудно сохранить свое лицо, и, на-
оборот, не оставаясь самим собой, невозможно познать себя, сохранить исконные свои традиции [4, с. 38—39]
По утверждению ученых, научная прозорливость, гражданская смелость евразийцев заключаются в том, что именно они нашли мужество громко заявить о позитивной роли Великой степи в образовании Российского государства. Именно они выступали за сохранение самобытности стиля жизни разнообразных евразийских народов. Понятие «евразийская культура» для них представлялась как букет разноцветных ярких цветов, в котором каждый цветок остается самим собой, сохранив свою прелесть. Но этого букета цветов, писали они, ни в Западной Европе, ни в Китае, ни в Японии, равно и в других частях света не найти. Потому что, его единственная родина — Евразия, т.е. Россия [4].
Евразийцы были убеждены в том, что глубинные основания русской культуры генетически связаны с тюркским этносом. Руководствуясь этим положением, один из убежденных евразийцев Л. Гумилев считал, что для России предпочтительно евразийское единство союзу с Западной Европой. Он утверждал, что «...если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» [4, с. 31].
И мы в выше процитированной фразе Президента РБ Муртазы Рахимова находим глубокую созвучность вышеупомянутым лозунгам евразийства, уверенность в том, что проводимая в республике национальная политика служит не только единению народов Башкортостана, но и всей России.
Несомненно, сохранение и развитие национальных культур является необходимым условием обеспечения жизнеспособности не только отдельно взятых этнических групп, но и всего сообщества людей на данной общей территории. Возрождение культуры — это возрождение нации, этноса, с конкретными традициями, опытом организации своей духовной жизни.
Евразийская цивилизация, как и европейская, является плодом многовекового развития культур разных этносов и народностей, государственных образований, рожденных и ушедших со сцены истории на просторах этих континентов. Преимущество евразийской цивилизации состоит лишь в том, что она сумела сохранить красоту букета из национальных культур, каждой цветок которого и сегодня самобытен по своей окраске. Когда мы
выступаем за единство России, прежде всего мы видим такую перспективу перед каждым ее народом, чему убедительным примером может служить духовная жизнь многонационального народа республики. Поэтому исключение из этой многокрасочной национальной жизни этносов любого ее компонента, особенно ее языка, внесло бы в эту гармонию сотрудничества национальных культур дискомфорт, становяшийся по истечению времени необратимой причиной заранее предугадываемой иной ситуации. В результате не только сфера образования, но и культурная жизнь нации во всех видах и формах проявления будут втянуты в процесс глобализации.
Проблема регионального компонента на деле далеко выходит за пределы проблемы родного языка. Это действительно весь комплекс проблем национального вопроса. В этом случае на первый план выходит ее правовая сторона. А это прежде всего открытое игнорирование статуса государственного языка, признанного наравне с русским и закрепленного Конституцией национально-государственных образований Российской Федерации. Наряду с этим предпринимаемая мера федеральными органами образования граничит с явным непризнанием гражданских прав населения этих территорий, вообще прав человека. Безусловно, правовая сторона проблемы не ограничивается только этим.
Есть и другая важная сторона проблемы регионального компонента, ее морально-этнический аспект, вызывающий, в свою очередь, эмоционально-психологические проблемы. Несомненно, чувство родного языка всегда тесно взаимодействует с национальным самосознанием, которое также всегда остро откликается на его самочувствие. Наряду с этим в глубинных пластах национального самосознания хранятся и духовные ценности, стоящие по своей значимости в одном ряду с родным языком. Утрата таких исконно национальных ценностей, воплотивших в себе этногенетические коды национального духа, для национального самосознания в любой ситуации рискованно тем, что это означало бы для него признание своей несостоятельности перед памятью своих предков, оставивших своим наследникам надежный рычаг самосохранения нации, ее национального достоинства и самобытности.
Таким бесценным национальным достоянием башкирского народа, как и его родной язык, является его традиционное музыкальное искус-
ство. Мастерство исполнительства на башкирских традиционных музыкальных инструментах считается высшим проявлением национального духа, особенно игра на курае. Этот инструмент незаменим в духовной жизни башкир. Традиционное музыкальное искусство, как и родное наречие, близко сердцу своего народа, повсюду сопровождает его, присутствует в каждом доме, в каждой семье, удовлетворяет духовные потребности каждого. И будет печально и несправедливо, если со ссылкой на региональный компонент башкирское традиционное музыкальное искусство окажется за пределами высшего образования.
В этом контексте подготовка специалистов по башкирскому традиционному музыкальному искусству имеет свое преимущество, которое представляет уникальное явление для многонациональной России. Место расположения столицы Башкортостана Уфы на стыке двух цивилизаций — Востока и Запада — было определено самой историей, и поэтому в отличие от своих соседей (Челябинск, Екатеринбург, Самара, Пермь и др.), являющихся также культурными центрами, ей отведена особая роль. Уфа, как и вышеназванные города, являясь хранителем многовековых устоев русской культуры, выступает центром взаимодействия и взаимообогащения культурных ценностей двух цивилизаций. Обучение башкирскому традиционному музыкальному искусству по федеральному госстандарту консерва-торного образования открывает большие возможности будущим специалистам в освоении достижений мировой культуры, овладении знаниями и навыками академического искусства. В этом отношении они имеют более широкий профиль по своей специальности и серьезное преимущество перед теми, кто получил образование по федеральному госстандарту без учета регионального (национального) компонента. Испытать на себе взаимодействие двух великих музыкальных традиций и стать их носителями в своей профессиональной деятельности, нам кажется, это неоценимое духовное богатство для музыканта, для его искусства. Уникальность музыкального вуза в Уфе заключается, прежде всего, в том, что, в отличие от других родственных вузов Российской Федерации, в этом учебном заведении имеется факультет, выпускники которого выходят из стен своего родного вуза носителями традиций двух великих музыкальных культур — Востока и Запада.
«Российская Федерация — это историческая колыбель десятков народов, для которых земля предков является священным достоянием, каждый из народов выстрадал и защитил свое право обустраивать свой край, знать и развивать свой язык, сохранить и обогащать свое культурное наследие» [2], — говорил Президент республики на съезде ассамблеи народов. Действительно, беспрекословное выполнение условий так называемой проблемы регионального компонента, заряженной психологией евроцентризма, внесло бы нарушение самобытности стиля жизни разнообразных евразийских народов. В таком случае о знании и развитии своего языка, сохранении и обогащении своего культурного наследия не только трудно было бы что-нибудь говорить, но и мечтать. Трудно было бы также представить культуру народов Российской Федерации как букет разноцветных ярких цветов, в котором каждый цветок остался бы самим собой, сохранив всю свою прелесть, присущую только ему одному. Действительно, в этом отношении Л. Гумилев был прав, утверждавший, что «.если Россия бу-
дет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» [4, с. 27].
Однако проводимая федеральными органами образования политика в части исключения регионального (национального) компонента госстандарта из программы учебных заведений РФ вызывает обоснованную тревогу. В случае его осуществления возникает большое сомнение в том, что сохранится ли букет разноцветных ярких цветов, представляющий многонациональную культуру России, являющийся евразийской державой. И тут же возникает обоснованный вопрос: сможет ли Россия оставаться до конца евразийской державой с присущей только ей, в отличие от Европы, своей евразийской культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкортостан. 2009, 12 июнь.
2. Республика Башкортостан. 2009, 12 июня.
3. Ахметзаки Валиди Туган. История башкир. История тюрков и татар. — Уфа, 1994.
4. ГумилевЛ.Н. Ритмы Евразии. — М.: Экопрос, 1993.
Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Башкортостан, принципы федерализма, этногеография, евразийство, евразийская культура, многоэтничная культура, региональный (национальный) компонент, Золотая Орда, Ногайская Орда.
Key words: the Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, federalism principles, ethnogeography, eurasianism, Eurasian culture, polyethnic culture, regional (national) component, the Golden Horde, the Nugai Horde.
Zinnur A. Nurgalin
PROBLEMS OF SAVING MANY-COLOURED EURASIAN CULTURE
Russia was initially created as a multiethnic state. Bashkir tribes’ incorporating with the Russian state marked the beginning of this historical process. The foundations of the present-day multiethnic Russia were laid. After the break-up of the Golden Horde it was the Russian state that united Eurasian peoples. During all stages of its development the Bashkir elite responded to the call of time. Those who affirm that it is impossible to imagine Russia without Bashkortostan as well as Bashkortostan without the Russian Federation are right.
In the process of centuries-old development of Russia as a Eurasian state its unique polyethnic culture emerged. In this context the measures taken by the federal education authorities regarding the regional (national) component of the state academic standard contradict historical principles of the Russian federal system.
We hope that a sensible approach to the entire history of the development of our state and its culture will help to preserve this important component of the national academic standard.