Научная статья на тему 'О подготовке инженеров-менеджеров для высокотехнологичных отраслей промышленности в МГТУ им. Н. Э. Баумана'

О подготовке инженеров-менеджеров для высокотехнологичных отраслей промышленности в МГТУ им. Н. Э. Баумана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке инженеров-менеджеров для высокотехнологичных отраслей промышленности в МГТУ им. Н. Э. Баумана»

В.К.Селюков

О ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА

Более десяти лет в МГТУ им. Н.Э.Баумана на созданном по инициативе ректора И.Б.Федорова факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» в экспериментальном порядке осуществляется подготовка инженеров-менеджеров, ориентированных на наукоемкие (высокотехнологичные) отрасли промышленности. Разработанные в университете концепции подготовки названных специалистов в значительной степени опираются на многолетний опыт по подготовке инженеров, менеджеров и инженеров-экономистов, накопленный в России и за рубежом.

Экономические преобразования в России начала 90-х годов, потепление международного политического климата привели к резкому сокращению государственного оборонного заказа, конверсии военного производства. Предприятия высокотехнологичных (наукоемких) отраслей (ракетостроение, авиация, космонавтика, ядерная энергетика, производство сложных радиоэлектронных и информационных систем и др.), научно-исследовательские институты и целые наукограды вынуждены заниматься коммерциализацией своей продукции, предпринимательской деятельностью в сфере высоких технологий, т.е. инженерным бизнесом. Они вынуждены самостоятельно учиться продвигать свои разработки на отечественный и зарубежный рынки, завоевывать заказчиков и инвесторов. В связи с этим существенно возросла роль экономических методов управления, как организацией в целом, так и отдельными ее подразделениями. Сфера управления, в соответствии со все шире распространяемой

СЛЬБ-концепцией, стала охватывать все стадии жизненного цикла наукоемких изделий, включая фундаментальные или поисковые исследования, НИОКР, производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию. Изучение и анализ рынков, борьба за потребителя стали играть определяющую роль в формировании основных направлений функционирования и развития предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

Возникла острая потребность в специалистах, способных хорошо разбираться в предмете высокотехнологичного бизнеса и грамотно и результативно вести его, руководить проектами по созданию наукоемких изделий, проектировать все стадии жизненного цикла таких изделий и управлять этими стадиями. Данные специалисты, с одной стороны, должны в полном объеме обладать знаниями и умениями менеджера, четко формулировать цели в бизнесе и добиваться их достижения. При этом им необходимо хорошо ориентироваться в сфере управления коллективами людей, составляющих в том числе и проектные группы, создающие наукоемкие изделия. Они должны уметь организовывать высокотехнологичное производство, осуществлять стратегическое и оперативное управление сложными промышленными системами, повышать эффективность этих систем современными методами экономики и менеджмента с использованием информационных технологий. Они также должны уметь глубоко анализировать отечественный и зарубежный рынки, обладать методологически подкрепленными знаниями выбора путей успешного продвижения наукоемких продуктов и высоких технологий на эти рынки.

С другой стороны, названные специалисты должны обладать глубокими инженерными знаниями. Дело в том, что при реализации управленческих функций им необходимо понимать (и даже чувствовать) качественные показатели производимых и реализуемых сложных машин и оборудования, наукоемких технологий. При этом они должны уметь разговаривать с каждым входящим в проектную группу специалистом на понятном ему языке: с инженерами - на языках графики, динамики, прочности, надежности, информатики, других специальных языках соответствующей отрасли; с экономистами - на языке экономики; с экологами - на языке экологии; с руководителями разного ранга - на языке управления и т.д. Такие менеджеры должны быть способны убедить потенциального покупателя или инвестора в высоком качестве предлагаемого наукоемкого товара, понимать, имеются ли у организации произ-

водственные и технологические возможности для создания изделий, требуемых рынком. Они должны уметь оценивать показатели технического уровня сложных машин и механизмов не только на языках техники и технологии, но и на экономическом, экологическом языках. Новая экономическая ситуация, сложившаяся в стране, потребовала специалистов новой формации, обладающих одновременно теоретическими знаниями и практическими навыками менеджера и инженера, т.е. инженеров-менеджеров. Кроме того, интернационализация бизнеса поставила перед этими специалистами дополнительные задачи: хорошее знание иностранных языков, основ внешнеэкономической деятельности.

В ходе проведения эксперимента по подготовке инженеров-менеджеров необходимо было определить:

1) в рамках каких образовательных программ (траекторий) целесообразно готовить инженеров-менеджеров;

2) каков рациональный срок подготовки требуемых специалистов;

3) какими должны быть содержание и объем инженерно-технологической подготовки менеджеров;

4) каково рациональное соотношение по объему часов блоков инженерно-технологических, управленческих и экономических дисциплин;

5) какова рациональная последовательность преподавания дисциплин при подготовке инженеров-менеджеров;

6) какими должны быть в вузе учебно-производственная база и кадровый педагогический потенциал для подготовки инженеров-менеджеров;

7) насколько узкой (или широкой) должна быть область специализации подготавливаемых инженеров-менеджеров.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана подготовка инженеров-менеджеров осуществляется по нескольким образовательным траекториям:

- в рамках второго высшего экономического образования для дипломированных инженеров;

- в рамках дополнительного образования для дипломированных инженеров (повышение квалификации и профессиональная переподготовка);

- путем существенного усиления блоков управленческих и экономических дисциплин в учебных планах подготовки инженеров (с выдачей диплома со специализацией «менеджер» по соответствующей инженерной специальности);

- путем интегрирования инженерной, управленческой и экономической подготовки в рамках единой образовательной программы основного высшего образования (с выдачей диплома по специальности «менеджмент», ориентированной на область высоких технологий).

Каждая из названных образовательных траекторий имеет свои достоинства и недостатки и применяется в зависимости от конкретных ситуаций. Так, первые два варианта подготовки инженеров-менеджеров относительно просты в реализации и обеспечивают специалистам полное инженерное и экономическое образование. Поэтому они наиболее распространены в России и за рубежом. Вместе с тем эти варианты, как правило, избыточны в объеме инженерной подготовки. Ведь менеджеры не будут непосредственными разработчиками технических средств и технологий. Данные варианты подготовки требуют семи-восьми лет обучения и поэтому дорогостоящи. Третий вариант предусматривает существенное увеличение количества и объема (до 1500-2000 часов) управленческих и экономических дисциплин в образовательных программах подготовки инженеров. Это, в свою очередь, ослабляет специальную инженерную подготовку выпускаемых инженеров. Четвертый вариант подготовки инженеров-менеджеров, по нашему мнению, наиболее рационален (оптимален в системе стоимость-качество). Требуемого специалиста можно подготовить всего за пять лет и шесть месяцев. Вместе с тем данный вариант достаточно сложен в реализации и поэтому мало распространен. Он предполагает более тонкую «настройку» учебных планов (прежде всего, блока инженерно-технологических дисциплин) на решаемые в бизнесе задачи.

Подготовка инженеров-менеджеров по последнему из названных вариантов осуществляется в МГГУ им. Н.Э.Баумана в рамках специальности 061100 «Менеджмент организации» по следующим специализациям:

- государственное регулирование экономических ресурсов;

- инновационный менеджмент;

- контроллинг организации;

- промышленная логистика;

- информационные технологии управления.

Все концепции такой подготовки заложены в учебные планы, разработанные на факультете «Инженерный бизнес и менеджмент».

Первая и главная задача, требующая решения при построении учебного плана, - это определение состава и объема дисциплин в инже-

нерно-технологическом блоке. Основой для ее решения стали разработанные на факультете требования к инженерам-менеджерам, которые в сфере своей деятельности прежде всего должны:

- хорошо ориентироваться в области применения и перспективах развития наукоемких изделий и высоких технологий;

- знать принципы функционирования, эксплуатации и утилизации, особенности сервисного обслуживания производимых и предлагаемых к реализации наукоемких изделий;

- профессионально разбираться в существующих и перспективных материалах и технологиях;

- понимать существо качественных показателей наукоемких изделий, хорошо представлять степень влияния этих показателей на выходные параметры изделий;

- уметь грамотно оценивать технический уровень сложных машин и механизмов, владеть языками графики, динамики, надежности и прочности, информатики и управления, другими специальными инженерными языками;

- знать конструктивные особенности наукоемких изделий, производимых предприятием и продвигаемых на рынки;

- знать состав, назначение и диапазон возможностей технологического оборудования, имеющегося на предприятии.

Эти требования существенно расширяют содержание модели подготовки специалиста-менеджера по специальности «Менеджмент организации».

Для обеспечения перечисленных требований к инженеру-менеджеру в состав инженерно-технологического блока учебного плана необходимо было включить дисциплины, составляющие полный цикл общеинженерной подготовки в техническом университете для инженерной специальности соответствующей отрасли, но в несколько меньшем объеме (около 1300 часов). Кроме того, в состав инженерно-технологического блока потребовалось включить и специальные инженерные дисциплины (объемом около 500 часов).

В качестве примера можно представить перечень основных инженерно-технологических дисциплин, включенных в учебный план подготовки менеджеров для одной из специализаций в области машиностроения.

В этот перечень входят дисциплины, составляющие общеинженерную и специальную инженерную подготовку:

- учебно-технологический практикум;

- инженерная графика;

- теоретическая механика;

- сопротивление материалов;

- технология конструкционных материалов;

- основы электротехники и электроники;

- технология машиностроения;

- основы проектирования машин;

- дизайн промышленных изделий;

- методы оценки технического уровня машин;

- основы расчета, конструирования и эксплуатации машин;

- сервис и утилизация машин и оборудования;

- оценка конкурентоспособности высокотехнологичных изделий.

Эксперимент показал, что в составе общеинженерного блока значительное место должны занимать дисциплины, связанные с изучением новых технологий и материалов. В составе дисциплин специального инженерного блока должны быть предметы, обеспечивающие изучение конструктивных особенностей наукоемких изделий, основ их проектирования, эксплуатации и утилизации.

В ходе эксперимента выявлены важные особенности программ инженерных дисциплин. Они, в частности, должны учитывать существенные различия в целевых функциях подготовки менеджеров и «чистых» инженеров. Инженеры-менеджеры, как уже отмечалось, не будут непосредственными разработчиками технических средств и технологий, у них совершенно другие задачи. И это обязательно должно учитываться в содержании инженерных дисциплин. Кроме того, необходимо учитывать различия в психологии и менталитете инженера-менеджера и инженера-разработчика. Рыночный подход должен как бы «пронизывать» все инженерные дисциплины.

Адаптация учебных программ инженерных дисциплин к проблемам подготовки инженеров-менеджеров оказалась одной из самых сложных задач. Этот процесс продолжается и в настоящее время. В результате проделанной работы удалось несколько уменьшить объем общеинженерных дисциплин (по сравнению с объемом аналогичных дисциплин на инженерных факультетах) без существенной потери качества подготовки менеджеров. В разрабатываемых учебных планах подготовки инженеров-менеджеров объем инженерно-технологи-ческих дисциплин составляет примерно 1800-1900 часов. При этом рациональное, по нашему

мнению, соотношение инженерно-технологических и экономико-управленческих предметов в блоках общепрофессиональных (ОПД) и специальных (СД) дисциплин, вместе взятых, составляет примерно 1 : 2. В результате в общем объеме дисциплин, определяющих профессиональную подготовку инженеров-менеджеров, примерно 35-40% составляют инженерно-технологические дисциплины, 25-30 - экономические дисциплины и 30-35% - управленческие дисциплины.

С целью поддержки (обеспечения необходимой теоретической базы) введенного блока инженерно-технологических дисциплин возникла необходимость в существенном усилении комплекса общих математических и естественно-научных дисциплин. В частности, эксперимент показал, что необходима физика (в объеме примерно 300 часов), химия (для некоторых специализаций), математика (в объеме около 1000 часов) и информатика (в объеме до 500 часов).

Для успешной деятельности менеджеров в условиях международных рынков возникла необходимость в существенном усилении языковой подготовки. Объем курса основного иностранного языка (английского) потребовалось увеличить до 900 часов. Потребовалось также ввести факультативное изучение второго иностранного языка (немецкого, французского или испанского) в объеме 450 часов и обязательное изучение дисциплины «Русский язык и культура речи».

Вторая важная задача, которая решалась при разработке концепции подготовки инженеров-менеджеров, - определение последовательности преподавания дисциплин. На факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» в порядке эксперимента отрабатывались два характерных подхода к решению этой задачи. Первый подход предусматривал опережающее изучение студентами математических, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин. Второй подход отличался от первого тем, что экономико-управленческие дисциплины преподавались раньше общеинженерных. Практика показала, что при подготовке инженеров-менеджеров опережающее изучение студентами математических, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин более целесообразно. Такая последовательность изучения позволяет более системно, опираясь на солидный образовательный фундамент, осваивать знания из области экономики, финансов и менеджмента. Кроме того, перестройка на изучение точных (инженерных) наук после освоения предметов гуманитарного характера вызывает у студентов значительные трудности.

Следует отметить: несмотря на усиление инженерной подготовки на младших курсах, удалось так составить учебный план, что Государственный образовательный стандарт бакалавров по направлению «Менеджмент» выполняется в первые четыре года. В эти же четыре года входит и вся общеинженерная подготовка, т.е. выпускаемый бакалавр также может работать в сфере высокотехнологичного бизнеса.

Организация учебного процесса при подготовке инженеров-менеджеров предусматривает поэтапную специализацию. Сегодня внедрены три этапа специализации.

Первый этап начинается буквально с первого курса и продолжается в течение четырех лет. Он включает базовую математическую, естественнонаучную и общепрофессиональную подготовку для одной из выбранных отраслей промышленности (машиностроения, приборостроения, информационных технологий), которая завершается курсовым проектом. На этом же этапе проводится технологическая практика студентов на ведущих предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности. В итоге, после четвертого курса, студентам может быть присвоена квалификация (степень) бакалавра по направлению «Менеджмент».

Второй этап специализации начинается на пятом курсе и продолжается до преддипломной практики. На этом этапе реализуется специальная подготовка по профилю выпускающих кафедр факультета «Инженерный бизнес и менеджмент». Кроме того, на пятом и шестом курсах преподаются специальные инженерные дисциплины. Они, в частности, позволяют будущим менеджерам изучить особенности конструкции и принципы эксплуатации наукоемких изделий, относящихся к сфере их предстоящей деятельности, например, ракетостроению, радиолокации, станкостроению и т.п. На этом же этапе проводятся вторая и третья производственные практики студентов, позволяющие им ознакомиться с реальной деятельностью инженеров-менеджеров.

Третий этап специализации осуществляется в ходе преддипломной практики и работы над дипломным проектом. На этом завершающем этапе студент может выбрать для своей будущей деятельности практически любую предметную область (в пределах отрасли, выбранной на втором этапе). Опыт работы факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» показывает, что значительная часть выпускников выполняют дипломные проекты на своих будущих рабочих местах.

Рассмотренный подход к организации учебного процесса позволяет выпускникам факультета иметь достаточно широкий выбор предметной области для своей деятельности (что существенно для трудоустройства и профессиональной мобильности) и, кроме того, позволяет значительно удешевить подготовку специалистов.

Ключевую роль в обеспечении фундаментальности подготовки инженеров-менеджеров играет преподавательский состав. Обучение в области гуманитарных, математических, естественнонаучных и инженерных дисциплин осуществляют кафедры университета. Эта подготовка по содержанию и объему часов соответствует принятому в МГТУ уровню, является традиционно высокой и не нуждается в особых комментариях. Обучение студентов в области экономики и менеджмента осуществляется на кафедрах факультета «Инженерный бизнес и менеджмент». Как показал эксперимент, сфера вероятной деятельности выпускников (высокотехнологичный бизнес) предъявляет свои особые требования к составу преподавательского корпуса. Наряду со специалистами по экономике и традиционному менеджменту потребовались специалисты по управлению проектами, инновациям, коммерциализации наукоемких продуктов и технологий, управлению организациями высокотехнологичных отраслей промышленности, специалисты по СЛЬБ-концепции и технологиям и др. Существенную роль в подготовке требуемых преподавательских кадров играет научно-педагогическая школа по экономике и организации производства, сложившаяся в МГТУ им. Н.Э.Баумана в середине прошлого века под руководством одного из ведущих экономистов, профессора И.М.Разумова (на базе этой школы в 1993 г. и был создан факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»). В настоящее время на факультете работают 40 докторов, профессоров и 110 кандидатов технических и экономических наук, активно действуют два докторских диссертационных совета по научным специальностям «Организация производства» и «Экономика и управление народным хозяйством». На факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» в настоящее время обучаются более 1 тыс. студентов и слушателей второго образования, а также более 100 аспирантов.

Исключительно важное значение в подготовке инженеров-менеджеров имеет учебно-производственная база. Проведенный эксперимент показал, что для организации занятий по таким предметам, как физика, химия, сопротивление материалов, учебно-технологический практикум, основы проектирования, основы расчета, конструирования и эксплуатации машин, другим инже-

нерным дисциплинам, нужна практически такая же учебно-лабораторная база, как и для подготовки обычных инженеров. Кроме того, особую роль играет имеющаяся у вуза база проведения производственных практик. Разработанный учебный план подготовки инженеров-менеджеров предусматривает четыре такие практики длительностью в один месяц каждая. Традиционные многолетние связи МГТУ им. Н.Э.Баумана с предприятиями и научно-исследовательскими институтами высокотехнологичных отраслей промышленности существенно облегчают решение этой задачи.

Практика показывает, что, несмотря на относительно недолгое существование факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» (всего десять лет), спрос на его выпускников большой и существенно превышает предложение. Об этом можно судить по поступающим ежегодно многочисленным заявкам на выпускников факультета со стороны различных организаций (в том числе и со стороны предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности).

Итог десятилетнего эксперимента по подготовке инженеров-менеджеров в нашем университете подвело Всероссийское совещание Министерства образования Российской Федерации «Инженерный бизнес и менеджмент», которое состоялось 23 и 24 апреля 2003 г. в МГТУ им. Н.Э.Баумана. На этом совещании результаты эксперимента были одобрены, разработанная концепция подготовки инженеров-менеджеров для высокотехнологичных отраслей промышленности поддержана и рекомендована для распространения в Российской Федерации. Совещание рекомендовало Министерству образования РФ открыть новую специальность «Менеджмент высоких технологий» с присвоением выпускникам квалификации «инженер-менеджер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.