Научная статья на тему 'Организационно-экономическое моделирование при решении задач управления хозяйственными единицами'

Организационно-экономическое моделирование при решении задач управления хозяйственными единицами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SYSTEM APPROACH / ECONOMICS / INDUSTRIAL ORGANIZATION / MANAGEMENT / CONTROLLING / INNOVATION / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MOLELLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Александр Иванович

Менеджмент создан в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. Ядро экономической теории инженерная экономика, прежде всего управление жизненным циклом изделия, контроллинг и организационно-экономическое моделирование. В статье продемонстрировано, как экономисты и менеджеры могут помочь коллективам разработчиков новшеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODELING OF THE CONTROL PROBLEMS OF ECONOMIC UNITS

The management was established in Bauman Moscow State Technical University. The core of the economic theory is engineering economics, above all product lifecycle management, controlling and organizational-economic modelling. The article illustrates how economists and managers can help teams to achieve innovation

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическое моделирование при решении задач управления хозяйственными единицами»

УДК 303.732.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЕДИНИЦАМИ

Орлов Александр Иванович д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, 105005, Москва,

2-я Бауманская ул., 5, prof-orlov@mail.т

Менеджмент создан в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.

Ядро экономической теории - инженерная экономика, прежде всего - управление жизненным циклом изделия, контроллинг и организационноэкономическое моделирование. В статье продемон стрировано, как экономисты и менеджеры могут помочь коллективам разработчиков новшеств

Ключевые слова: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА,

МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, ИННОВАЦИИ,

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Введение

Инновационная деятельность и ее организационно-экономическое обеспечение, особенно в сфере наукоемкой продукции и высокотехнологичных производств, находятся в центре внимания коллектива научноучебного комплекса (факультета) «Инженерный бизнес и менеджмент» старейшего (основан в 1830 г.) технического университета России - МГТУ им. Н.Э. Баумана. Коллектив научно-учебного комплекса занимается проблемами производственного менеджмента, т.е. экономики и организации производства, управления развитием крупномасштабных систем, менеджментом высоких технологий на наукоемких предприятиях и их объединениях. Назрела необходимость в объединении усилий подобных коллективов. Первый шаг - обмен информацией. В статье рассмотрен ряд направлений исследований нашего коллектива. Из многообразия проблем в этой области рассмотрим четыре сюжета:

UDC 303.732.4

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODELING OF THE CONTROL PROBLEMS OF ECONOMIC UNITS

Orlov Alexander Ivanovich

Dr.Sci.Econ., Dr.Scr.Tech., Cand.Phys-Math.Sci.,

professor

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

The management was established in Bauman Moscow State Technical University. The core of the economic theory is engineering economics, above all - product lifecycle management, controlling and organizational-economic modelling. The article illustrates how econ-- omists and managers can help teams to achieve innovation

Keywords: SYSTEM APPROACH, ECONOMICS, INDUSTRIAL ORGANIZATION, MANAGEMENT, CONTROLLING, INNOVATION, ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MOLELLING

1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском Техническом Училище (ныне - МГТУ им. Н.Э. Баумана).

2. Основное ядро современной экономической теории - это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика).

3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование.

4. Чем специалисты по экономике предприятия и производственному менеджменту могут помочь коллективам разработчиков новшеств?

Первые два сюжета посвящены нашему положению среди иных научных и учебных коллективов, следующие два - конкретным работам.

1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском Техническом Училище (ныне - МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Несколько слов о «месте рождения» менеджмента. Хорошо известно, что «школа научного управления» основана на «русской системе обучения ремеслам», разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время - ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выделению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в

быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников.

В 70-е годы XIX века получил международное признание и распространение в США, Германии, Австрии, Франции и Швеции «русский метод обучения ремеслам». Существо метода дополнялось четырьмя требованиями: минимальное время на изучение приемов работы; легкий контроль за последовательностью занятий; осмысленное систематическое усвоение приемов работы; легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника (в порядке возрастания сложности). Главное в системе

- пособия, дополняющие устные инструкции. Основные разработчики русского метода обучения ремеслам - Д.К. Советкин, А.П. Платонов.

Метод был хорошо известен в США. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться» [1]. Поэтому нет никаких сомнений в том, что «русский метод обучения ремеслам» был усвоен и широко применялся американскими и западноевропейскими инженерами и менеджерами конца XIX - начала ХХ веков.

Легко видеть, что «русский метод обучения ремеслам» содержит в себе все основные идеи «научной школы менеджмента», которую обычно относят к началу ХХ в. На самом же деле место и время рождения современного менеджмента - Москва, 60-70-е годы XIX в.

Однако в литературе по менеджменту, внедренной в России конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда, француза А. Файоля и др. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым. Традиционной стала ситуа-

ция, когда новшества разрабатываются в нашей стране, усваиваются за рубежом, а затем как западные достижения пропагандируются в России. Одним из сравнительно недавних примеров являются стандарты ИСО серии 9000 по менеджменту качества, появившиеся в 1987 г., которые являются аналогом «комплексных систем управления качеством продукции», разработанных в нашей стране еще в 50-е годы.

Итак, геополитические конкуренты нашей страны считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия - догоняющей стороной, вопреки исторической правде. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике не рассматривается как новый этап менеджмента теория активных систем, созданная «незримым коллективом» на базе Института проблем управления РАН, или отечественные разработки по перспективному научно-практическому направлению, известному как контроллинг (за исключением написанного нами учебника по менеджменту [2]).

Мы не считаем возможным разделять менеджмент организации и управление государственными и муниципальными структурами. Согласно англо-русскому словарю, manage - заведовать, руководить, management -управление, manager - заведующий, правитель. В нашем учебнике по менеджменту [2] в качестве примеров эффективных (успешных) менеджеров рассматриваются полководцы (А.В. Суворов), руководители государства (И.В. Сталин). В любой крупномасштабной системе (на крупном предприятии, в интегрированной производственно-корпоративной структуре, в регионе, стране, на Земле в целом) задачи, модели, методы управления

имеют гораздо больше общего, чем различного. Разделение в отечественной образовательной системе единой специальности «менеджмент» на две

- «менеджмент организации» и «управление государственными и муниципальными структурами» вызвано конъюнктурными причинами и не должно мешать развитию, преподаванию и внедрению современных методов управления (менеджмента).

2. Основное ядро современной экономической теории - экономика предприятия (инженерная экономика)

Итак, наука об управлении «родилась» около 140 лет назад в МГТУ им. Н.Э. Баумана (тогда ИМТУ). Важные вехи дальнейшего развития таковы [3, 4]:

- 1929 г. - создание самостоятельной кафедры «Экономика и организация производства»,

- 1993 г. - организация на ее основе факультета (ныне - научноучебного комплекса) «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Сфера деятельности факультета - промышленный менеджмент и управление производством. В соответствии с потребностями практики в 2005 г. введена новая учебная специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий», относящаяся к тогда же введенному направлению подготовки 220700 «Организация и управление наукоемкими производствами», предназначенному для обеспечения инженерами-менеджерами высокотехнологичных предприятий.

Специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий» - техническая, а не экономическая (входит в сферу ответственности УМО вузов по университетскому политехническому образованию). Это не случайно. Это отражает ее противостояние экономическим учебным специальностям

по экономике и управлению, культивируемым, в частности, в ГУ-ВШЭ и ГУУ.

Мы полагаем, что экономическую теорию надо избавить от явно выраженного крена в сторону хрематистики (по Аристотелю). Экономика -это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Основное ядро современной экономической теории - это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика [5]). Термин «инженерная экономика» представляется нам более адекватным, чем «экономика предприятия», особенно при рассмотрении задач управления развитием крупномасштабных систем. Рассмотрение экономических вопросов должно быть подчинено инженерной деятельности, организации производства. А производство должно работать ради удовлетворения потребностей общества. Прибыль - один из возможных инструментов управления, а не цель работы предприятия, тем более системообразующих крупномасштабных систем. Целесообразность применения «рыночных методов» для управления такими системами сомнительна.

Повторим, преподавание менеджмента должно начинаться с «русской системы обучения ремеслам». А современный этап развития организационно-экономической науки - это менеджмент высоких технологий, организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг, организационно-экономическое моделирование, теория активных систем и другие направления работ, ведущихся в МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИПУ РАН и иных научных центрах.

Распространенная в настоящее время «экономикс», посвященная пропаганде «рыночных отношений» как наиболее совершенных и преподаваемая в ряде вузов под неадекватным именем «экономическая теория», не соответствует потребностям организации производства и управления крупномасштабными системами. Она мешает принимать адекватные

управленческие решения по управлению крупномасштабными системами, в том числе на государственном уровне.

Третьему тысячелетию нужна новая организационно-экономическая теория. Именно так - менеджмент (или, если привычнее, теория управления людьми) и экономика вместе. Рабочее название этой теории (развиваемой прежде всего в Научно-образовательном центре «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана) - неформальная информационная экономика будущего.

Термин «неформальная» подчеркивает независимость экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур. Термин «информационная» отражает все возрастающую роль информационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать революционный «переход количества в качество». Термин «экономика» означает, что изучается организационно-экономическая сторона деятельности общества. Термин «будущего» подчеркивает ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем, что предполагает преобразование ныне действующих хозяйственных систем и производственных отношений. Основные предшественники неформальной информационной экономики будущего - В.М. Глушков (ОГАС) и Ст. Бир (система Киберсин). Современные информационные технологии и разработанные в XXI веке методы организационноэкономического моделирования и теории принятия решений позволяют адекватно реализовать их идеи.

В последних работах мы стали использовать термин «солидарная информационная экономика».

3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование

В работах факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана выделим три направления (есть и другие) и кратко расскажем о них.

3.1. Организация и управление жизненным циклом продукции

Современный период мирового производственного и экономического развития всей популяции хозяйствующих субъектов отличается значительным ужесточением конкурентной борьбы. Сложившиеся условия отрицательно сказываются на конкурентоспособности и устойчивости функционирования отечественных высокотехнологичных предприятий. Принципиальное значение приобретают в современных условиях не только вопросы освоения современных рыночно-ориентированных методов планирования (в том числе стратегического), управления, организации и контроля производственно-хозяйственной и экономической деятельности. Но и разработка новых логистикоориентированных концепций, подходов, методологий к стратегическому анализу и управлению организационноэкономической устойчивостью предприятий и их объединений (а точнее -интегрированных производственно-корпоративных структур) в условиях риска и неопределенности.

В России начала XXI века высокотехнологичный комплекс, в котором сосредоточены почти все наукоемкие производства, находится в более тяжелом положении, чем иная промышленность. С одной стороны, предприятия этого комплекса должны быть готовы выполнить государственный заказ, держать для этого мощности и ресурсы в «горячем резерве». С другой стороны, реальные объемы государственного заказа резко сократи-

лись, финансирование поступает нерегулярно. Поэтому предприятия высокотехнологичного комплекса вынуждены работать на рынок. Но не могут это делать на равных с гражданской промышленностью, поскольку отягощены необходимостью быть готовыми к выполнению госзаказа. В терминах теории оптимизации: для предприятий высокотехнологичного комплекса к критерию максимизации прибыли добавляется ограничение по поддержанию «горячего резерва» для выполнения госзаказа. Поэтому для руководителей предприятий этого комплекса важна не столько сиюминутная прибыль, сколько обеспечение организационно-экономической устойчивости своих предприятий в условиях неопределенности и риска, порожденных меняющейся внешней средой. Один из оправдавших себя вариантов решения этой проблемы - создание интегрированных производственно-корпоративных структур.

Современное неудовлетворительное состояние наукоемких промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса России требует развития новых нетривиальных подходов к организации производства и всей их хозяйственной деятельности. Резкое снижение государственного заказа сочетается с постоянным усилением конкурентной борьбы с западными производителями специальной техники.

Для обеспечения соответствия отечественного высокотехнологичного комплекса современному уровню рыночных отношений требуется коренная реструктуризация, переориентация и наладка производственнохозяйственного механизма и системы управления предприятиями на стратегическом уровне. Повышение степени риска заставляет принимать стратегические решения вне циклов планирования. Несомненны актуальность и практическая значимость развития новых методологий, концепций, теоретических основ и организационно-экономических методов стратегического управления деятельностью наукоемких предприятий высокотехно-

логичного комплекса в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся инфраструктуры.

Научные исследования в области экономики, организации и управления промышленным производством ведутся в МГТУ им. Н.Э.Баумана уже полтора века. Однако развитие научно-технического прогресса ставит перед инженерами и экономистами новые задачи. Не только промышленность должна быть инновационной, но и образование. Как уже отмечалось, в 2005 г. введена новая инновационная учебная специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий». Для новой специальности понадобились новые учебники, основанные на последних научнотехнических разработках, подкрепленных практическим опытом. Но сначала эти разработки должны быть проанализированы, сведены в систему и представлены в виде единой теории, нацеленной на непосредственное применение при решении практических задач, стоящих перед современной промышленностью и другими крупномасштабными системами.

Полученные результаты представлены в ряде научных монографий и учебников [6-8], отражающих подходы и результаты научной работы МГТУ им. Н.Э.Баумана по экономике и организации производства. Они посвящены проблемам организации, экономики, управления, проектирования, эффективности, устойчивости применительно к новой форме организации современного промышленного производства - интегрированным производственно-корпоративным структурам как одной из разновидностей крупномасштабных систем. Появление этой новой формы связано со столь сильным развитием горизонтальных и вертикальных связей между предприятиями, что при обсуждении вопросов организации производства, экономики и управления нельзя оставаться в рамках одного предприятия, необходимо рассматривать более сложные образования - интегрированные производственно-корпоративные структуры.

3.2. Контроллинг

В современных условиях эффективное функционирование инновационных предприятий и организаций возможно лишь при адекватном использовании различных форм и методов организационноэкономического обеспечения их деятельности. Все большее распространение приобретает концепция контроллинга. Согласно одному из определений контроллинг - это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, крупномасштабной системой).

Работы по развитию и внедрению методов контроллинга в России координирует Объединение Контроллеров. В частности, с 2002 г. выходит ежеквартальный журнал «Контроллинг». В курс «Экономика предприятия» для студентов технических специальностей включен раздел по контроллингу, признанному необходимым не только для будущих экономистов и менеджеров, но и для инженеров различных специальностей.

Разработки отечественной научной школы в области контроллинга отражены в ряде монографий и учебников [9-11].

Общеизвестна роль экономико-математических и, в частности, статистических методов в деле обеспечения эффективного функционирования предприятий и организаций. В России развитием высоких статистических технологий занимается Российская ассоциация статистических методов. Экономико-математические и эконометрические методы играют важную роль в контроллинге. В МГТУ им. Н.Э.Баумана действует научноисследовательская лаборатория экономико-математических методов в контроллинге в составе Научно-образовательного центра «Контроллинг и управленческие инновации».

3.3. Организационно-экономическое моделирование

Целью исследований в этой области является разработка концепции, методологии и теоретических основ создания, изучения и применения системы организационно-экономических методов, позволяющих повысить эффективность процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями (корпорациями, холдингами, альянсами, интегрированными производственно-корпоративными структурами и т.п.).

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

Выработать концепцию и методологию разработки организационноэкономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями. В частности, на основе классификации организационно-экономических методов и моделей управления производственными системами разработать систему инструментальных средств организационно-экономического моделирования, опирающуюся на современную методологию организационно-экономического моделирования.

Другими словами, необходимо было развить методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями, а именно, проанализировать теоретические инструменты организационно-экономического моделирования, дать классификации организационно-экономических методов и моделей, разработать методологию организационно-экономического моделирования и теоретические основы системы инструментальных средств, включающих вероятностно-статистические модели и методы анализа данных, экспертные технологии разработки управленческих решений, нечеткие и интервальные модели, рассматриваемые с точки зрения их применения для повышения эффективности процессов управления промышленными

предприятиями и их объединениями. В частности, следовало разработать концепцию нечисловых экономических величин и моделей, теорию построения рейтингов, вопросы использования индекса инфляции при анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Провести организационно-экономическое моделирование процессов стратегического управления промышленными предприятиями, в частности, разработать новые технологии социально-экономического прогнозирования и дать рекомендации по их реализации, проанализировать проблемы горизонта планирования, целеполагания и дать характеризацию моделей с дисконтированием, рассмотреть организационноэкономическое моделирование при проектировании интегрированных производственно-корпоративных структур.

Дать системный анализ организационно-экономических моделей, предназначенных для использования в условиях неопределенности и риска, в частности, предложить классификации рисков, разработать методы системной оценки и анализа рисков, в том числе аддитивномультипликативную модель расчета рисков, проанализировать методологические проблемы построения моделей управления рисками.

Разработать организационно-экономические методы и модели в функциональных областях деятельности промышленных предприятий и их объединений, в том числе при решении задач информационноаналитической поддержки процессов принятия решений при управлении промышленными предприятиями, в инновационном, инвестиционном и экологическом менеджменте, при выявлении предпочтений потребителей промышленной продукции и при управления материальными ресурсами промышленного предприятия, развить новые статистические методы и модели управления качеством.

Решению сформулированных задач посвящены научные монографии и статьи, основанные на них учебники [12-14]. Исследования по организационно-экономическому моделированию координирует Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Организационно-экономическое моделирование (ОЭМ) - научная, практическая и учебная дисциплина, посвященная разработке, изучению и применению математических и статистических методов и моделей в экономике и управлении народным хозяйством, прежде всего промышленными предприятиями и их объединениями. Термин «экономикоматематические методы и модели» (ЭММиМ) имеет близкое содержание. Отличаются эти термины акцентами. ОЭМ нацелено на решение задач организации (управления, менеджмента) и экономики с помощью моделирования. В ЭММиМ сильна математическая составляющая, не связанная непосредственно с проблемами реального мира.

При стратегическом планировании на российских предприятиях, особенно на уровне интегрированных производственно-корпоративных структур крупномасштабных систем, должны использоваться современные методы организационно-экономического моделирования, основанные на интенсивном использовании математических и статистических методов. Рассмотрим основные подходы к преподаванию дисциплины «Организационно-экономическое моделирование» кафедрой «Экономика и организация производства» научно-учебного комплекса «Инженерный бизнес и менеджмент» (НУК ИБМ) МГТУ им. Н. Э. Баумана [15].

Развитие научно-технического прогресса предъявляет все большие требования к современным инженерам, управленцам и экономистам. В специалистах такого уровня особо остро нуждаются высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Как уже отмечалось,

для их подготовки в 2005 г. разработана новая специальность «Менеджмент высоких технологий» [7].

Для повышения эффективности управления промышленными предприятиями и интегрированными производственно-корпоративными структурами необходимо применять современные организационноэкономические методы и модели. В соответствии с этим в программу обучения по специальности «Менеджмент высоких технологий» и была введена дисциплина ОЭМ.

Изучаемые методы признаны вооружить будущих специалистов, т.е. инженеров-менеджеров -выпускников нашего Университета, современным статистическим и математическим инструментарием, необходимым для будущих специалистов, с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

В данной дисциплине изучаются методы разработки и принятия управленческих решений. Большая часть курса посвящена выборочным исследованиям. Рассматриваются примеры применения случайных выборок при оценивании функции спроса и изучении предложения потребителей, а также в связи с контролем качества продукции и экологической обстановки. Обсуждается применение статистики нечисловых данных в теории и практике экспертных оценок. Рассматриваются оптимальные методы в экономике и управлении на примере управления запасами. Для целей прогнозирования изучается линейный регрессионный анализ, который рассматривается в основном на примере восстановления линейной зависимости между двумя переменными. Ежегодно в качестве лабораторной работы студенты собирают информацию о ценах для последующего расчета индексов инфляции. Разработаны учебники и учебные пособия по организационно-экономическому моделированию (см. [2, 7, 12-14] и др.).

В рамках НУКа ИБМ ведутся теоретические исследования и прикладные разработки в области организационно-экономического моделирования, прежде всего в Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге. Основные места публикаций - журналы «Контроллинг» и «Заводская лаборатория».

В качестве примера одного из направлений работ Лаборатории рассмотрим исследование проблемы устойчивости в моделях и методах разработки стратегии предприятия [16].

Процессы стратегического планирования на промышленных предприятиях реализуются в реальных ситуациях с достаточно высоким уровнем неопределенности. Велика роль нечисловой информации как на «входе», так и на «выходе» процесса принятия управленческого решения. Неопределенность и нечисловая природа управленческой информации должны быть отражены при анализе устойчивости экономикоматематических методов и моделей.

Для обоснованного практического применения математические модели процессов управления промышленными предприятиями и основанных на них экономико-математических методов должна быть изучена их устойчивость по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей. Возможные применения результатов подобного исследования:

- заказчик научно-исследовательской работы получает представление о точности предлагаемого решения;

- удается выбрать из многих моделей наиболее адекватную;

- по известной точности определения отдельных параметров модели удается указать необходимую точность нахождения остальных параметров;

- переход к случаю «общего положения» позволяет получать более сильные с математической точки зрения результаты.

Следовательно, необходима разработка и развитие теоретических основ и методологии обоснования, выбора и создания новых математических методов и моделей, направленных на рационализацию и оптимизацию управления экономической составляющей производственнохозяйственной деятельности промышленных предприятий на основе изучения их устойчивости по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей.

Реализованную нами исследовательскую программу целесообразно разбить на шесть направлений, посвященных решению следующих задач:

1. Развить методологию разработки математических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями, интегрированными производственно-корпоративными структурами, крупномасштабными системами, разработать общий подход к изучению устойчивости (общую схему устойчивости) таких моделей и методов и выделить частные постановки проблем устойчивости, в том числе устойчивость к изменению данных, их объемов и распределений, по отношению к временным характеристикам. Один из подходов к построению устойчивых методов и моделей - моделирование с помощью нечисловых объектов.

2. Разработать непараметрические (устойчивые к изменению распределения) статистические методы для решения конкретных задач управления промышленными предприятиями - для оценки характеристик, прогнозирования, сегментации рынка и др.

3. Установить связи между различными видами объектов нечисловой природы, построить вероятностные модели их порождения. На основе расстояний (показателей различия, мер близости) и задач оптимизации

развить статистическую теорию в пространствах общей природы, Разработать методы моделирования конкретных нечисловых объектов.

4. Разработать асимптотическую статистику интервальных данных на основе понятий нотны и рационального объема выборки, развить интервальные аналоги основных областей прикладной статистики.

5. На основе концепции устойчивости по отношению к временным характеристикам (моменту начала реализации проекта, горизонту планирования) провести экономико-математическое моделирование ряда процессов стратегического управления промышленными предприятиями: обосновать применение асимптотически оптимальных планов, дать характеризацию моделей с дисконтированием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Разработать устойчивые экономико-математические методы и модели процессов управления экономикой в функциональных областях производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, в частности, при использовании экспертных методов, в инновационном и инвестиционном менеджменте, при управлении качеством промышленной продукции, при выявлении предпочтений потребителей, при управлении материальными ресурсами предприятия.

Другое направление работ лаборатории - прогнозирование как одна из функций управления промышленными предприятиями.

На современном этапе к системе управления промышленными предприятиями предъявляются всё новые требования. В частности, необходима разработка эффективных систем прогнозирования для нужд управления промышленными предприятиями.

Основные функции управления были сформулированы еще Анри Файолем: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать» [2]. Результаты прогнозирования необходимы для планирования [2].

Прогнозирование, как функция управления промышленными предприятиями, в настоящее время недостаточно используется. Есть ряд нерешенных проблем [17].

1. Часто используются устаревшие методы, не соответствующие современным требованиям.

2. Прогнозируются лишь отдельные характеристики (показатели) промышленных предприятий. В то время как решение проблемы прогнозирования заключается в рассмотрении предприятия как единой системы.

3. Предприятие в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности сталкивается с проблемой учета инфляции. Существуют два способа учета инфляции - обратиться к внешним источникам или рассчитать самостоятельно. Последнее предполагает разработку организационноэкономического моделирования инфляции.

Как правило, выделяют два вида прогнозирования - поисковое (экс-плораторное, эксплоративное) и нормированное (нормативное). Основываясь на идеях метода ЖОК [12, гл.6; 14], вводим еще один - вариативный, отвечающий на вопрос: какие будут изменения при варьировании управляющими факторами.

В большинстве случаев распределение погрешностей измерений отличается от нормального [13]. Следовательно, необходимо разрабатывать методы, не требующие знания закона распределения наблюдаемой случайной величины, т.е. непараметрические. В рамках непараметрической вероятностно-статистической модели получено асимптотическое распределение точки пересечения, уровня качества и временного лага двух регрессионных линейных зависимостей. На основе метода линеаризации найдены асимптотические дисперсии и доверительные интервалы для рассматриваемых характеристик.

Внедрение методов прогнозирования целесообразно осуществлять в духе системы «Шесть сигм». Эта система может быть использована не только для повышения качества продукции и услуг. Она решает задачи совершенствования бизнеса, в том числе организации внедрения современных организационно-экономических методов и моделей.

4. Чем специалисты по экономике предприятия и производственному менеджменту могут помочь коллективам разработчиков новшеств?

Траектория инновационного проекта имеет три характерные точки: заявка со стороны разработчиков новшества, принятие решения о финансировании проекта, окончание внедрения проекта. Обсудим переход от заявки к решению о финансировании. Второй переход принципиальных сложностей не вызывает, поскольку методы управления проектами хорошо разработаны. Предлагаем развернутую классификацию типовых этапов развития инновационного проекта.

Начальный этап 1 инновационного проекта - формирование идеи, которая ляжет в его основу. Рождение идеи - это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи обычно не предполагает.

Этап 2 «Оформление интеллектуальной собственности» состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть как физические, так и юридические лица. По мере движения по тра-

ектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договора по оформлению интеллектуальной собственности.

Этап 3 «Защита интеллектуальной собственности» состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.

Этап 4 «НИР по тематике инновационного проекта» Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этапа 4 отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в Интернете.

Этап 5. Разработка ««-модели» Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому выделяем этап 5, на котором осуществляет переход от «слов» к «железу». Основным итогом этапа 5, который во многих случаях естественным образом вытекает из этапа 4, является т.н. <ш-модель» - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям. Речь идет об опытном образце изделия, который демонстрирует возможности будущего серийного изделия. Естественно, он подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых характеристиках доступна потенциальным покупателям. Достаточно часто этап 5 растянут во времени.

Этап 6. Маркетинговые исследования. Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках, адресованных потенциальным покупателям. Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо.

Необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждения характеристик потенциальных потребителей также ведутся, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После этапа 5 наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым исследованиям.

Этап 7. Оценка эффективности. Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки на коммерциализацию инновационного проекта, то следующим этапом является оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный план, производственный план, финансовый план и др. Должны быть оценены различные характеристики экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов. В бизнес-план включают результаты маркетинговых исследований, оценку и методы управления рисками при реализации проекта. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты.

Этап 8. Экспертиза. На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эф-

фективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания.

Этап 9. Интернет-аукцион. В результате Интернет-аукциона может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инновационного проекта. Интернет-аукцион, как и экспертиза, может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла - от оформления прав на интеллектуальную собственность до внедрения результатов. К заказчикам и инвесторам целесообразно обращаться с бизнес-планом, используя современные информационные технологии проведения Интернет-аукционов. Подчеркнем ведущую роль «электронных» экономических связей субъектов инновационной деятельности, необходимость развития информационной культуры и цифровой культуры, роль мощного центрального игрока, обеспечивающего использование систем электронной коммерции и средств организационно-технологического обеспечения.

Этап 10. Подготовка к внедрению - ОКР и модель Ь. Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта - опытноконструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. Этап завершается подготовкой т.н. «^-модели» -устройства, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. Технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после проведения Интернет-аукциона и получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со

стороны коллектива разработчиков первоначальной идеи. Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков первоначальной идеи действует в составе научно-производственного объединения, то этап 9 может быть проведен силами «материнского» НПО.

Этап 11. Внедрение и выход на рынок. Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой конец инновационной составляющей проекта и переход к типовой ситуации производства продукции в современных условиях.

Этап 12. Контроль после внедрения. Однако коллектив разработчиков должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должна быть закреплена в договорах, заключенных по итогам Интернет-аукциона.

Этап 13. Оценка эффективности реализации проекта. Очевидно, должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные последствия реализации проекта - социальные, технологические, экологические, экономические, политические В частности, для инвесторов представляет интерес (дисконтированный) срок окупаемости.

Судя по опыту МГТУ им. Н.Э.Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научнотехнических проблемах новшеств. Остаются неизученными предпочтения потребителей, сопоставление с разработками конкурентов является отрывочным, прогнозирование научно-технического прогресса и соответствующих изменений рынка не проводится. В результате отсутствуют как представление об объеме будущих продаж предлагаемого к реализации новшества, так и обоснование цены. Не анализируется структура потенциальных потребителей и функция спроса. Маркетинговые исследования не

относятся к сфере деятельности коллективов разработчиков конкретных новшеств и должны проводиться профессионалами-маркетологами, естественно, в сотрудничестве со специалистами в конкретной научнотехнической области.

Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки, то следующим этапом является подготовка бизнес-плана, в котором, в частности, должен быть оценены различные характеристики общего экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов - социальные, экологические, технологические ... Практика показывает, что коллективы, занимающиеся научно-технической стороной заявки, не в состоянии самостоятельно разработать полноценный бизнес-план, поскольку такая деятельность не входит в круг их профессиональных занятий.

На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Организовывать и проводить такие процедуры должны профессионалы в области теории и практики экспертных оценок.

Итак, для успешного осуществления инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, предлагающих заявки к рассмотрению, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура (организация), занимающаяся организационно-экономическим обеспечением. А именно, маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий [18-20].

Работы по организационно-экономическому моделированию инновационных процессов наш научный коллектив ведет в тесном взаимодействии с другими идейно близкими коллективами, с академическими институтами (Институт проблем управления, Центральный экономикоматематический институт, Институт системного анализа, Вычислительный центр РАН и др.), вузами (МФТИ, МАИ, МГТУ «СТАНКИН», МГТУ ГА, МГУ им. М.В. Ломоносова, КубГАУ и др.), организациями и предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

Литература

1. Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 464 с.

2. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 475 с.

3. Фалько С.Г. Экономика и организация производства: к 80-летнему юбилею кафедры ИБМ-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 288 с.

4. Фалько С. Г. Эволюция концепций управления предприятиями промышленности. - М.: ЦЭМИ РАН, 2007. 50 с.

5. Кочетов В.В., Колобов А. А., Омельченко И.Н. Инженерная экономика / Под ред. А. А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. 668 с.

6. Проектирование интегрированных производственно- корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н.Анисимов, А.А.Колобов, И.Н.Омельченко, А.И.Орлов, А.М. Иванилова, С.В. Краснов; Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.

7. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Экзамен, 2008. 621 с.

8. Бром А.Е., Колобов А. А., Омельченко И.Н. Методология, методы и модели организационно-логистической системы управления жизненным циклом наукоемкой продукции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 280 с.

9. Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.

10. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 256 с.

11. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

12. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 4-е, дополн. и перераб.. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 572 с.

13. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. -671 с.

14. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. 576 с.

15. Орлов А.И., Куликова С.Ю., Муравьева В.С. Организационноэкономическое моделирование в контроллинге / Контроллинг. 2009. № 5 (33). С. 42-47.

16. Орлов А.И. Устойчивые математические методы и модели / Заводская лаборатория. 2010. Т.76. № 3. С.59-67.

17. Муравьева В.С., Орлов А.И. Организационно-экономические проблемы прогнозирования на промышленном предприятии / Управление большими системами. Выпуск 17. М.: ИПУ РАН, 2007. С.143-158.

18. Орлов А.И. Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности / Инновационное развитие экономики: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. С. 181184.

19. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование инновационных процессов / Управление инновациями - 2006. Материалы международной научнопрактической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. С.41-44.

20. Орлов А. И. Инновационная деятельность: организационно-

экономическое обеспечение и Интернет-аукционы / Проблемы информационной экономики. Выпуск VII. Стратегия инновационного развития российской экономики: Сб. научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. С.325-345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.