ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
УДК 65.01(045)
Ю.А Мокрушин., В.И. Некрасов
О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
Рассматривается необходимость технологических знаний для работы менеджеров в условиях рыночной среды. Анализируется подготовка менеджеров в ведущих вузах России.
Ключевые слова: технология, обучение, знания, профессионализм.
В реальных условиях при решении сложных производственных вопросов использования новых технологических методов обработки (оказания услуг), при разработке бизнес-планов бывает необходимо выбрать из нескольких, а иногда и из сотен вариантов один, обеспечивающий для конкретных условий необходимые технико-экономические показатели: высокое качество, минимальные затраты на производство, максимальную прибыль и т.д. Эти вопросы могут решить только специалисты высокой квалификации, имеющие широкий круг знаний. Они часто бывают в затруднении при принятии окончательного решения. И здесь последнее слово - за расчетами экономической целесообразности.
Для того чтобы экономически правильно оценить варианты технологий (услуг) и принять самый рациональный из них по выбранным техническим и экономическим критериям оптимальности, необходимо до тонкостей разобраться в затратах на реализацию каждого варианта. Здесь нужны технологические знания, которые должны формироваться при подготовке менеджеров.
Осознание необходимости научной разработки трудовых процессов человеческой деятельности в самых разных ее сферах, для достижения поставленных целей с минимальными затратами располагаемых ресурсов, привело к использованию понятия «технология» применительно к производственной, информационной, инновационной, управленческой, предпринимательской, спортивной, социальной деятельности и т.п.
Весьма широко используется понятие «технология» и в международных экономических отношениях, но содержание его в каждом конкретном случае меняется. В наши дни под технологическим обменом понимается почти весь спектр международных экономических отношений, таких, как купля-продажа патентов и лицензий, торговля товарами, оборудованием, агрегатами, инструментами, технологическими линиями, технологической документацией и т.д.
Таким образом технологические знания менеджерам необходимы независимо от того, в какой области трудовой деятельности они будут работать. Только сплав экономических и технологических знаний позволит выпускни-кам-менеджерам решать в наши дни сложные задачи восстановления, развития и совершенствования отраслей народного хозяйства России.
Технологические знания менеджерам в технических вузах дают специалисты технологических кафедр. В гуманитарных же вузах, где чаще всего готовят менеджеров, нет технических кадров и этот вопрос решается по-разному. Одни вузы приглашают специалистов со стороны, другие у себя создают технологические кафедры, третьи, чтобы не обременять себя, включают в учебные планы изучение технических дисциплин по сокращенной программе, от чего страдает подготовка специалистов.
В настоящее время высшие учебные заведения переходят на двухуровневую подготовку выпускников. Что давать, в частности, по технологическим дисциплинам бакалаврам и магистрам? Вопрос сложный и к нему надо начать готовиться сейчас.
Обратимся к опыту подготовки бакалавров и магистров менеджеров в ведущих вузах России.
В цепочке «разработка-производство-рынок» слабым звеном в России является не столько финансирование, сколько отсутствие навыков технологического менеджмента, то есть организации управления технологическими инновациями. Практически отсутствуют в России подготовленные специалисты, знающие специфику инновационного продукта, предлагаемого на рынок, и умеющие работать с ним на рынке. По предварительным оценкам сегодня требуется около 200 тысяч таких специалистов [1].
В Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ готовят менеджеров, знающих, где найти финансирование, как договориться с разработчиком, что нужно делать для постановки новинки на производство и продвижения на рынок. Профессионально подготовленные российские менеджеры, свободно владеющие иностранным языком, становятся важнейшим активом инновационного бизнеса. Для подготовки менеджеров Центр коммерциализации технологий АНХ разрабатывает и осуществляет учебноконсультационные программы технологий формирования профессиональных навыков по оценке коммерческой значимости результатов исследований и разработок, управлению интеллектуальной собственностью, составлению и экспертизе инновационных проектов, поиску стратегического партнера и другим вопросам управления технологическими инновациями. Опыт подготовки менеджеров показал, что профессиональные навыки можно сформировать только на долгосрочных программах, когда есть возможность организовать самостоятельную работу слушателей на базе реального проекта и проверить ее результаты. Краткосрочные курсы носят, как правило, только информационно-технологический характер предоставления знаний.
Логическим продолжением образовательной деятельности АНХ стала разработка международной программы, осуществляемой совместно с Техасским университетом (США). В ее основу положена концепция технологии «глобальной классной комнаты», когда занятия проводятся в аудиториях, расположенных в разных странах, и совместную работу международных команд студентов над коммерциализацией конкретных технологий. Занятия проводятся с помощью спутникового телевидения и системы Интернет. Пока такие занятия одновременно проходили в США, Португалии и Мексике, подключаются к ней Китай, Бразилия, Австралия и Россия [1].
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
Надо сказать, что технологический менеджмент нашими специалистами воспринимается не так однозначно, как за рубежом, в странах с рыночной экономикой. Технология - это актив бизнеса, а у нас привыкли смотреть на технологию как на информацию о производстве продукции, то есть как на технологическую карту. Технология за рубежом рассматривается как технология бизнеса: и производства, и продаж, и сервисного обслуживания, то есть весь комплекс действий. Именно поэтому возникает разное понимание значения слова «технология» у нас и за рубежом.
Каждый отрезок времени характеризуется интересом к определенной профессии. Если 60-е гг. - это время инженеров, физиков, химиков и математиков, то несколько лет назад это было время экономистов, менеджеров. Сейчас наиболее востребованными являются специалисты, имеющие как инженерную, так и экономико-управленческую подготовку. Таких специалистов готовят в Казанском государственном технологическом университете. Обучение по специальности «Менеджмент высоких технологий» предусматривает подготовку инженеров-менеджеров для управления производственнотехнологическими процессами как на крупных наукоемких предприятиях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса. Также ведется подготовка ин-женеров-менеджеров для управления производственно-хозяйственными и технологическими процессами в любой снабженческо-производственносбытовой системе наукоемких предприятий.
Особенностью специальности «Менеджмент высоких технологий» является сочетание инженерной и экономико-управленческой системы подготовки, с ориентацией выпускников как на техническую (организационнотехнологическую) систему менеджмента промышленного наукоемкого предприятия, так и на обеспечение эффективности производственнокоммерческих систем современными организационно-экономическими методами и методами менеджмента. Отличительной особенностью подготовки специалиста по специальности «Менеджмент высоких технологий» является:
• организация технологической подготовки, обеспечивающая знание специфики всех этапов снабженческо-производственно-сбытовой деятельности в области промышленного производства;
• формирование инженерно-технологической подготовки в области современных информационных технологий, включая СЛЬ8-технологии, методологию структурного анализа и синтеза интегрированных информационных моделей, проектирование компьютеризованных интегрированных информационных моделей;
• освоение технологии моделирования процессов пространственновременной оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков;
• ориентация на освоение технологического маркетинга.
Профессиональный инженер-менеджер должен знать не только тонкости производственной деятельности, уметь принимать эффективные управленческие решения и хорошо разбираться в экономических вопросах, но и работать с людьми, быть хорошим психологом, педагогом и наставником.
Область профессиональной деятельности инженера-менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, формирование систем управления и совершенствование их в соответствии с тенденциями социально-экономического развития предприятия. Инженер-менеджер должен быть готов к осуществлению инженерной, управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационноаналитической, проектно-исследовательской, инновационной, консультационной и образовательной деятельности.
Высокий уровень подготовки специалистов обеспечивается как профессиональным мастерством профессорско-преподавательского состава, так и приглашением зарубежных преподавателей и специалистов, имеющих опыт в сфере управления для чтения некоторых лекционных курсов и проведения семинаров [2].
В старейшем вузе Санкт-Петербурга, Государственном технологическом институте (техническом университете), наряду с важнейшими направлениями в области подготовки специалистов технологов, успешно функционирует факультет экономики и менеджмента, где ведется подготовка специалистов по следующими специальностям: 080502 «Экономика и управление на предприятиях»; 080507 «Менеджмент организации»; 080111 «Маркетинг»; 080505 «Управление персоналом»; 032401 «Реклама».
Рабочие планы выпускающих специальностей составлены с учетом требований государственного стандарта и максимально учитывают современные достижения отечественной и зарубежной теории и практики. В учебном процессе используются новейшие технологии и современная компьютерная техника, удаляется большое внимание при подготовке, формированию современного системного экономического мышления, овладению навыками предпринимательства и ориентации в постоянно изменяющейся рыночной среде. По желанию студенты могут получить диплом бакалавра менеджмента и экономики. Ведется подготовка магистров по данным специальностям. Выпускники факультета могут работать практически во всех экономических структурах промышленных предприятий, организаций и в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и других городов России и стран СНГ.
Подготовку специалистов высокого уровня ведут квалифицированные преподаватели кафедр факультета, имеющие ученые степени докторов и кандидатов экономических наук. Кроме этого, в учебном процессе на первых двух курсах принимают участие крупнейшие и ведущие специалисты технологического университета и других вузов города. К чтению лекций привлекаются также ведущие профессора зарубежных университетов, в частности университета Халле-Виттенберг (Германия): почетные доктора технологического института, доктор экономических наук, профессор В.Лассман, доктора экономических наук М.Кляйн, Р.Эльшен, И.Клоок.
В учебном процессе используются новейшие технологии и современная компьютерная техника, отечественный и зарубежный опыт организации экономической работы в планово-экономических и финансовых учреждениях, на предприятиях, в государственных и муниципальных органах управления. Специалисты-выпускники факультета работают в области управленческой
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
организационно-аналитической, консультационной, научно-
исследовательской деятельности на предприятиях, в фирмах, организациях и учреждениях различного масштаба и форм собственности.
Большое внимание при подготовке специалистов уделяется глубокой фундаментальной общеэкономической подготовке, формированию современного системного экономического мышления, овладению навыками предпринимательства с ориентацией на постоянно изменяющуюся рыночную среду, а также принятию управленческих решений, умению анализировать и прогнозировать развитие экономических процессов с использованием современных средств моделирования компьютерной техники и, кроме того, профессиональному владению иностранными языками [3].
Базовым в Московском государственном технологическом университете, ведущем технологическим университете России, является технологический факультет. Это факультет с гибкой, многоуровневой системой подготовки квалифицированных специалистов, творцов новых технологий; современных предпринимателей, проектирующих, создающих и эксплуатирующих новые предприятия; вооруженных знаниями в области фундаментальных и предметных технических наук, информатики и управления.
XXI век - это век ТЕХНОЛОГИИ. Обучение студентов по всем специальностям и специализациям проходит в две стадии. На первой стадии в течение четырех лет идет подготовка по направлению «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительного производства» с присвоением академической степени бакалавра техники и технологий. Причем бакалавр -это человек, имеющий базовое высшее образование. На второй стадии бакалавры продолжают обучение в течение полутора лет для получения высшего профессионального образования с присвоением квалификации дипломированного инженера. А наиболее способные студенты, проявившие склонность к научной и научно-педагогической деятельности, могут продолжить образование в течение двух лет в магистратуре, по окончании которой им присваивается академическая степень магистра техники и технологии [4].
Экономические преобразования начала 90-х гг., потепление международного климата привели к резкому сокращению государственного оборонного заказа и переходу к конверсии военного производства. В настоящее время предприятия и научно-исследовательские институты наукоемких отраслей (ракетостроения, авиации, космонавтики, ядерной энергетики, производства сложных радиоэлектронных и информационных систем и др.) и даже целые «наукограды» невольно занялись коммерциализацией своей продукции, предпринимательской деятельностью в сфере высоких технологий (другими словами, инженерным бизнесом). Они вынуждены самостоятельно учиться продвигать свои разработки на отечественный и зарубежные рынки, завоевывать внимание и убеждать, вооружившись набором рыночных аргументов, заказчиков и инвесторов.
Возникла острая потребность в специалистах, способных глубоко разбираться не только в предмете высокотехнического бизнеса, но и грамотно, а главное результативно вести его. Эти специалисты должны в полном объеме обладать знаниями и умениями менеджера. Они, в частности, должны уметь
анализировать отечественный и зарубежный рынки, обладать методологически подкрепленными знаниями выбора путей успешного продвижения наукоемких продуктов и высоких технологий на этих рынках. Они должны хорошо ориентироваться в сфере управления коллективами людей, организации высокотехнологических производств, осуществления стратегического и оперативного управления сложными промышленными системами, средств повышения эффективности этих систем современными методами экономики и менеджмента с использованием инструментария информационных технологий.
С другой стороны, названные специалисты должны обладать солидной инженерной подготовкой. Дело в том, что при реализации управленческих функций им необходимо не только понимать (и даже чувствовать) качественные показатели продаваемых или покупаемых сложных машин и оборудования, но использованных при этом наукоемких технологий. Одновременно они должны разговаривать «на одном языке» со специалистами и разработчиками реализуемых изделий. Такие менеджеры обязаны уметь профессионально убеждать потенциальных покупателей или инвесторов в высоком качестве предлагаемого наукоемкого товара, понимать, имеются ли у организации производственные и технологические возможности для создания изделий, требуемых рынком и т.п. Новая экономическая ситуация, сложившаяся в стране, потребовала готовить специалистов нового типа, обладающих одновременно и теоретическими знаниями, и практическими навыками менеджера и инженера (инженера-менеджера). Кроме того, интернационализация бизнеса поставила перед этими специалистами дополнительные весьма трудоемкие образовательные задачи, в частности, хорошее знание иностранных языков, основ внешнеэкономической деятельности, углубленных знаний теории и практики управления на базе зарубежного опыта.
Понимая это, на факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» в МГТУ им.Н.Э. Баумана [5] приступили к подготовке «инженеров-менеджеров» с 1993 г. в рамках специальности 061100 «Менеджмент организации». Выпускникам присваивается квалификация «инженер-менеджер».
Первая и основная задача, которая решалась при разработке концепции подготовки названных специалистов, - это определение состава и объема инженерно-технологических дисциплин в учебном плане. Фундаментом для решения этой задачи стали разработанные на факультете требования к инже-нерам-менеджерам, которые в сфере своей будущей деятельности прежде всего должны:
1) хорошо ориентироваться в области применения и перспектив развития наукоемких изделий и технологий;
2) знать технико-технологические принципы функционирования выпускающихся и предлагаемых к реализации наукоемких изделий;
3) профессионально разбираться в существующих и перспективных технологиях производства изделий и в технологиях, продвигаемых на рынки;
4) понимать существо качественных показателей наукоемких изделий, хорошо представлять степень влияния этих показателей на их выходные параметры;
5) уметь грамотно оценивать технический уровень наукоемких изделий;
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
6) знать конструктивные особенности, принципы и содержание эксплуатационного и сервисного обслуживания наукоемких изделий, производимых и продвигаемых на рынки;
7) хорошо представлять назначение и диапазон возможностей имеющегося на предприятии технологического оборудования.
Для реализации перечисленных требований в состав инженернотехнологического блока учебного плана включены дисциплины, составляющие полный цикл общеинженерной подготовки в техническом университете для инженерной специальности соответствующей отрасли, но в несколько меньшем объеме (1000-1100 часов). Кроме того, в состав инженернотехнологического блока включены и специальные инженерные дисциплины (объемом 300-400 часов). При этом следует отметить, что программа инженерных дисциплин учитывает существенные различия в целевых функциях подготовки менеджеров и «чистых» инженеров. Инженеры-менеджеры не будут непосредственными разработчиками технических средств и технологий. У них совершенно другие задачи. И это не могло не отразиться на содержании инженерных дисциплин.
Для поддержки введенного блока инженерно-технологических дисциплин возникла необходимость в существенном усилении блока общих математических и естественно-научных дисциплин. В частности, были введены физика (300 часов), химия ( для некоторых специализаций), увеличены объемы математики (до 900 часов) и информатики ( до 220 часов).
Для успешной деятельности менеджеров в условиях международных рынков возникла необходимость в существенном усилении языковой подготовки. Объем основного иностранного языка (английского) увеличен до 900 часов. Введено факультативное изучение второго иностранного языка (немецкого, французского или испанского) в объеме 450 часов. Введено также обязательное изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» (51 час).
Второй важной задачей, которая решалась при разработке концепции подготовки инженеров-менеджеров, стало определение последовательности преподавания дисциплин. На факультете ИБМ в порядке эксперимента рассматривались два характерных подхода к решению этой задачи. Первый подход предусматривал опережающее изучение студентами математических, естественно-научных и общеинженерных дисциплин. Второй подход отличался от первого тем, что организационно-экономические дисциплины преподавались раньше общеинженерных.
Практика показала, что при подготовке инженеров-менеджеров опережающее изучение студентами математических, естественно-научных и общеинженерных дисциплин более целесообразно. Такая последовательность изучения позволяет системно, опираясь на солидный образовательный фундамент, осваивать дисциплины из области экономики, финансов и менеджмента. Кроме того, опыт показал, что перестройка на изучение точных (инженерных) наук после освоения дисциплин гуманитарного характера вызывает у студентов значительные трудности.
Следует отметить, что, несмотря на усиление инженерной подготовки на младших курсах, удалось так составить учебный план, что Государствен-
ный образовательный стандарт по подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент» выполняется в первые четыре года, как и вся общеинженерная подготовка. То есть, выпускаемый бакалавр также может работать в сфере высокотехнологического бизнеса [5].
Выводы
1. Технологические знания менеджерам необходимы, независимо от того, в какой области трудовой деятельности они будут работать.
2. Технология за рубежом рассматривается как технология бизнеса: и производства, и продаж, и сервисного обслуживания - весь комплекс действий.
3. Новая экономическая ситуация, сложившаяся в стране, требует готовить специалистов нового типа, обладающих одновременно и теоретическими знаниями и практическими навыками менеджера и инженера.
4. Анализ результатов подготовки менеджеров в ведущих вузах России говорит о необходимости усиления технологической подготовки менедже-ров-выпускников Удмуртского госуниверситета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. URL: www.teachbusiness.ru
2. URL: www.fsgt.kstu.ru
3. URL: www.gti.spb.ru
4. URL: www.stankin.ru
5. URL: www. creativeeconomy. ru
Поступила в редакцию 03.08.09
Yu.A. Mokrushin, doctor of technical science, professor V.I. Nekrasov, doctor of economics, professor About technological component in managers training
The article considers the importance of technology knowledge for managers under market conditions. The managers training in Russia’s leading universities is also analyzed.
Мокрушин Юрий Андреевич, доктор технических наук, профессор ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Некрасов Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор, зам. директора филиала Уральской академии госслужбы в г. Ижевске 426003, Россия, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 18