Научная статья на тему 'Концепция подготовки в МГГУ специалистов по технологиям художественной обработки минералов'

Концепция подготовки в МГГУ специалистов по технологиям художественной обработки минералов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Владимир Игнатьевич, Павлов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция подготовки в МГГУ специалистов по технологиям художественной обработки минералов»

В.И, Морозов, проф., д.т.н. Ю.А. Павлов, доц., к.т.н.

Московский государственный горный университет

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ В М Г ГУ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МИНЕРАЛОВ

Российская Федерация вместе с другими странами СНГ обладает крупнейшими в мире запасами облицовочных и поделочных камней, уникальных камней-самоцветов, ювелирных и технических алмазов, а также сырья для производства ми-нералокерамики, корундов и других сверхтвердых материалов. Отечественная наука создала оригинальные технологии производства искусственных материалов типа гранитана, синтеграна и других на основе отходов камнеобработки, выращивания и обработки искусственных монокристаллов, полудрагоценных камней и синтетических алмазов. В то же время Россия в настоящее время отстает от стран Запада в области камнеобрабатывающего станко- и приборостроения, что неизбежно затрудняет внедрение в производство прогрессивных технологических процессов для высокоточной и эффективной размерной обработки минералов. Это привело к импортной зависимости многие направления национальной экономики: стройиндустрию, микроэлектронную и медицинскую промышленности, полиграфию» ювелирное производство.

Конечно, в России есть современные производства по огранке алмазов, обработке облицовочных, поделочных и драгоценных камней, но основное оборудование и технологии в них - импортные. Инженерно-технические работники этих предприятий имеют обычно высшее и среднее специальное образование по профилю самым различных отраслей промышленности,

а управляющие кадры являются чаще всего специалистами-практиками. Такое положение приемлемо при небольшом устоявшемся производстве , но вполне может стать негативным фактором при его быстром расширении и модернизации. Необходимую теоретическую базу, а также многие практические навыки таким специалистам целесообразнее , рентабельнее получать на студенческой скамье.

Думаем, только этого было бы достаточно для того, чтобы говорить о необходимости новой специальности вузов по направлению технологий обработки сверхтвердых и хрупких материалов. Но "материалы" - это, конечно, не только алмазы и камни-самоцветы. В последние годы наметился настоящий "бум" в применении облицовочного камня : интерьеры и архитектура зданий, разнообразные изделия так называемого престижа - от "лица" фирмы до стремления сделать оригинальным свое жилище.

Но и это еще только часть своеобразного технического обоснования новой специальности. Приемам обработки камней и кристаллов специалистов могут научить и имеющиеся технические училища и техникумы (колледжи). При обработке изделий из камней и кристаллов крайне важен вопрос : на чем она происходит, какие применяются инструменты, какие используются средства для конструкторско-технологической подготовки и какой уровень автоматизации производства,

Практически все применяемые технологии камнеобрабатывающих и ювелирных производств базируются на оборудовании, инструменте и оснастке производства Италии, Германии, Бельгии, Израиля В последние годы в России такое оборудование начали производить конверсионные предприятия. И это, бесспорно, очень нужное дело выполняют конструкторы и технологи, которые недостаточно глубоко изучили физико-технические свойства и теоретические основы обработки камней и алмазов.

Отсутствие в России подготовки специалистов с высшим образованием в данном направлении привело еще одному весьма негативному явлению: затормозилось и создание отечественной научной школы, связанной с технологией размерной, высокохудожественной обработки минералов. Создать необходимую базу для учебно-научного центра по новым технологиям обработки камней и кристаллов в настоящее время может только сильный вуз.

Имеющееся отставание промышленных технологий, связанных с производством технических и художественных изделий из камней и кристаллов, нельзя преодолеть без организации подготовки квалифицированных инженерно-технических и научных кадров в направлении технологической минералогии. Народному хозяйству необходимы специалисты для разработок новых технологий и оборудования в камнеобрабатывающих, ограночных, ювелирных и других производствах, связанных с прецизионной обработкой сверхтвердых материалов, для решения проблем их комплексной автоматизации, для создания новой конкурентоспособной продукции, для организации ее производства на принципах современного менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики.

Московский государственный горный университет (МГТУ), ведущий в течение 80 лет подготовку инженерных кадров

для горнодобывающих отраслей промышленности, подземного строительства, создания и эксплуатации горного оборудования, АСУ и т.д., в 1997-98 учебном году открыл новое учебное направление 551600-"Материаловедение и технология новых материалов" со специальностью 121200-"Технология художественной обработки материалов", ориентируя будущих выпускников на две специализации: 1)"Технология и оборудование для обработки облицовочных и декоративных камней”; 2)мТехнология художественной обработки драгоценных камней и кристаллов”. Подготовка специалистов осуществляется в настоящее время (в соответствии с лицензией Минобразования РФ) по двухуровневой системе с квалификацией: 1- бакалавра техники и технологии по направлению 5516 (срок обучения - 4 года); 2- инженера- технолога по специальности 1212 (срок обучения-1 год на базе бакалавратуры). Выпуск специалистов будет осуществлять вновь организованная кафедра "Технология художественной обработки минералов", которая приступила к их подготовке в тесном сотрудничестве со многими ведущими кафедрами университета.

Разработанные в МГТУ учебные планы для бакалаврского и инженерного уровней позволяют готовить специалистов по технологии художественной обработки минералов с широким диапазоном приобретаемых в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков. Процесс обучения включает в себя базовую подготовку по гуманитарным и социально-экономическим (ГСЭ), математическим и естественнонаучным (ЕН), общепрофессиональным (ОПД) и специальным (СД) циклам дисциплин, а также дополнительные виды образования и факультативы (Ф).

На рис.1 показан график распределения учебных часов по перечисленным циклам дисциплин в соответствии с утвер-

жденными учебными планами для бакалаврского и инженерного уровней подго-

товки.

Шинж е н« ры □ бакалавры

ГСЭ ЕН ОПД СД Ф

Циклы дисципин по учебно*#у плану

РиС.1. Распределение учебных часов между циклами дисциплин направления 5516 и специальности 1212

Достаточно равномерное распределение баланса времени между базовым образованием, общепрофессиональной и специальной подготовкой студентов, позволяет им в дальнейшем легко адаптироваться к различным сферам деятельности: производственно-технологической, художественнодизайнерской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, коммерческой и т.д.

Баланс часов на блоки общепрофессиональных дисциплин (ОПД) по учебным планам бакалаврской и инженерной подготовки приведен на рис. 2.

В состав цикла ОПД включены следующие блоки учебных дисциплин:

• материаловедение, геология и минералогия (МГМ);

• художественный дизайн и инженерная графика (ХИГ);

• механика машин, гидро- и электромеханика (МГЭ);

• экономика и менеджмент (ЭМ);

• средства автоматического и компьютерного управления (АУ);

• метрология и стандартизация (МСТ);

• безопасность жизнедеятельности и охрана труда (БЖТ).

МГМ ХИГ МГЭ ЭМ АУ

Блоки дисциплин цикла ОПД

МСТ

БЖТ

Рис.2. Распределение учебных часов между блоками дисциплин цикла ОПД

Первые три блока дисциплин являются основными. Совместно они составляют около 70% времени, выделенного на общую профессиональную подготовку данных специалистов.

Специальная подготовка студентов включает в себя блоки дисциплин, распределение учебного времени между которыми показано на рис. 3.

Рис.з. Распределение учебных часов между блоками дисциплин цикла СД

В состав этих блоков включены следующие комплексные дисциплины:

• художественный компьютерный дизайн и техническая эстетика

СХД);

• процессы формообразования и обработки материалов, инструмент (ПФО);

• технологические процессы и оборудование (ТПО);

• системы автоматического управления и контроля (АУК);

• проектирование и эксплуатация производственного оборудования (ПРЭ);

• экономика предприятия (ЭП).

Около 70% времени подготовки по

специальности выделено на проектно- технологические и программно-

управленческие блоки дисциплин, включающие интегрированные системы компьютерного проектирования и гибкого автоматизированного производства декоративно-художественных и ювелирных изделий.

Отличительной особенностью специальности "Технология художественной обработки материалов'* является то, что впервые в МГТУ для будущих бакалавров техники и технологии, инженеров-

технологов введено изучение широкого блока художественных дисциплин: "Теория изобразительного искусства", "Техника рисунка и живописи", "Пластика малых

форм", "Техническая эстетика”, "История мирового искусства”; введена учебная практика по художественному творчеству; предусмотрены факультативные занятия по прикладному искусству.

МГТУ входит в состав Учебнометодического объединения в области технологии изготовления художественно-

промышленных изделий, метрологии и сертификации. Руководители выпускающей кафедры являются членами Научно-

методического совета (НМС) по специальности 121200 "Технология художественной обработки материалов”. В настоящее время НМС объединяет свыше 20 вузов России,

которые в течение последних лег открыли подготовку инженеров по этой специальности. Первый выпуск специалистов по художественной обработке материалов будет осуществлен весной 1998 г. в Московской государственной академии приборостроения и информатики, являющейся головным Вузом страны по данной специальности. Можно говорить, что специальность 121200 находится в стадии становления. Поэтому неизбежны ее изменения, в том числе существенные, касающиеся цели и содержания системы обучения.

На состоявшемся в декабре 1997 г. заседании НМС по специальности 121200 с участием начальника Учебно-

методического управления Минобразования РФ было принято решение данную специальность именовать "Технология художественной обработки материалов (по видам)". В новую редакцию Государственного образовательного стандарта предложено включить перечень специализаций по видам обрабатываемых материалов: металлы и металлические сплавы, камни и геммоло-

гия, ювелирные материалы, стекло, дерево, нетрадиционные материалы и покрытия. Предусмотрен 5-летний срок обучения с присвоением квалификации инженера-художника. С 1998 г. в образовательном стандарте по этой специальности предлагается сформулировать требования к абитуриентам и перечень вступительных экзаменов, в состав которых включен дополнительный экзамен (собеседование) по живописи и рисунку. Цель последнего экзамена состоит в отборе для обучения художественно одаренных личностей.

Целью подготовки инженеров по специальности "Технология художественной обработки материалов” становится кадровое обеспечение для современных наукоемких технологий ( в том числе конверсионных), а также сохранение и развитие народных промыслов. Соотношение различных видов профессиональной подготовки в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом специальности 123200 показано на рис.4.

16%

18%

■ Гуманитарная и социально-экономическая подготовка (24%)

В Естественно-научная подготовка (18%)

■ Общепрофессиональная подготовка (20%)

□ Специальная художественная подготовка (22%)

■ Специальная техническая подготовка (16%)

Рис.4. Соотношение различных видов профессиональной подготовки инженеров-художников

В соответствии с новым вариантом Государственного образовательного стан-

дарта по специальности 121200 в МГГУ предусматривается открытие новых спе-

циализаций: "Художественная обработка

ювелирных материалов" с присвоением квалификации инженера-художника;

’Геммология"- с квалификацией инженера-менеджера ювелирного производства. Учебный план для последней специализации прошел предварительную экспертизу на крупных алмазодобывающих и ограноч-ных предприятиях и получил хороший отзыв, в том числе у ряда иностранных фирм. Выпускники МГТУ, прошедшие подготовку по специальности "Технология художественной обработки материалов", в зависимости от полученной специализации могут работать: конструкторами оборудования и инструмента для высокоточной обработки камней и кристаллов; технологами на предприятиях, занятых изготовлением изделий из камня, огранкой алмазов; геммологами на заводах, оценщиками камней-самоцветов и алмазов на фирмах и в банках; дизайнерами декоративно-

художественных и ювелирных изделий; менеджерами ювелирных и художественных производств, маркетинговых служб и торговых фирм, реализующих бриллианты, ювелирные и художественные изделия из камня.

Обеспечение качественной подготовки названных выше специалистов возможно только при реализации учебного процесса в Университете на основе современных принципов организации интенсивных дидактических систем. Системообразующими факторами при этом становятся цели обучения, его содержание, методы, формы и средства обучения, учебнонаучная материальная база. Престижность новой для Вуза специальности дает возможность стимулирования и мотивации положительного отношения студентов к обучению, активности и самостоятельности их работы под руководством преподавателя. Роль преподавателя становится ключе-

вой, а требования к его творческой работе значительно возрастают.

Качественная подготовка специалистов данного направления предусматривает приобретение всеми студентами практических навыков и рабочей квалификации огранщика алмазов или ювелира. С этой целью открыт филиал выпускающей кафедры при ПТУ №150, имеющем учебнопроизводственный участок огранки камней и кристаллов. Устанавливаются деловые творческие связи с отечественными и зарубежными предприятиями и фирмами, которые готовы оказать содействие в становлении новой специальности. Ведется подготовительная работа по созданию Совета попечителей , а также Художественного совета при кафедре "Технология художественной обработки минералов" МГТУ.

Основные приоритеты в общепрофессиональной и специальной подготовке определяются прежде всего научной ориентацией коллектива выпускающей кафедры "Технология художественной обработки минералов", которая включает в себя следующие направления:

• развитие научных основ бездефектной размерной обработки анизотропных высокотвердых материалов;

• исследование инновационных технологических процессов прецизионной абразивно-алмазной и импульсной обработки минералов;

• разработка компьютерных систем

художественного и конструкторско-технологического проектирования декоративно-

художественных и ювелирных изделий;

• создание прогрессивного технологического оборудования для художественной обработки камней и кристаллов.

Указанные направления являются важными компонентами крупной научно-технической проблемы "Создание гибких автоматизированных производств для изготовления художественных и технических изделий из минералов".

Непосредственное участие всех студентов, начиная с 1-го курса,, в научно-исследовательской работе выпускающей кафедры, создает предпосылки для непрерывного развития учебного процесса по данному направлению и специальности.

Развитие учебной специальности "Технология художественной обработки материалов", а также реализация научных направлений, ориентированных на формирование отечественной школы инновационных технологий камнеобработки и огранки кристаллов, требует кадрового обеспечения высшей квалификации. Кафедрой "Технология художественной обработки минералов" разработан учебный план под-

готовки магистров по направлению 551600-"Материаловедение и технология новых материалов" (срок обучения 2 года на базе бакалавратуры). Актуальными становятся вопросы о включении специальности 121200 в номенклатуру научных специальностей ВАКа и открытия в МГТУ специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора технических наук. Все это позволит создать в МГТУ непрерывную систему подготовки специалистов разной квалификации. Начальным этапом единого учебного процесса по данной специальности является школа-лицей при факультете довузовской подготовки, затем бакалаврский, инженерный или магистерский уровни высшего образования. Завершающими этапами могут быть аспирантура и докторантура, а также институт соискателей на ведущей кафедре, готовящие специалистов высшей квалификации.

© В.И. Морозов, Ю.А. Павлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.