• однако, за такими достоинствами графических методов как доступность и естественность применения стоят высокие требования к специалисту, использующему их. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, не должны применяться изолированно от других методов [7];
• возможности графических методов раскрыты не в полной мере. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой - отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретацией, что влечет за собой недостаточно широкое применение в практической психологии [7].
В заключение следует отметить, что рисуночные методики обладают рядом сильных сторон, необходимых в работе психолога, поэтому и обладают достаточно высоким психодиагностическим потенциалом. Разумеется, данные методики не лишены и слабых сторон, следовательно, предоставляют резерв для их дальнейшего развития и совершенствования.
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование». 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 688 с.: ил.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 е.: ил.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова. М.: Сфера, 2000. 218 с.
4. Ланская Алина. Язык рисунка. Характер человека - как на ладони. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 383 с.
5. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006. 524 с.
6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. 413 с.
7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К РАЗРАБОТКЕ ТАКТИЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Латыпова Л.Ф.
Латыпова Лейсан Флюровна - магистрант, кафедра дизайна,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация: в статье рассмотрены результаты анализа эмпирического исследования по проблеме подготовки будущих дизайнеров к разработке тактильных развивающих игр для детей с нарушениями зрения. Проведено анкетирование сотрудников специальных учреждений и студентов 4 курса СПО, обучающихся по направлению «Дизайн».
Ключевые слова: дизайнеры, профессиональное обучение, образование, тактильные игры, развитие незрячих и слабовидящих детей.
Игрушки и игровые предметы для детей с нарушениями зрения — одни из основных элементов познания для таких детей, особенно, для детей с серьезными зрительными патологиями. Поэтому, в развитии таких детей очень полезны и эффективны тактильные игры.
Нами проводилось исследование по проблеме подготовки будущих дизайнеров к разработке тактильных развивающих игр для детей с нарушениями зрения. В основе исследования лежит идея улучшения развивающей среды для незрячих и слабовидящих детей, в частности, благодаря участию дизайнеров в разработке тактильных игр.
В процессе эмпирического исследования был проведен опрос тифлопедагогов, родителей и студентов-дизайнеров. На первом этапе проводилось анкетирование сотрудников ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся» и БУ ХМАО — Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» и родителей детей-инвалидов по зрению. Всего в анкетировании приняло участие 30 человек.
Анализ результатов анкетирования респондентов показал, что более 75% опрошенных сотрудников считают, что подготовка профессиональных дизайнеров к разработке тактильных развивающих игр для детей с нарушениями зрения может быть очень полезной. В целом, опрошенные сотрудники высоко заинтересованы в подготовке будущих дизайнеров к созданию тактильных развивающих игр, так как они считают очень важным расширение производства специальных тактильных игр в России. А дизайнеры с их профессиональными навыками могут быть задействованы в проектировании и практическом производстве развивающей среды для слепых и слабовидящих детей. Например, это могут быть промышленные дизайнеры [2].
На втором этапе проводилось анкетирование студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Дизайн (в культуре и искусстве)» ГАОУ СПО «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж». В анкетировании приняло участие 10 студентов.
Анкетирование показало, что половина опрошенных студентов очень мало осведомлена о проблеме игровой развивающей среды для незрячих и слабовидящих детей. В среднем более 70% опрошенных студентов имеют очень слабый интерес к практическому применению своих профессиональных навыков для разработки тактильных игр для детей с нарушениями зрения в будущем. Так же мало заинтересованы студенты-дизайнеры и в изготовлении тактильной игры в качестве выпускной квалификационной работы.
Стало очевидным, что отсутствует мотивационный фактор у будущих дизайнеров к деятельности по разработке тактильных развивающих игр, и основой этого является слишком низкая осведомленность студентов о проблеме дизайнерской разработки тактильных игр и их значения для развития незрячих и слабовидящих детей. В свою очередь, это делает актуальной проблему теоретического освещения этой темы среди студентов-дизайнеров.
В качестве основы для решения вопросов, связанных с подготовкой будущих дизайнеров к созданию тактильных развивающих игр, можно выделить следующие наиболее важные положения:
1) в подготовке будущих дизайнеров к разработке специальных тактильных игр для детей с глубокими нарушениями зрения должно преобладать теоретическое обучение, направленное на формирование у них осведомленности о функциях, задачах, особенностях и значении специальных тактильных игр для детей с нарушениями зрения;
2) практическое обучение изготовлению тактильных игр имеет второстепенное значение, нежели теоретическое обучение, так как практическая деятельность по разработке таких игр базируется на общепрофессиональных знаниях и
компетенциях будущего дизайнера, уже сформированных на протяжении всего профессионального обучения;
В целом, результаты анкетирования позволили подтвердить актуальность исследования востребованности разработки тактильных развивающих игр и наметить шаги по подготовке будущих дизайнеров к работе в этой области.
Список литературы
1. Егорова О.А. Анкетирование студентов как метод совершенствования учебного процесса // Мир педагогики и психологии, 2017. № 5 (10). С. 33-39.
2. КонсультантПлюс. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 894н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта «Промышленный дизайнер (эргономист)» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2014 N 35189) // «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=211622&fld=13 4&dst=100009,0&rnd=0.49535382547500584#0/ (дата обращения: 04.01.2018).
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Логишинец Н.К.
Логишинец Наталья Константиновна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень
Аннотация: статья посвящена актуальным аспектам развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования. Обосновано, что развитие социальной активности подрастающего поколения - это государственный заказ, отраженный в ключевых образовательных и воспитательных задачах ФГОС нового поколения. Особое внимание уделено созданию условий в учреждениях дополнительного образования, способствующих развитию социальной активности молодежи, которая проявляется в способности сознательного проектирования собственной жизни, умении осуществлять успешную жизнедеятельность в социальной среде.
Ключевые слова: социальная активность, социализация, учреждения дополнительного образования, молодежь, подрастающее поколение.
Социальная активность подрастающего поколения приобретает в настоящий момент времени особую значимость. В сложившейся ситуации, когда государство существенно ограничило степень собственного участия в обеспечении базового уровня и качества жизни населения, формирование активной жизненной позиции, конструктивных форм социальной активности детей и подростков является гарантом их будущего благополучия. Именно по этой причине преодоление социальной пассивности россиян рассматривается как одно из наиболее важных направлений развития российского общества в современных условиях, что нашло свое непосредственное отражение в образовательной политике государства [1, с. 3]. Поэтому в национальном образовательном проекте «Наша новая школа» значительное место отводится вопросам формирования социальной активности подрастающего поколения [2].