компетенциях будущего дизайнера, уже сформированных на протяжении всего профессионального обучения;
В целом, результаты анкетирования позволили подтвердить актуальность исследования востребованности разработки тактильных развивающих игр и наметить шаги по подготовке будущих дизайнеров к работе в этой области.
Список литературы
1. Егорова О.А. Анкетирование студентов как метод совершенствования учебного процесса // Мир педагогики и психологии, 2017. № 5 (10). С. 33-39.
2. КонсультантПлюс. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 894н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта «Промышленный дизайнер (эргономист)» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2014 N 35189) // «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=211622&fld=13 4&dst=100009,0&rnd=0.49535382547500584#0/ (дата обращения: 04.01.2018).
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Логишинец Н.К.
Логишинец Наталья Константиновна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень
Аннотация: статья посвящена актуальным аспектам развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования. Обосновано, что развитие социальной активности подрастающего поколения - это государственный заказ, отраженный в ключевых образовательных и воспитательных задачах ФГОС нового поколения. Особое внимание уделено созданию условий в учреждениях дополнительного образования, способствующих развитию социальной активности молодежи, которая проявляется в способности сознательного проектирования собственной жизни, умении осуществлять успешную жизнедеятельность в социальной среде.
Ключевые слова: социальная активность, социализация, учреждения дополнительного образования, молодежь, подрастающее поколение.
Социальная активность подрастающего поколения приобретает в настоящий момент времени особую значимость. В сложившейся ситуации, когда государство существенно ограничило степень собственного участия в обеспечении базового уровня и качества жизни населения, формирование активной жизненной позиции, конструктивных форм социальной активности детей и подростков является гарантом их будущего благополучия. Именно по этой причине преодоление социальной пассивности россиян рассматривается как одно из наиболее важных направлений развития российского общества в современных условиях, что нашло свое непосредственное отражение в образовательной политике государства [1, с. 3]. Поэтому в национальном образовательном проекте «Наша новая школа» значительное место отводится вопросам формирования социальной активности подрастающего поколения [2].
Проблема социальной активности отнюдь не является новой в педагогике и психологии. Сущность, содержаниие и механизмы формирования социальной активности личности обоснованы в работах К.А. Абульханова-Славской, Г.С. Арефьевой, Ф.А. Батурина, Н.А. Бернштейна, В.Ф. Бехтерева, С.Г. Вершловского, Г.Н. Зыковой, А.В. Иванова, В.Н. Константинова, А.И. Крупнова, Т.Н. Мальковской, В.Г. Маралова, В.Г. Мордковича, А.К. Рычкова, И.Ю. Севалкина, В.А. Ситарова, В.А. Смирнова, Е.И.Титовой, Н.Ф. Третьякова и др. В целом, социальная активность - способность человека преобразовывать мир, используя богатства материальной и духовной культуры [7, с. 8]. Эта способность является условием самоопределения человека в обществе [6, с. 10].
Дополнительное образование детей и молодежи, понимаемое как система организованных образовательно - культурных сред [6], наиболее гармонично задает систему условий для развития социальной и культуротворческой активности развивающейся личности. В социокультурной среде внешкольного учреждения система деятельности задается через образование, не определяемое образовательными стандартами, т. е. «дополняющее до целостности» знаниевый компонент основного образования [4]. Таким образом, система дополнительного образования «обучает» современным социальным практикам, актуализирует и развивает культурные традиции своего народа, помогает обрести личностные смыслы в наиболее важных общественных ценностях.
В социальных практиках институционально организованного образования и воспитания проявляется тенденция к смещению акцентов с обучения как механизма трансляции знаний на формирование социальных компетенций и адаптационных моделей жизнедеятельности подростков. Социальная потребность в дополнительном развивающем образовании, таким образом, становится выраженнее, поскольку этот тип синтеза образования и социокультурной деятельности для молодого человека - не столько альтернативное, сколько «помогающее» образование. Оно позволяет человеку взглянуть на свои знания, прежде всего, под «жизненно - полезным» углом зрения. Здесь молодой человек самостоятельно, абсолютно свободно и ненавязчиво включается в социально значимую деятельность и осваивает такой индивидуальный комплекс современных, качественных, социально востребованных знаний и способов их освоения, который позволит конструировать свое образование, наращивать личностный потенциал, развивать креативные возможности и тем самым закладывать основу для моделирования будущего «социального капитала» [9].
В системном отношении дополнительное образование подростков являет собой многогранный социальный комплекс, представленный сетью учреждений дополнительного образования, программами дополнительного образования детей, многообразной по формам проявления системой массовой культурно-досуговой деятельности (фестивали, конкурсы, праздники, социальные акции, мероприятия, проекты, семинары и т.д.).
Социальный феномен дополнительного образования подрастающего поколения в том, что этот тип образования имеет «сквозную» природу, поскольку вариативные формы его реализуются на всех уровнях образования - от общего среднего до профессионального и высшего образования и по сути своей составляют социально - воспитательный компонент в деятельности любого учреждения образования, в конечном итоге, моделируют социально -воспитательное пространство в рамках региона [5].
Собственным социальным полем дополнительного образования подростков является сфера организованного и направляемого досуга. Воспитывающие и развивающие среды внешкольного учреждения задаются через формы творческой деятельности, отвечающие возрастным особенностям и интересам детей и подростков - это и традиционные кружки, и клубы, и школы - студии, и экспериментальные площадки, и творческие коллективы, и молодежные организации.
202
Дополнительное образование молодежи - новый социальный статус (и новое качество) хорошо знакомой системы внешкольного воспитания и обучения. Социальные ожидания со стороны общества и государства к организации системы идеологической и воспитательной работы, непрерывного образования вне школы обусловлены именно необходимостью определения эффективной модели и стратегии развития национальной системы дополнительного образования молодежи, разработки системы управления качеством в новых условиях работы. В ситуации становления нового качества системы дополнительного образования детей значительна роль социологического мониторинга как социальной информационной технологии, или технология социального аудита по оценке результатов деятельности учреждений (критерии и показатели качества, параметры, инструментарий социальной диагностики, экспертиза), корректировке стратегии и тактики развития системы, управление ресурсами.
В современном обществе от молодых людей требуется гибкость поведения и соответствующие ему знания, умения и навыки. Они вынуждены «жить быстро», проявляя необходимое для этого главное социальное качество - умение быстро адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации, развивать в себе такую особенность личностного стиля самоорганизации поведения, как компульсивность, т.е. умение вписываться в жесткие требования и условия выполнения задач. Степень отсутствия мобильности знаний и навыков - мерило несвободы у человека в современном обществе. Основная миссия воспитания детей и подростков дополнительного образования будет определяться возможностями этой социальной системы качественно и своевременно отвечать на разнообразные запросы современного общества [4].
Отличительной особенностью дополнительного образования детей должна стать возможность мобильно переориентироваться на изменения запросов, чаще всего в разных плоскостях жизнедеятельности современного человека, существующих как синтез разных знаний, умений и направлений деятельности. Актуализируется тенденция по смещению акцентов в управлении досугово-развивающей деятельностью, и, соответственно, корректируются требования к ее результативности.
Изначально свое участие в различных видах деятельности в учреждении дополнительного образования в свободное время учащиеся мотивируют главным образом тем, что они имеют свободный выбор в определении познавательных и творческих предпочтений и возможность удовлетворять свои интересы. Подросткам во внешкольном учреждении удается почувствовать себя успешными, что формирует уверенность в себе, повышает самооценку. В совместной деятельности ребята находят для себя дружественную среду общения со своими сверстниками. Педагог дополнительного образования выступает, скорее, старшим другом и советчиком по многим важным для подростков жизненным вопросам, грамотно направляет и включает в деятельность, которая постепенно способна менять мировоззрение и мотивы подрастающего поколения, способствует формированию социально ориентированных личностных ценностей.
Таким образом, дополнительное образование подрастающего поколения -объективно значимый механизм социальной регуляции общественных отношений в сфере воспроизводства человеческого капитала и предупреждения различного рода социальных деформаций на ранних стадиях социализации личности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 29.12.2017).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 29.12.2017).
3. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении. М.: Учитель, 2014. 270 с.
4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: Владос, 2015. 352 с.
5. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. М.: Книга по Требованию, 2016. 256 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
7. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования [Текст]: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 179 с.
8. Социализация: понятие, содержание, подходы к изучению, институты и актуальный контекст // Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2016. С. 419-456.
9. Трофимова С.С. Модель развития социальной активности подростков // Символ науки, 2016. № 12-2. С. 249-250.
10. Трубина Г.Ф. Социализация личности школьника: компетентнотный подход // Педагогическое образование в России, 2017. № 10. С. 11-16.
ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
Борисова А.И.
Борисова Алена Игоревна - студент, институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. Перечислены направления помощи детям с ДЦП. Приведены методы для эффективного лечения церебрального паралича, такие как физиотерапия, лечебный массаж, лечебная физическая культура, адаптивная физкультура и т.д. Вся система мероприятий по лечебной физической культуре ориентирована на то, чтобы помочь больному ребенку с ДЦП нормализовать двигательную деятельность, а при ДЦП, любые физические упражнения или действия можно считать лечебными.
Ключевые слова: ребенок, коррекция, детский церебральный паралич, лечение, двигательные нарушения.
Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии.
Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. В последние годы в нашей стране это отношение несколько улучшилось. Но, все еще сохраняется положение изоляции детей и людей с нарушениями здоровья и отсутствуют благоприятные условия для социальной интеграции их в различные социальные структуры [5, с. 42].
Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей