Научная статья на тему 'О подготовке аспирантов по гигиене питания'

О подготовке аспирантов по гигиене питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке аспирантов по гигиене питания»

Таблица 6. Распределение сорбированной ртути в известковой штукатурке с сернттой побелкой

Исследуемый слой

Количество Толщина поглощеи-слоя мм) нчй ртути

(В МГ/1)

Сернистая побелка с 50% серы . Близлежащий слой штукатурки . Остальная штукатурка......

8

1

0,32 0,35

0,03 (средняя

проба)

Опыты с некоторыми сернистыми красками и лаками показали, что наибольшее влияние примеои серы на величину сорбции паров ртути обнаружено у масляной краски на искусственной олифе. Это можно объяснить тем, что пленки, образуемые красками на искусственной олифе, менее плотны, чем пленки других красок, и допускают более тесное соприкосновение серы с парами ртути.

Оптимальным содержанием серы для красок нужно считать 5%.

1. Насыщение материалов водяными парами уменьшает их проницаемость для паров ртути, в то время как повышение температуры материалов увеличивает проницаемость. Влияние температуры более ясно выражается на мелкопористых материалах.

2. Материалы и ткани сорбируют различные количества паров ртути в зависимости от характера поверхности. Поглотительная способность тканей определяется также степенью аппретирования и составом красителей.

3. Сорбционная способность строительных материалов стен и потолков рабочих помещений может быть значительно повышена путем введения в .их состав порошкообразной серы. Такое покрытие можно рассматривать в некоторой степени как средство дополнительной очистки воздуха рабочих помещений от паров ртути.

О подготовке аспирантов по гигиене питания1

Из Ленинградского ордена Ленина Института усовершенствования врачей

имени С. М. Кирова

Проф. Ф. Е. Будагян поднял в печати важный и неотложный вопрос о подготовке аспирантов по гигиене питания и изложил свою точку зрения о задачах и методах ее выполнения

Со многими положениями автора можно согласиться, однако, некоторые из них требуют уточнения или изменения.

1 Печатается в порядке обсуждения.

1 Гигиена и санитария, № 4, 1951.

Выводы

■¿г -¿г

А. А. Адамова

39

А

Прежде всего следует отметить, как это « делает Ф. Е. Будагян, недостаточность трехгодичного срока аспирантуры и указать на необходимость удлинения его до 4 лет1. Наличие значительного количества аспирантов, не заканчивающих своих диссертации к концу 3-го года обучения, нельзя объяснить недобросовестным отношением к своим обязанностям как учащихся, так и руководителей; нужно искать причину в другом, а именно — в несоответствии между требованиями и возможностью их выполнения. Помимо обширной программы для сдачи так называемого кандидатского минимума, освоения теоретического материала разных дисциплин и методик разнообразных исследований, а также педагогической практики, аспиранты, в большинстве случаев не занимавшиеся раньше научной работой, должны выполнить кандидатскую диссертацию, требования к которой у нас серьезны и в отношении умелого подбора и использования литературы, критического разбора ее, анализа и обобщения собственных данных и представления выводов, имеющих научно-практическое значение. Всему этому должен научиться аспирант при оформлении диссертации. Не легко это дается начинающему, и требует достаточного времени. Конечно, у аспиранта есть руководитель, который, однако, должен направлять и контролировать работу аспиранта, но не подменять его.

Далее следует напомнить, что 'аспирантура должна подготовить не только научного работника, но и преподавателя высшей школы по определенной специальности. Ф. Е. Будагян упоминает об этом, отводя в своем проекте учебного плана для аспиранта 200 часов для педагогической практики, но совершенно не развивает мысль о подготовке будущего преподавателя, не указывает пути и методы ее. Между тем, чтобы научиться преподавать и не растеряться при первых шагах самостоятельной работы, аспирант должен серьезно подготовиться, для чего нужно прослушать курс практических занятий у опытного преподавателя и научиться у него умению освещать материал с позиций учения И. П. Павлова, методически правильно излагать его, и увязывать теоретические вопросы с вопросами санитарной практики.

Эту работу аспирант должен проводить во втором году при 3-го-дичном сроке обучения и в третьем году при 4-годичном сроке аспирантуры. В последний год обучения аспирант должен быть допущен к самостоятельному проведению занятий.

В связи с необходимостью подготовки аспирантов к преподавательской работе возникает вопрос, могут ли научно-исследовательские институты готовить эти кадры. Нам кажется, что некоторые научно-ис-следовательские институты имеют все условия для подготовки научных работников, но для приобретения педагогических навыков аспиранты должны быть откомандированы на соответствующую кафедру высшего учебного заведения под ответственность руководителя ее.

По вопросу о том, кого принимать в аспирантуру, Ф. Е. Будагян указывает, что предпочтение должно быть отдано лицам, имеющим не менее 2—3 лет стажа практической санитарной работы. Обстоятельство это следует особенно подчеркнуть, так как врач-практик, столкнувшийся с действительными запросами жизни, ищет на них ответа и эти поиски научного обоснования облегчают ему возможности наиболее успешно сочетать науку с практикой и умело отражать это в преподавании, что крайне необходимо.

Преподаватель-гигиенист, незнакомый с практической санитарной работой, не обеспечит должной подготовки кадров и особенно будет не

1 Редакция не может согласиться с этим предложением. Опыт лучших руководителей подготовки аспирантов показывает, что за 3-летннй срок вполне возможна разносторонняя и высококачественная подготовка специалистов.

на месте в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей. Хорошей базой для подбора аспирантов являются курсы специализации и усовершенствования санитарных врачей.

Учебные планы для аспирантов должны быть строго индивидуальны, так как подготовка аспирантов различна.

Мы не можем согласиться с мнением Ф. Е. Будагяна о том, что при прохождении аспирантуры должна быть предоставлена возможность «узкой специализации в той области, в которой аспирант предполагает работать». При коротком сроке аспирантуры и тех требованиях, которые предъявляются к аспиранту, готовить его как «узкого» специалиста можно только в ущерб его общей основной подготовке, которая необходима как научному работнику, так и особенно преподавателю. Специализация в «узком» профиле найдет свое место в будущей самостоятельной работе аспиранта.

Что касается указания Ф. Е. Будагяна о физиолого-биохимическом направлении в гипиене питания, то нам кажется излишним подчеркивать это, так как задачи гигиены как науки о здоровье людей и определяют ее направление. Недоучет этого приводит к тому, что одни авторы говорят о физиологическом направлении, другие указывают, что токсико-лого-химическому и микробиологическому направлению в гигиене также должно быть отведено не второстепенное место.

В нашей работе главным должно быть гигиеническое направление с правильным пониманием задач, когда на первом плане стоит человек (коллектив), его здоровье, его долголетие, предупреждение болезней, уменьшение вредного влияния внешней среды как путем изменения ее, так и путем укрепления организма и приспособления его к окружающим условиям, —словом, так, как говорил И. П. Павлов о будущей медицине, т. е. гигиене в широком значении этого слова. При решений же многообразных гигиенических задач приходится использовать и физиологию, и токсикологию, и химию, и микробиологию, и пр. Но чем бы мы ни пользовались, мы должны разрешать наши проблемы на основе материалистического учения И. П. Павлова о целостности организма, о единстве и взаимодействии его с внешней средой, о роли коры головного мозга и всей нервной системы. Это и должно составлять основу для дальнейшего развития гигиены. Свою работу мы должны проводить не только совместно с физиологами и биохимиками, но в зависимости от поставленных задач и с клиницистами, токсикологами и пр. Вот в каком направлении1 следует развивать у аспиранта-гигиениста «научное мышление», о котором пишет Ф. Е. Будагян.

В программу обучения аспирантов по гигиене питания, предлагаемую проф. Ф. Е. Будагяном, не включена статистика, знание которой помогает научному работнику правильно разработать данные своих исследований и сделать надлежащие выводы. Следует также отметить нереальность выполнения (вследствие недостаточного времени) намеченной программы по физиологии и биохимии. Аспирант для кандидатского минимума должен выдержать испытание по всему курсу физиологии (а не только по физиологии питания, как намечено в плане), в связи с чем необходимо прослушать курс лекций по избранным главам учения И. П. Павлова, познакомиться с некоторыми опытами великого ученого, освоить основные методы биохимических исследований. Но было бы неосновательно считать, что аспирант успеет, помимо этого, освоить методы изучения газообмена, усвояемости органических и неорганических веществ пищи и других сложных исследований. К этому следует добавить, что, подробно останавливаясь на изучении всех составных частей пищи, автор, конечно, чисто случайно пропустил витамины, которым, несомненно, должно быть отведено должное место.

Учитывая утвержденный в настоящее время трехгодичный срок аспирантуры, следует пока планировать работу на это время. Время для

обучения следует распределять таким образом, чтобы в первый год закончить изучение курсов диалектического и исторического материализма, физиологии, основных биохимических методов исследования, санитарной бактериологии с пищевыми отравлениями, иностранного языка, санитарной статистики. Что касается гигиены питания и методов исследования пищевых продуктов и пищевых веществ, то изучение этого курса также проводится на первом году обучения и заканчивается на втором со сдачей экзамена. Аспиранты готовятся по указанным предметам путем посещений лекций, самостоятельной работы с книгой, практического освоения основных методов гигиенических исследований, посещения пищевых предприятий. Все экзамены кандидатского минимума, Лро-ме гигиены, должны быть сданы в конце первого года обучения.

Второй год используется для окончания изучения гигиены питания, ознакомления с литературой по теме и реферирования ее, проведения экспериментальной часта диссертации, посещения лекций и практических занятий. Само собой разумеется, что аспирант, сдав экзамен по диалектическому материализму в конце первого года, в дальнейшем продолжает самостоятельно изучать произведения классиков марксизма-ленинизма и работы И. П. Павлова, также практикуется в своих знаниях иностранного языка при подборе литературы с консультацией преподавателя.

В течение третьего года заканчивается экспериментальная часть диссертации и подбор литературы, и работа оформляется. В то же время аспирант допускается к проведению практических занятий по гигиене питания.

Начиная со второго года обучения, аспирант должен участвовать в методических совещаниях кафедры, делать доклады-рефераты, а также сообщения о ходе своей научной работы. Во время обучения аспирант должен участвовать в общественной работе и в работе, проводимой кафедрой, по оказанию практической помощи органам здравоохранения. Аспирант в нашей стране должен быть подготовлен как советский научный работник, проникнут сознанием той величественной миссии, которую осуществляет наш народ.

Большая программа аспирантуры и сжатые сроки ее окончания требуют от аспирантов особого внимания, прилежания, настойчивого преодолевания трудностей.

"¿Г тйг ' £

М. К. Кузьмин

Ф. В. Овсянников как гигиенист

(К 125-летию со дня рождения)

Ф. В. Овсянников является одним из представителей отечественной медицины второй половины XIX века.

По своим общественно-политическим взглядам он близок русским революционным демократам. Его стремление «ввести в народ знания» и живейший интерес к жизни крестьян в условиях самодержавия говорят о его близости просветительным и демократическим идеям Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.