Научная статья на тему 'О подготовке аспирантов по гигиене питания'

О подготовке аспирантов по гигиене питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф Е. Будагян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке аспирантов по гигиене питания»

Реактивный раствор готовится растворением 1 мг красителя в 10 мл воды.

Часть золы исследуемого продукта (около 0,1 г) растворяют в нескольких каплях соляной кислоты (1:1) при нагревании. Раствор отсасывают и переносят в углубление капельной пластинки. Для окисления сурьмы в пятивалентную форму прибавляют несколько кристалликов нитрита натрия. Капельную пластинку слегка прогревают на водяной бане (для удаления следов окислов азота) и после охлаждения прибавляют каплю реактивного раствора. При наличии сурьмы появляется фиолетовое окрашивание. Чувствительность реакции — 1 7 сурьмы.

Открытие бария

Для открытия бария мы применили реакцию Файгля с родизонатом натрия. Родизонат натрия с барием образует оранжево-красный осадок родизоната бария. Применяются те же реактивы, что и при открытии свинца.

Часть золы исследуемого продукта растворяют в трех каплях буферного раствора. Через 2 минуты каплю полученного раствора переносят в углубление капельной пластинки и добавляют каплю раствора родизоната натрия. При наличии бария выпадает оранжево-красный осадок. Чувствительность реакции — 5 7 бария.

Ввиду того что и свинец, и барий дают разных оттенков красные осадки с раствором родизоната натрия, для идентификации этих металлов при одновременном присутствии их в исследуемом веществе нужно к полученному осадку прибавить 2 капли 10% раствора сульфата натрия. Осадок свинца от прибавления сульфата натрия не обесцвечивается, а осадок бария через 2—3 минуты полностью обесцвечивается в связи с образованием сульфата бария. Другие тяжелые металлы при pH среды, равной 2,8, реакции не мешают.

Выводы

1. Разработана система капельного анализа пищевых продуктов на наличие в последних примеси тяжелых металлов.

Q. Открытие тяжелых металлов производят в золе, полученной путем сухого щелочного сжигания.

3. Рассмотрены реакции для открытия:

Gu2 + , Zn2+, Pb2 + , Sn2+, Sb5+ и Ba2 + .

4. Определена чувствительность соответствующих реакций применительно к анализу пищевых продуктов.

5. В работе используются органические реактивы, позволяющие производить специфическое открытие указанных металлов.

# # Ъ

Проф. Ф. Е. Будагян

О подготовке аспирантов по гигиене питания1

Гигиена питания относится к числу сравнительно молодых отраслей советской гигиенической науки, чем и следует объяснить стремление К обсуждению ее содержания, систематизации ее проблематики, целей и задач. Подготовка аспирантов тесно связана с этими вопросами. Прин-

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

ципнальное обоснование и более правильная формулировка задач и методов советской гигиенической науки вообще и гигиены питания в частности облегчают подготовку руководящих научных и педагогических кадров, столь необходимых для многочисленных медицинских учебных заведений, научно-исследовательских институтов и санитарно-эпидемиологических станций.

Несмотря на то, что подготовка аспирантов по гигиене в Советском Союзе осуществляется более 20 лет, вопросы о путях и методах их подготовки в печати почти не освещались. Используя опыт, который накоплен за этот период в Институте питания АМН СССР (по отделу пищевой гигиены), мы попытаемся рассмотреть эти вопросы.

В статье «Опыт систематизации научной проблематики гигиены питания» 1 мы указывали, что гигиена питания разрабатывает вопросы, связанные с воздействием как полезных и необходимых для питания, так и вредных факторов. Например, мы стремимся ввести в пищу нужное количество белков, минеральных солей, витаминов и пр. и предохранить ее от попадания патогенных микробов и ядовитых веществ.

Названные две основные группы факторов отличаются между собой не только по своей гигиенической сущности, но и по методике изучения. В деятельности санитарного врача разрешение этих вопросов также требует различного подхода и методики. Разумеется, все эти факторы относятся к факторам внешней среды, которые изучаются с точки зрения влияния их на организм человека и на целые коллективы.

Проблемы, связанные с факторами, полезными и необходимыми для питания, разрабатываются в основном с помощью физиологических и биохимических методов исследования. Проблемы же, связанные с воздействием вредных факторов, изучаются главным образом при помощи микробиологических, токсикологических и химических методов.

В связи с этим возникает вопрос, какими методами должен овладевать аспирант, чтобы во время будущей своей самостоятельной деятельности он мог углубленно разрабатывать проблемы гигиены питания. При современных высоких требованиях к научной разработке гигиенических проблем и необходимости для этого глубоких теоретических и методических познаний вряд ли можно требовать, чтобы какой-либо один специалист в совершенстве владел знаниями в области физиологии с биологической химией, микробиологии и токсикологии с химией.

Следовательно, при подготовке аспиранта по гигиене питания возникает задача, помимо ознакомления его с основами теории и методики ведущих разделов (физиология с биологической химией, токсикология и микробиология), предоставить ему возможность узкой специализации в той области, в которой он предполагает работать в дальнейшем. Разумеется, тема аспирантской диссертационной работы должна соответствовать избранному направлению.

При приеме в аспирантуру следует отдавать предпочтение лицам, имеющим не менее 2—3 лет стажа практической работы в качестве пищевого санитарного врача (окончившим санитарно-гигиенический факультет).

По существующим установкам окончание аспирантуры должно завершаться защитой диссертационной работы. Последняя требует умения пользоваться методами научного исследования (указанными выше), которыми санитарный врач, как правило, не владеет. Это необходимо также для того, чтобы окончивший аспирантуру был подготовлен к работе гигиениста-эксперта по разнообразным вопросам, выдвигаемым местными органами здравоохранения, пищевой промышленности и др.

Все это заставляет обращать серьезное внимание на подготовительный к научной работе период, для которого следует отводить по воз-

' Гигиена и санитария, № 2, 1950.

можности 1У2—2 года, а для научно-исследовательской работы —2— 21/2 года. Таким образом, для подготовки научных работников данного профиля необходим четырехгодичный срок аспирантуры. Как показывает 20-ле'гйий опыт подготовки аспирантов по гигиене питания, принятый у нас трехгодичный срок при обычном контингенте аспирантов вынуждает или сокращать срок выполнения научной работы, иногда лишая аспиранта возможности завершить ее как диссертацию, или же ограничить общую подготовку, столь необходимую для овладения теоретическими и методическими основами гигиенической науки.

При прохождении учебного плана основное внимание следует обращать не столько на объем приобретаемых аспирантом знаний, сколько на их глубину. В процессе подготовки аспиранта необходимо способствовать выработке у него научного мышления. Аспирант должен работать по возможности самостоятельно, пользуясь соответствующими пособиями и литературными источниками, однако под повседневным контролем руководителя. Для облегчения этого контроля желательно, чтобы рабочее место аспиранта находилось в лаборатории руководителя; при этих условиях легче не только передавать аспиранту свой опыт и знания, но и воспитывать его научно-материалистическое мышление.

Серьезное внимание должно быть уделено составлению учебного плана аспиранта, а также подбору кандидата в аспирантуру. Индивидуальные качества, стремление к той или иной области исследования (методам исследования) и степень подготовки аспиранта являются факторами, которые необходимо учитывать при составлении учебного плана. Последний должен составляться как план индивидуальный. Исходя из содержания гигиены питания, из тех проблем, которые составляют основу данной отрасли гигиены (основу для создания оптимального питания населения), и следует решать вопрос об основном профиле (уклоне) аспиранта.

Физиолого-биохимическое направление, по нашему мнению, должно быть принято как основное для кафедр гигиены питания, научно-исследовательских институтов и крупных санитарно-эпидемиологических станций. Если в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, вследствие тяжелого положения в стране в переходный период от капитализма к социализму, мы по условиям того времени вынуждены были уделять много внимания профилактическим мероприятиям в целях борьбы с голодом и алиментарными заболеваниями (пищевые отравления, инфекции), то теперь, в переходный период от социализма к коммунизму, основной нашей задачей является обеспечение населения наиболее полноценным питанием. Это возможно лишь на сснове изучения физиологических основ гигиены питания. Направление токсиколого-химическое и микробиологическое должно занять второе место.

Говоря о направлениях, мы считаем важным подчеркнуть, что в плане подготовки каждого аспиранта должны быть отражены соответствующие дисциплины, но при этом не должен нарушаться принцип комплексной подготовки. Во время будущей самостоятельной деятельности научному работнику придется не только проводить эксперименты и научные исследования, но и руководить ими, привлекая в случае необходимости специалистов смежных областей (химиков, физиологов, микробиологов и др.).

Тема научно-исследовательской работы должна быть дана аспиранту не позднее начала второго года аспирантуры с тем, чтобы он мог тщательно продумать ее, ознакомиться с литературой. Приступая к выполнению научной работы, аспирант должен иметь хотя бы ориентировочный план. К этому времени он должен закончить изучение всех намеченных по учебному плану предметов, включая диалектический материализм и иностранные языки.

Весьма целесообразным следует считать проведение аспирантом педагогической работы в течение последнего года обучения, когда у него накопится уже известный опыт.

Считая исключительно важным удлинение срока аспирантуры по гигиене питания, мы приводим ниже проект учебного плана, рассчитанного на 4 года. ^

Год обучения Предмет Количество часов

Первый Диалектический материализм . . . Иностранные языки ........ Химия пищевых продуктов и пищевых веществ; общие методы их исследования .......... Физиология и биохимия питания; методы исследования ...... 300 200 400 500

Второй Пищевые отравления и инфекции; методы исследования ...... Гигиена пищевых продуктов; методы исследования и санитарная оценка Иностранные языки ........ Научно-исследовательская работа . . 500 500 200 300

Третий Нчучно-исследоьательская работа 1500

Четвертый Научно-исследовательская работа . . Практика педагогической работы 1300 . 200

Изучение химии пищевых веществ и методов их исследования должно помочь аспиранту лучше осветить следующий раздел — физиологии и биохимии питания. Под пищевыми веществами мы подразумеваем прежде всего белки, жиры и углеводы. Теоретическое изучение органической и биологической химии этих веществ сопровождается лабораторным, практическим изучением методов определения различных азотистых веществ (азот общий, аминокислотный, белковый, аммонийный), углеводов (клетчатка, крахмал, сахароза, восстановляющие сахара), методом выделения жира, определения физических и химических констант последнего.

Прохождение этого раздела будет способствовать не только пониманию механизма обмена веществ и энергетических процессов, происходящих в организме, но и облегчит усвоение состава пищевых продуктов и тех биохимических процессов, которые происходят в последних при длительном хранении, переработке, порче и пр. Следовательно, этот раздел облегчает изучение гигиены пищевых продуктов, методов их исследования и санитарной оценки, т. е. раздела предусмотренного в плане второго года обучения.

Изучение физиологии и биохимии питания должно по возможности сопровождаться освоением методов исследования 'например, газообмена, определения баланса азота (кальция, фосфора), определения усвояемости пищи и т. д. При изучении методов определения усвояемости целесообразно материал (пищевой рацион, выделения) исследовать не только на азот и сухой остаток, но и на минеральные элементы (кальций, фосфор, железо), на жир. Разумеется, все химические определения должны проводиться параллельно с двумя навесками вещества, чтобы выработать у аспиранта критерий точности в исследовательской работе.

При прохождении раздела пищевых отравлений и инфекций следует изучать их этиологию, эпидемиологию, клинические симптомы, научные основы профилактики и лабораторные методы исследования (микроби-

ологические, химические и др.). К микробиологическим исследованиям целесообразно приурочить и освоение методов, имеющих общее санитар-но-бактериологическое значение (определение титра кишечной палочки, общей бактериальной обсемененности методом счета колоний и др.), столь важных для гигиенической оценки многих пищевых продуктов.

Раздел гигиены пищевых продуктов, их методов исследования и санитарной оценки включает комплексное изучение важнейших пищевых продуктов: гигиена и технология их производства; физиологическая ценность, эпидемиологическая и токсикологическая характеристика; химико-микробиологическое их исследование с комплексной оценкой полученных данных.

Вопрос о подготовке аспирантов по гигиене питания, о сроках и направлении их подготовки является одним из важных вопросов, от решения которого зависит дальнейшее развитие в СССР данной отрасли гигиенической науки. Освещение этих вопросов на страницах печати, их широкое обсуждение помогут выработать необходимые организационные мероприятия.

«■ Ч-

А. Г. Потапов

Значение новой системы орошения сельскохозяйственных земель для профилактики

малярии

Из Воронежской областной противомалярийной стгнции

Постановление Совета министров СССР о переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ открывает широкие возможности развития искусственного орошения земель.

Это мероприятие является новым ярким свидетельством заботы нашей партии, правительства и товарища Сталина о дальнейшем подъеме культуры земледелия, повышении его производительности, получении изобилия продуктов для населения и сельскохозяйственного сырья для промышленности.

Постановление Совета министров СССР имеет важное значение и для дальнейшей борьбы с малярией и ликвидации ее как массового заболевания.

Вся система старого орошения основывается на применении густой сети постоянных каналов, разделяющих землю на мелкие поливные карты.

При новой системе орошения сеть состоит из постоянных и временных каналов. Временные каналы устраиваются только на время поливов и заравниваются в зависимости от требований механизации полевых сельскохозяйственных работ (вспашка, посев, уход за ним, уборка урожая). Постройка временных каналов и засыпка их производятся специальными машинами.

Густая сеть постоянных оросителей сокращает площади полива, так как каждый ороситель занимает полосу земли до 4 м и более по всей его длине (с резервами). Уничтожение постоянных оросителей и замена их временными позволяют при новой системе орошения увеличить за счет уничтожения постоянных каналов поливную площадь от 4 до 12%. Густая сеть постоянных оросителей, непроходимая для большинства мощных сельскохозяйственных машин, и мелкие поливные участки препятствуют применению передовой агротехники, механизации орошаемого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.