Научная статья на тему 'О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью'

О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1396
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЙ КРЕДИТ / ПРОСРОЧЕННЫЙ КРЕДИТ / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / БАНК / ЗАЕМЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смулов А.М., Нурзат О.А.

В статье отмечается, что проблемные и просроченные долги в коммерческих банках всегда являлись одной из основных проблем, требующих непрерывного и тщательного управления. В настоящее время, в условиях вялотекущего системного кризиса, данная проблема обострилась. В статье рассмотрена возможность организации специализированной структуры по возврату проблемных и просроченных долгов, принципиальная схема взаимодействия данной структуры с банком, другими подобными структурами, а также органами власти на территориальном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью»

Банковское дело

о перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью

А. М. СМУЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела E-mail:jeger@bk.ru

О. А. НУРЗАТ, соискатель кафедры банковского дела E-mail: oyumaa@mail.ru Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

В статье отмечается, что проблемные и просроченные долги в коммерческих банках всегда являлись одной из основных проблем, требующих непрерывного и тщательного управления. В настоящее время, в условиях вялотекущего системного кризиса, данная проблема обострилась. В статье рассмотрена возможность организации специализированной структуры по возврату проблемных и просроченных долгов, принципиальная схема взаимодействия данной структуры с банком, другими подобными структурами, а также органами власти на территориальном и федеральном уровнях.

Ключевые слова: кредитование, проблемный кредит, просроченный кредит, проблемная задолженность, управление, банк, заемщик.

Российский кредитный рынок до начала осени 2008 г. показывал достаточно устойчивые темпы роста. Банковская государственная система (БГС) и конкретные банки уверенно и надежно расширяли свое присутствие на различных сегментах этого рынка. Кредитование охватило все сферы российской экономики, включая и домашние хозяйства (население). Достаточно высокими приростами характеризовался ипотечный рынок жилья, стремительными темпами росли объемы кредитов населению (особенно на неотложные нужды и приобретение автомобилей).

Вместе с тем указанная в целом позитивная тенденция в сфере предоставления кредитов в квазирыночной российской экономике не могла не сказаться на повышении уровня рисков кредитования, абсолютном и относительном росте проблемной и просроченной ссудной задолженности. Последнее явление имеет объективный характер: чем больше объем и оборот выданных кредитов, тем больше появляется проблемно-просроченной задолженности, даже и при сохранении равных степеней, внешних по отношению к банкам и заемщикам, рисков. При правильной организации кредитного процесса, а также работе с проблемными кредитами темпы роста текущей (общей) ссудной задолженности должны опережать (и существенно) темпы роста просроченной.

Тем не менее, в настоящее время тенденция развития процесса банковского кредитования является прямо противоположной желаемой и той, которая наблюдалась несколько лет назад. Рост общей ссудной задолженности банковской системы за 2008 г. составил 1,4 раза, просроченной задолженности — 2,5 раза. В 2009 г. ситуация в лучшую сторону не изменилась, а по ряду сегментов кредитного рынка и ухудшилась. Причинами такого положения дел явились как объективные факторы (не преодоленный до настоящего време-

ни системный кризис БГС и экономики в целом), так и субъективные факторы, к которым, прежде всего, относятся недостатки по управлению процессом кредитования и по возврату (взысканию) кредитов. По мнению авторов, во многих, и даже в крупных коммерческих банках отсутствует научно обоснованная, и даже просто хорошо продуманная системная работа с проблемными и просроченными кредитами. Решения, которые принимались руководителями банков, не были ориентированы ни на перспективу, ни на конечный результат, не учитывали возможное обострение финансово-экономических кризисных процессов, не целе-полагались на снижение объемов проблемных кредитов. «Положительный» результат работы с проблемными кредитами достигался в основном «балансово-косметическими» способами и схемами «дружественных» перекредитовок заемщиков, совершаемых до последней возможности.

Все это неизбежно привело к накоплению изрядного количества качественных и количественных проблем в сфере отечественного банковского кредитования, которые настоятельно требуют своего разрешения.

В качестве пути обеспечения эффективного управления кредитным портфелем банка предлагается методика организации работы с проблемной и просроченной ссудной задолженностью посредством создания зависимой от банка структуры, работающей с проблемной задолженностью в жестком взаимодействии с банком и в его интересах, однако сформированной вне штата банка. Степень отношений зависимости банка и такой структуры может быть различна: от полного ее контроля через уставный капитал до совместного сотрудничества в рамках организационно-правовых взаимоотношений интегрированной бизнес-группы (ИБГ).

Некоторые руководители банковских структур считают, что создание такого рода подразделения будет говорить о слабости кредитной организации, будет указывать на ее неблагополучное положение и на этой основе такие руководители отказываются от введения внешней организационно-правовой структуры. Однако мнение это неверное, так как в условиях циклически повторяющихся кризисов и перманентной стагнации экономики иметь хорошо управляемую и альтернативно разветвленную систему, являющуюся мощным центром по организации этого очень специфического рода банковской (и не только) деятельности, необходимо. Это должно быть отдельное и подконтрольное банку, внешнее по отношению к нему подразделение с

высококвалифицированным кадровым составом и разнообразным инструментарием для достижения своей основной цели — возврата долгов банку (методами и инструментами, которые самому банку, в силу законодательных и/или иных ограничений, недоступны). Создание такого органа будет свидетельствовать о четко понимаемой и правильно оцениваемой руководителем банка ситуации на кредитном рынке страны и готовности не только пассивно созерцать, но и активно влиять на формирование кредитно-инвестиционной стратегии банка, одним из направлений которой является снижение уровня невозврата кредитов и профилактика возникновения проблемных активов.

Практический опыт работы авторов в коммерческих банках свидетельствует о том, что работу с просроченной задолженностью не следует поручать непосредственно кредитующим подразделениям, как это делается в настоящее время в подавляющем большинстве кредитных учреждений. За множественностью текущих дел по выполнению главной задачи этих подразделений — предоставлению кредитов, работа с просроченной задолженностью переходит на второй план, что снижает ее эффективность. Кроме того, банковские служащие, «причастные» к выдаче кредитов, в работе с проблемными долгами вольно или невольно стараются сгладить недостатки в своей работе и в работе своих коллег, приукрасить положение дел, зачастую принимая при этом заведомо неэффективные решения.

Условно назовем предлагаемую к рассмотрению структуру фондом по работе с проблемными активами (далее — Фонд). Необходимо отметить, что под управлением проблемными активами авторы предполагают не только работу по санации проблемной ссудной задолженности кредитной организации, но и в некоторых случаях управление имущественным комплексом должника, и даже его финансовыми (денежными) потоками. Пусть Фонд создается в форме абсолютно (стопроцентно) контролируемого дочернего предприятия заинтересованного банка. Ядро кадрового потенциала Фонда должны составить профессионалы, имеющие значительный жизненный опыт, а также существенный (не менее 10—15 лет) опыт работы в подразделениях, занимающихся кредитованием, проектным финансированием, финансированием строительных проектов или непосредственно возвратом проблемных и просроченных долгов. В штат Фонда должны предпочтительно входить специалисты финансово-экономического, кредит-

ного, психологического, юридического (с опытом арбитражной практики), бухгалтерского, налогового профиля и специалисты по безопасности. Они должны уметь мыслить стратегически, т. е. искать и находить пути решения возникших проблем.

Анализ работы банков с проблемной задолженностью показывает, что эффективность такой работы напрямую зависит от системы ее организации как на внутрибанковском уровне, так и на уровнях внешних по отношению к банку.

Внутри банка необходимо создать подразделение, которое будет непосредственно взаимодействовать с Фондом. Функция данного подразделения — это без потерь и искажений передавать информацию о задаче (от банка Фонду) и отчеты по проделанной работе (от Фонда банку). При этом это подразделение должно квалифицированно выполнять координирующие, обеспечивающие и, наконец, контролирующие функции по отношению к Фонду.

Важными задачами для создаваемого внутри банка подразделения являются:

— получение ценных знаний, навыков и умений из опыта ситуаций по возникновению проблемных кредитов;

— способность предотвращать подобные ситуации в своей дальнейшей работе;

— умение нейтрализовывать возникающие негативные последствия (предвосхищать их возникновение).

Такая функция необходима, поскольку практика работы показывает, что если не принимать в расчет чисто криминальные случаи невозврата долгов, то ответственность за возникшую проблему распределяется между сторонами (кредитор и заемщик) поровну. Для того чтобы найти решение проблемы, надо глубоко изучить предпосылки ее возникновения, вскрыть ранее допущенные просчеты, в том числе (и в первую очередь) совершенные сотрудниками банка. Необходимо еще раз отметить, что результат работы такого подразделения должен заключаться в профилактике возникновения конфликтно-кризисных ситуаций в системах типа «банк-заемщик».

Целью работы Фонда ставится принятие и эффективное управление активами предприятий (крупных проблемных должников банка), санация их производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности и баланса для сохранения существующего и развития действующего производства. Фонд не ставит перед собой цели по ликвидации проблемного заемщика (если только

эта процедура не является частью плана санации) и возврата просроченной задолженности любой ценой. Стратегической задачей Фонда является вывод предприятия-должника из кризисной ситуации, восстановление его былого производственно-экономического потенциала (или создание гораздо большего) и возврат задолженности банку в максимально возможном объеме. Фонд идет на крайние меры лишь тогда, когда ликвидация должника является единственным способом вернуть долг или хотя бы его часть.

Основные принципы, которые должны быть заложены в организацию работы Фонда, следующие:

1) предупреждение перехода кредита в разряд проблемных: Фонд (наряду с основными подразделениями банка, непосредственно занимающимися кредитованием) с правом совещательного голоса участвует в процедуре принятия решения о размещении активов, особенно в крупных размерах, либо дает дополнительное экспертное заключение по подобным проектам;

2) полнота и комплексность подхода к решению проблемы и/или созданию условий клиенту и банку для плодотворного взаимовыгодного сотрудничества: использование всех средств, предоставленных законом и подзаконными актами, для организации совместной работы с проблемным должником на любых этапах функционирования заемщика в пределах сроков действия кредитного договора (обязательств по кредиту), а по желанию предприятия и банка — и в другие сроки. В том числе, возможна ситуация предварительного сотрудничества Фонда с предприятием, определяющая возможность дальнейшего получения последним банковского кредита. Фонд разрабатывает различные стратегии работы с учетом как финансово-экономических, так и организационно-правовых, производственно-технологических, социальных, психологических и других особенностей предприятий-должников и их руководителей. Задача Фонда состоит в том, чтобы донести эти стратегии до участников процесса в виде детализированных тактических и оперативных методов управления кредитами, в том числе и проблемными;

3) эффективность принятия мер: результатом работы Фонда должно быть реализованное или потенциальное (получаемое при реализации активов) общественное благо, а также прибыль (доход) как банка, так и самого Фонда. Должен быть принят во внимание и временной фактор: в практике работы зачастую целесообразно идти на текущие потери в

целях достижения положительного стратегического результата в обозримом будущем;

4) нарастание положительного эффекта: должник, который не может рассчитаться единовременно, должен возвращать долг частями, но по согласованному графику и под пристальным контролем Фонда (совместно с банком). Положительный эффект должен проявляться и в росте совокупной положительной оценки функционирования должника;

5) изучение и внедрение в практику работы Фонда и банка опыта российских и зарубежных финансовых институтов в области осуществления операций по избежанию и снижению рисков возникновения проблемных кредитов (активов), обеспечения стопроцентного возврата всех выданных кредитов (не исключая и перешедших в категорию проблемных и просроченных).

Схема взаимодействия Фонда с внешними структурами представлена на рис. 1.

Одним из основных объектов в схеме является банк-кредитор (далее — Банк). Главная задача Банка состоит в том, чтобы своевременно выявить признаки проблемности ссудной задолженности в кредитном портфеле и при необходимости принять решение о привлечении Фонда к участию в проведении работы по возврату задолженности или полной передаче задолженности последнему.

На схеме показан порядок взаимодействия Фонда с внешними участниками, задействованными в процессе возврата задолженности, такими как банки-партнеры банка-кредитора, Фонды по работе с проблемными активами, созданные банками-партнерами, коллекторские агентства, территориальные органы власти и управления (субфедеральные, местные администрации и др.), а также учтен факт необходимости применения опыта различных отечественных и зарубежных финансовых институтов, который необходим Фонду для повышения эффективности своей работы и взаимодействия с партнерами. При реализации некоторых сложных проектов, требующих высокой квалификации и уровня знаний в определенной и особо специфичной отрасли (например, в

авиационной, автомобильной, нефтегазовой, химической и др.) Фонду целесообразно формировать специализированные подразделения по работе с проектами. Подобные подразделения могут создаваться на временной основе, на период существования конкретного проекта, разработки и внедрения стратегии, реализации технико-технологической схемы производства и возврата долга. Возможно использование временных трудовых коллективов, состоящих из сотрудников узкого профиля (но высочайшей квалификации), глубоко знающих особенности данной отрасли, ее производственные и технико-технологические особенности и/или особенности ведения бизнеса в ней. При этом сотрудники Фонда общей специализации (аналитики, специалисты по методам антикризисного, стратегического и др. управления, бухгалтера, юристы и т. п.) формируют собой постоянный штат Фонда. Для повышения управляемости Фонда и роста качества его работы количество подобных крупных и сложных проектов, одновременно находящихся в работе, целесообразно иметь в пределах 5—7 ед. на одно спецподразделение.

Возможны варианты обоюдовыгодного взаимодействия Фонда с другими фондами, например, в случаях возникновения проблем у предприятия специфической отрасли или региона, в которых у какого-то из таких фондов уже накоплен существенный положительный опыт работы. Возможно привлечение иных фондов и в качестве экспертов-аудиторов. Фонду требуется проанализировать, какой из вариантов организации работы с предприятием-должником будет предпочтительней по производственно-технологической эффективности и общей экономической целесообразности.

Как вариант организации структуры банковской деятельности при работе с кредитами

Банки- Фонды

партнеры

Банк-кредитор

Опыт иных финансовых институтов

Территориальные органы власти и управления

Фонд банка-кредитора

о

Коллекторские агентства

Специализированные подразделения проектов

Предприятие-должник

Рис. 1. Схема взаимодействия Фонда с внешними структурами

интересен опыт сберегательных касс Германии, взаимодействующих с обособленным аналитико-расчетным центром (АРЦ) (рис. 2). Сберегательные кассы Германии объединены в ассоциацию, при которой создан единый АРЦ, где консолидируется вся информация о заемщиках, производится расчет кредитоспособности потенциальных и оценивается состояние финансово-хозяйственной деятельности реальных заемщиков. На постоянной договорной основе немецкие сберегательные кассы направляют в АРЦ отчеты, содержащие актуальные данные о результатах деятельности предприятий-заемщиков. Аналитико-расчетный центр консолидирует и хранит эти данные, а банки в свою очередь имеют возможность запрашивать ретроспективную информацию о любой компании, являющейся их потенциальным или реальным заемщиком. Банки могут обращаться к услугам АРЦ не только на этапе выдачи кредита, но и в любой момент времени в процессе мониторинга кредитного портфеля, в том числе и при появлении проблем по кредитам.

Необходимо отметить, что внутренняя организационная структура линейно-функционального деления в банке может быть представлена в виде департаментов, подразделений, служб, управлений, отделов, секторов и т. п.

Примерная схема взаимодействия сберегательных касс с АРЦ представлена на рис. 2. На этой схеме указан следующий алгоритм:

1) компания обращается в Банк с заявлением о предоставлении кредита, предоставляет все не-

рис. 2. Примерная схема взаимодействия сберегательных касс и АРЦ в Германии

обходимые регистрационно-правовые и финансово-экономические, балансовые и налоговые документы;

2) уполномоченный сотрудник подразделения по работе с клиентами банка обращается в АРЦ с электронным запросом о предоставлении анализа (расчета-прогноза) финансово-экономического состояния и уровня кредитоспособности компании-заявителя и направляет в АРЦ необходимую текущую информацию, предоставленную этой компанией. Из АРЦ поступает стандартный отчет, содержащий расчет установленных офертным договором с АРЦ финансово-экономических показателей компании в динамике за последние 3—5 лет (данные за предыдущие годы добавляются к расчету из базы данных самого АРЦ) и оценку кредитоспособности заявителя;

3) при достаточном для Банка уровне кредитоспособности, удовлетворительной динамике регрессивных показателей и наличии решения уполномоченного органа банка о выдаче кредита сотрудник подразделения по работе с клиентами направляет в подразделение оформления договоров с клиентами распоряжение о выдаче кредита (Да). При недостаточном уровне показателей деятельности компании Банк отказывает в выдаче кредита (Нет). Также возможен вариант, когда Банк предлагает пересмотреть заявку на выдачу кредита при условии улучшения компанией своих показателей или пересмотра параметров кредита (к примеру, реализация менее емкого финансового проекта,

оформление дополнительного обеспечения третьих лиц и т. п.);

4) сотрудник подразделения оформления договоров с клиентами связывается с компанией в целях оформления всех необходимых документов на выдачу кредита и обеспечения его фактической выдачи в установленном порядке.

При этом все данные о финансово-экономических показателях компании АРЦ получает из базы данных статистической информации. Подобное сотрудничество между Банком и АРЦ осуществляется не только в случаях рассмотрения возможности выдачи компании кредита, но

и в ходе текущего мониторинга состояния и качества кредитного портфеля банка, который осуществляет подразделение финансового мониторинга, взаимодействуя при этом с другими подразделениями банка, в частности с подразделением оформления договоров с клиентами. Необходимо отметить, что на данный момент времени под функциями подразделения кредитной организации, осуществляющей мониторинг деятельности компаний, понимается анализ и мониторинг лишь финансово-экономических показателей компаний. В рассматриваемом случае (в отличие от взятого за образец подразделения) подразделение, отвечающее за мониторинг активов, наделяется выполнением функций комплексного мониторинга и анализа, включающего как финансово-экономические, так и производственно-хозяйственные, технико-технологические и иные критерии — показатели деятельности (процессов, функционирования) компаний-заемщиков.

Очевидны достоинства рассматриваемой схемы работы:

— отсутствие необходимости в каждом банке ассоциации (холдинга) или его филиалах формировать обособленный локальный центр расчетов. Банк значительно экономит на издержках по сбору дополнительной экономико-статистической информации о клиенте;

— Аналитико-расчетный центр, являясь узкоспециализированным агентом, может располагать существенно более квалифицированными методи-ко-методологическими, научно-теоретическими, экспертными, расчетно-практическими и кадровыми ресурсами;

— база данных подобного АРЦ «подпитыва-ется» от всех ассоциированных банков, органов государственной статистики, научно-исследовательских учреждений и может существенно превосходить по объему базу данных любой кредитной организации или локального центра расчетов;

— поскольку необходимые данные консолидированы и систематизированы в едином специализированном центре, то многократно упрощается работа по поиску необходимой информации, существенно увеличивается скорость ее получения и качество обработки;

— при организации кредитования указанным способом исключается возможность одобрения выдачи кредита сотрудником банка, заинтересованным в данной выдаче. Это достигается за счет разделения функций приема от компаний заявлений на выдачу кредита, непосредственной оценки

кредитоспособности потенциальных заемщиков (оценка в большей части производится формализованно — вычислительной машиной, но все же не без участия человека) и одобрения выдачи кредита. Такое функциональное разделение не упраздняет единой ответственности сотрудников кредитующего подразделения за общий результат — своевременный возврат кредита и причитающегося банку вознаграждения.

Взяв за основу указанный опыт, предлагается структура организации работы Банка с кредитами (активами, в том числе с проблемными) при взаимодействии с подобным АРЦ, а также с Фондом. Необходимо отметить, что заинтересованные компании самостоятельно и добровольно на постоянной основе будут предоставлять финансово-экономические показатели своей деятельности в АРЦ, а Банк будет запрашивать у АРЦ не только стандартные отчеты, но и дополнительные данные по компаниям (в пределах доступного множества статистических и иных показателей).

Интегральная схема взаимодействия Банка, АРЦ и Фонда в процессе осуществления банковского кредитования, в том числе при появлении проблемной ссудной задолженности и работе с ней, представлена на рис. 3.

На схеме представлены структура и процесс организации работы Банка при кредитовании и управлении проблемной задолженностью, показано взаимодействие кредитной организации с Фондом и внешним АРЦ. Процесс функционирования системы рассмотрен на двух уровнях: внешнем — «Банк — внешний АРЦ», «Банк — Фонд»; внутреннем — между подразделениями банка.

На внешнем уровне выделяются связи:

— внешнего АРЦ с компанией (предоставление компанией отчетов о показателях текущей финансово-хозяйственной и др. деятельности (1);

— внешнего АРЦ с Банком (запрос Банком показателей финансово-хозяйственной деятельности компаний, потенциальных или реальных заемщиков (2); обмен информацией между внешним АРЦ и АРЦ Банка (3);

— компании и Банка (рассмотрение Банком заявления компании на выдачу кредита и последующая выдача кредита или отказ в кредитовании (4);

— компании и Фонда (взаимодействие Фонда и компании при «докредитной» работе, работе в процессе нормального обслуживания кредитов и работе с проблемными кредитами, которая производится напрямую с Фондом (16), совместно с подразделением комплексного мониторинга (5),

Рис. 3. Интегральная схема взаимодействия Банка, АРЦ (внешнего и внутреннего) и Фонда

подразделением по работе с проблемными активами (6) и другими заинтересованными подразделениями Банка.

Отдельно отмечены связи Банка и Фонда, которые показывают их взаимодействие в процессе управления проблемной задолженностью (7).

На внутрибанковском уровне рассматривается взаимодействие службы кредитования с другими подразделениями Банка, принимающими участие в организации и реализации процесса банковского кредитования: подразделения бухгалтерского, налогового, юридического сопровождения, подразделение управления рисками, подразделение по работе с залоговыми активами, служба экономической безопасности (8). Также показано взаимодействие с данными структурами подразделения по работе с проблемными активами (9).

Взаимодействие подразделений проявляется в следующих совместных действиях:

— сотрудники подразделения по работе с клиентами (ПРК) осуществляют поиск потенциальных клиентов, получают от них требуемую для анализа кредитоспособности заемщика информацию и передают всю информацию сотрудникам подразделения оформления договоров с клиентами (10);

— сотрудники подразделения оформления договоров с клиентами вносят необходимые актуальные данные (заявление на выдачу кредита, кредитная история, показатели финансово-хозяйс-

твенной деятельности и др.) в АРЦ для обработки, одновременно направляют материалы по клиенту в подразделение психологического мониторинга (ППМ) (11); на основе предоставленных данных АРЦ Банка формирует оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков, а сотрудники ППМ по итогам собеседований с заемщиком или руководством заемщика формируют профессиональное психологическое мнение о «благонадежности» заемщика. Другие заинтересованные подразделения на основе данных в АРЦ Банка формируют заключения в рамках своей компетенции (заключения юридической службы, службы экономической безопасности, управления рисками) и заносят их в АРЦ Банка (15). Итоговые заключения экономического и психологического анализов с положительным или отрицательным вердиктом о выдаче кредита, принятым компетентным органом Банка, направляются в ПОДК (12);

— сотрудники ПОДК при положительном результате проведенных анализов и одобрении выдачи кредита готовят необходимый «пакет» документов для формирования полного кредитного досье и обеспечивают заключение с заемщиком кредитного и всех необходимых дополнительных договоров. При отрицательном результате сотрудники ПОДК через ПРК направляют клиенту отказ либо предлагают повторно обратиться в ПРК и рассмотреть новую скорректированную заявку (13);

— сотрудники подразделения комплексного мониторинга (ПКМ) и ППМ производят постоянный, тщательный мониторинг финансового положения заемщиков, качества выданных кредитов, дисциплины погашения задолженности, отслеживают любые изменения в финансово-экономической, производственно-хозяйственной деятельности заемщика (включая психологическое состояние, морально-психологический климат в коллективе и руководящих органах заемщика), учитывая также публикации в СМИ, мнения партнеров, конкурентов и прочих контрагентов заемщика, его репутацию и т. п., взаимодействуя при этом между собой и при необходимости с подразделением по работе с проблемными активами

(14). Результаты мониторинга и предварительного анализа на постоянной и своевременной основе передаются в АРЦ Банка, который производит необходимый анализ во всей его полноте и обеспечивает встречное предоставление информации

(15). К результатам анализа (заключениям), проведенного АРЦ, имеют доступ все уполномоченные подразделения Банка, каждое из которых может быть ограничено индивидуальным уровнем доступа, позволяющего видеть обозначенный объем информации. Доступ к полному объему информации имеет подразделение по работе с проблемными активами, а также аналитические подразделения (ПКМ и ППМ) (15). Необходимо отметить, что информация по кредитам, консолидирующаяся в АРЦ, при необходимости (при запросах) кредитного сотрудника «высвечивается» (распечатывается) в форме карточки с полями, содержащими наиболее важную информацию по кредиту. При появлении каких-либо отклонений от нормального режима функционирования заемщика «визуальная» карточка (напоминание) автоматически помечается «тревожным флажком-сигналом» для привлечения внимания кредитного сотрудника (либо его руководителя в случае отсутствия сотрудника).

При работе Фонда по возврату проблемных активов Банка происходит его взаимодействие с компаниями-должниками, которое осуществляется в зависимости от состояния сделки, либо через подразделение по работе с проблемными активами, выполняющее стратегические и методологические функции в рамках сотрудничества с Фондом, либо через подразделение комплексного мониторинга в целях решения каких-либо тактических и текущих вопросов.

В силу особой важности необходимо отдельно обозначить степень участия в процессе подразде-

ления психологического мониторинга. На этапе рассмотрения заявки на получение кредита необходимо профессиональное суждение сотрудника ППМ о психологическом состоянии заемщика с целью, в частности, выявления возможных неадекватных действий, злого умысла и мошенничества с его стороны, которые могут привести в будущем к неразрешимым конфликтам и появлению кредита, являвшегося проблемным с момента выдачи. Профессиональный психологический анализ незаменим и в случае отсутствия кредитной истории заемщика. Сотрудник ППМ должен производить мониторинг перед выдачей кредитов и выявлять признаки возможных конфликтов и проблем в отношениях клиента с Банком с целью немедленного (упреждающего) реагирования на них, причем в целом ряде случаев сотрудник Банка способен предвидеть проблемы по кредиту ранее самого заемщика. Опыт сотрудника ППМ также может быть незаменим и в процессе разрешения конфликта между заемщиком и Банком. Данное подразделение может и должно вести внутренний мониторинг психологического состояния сотрудников службы кредитования и проблемных кредитов, безусловно подверженных стрессовым перегрузкам и перманентным конфликтам, анализ общего морально-психологического климата в коллективах подразделений. Результатом такого постоянного наблюдения должны быть предложения-рекомендации личностного и социального планов, предложения руководителям Банка и подразделений по разрядке психологической напряженности. Следует признать целесообразным создание подразделения психологического мониторинга в каждом Банке, ведущем активную кредитную политику.

Следует дополнительно разъяснить и роль АРЦ Банка. Это не только организационная структура, но и база данных, и носитель некой программы, анализирующей входные данные о финансово-хозяйственном состоянии заемщика, выдающей результаты ретроспективной, текущей и прогнозной оценки его состояния, содержащей все введенные и сохраненные данные, а также выдающей «подсказки» по дальнейшим действиям, которые необходимо предпринять сотрудникам Банка, чтобы предотвратить или устранить проблемы по кредиту. Механизм действия данного программного обеспечения класса «экспертно-аналитической обучаемой и самообучающейся рекомендующей системы» предполагается следующий: после ввода основных формализованных показателей по конкретной сделке (показатели деятельности заемщика,

отрасли и др.) в базу данных системы, программа, сопоставив введенные фактические данные с типовыми данными матрицы признаков проблемности сделок и матрицы сценариев поведения заемщика, определяет состояние сделки и выдает пользователю оценку создавшегося положения, признаки проблемности сделки и перечень необходимых типовых первоочередных мер в целях улучшения качества кредита (актива) [3].

Подобную организацию взаимодействия АРЦ, Банка и третьих лиц можно применить на региональных и федеральном уровнях (рис. 4).

После выдачи кредита возможны несколько вариантов развития событий, и в зависимости от них — различные пути взаимодействия Банка и Фонда в каждом отдельном случае.

Вариант 1: возникновение признаков проблемности кредита и дальнейшее отсутствие реализации признака (образование просроченной задолженности по основному долгу или процентам по техническим причинам; общее ухудшение показателей отрасли деятельности заемщика без дальнейшего ухудшения положения самого заемщика). В данном случае подразделение комплексного мониторинга отслеживает и фиксирует предпосылки возникновения проблем по выданному кредиту. Далее ПКМ отмечает в базе данных этот кредит как предварительно проблемный и наблюдает за ним в течение установленного Банком срока. При

Рис. 4. Схема взаимодействия АРЦ, кредитных организаций и третьих лиц на региональном и федеральном уровнях

отсутствии дальнейшей реализации признаков проблемности кредита или устранении данных признаков (поступление денежных средств при технической просрочке) ПКМ снимает этот кредит с контроля и выводит из портфеля предварительно проблемных кредитов.

Вариант 2: возникновение проблемного кредита и дальнейшее разрешение проблем по нему на уровне подразделения по работе с проблемными активами (ПРПА). Подразделение комплексного мониторинга отслеживает и фиксирует признаки проблемности по выданному кредиту (ухудшение финансово-хозяйственного состояния заемщика, ухудшение качества обеспечения, нарушение условий обслуживания долга и т. п.). Далее подключается ПРПА, которое производит не только стандартные и принятые в Банке процедуры по улучшению качества кредита и обслуживания долга, но также предпринимает все возможные юридические и фактические действия по возврату долга, привлекая к работе ППМ, которое анализирует психологический аспект проблем и предлагает возможные пути влияния на заемщика (или сотрудников банка). В случае положительного результата комплекса мероприятий ПРПА заносит эти данные в АРЦ Банка. Кредитование данного заемщика продолжается.

Оба предыдущих варианта подразумевают разрешение возникающих по кредиту проблем на уровне Банка, т. е. без участия Фонда и его структур. Далее рассмотрим вариант разрешения проблемных кредитов с привлечением Фонда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант 3: возникновение проблемного кредита и дальнейшее разрешение проблем по нему с привлечением Фонда или его структур. Подразделение комплексного мониторинга отслеживает и фиксирует признаки проблемности по выданному кредиту, подключаются ПРПА и ППМ. В случае невозможности в разумные сроки достичь положительного результата Банк принимает решение и ПРПА передает данный кредит Фонду (в том числе, возможно, юридически и фактически, т. е. с баланса Банка на баланс Фонда) для

дальнейшей работы с ним. Одновременно эта информация отмечается в АРЦ Банка в целях приостановления дальнейшего финансирования данного заемщика. В случае положительного результата работы с заемщиком Фонд сообщает в ПРПА об устранении проблем по кредиту и возвращает его Банку, в свою очередь ПРПА заносит в АРЦ Банка информацию об устранении проблем по данному заемщику. Повторное (дальнейшее) кредитование заемщика становится возможным.

В процессе работы по устранению проблем по кредиту, улучшению его качества и обслуживания естественным образом выясняется и виновная сторона. Таким образом, становится очевидным, было ли допущено нарушение или упущение со стороны Банка, когда проблема возникла в результате ошибочной оценки кредитоспособности заемщика или недостаточно тщательного мониторинга кредитного портфеля, либо кредит не возвращался по вине заемщика (что в свою очередь может происходить преднамеренно либо в результате не зависящих от заемщика обстоятельств (ухудшение условий деятельности, невыполнение обязательств контрагентами, форс-мажорные обстоятельства и т. п.). В зависимости от выявленных причин Банку следует решать вопрос о дальнейших действиях, в том числе и о дальнейшем сотрудничестве с заемщиком.

В отдельных случаях приостановление кредитования бывает опасным и даже губительным для функционирования заемщика и соответственно качества дальнейшего обслуживания им банковского кредита. Например, заемщику могут потребоваться дополнительные финансовые вложения (кредитование) в производство (инновационные технологии) либо оборотные средства для решения проблем (временных либо связанных с возникновением «узкого места»). При финансовой поддержке Банка и успешном «прохождении» такого «узкого места» производство, товарный и денежный оборот заемщика стабилизируются и развиваются. Дополнительное кредитование конкретного участка деятельности заемщика носит название «точечного» кредита» («точечных инвестиций») [3, 6]. Банку и Фонду в данном случае необходимо тщательно проанализировать деятельность должника, найти «узкое место», разрешение которого обеспечит значительный производственный и экономический эффект (прирост добавленной стоимости) при сравнительно небольших затратах. Необходимо отметить, что это — целевое кредитование заемщика, решение о котором принимается после тщательного и всестороннего анализа, а не просто

бездумное и неограниченное предоставление ему дополнительных кредитных средств. Максимально возможная сумма дополнительных кредитов обусловливается при этом экономическими возможностями предприятия, к примеру, рентабельностью его производства.

Взаимодействие Банка и Фонда по варианту 3 может быть реализовано на основании:

1) агентского договора на оказание услуг по взысканию долга между Банком и Фондом, в котором вознаграждение Фонда устанавливается в процентах от суммы фактического возврата долга. Передача долга с баланса Банка на баланс Фонда не производится. Погашение долга заемщиком производится, преимущественно, непосредственно на счет Банка, а доход Фонда перечисляется ему Банком в сроки, оговоренные агентским договором;

2) сделки, осуществляемой по типу «РЕПО». В данном случае Банк передает со своего баланса на баланс Фонда проблемные кредиты (активы), в обмен Фонд передает Банку иной актив, чаще в виде ценных бумаг (например векселя). По взысканию долга Фонд передает взысканные денежные средства в Банк, который в свою очередь возвращает ценные бумаги Фонду. Вознаграждением Фонда может, в частности, являться заранее оговоренная сумма дисконта, на размер которой была уменьшена величина передаваемой Фонду проблемной задолженности. Возможны и иные условия вознаграждения, определяемые собственно характером и типовыми условиями сделки вида «РЕПО»;

3) договора цессии (уступки прав требования) задолженности. Производится передача проблемного долга с баланса Банка на баланс Фонда, который выкупает проблемные долги у Банка по оговоренной цене. Предполагается, что Фонд предварительно анализирует предстоящие затраты по санации долга, потенциальные доходы и, оценив экономическую эффективность различных вариантов управления задолженностью, может прибегнуть к одному из них (в частности, продать долги стороннему инвестору по более высокой цене либо продолжить работу по возврату долга). Разница от продажи кредита инвестору (либо возвращенная задолженность в размере, превышающем уплаченную Фондом цену по уступленным требованиям по кредиту) будет составлять доход Фонда. Схематично указанные варианты представлены на рис. 5.

Очевидно, что при реализации любого из сценариев крайне важным моментом является вопрос передачи кредитов (признанных проблемными или предварительно проблемными) от одного подраз-

С

Счета погашения задолженности

)

Банк

Должник

.УЧ.

Портфель проблемных кредитов

Подразделение комплексного мониторинга (ПКМ)

Признаки не устранены (реализованы е проблемы

Подразделение психологического мониторинга (ППМ)

Выявлены признаки проблемности по кредиту

V

Признаки устранены

УУ

Под разделе ние

по работе с проблемными активами (ПРПА)

Проблемы

Проблемы устранены

Кредитование приостановлено

Аналитико-расчетный центр банка

Взаимодействие при непогашении кредита должником:

- при агентском договоре: Фонд не получает от Банка вознагр аждение;

- при договоре РЕПО: Фонд выкупает у Банка переданные ранее ценные бумаги;

- при договоре цессии: Фонд терпит убытки. В любом из случаев Банк списывает данный проблемный кредит, переданный ему обратно Фондом, и предпринимает все необходимые действия для помощи Фонду, предоставляя необходимые финансовые ресурсы для дальнейшей работы Фонда

Фонд

Взаимодействие Банка и Фонда в виде агентского договора или договора типа «РЕПО» или договора цессии

Пробл£МЫ

Пробл£МЫ устранены

Функциональное взаимодействие Движение информации

Взаимодействие при погашения кредита должником:

- при агентском договоре: должник погашает кредит Банку, Фонд получает от Банка комиссионное вознаграждение;

- при договоре РЕПО: должник погашает кредит Фонду, Фонд выкупает у Банка переданные ранее ценные бумаги;

- при договоре цессии: должник погашает кредит .Фонду

^----

Рис. 5. Схема взаимодействия Банка и Фонда по управлению проблемными кредитами

деления другому (при взаимодействии на внутрибанковском уровне) и от Банка Фонду и обратно (при внешнем взаимодействии).

Полагаем, что сотрудники подразделения по работе с проблемными активами должны быть наделены полномочиями самостоятельно (без дополнительных управленческих решений) принимать в работу подразделения любой текущий кредит, по которому возникло квалифицированное мнение о возможных конфликтах и сложностях в отношениях Банка и заемщика. Данные полномочия должны быть установлены в регламентирующих документах Банка. Ответственным за передачу проблемных кредитов на внешнем уровне, как отмечалось ранее, является Банк (его уполномоченный орган). При принятии решения о целесообразности передачи кредита Фонду Банк должен всесторонне проанализировать текущую ситуацию и по возможности спрогнозировать дальнейшее развитие событий с тем, чтобы, с одной стороны, не перегрузить Фонд работой с долгами, по которым в дальнейшем не потребуется работы по возврату, требующей использования исключительных возможностей Фонда, с другой — не упустить благоприятный момент и своевременно передать те кредиты, по которым затягивание сроков может отрицательно сказаться на конечном результате. Передача проблемных кредитов происходит по инициативе Банка с его

баланса на баланс Фонда. Примерная организационная схема передачи может быть следующая:

1) ответственный сотрудник подразделения по работе с проблемными активами, который курирует проблемный кредит, при отсутствии положительных результатов в работе Банка по улучшению качества кредита готовит квалифицированное заключение о передаче кредита (актива) Фонду и вносит его на рассмотрение руководителя ПРПА.

Необходимо отметить, что конечный положительный результат по возврату долгов зависит от полномочий и решений не только кредитной службы, но и многих других подразделений Банка;

2) руководитель ПРПА вносит вопрос о передаче данного кредита Фонду на рассмотрение уполномоченному органу Банка (например, кредитного комитета, правления, наблюдательного совета). Полномочия и пределы ответственности органов Банка должны быть прописаны в уставе Банка, а также в положении о его кредитной политике;

3) после одобрения уполномоченным органом кредит передается Фонду по совместно установленной (согласованной) процедуре.

После передачи части проблемных кредитов Фонду подразделения Банка самостоятельно продолжают работу по погашению оставшейся в портфеле проблемной задолженности, возврат которой, по мнению Банка, не должен вызвать

особых осложнений. Фонд в этом случае может (по запросу Банка) выполнять страхующую (поддерживающую) функцию. На основе имеющихся документов и поступающей информации Фонд может проводить аналитическую экспертно-аудитор-скую работу по некоторым кредитам, по которым Банку требуется помощь, и давать рекомендации, касающиеся организации дальнейшей работы с данными кредитами.

После передачи Фонду части проблемного кредитного портфеля Банк по отношению к Фонду в дальнейшем выполняет координирующе-контро-лирующую функцию. О своей работе с проблемными кредитами (активами) Фонд систематически отчитывается перед Банком.

Обобщенные схемы работы Фонда с кредитом при взаимодействии с Банком путем заключения договоров цессии, РЕПО и агентского соглашения принципиально схожи и отличаются лишь очередностью денежного потока. В случае заключения агентского договора Фонд получает право работать с портфелем проблемных долгов, оформленное в виде доверенности. Далее Фонд продает портфель инвестору, инвестор перечисляет

денежные средства Банку, а Банк, в свою очередь, оплачивает Фонду комиссионное вознаграждение. В случаях договоров цессии и РЕПО Фонд вначале оплачивает Банку договорную цену за переданный ему портфель проблемных долгов, а затем получает погашение долга от заемщика либо продает активы инвестору, увеличив цену их реализации на сумму, формирующую итоговый доход Фонда.

Схема взаиморасчетов Фонда, Банка и инвестора представлена в качестве условного примера на рис. 6.

Банк может передавать проблемную задолженность, которая может иметь следующий вид (см. рис. 6):

1) основной долг + проценты + неустойки (штрафы, пеня);

2) основной долг + проценты;

3) основной долг.

Причем передаваемая Фонду сумма процентов и штрафов может быть как полной, так и частичной. Так, в приведенном условном примере Банк не взимает 30 % от суммы начисленных процентов, а также всю сумму начисленных штрафов. Однако в банковской практике возможны различные со-

Банк

Передача долга

Продажа актива

Инвестор^

Сумма основного долга (100%) Сумма начисленных, но не уплаченных процентов (100%) Сумма начисленных, но не уплаченных штрафов (100%)

Сумма основного долга (100%) Сумма начисленных процентов, обязательных к исполнению (70%) 30% 0%

Долг до

оптимизации задолженности

Долг после оптимизации задолженности

Возврат долга Банку

Сумма,

не взимаемая Банком

Долг

Долг

Актив

Сумма от продажи актива

Цена, уплаченная инвестором за актив

Актив

Рис. 6. Схема взаиморасчетов Банка, Фонда и инвестора при реализации проблемного актива

четания (например, Банк может не взимать часть суммы начисленных процентов и часть суммы начисленных штрафов, однако оставшиеся части сумм начисленных процентов и штрафов должнику приходится заплатить либо Банк может «простить» все суммы начисленных процентов и штрафов полностью). Решение Банка зависит от многих факторов, в том числе от представлений о ходе развития дальнейших отношений с должником, прогнозов вероятности, сроков и объемов возврата средств, оценки экономической эффективности комплекса мероприятий по возврату (взысканию) долга.

Неустойка (пеня), не признанная должником и (или) не установленная решением суда, не рассматривается в качестве объекта налогообложения, поскольку согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, подлежащие налогообложению, определяются «в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба» [2]. Таким образом, в ситуации попадания должника в «жесткий кризис» на начисленные до передачи долга суммы штрафов, пеней и неустоек Банку целесообразней всего не претендовать, за крайне малой вероятностью их получения без дополнительного вреда (ущерба) для действующего предприятия-должника.

Исходя из практики работы, экономических реалий и просто здравых соображений, авторы считают наиболее приемлемым передачу Банком Фонду проблемных долгов в размере основного долга и договорных процентов без сумм неустоек, пеней и штрафов.

Необходимо отметить, что в период времени, затрачиваемый на воссоздание нормального производственного и финансово-экономического состояния должника, Банк напрямую или через Фонд (либо непосредственно сам Фонд) принимает на себя дополнительные затраты (своего рода косвенные инвестиционные вложения), необходимые для санации проблемного долга. Поэтому после восстановления предприятия-должника фактически понесенные затраты, а также и упущенную выгоду Банк (Фонд) резонно может компенсировать дополнительным доходом (вознаграждением). Форма компенсации может быть самая различная (например, в виде получения в собственность пакета акций предприятия-должника (долевое управление предприятием и получение дивидендов). Возможна

также ситуация, при которой скрытые (неявные) расходы понесли и Банк, и Фонд. В данном случае доли во владении и управлении предприятием (с согласия последнего) могут быть предоставлены Банку и Фонду пропорционально причитающимся объемам компенсаций либо по иным мотивам.

В рассматриваемом случае Фонд создается Банком конкретно в целях управления проблемными активами, снижения их доли, улучшения качества кредитного портфеля и профилактики появления новых проблемных долгов, но никак не для целей сокрытия проблемной задолженности банка путем передачи (прав требований) портфеля проблемных кредитов банком в активы компаний, зависимых от кредитной организации. Согласно письму Банка России от 04.09.2009 № 106-Т, если компания, которой передаются проблемные кредиты банка, является аффилированной по отношению к банку либо выкуп проблемных долгов прокредитован самим банком, т. е. банк продолжает нести риски, то банк обязан формировать резервы по возможным потерям по переданным ссудам в полном объеме [4].

Наиболее приемлемым способом передачи долга является передача его посредством оформления договора уступки прав требования (цессии) с возможным регрессом, т. е. при отрицательном результате работы Фонда по возврату кредита (долга) Фонд вправе передать его обратно Банку.

Кредитное досье и другие необходимые документы передаются Фонду надлежащим образом по акту приема-передачи. При этом должны быть обеспечены требования защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Обработка персональных данных может производиться и без согласия клиента, в случаях, если это прямо предусмотрено Федеральным законом: обработка персональных данных в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект таких данных, допускается без согласия этой стороны договора (подп. 2, п. 2, ст. 6) [5]. Эта формулировка достаточно обтекаемая, она позволяет кредитной организации в одностороннем порядке обрабатывать данные заемщиков в целях исполнения заключенного с ними договора. При этом по договору цессии в п. 2 ст. 385 ГК РФ [1] прямо предусмотрено, что кредитор (управляющая компания), уступивший требование другому лицу (агентству), обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие

значение для осуществления этого требования. Отметим, что по договору цессии для перехода к другому лицу прав кредитора законодатель не требует согласия должника (п. 2, ст. 382 ГК РФ).

Необходимо еще раз вернуться к вопросу взаимодействия Банка и Фонда и рассмотреть процедуру приобретения проблемной задолженности Фондом у Банка на основе договора цессии, которая будет рассмотрена далее.

Между Банком и Фондом заключен договор цессии. Объем проблемного кредита, предназначенного к передаче Фонду, равен 60 млн руб. Цена уступаемых прав требований по договору цессии оговорена в размере 35 млн руб. Объем сформированных РВПС у Банка в размере 100 % от объема проблемного кредита составляет 60 млн руб.

Этап I:

1) Фонд проводит эмиссию долгосрочных ценных бумаг — векселей, номиналом, равным оговоренной цене уступаемых прав требований по проблемной задолженности. Дата погашения ценных бумаг устанавливается в соответствии с предполагаемым сроком окончания процедуры взыскания задолженности (продажи актива). Этот период (2—5 лет) целесообразно устанавливать в соответствии с планами проекта по санации заемщика;

2) в соответствии с договором цессии к Фонду переходит проблемная задолженность. При этом, поскольку согласно ст. 149 НК РФ уступка Банком дочернему обществу прав требования по кредиту, исходя из суммы основного долга заемщика и суммы процентов по кредиту, НДС не облагается, то Банк в этой связи не несет дополнительных налоговых расходов [2];

3) Банк учитывает на своем балансе долгосрочные векселя. При этом созданный резерв на возможные потери по ссудам (РВПС) по переданному проблемному кредиту продолжает учитываться на внебалансовых счетах Банка. Однако поскольку Фонд является дочерней компанией Банка и, соответственно, вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения Фондом обязательств по погашению векселя нет, то под полученные векселя от Фонда резерв не создается. В случае банкротства самого Фонда Банк терпит убытки в сумме векселей, учитываемых на балансе, также Банк вынужден в этом случае списать и кредит, переданный Фонду как безнадежный к взысканию за счет ранее созданного РВПС, однако в интересах Банка все же «спасти» Фонд как свою дочернюю структуру;

4) Фонд, как приобретатель имущественных прав, отражает перешедшее право в полном объеме в составе дебиторской задолженности согласно ст. 271 НК РФ: «...при уступке права требования долга дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования» [2]. Таким образом, даже если оплата уступки прав требования предполагается в течение какого-то времени (например, нескольких лет), доходы и расходы, связанные с уступкой прав требования, в целях налогообложения учитываются единовременно. При этом надо учитывать, что при передаче векселя Банку (взамен приобретаемой задолженности) Фонд фактически не будет иметь расходов. Это обстоятельство не позволит уменьшить налогооблагаемую базу на сумму номинала векселя, что регулируется ст. 279 НК РФ: «При определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга» [2]. В связи с этим Фонду может быть целесообразно расчеты с Банком по договору цессии провести полностью или частично в денежной форме, а на оставшуюся часть выдать вексель, что позволяет быстрее санировать проблемный долг Банка, что, в свою очередь, является одной из задач Фонда. Денежные средства могут быть собственными средствами Фонда, предоставляться ему Банком на общих принципах кредитования или особо оговоренных условиях, как дочерней компании (либо компании в составе ИБГ). Денежная составляющая договора может быть определена как ориентировочно возможная (минимальная) сумма, которую Фонд предполагает возвратить в результате проведенной работы с должником.

Рассмотренный порядок работы представлен в виде схемы (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап II:

1) по окончании работы по взысканию задолженности по данному кредиту (или по наступлению срока платежа по векселям) Банк предъявляет Фонду векселя к оплате, одновременно при этом Банком выплачивается ранее оговоренная сумма вознаграждения (доход Фонда, в условном примере он равен 4 млн руб.). Все денежные средства, полученные от должника в счет погашения долга сверх 35 млн руб. (которые Фонд обязан выплатить Банку против векселей), также являются доходом Фонда, если договором с Банком не предусмотрено иное.

Этап II в качестве схемы представлен на рис. 8.

Рис. 7. Передача проблемного кредита Банка Фонду (этап I)

Предъявление Банком векселей к оплате (25 млн руб.) Доход Фонда - 4 млн руб.

Банк

Фонд

Погашение векселей (25 млн руб.)

Рис. 8. Возврат Банку долгов по проблемному кредиту (этап II)

Преимущества предложенной схемы взаимодействия Банка и Фонда для всех сторон, включая компаний-должников, следующие:

1) для Банка:

— «освобождение» баланса от проблемного долга;

— единовременное получение от Фонда 10 млн руб. денежных средств;

— получение так называемой «гарантии» от Фонда по возврату максимально возможного объема проблемной задолженности в виде векселей Фонда;

— при наступлении срока погашения векселей Банк получает оставшуюся часть оговоренной суммы уступаемых прав требований к переданному кредиту, а также иные суммы компенсации в случаях, предусмотренных договором;

— списание, при необходимости, остатка не-взысканной части кредита за счет РВПС;

2) для Фонда:

— на период работы с проблемным кредитом Фонд получает денежные средства в виде постоянного потока платежей от погашающих свою задолженность должников;

— в период до погашения векселей Фонд вправе по своему усмотрению (при принципиальном согласии Банка) распоряжаться потоком денежных средств от должников, к примеру, инвестировать их в особо доходные проекты по своему профилю (например, для приобретения проблемных активов в целях их восстановления или дальнейшей продажи инвесторам);

— Фонд обеспечен работой и, соответственно, источником дохода в виде проблемной части кредитного портфеля Банка;

3) для компании-должника:

— разнообразный инструментарий и возможности Фонда позволяют индивидуально подходить к вопросу санации и стабилизации своего бизнеса. Таким образом, для должников существенно снижается риск применения к ним процедуры банкротства;

— возрождение (стабилизация) бизнеса дает возможность компании расплатиться с долгами;

— восстанавливается репутация и доброе имя компании;

4) для третьих лиц (федеральные и местные органы власти, общество):

— развитие производственной и связанной с ней инфраструктуры;

— пополнение бюджетов и внебюджетных фондов за счет увеличения отчислений от компаний-должников;

— стабилизация положения трудящихся и соблюдение их социальных интересов;

— развитие перспективных федеральных и местных производственных и социальных программ на основе улучшающегося положения компаний-должников.

В дополнение к указанным преимуществам для Фонда отметим, что он вправе проводить работу по привлечению капитала крупных инвесторов (помимо Банка, но с его согласия). К примеру, Фонд может предлагать свои услуги по управлению проблемными кредитами другим банкам, предлагать им сотрудничество по возврату проблемной дебиторской задолженности. Отдельные перспективные программы, работа с которыми может дать положительный эффект (в виде возврата долга и дополнительного дохода) за относительно короткое время, Фонд может финансировать за счет собственных средств. Для пополнения финансовых источников Фонд может воспользоваться также средствами других банков.

Фондом, при необходимости, может привлекаться коллекторское агентство (далее — Агентство). Такое сотрудничество оказывается эффективным в том случае, если создавать (под проект) свое специализированное подразделение оказывается

экономически невыгодным. Разрешение кризисно-долговой проблемы в этом случае можно поручить агентству, которое, например, уже имеет в разработке схожий проект (в той же отрасли или регионе) и, соответственно, может существенно быстрее и эффективнее разобраться в нюансах проблемы.

Коллекторские агентства целесообразно привлекать на конкурсной основе. Для участия в конкурсе приглашается максимальное количество агентств, положительно зарекомендовавших себя на рынке коллекторских услуг. Результатом конкурса является выбор наиболее подходящего агентства, которое имеет наиболее приемлемый план по выводу проблемного заемщика из кризиса. При выборе плана принимаются во внимание гарантии его выполнения. Фонд (по согласованию с Банком) проводит оценку планов, предложенных Агентством, которые корректируются с учетом интересов Фонда (и Банка). Для Агентства определяются конкретная сфера действий и полномочия. Возможно и долгосрочное сотрудничество с Агентством на основе генерального соглашения и конкретных к нему дополнений.

Фонд и Агентство заключают договор на реализацию выбранного по результатам проведенного конкурса плана по выводу должника из кризисной ситуации и возврата задолженности.

Конкретная работа Агентства строится на основании доверенности, выданной Фондом на осуществление плана санации. В данной доверенности перечисляются все мероприятия, которые правомочно проводить Агентство. Срок доверенности устанавливается в соответствии с планом работ, но не более чем на 3 года. При необходимости срок сотрудничества Фонда и Агентства может продлеваться посредством выдачи новой доверенности.

Агентство периодически (сроки оговариваются в договоре, целесообразно — ежемесячно, чаще — по мере необходимости) отчитывается перед Фондом по ходу выполнения утвержденного плана и его условий. Возникающие вопросы, которые не могли быть учтены при составлении плана санации, решаются на постоянной оперативной основе. Агентство в ходе своей работы не может отступать от разработанного плана, предварительно не согласовав требуемые изменения с Фондом.

В договор Фонда с Агентством включаются все условия, в соответствии с которыми он может быть расторгнут. Среди важнейших причин для расторжения договора Фондом в одностороннем порядке, которые целесообразно включить в договор с Агентством, можно назвать такие, как невыполнение

плана санации по срокам и мероприятиям; недостижение промежуточных ожидаемых (запланированных) результатов. Если договор расторгается по инициативе Фонда, то для продолжения работы по проблемному долгу не исключается возможность приглашения другого Агентства.

Безусловно, расторжение договора крайне нежелательно, поскольку происходит потеря времени и экономической эффективности уже проделанной работы. Возможна и такая ситуация с должником, которая не позволяет для продолжения дальнейшей работы по возврату задолженности пригласить другое Агентство, например, появляется риск упустить благоприятное стечение конъюнктурных обстоятельств или время. В таких случаях Фонду целесообразно вести дальнейшую работу самостоятельно.

В заключение необходимо сделать некоторые выводы:

1) до настоящего времени банки не задумывались о научно обоснованных стратегиях работы с должниками. Следствием этого являлся хаотический, несистематизированный и непродуманный подход к управлению проблемной задолженностью. Анализ успешной работы по возврату проблемных активов показывает, что каждая проблема требует строго индивидуального решения, и практически нет повторяющихся случаев. Именно этим определяется необходимость комплексного подхода к организации работы по управлению проблемной задолженностью банков.

Предложенный альтернативный подход по решению вопроса возврата проблемных кредитов банков видится весьма действенным и при профессиональной реализации решает одновременно несколько проблем: использование всевозможных методов и инструментов, недоступных банку; увеличение скорости и качества методологически унифицированного процесса расчета данных; получение квалифицированных объективных результатов расчетов кредитоспособности заемщика; возможность использования располагаемой информации для предотвращения кризисно-проблемных ситуаций в отношениях банков и заемщиков;

2) создание предлагаемых структур возможно не только на уровне отдельно взятого банка, но и на региональном и даже федеральном уровнях, с вовлечением в работу не только АРЦ и банков с их фондами, но и целой сети кредитных организаций (ассоциаций банков, банковских филиалов), компаний, заинтересованных в кредитовании, местных администраций и других органов испол-

нительной власти, а также источников и потребителей статистической, финансовой, налоговой и другой необходимой информации, коллекторских агентств, заинтересованных во взаимовыгодном и взаимоприемлемом сотрудничестве.

Необходимо отметить, что использование банками, особенно с разветвленной филиальной сетью и имеющими значительный уровень проблемной и просроченной задолженности, предлагаемой внешней структуры (Фонда), а также АРЦ при надлежащих квалификации сотрудников и целеполагании способно в самое короткое время дать положительный результат: позволит не только снизить объемы проблемно-просроченной ссудной задолженности, но и улучшить качество банковского кредитного портфеля в целом, существенно повысить перспективные доходы банка.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Нурзат О. А., Смулов А. М. Проблемная задолженность: понятие, основные признаки и меры повышения эффективности возврата проблемных кредитов // Финансы и кредит. № 35. 2009.

4. Об особенностях оценки рисков банков в отношении вложений в паи закрытых паевых инвестиционных фондов: письмо Банка России от 04.09.2009 № 106-Т.

5. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

6. Смулов А. М. Промышленные и банковские фирмы: взаимодействие и разрешение кризисных ситуаций. М.: Финансы и статистика. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.