Научная статья на тему 'О перспективах развития системы планирования и управления гражданской обороной, с учетом создания дополнительных сегментов Центра поддержки и принятия решений ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)'

О перспективах развития системы планирования и управления гражданской обороной, с учетом создания дополнительных сегментов Центра поддержки и принятия решений ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галкин Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития системы планирования и управления гражданской обороной, с учетом создания дополнительных сегментов Центра поддержки и принятия решений ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)»

- функциональную и конструктивную унификацию РТК на основе их модульного построения;

- согласованность требований к РТК и к их техническому окружению, с которым они должны взаимодействовать, из условий максимума общей технико-экономической эффективности.

Список литературы

1. Захаров Ю.В., Мерцалов М.С. Мобильные робототехнические и дистанционно-управляемые комплексы для функционирования в экстремальных условиях // Чернобыль: долг и мужество. Под ред. Дьяченко А.А. - М., Воениздат, 2001 - 320 с.

2. Батанов А.Ф., Грицынин С.Н., Муркин С.В. Робототехнические системы для приме-нения в условиях чрезвычайных ситуаций // Специальная Техника - 2000. - №2. - С. 16-22.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, С УЧЕТОМ

СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Галкин Р.Н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 03 сентября 2011 г., выделяют мероприятия по совершенствованию информационной поддержки принятия управленческих решений при обеспечении гражданской обороны с использованием возможностей центров управления в кризисных ситуациях как важное направление развития системы управления гражданской обороны.

Для обеспечения информационной поддержки принятия решений в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий в соответствии с приказом МЧС России от 11.12.2006 года № 732 на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС создан Центр поддержки принятия решений ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее -ЦППР), который в соответствии с приказом МЧС России от 08.04.2011 г. № 180 «О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России в чрезвычайных ситуациях» вошел в состав групп обеспечения деятельности оперативного штаба по управлению в кризисных ситуациях МЧС России.

В целях повышения готовности ЦППР к действиям по предназначению руководством МЧС России принято решение о расширении его функциональных задач в части, касающейся методической и информационной поддержки принятия решений при планировании и организации мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий.

Данную задачу предполагается решить путем создания дополнительных сегментов ЦППР на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС, направленных на повышение готовности ЦППР к действиям по предназначению.

Анализ современного опыта организации и создания ЦППР показывает, что эффективность функционирования дополнительных сегментов ЦППР зависит от нескольких составляющих:

от целей и задач, решаемых дополнительными сегментами ЦППР;

от состава целевой аудитории дополнительных сегментов ЦППР;

бюджета на создание дополнительных сегментов ЦППР (сроков реализации, стоимости оборудования, проектировании и пуско-наладочных работ, надежности и возможности модернизации или расширения его функциональных возможностей);

выбора подходящих помещений;

внедрения информационно-коммуникационных технологий и т.д.

Основной целью создания дополнительных сегментов ЦППР является обеспечение эффективной научно-методической и информационно-аналитической поддержки подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций при планировании и организации мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются:

1. Разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и предоставления информации, в том числе документированной (в соответствии с регламентами информационного обмена) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Создание современных научно обоснованных методов анализа, моделирования и оптимизации мероприятий по гражданской обороне, позволяющих формировать при этом сбалансированные управленческие решения.

3. Создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными с заинтересованными подразделениями центрального аппарата МЧС России, его территориальными органами и организациями.

4. Обеспечение информационной безопасности систем дополнительных сегментов ЦППР, в том числе соблюдение требований, определенных действующим законодательством, связанных с работой со сведениями, составляющими государственную тайну.

Основными задачами, решаемыми дополнительными сегментами ЦППР, будут являться:

научно-методическое обеспечение реализации государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организация ведения автоматизированных баз данных для информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны и защиты населения и территорий;

оценка масштабов ЧС мирного и военного времени и прогнозирование развития обстановки;

мониторинг состояния объектов гражданской обороны, выработка методов и технологий повышения уровня их готовности к применению по предназначению;

разработка планирующих документов и подготовка экспертных заключений в области проведения инженерных, эвакуационных, маскировочных и других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения;

ведение информационно-аналитического портала по вопросам гражданской обороны в сети массового доступа;

методическое обеспечение подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и др.

Функционирование дополнительных сегментов ЦППР осуществляется в трех режимах:

- в режиме повседневной деятельности;

- в период работы ОШ УКС МЧС России;

- при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации и при переводе системы МЧС России на работу в условиях военного времени (при приведении в готовность гражданской обороны).

В состав центра входят:

сегмент поддержки принятия решений;

сегмент информационно-аналитического обеспечения организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации;

сегмент разработки, сбора и обработки информации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; комната отдыха дежурного смены Центра;

вспомогательные помещения обеспечения функционирования Центра.

Сегмент поддержки принятия решений.

Данный сегмент оснащен АРМ «Обеспечение взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций», которые предназначены для решения следующих задач:

экспертной поддержки принятия решений в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

прогнозирования последствий ЧС;

подготовки предложений и рекомендаций на основах смоделированных вариантов развития ЧС;

обоснования объемов аварийно-спасательных и других неотложных

работ;

подготовки сценариев развития обстановки;

подготовки предложений и рекомендаций по проведению мероприятий гражданской обороны;

подготовка предложений по корректировке планирующих документов.

Сегмент информационно-аналитического обеспечения организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации.

Данный сегмент будет оснащен АРМ «Научно-методическое обеспечение деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС» (п. 2 приложения), которые предназначены для решения следующих задач:

оценка состояния подготовки и обучения населения в области гражданской обороны;

анализа и разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

информационного обеспечения ОКСИОН и СЗИОНТ; методического обеспечения разработки планирующих документов в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование и оценка обстановки в мирное и военное время; оценка эффективности реализации Федеральных целевых программ в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

ведения электронных библиотек научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

поддержка деятельности надзорных органов; обоснование мероприятий по маскировке территории и объектов. Сегмент разработки, сбора и обработки информации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Данный сегмент будет оснащен АРМ «Планирование мероприятий по гражданской обороне» (п. 5 приложения), которые предназначены для решения следующих задач:

ведения баз данных в области гражданской обороны и аналитической обработки информации;

планирования мероприятий по гражданской обороне; оценки мероприятий по инженерной защите и эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

оценки состояния сил гражданской обороны. Вспомогательные помещения Центра.

Во вспомогательных помещениях Центра располагаются АРМ для дополнительной информационной поддержки деятельности Центра.

АРМ «Ведение нормативной правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данные АРМ предназначены для решения следующих задач:

анализ существующей нормативной базы в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

разработка предложений по совершенствованию и приведение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

разработка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области гражданской обороны и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

АРМ «Оценка состояния защиты населения и территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данные АРМ предназначены для решения следующих задач: разработка ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от угроз природного и техногенного характера;

организация сбора, обработки, обобщения, анализа данных для проведения анализа состояния защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разработка информационных бюллетеней о деятельности функциональных подсистем РСЧС;

проведение анализа наиболее крупных и значимых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение оценки основных показателей состояния защиты населения и территории.

В рамках реализации задач и функций, возложенных на Центр гражданской защиты, в 2012 году были проведены следующие мероприятия: Подготовлены государственные доклады «О состоянии гражданской обороны в Российской Федерации» и «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

введена в эксплуатацию автоматизированная система сбора, обработки, анализа информации и подготовки отчетных документов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий (АСС-ГО).

Основное функциональное предназначение - автоматизация информационного обмена в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организована работа по созданию Автоматизированный программно-технический комплекс по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны (АПТК-ГО).

Основные функциональные возможности:

ведение баз данных по ГО (территории, отнесенных к группам по ГО, организации, отнесенные к категориям по ГО;

защитные сооружения ГО и т. д.); определение правильности отнесения территорий к группам по ГО, необходимого количества и состава транспортных средств и времени для проведения эвакуации, требуемых зон покрытия системами оповещения территорий (объектов); выбор режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; определение; автоматизированное создание планов гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

визуализация объектов баз данных;

создание картографических приложений к планам гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).

Подготовлены проекты наставлений по деятельности спасательных воинских формирований при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Проводится работа созданию автоматизированных баз данных по учету критически важных объектов и защите населения и территорий.

БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ХРАНИЛИЩ МЧС

Гусева Л.В., преподаватель, Панина О.О., преподаватель Национальный университет гражданской защиты Украины, г.

Харьков

Информационные базы данных, используемые разными структурными подразделениями МЧС, редко пересекаются по данным и не предполагают совместную обработку и анализ. На основе разнесенной по базам данных информации невозможно обеспечить комплексный анализ деятельности министерства или реализации конкретного проекта, не говоря уже об оценке их экономической эффективности.

С точки зрения авторов, наиболее перспективной представляется идеология формирования при министерстве центральных корпоративных хранилищ данных, информационное наполнение которых происходит за счет данных, уже имеющихся в рабочих базах. Причем, информация может быть преобразована к виду, допускающему совместную обработку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.