Научная статья на тему 'Система поддержки принятия решений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС'

Система поддержки принятия решений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
270
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система поддержки принятия решений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС»

Результаты теоретических, экспериментальных и прикладных исследований со всей убедительностью свидетельствуют о перспективах и реальности разработки интеллектуальных систем управления для создания высокоэффективных образцов ввт.

УДК 614.8

А.Ю. Кудрин

Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России»

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧС

Согласно Постановлению правительства российской Федерации № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МЧС РФ является постоянно действующим органом управления единой системы на федеральном уровне. На МЧС РФ возложено орга--

.

Одной из функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых в МЧС РФ, является подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования .

Органами повседневного управления единой системы на федеральном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной .

Для информационного и научного обеспечения органов повседневного управления единой системы в МЧС РФ в рамках подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций создаются штатные и нештатные структурные подразделения, призванные оказывать поддержку органам управления по принятию решений в чрезвычайных ситуациях.

Согласно Основным направлениям развития ВНИИ ГОЧС МЧС России на 2006-2007 .

решений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (дапее - ЦППР).

ЦППР является нештатным подразделением федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (дапее - ФГУ ).

Целью создания ЦППР является всесторонне научно обоснованное информационно-справочное обеспечение деятельности руководства МЧС России, Национального центра управления в кризисных ситуациях, структурных подразделений Министерства и других органов, уполномоченных решать вопросы в области гра, , обеспечения безопасности на воде, в целях поддержки принимаемых ими решений.

В состав автоматизированных рабочих мест Центра входят (рис.1) :

♦ Система поддержки принятия реше ний в случае крупных землетрясений, ГИС «Экстремум» [1].

♦ Расчетные задачи оценки последст вий ЧС природного и техногенного ха-

.

♦ Информационные системы для подготовки рекомендаций по предупреждению и ликвидации ЧС, включающие анализ космической информации

♦ Система Мониторинга за состоянием критически-важных объектов.

♦ Система приема и передачи информации.

Автоматизированные рабочие места Центра поддержки принятия решений в ЧС (ЦППР)

Приема и передачи Система мониторинга за состоянием информации

критически-важных объектов

Рис.1

В соответствии с целевым предназначением ЦППР его основными задачами являются:

1. -

ции с доведением полученных данных до ЦУКС МЧС России и ряда зарубежных ( ).

Подготовка совместно с Российской академией наук в рамках Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений и оценки сейсмической опасности и риска (РЭС) справок о сейсмической опасности на территории Российской Феде.

2. -

с целью мониторинга предвестников чрезвычайных ситуаций (дштее - ЧС), выявления фактов их возникновения и параметров, а также контроля динамики развития ЧС на территории Российской Федерации.

3. , ,

реального времени мониторинга защищенности критически важных объектов, включая оценку состояния их инженерных конструкций, и перевозки особо опасных грузов;

4.

,

и обеспечения безопасности.

5. Расчет последствий и мероприятий по ликвидации для следующих видов ЧС: лесных пожаров, наводнений и паводков.

6. Отработка организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы пострадавших в ДТП, отработка принципов и технологий информационного обеспечения системы оказания консультаци-

.

7. Сбор, анализ, комплексная обработка всех видов данных (включая стати-

, ), расчётных сценариев развития чрезвычайных ситуаций на основе утверждённых методик или их экспертно-анадитическая оценка.

8. Научно-методическое сопровождение поддержки принятия решений в случае возникновения ЧС.

9. Оценка предлагаемых к реализации инженерно-технологических мероприятий гражданской обороны, выработка научно обоснованного перечня дополнений и предложений по увеличению их эффективности для каждого конкретного

.

10. Осуществление экспертно-анадитической оценки угроз возникновения и

, ( -

).

11. -

назначения и разработка рекомендаций по их использованию и формам представ.

12. Подготовка предложений по вопросам снижения рисков функционирования объектов промышленного производства.

ЦППР взаимодействует со следующими подсистемами ФГУ ВНИИ ГОЧС [2]:

♦ международный центр о ценки безопасности зданий;

♦ информационно про гностический комплекс;

♦ экспери ментально-моделирующий стенд;

♦ система приема и о бработки авиационно-космической информации.

Технология поддержки принятия решений в ЧС включает в себя получение

необходимой информации о ЧС, их последствиях и принятых мерах из различных источников. Исходя из объема полученной информации, производится расчет последствий ЧС и мероприятий по их ликвидации с использованием методики, которая может дать наиболее точную оценку (рис.2).

Технология поддержки принятия решений Центром

ЦУКС МЧС России

........... _тгг....................

Рекомендации по предупреждению и ликвидации ЧС

___________________и_____________________

Центр поддержки принятия решений в ЧС

ГИС с банком данных

Экспресс Ведомственные и Расчет

методики оценки зарубежные АСДНР

Информационно-

справочные

системы

последствий ЧС методики оценки

последствий ЧС

Информация: о ЧС и их последствиях; принятых мерах по ликвидации последствий ЧС

Эксперты

ЦУКС. ВЦМП ГУ МЧС

МЧС России России

субъектов РФ

Критически-важные и потенциально-опасные объекты

Рис.2

По мере получения дополнительной информации, расчет может производиться с использованием других, наиболее точных методик. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС готовятся не только на основе расчетных задач, но и с использованием накопленных баз знаний, содержащих предыдущий опыт проведения подобных работ, новые методы и технологии ликвидации последствий различных видов ЧС, сведения о новых аварийно-спасательных инструментах и их наличии и т.п.

К подготовке рекомендаций могут быть подключены специалисты из других министерств и ведомств, в том числе и в режиме видеоконференции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шахраманьян М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. 398 с.

2. Сборник научно-технических трудов. М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2001. 400 с.

3. Управление риском : Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. Под ред. Макарова И.М. М.: Наука, 2000. 431 с.

4. Статистические модели и многокритериальные задачи принятия решений. Под ред. Шахнова И.Ф. М.: Статистика, 1979. 184 с.

5. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. Под ред.

6. Шахнова И.Ф. М.: Мир, 1976. 230 с.

7. Гадает В.А., Ушаков И.А. Надежность сложиых информационно-управляющих систем. М.: Советское радио, 1975. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.