Научная статья на тему 'О перспективах развития рынка прессы в условиях мирового финансового кризиса'

О перспективах развития рынка прессы в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Статья подготовлена по материалам выступления заместителя начальника Управлния периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н. Кудия на VIII ежегодном отраслевом форуме «Московский Союз Печати. Технологии реализации печатной продукции в Москве» (13.11.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития рынка прессы в условиях мирового финансового кризиса»

2 (122) - 2009

новости

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРЕССЫ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА*

Накануне вступления в должность Президента РФ весной 2008 г. в интервью британской «Файнэншл тайме» Д. А. Медведев отметил, что за последние восемь лет рынок СМИ в России прошел большой путь. По его мнению, «из достаточно слабых и чахлых, обслуживающих в основном интересы отдельных бизнес-групп и просто влиятельных людей, российские СМИ превратились в мощную общественную силу. Если общая капитализация средств массовой информации восемь лет назад составляла менее миллиарда долларов, то сейчас речь идет уже о цифрах в десятки миллиардов долларов». Далее Д. А. Медведев особо акцентировал внимание на важности технологического развития самих СМИ, подчеркнув, что если не вкладываться в новые технологии, то можно так и остаться в прежнем состоянии и тем самым просто потерять аудиторию.

Президент убежден, что в настоящее время, помимо бумажной версии издания, надо обязательно иметь еще и его электронную версию, публикуя в ней не только все то, что выходит на бумаге, но и пристегивая туда видео- и аудиофайлы, помещая всякого рода иную привлекательную для пользователей информацию. При этом крупнейшие российские СМИ, по его мнению, должны обязательно иметь полноценную возможность коммуницировать в глобальном информационном пространстве без цензуры и оглядки на административный ресурс, так как «свобода всегда лучше, чем ненесвобода», и это важнейший принцип жизни любого общества, любой политической системы.

Конечно, данную оценку рынка СМИ несколько скорректировал мировой финансовый кризис, но с точки зрения перспективы развития она принципиально верна и актуальна.

* Статья подготовлена по материалам выступления заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г. Н. Кудия на VIII ежегодном отраслевом форуме «Московский Союз Печати. Технологии реализации печатной продукции в Москве» (13 ноября 2008г.)

Попытаемся более обстоятельно разобраться в том, что же в настоящее время происходит на рынке печатных СМИ России и чего следует от него ожидать в будущем.

Любой прогноз, даже более-менее длительный прогноз погоды, — дело неблагодарное. Спрогнозировать же развитие рынка прессы России в ближайшие год-два — куда как сложнее. Здесь многое зависит от глобальных факторов: от того, как будет развиваться экономика США и мира в целом; как долго продержится на плаву долларовая система и политическая стабильность на планете хотя бы в ее настоящем виде; что будет, собственно, с Россией, ее политической системой, экономикой, созидательным, образовательным, интеллектуальным и творческим потенциалом граждан, атакже насколько быстро будут развиваться информационные технологии и насколько значимое влияние они окажут на рынок СМИ. Наконец, в какой мере адекватными окажутся антикризисные меры, принимаемые теперь Правительством РФ и других стран мира.

Не менее важно понять перспективу развития потребительских приоритетов человечества. Современной потребительской цивилизации — от силы полтораста лет, однако за это ничтожное для истории время она породила колоссальные проблемы самого различного свойства — от «мертвых» автомобильных пробок до массовой меркантилиза-ции сознания и попрания обществом элементарных нравственных норм.

Что касается СМИ, то для них изменение потребительской философии общества (переход к разумному потреблению) означает изменение объема и характера информации, трансформацию и скорее всего уменьшение рекламных потоков, возникновение потребности в новом, более гуманном и интеллектуальном контенте.

Еще один важный аспект. Проблема безудержного потребления обостряет борьбу за ресурсы. Собственно, эта борьба во все времена была главным двигателем практически всех войн и конфликтов в истории человечества. Но теперь цивилизация

обрела способность сама себя уничтожить, а ресурсов на планете становится все меньше, т. е. борьба за них обостряется. Давление на Иран, Ирак, Афганистан, кавказское и арктическое противостояние НАТО с Россией следует рассматривать именно в этом ключе.

Однако помимо углеводородов существуют еще проблемы питьевой и пресной воды вообще, продовольствия и масса других, решить которые, как показывает практика, только на договорной основе по существу невозможно. При этом человечество консервативно в своих привычках, образе жизни и восприятии мира. От сложившихся приоритетов «цивилизованное» общество «золотого миллиарда» без серьезных внешних побудителей не откажется никогда, потому что это будет означать смерть современной западной цивилизации. Атут еще на сцену вышло «поколение пепси», которое в остальном мире безоговорочно впитало вместе с этим напитком философию всеобщего потребления.

Все это подтверждает то, что глобальные перемены в мире в принципе не за горами. Кризисные явления в мировой экономике нарастают. Вслед за США резко сократилась потребность в экспортной продукции Китая. Реальность свидетельствует, что лечить болезнь кризиса только искусственным поддержанием фондовых рынков и капитализации компаний, не подкрепленных реальным производством и финансовыми ресурсами, а также новыми инъекциями в экономику практически ничем не обеспеченного доллара, обремененного ктомуже 40-триллионным внутренним и внешним долгом США, дело бесполезное как минимум в перспективе. В то же время вполне возможный коллапс американской экономики, сопряженный с крахом долларовой системы, однозначно приведет к потрясениям, сравнимым разве что с падением Римской империи.

В этом, разумеется, никто не заинтересован. К томуже американская экономическая и военно-политическая мощь пока еще в состоянии обеспечить многое. Поэтому, на взгляд автора, в настоящее время надо исходить из того, что, несмотря на наличие глубокого структурного кризиса мирового глобализма, в ближайшие несколько лет радикальной ломки мирового порядка не произойдет, но достаточно тяжелая и затяжная рецессия миру, кажется, гарантирована. Причем давление на Россию со стороны «цивилизованных» стран все это время будет нарастать. Что в свою очередь потребует структурных изменений как во внешней, так и во внутренней политике страны. Более того, этот процесс уже запущен.

Во время Международной выставки-ярмарки журнальных брендов Б1РР, состоявшейся 6 — 7 ноября 2008 г. в Москве, председатель этой автори-

тетной международной организации, президент и генеральный директор крупнейшего международного издательского концерна «Edipresse Group» со штаб-квартирой в Швейцарии Пьер Ламюньер, имеющий серьезные интересы в России («Edipresse Group» контролирует ИД «Edipres-Konliga» и сотрудничает с ИД «Коммерсантъ» по выпуску журналов класса «Де-люкс»), заявил, что главная неопределенность применительно кдальнейшему развитию рынка СМИ имеет глобальный характер. Тем не менее он уверен, что кризис может повлиять на темпы, но никак не на стратегию развития издательского бизнеса. Исходя из этого, на взгляд автора, и надо строить сегодня свою практическую деятельность всем издателям прессы, не забывая, однако, что мультимедийные технологии год от года будут все более востребованы отраслью периодической печати и рынком СМИ в целом.

Что будет со СМИ в сложившейся ситуации — однозначно предсказать невозможно. По мнению автора, в условиях обострения борьбы за ресурсы, вероятно, наиболее влиятельные из них ускорят политизацию и активизируют свое участие в информационной поддержке усилий тех или иных противоборствующих сил. В контексте сказанного следует отметить, что истинная цена провозглашаемой на каждом углу «независимости» западных СМИ отгосударстваи бизнеса была наглядно продемонстрирована, например, входе августовских событий 2008 г. на Кавказе. Не приходится сомневаться, что так будет и впредь.

Что касается свободы СМИ в России, то, поданным Всероссийского центра изучения общественного мнения и Общественной палаты РФ, ее степень в стране сравнительно высока, причем главным врагом свободной прессы являются не чиновники, а так называемые «группы интересов». Это не обязательно олигархи или бизнесмены, но всегда влиятельные люди на местах. Во всяком случае, состояние свободы прессы в России, на взгляд автора, в целом не хуже и не лучше, чем на Западе.

В чисто экономическом аспекте сегодня наблюдается сокращение рекламных потоков, особенно в финансовой сфере, недвижимости и т. д. Американские аналитики называют этот год самым худшим для газетной прессы страны со времен Великой депрессии 1929 — 1932гг.: цены на газетную бумагу стремительно растут, развитие рекламного рынка замедляется; доходы от рекламы упали на десятки процентов; происходит сокращение персонала, объема изданий и пр. Американские газетные издатели наперебой объявляют о падении прибыли и ради спасения планируют новые непопулярные меры.

Американская издательская компания «McClatchy Со», издающая 30 ежедневных газет, в том числе «Miami Herald» и «Sacramento Вее», сообщила, что

ее чистая прибыль во II квартале упала на 44%, до 19,7 млн долл США. Издательский дом «Е. W. Scripps Со», выпускающий полтора десятка региональных газет, объявил о падении прибыли на 46%, «Lee Enterprises» — на 84%. Схожие тенденции наблюдаются и нажурнальном рынке США.

В Европе ситуация не лучше: бастуют газетчики всемирно известных изданий, с массой проблем столкнулись распространители, так как прессу стали меньше покупать, особенно журналы из категории «необязательные покупки». Британская телекомпания ITV увольняет 429 из 1 075 сотрудников новостной службы, чем надеется сэкономить от 35 до 40 млн фунтов стерлингов, сообщает The Press Association. И таких примеров масса.

Под воздействием финансового кризиса агентство «Thomson Reuters» с середины сентября 2008 г. перестало принимать сотрудников в штат и сократило расходы на их командировки. В мае 2008 г. менеджмент агентства «Thomson Reuters» объявлял о сокращении 830 рабочих мест. Новостной гигант собирался уволить 140 журналистов, 45 сотрудников департамента маркетинга и порядка 600 сотрудников технических служб. Всего со временем компания собиралась сократить около 1 500 человек.

Даже в недавно преуспевающей Эстонии наблюдается массовое сокращение журналистских и технических кадров печатных СМИ. Одной из первых об этом заявила самая старая газета страны «Postimees». А главный редактор еженедельника «МК-Эстония» Павел Иванов вообще считает, что большинство русскоязычных газет этой страны год закончатдаже не по нулям, а с минусом.

По мнению автора, кризис серьезно подстегнет заинтересованность западной, равно как и отечественной прессы, в получении сторонних «спонсорских» средств, в том числе государственных.

На рынке печатных СМИ России ситуация и схожая, и иная. Как и в предыдущие годы, до осени отечественный рынок демонстрировал неплохую динамику развития и качественные изменения, свидетельствующие об успешном превращении газетно-журнальной индустрии в эффективный бизнес. Значимыми темпами росли инвестиции в СМИ, капитализация медиакомпаний, их доходы от рекламы и даже от реализации тиражей. Особо динамично развивался Интернет.

Характерной особенностью момента стала диверсификация медийных активов в рамках крупных издательских домов и холдингов, хотя ее принципы различались. Одни холдинги разворачивали широкую линейку СМИ, другие, наоборот, сохраняли специализацию, сосредотачиваясь на определенной группе изданий.

Исключение с точки зрения успешности рыночного развития в последние годы составлял сегмент общественно-политических изданий. Причина в том, что огромное количество прессы данной направленности, особенно городских и районных газет, остается нерентабельным, так как в ее нише сложно заработать приличные деньги, потому что возможности для сбора рекламы там сильно ограничены.

Если говорить собственно о рекламном рынке России, то в XXIв. он рос поистине феноменальными темпами, примерно на треть в год, достигнув в 2007г. 228,7 млрд руб. В первом полугодии 2008г. АКАР зафиксировала рост рекламы в стране на уровне чуть более 20%, что очень неплохо, хотя последствия кризиса в российской и мировой экономике скорее всего существенно скорректируют эту цифру в сторону уменьшения. Пока о значимом сокращении рекламных потоков громко не говорят, хотя такая тенденция развивается.

В настоящее время в РФ зарегистрировано 35,5тыс. газет и еженедельников, но регулярно присутствует на рынке не более 13 — 14тыс. из них. При этом объемы газет, их оборот и рекламные доходы до последнего времени росли, тогда как тиражи и аудитория печатных версий сокращались. Правда, аналогичные тенденции наблюдались и в остальном мире.

В развитии Интернета Россия от мировых тенденций не отстает, а кое в чем даже опережает остальные страны. Абсолютный лидер по размеру интернет-аудитории в России — Москва. Проникновение Интернета в столице за 2 года выросло на 63 % — до 5,3 млн человек. Другие регионы подтягиваются к столичным показателям по мере развития там широкополосной связи.

Объем журнального рынка страны в 2007 г. составил 37,5 млрд руб. В 2008 г. он, наверное, подрастет еще, но темпы роста замедлятся. Как и газет, журналов в стране зарегистрировано много, но постоянно на рынке присутствует менее половины от их числа, а экономически успешными являются вообще не больше тысячи.

Увеличение объема российского журнального рынка в последние годы обеспечивалось главным образом за счетростарекламных поступлений, так как их совокупная аудитория, исключая журналы общего интереса и женские, на протяжении ряда лет практически не росла. Сокращение рекламных потоков, несомненно, приведет к обострению конкуренции на журнальном рынке, впрочем, как и на рынке прессы в целом. Но в выигрышном положении скорее всего окажутся так называемые топовые издания, тогда как нишевые столкнутся с большими трудностями, а многие из них вообще будут закрыты.

Следует особо подчеркнуть, что в своем успешном развитии медиабизнес России до последнего времени преимущественно опирался на исключительно благоприятную экономическую ситуацию, фактически зациклившись на стадии количественного роста. Между тем очевидно, что в ближайшие годы ситуация в стране и мире для него будет отнюдь не столь благоприятной, что потребует значительных усилий по качественной и технологической перестройке бизнеса СМИ.

Несмотря на успокаивающие прогнозы многих аналитиков, российский медийный рынок уже достаточно негативно отреагировал на мировой финансовый кризис. Ввиду ухудшения ситуации на рекламном рынке и уменьшения продаж периодики медийные компании сокращают штаты сотрудников, приостанавливают развитие новых проектов и отказываются от привлечения инвестиций.

Прогнозированный в 2008 г. рост рекламного рынка России в пределах 24 — 25 % вряд ли состоится, так как признаки кризиса на нем становятся все более очевидными. Традиционный для осени подъем продаж растет не столь быстро, как в прошлом году. Число клиентов пока особо не уменьшилось, но их рекламные бюджеты стали более консервативными. По словам генерального директора агентства «BBDO Moscow» Турхана Махмудова, в прежние годы его клиенты на переговорах обычно закладывали рост рекламных продаж на следующий год в пределах 20 %и более, тогда как рост продаж на начало 2009 г. планируется в среднем на 10% и лишь изредка на 15 %, т. е. по существу — в пределах инфляции. Причем водочные «короли» вообще заморозили свои рекламные бюджеты на достигнутом уровне, аплани-рование в других категориях хотя и идет с плюсом, но подразумевает, что в одночасье все эти планы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения. Эксперты считают часом «X» для рекламного рынка России станет конец ноября 2008 г. В случае кризиса рынка рекламы, по их мнению, прежде всего пострадают мелкие и средние игроки, у которых будет меньше возможностей перестроиться в условиях значительного перераспределения финансовых потоков между отдельными его секторами. Вполне возможен исход клиентов с телевидения на радио, в печать и Интернет, но, скорее всего, роль телевидения вырастет, хотя и не критично. Что касается рекламодателей, то бюджеты под рекламу в первую очередь сократят представители фондовых рынков, банковского сектора, сектора недвижимости и ритейл, долговые кредитные обязательства которых очень высоки.

Первым из ведущих российских медиакомпаний на финансовый кризис отреагировал холдинг РБК, капитализация которого ввиду обвала фондового

рынка за несколько дней упала на 70 %. Компания уволила 5 % своих сотрудников и урезала затраты на некоторые проекты, в том числе на онлайн-службы и журнал «Autonews». Опасаясь снижения рекламных поступлений, холдинг РБК с помощью таких мер рассчитывал показать хорошую рентабельность по итогам года. При этом сокращение расходов не коснулось проектов, которые показывали высокую маржу. Но, кажется, это компанию не спасло. По данным СМИ, она выставлена на продажу несмотря на то, что в условиях кризиса деловые издания объективно имеют много больше шансов на выживание и развитие, чем все остальные.

По сообщению газеты «Коммерсантъ», компания «РАИНКО», принадлежащая Олегу Дерипаске, тоже начала распродажу своих медиаактивов, предложив, в частности, ряду известных издательских домов купить журналы «Empire», «Саг» и, возможно, «Hello!».

Далеко не лучшие времена, на взгляд автора, переживают сегодня компании «Газпром-Медиа», «СТС», «Новые известия», «Независимая газета» и вообще все компании, прямо или через своих владельцев представленные на фондовом рынке. Агентство «Credit Suisse» понизило рейтинг компании «СТС Медиа» до «нейтрально», РБК — до «хуже рынка», а вот компания «Rambler» сохранила свою оценку «лучше рынка», так как выручка этой компании за 9 мес. 2008 г. выросла более чем вдвое, а показатель EBITDA — почти в пять раз. Однако уже в октябре, по данным газеты «Коммерсантъ», ее рекламные сборы оказались на 50 % ниже прогнозных, что грозит компании нулевой рентабельностью в четвертом квартале 2008 г. Неплохое положение дел пока у ИД «Московский комсомолец», «АиФ», «КП», «Ньюс Медиа» и многих других, но какдолго это продлится — вопрос.

Вообще в несомненном выигрыше в настоящее время оказались те российские издательские компании, которые делали ставку не на заемные средства, а на стратегическое партнерство, в том числе с иностранными инвесторами. В отличие от спекулятивного капитала, который приходит за быстрыми деньгами и столь же быстро уходит в случае изменения ситуации, стратегические инвесторы более консервативны в принятии подобного рода решений, так как они приходят на рынки надолго и считают их своими. К счастью, таких инвесторов на российском медиа-рынке большинство, поэтому выход основного иностранного капитала из отечественного издательского бизнеса практически исключен.

В связи с замедлением темпов роста экономики и кредитным кризисом аналитики «Credit Suisse» также пересмотрели ожидания по российскому рынку рекламы, запланировав его снижение в 2009 г. на 10 % вместо прогнозируемого ранее роста на21 %.

Глава ИД Родионова Сергей Родионов тоже считает, что основные проблемы у медиакомпаний возникнут в 2009 г. с уходом целого ряда рекламодателей, которые сейчас испытывают пока только первый шок. По его мнению, это коснется рекламы финансового сектора, девелоперского рынка, автомобильных и 1ихигу-брендов. Соответственно, напряжение с рекламными бюджетами возникнут у целого ряда издательских домов, и все они сегодня внутренне уже готовятся к этому. Сокращение штатов, как и любое сокращение расходов, в такой ситуации всегда помогает. Поэтому расходы будут снижать не только медийные компании. Позитивная эйфория, которая царила в России долгие годы, прошла, и теперь будут доминировать только плохие новости.

Генеральный директор холдинга «Русская меди-агруппа» Сергей Кожевников, наоборот, заявляет, что его компания не собирается отказываться от существующих проектов и сокращать персонал, но агрессивную инвестиционною политику в ближайшее время она тоже проводить не будет. «Мы сейчас более осторожно относимся к приобретению в регионах, потому что рынок там перегрет с точки зрения стоимости активов, что не соответствуетре-алиям сегодняшнего дня, — поясняет он. — Сегодня желающие выйти из бизнеса не получат тех денег, которые могли бы получить полгода назад. Мы будем приобретать активы по реальной бизнес-оценке».

К сказанному следует добавить неизбежную в условиях кризиса общую «оптимизацию» доходов населения, а проще говоря, уменьшение реальных зарплат и его покупательной способности. Из этого следует вывод, что будущее рынка СМИ России, в том числе печатных, далеко не столь радужно, как представлялось еще совсем недавно.

В стратегическом и тактическом плане Россия нацелена на значительный рост ВВП. Но банковские кредиты уже подорожали и, скорее всего, будут дорожать далее, что ставит под вопрос успешность решения данной задачи в заданном объеме. Правительство России уже признало, что в ближайшие полтора—два года темпы развития экономики страны существенно снизятся. Независимые эксперты считают, что в 2009 г. рост ВВП составит не более 4 %, а в 2010 г. этот показатель вообще может уйти в минус. Для поддержания фондового рынка, ликвидности банковской системы и погрязших в иностранных долгах национальных компаний государство уже выделило значительные денежные средства. Однако расходуются они, по мнению автора, пока далеко не так, как надо. Что, собственно, и признал несколько дней назад Председатель Правительства РФ В. В. Путин. По всей видимости, впереди маячит усиление роли государства в экономике, нацио-

нализация ряда банков и крупных национальных компаний. Поэтому очень маловероятно, что в 2009 г. отечественный рынок печатных СМИ будет способен на заметный рост, правда, и обвальное падение ему, на взгляд автора, пока еще не грозит.

Причем для дистрибуции прессы как в Москве, так и в регионах ситуация может сложиться много хуже. Ведь уже сегодня ни одна торговая точка по реализации прессы в розницу прожить только за счет ее продаж не может. Между тем в условиях общего сокращения рекламных поступлений в СМИ издатели, скорее всего, сократят свои бюджеты на рекламу и маркетинг. Выход здесь может быть только один — расширение сопутствующего ассортимента в точках розничных продаж прессы и уменьшение их обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Именно за это сообща с издателями распространителям и надо повсеместно бороться, в том числе в столице. И было бы разумно, если бы такую постановку вопроса поддержало правительство Москвы.

Что будет дальше с самими печатными СМИ — покажет время. Ясно одно — им придется многое поменять в своей структуре и методах деятельности для обеспечения выживания и оптимизации бизнеса.

Одним из главных вопросов, требующих незамедлительного решения, на взгляд автора, представляется сокращение организационно-финансовых расходов редакций на создание контента за счет перехода в рамках издательских домов и холдингов с традиционного мономедийного формата на мультимедийный, где печатные медиа выступают поставщиком многоформатного контента, распространяемого под одним брендом по всем возможным каналам его доставки потребителю. В России этот процесс уже начался, но кризис, безусловно, егоускорит.

Более актуальным становится и вопрос полиграфического качества — красочности и форматов печатных СМИ, многие из которых привлекательным внешним видом, удобством пользования и качеством печати похвастаться сегодня не могут.

Непростым представляется и будущее толстых глянцевыхжурналов. По логике вещей, они должны пострадать более всего, хотя отмечено, что во время кризиса люди читают больше. Им нужны позитивные новости, да и просто денег на другое времяпрепровождение становится меньше. Тем не менее сокращение рекламных потоков неизбежно приведет к «похудению» глянца как с точки зрения объемов, так и доходности. Сократится и число самих изданий, так как средств на их издание станет меньше. Правда, аудитория глянцевых изданий достаточно богата, узка, устойчива и консервативна в своих привычках, поэтому резкое падение их тиражей маловероятно.

Серьезным вопросом для большинства толстых глянцевых журналов в условиях рекламной недостаточности станет проблема обеспечения узнаваемости собственного бренда читателями. Ведь в силу повальной «интернационализации» контента найти сегодня пару-тройку отличий между несколькими журналами о моде или автомобилях очень непросто. Что, конечно же, не способствует их продажам. Кроме того, издателям данного вида журнальной продукции давно пора всерьез задуматься над целесообразностью сохранения укоренившейся практики «страница рекламы + страница какого-то текста + рост объема издания», поскольку по этой причине немало изданий ныне просто трудно удержать в хрупких женских руках, не говоря уже о том, чтобы читать их на весу.

Что касается еженедельных журналов типа «Лизы», то каких-то особых новаций в них, на взгляд автора, не появится, хотя потребительская популярность таких изданий в условиях кризиса вполне может вырасти.

Представляется, что не подвергнется особым трансформациям в ближайший год-два и газетный рынок, разве что произойдет дальнейшее сокращение числа ежедневных газет за счет их превращения в еженедельники, атакже общее сокращение нерентабельных изданий. При этом судьбу рекламной и так называемой «бесплатной» прессы предугадать сложнее. В любом случае жизнь их станет скорее хуже, чем лучше. Наверное, это касается и сетевых проектов типа «Выбирай» или BLIZKO, а также корпоративной прессы.

Интернет, безусловно, является одной из важнейших причин проблем современной прессы. В то же время газеты заводят блоги и микросайты, ориентированные на узкие темы, учат журналистов выкладывать видео в сеть и т.д. Проще говоря, активно используют возможности Интернета в своих целях. Кроме того, издания объединяются для продажи рекламы в on-line, а компания «Сох Enterprises» выложила в апреле 300 млн долл. за компанию «Adify», которая поможет издателям выстроить сети, основанные на нишевом интересе.

Однако значение Интернета, на взгляд автора, преувеличивать не стоит. Например, с появлением телевидения бытовало мнение, что оно заменит все и вся. Но время показало — не заменило. Если говорить о медиапотреблении сегодня, то по данным исследования компании «MRI 2008 MediaDay», оно выглядит следующим образом: в 55 % случаев человек читает газету «эксклюзивно», не обращаясь

при этом к другим видам медиа. В случае использования Интернета это происходит в 53,8 % случаев, при чтении журналов — в 53,6% случаев, а при телепросмотре — в 49,4% случаев.

К тому же проникновение Интернета в широкие массы населения в развитых странах достигло максимума или близко к нему. В России резерв его развития в связи с переходом регионов на широкополосные сети еще есть, но он тоже не столь значим. Что касается рекламы в сети, то по причине своей сомнительной эффективности она вряд ли когда-нибудь превысит 10 — 15 % от общего объема рынка. Одинспам, например, способен убить любое желание рекламодателя что-либо рекламировать в Интернете. Хотя такие формы рекламы, как торговля через интернет-магазины, наверное, всегда будут востребованы и, следовательно, развиваться.

Российский рынок распространения прессы в целом выполняет свои функции, хотя существенно отстает от бурно развивающегося издательского бизнеса, оставаясь недостаточно прозрачным, организованным и эффективным. Реформы распространения прессы назрели давно, особенно подписки. Тенденции ускорения этого процесса в текущем году усилились, но до приличного результата еще далеко. Диспропорции во взаимоотношениях издателей и распространителей сохраняются. По мнению автора, настало время, когда и тем, и другим надо серьезно подумать о выравнивании своих отношений на более-менее паритетной основе. Выстроить рынок распространения по-другому не получится. А уж противостоять новым кризисным угрозам — тем более. Так что кризисные явления на рынке этому процессу, возможно, помогут.

В заключение следует отметить, что даже при благоприятном стечении социально-экономических и политических обстоятельств, а также успехе структурных и технологических преобразований в самой отрасли печати рынок печатных СМИ России и мира ввиду серьезности нынешних и надвигающихся экономических проблем до 2011г. вряд ли сколько-нибудь оживится. Безусловно, продолжатся, даже ускорятся процессы монополизации отрасли. Будут вводиться в строй новые типографии, внедряться новые технологии, рождаться новые проекты, но и закрываться таких проектов тоже будет немало. Значительная часть изданий будет просто выживать. Возможно, процесс оздоровления экономики в России пойдет быстрее. Тогда оживление отечественного медиарынка может состояться и в 2010 г.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.