8 (128)-2009
новости
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД*
Введение
В интервью британской «Файнэншл тайме» весной прошлого года Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что за последние восемь лет СМИ в России превратились в мощную общественную силу. Далее Д. А. Медведев особо акцентировал внимание на важности технологического развития самих СМИ, так как без вложений в новые технологии можно остаться в прежнем состоянии и потерять аудиторию.
Президент убежден, что в настоящее время, помимо бумажной версии издания, надо обязательно иметь его электронный вариант, в котором, помимо текстовыхматериалов, можно размещать видео- и аудиофайлы, различные иные привлекательные ресурсы. Российские СМИ, по его мнению, также должны иметь полноценную возможность коммуницировать в глобальном информационном пространстве без
Доходы от размещения рекламы 57,6
Источники: АКАР, АРПП, ГИПП.
Рис. 1. Основные финансовые параметры рынка прессы России, 2008 год, в млрд руб.
* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
цензуры и оглядки на административный ресурс, так как «свободалучше, чем несвобода».
По мнению серьезных западных и отечественных экспертов, рынок печатных СМИ России развивается активно. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в любую точку распространения периодики в любом регионе страны. Посетителю потребуется немало времени, чтобы просто пробежать глазами логотипы газет и журналов, которых на рынке прессы России сегодня представлено огромное количество на любой вкус.
Начиная с 2001 г. и по осень 2008 г. отечественный рынок печатных СМИ демонстрировал хорошую динамику развития и качественные изменения, свидетельствующие о поэтапном превращении газетно-журнальной индустрии страны в эффективный бизнес (рис. 1). Росли инвестиции, доходы от рекламы и реализации тиражей, полиграфическое качество изданий и т. д. Выручка от реализации населению России периодической печати за прошлый год оценивается в 73,6 млрд руб., в том числе по подписке — 27,4 млрд руб. (впервые с учетом альтернативной подписки). Рекламные доходы печатных СМИ достигли 57,6 млрд руб. Суммарно это почти на 22,0 млрд руб. больше, чем годом ранее. Тем самым в 2008 г. рынок прессы России продемонстрировал хороший рост. Кризис, безусловно, повлиял на темпы, но никак не на стратегию его развития. Значительно подросла в 2008 г. аудитория Топ-20 ИД России (табл. 1).
Характерной особенностью этого периода стала диверсификация медийных активов в рамках
Таблица 1
Топ-20 ИД России в 2006 — 2008гг. по показателю AIR,тыс. чел., % населения*
Издательский дом 2006 2007 2008
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %
Burda 11 427,7 20,0 10 607,7 18,6 16 078,3 27,7
HFS&HMr 12 632,2 22,1 11 564,9 20,3 13 458,5 23,2
Bauer Media 7 808,2 13,7 7 355,4 12,9 11 346,6 19,6
Independent Media 5 894,2 10,3 5 841,2 10,2 10 086,7 17,4
Комсомольская правда 10 222,8 16,0 9 490,0 16,4 9 650,2 16,6
Аргументы и факты 7 883, 13,8 7 042,3 12,4 8 108,5 14,0
Семь дней 5 444,7 9,5 5 920,9 10,4 7 565,5 13,1
За рулем 3 289,0 5,8 3 264,1 5,7 6 387,5 11,0
Популярная пресса 1 237,5 2,2 958,3 1,7 4 904,3 8,5
Пронто-Москва 3 370,5 5,9 2 855,1 5,0 4 405,7 7,6
ГК «Вокруг света» 2 131,9 3,7 1 856,7 3,3 3 700,3 6,4
МК 3 137,3 5,5 3 172,3 5,6 3 598,2 6,2
GameLand 885,3 1,6 1 373,5 2,4 3 390,6 5,8
CondeNast 2 248,0 4,3 2 176,1 3,8 3 078,7 5,3
Эдипресс Конлига 1 420,7 2,5 1 381,0 2,4 2 935,0 5,1
СПИД-инфо 2 917,5 5,1 2 245,1 3,9 2849,5 4,9
Ньюс медиа-Рус — — 2 219,1 3,9 2 849,5 4,9
Совершенно секретно 1 734,6 3,0 1 461,3 2,6 2 671,5 4,6
ИД Родионова 2 953,7 5,2 1 375,3 2,4 2 425,0 4,2
Forvard Media Group 1 314,9 2,3 1 296,1 2,3 2 363,0 4,1
Источник: TNS Россия, NRS.
*AIR — совокупная усредненная аудитория всех изданий ИД в городах с населением 100 и болеетыс. человек от 16 лет и старше (100 000+, 16+).
крупных компаний, преследующая цели постепенного перехода на мультимедийные платформы развития издательского бизнеса. Одни крупные издательские группы и холдинги разворачивали широкую линейку СМИ, интенсивно использовали кредитные ресурсы, другие сохраняли специализацию и предпочитали развивать бизнес преимущественно в тесном сотрудничестве со стратегическими партнерами, в том числе иностранными. Этому в решающей степени способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в стране.
Сложившееся положение дел многим казалось незыблемым, что побудило ряд компаний к принятию рискованных решений, касающихся тактики и стратегии своего развития. Как показал дальнейший ход событий, с началом финансового кризиса медиакомпании, переоценившие свои возможности, серьезно пострадали. Общая капитализация и динамика развития рынка прессы России снизились.
Данные о нынешнем своем состоянии российские издательские дома особо не разглашают, хотя эксперты сходятся в оптимистическом прогнозе устойчивости и продолжающегося развития таких из них, как «Hachette Filipacchi 8Ики1еу&ИнтерМедиаГруп», «Бурда», «Independent Media Sanoma Magazines», «МедиаЗ», «Семь дней», «Коммерсантъ холдинг» «Ньюс медиа», и др.
Таблица 2
Доходы от рекламы центральной прессы в 2007 — 2008 гг. в разрезе издательских ниш, млн руб. с НДС
Издательская ниша 2007 2008 Прирост, %
Женские журналы 7127 8 433 18
Деловые ежедневные газеты 3 540 3 928 11
Деловые и общеполитические журналы 2 801 3 205 14
Автомобильные (рекламные) 2 696 2 964 10
Каталоги: строительство, интерьер 2 830 2 697 -5
ТВ-гиды 2 432 2 677 10
Массовые ежедневные газеты 2140 2 673 25
Трудоустройство 2 535 2 520 -1
Массовые еженедельные газеты 1854 2 486 34
Автомобильные издания 1945 2 180 12
Мужские журналы 1661 2 110 27
Рекламно-информационные издания 2 278 1 703 -25
Издания о кино и знаменитостях 1 114 1 663 49
Газеты бесплатных объявлений 1881 1465 -22
Издания об интерьере, загородном доме 1192 1405 18
Путеводители по развлечениям 8 84 869 -2
Очевидно, что в ближайшие год-два ситуация в стране для медиа-отрасли будет отнюдь не столь благоприятной, какраньше, и потребует отучаст-ников рынка прессы России значительных усилий по качественной и технологической перестройке своего бизнеса. Однако говорить о катастрофической ситуации в индустрии печатных СМИ страны пока не приходится, хотя кризис создал дополнительные проблемы, которые нарастают.
Стали менее доступны кредитные ресурсы, значительно снизились поступления от рекламы, сокращаются объемы изданий и их розничные продажи, полным ходом идет так называемая оптимизация планов развития, финансовой и кадровой политики медиакомпаний, а проще говоря, сокращение штатов и расходов. Тем не менее, по данным АЦВИ (Аналитический Центр Видео Интернешнл), даже в IV квартале 2008 г. рекламные доходы центральной прессы (без рекламно-информационных изданий) выросли по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8,5 % (табл. 2 — 4).
Таблица 3
Объемы рекламных бюджетов крупнейших издательских домов России в 2006 — 2008 гг., млн руб. *
Издательский дом 2006 2007 2008 2007/2006,% 2008/2007,%
Деловой мир 7 355 7 135 6 540 -3 8,3
Independent Media 3 715 4 905 5 770 32,0 17,6
HFS&HMr 1 695 2 565 3 375 51,3 31,6
Пронто-Москва 2 070 2 905 2 865 40,3 -1,4
CondeNast 1470 1 965 2 520 33,7 28,2
Burda 1 655 2 070 2 335 25,1 12,8
Газпром-Медиа 1 920 2 385 2 330 24,2 -2,3
КП — 950 2 325 — 144,7
Коммерсантъ 1 635 2 015 2 270 23,2 12,7
МедиаЗ 1 640 1 780 2 185 8,5 22,8
РБК-Медиа 460 860 1 160 87,0 34,9
РДВ-Медиа 210 880 810 319,0 -7,9
Проф-Медиа 1 895 1 530 790 -19,3 -48,4
Axel Springer Russ ia 390 595 785 52,6 31,9
SPN 390 665 770 70,5 15,8
За рулем 550 695 760 26,4 9,3
Эксперт 450 545 725 21,2 33,0
Ньюс медиа-Рус 130 370 635 184,6 71,6
Норма 605 585 600 -3,3 2,6
Parian Publishin g 280 440 585 57,1 33,0
"Учитывается только сегмент «центральная пресса».
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл.
Таблица 4
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в 2007 — 2008 гг., млн руб. с НДС*
Товарная категория 2007 2008 Прирост, %
Автомобили и аксессуары 4 940 5 787 17
Парфюмерия и косметика 3 827 4 703 23
Медицина, лекарства, БАДы 2 983 3 713 24
Одежда, обувь, аксессуары 2 315 3 299 43
Окончание табл. 2
Издательская ниша 2007 2008 Прирост, %
Издания о туризме и путешествиях 901 767 -15
Бортовые журналы 570 620 9
Компьютерные издания 667 586 -12
Познавательные издания 416 527 27
Молодежные издания 474 540 6
Бесплатные издания 399 466 17
Издания о семье, уходе за ребенком 396 449 14
Электронная техника 457 421 -8
В2В 360 373 4
Издания о здоровом образе жизни 287 317 10
Гастрономические издания 118 147 25
Спортивные издания 74 108 43
Кроссворды и развлекательные издания 84 69 -17
Садоводство, цветоводство 51 45 -12
Общеполитические еженедельные газеты 21 17 -17
Центральная пресса всего... 44 184 48 392 9,5
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл.
Окончание табл. 4
Финансовые и страховые услуги 2 072 2 322 12
Недвижимость 1 907 1 958 3
Алкогольные напитки и пиво 1430 1 658 16
Часы и ювелирные изделия 1061 1428 35
Компьютеры и оргтехника, софт 1279 1265 -1
Мебель и предметы интерьера 1 036 1 073 4
СМИ и спецмероприятия 949 1 040 10
Строительные товары и услуги 940 1 002 7
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника 778 849 9
Услуги сотовой связи 795 810 2
Бытовая техника 696 775 11
Продукты питания и напитки 825 765 -7
Туризм и отдых 692 727 5
Торговые организации 1210 720 -40
Табачные изделия 577 679 18
Мобильные телефоны 323 339 5
Детские товары 289 311 7
Спортивные товары 149 210 40
Бытовая химия 127 169 33
Социальная реклама 39 74 88
Политическая реклама 34 6 -82
Другое 3 296 3 588 9
Classified 9 614 9 120 -5
"С учетом рекламно-информационных изданий.
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл.
Есть все основания полагать, что рынок прессы страны в 2009 — 2010 гг. сократится, но падение скорее всего не будет критичным. Более того, он способен создать дополнительные возможности роста для тех издателей периодической печати, которые нацелены на развитие своего
бизнеса и генерирование его мультимедийных возможностей. При этом работать станет, безусловно, сложнее, а рекламная составляющая прибылей не только будет скромнее, но и потребует дополнительных усилий по привлечению рекламодателей.
(продолжение следует)
XXX