Научная статья на тему 'О перспективах развития дошкольного образования в Российской Федерации'

О перспективах развития дошкольного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоролупова О.А.

Сегодня Министерство образования и науки РФ все больше и больше прислушивается к словам, к идеям, к мыслям ученых, ведущих теоретиков в сфере дошкольного образования. Основные цели развития системы дошкольного образования обеспечение доступности и качества образования. В докладе охарактеризована современная система дошкольного образования в России, представлена динамика развития системы. Намечены основные проблемы и планы эволюционного развития системы, обозначены механизмы достижения поставленных целей. Затронута актуальная проблема стандартизации дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития дошкольного образования в Российской Федерации»

Скоролупова О.А.

Начальник отдела нормативного регулирования в общем образовании Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ

Москва, Россия

О перспективах развития дошкольного образования в Российской

Федерации

Аннотация: Министерство образования и науки РФ прислушивается к словам, к идеям, к мыслям ученых, ведущих теоретиков в сфере дошкольного образования. Основные цели развития системы дошкольного образования -обеспечение доступности и качества образования. В докладе охарактеризована современная система дошкольного образования в России, представлена динамика развития системы. Намечены основные проблемы и планы эволюционного развития системы, обозначены механизмы достижения поставленных целей. Затронута актуальная проблема стандартизации дошкольного образования.

У руководства страны есть понимание важности темы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ прислушивается к словам, к идеям, к мыслям наших ученых, наших ведущих теоретиков в сфере дошкольного образования. Важно, чтобы политика, наука и практика шли рука об руку. Регулярно собирается общественный совет при Министре образования и науки, на заседаниях выслушиваются точки зрения представителей научной среды и общества по вопросам развития системы. В общественный совет входят уважаемые и статусные фигуры в нашем дошкольном образовании: А.Г. Асмолов, Н.Е. Веракса и другие. При разработке нормативных документов учитывается практика дошкольного образования. Хотелось бы отметить, что политика вершится не только в чиновничьих кабинетах. Она реализуется на наших рабочих местах, в детских садах, управлениях образования. Но руководство страны, Министерство образования задает ключевые направления государственной политики в сфере дошкольного образования. Мой доклад будет посвящен этим направлениям и целевым установкам.

В деятельности в сфере дошкольного образования Министерство образования и науки РФ исходит из следующих принципов:

у наших граждан существует очень серьезная потребность в дошкольном образовании;

развитие системы дошкольного образования является одним из факторов демографической ситуации в нашей стране;

значение дошкольного образования трудно переоценить: потенциал развития, который можно заложить только в дошкольном возрасте, влияет на дальнейшую жизнь ребенка.

Основная цель развития системы дошкольного образования, с точки зрения чиновников, - обеспечение доступности и качества образования. Говоря о доступности, мы, прежде всего, говорим о создании достаточного количества дошкольных учреждений, чтобы все дети могли получить дошкольное образование. В первую очередь, мы ориентированы на возрастную категорию детей от трех до семи лет. Замечу, что в 2004 году приоритетным было названо предшкольное образование, т.е. образование детей старшего дошкольного возраста. Сейчас эта категория постепенно расширяется. Таким образом, на лицо развитие государственной политики.

Количество образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (тыс)

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

рришд ЩД ЕМ ЕД Щ 1

КЗ,4

7

2007

2008

2009

2010

2011

2012

■Количество образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, тыс ■Из них- дошкольных образовательных учреждений

Рис.1

На рисунке 1 представлена система дошкольного образования в России. Это сеть общеобразовательных учреждений, которые реализуют общеобразовательную программу дошкольного образования. Как видите, эта сеть меняется и количественно, и качественно. Если в 1990-е годы под системой дошкольного образования мы понимали сеть дошкольных образовательных учреждений, сейчас виды и типы учреждений, которые реализуют программу, значительно расширились. Первый столбик каждого года - это все учреждения, реализующие программы дошкольного образования. Второй столбик - это наши традиционные дошкольные

образовательные учреждения восьми разных видов. Но, как видите, соотношение несколько меняется.

Учреждения, реализующие программы дошкольного образования, 2012 год

969

1022

■ Государственные и муниципальные ДОУ

■ Государственные и муниципальные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста □ Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения

О Другие государственные и муниципальные учреждения

Рис. 2

Конечно, большую часть учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, по-прежнему составляют ДОУ. Достаточно большой сектор составляют общеобразовательные школы, в которых в качестве структурных подразделений созданы группы для детей дошкольного возраста. Небольшими и достаточно стабильными остаются сектора общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста: гимназии и начальные школы, негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительно образования.

Распределение дошкольных образовательных учреждений по числу

групп

□ 1-3

□ 6-9

□ 4-5

□ 10 и более

Рис.3

На рисунке 3 представлено распределение ДОУ по емкости. Больших детских садов (10 и более групп) у нас немного. Они составляют достаточно небольшой сектор. В нашей стране преобладают маленькие детские сады, состоящие из одной-трех групп. Это в основном сельские детские сады, тем не менее, они встречаются и в городах. Даже в Москве до сих пор сохранились такие ДОУ.

Распределение дошкольных образовательных учреждений по численности детей

1%

□ 75 и менее □ 76-150 □ 151-225 □ 226-300 1=1301 и более

Рис. 4

На рисунке 4 показано распределение наших учреждений по количеству воспитанников, по числу детей, которые получают в них дошкольное образование. Самый маленький сектор здесь - это дошкольные учреждения-«гиганты», в которых получают дошкольное образование 301 и более детей. Большую часть составляют дошкольные учреждения, в которых число воспитанников не превышает 75 человек.

Численность детей в дошкольных учреждениях Российской

Федерации (тыс. чел)

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

5549,4

5892,5 6003'3

4422,6 45303

3611,5 3613 ■

5058 5154 5238,5 5252,8

_4588,8_4654,6

4029,5 4094,4 4132,6 4146,5 4320,8 ----□

811,1 917,3

1028,5 1059,6 1105,9

1106

,3 1228,6 1303,7 1348,7

,3 '

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1 января 1

2012 сентября

♦ Всего -ОГорода и поселки городского типа Сельская местность 2012

На рисунке 5 кривые отображают увеличение численности воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. В 2012 году указаны два значения: на 1 января и на 1 сентября. Нижняя линия - это численность воспитанников в сельских детских садах, средняя - в городских дошкольных учреждениях, верхняя - представляет результаты в целом по стране.

Численность детей в дошкольных учреждениях Российской Федерации (тыс. чел)

♦ Всего НИНГорода и поселки городского типа ^^Сельская местность

Рис. 6

Сейчас у нас дошкольное образование получают более 6 миллионов детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Верхняя линия на рисунке 6 демонстрирует общую численность по годам. За 9 месяцев 2012 года наблюдается достаточно большой прирост численности детей в дошкольных учреждениях.

На рисунке 6 взят больший временной диапазон с 1991 по 2012 годы. Конечно, в 2012 году в детских садах меньше детей, чем в 1991 году. Это связано с тем, что у нас в принципе меньше детей дошкольного возраста, чем было в 1991 году. А по показателям охвата мы сейчас очень близки к показателям 1991 года. В 1991 году эта цифра составляла 63,9%, сейчас она составляем 63,6% (рис. 7, 8). Это неплохие показатели.

Охват детей услугами дошкольного образования (%)

63,9%

63,5% 63,6%

64,0%

62,0%

60,0%

58,0%

56,0%

54,0%

52,0%

50,0%

48,0%

58,1%

д

58,3%

III11 М№11111111

^ # ^ & / / # / ^ # ^ / / / / / ^ ^ ^ ^

4 чь

64,0%

Охват детей услугами дошкольного образования (%)

63,9%

63,5% 63,6%

55,5% 56,°%

1991 1995 2000 2005 2010 1 января 1

2012 сентября 2012

Рис. 8

На рисунках 7 и 8 видно, что охват детей услугами дошкольного образования у нас растет.

Охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий в разрезе федеральных округов Российской

Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

2%

Российская Федерация

ЦФО

ПФО

УФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

СФО

ДФО

□ Охват дошкольным образованием детей от 0 до 7 лет %

□ Охват дошкольным образованием детей от 1 года до 7 лет %

□ Охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет %

□ Охват дошкольным образованием детей от 5 до 7 лет %

Рис. 9

На рисунке 9 представлен охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий. Самый низенький, самый маленький из столбиков - это охват детей по Российской Федерации в целом и по восьми федеральным округам от двух месяцев до 7 лет, чуть повыше от года до 7 лет. Третий столбик - это дети от трех до семи лет, и четвертый - дети старшего дошкольного возраста. Самые высокие показатели охвата - это Северо-западный федеральный округ - округ, в субъектах которого удалось сохранить практически без потерь сети дошкольных образовательных учреждений.

Охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий

ш

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0%

40,0% -р2,4

30,0% 20,0% 10,0%

0,0%

690

76,1%-75,6%-76,9%-78,2% 75

ЛЛ-/--^ ^ — -- -__/Т» а«Г7—31

82,9% 83,0%

%

%

68,8

32,0

%

%

69,5%

32,9

%

71,8%

32,5

%

365

-762

%

34,3

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 1 января 1 сентября

2012 2012

□ от 1 года до 3 лет □ от 3 до 5 лет □ от 5 до 7 лет

Рис. 10

На 10 рисунке даны показания по охвату дошкольным образованием детей трех возрастных категорий: от года до 3-х лет, от 3-х до 5-ти лет, от 5-ти до 7 лет.

Очередность в дошкольные учреждения

от 5 до 7 лет от 3 до 5 лет от 0 до 3 лет

2 500 000

2 000 000

1 500 000

1 000 000

500 000

0

Ж

108 в: 372 8<

1 020 753 1 158 747

114 324

1 497 32

5 1 609 662

-1-1-1-

2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Рис. 11

На 11 рисунке представлена самая большая наша беда и самая большая проблема - очередь в детские сады, или число детей, которые стоят на учете для предоставления места в детском саду, но этим местом на определенную дату (здесь мы брали начало 2012 года) не обеспечены. Структура очереди неоднородна. И она на протяжении ряда лет остается достаточно постоянной. Большую часть этой очереди составляют дети от рождения до трех лет. Это так называемый отложенный спрос (как минимум у половины этих детей). И актуальный спрос - это средний и верхний сектора - дети от 3-х до 5-ти и от 5-ти до 7-ми лет соответственно. Этот актуальный спрос мы должны удовлетворять в самую первую очередь.

Численность детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольном учреждении (на

1 сентября 2012 года)

445757 1211о96 18,2% 5,0%

594496

□ до 1 года □ от 1 года до 3 лет □ от 3 до 5 лет □ от 5 до 7 лет

Рис. 12

Следующая диаграмма (рис. 12) доказывает, что наибольшее число тех детей, которое нуждается в предоставлении места в детском саду, -практически три четверти этой диаграммы - это дети от рождения до трех лет.

Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для

детей от 1 года до 7 лет (на 1 сентября 2012 года)

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Российская ФедерацияЦФО

ПФО

УФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

СФО

ДФО

Рис. 13

На рисунке 13 представлены значения показателей удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования для детей от 1 года до 7 лет. Мы считаем не чистый охват, а охват от количества нуждающихся. То есть те, кто заявил свое желание, чтобы ребенок посещал детский сад, отображены на этой диаграмме. Здесь показания немножечко повыше. В первых рядах здесь субъекты Российской Федерации Северозападного и Центрального федеральных округов. Это совсем неплохо.

Удовлетворение потребности населения в дошкольном образовании для детей от 3

до 7 лет (на 1 сентября 2012 года)

97,0%-

89,6% 93,5% 92,6% 90,8%

92,2%

0,0%

Российская ФедераЦФО ПФО

УФО

СЗФО

ЮФО СКФО СФО ДФО

Рис. 14

На 14 рисунке показано удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании для детей от 3 до 7 лет. Здесь показатели еще выше. Снова в лидерах остается Северо-Запад.

Мы выстроили рейтинг субъектов РФ, в которых достигнуты самые высокие по стране показатели охвата детей дошкольным образованием. Был взят охват по трем возрастным категориям: от рождения до семи лет (рис. 15), от года до 7 (рис. 16) и от трех до семи (рис. 17).

Рейтинг субъектов Российской Федерации, имеющих самые высокие показатели охвата дошкольным образованием детей от рождения до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 лет

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Го19к

78,6% 11

К В ¡В II гго

67,8%

72,6%

71,7%

69,4%

¿V' с4' ¿у ^ ¿у ¿у

«/ </ </# </ # </ ^ ¿Г ^

Л4' Л*

# # Л4'

■¿У 4»

Ж ^

^ > <2

/ V

/ / > V/

Рис. 15

Рейтинг субъектов Российской Федерации, имеющих самые высокие показатели охвата дошкольным образованием детей от 1 года до 7 лет

Рис. 16

Рейтинг субъектов Российской Федерации, имеющих самые высокие показатели охвата дошкольным образованием детей

от 3 до 7 лет

100,0%

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 7

50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

^00Ш/о98,и/о ^7,7/0 195,4% 95,и% 98,6% 97,9% 95,7% 95,2% 94,

%

л^ Ж.Ж ^ Ж

с^ Ж Я" Л?

^

Рис. 17

Отрадно, что в группе лидеров у нас практически одни и те же субъекты, но где-то появляются новички. У нас есть субъекты, которые заявляют о том, что обеспечили 100% охват детей от 3-х до 7-ми лет различными формами дошкольного образования. Но и субъекты из группы лидеров достаточно близки к этим показателям.

Основная целевая установка для деятельности субъектов РФ федеральных органов исполнительной власти поставлена в указе Президента РФ, в одном из первых указов, который был подписан Владимиром Владимировичем Путиным после вступления в должность. В Указе

Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в пункте 2а дана целевая установка: обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных организациях.

Хочу отметить, что этот акцент государственной политики, сделанный на детях в возрасте от 3-х до 7-ми лет, не должен вступать в противоречие с интересами других детей, детей других возрастных категорий. У нас иногда бывает так, что стремясь выполнить задачу, поставленную руководством страны, мы забываем про все остальное. К нам поступают тревожные сигналы от родителей детей младшего дошкольного возраста, они жалуются на то, что, обеспечивая потребность детей от от 3-х до 7-ми лет, мы жертвуем группами раннего возраста. Это совсем неправильно. Мы должны сохранять сеть учреждений для детей от года до 3-х лет, не забывая, что основная потребность в дошкольном образовании у нас именно в этой возрастной категории. Но развивать мы будем, в первую очередь, группы для детей дошкольного возраста.

Механизмами достижения цели, поставленной в Указа Президента, станут:

региональные программы («дорожные карты») по ликвидации очередности;

бюджетные кредиты на строительство и реконструкцию зданий детских садов, которые поступают из федерального бюджета в субъекты РФ;

субсидии из федерального бюджета на оснащение дополнительно созданных мест;

субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп для детей дошкольного возраста (приказ Минэкономразвития России 23 апреля 2012 г. № 223) - это новация, которую мы всемерно поддерживаем, и которая должна найти поддержку в субъектах РФ.

Федеральная дорожная карта, которую мы разработали по поручению Правительства РФ, и разработанная вслед за ней дорожная карта субъектов РФ по ликвидации очередности в дошкольные учреждения содержат два основных направления. Это развитие государственных и муниципальных учреждений и развитие негосударственного сектора. На развитие государственных и муниципальных учреждений у нас выделяются мероприятия как высокой затратности (строительство детских садов), так и среднезатратные (возврат конструкций, ранее переданных зданий), и малозатратные (дошкольные группы создаются на свободных площадях уже функционирующих образовательных учреждений).

Мероприятия по ликвидации очередности и их доля в достижении

цели

■ Создание дополнительных мест в

функционирующих ОУ - 15%

■ Семейные дошкольные группы - 2%

■ Возврат ранее переданных зданий - 9%

■ Реконструкция с увеличением мощности ДОУ - 8%

■ Строительство новых зданий - 63%

■ Развитие НОУ - 3%

Рис. 18

Из диаграммы (рис. 18), показывающей долю конкретных мероприятий по ликвидации очередности в ДОУ видно, что основной ресурс все-таки за строительством и реконструкцией.

Очередность из детей от 3 до 7 лет (поставлены на учет для предоставления мест в ДОУ) (тысяч

человек)

1 января 1 сентября 1 октября 1 ноября 2012 2012 2012 2012

Рис. 19

На рисунке 19 представлена динамика показателе очередности в ДОУ из детей от 3-х до 7-ми лет за 10 месяцев 2012 года. По данной диаграмме можно отследить эффективность тех мероприятий, которые проводились в 2012 году. Очередность для указанной категории детей постепенно уменьшается.

Годы Расходы на дошкольное образование Расходы на присмотр и уход Общие расходы

2012 144 737,4 млн. 254 509,0 млн. 399 246,4 млн.

2013 156 755,4 млн. 289 296,5 млн. 446 051,9 млн.

2014 161 536,5 млн. 298 120,3 млн. 459 656,8 млн.

2015 166 317,7 млн. 306 944,0 млн. 473 656,8 млн.

Табл.1. Расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях

Родительская плата за содержание ребенка в ДОУ не превышает 20% затрат на дошкольное образование. Интересно увидеть, сколько бюджетных средств у нас тратится на поддержание и содержание той сети дошкольных учреждений, которая существует сейчас, и той сети, которую мы планируем создать до 2015 года включительно. В 2015-м году мы достигнем 470 млрд. в год только на содержание этой сети. В законопроекте «Об образовании» в РФ мы сохранили норму о предельной границе родительской платы. Она остается 20%. Поэтому еще раз повторю, основные тяготы содержания сети дошкольных учреждений будут оставаться за местными бюджетами. В законопроекте «Об образовании» предусмотрено, что расходы на образование будут субвенсироваться (предоставляться в виде субвенций) из региональных бюджетов. Это очень важно. Мы разделили финансовую ответственность за дошкольное образование между субъектами и муниципалитетами. До сих пор она была целиком и полностью компетенцией муниципалитета.

1 Воспита тели Музыка льные руковод ители Инструкт оры по физкульт уре Педагоги-психологи Учителя-логопеды Другие

2012 485,5 тыс. 42,1 тыс. 21,3 тыс. 14,5 тыс. 27,4 тыс. 17,7 тыс.

Итого в 2012 году 608,5 тысяч

2013 500,3 тыс. 43,9 тыс. 22,2 тыс. 15,0 тыс. 28,3 тыс. 18,3 тыс.

Итого в 2013 году 628,0 тысяч

2014 515,1 тыс. 45,1 тыс. 23,1 тыс. 15,4 тыс. 29,3 тыс. 18,9 тыс.

Итого в 2014 году 646,9 тысяч

2015 519,9 тыс. 46,9 тыс. 24,1 тыс. 15,9 тыс. 30,2 тыс. 19,5 тыс.

Итого в 2015 году 656,5 тысяч

Табл. 2. Развитие кадрового состава системы дошкольного

образования

В таблице 2 представлено предполагаемое развитие кадрового состава системы дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях будут создаваться дополнительные места для детей. С детьми будут работать педагоги, соответствующим образом обученные. Большой прирост количества педагогических работников у нас должен произойти всего лишь за 3 года. Перед нами стоят серьезные цели и задачи. Одной из целей мы видим развитие кадрового потенциала.

Большая часть моего доклада была посвящена именно обеспечению доступности. Но говоря о развитии организационных форм, мы все-таки не забываем о развитии и обеспечении качества дошкольного образования.

Мы поддерживаем идею о том, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который мы должны будем разработать в 2013 году, должен быть стандартом развития и стандартом вариативности. Немножечко противоречиво звучат эти вещи: стандарт и вариативность. На самом деле это не так. Мы хотим добиться того, чтобы по-прежнему у нас в системе дошкольного образования существовали и применялись педагогами различные программы.

Мы говорим о последовательном эволюционном развитии нашей системы дошкольного образования. Мы хотим сохранить наши традиции, наши научные наработки, нашу великолепную научную психолого-педагогическую школу для того, чтобы на их базе создавать и разрабатывать новые программы и совершенствовать те программы, которые у нас уже имеются. Мы будем стремиться к тому, чтобы педагоги, сами дошкольные учреждения могли из существующих программ выбрать ту, которая наиболее подходит их контингенту воспитанников.

Сейчас существует две группы Федеральных государственных требований: требования к структуре программы, которые определяют необходимый минимум содержания дошкольного образования, и требования к условиям реализации этой программы. Нет целеполагающей вещи, которая появится в связи с разработкой Федерального стандарта, - это требования к результатам освоения программы.

Не нужно пугаться этих слов - «требования к результатам освоения программы». Это не требования к ребенку дошкольного возраста. Это не то, что мы от него будем требовать с формулировкой «ты должен». Ребенок нам с вами ничего не должен. Мы должны создать психолого-педагогические, материально-технические, кадровые, методические условия для того, чтобы этот ребенок у нас полноценно развивался, для того, чтобы ребенок в дошкольном детстве получил то самое позитивное социальное развитие, которое позволит ему быть успешным и на этапе дошкольного детства, и в дальнейшем обучении.

Главными принципами обеспечения качества дошкольного образования (здесь могут возникать небольшие сложности) являются принципы интегративности и адаптивности. Адаптивность, как мы ее понимаем, - это, прежде всего, адаптивность среды и инфраструктуры дошкольного образования к потребностям ребенка, адаптивность

развивающей предметной среды, созданной в каждом дошкольном учреждении, потребностям ребенка, и адаптивность ребенка, его социализация в более широком смысле к тому большому социальному миру, в котором он живет и развивается.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев 21 ноября 2012 г. на большем селекторном совещании с губернаторами озвучил намерение Правительства РФ оказывать поддержку развитию систем дошкольного образования в субъектах и муниципалитетах. Эта поддержка будет направлена как на обеспечение доступности дошкольного образования, так и на развитие кадрового потенциала. В одном из указов Президента РФ поставлена задача повышения заработной платы педагогических работников системы дошкольного образования до средней в общем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.