Научная статья на тему 'Проблемы развития дошкольных учреждений'

Проблемы развития дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
37
7
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ САДЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Сачкова Елена Алексеевна

Рассматриваются проблемы, связанные с нехваткой детских дошкольных образовательных учреждений в муниципальных образованиях Иркутской области. Предложены возможные пути решения данной проблемы. Приведена среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений в 2008-2010 гг.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Сачкова Елена Алексеевна,

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INFANT SCHOOLS

The author discusses problems related to a deficiency in the number of infant schools in municipalities of Irkutsk region, and proposes some possible solutions to these problems. The article contains information about the average nominal monthly salary of employees at municipal infant schools in the period of 2008-2010.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития дошкольных учреждений»

УДК 373.2.014 ББК 74.104

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*

О

(N

Рассматриваются проблемы, связанные с нехваткой детских дошкольных образовательных учреждений в муниципальных образованиях Иркутской области. Предложены возможные пути решения данной проблемы. Приведена среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений в 2008-2010 гг.

Ключевые слова: дошкольное образование, детские сады, заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений, государство.

Ye.A. Sachkova

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INFANT SCHOOLS

The author discusses problems related to a deficiency in the number of infant schools in municipalities of Irkutsk region, and proposes some possible solutions to these problems. The article contains information about the average nominal monthly salary of employees at municipal infant schools in the period of 2008-20l0.

Keywords: preschool education, kindergartens, salary of employees at municipal infant schools, state.

SSI

Zsl

KS г

MhSI

HSS

H5l

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Eh< §

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£s§|

E40 I Sffle

К

H

H

о

H

pq

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

CO

H

В настоящее время в нашей стране вопросу эффективности дошкольного образования уделяется значительное внимание со стороны органов власти. Будущее России в 20-30-летней перспективе напрямую зависит от тех действий, которые сегодня направлены на развитие детского населения.

В период массовой приватизации муниципальной собственности в конце XX в. многие детсады были приватизированы и перепрофилированы. Этому способствовало резкое сокращение рождаемости и значительное количество разводов, а также рост количества абортов из-за плохой адаптации населения к новым социально-экономическим условиям переходной экономики.

Увеличение рождаемости (после введения материнского капитала с 2007 г.) привело к нехватке детских садов, что стало поистине катастрофической проблемой для семей с детьми дошкольного возраста. В настоящее время количество дошкольных образовательных учреждений в нашей стране составляет немногим более 45 тыс., а их наполняемость нередко выше предельно допустимых норм. Так, например, при норме в среднем 22 чел. в группу ходят 30 и более детей. В целом в очереди в детские сады стоит более 1 млн 684 тыс. детей [1].

Из приведенных в табл. 1 данных об очередности на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения Иркутской области и охвате детей дошкольными образовательными учреждениями следует, что толь-

* Печатается при поддержке проекта «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основа повышения качества жизни населения», выполняемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (шифр 2011-1.2.2-301-012).

© ЕА. Сачкова, 2011

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« V I

8Н! й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Н

ко один Иркутск нуждается как минимум в 85 детских дошкольных учреждениях с учетом того, что один сад будут посещать 250-300 детей.

Таблица 1

Сведения об очередности на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения Иркутской области и охвате детей дошкольными образовательными учреждениями на 1 января 2010 г.

Муниципальное образование Общее число детей В том числе в возрасте Охват детей в возрасте 1-7 лет ДОУ, %

до 1,5 лет от 1,5 до 3 лет 3-6 лет

Город Иркутск 21 505 8 811 8 591 4 103 63,7

МО города Братска 7 121 1 407 3 417 2 297 65,6

Зиминское городское МО 1 429 365 585 479 34,4

МО «город Саянск» 1 253 602 584 67 77,1

МО «город Свирск» 605 156 249 200 43,5

МО «город Тулун» 1 772 505 579 688 52,8

МО «город Усолье-Сибирское» 2 610 1 221 1 056 333 76,0

МО «город Усть-Илимск» 1 552 1 038 388 126 65,7

МО «город Черемхово» 1 622 574 523 525 54,6

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ангарское МО 549 - 301 248 82,0

МО «Балаганский район» 174 14 43 117 29,1

МО города Бодайбо и района 455 211 176 68 66,7

МО «Братский район» 979 334 405 240 40,0

МО «Жигаловский район» 185 81 59 45 59,0

МО «Заларинский район» 634 167 245 222 35,4

Зиминское районное МО 175 51 54 70 28,0

Иркутское районное МО 2 150 1 083 717 350 35,0

МО «Казачинско-Ленский район» 1 069 272 389 408 36,0

МО «Катангский район» 24 24 - - 87,6

МО «Качугский район» 460 90 235 135 32,7

МО «Киренский район» 356 300 37 19 61,2

МО «Куйтунский район» 405 86 213 106 40,0

МО Мамско-Чуйского района 20 12 3 5 84,0

МО «Нижнеилимский район» 1544 662 842 40 68,9

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

МО «Нижнеудинский район» 3 197 810 12 571 1 130 30,0

Ольхонское районное МО 306 62 137 107 42,0

МО «Слюдянский район» 1 088 439 348 301 48,0

МО «Тайшетский район» 2 061 452 909 700 38,0

МО «Тулунский район» 195 15 100 80 43,0

Усольское районное МО 1 372 200 629 543 57,7

МО «Усть-Илимский район» 168 37 95 36 49,8

Усть-Кутское МО 2 269 1 014 1 437 832 49,7

Районное МО «Усть-Удинский район» 662 167 230 265 44,0

Черемховское районное МО 335 118 155 62 36,4

Чунское районное МО 878 137 582 160 43,6

Шелеховский район 2 362 936 978 448 43,6

Аларский район - - - - 39,0

Баяндаевский район 281 106 146 29 26,8

Боханский район 342 72 157 104 44,0

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Нукутский район 269 61 138 70 42,8

Осинский район 387 128 136 123 38,0

Эхирит-Булагатский район 1 682 349 717 616 26,0

Всего 66 503 22 164 27 842 16 497 59,0

Примечание. По данным муниципальных органов управления образованием Иркутской области на 1 января 2010 г.

О

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений

в 2008-2010 гг.,р.

«К1

ЯЧ г

МнЗ|

нйе

н31

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ой-

^ 1

1

«Л*

« VI

8Н! й§ о

ЕнО а

£мщ

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

м

со

Н

Муниципальное образование 2008 2009 2010 Рост заработной платы в 2008-2010 гг., р- Гр. 4 к гр. 2, %

1 2 3 4 5 6

Иркутская область 7 753,0 7 791,9 7 916,1 163,1 102,1

Городские округа:

Иркутск 7 949,4 7 894,0 7 946,6 -2,8 99

МО города Братска 8 820,9 8 507,3 8 628,5 -192,4 97

Зиминское городское МО 6 635,9 7 219,8 7 162,5 526,6 107

Саянск 7 893,4 7 552,3 7 664,4 -229,0 97

Тулун 6 633,5 6 855,7 7 343,1 709,6 110

МО города Усолье-Сибирское 7 737,6 8 365,3 7 994,0 256,4 103

Усть-Илимск 10 609,3 10 363,0 10 552,3 -57,0 99

Черемхово 7 023,8 7 189,4 7 599,9 576,1 108

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Свирск 5 237,5 5 761,2 5 705,0 467,5 108

Муниципальные районы:

Ангарское МО 7 336,8 7 404,5 7 540,8 204,0 102

Балаганский район 5 881,9 6 612,7 6 724,9 843,0 114

МО города Бодайбо и района 8 845,5 9 412,4 9 209,7 364,2 104

Братский район 6 917,4 7 060,1 6 981,2 63,8 100

Жигаловский район 6 946,1 7 016,6 7 094,0 147,9 102

Заларинский район 5 206,0 5 854,4 6 101,1 895,1 117

Зиминский район 6 859,5 6 549,8 6 770,4 -89,1 98

Иркутское районное МО 7 446,5 7 964,6 8 192,6 746,1 110

Казачинско-Ленский район 7 279,6 8 441,7 8 647,4 1 367,8 118

Катангский район 10 080,8 9 512,0 9 783,0 -297,8 97

Качугский район 5 283,1 5 530,4 5 964,5 681,4 112

Киренский район 9 105,9 8 843,5 8 549,7 -556,2 93

Куйтунский район 7 458,2 7 618,2 7 681,5 223,3 102

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

МО Мамско-Чуйского района 8 390,8 8 630,1 8 839,0 448,2 105

Нижнеилимский район 7 928,7 8 273,8 8 426,8 498,1 106

Нижнеудинский район 7 359,8 6 940,4 7 523,0 163,2 102

Ольхонское районное МО 5 677,6 5 976,9 6 584,7 907,1 115

Слюдянский район 6 637,4 6 689,8 7 487,5 850,1 112

Тайшетский район 7 929,6 8 214,2 8 435,1 505,5 106

Тулунский район 5 390,0 5 251,0 5 518,7 128,7 102

Усольское районное МО 8 635,3 8 766,1 8 832,4 197,1 102

Усть-Илимский район 8 718,7 8 684,5 9 225,1 506,4 105

Усть-Кутское МО 8 654,7 8 661,2 8 830,4 175,7 102

Усть-Удинский район 8 551,7 8 516,8 8 135,6 -416,1 95

Черемховское районное МО 5 534,9 6 091,7 6 711,0 1176,1 121

Чунское районное МО 6 895,7 7 027,6 7 368,9 473,2 106

Шелеховский район 8 500,5 7 802,8 7 827,4 -673,1 92

Аларский район 5 161,9 5 341,9 5 697,3 535,4 110

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Баяндаевский район 5 120,1 5 794,8 6 139,7 1019,6 119

Боханский район 5 878,6 5 837,1 5 990,7 112,1 101

Нукутский район 5 282,0 5 673,6 5 722,6 440,6 108

Осинский район 5 973,0 5 757,0 5 473,4 -499,6 91

Эхирит-Булагатский район 5 301,8 5 613,0 5 998,4 696,6 113

Примечание. По данным Иркутскстата.

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

«31

оК %<s ^ 1

5s 1

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

^ Л £ ё§! h Е

S V I

8s! й§ о

ЕнО а

£яЦ

МО I £И4

See

«

н

н

о

н

PQ

со

н

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Строительство новых детских садов и повышение зарплаты воспитателей должны стать одной из приоритетных национальных программ России. У нас растет рождаемость, идет стимулирование семей к рождению детей.

На наш взгляд, одним из решений данной проблемы может стать административный рычаг, обязывающий строительные организации производить комплексную социальную застройку (детский сад, школа, детская и взрослая поликлиники, больница, детские площадки, спортивные сооружения, почта, магазины, предприятия бытовых услуг, культмассовые объекты и т.д.). То есть при строительстве нового жилого комплекса целесообразно, чтобы обязательным условием при выделении земельного участка под застройку было включение в план строительных работ объектов повышенной социальной значимости, в частности детских садов, с привлечением долевого финансирования: частично за счет застройщика, частично за счет бюджетов разных уровней. А управление данным детским садом можно отдать этой же управляющей компании. Возможно также создание при крупных вузах детских садов, что было бы удобно для сотрудников данных вузов.

В табл. 2 приведены данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников муниципальных детских дошкольных учреждений.

Из приведенных в табл. 2 данных видно, что за три года (с 2008-го по 2010-й) заработная плата работников детских дошкольных образовательных учреждений не только не выросла, но и в некоторых районах уменьшилась. Так, например, в Осинском районе Иркутской области заработная плата снизилась на 500 р. Низкий уровень заработной платы — главный фактор снижения качества дошкольного образования. По этой причине очень часто воспитателями в детских садах работают случайные люди, без профессионального образования. В настоящее время высшие руководители страны провозгласили в качестве приоритета в социальной политике поддержку семьи, материнства, что нашло активную поддержку в обществе. В этой связи правительству страны необходимо изыскать финансовые ресурсы на развитие детских садов и повышение заработной платы их работников.

Список использованной литературы

1. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ. — URL: http://www.kremlin.ru/news/9637.

Referenses

1. Poslanie Prezidenta Rossii Federal’nomu Sobraniyu RF. - URL: http://www. kremlin.ru/news/9637.

Информация об авторе

Сачкова Елена Алексеевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: sea@isea.ru.

Author

Sachkova Yelena Alekseyevna — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: sea@isea.ru.